АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
39
УДК 613.955:613.956
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В.Ю. Иванов
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
Рассмотрены особенности трудовой занятости подростков в многолетней динамике (с 2002 по 2016 годы) по результатам анкетирования старшеклассников города Москвы в возрасте от 14 до 18 лет (2,3 тыс. человек). Установлены высокая распространенность трудовой деятельности (до 38 %) и потребности в подработке (до 71 %). Отмечены тенденции улучшения условий трудовой занятости подростков, снижение в 4,3 раза случаев занятости на тяжелых работах. Показаны риски здоровью, обусловленные работой. Установлена низкая подготовленность подростков к выходу на рынок труда и построению профессиональной карьеры, обусловленные недостаточным уровнем профориентационной работы в школе. Даны профилактические рекомендации для снижения негативных последствий ранней трудовой занятости, охране здоровья подростков на рынке труда.
Ключевые слова: работающие подростки, труд несовершеннолетних, ранняя трудовая занятость, профориентация подростков.
V.Yu. Ivanov □ HYGIENIC ASSESSMENT OF TEMPORARY LABOUR EMPLOYMENT AND READINESS OF TEENAGERS TO THE CHOICE OF FUTURE PROFESSION □
Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
The peculiarities of the employment of teenagers in the long-term dynamics (from 2002 to 2016) according to the results of the survey of high school students of Moscow in age from 14 to 18 years (2,3 thousand people). A high prevalence of work (to 38%) and the need for part time job (up to 71 %). The trends of improving conditions of labour employment of teenagers, the decline in 4,3 %% of cases of employment in heavy work. Shown the risks to health caused by work. Established insufficient capacity of adolescents to enter the labour market and build a professional career, due to inadequate career guidance at school. Preventive recommendations to reduce the negative effects of early employment, adolescent health in the labor market.
Key words: working adolescents, work of minors, early employment, health protection of adolescents, career guidance оf teenagers.
Подростковый возраст характеризуется продолжающимся ростом и развитием, высокой уязвимостью к действию факторов окружающей среды, социальной незрелостью. В связи с этим, несовершеннолетние являются одной из наиболее уязвимых категорий работников, как в биологическом, так и социальном плане. Исследования разных форм занятости подростков показывают, что трудовая деятельность в свободное от учебы время нередко носит нелегальный характер. При нелегальной (неформальной) занятости подростки социально не защищены, их права нарушаются чаще, ухудшаются условия труда и режим работы, уменьшается оплата труда, возникают негативные последствия: повышенная заболеваемость, травматизм, ухудшение образа жизни, снижение успеваемости [1, 3, 11, 13, 14].
Цель исследования - гигиеническое обоснование подходов к оптимизации условий трудовой занятости подростков для повышения социально-трудовой адаптации на рынке труда и предупреждения негативных последствий раннего труда для здоровья.
Материалы и методы. Проведен мониторинг трудовой занятости школьников города Москвы и предпосылок для социально-трудовой адаптации и охраны здоровья подростков на рынке труда. Опросы учащихся старших
классов в возрасте от 14 до 18 лет проводились в 2002, 2012 и 2016 годах по специально разработанным анкетам (опрошено 2,3 тыс. человек). Для скрининговой оценки состояния здоровья применялся опросник международной программы «InterAdol» [12]. Старшеклассники, не имеющие опыта работы, составляли группы контроля. Результаты вносились в компьютерные базы данных, статистическая обработка проводилась с использованием стандартных компьютерных программ (Microsoft Office Excel, Statistica), достоверность различий оценивалась по непараметрическому критерию Хи-квадрат. Для оценки причинно-следственной связи между трудовой занятостью подростков и показателями здоровья использовались: относительный риск (RR), этиологическая доля (EF) [2]. Для каждого показателя риска рассчитывался 95 % доверительный интервал (95 % CL).
Результаты исследования. Анализ распространенности трудовой занятости старших школьников в динамике многолетнего наблюдения показал, что число старшеклассников, работающих в свободное от учебы время, увеличилось за период с 2002 по 2012 год в 1,5 раза, а к 2016 году имело тенденцию к уменьшению (табл. 1).
40
ЗНиСО Август №8 (201)
Таблица 1. Показатели трудовой занятости школьников старших классов
в динамике (2002-2016 гг.)
