Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ "ШУМОВЫХ" ПРОФЕССИЙ АВИАРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ "ШУМОВЫХ" ПРОФЕССИЙ АВИАРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / ИНФРАЗВУК / АВИАРЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Зинкин В. Н., Солдатов С. К., Кукушкин Ю. А., Афанасьев Р. В., Богомолов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENICEVALUATION OF WORK CONDITIONS FOR NOISE-RELATED OCCUPATIONSIN AIRCRAFT REPAIR PLANTS

Keywords: aviation noise, infrasound, aircraft repair plants, justification of requirements to individual protective means

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ "ШУМОВЫХ" ПРОФЕССИЙ АВИАРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ»

УДК 625.098

В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, Ю.А. Кукушкин, Р.В. Афанасьев, А.В. Богомолов, И.М. Ахметзянов, В.И. Свидовый, М.В. Пирожков

гигиеническая оценка условий труда работников «шумовых» профессий авиаремонтных заводов

Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны России, г.Москва, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова,

г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: авиационный шум, инфразвук, авиаремонтные заводы, средства индивидуальной защиты.

V.N. Zinkin, K.S. Soldatov, Yu.A. Kukushkin, R.V. Afanasyev, A.V. Bogomolov, I.M. Akhmetzyanov, V.I. Svidovyi, M.V. Pirozhkov. Hygienic evaluation of work conditions for noise-related occupations in aircraft repair plants

Key words: aviation noise, infrasound, aircraft repair plants, justification of requirements to individual protective means.

Авиационные специалисты подвергаются воздействию комплекса вредных факторов, в том числе шума, обусловливающего неудовлетворительные условия труда на 20,7 % рабочих местах [2, 4—6, 11, 12].

Поэтому были проведены исследования по изучению производственных факторов на рабочих местах специалистов основных «шумовых» профессий авиаремонтных заводов (АРЗ) и дана гигиеническая оценка условиям их труда.

М а т е р и а л и м е т о д и к и. В исследуемых группах были выбраны механики-испытатели моторно-испытательных станций (МИС) при испытаниях двигателей самолетов разных типов и слесари цеха ремонта агрегатов (ЦРА) и электротопливной автоматики авиационных двигателей при испытаниях форсажного регулятора, привода гидролопаток, распределителя топлива, регулятора оборотов расхода топлива.

Оценка условий труда рабочих выполнена согласно Руководству Р.2.2.2006—05 [7]. При составлении циклограммы для каждой профессии учитывали последовательность и продолжительность технологических этапов испытания авиационных двигателей или их агрегатов. Особенностью работы специалистов «шумовых» профессий является необходимость пребывания в течение рабочего времени как в помещении у пульта управления испытания (рабочая зона, оборудованная шумопоглощающими материалами), так и в боксе (рабочая зона, где расположены авиационные двигатели или их агрегаты).

При акустических измерениях применяли измерительный тракт, включающий измерительный преобразователь давления, измерительный (согласующий) усилитель и регистратор, обеспечивающий регистрацию давления в функции времени. Использовали интегрирующий шумомер-анализатор спектра

SVAN-945A.

Гигиеническую оценку акустической обстановки проводили с учетом требований нормативных документов [9] и [10]. В качестве нормируемых показателей для шума использовали уровни звукового давления (УЗД) (Ь, дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц; уровень звука

(ЬА, дБА) и эквивалентный (по энергии) уровень звука (ЬАэкв, дБА), а для ИЗ — УЗД в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8 и 16 (Ь, дБ) и эквивалентный уровень звукового давления (Ьэкв, дБЛин).

Р е з у л ь т а т ы. Параметры микроклимата на рабочих местах механиков-испытателей МИС и слесарей ЦРА авиаремонтных заводов (температура, влажность воздуха, скорость его движения, тепловое излучение) в течение смены (у пульта управления испытания и в боксе для испытания) соответствуют нормативам, поэтому условия труда по показателям микроклимата характеризуются как допустимые (класс 2).

При оценке тяжести трудового процесса в качестве основных показателей использовали физическую динамическую нагрузку, массу поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическую нагрузку, рабочую позу, наклоны туловища и перемещение в пространстве. На основании перечисленных показателей установлено, что тяжесть труда на всех рабочих местах указанных «шумовых» профессий соответствует допустимому 2-му классу условий труда (КУТ).

