Научная статья на тему 'Исследование особенностей формирования здоровья детей в экологических условиях мегаполиса'

Исследование особенностей формирования здоровья детей в экологических условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МИКРОЭЛЕМЕНТЫ / МЕГАПОЛИС / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / HEALTH-IMPROVING WORK / MICROCELLS / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

В статье представлено исследование по определению «экологического портрета» детей дошкольного возраста по данным микроэлементного анализа, выявлению возможных связей между имеющимися у них микроэлементозами и физическим состоянием. Результаты проведенной работы свидетельствуют о возможности нормализации содержания микроэлементов в организме детей, посещающих дошкольное учреждение, в том числе и средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the formation specifics of children`s health in ecological conditions of megacity

In big cities a considerable part of inhabitants are subject to joint action of noise and pollution of atmospheric air from motor transport and the industrial enterprises which are characterized as «a megalopolis syndrome». The article presents the research of definition «an ecological portrait» of children at preschool age by data of microcells analysis, revealing the possible correlations between their actual microcells and physical condition. Results of the given work testify the possibility of normalization of microcells in an organism of children visiting preschool centre, including physical training means.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей формирования здоровья детей в экологических условиях мегаполиса»

в показателях, характеризующих умения в области организации ЗОЖ и диагностики. Ярко выраженная положительная динамика замечена в сформированности умений профессиональной направленности. Выделить психофизические качества, необходимые в профессиональной деятельности, смогли 76% студентов ЭГ, подобрать методику развития данных качеств - 36%, готовы использовать отдельные методы и системы упражнений для реализации поставленных целей - 56% студентов экспериментальной группы.

Следует отметить, что в результате целенаправленного использования средств физической культуры у большинства студентов экспериментальной группы существенно повысился уровень общей психологической работоспособности в условиях высокой помехоустойчивости (в том числе физического утомления). Это находит выражение в более качественном выполнении работы по отысканию чисел в «корректурной пробе» и объясняется совершенствованием адаптационных механизмов вегетативной сферы студентов.

Формирующий эксперимент подтвердил эффективность разработанной системы, способствующей формированию психофизического потенциала профессионального развития студентов. Показателями результативности системы являются: положительная динамика показателей сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного компонентов в структуре потенциала. Ценностные ориентации личности в области физической культуры, профессиональная направленность ориентируют студентов на самосовершенствование и саморазвитие путем накопления знаний и способов деятельности в данной сфере, повышают уровень двигательной активности и физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нестеренко, В.М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов / В.М. Нестеренко ; Самарский гос. техн. ун-т. - Самара : [б. и.], 2000. - 77 с.

2. Неминущий, Г.П. Интегральные параметры в исследовании природы человека и влияние на них основных типов деятельности // Актуальные проблемы физической культуры : материалы региональной научно-практической конференции. Т. 3 / РГЭА. - Ростов н/ Д., 1995. - С. 75.

Контактная информация: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлено исследование по определению «экологического портрета» детей дошкольного возраста по данным микроэлементного анализа, выявлению возможных связей между имеющимися у них микроэлементозами и физическим состоянием. Результаты проведенной работы свидетельствуют о возможности нормализации содержания микроэлементов в организме детей, посещающих дошкольное учреждение, в том числе и средствами физической культуры.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физкультурно-оздоровительная работа, микроэлементы, мегаполис.

RESEARCH OF THE FORMATION SPECIFICS OF CHILDREN'S HEALTH IN ECOLOGICAL CONDITIONS OF MEGACITY

Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Annotation

In big cities a considerable part of inhabitants are subject to joint action of noise and pollution of atmospheric air from motor transport and the industrial enterprises which are characterized as «a megalopolis syndrome». The article presents the research of definition «an ecological portrait» of children at preschool age by data of microcells analysis, revealing the possible correlations between their actual microcells and physical condition. Results of the given work testify the possibility of normalization of microcells in an organism of children visiting preschool centre, including physical training means.

Keywords: children of preschool age, health-improving work, microcells, megalopolis.

ВВЕДЕНИЕ

В крупных городах России, концентрирующих значительную часть населения страны, достаточно ярко проявляются тревожащие тенденции динамики показателей демографического развития и состояние здоровья населения: падение рождаемости, сокращение продолжительности жизни, рост заболеваемости, происходящие на фоне существенного антропотехногенного загрязнения окружающей среды (В.Г. Маймулов, С.В. Нагорный, А.В. Шабров, 2001).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами было организовано исследование, целью которого являлась характеристика «экологического портрета» детей дошкольного возраста по данным микроэлемент-ного анализа и выявление возможных связей между имеющимися микроэлементозами (жизненно важными химическими элементами) детей и физическим состоянием.