Показатели 2002 2012 2016
абс. % абс. % абс. %
Подрабатывают 107 22,6 404 37,7* 84 33,1
Не работали 367 73,4 761 65,3* 170 66,9
Нуждаются в подработке (хотят работать) 306 64,6 652 56,0* 181 71,3*
* - р < 0,05 (различия достоверны по сравнению с данными предыдущего опроса)
Сохраняется высокая потребность подростков в подработке. За период наблюдений число школьников, нуждающихся в работе, уменьшилось к 2012 году по сравнению с показателем 2002 года на 9 %, а к 2016 году снова возросло и достигло 71,3 %.
Трудовая занятость несовершеннолетних в большинстве случаев носит нелегальный (неформальный) характер: 75 % не заключали трудовой договор при трудоустройстве, а трудовую книжку имеют не более 21 % работающих. Нелегальная трудовая деятельность предполагает отсутствие предварительных (перед приемом на работу) медицинских осмотров подростков, что является обязательным условием в соответствии с существующими регламентами [9].
Основным периодом экономической активности школьников являются каникулы - в этот период заняты до 76 %. Трудовая занятость для большинства подростков представляет собой временный фактор: треть подростков заняты не более 3 месяцев в году, весь год работают около 3 % лиц.
Структура выполняемых подростками работ представлена достаточно большим спектром, в котором преобладают сферы занятости в рекламном бизнесе (промоушен), розничной торговле, общественном питании, курьерских услугах, а также в рабочих профессиях, характеризующихся неблагоприятными условиями труда и тяжестью трудового процесса. За период наблюдений произошли позитивные изменения в структуре занятости в сторону снижения доли тяжелых видов работ (подсобные, погрузочные, строительные, уборочные, фасовочные работы, ремонт автомобилей и др.) - в 4,4 раза (с 31 % в 2002 году до 7 % в 2016 году). При этом увеличилось число подростков, занятых в рекламном бизнесе и сфере услуг.
На фоне позитивных тенденций сохраняются нарушения установленных законодательством условий применения труда подростков: привлечение к работам с вредными и опасными условиями (рабочие на стройках, грузчики, работники автосервиса, химчистки, бармены и др.); сохраняется высокая частота нарушений регламентированной продолжительности рабочего времени: в будние дни и в каникулы в каждом третьем случае, в выходные дни - в каждом четвертом случае (в выборках 2012 и 2016
годов). Имеют место случаи привлечения подростков к работе в ночное время.
Труд подростков в условиях нарушения требований законодательства обуславливает потенциальные риски здоровью, снижает социальную защищенность подростков на рынке труда.
Совмещение учебы с трудовой деятельностью в большинстве случаев не сопровождалось негативными изменениями показателей состояния здоровья, что обусловлено небольшой интенсивностью трудовой деятельности для большинства подростков, но по отдельным показателям были установлены высокие риски здоровью, обусловленные трудовой занятостью. Так, в 2016 году имело место наличие «высокого» риска появления неудовлетворительного самочувствия (ЯЯ = 1,88, 95 %СЬ = 1,02-3,45; ББ = 46,7 %), «высокого» риска появления болей в спине (ЯЯ = 2,31, 95 %СЬ = 1,19-4,51; ББ = 56,8 %), «очень высокого» риска появления болей в сердце (ЯЯ = 3,05, 95 %СЬ = 1,16-6,66; ББ = 64,1 %). Группами «высокого риска» оказались подростки, работающие постоянно, и подростки с хроническими заболеваниями, что подтверждает важность профилактических медицинских осмотров и медицинского профессионального консультирования.
В связи с высокой распространенностью ранней трудовой занятости и потребности подростков в подработке, негативным влиянием дополнительных профессионально-производственных нагрузок на состояние здоровья представлялось важным оценить подготовленность подростков к трудовой деятельности, предпосылки для охраны здоровья и социально-трудовой адаптации подростков на рынке труда.
Допрофессиональная и профессиональная подготовка в школе - это обучение школьников старших классов знаниям и практическим навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, включая практику безопасного труда [7, 10]. Профподготовка позволяет обеспечить потребность предприятий и организаций в малоквалифицированных кадрах по востребованным профессиям, дать подростку знания и навыки, которые могут помочь в трудоустройстве на безопасные рабочие места, пригодиться в семейной жизни, а также способствовать выбору будущей профессии.
