Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛ»

Таблица 2

>довой состав аэробной микрофлоры мороженой рыбы

Род микроорганизмов

Вид рыбы Staphi- «в а «а Micro- Piano-

lococcus о м coccus coccus

О Л

Ледяная 68,3 11,7 10 10

Навага 36,8 33,3 15,8 14,1 _,

Хек 44,3 13,9 26,1 15,7 _

Скумбрия 50,5 33,7 — 6,3 9,5

Камбала 38,5 19,2 29,5 12,8 —""

Всего ... 48,8 23,8 13,5 11 2,9

Наиболее часто встречались Staphilococcus (48,8%) и Bacillus (23,8%). Из других микроорганизмов фигурировали Listeria (13,5%), Micrococcus (11%) и Planococcus (2,9%).

Исходя из характера микрофлоры мороженой рыбы, можно предположить, что он обусловлен в основном вторичным загрязнением рыбы микроорганизмами, обладающими высокой устойчивостью к факторам внешней среды.

Таким образом, результаты исследования свидетельствовали о достаточно стабильном характере микрофлоры, обсеменяющей рыбу на определенных этапах ее заготовки, переработки и хранения. Последнее обстоятельство с учетом особенностей жизнедеятельности микроорганизмов в пищевых продуктах позволяет выделить микроорганизмы, требующие нормирования. К числу последних, на наш взгляд, следует отнести для свежевыловленной рыбы V. parahaemolyticus (род Vibrio), Вас. cereus (род Bacillus), Aeromonas, Pseudomonas, семейство Enterobacteri-aceae (Salmonella, Proteus, Serratia, Hafnia Yersinia, Escherichia), для мороженой — Staphilococcus и Вас. cereus.

Ввиду частой встречаемости в перечисленных продуктах представителей родов Listeria, Flavobacterium, Aci-netobacter и Corinebacterium представляется целесообразным изучение их выживания при кулинарной обработке рыбных продуктов и жизнедеятельности в готовых блюдах.

Поступила 14.11.84

УДК 371.712:377

В. Н. Сергета, Я■ С. Суходола, В. Я- Перейма, Н. В Голка, Д. В. Козелко, С. И. Могилевская

+ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ШКОЛ

Тернопольский медицинский институт

Подготовка школьников к сознательному профессиональному самоопределению невозможна без формирования у них интересов к определенному кругу профессий и положительного отношения к различным видам профессиональной трудовой деятельности.

В настоящее время мотивы учебной и трудовой деятельности, особенно мотивация выбора профессий, еще недостаточно изучены. Нами проанализированы в возрастно-половом аспекте интересы и профессиональные склонности школьников 6—10-х классов. Для этой цели использованы специальные методики, направленные на изучение сферы интересов, мотивирующей, в определенной мере, выбор профессии. Школьники отвечали на вопросы ориентировочно-диагностической карты. Ответы, распределенные по ранговым местам, позволили выявить интерес подростков к одной или нескольким из 34 перечисленных специалъ-. ностей; медицине, технике, сфере обслуживания, электро-ркн радиотехнике и др.

Результаты анкетного опроса шестиклассников показали, что у мальчиков положительный интерес к профессиям распределялся следующим образом: 88,9% спорт, 77,8% военное дело, 38,9% техника. Отрицательное отношение отмечено к искусству, физике, журналистике и химии (соответственно у 38,9, 33,3 и 27,8% опрошенных). У девочек выявлено положительное отношение к сфере обслуживания (57,1%), истории (33,3%), медицине (27,8%), отрицательное — к электро- и радиотехнике (61,9%), математике и химии (19%).

У мальчиков 7—8-х классов положение оказалось иным: на первом месте находилось военное дело (82,3% положительных ответов), на втором — спорт (70,6%), на третьем — техника (52%), нежелательными же профессиональными сферами были медицина (58,8%), искусство (47,1%), математика (41,2%). У девочек этого возраста на первом месте осталась сфера обслуживания (68,75%), на втором была педагогика (62,5%), далее — история, филология, •^Журналистика (43,7%). Негативное отношение имелось к

физике, электро- и радиотехнике (93,7%), технике (68,7%) геологии и географии (37,5%).