Исследования проводились на базе ДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга. Воспитанниками являются часто и длительно болеющие дети (ЧБД). Под наблюдением находились 40 детей в возрасте 6-6,5 лет (23 мальчика и 17 девочек). Все дети имели в анамнезе частые простудные заболевания. Из сопутствующих заболеваний отмечены бронхиты с астматическим компонентом, нарушения опорнодвигательного аппарата (патологическая осанка, плоскостопие), пищевые аллергии, пиелонефриты, малая мозговая дисфункция.

Многоэлементный анализ волос на содержание Al, As, Be, Ca, Cd, Co, Cr, Cu, K, Li, Mg, Mn, Na, Ni, P, Pb, Se, Sn, V, Ti, Zn был проведен в аккредитованном в системе ГОСТ РФ научно-медицинском центре биотической медицины (г. Москва). Исследования выполнены методом атомно-эмиссионной спектрометрией с индуктивно связанной аргоновой плазмой (АЭС - ИСАП). Волосы для анализа состригали с нескольких (3-5) участков затылочной части головы, длина волос составляла 2-4 см непосредственно от корня, масса общей навески (одной пробы) была в пределах 100 - 300мг.

Комплексная оценка физического состояния исследованных детей проводилась путем оценки их физического развития по центильным таблицам и с помощью двигательных тестов. К последним относились: «челночный бег» 3х10 м; прыжок в длину с места; подъем туловища из положения лежа на спине: бег 300 м; наклон вперед из исходного положения стоя; бросок набивного мяча. Оценивалась также степень овладения навыком плавания: время погружения в воду с головой; погружение в воду с головой с выдохом; умение лежать на воде; скольжение в воде на груди и на спине; скольжение в воде на груди и на спине с движениями ног; плавание способом «кроль». Тестирование уровня развития физических качеств и сформированности двигательных навыков проводилось два раза в год.

Изначально нами было предположено, что у детей, живущих в таком мегаполи-

се, как Санкт-Петербург, будет иметь место повышенное содержание токсичных микроэлементов, однако исследование волос этого не показало. Лишь у одного ребенка содержание свинца в 2,7 раза превышало норму. У всех остальных детей показатели всех исследованных экотоксикантов не выходили за границы среднестатистических нормативных значений. Что же касается эссенциальных микроэлементов, то здесь картина характеризуется выраженным дефицитом многих из них и на первый план выступает недостаток натрия, кальция, йода, магния и марганца. Ниже приведен анализ полученных результатов. Результаты химического анализа представлены на рисунке.

Проведенный нами анализ элементного состава биопроб не ставил своей задачей проанализировать, что первично - характерные для наблюдавшихся детей частые заболевания приводят к микроэлементозам, или микроэлементозы вызывают те или иные заболевания. В данном исследовании мы попытались проследить, есть ли зависимость между «экологическим портретом» детей и их физическим состоянием.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ ниже нормы □ норма □ выше нормы

I

I

— сл < <

тооооо^д

* 2

„о о

сл

с >

с

N

Рис. Результаты анализа биопроб дошкольников на состав микроэлементов

Проведенная нами оценка физического развития и физической подготовленности позволяет, на наш взгляд, приблизиться к решению поставленной задачи.

Определение физического развития не выявило, каких-либо значимых отклонений: большинство детей характеризовалось гармоничным физическим развитием и относились к мезосоматотипу (сумма центильных зон колебалась в пределах от 11 до 16). Проведенный корреляционный анализ не выявил зависимости между физическим развитием и проявлением микроэлементозов.

Несколько иная картина прослеживалась при анализе изменения уровня развития физических качеств и сформированное™ двигательных навыков. Дети с выраженным дефицитом кальция и марганца имели более низкие показатели прироста результатов двигательных тестов, чем дети, экологический портрет которых характеризовался относительно нормальными значениями.

Проведенные исследования подтвердили, выявленную в ходе предварительного теоретического анализа, необходимость нормализации элементного статуса детей. Нормализация элементного статуса дошкольников требовала учета их индивидуальных и групповых особенностей. Результаты исследования 25 элементов в организме дошкольников были переведены в баллы в соответствии с 9-балльной шкалой, где показатель в 5 баллов соответствовал норме. Показатели от 1 до 4 баллов квалифицировались как разная степень недостатка элемента в организме. Показатели от 6 до 9 баллов - как разная степень избытка исследуемого элемента в организме.

В связи с тем, что 11 показателей соответствовали норме, они были исключены

из анализа. На основании данных по оставшимся 14 показателям (кальций, кобальт, хром, медь, железо, йод, калий, магний, марганец, натрий, фосфор, свинец, кремний, цинк), все дети с помощью иерархического кластерного анализа были разделены на 3 группы.