В первой половине 2000-х годов профессиональная подготовка старшеклассников про-
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
41
водилась на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК). Несмотря на высокую потребность подростков в подработке, в последние годы в России происходит снижение числа МУПК. В настоящее время в подавляющем большинстве школ профессиональная подготовка также не проводится.
При анкетировании, проведенном в школах города Москвы в 2002 году, около 23 % старшеклассников указывали, что получают профессиональную подготовку. Данную подготовку ряд подростков оценивали положительно: 6,3 % считали, что профессиональная подготовка может помочь в трудоустройстве, 7,9 % -рассматривали подготовку как помощь в выборе будущей профессии, а 8,4 % указали, что полученные знания и навыки пригодятся в семейной жизни.
В начале 2000-х годов полученные профессиональные навыки, которые подростки рассматривали как помощь в трудоустройстве, включали наиболее часто: бухгалтерский учет, автодело, машинопись, профессии секретаря (делопроизводителя), оператора электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и пользователя персонального компьютера (ПК), парикмахера, продавца. Как помощь в выборе будущей профессии подростки оценивали следующие виды подготовки: живопись, косметология, бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, оператор ЭВМ и пользователь ПК, библиотекарь, секретарь. Использовать полученные навыки в семье предполагали лица, обучавшиеся косметологии, парикмахерскому делу, автоделу, швейным работам, работе на компьютере, ремонту автомобилей.
Важным профилактическим мероприятием является профориентационная работа. Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию прав подростка в образовательной и профессиональной сферах, выбор направления учебы и будущей профессии в соответствии с возможностями, способностями и состоянием здоровья, а также потребностями рынка труда [4, 7, 8, 10].
Профориентация призвана содействовать подростку в выборе профессионального маршрута, начиная с трудовой деятельности в свободное от учебы время. Оптимально, чтобы первый трудовой опыт накапливался в сфере профессиональных интересов подростка, и при этом не приводил к развитию нарушений в состоянии здоровья, не препятствовал процессу получения образования.
Оценка уровня профессиональной ориентированности показала, что среди старшеклассников, которые имеют потребность в работе, число лиц, указавших профессию или сферу деятельности для подработки, достоверно не изменялось с 2002 по 2016 год и составило около 50 %. При анкетировании, проведенном в 2016 году, более половины старшеклассников
не определились, в какой области они хотели бы подрабатывать. Около 8 % школьников, заявляют, что вид временной работы для них не имеет значения (ответы: «все равно», «без разницы», «кем-нибудь», «кем возьмут», «любая» и т. п.). В связи с тем, что эти подростки готовы работать на любых рабочих местах, они представляют собой группу потенциального риска здоровью.
Круг профессий, предпочитаемых подростками для подработки, был весьма ограничен. В начале 2000-х годов основными желаемыми сферами для подработки были указаны (в порядке частоты встречаемости): работа курьером - 19,5 %, общественное питание - 15,4 %, работа с персональным компьютером - 10,6 %, на другие сферы деятельности приходилось менее 10 %. В 2016 году указывались профессии в сфере общественного питания - 20,4 %, розничной торговли - 19,4 %, группа «творческих профессий» - 14,8 %, работы в сфере 1Т-техно-логий - 11,1 %. Анализ структуры предложений на рынке труда показывает, что через службу занятости работодатели охотно предлагают данные вакансии.
Некоторые подростки в качестве желаемых для подработки указывали профессии и виды работ, запрещенные законодательством для применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста. Так, при опросе в 2016 г. старшеклассники указывали профессии сварщика, водителя, медицинской сестры, кассира, участие в торговле табачной продукцией. Такая же картина наблюдалась и в предыдущие годы.
Сформированное профессиональное самоопределение в соответствии со своими интересами и возможностями, состоянием здоровья является важным этапом для подростков. Число старшеклассников, определившихся с выбором будущей профессии, в целом не изменилось за 15-летний период. В настоящее время почти три четверти (72 %) учащихся старших классов определились в выборе своей будущей профессии или сферы профессиональной деятельности.