Среди девятиклассников положительное отношение к географии и праву было у 51,3%, к химии и истории — у 37,5%, к физике, астрономии и рабочим специальностям — у 25,1%, а отрицательное — к педагогике (37,6%) и биологин (25%). Девятиклассницы отдавали предпочтение журналистике (51,2%), искусству и сфере обслуживания (42,9%), легкой промышленности, химии и истории (35,7%). Негативное отношение они проявляли к электронике и математике (43%), строительству (35%), технике и рабочим специальностям (28,6%).

Десятиклассники избирали преимущественно астрономию, электротехнику, технику (72,7, 54,5 и 45,5% соответственно), а к сельскому хозяйству, искусству и строительству не имели положительной мотивации (отрицательных ответов 45,6, 27,3 и 19,2% соответственно). Десятиклассницы проявляли интерес к сельскому хозяйству (74,8%), сфере обслуживания (41,7%), астрономии, биологии и педагогике (33,3), а отрицательное — к техническим специальностям: электротехнике, технике, физике (93,3, 66,7 и 41,7% соответственно).

Полученные данные показали, что у большинства анкетированных диапазон интересов достаточно широк, о чем свидетельствует положительная оценка нескольких групп интересов. И только у 8.2% учащихся 7—8-х классов диапазон интересов оказался сравнительно узким — отрицательных ответов было гораздо больше, чем положительных.

Поскольку наша работа проведена среди учащихся 6— 10-х классов, при анализе материала можно сделать определенные выводы. У школьников 6—7-х классов намечается несоответствие уровней осведомленности о разных условиях выбора профессии: односторонний характер усвоения информации в этот период объясняется тем, что знания ограничиваются сферой внешних, легкодоступных случайных наблюдений, признаков и не затрагивают основных компонентов профессионального труда, его соци-

яльно-экономической и психологической характеристики. У восьмиклассников значительная динамичность уровней, качественные изменения в информативной основе мотивации. Это возрастной период, когда школьник начинает серьезно осознавать социальную ценность труда в единстве с конкретным его содержанием. Девятый класс — это период сравнительно слабо выраженной динамики уровней. Расширяется круг знаний о психофизиологической стороне профессиональной деятельности, се требованиях к личности. Девятиклассники успешно справляются с задачей определения личных данных, соотнося их с особенностями профессионального труда. Но в целом эти изменения по сравнению с показателями в 8-м классе невелики. Возможно, здесь сказывается и отдаление перспективы выбора, и перемена у многих девятиклассников профессиональных планов в связи с решением окончить среднюю школу. Наиболее значительные изменения .информативной основы мотивации наступают в 10-м классе. Очевидно, именно за счет показателей в этот период происходит повышение роли фактора самооценки в общей структуре мотивации.

Из приведенного можно сделать вывод о том, что основные направления и характер сдвигов профессиональной информированности школьников существенно влияют на соотношение ведущих мотивов выбора профессии в ходе их развития. Систематическое неподкрепление знаний о

профессии элементарными сведениями о своих возможностях тормозит побудительную функцию и влияние мотива самооценки на выбор профессии. Он осознается учащимися«^ позднее других и с большими затруднениями. Вместе с тем воздействие информации о какой-либо одной стороне выбора профессии на мотивы не являются изолированным, а распространяется на всю их структуру. Поэтому, в частности, самооценочный аспект мотивации ослаблен и формируется замедленно вследствие недостатка знаний не только о психофизиологических особенностях труда, способах самоанализа и самооценки, но и о конкретном содержании той деятельности, в соответствии с которой школьник должен углубленно познавать свои возможности.

Проведенная работа имела практическое значение: в каждую школу была направлена личная карточка — характеристика каждого ученика с указанием положительной и отрицательной мотивации и заключение по психофизиологическим показателям, что дало возможность при направлении школьников в ПТУ, на предприятия города, в учебно-производственный комбинат учитывать нх интересы, избирательность, личный подход к той нлн иной профессии, психологические и физиологические возможности при выборе профессиональной направленности.