В соответствии с проведенным анализом были определены средние групповые показатели по каждому исследуемому элементу. По рассчитанным групповым показателям были составлены характеристики выделенных групп.

Для первой группы характерен значительный недостаток в организме детей кальция (1,5) и йода (1,0). В этой группе был также зафиксирован недостаток натрия (2,25), магния (2,63) и марганца (3,88). Незначительный недостаток наблюдался по фосфору, кремнию, цинку, кобальту и меди. В этой группе не был отмечен избыток какого-либо элемента.

Во второй группе, также как и в первой, наблюдался значительный недостаток кальция (2,17) и, особенно, натрия (1,83). В то же время показатели йода соответствуют нормы (5,00). Незначительный недостаток был отмечен по калию, марганцу, фосфору, кремнию, кобальту, хрому и меди. Небольшое превышение нормы зафиксировано по свинцу и железу.

Для третьей группы характерно, в отличие от первых двух групп, близкое к нормальному содержание натрия (4,67). В то же время наблюдается самое низкое из всех групп содержание магния (2,17). В этой группе было зафиксировано превышение нормы тяжелых металлов: хрома (5,33) и, особенно, свинца (6,00). Как и в других группах, у детей отмечается низкое содержание кальция (2,00).

Непротиворечивость разбиения (классификации) детей, участвующих в эксперименте на группы и возможность дальнейшего прогнозирования эффективности нормализации элементного статуса детей, определялись при помощи дискриминантного анализа в статистическом пакете SPSS for Windows, v. 13.0.

В качестве группирующей переменной была взята принадлежность детей к группе, определенная на основе кластерного анализа. В исходную совокупность дискриминантных переменных были включены показатели элементов, имеющих у исследованной группы детей отклонения от нормы.

В исследовании использовался пошаговый дискриминантный анализ методом включения, позволяющий выделить показатели, которые имеют наибольшую дискриминирующую силу. Максимальная значимость F-включения равна 0,05. Минимальная значимость F-исключения равна 0,10.

Наибольший относительный вклад в значение первой дискриминантной функции (отделения 1 группы от 2 и 3) (при фиксировании остальных) вносят переменные, характеризующие содержание йода и натрия в организме детей.

В значение второй дискриминантной функции (при отделении 2 группы от 3) наибольший вклад вносит переменная, характеризующая содержание кальция в организме детей.

В результате проведенного дискриминантного анализа было определено соответствие прогнозируемой и фактической групп по каждому ребенку. Точность прогнозирования полученной модели высокая и составляет 95,0%.

Для прямого вычисления показателя классификации для некоторых новых значений были использованы коэффициенты классифицирующих функций:

S =-4,965 + 2,776 X Ca +1,421 х I + 0,995 х Na;

52 =-21,166 + 5,361х Ca + 5,485 х I + 0,596 х Na;

53 =-25,771 + 5,018 х Ca + 5,660 х I +1,594 х Na.

В общем случае наблюдение считается принадлежащим той совокупности, для которой получен наивысший показатель классификации.

Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу построения методики работы с каждой группой детей, с опорой на индивидуализацию и дифференциа-

цию образовательного и оздоровительного процесса в дошкольном учреждении.

С учетом выделенных групп детей для осуществления индивидуальнодифференцированного подхода в реализации экспериментальной методики были внесены коррективы в образовательный и оздоровительный процесс дошкольного учреждения.

У детей первой группы в пище использовалась йодированная соль. В первой и второй группах для нормализации уровня натрия изменялся режим жизнедеятельности детей - снижался уровень психоэмоциональных нагрузок, связанных с большим объемом учебных занятий. В третьей группе проводились занятия физическими упражнениями, способствующие элеменации ксенобиотиков из организма детей. Кроме того, в питание дошкольников всех трех групп включались специальные пищевые добавки: препарат «Кальцинова» и вода с повышенным содержанием кальция «Северянка плюс».

Для оценки эффективности применения экспериментальной методики был проведен повторный анализ микроэлементов. В результате проведенной физкультурнооздоровительной работы произошла нормализация содержания ряда элементов в организме детей. У детей первой группы повысились показатели: кальция (с 1,5 до 2,4) и йода (с 1,0 до 5,0), натрия (с 2,3 до 4,3), магния (с 2,6 до 3,8). У детей второй группе повысились показатели: кальция (с 2,2 до 3,8), магния (с 3,5 до 5,1), натрия (с 1,8 до 3,2). У детей третьей группы повысились показатели кальция (с 2,0 до 3,3), магния (с 2,1 до 3,7), а также снизились показатели тяжелых метолов: хрома (с 5,3 до 4,5) и, особенно, свинца (с 6,0 до 5,0). Таким образом, результаты, полученные в исследовании, свидетельствуют об эффективности использованной методики нормализации элементного статуса дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ микроэлементного состава организма у дошкольников Санкт-Петербурга, как мегаполиса, выявил у подавляющего числа детей сочетанный дефицит комплекса эссенциальных элементов, таких как магний, кальций, кобальт, магний, марганец, селен.