Среди школьников с опытом работы число лиц, выбравших будущую профессию сократилось за 15-летний период с 80,4 % до 66,7 % (р < 0,05). В 2016 году число школьников, сделавших профессиональный выбор, достоверно преобладает среди неработающих (75,3 % и 66,7 % соответственно, р < 0,05). Можно предположить, что опыт работы в настоящее время не играет существенной роли в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Анализ профессионального самоопределения подростков, имеющих хронические заболевания, показал, что в этой группе, среди подростков, определившихся с выбором будущей профессии, в 2012 году 5,3 % имели относительные или абсолютные противопоказания к работе в выбранной профессии. В 2016 году доля таких подростков увеличилась и составила
42
ЗНиСО Август №8 (201)
17,6 %. Примерами несоответствующего требованиям профессии выбора старшеклассников являются следующие: выбор профессии спасателя МЧС при наличии язвы желудка, выбор профессий фармацевта, ветеринара, полицейского при наличии бронхиальной астмы, профессии летчика подростком с хроническим пиелонефритом, что является абсолютным противопоказанием к летной работе [5], при наличии аллергических реакций выбор профессии биотехнолога и т. п. Полученные результаты подтверждают важность проведения медицинской профессиональной консультации.
Сопоставление желаемых сфер подработки и профессионального самоопределения показало, что доля лиц, желающих подрабатывать в сфере, которая является основой для выбранной будущей профессии, остается достаточно низкой и не превышает 25 %. Первый опыт работы в сфере своего профессионального самоопределения, в 2016 году, как и в прошлые годы, был отмечен лишь у отдельных школьников.
Указанная ситуация показывает низкий уровень профессиональной ориентированности среди большинства (до 75 %) подростков, узость представлений многих подростков о мире профессий и потребности их на рынке труда, требований к состоянию здоровья и несформи-рованность планов построения профессионального маршрута. Анализ планов старшеклассников после окончания школы показал, что большинство подростков желают продолжить обучение. Обращает на себя внимание увеличение доли подростков, которые после окончания школы планируют совмещать работу и учебу. Число таких лиц возросло с 5,3 % в 2002 году до 17,7 % в 2016 году. Следует учитывать, что после окончания школы, большинство выпускников еще не достигают 18-летнего возраста, т. е. относятся к детскому населению. Эту группу также можно рассматривать как группу потенциального риска, обусловленного трудовой деятельностью.
Оценка потребности учащихся старших классов в профориентационной работе показала, что количество подростков, нуждающихся в профессиональных консультациях, за 15-летний период сократилось почти в 2 раза с 60 % в 2002 году до 33 % в 2016 году. Вместе с тем, в 2016 году необходимость в медицинской профессиональной консультации была на уровне такой потребности начала 2000-х годов (18 % в 2002 году и 17 % в 2016 году).
Анализ подготовленности подростков к раннему выходу на рынок труда по знанию основных положений трудового законодательства, регулирующего использование труда работников, не достигших 18-летнего возраста, показал положительные тенденции: за изучаемый 15-летний период сократилось число подростков, которые не знакомы с положениями законодательства о труде несовершеннолетних (табл. 2).
Тем не менее остается высокой доля лиц, которые не знают о льготах и ограничениях, установленных законом для использования труда лиц моложе 18-летнего возраста. Важно отметить недостаточные знания подростков в области медицинских аспектов профессионального отбора. В настоящее время каждый третий подросток не знает о необходимости проведения обязательных предварительных (перед приемом на работу) и периодических медицинских осмотрах, или о том, что работать в определенных профессиях не всегда возможно в связи с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья.
При анализе результатов опроса, проведенного в 2016 году, было установлено, что старшеклассники с опытом работы по рассматриваемым положениям законодательства не имели лучших знаний, чем подростки без опыта работы. Этим может объясняться высокая распространенность правовых нарушений при использовании труда несовершеннолетних работников.