Анализ напряженности трудового процесса проводили по следующим видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и режимные. Установлено, что напряженность труда у механиков-испытателей МИС соответствует классу

условий труда допустимый (2), а у слесарей ЦРА — вредный (3.1).

При осуществлении контроля за содержанием вредных веществ в воздухе рабочих зон руководствовались тем, что основным вредным веществом является керосин, который, в соответствии с [3], отнесен к вредным веществам 1—4 классов опасности. Установлено, что на рабочих местах механиков-испытателей МИС фактическая среднесменная концентрация керосина составляла 50 мг/м3 при ПДК 300 мг/м3, то есть по этому показателю КУТ является допустимым (2). Фактическая среднесменная концентрация керосина на рабочих местах слесарей ЦРА достигала 460 мг/м3, превышая ПДКсс в 1,5 раза, что соответствует КУТ 3.1.

Исследования акустической обстановки на рабочих местах механиков-испытателей МИС при испытании двигателей самолетов показали, что в области ИЗ УЗД не превышали ПДУ, кроме рабочего места в боксе при испытании двигателя самолета типа Ан, где они были выше нормативных величин на 5—17 дБ. В диапазоне УЗД в полосе частот 31,5—8000 Гц были выше ПДУ на 1—47 дБ, достигая наибольших значений на рабочих местах в боксе. Максимум частотного спектра в помещении пульта управления приходился на область 31,5—63 Гц, а в боксе — 2000—8000 Гц.

Исследования акустической обстановки на рабочих местах слесарей ЦРА при испытании агрегатов авиационных двигателей показали, что в области ИЗ УЗД во всех рабочих зонах соответствовали нормативным величинам. В звуковом диапазоне они превышали нормативные величины на 2—32 дБ в полосе частот 125—8000 Гц, достигая наибольших значений в боксе.

То есть механики-испытатели МИС и слесари ЦРА авиаремонтных заводов на рабочих местах подвергаются действию непостоянного ИЗ, Ьэкв не превышал ПДУ, поэтому условия труда указанных работников при воздействии ИЗ соответствуют классу 2 (допустимый).

Гигиенические исследования показали, что механики-испытатели МИС и слесари ЦРА подвергаются действию непостоянного широкополосного шума, ЬАэкв которого были выше нормативных величин на 20—29 дБА. Согласно Р 2.2.2006—05 условия труда этих работников соответствуют классу 3.3, так как ЬАэкв был выше нормативных величин на 15—25 дБА. На рабочем месте механика-испытателя двигателя самолета типа Ан ЬАэкв был выше ПДУ на 29 дБА, а значит степень вредности условий труда соответствовала классу 3.4.

В соответствии с [7] общую оценку условий труда на рабочих местах устанавливали по наиболее высокому классу и степени вредности.

Таким образом, на рабочих местах механиков-испытателей двигателей истребителей условия труда соответствуют классу 3.3, а механиков-испытателей двигателей самолета типа Ан — классу 3.4.

На рабочих местах слесарей по испытанию агре-

гатов авиационных двигателей ЦРА условия труда соответствуют классу 3.3.

На рабочем месте механика-испытателя двигателей самолета типа Ан выявлено превышение ПДУ инфразвука на 1 дБЛин, что соответствует вредным условиям труда при воздействии ИЗ на рабочем месте (класс 3.1) и не повлияло на общую оценку условий труда.

З а к л ю ч е н и е. Проведенные гигиенические исследования показали, что степень отклонения фактических значений факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда (по степени вредности и опасности ) находится в диапазоне от допустимой до опасной. Наиболее выраженное неблагоприятное влияние на условия труда на рабочих местах специалистов МИС и ЦРА оказывает шум. На рабочих местах механиков-испытателей МИС и слесарей ЦРА в рабочей зоне пульта управления УЗД в октавных полосах и ЬАэкв превышают ПДУ, что, с одной стороны, свидетельствует о недостаточной эффективности шумозащитных мероприятий в помещениях, где находятся пульты управления испытаний, а с другой стороны, требует применения на этих рабочих местах СИЗ органа слуха. При работе в боксе уровни звука еще больше увеличиваются и часто превышают 100 дБА. КУТ на рабочих местах этих специалистов АРЗ при воздействии шума соответствуют вредному (класс 3.3—3.4) и опасному (класс 4), они и определяют общую оценку условий труда.