Проведенный дискриминантный анализ выявил тот факт, что показатели кальция, йода и натрия в организме являются высоко информативными для построения эффективной методики нормализации содержания микроэлементов в организме дошкольников, основанной на дифференциации образовательного и оздоровительного процесса в дошкольном учреждении. Исследования обнаружили, что кальций не может использоваться как информативный показатель, так как его значительный недостаток обнаружен у всех детей и мероприятия по нормализации содержания этого элемента должны быть включены в методику работы с любой группой детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренин, Н.С. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников / Н.С. Буренин, В.Б. Миляев, Р.А. Шатилов // Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998. - С. 279.

2. Воронцов, И.М. Антропометрический скрининг при массовых профилактических осмотрах детей : методические рекомендации / И.М. Воронцов, С.Б. Тихвинский. - Л. : [б.и.], 1991. - 29 с.

3. Маймулов, В.Г. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях / В.Г. Маймулов, С.В. Нагорный, А.В. Шабров. - СПб. : СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2001. - 420 с.

4. Скальный, А.В. Эколого-физиологические аспекты применения макро и микроэлементов в восстановительной медицине / А.В. Скальный, А. Т. Быков. - Ори-енбург : РИК ГОУ ОГУ, 2003. - 198 с.

Контактная информация: [email protected]

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ И ЛИЦ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Андрей Николаевич Губернский, Президент,

Мини-футбольный клуб "Динамо-Ямал", г. Москва

Аннотация

Исследована динамика показателей, определяющих уровень развития общей и скоростной выносливости у школьников и футболистов групп начальной подготовки. У юных спортсменов зафиксированы более высокие результаты при выполнении тестовых заданий, по сравнению со школьниками, не занимающихся спортом.

Ключевые слова: футболисты, школьники, общая выносливость, скоростная выносливость, тестовые задания, стандартное отклонение, коэффициент вариации, интенсивность роста.

CHANGING OF THE GENERAL AND HIGH-SPEED ENDURANCE AMONG YOUNG FOOTBALL PLAYERS AND PERSONS WHO ARE NOT GOING IN FOR

SPORTS

Andrey Nikolaevich Gubernsky, the President,

Minifootball club "Dynamo-Jamal",

Moscow

Annotation

The dynamics of the indicators defining a level of development of the general and high-speed endurance among schoolboys and football players of groups of initial preparation is investigated. Among young athletes better results have been recorded at performance of test tasks in comparison with the schoolboys not going in for sports.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: football players, schoolboys, general endurance, high-speed endurance, test tasks, standard deviation, variation factor, intensity of growth.

По мнению некоторых специалистов [1, 3, 4, 5], выносливость избирательна, то есть проявляется и развивается только при специфической мышечной деятельности. С этим трудно согласиться, так как адаптация к отдельным упражнениям на выносливость предусматривает активацию широкого спектра функций и систем. Поэтому, развитие различных типов выносливости мало зависит от структуры выполняемых движений [2].

Для оценки уровня развития общей и скоростной выносливости футболистов и школьников 7-9 лет, использовались тестовые задания, проверенные на надежность и информативность:

- 40-секундный бег «челнок» (по 20 метровому «отрезку» выполнялся непрерывный бег в течение 40 секунд. Одна попытка);

- бег в течение 3 минут по дорожке стадиона (разновидность теста Купера. Одна попытка).

На рисунке 1 представлена динамика показателей тестового упражнения «40-ка секундный бег «челнок».

К 7 годам средние величины теста у юных футболистов и школьников достоверно не отличались (122,56 м. - спортсмены, 117,04 м. - школьники), хотя у футболистов показатели выполнения теста были лучше.

Статистически значимые различия обнаружены в 8 лет (129,91 м. - футболисты, 122,47 м. - школьники).

В 9 лет футболисты показали более высокие результаты в выполнении тестового упражнения по сравнению со школьниками. Различия статистически достоверны. Разница в 9 лет (11,12 м.) выше, чем у 8-летних (7,44 м.).

Показатели стандартного отклонения (о) у юных футболистов и школьников, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.