Поступила 19.12.84

УДК 872.81-053.31(874)

А. Г. Швецов, Т. П. Филина, В. С. Павловская, М. Б. Сигал

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ В РЯДЕ ГОРОДОВ

КАЗАХСТАНА

Карагандинский медицинский институт

Сведения о физическом развитии новорожденных в медицинских журналах крайне малочисленны. Это послужило поводом для разработки стандартов физического развития новорожденных, которую мы провели в 1982— 1984 гг. для ряда городов Казахстана, расположенных в различных климатогеографических зонах республики: южной (Алма-Ата, Чимкент, Джамбул, Талды-Курган, Кзыл-Орда), центральной (Караганда, Балхаш, Арка-лык, Джезказган, Целиноград) и восточной (Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск). Исследование проведено в половом и национальном аспектах, при этом в группу новорожденных русской национальности включены дети лиц европеоидной расы (русских, немцев, украинцев и др.), в группу новорожденных казахской национальности — дети лиц евромонголоидной расы (до 80% казахов, а также татар, узбеков и др.). Всего в вариационно-статистическую разработку вошло около 6500 карточек рожденных в срок детей без аномалий внутриутробного развития. В каждой группе было от 100 до 150 детей, что обусловило статистическую значимость выборки. Разработка стандартов проведена без учета порядка родов, но во всех выборках она была приблизительно одинакова: от первых родов 46,8—50%, от вторых — 35,6—38%, от третьих — 9—9,7%, от четвертых и последующих — 4,8— 5,5%.

При анализе полученных данных (см. таблицу) отчетливо выявляется большая вариабельность средних величин антропометрических параметров новорожденных в различных городах Казахстана. Особенно выраженные различия отмечены в росте детей, средние показатели которого колеблются от 50,8 см (Алма-Ата) до 54,7 см (Джамбул). Средняя масса тела новорожденных находится в пределах 3,2—3,8 кг, окружность грудной клетки — 33,3— 35,1 см, окружность головы — 33,9—36,1 см.

Достоверность различий указанных показателей по критерию t между отдельными городами очень высока (особенно по росту). Так, резко различается рост новорожденных Караганды, Павлодара, Джамбула, относящихся к различным климатогеографическим зонам Казах-

стана. В то же время имеются довольно выраженные различия атропометрических показателей новорожденных в городах внутри каждой зоны, хотя здесь они в целом выглядят более сглаженными и часто недостоверны («2) Общей тенденцией является увеличение с юга на север тотальных размеров тела новорожденных параллельно с повышением суровости климата по широтным поясам. Различия антропометрических показателей новорожденных в восточно-западном направлении не проявляются (при отсутствии на сегодняшний день данных по юго-западу и северо-востоку республики). «Выскакивающие» на фоне данных других городов показатели физического развития новорожденных Джамбула, Павлодара и Караганды обусловлены, по-видимому, дополнительными региональными особенностями, для оценки которых требуются углубленные целевые исследования.

В отличие от детей более старших возрастных групп половые и национальные различия антропометрических ■ показателей у новорожденных выявляются менее резкой Так, в городах центральной климатогеографической зоны Казахстана лишь в единичных случаях выявлены достоверные (/ от 2,3 до 3) различия массы тела новорожденных мальчиков и девочек (Караганда, Джезказган, Аркалык), а также различия массы тела новорожденных девочек русской и казахской национальности (Целиноград, Джезказган; < от 2,2 до 2,6).

В большинстве городов южной климатогеографической зоны установлены достоверные (/ от 2 до 3,6) половые различия антропометрических показателей, особенно среди мальчиков и девочек русской национальности, а. национальные различия массоростовых показателей носят случайный характер. В восточной климатогеографической зоне выявлены выраженные различия массы тела новорожденных и в половом, и в национальном аспекте (/ от 2 до 4,8), хотя по другим показателям, в том числе росту, эти различия в большинстве случаев недостоверны.

Таким образом, приведенные стандарты физического развития новорожденных в различных городах Казахстана свидетельствуют о различиях антропометрических по'-'*»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.