Условия труда механиков-испытателей МИС и слесарей ЦРА авиаремонтных заводов характеризуются наличием одних и тех же вредных производственных факторов, практически одинаковой степенью их вредности и опасности. Поэтому при обосновании комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и социальных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и сохранение здоровья работников, необходимо рассматривать данные специальности в одном комплексе, в том числе при разработке нормативных правовых и руководящих документов в области охраны труда.

Для надежной защиты работников «шумовых» профессий авиаремонтных заводов от интенсивных широкополосных акустических колебаний требуется использовать комбинацию СИЗ от шума, обладающих высокой эффективностью в высоко-, средне- и низкочастотной части спектра. Это позволит обеспечить защиту органа слуха (противошумные вкладыши, наушники), головы (противошумные шлемы) и тела человека (противошумные костюмы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомолов А.В., Гридин Л.А., Кукушкин Ю.А., Ушаков И.Б. Диагностика состояния человека: математические подходы. — М.: Медицина, 2003.

2. Волгарева А.Д. // Мед. труда. — 2005. — № 7. — С. 42—48.

3. ГН 2.2.5.1313—03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

4. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль. — М.: Медицина, 2003.

5. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Прокопенко Л.В. Человек и шум. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 году: Государственный доклад. — М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005.

7. Р 2.2.2006—05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

8. СанПиН 2.2.4.548—96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

9. СН 2.2.4/2.1.8.562—96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

10. СН 2.2.4/2.1.8.583—96. Инфразвук на рабочих

местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки.

11. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Шешегов П.М. и др. / / Вестн. Российской Военно-мед. академии. —

2005. — Прил. №1 (14). — С. 301—302.

12. Солдатов С.К., Кукушкин ЮА., Зинкин В.Н. и др. / / Безопасность жизнедеятельности. — 2006. — №

4. — С. 11—20.

Поступила 29.10.07

УДК 658.347:656.71

С.Г. Фокин, Т.Е. Бобкова

РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ

АЭРОПОРТОВ

Управление Роспотребнадзора по г. Москве

Ключевые слова: аэропорт, санитарно-защитная зона, акустический паспорт, законодательная база, мониторинг.

S.G. Fokin, T.E. Bobkova. Health risk for population residing near airports.

Key words: airport, sanitary protection zone, acoustic certificate, legislative basis, monitoring.

В настоящее время на территории многих регионов сложилась ситуация, когда жилая застройка вплотную приблизилась к территории аэропортов. Причин тому несколько: отсутствие установленных санитарно-защитных зон у аэропортов, самовольная застройка близ территории аэропортов и недостаточно жесткий контроль со стороны надзорных органов и органов власти за фактами самовольного строительства.

У аэропортов не было санитарно-защитной зоны, они имели лишь акустический паспорт, где была обозначена зона акустического дискомфорта. Однако эта документация не позволяет установить линию градостроительного регулирования, которая Генеральным планом развития территории ограничивает размещение жилой застройки вблизи аэропортов.

Кроме того, несовершенство законодательной базы также послужило причиной отсутствия у аэропортов установленных санитарно-защитных зон.

Учитывая существующую загрязненность территорий вокруг аэропортов и невозможность вывода сложившейся жилой застройки, необходимо выработать единый подход к установлению ширины санитарно-защитной зоны.

При разработке акустических паспортов для аэропортов были определены мероприятия по снижению уровней шума, однако, они, как правило, в полном объеме не выполнялись. А перечень этих мероприятий известен, и достаточно эффективен:

— замена шумных воздушных судов (ВС) на малошумные;

— замена двигателей на существующих ВС;

— разработка маршрутов выхода и подхода по возможности за пределами крупных населенных пунктов;

— ограничение ночных полетов;

— мониторинг шумовой ситуации в зоне влияния аэропортов в соответствии с разработанной Программой, что позволит проконтролировать выполнение технологических регламентов при осуществлении полетов.

Шум как фактор является, безусловно, опасным для состояния здоровья населения. Повышенные уровни звука мешают полноценному сну, отдыху населения, человек тяжело засыпает и после сна не чувствует себя отдохнувшим, период засыпания удлиняется, нарастает состояние утомленности, раздражения. Внезапно повышенные уровни звука,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.