Положения законодательства о труде для лиц, не достигших 18-летнего возраста Удельный вес подростков, не знающих о соответствующих льготах или ограничениях, %
2002 (п = 894) 2012 (п = 1165) 2016 (п = 254)
Льготы по отпускам 54,8 45,3* 44,9
Обязательные медицинские осмотры перед приемом на работу 42,3 40,6* 35,0
Сокращенный рабочий день 31,9 8,9* 6,3
Запрет профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда 34,2 20,3* 12,6*
Запрет ночных работ 33,9 13,2* 7,5*
* - р < 0,05 (различия достоверны по сравнению с данными предыдущего опроса)
Таблица 2. Удельный вес подростков с отсутствием знаний о положениях трудового законодательства для несовершеннолетних (2002—2016 гг.)
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
43
Выводы. Профориентационная работа в школе недостаточно учитывает потребности современных подростков в трудовой деятельности, знаниях трудового законодательства, ориентации в мире профессий. Большинство подростков не подготовлены как к выбору сферы профессионального самоопределения, так и к выбору работы для временного трудоустройства с учетом состояния здоровья.
Важной профилактической мерой по охране здоровья работающих подростков является разработка и внедрение обучающих программ (в том числе с использованием сети Интернет). В рамках общеобразовательных и специальных предметов, циклов занятий, лекций необходимо проводить подготовку учащихся к выходу на рынок труда: обучение основам трудового законодательства, регламентирующего условия труда и охрану здоровья работников младше 18-летнего возраста, методам поиска работы для временного трудоустройства, основам охраны здоровья и безопасности на работе. Для успешной трудовой адаптации подростка и профилактики негативных медико-социальных последствий ранней трудовой занятости необходимо проводить целенаправленную проф-ориентационную работу в школе до достижения детьми возраста 14 лет (минимального возраста для приема на работу).
Врачам поликлиник следует принимать участие в гигиеническом воспитании и обучении подростков основам охраны здоровья и безопасности труда, медицинским аспектам профессионального отбора; предоставлять медико-профессиональное консультирование подросткам при проведении медицинских осмотров и в индивидуальном порядке. Работу по профилактике негативных последствий трудовой занятости подростков целесообразно осуществлять в соответствии с Федеральными рекомендациями по оказанию медицинской помощи обучающимся «Профилактика негативных последствий ранней трудовой занятости» [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов В.Ю. Медико-социальные особенности подростков, работающих в свободное от учебы время // Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 5. С. 59-60.
2. Измеров Н.Ф. и др. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Изме-
рова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003. 448 с.
- +
3. Кучма В.Р. и др. Актуальные аспекты охраны здоровья работающих подростков / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочки-на, В.Ю. Иванов [и др.] // Бюллетень научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 1. С. 14-18.
4. Минажетдинова А.А. Факторы, влияющие на профориентацию подростков // Труд и социальные отношения. 2012. № 12. С. 85-91.
5. Об утверждении Федеральных авиационных правил « Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»: Приказ Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. № 50.
6. Профилактика негативных последствий ранней трудовой занятости: Федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся ФР РОШУМЗ-27-2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://niigd. ru/pdf/16035.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
7. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия профориентация // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59.
8. Рапопорт И.К Состояние здоровья школьников и проблемы выбора профессии // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 36-39.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста: СанПиН 2.4.6.2553-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58).
10. Труд и социальное развитие: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. Т. VI, 266 с.
11. Dal-Santo J.A. et al. Effects of work permits on illegal employment among youth workers: findings of a school-based survey on child labor violations / J.A. Dal-Santo, J.M. Bowling, T.A. Harris // Am. J. Public Health. 2010. № 100 (4). Р. 635-637.
12. Komarek L. et al. Health and personelity of adolescents (Interadol) / L. Komarek, M. Havlinova, K. Provasnik // European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987-1989. Paris, 1989. Р. 44-48.
13. Santana V.S. et al. Workdays lost due to occupational injuries among young workers in Brazil / V.S. Santana, A. Vil-laveces, S.I. Bangdiwala [et al.] // Am. J. Ind. Med. 2012. № 55 (10). Р. 917-925.
14. Zierold K.M. et al. A comparison of school performance and behaviors among working and nonworking high school students / K.M. Zierold, S. Garman, H.A. Anderson // Family & Community Health. 2005. № 28 (3). Р. 214-224.
Контактная информация: Иванов Виктор Юрьевич, тел.: +7 (495) 917-46-39, e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru Contact information: Ivanov Viktor, phone: +7 (495) 917-46-39, e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru