Научная статья на тему 'OCCUPATIONALLY MEDIATED MORBIDITY IN AVIATION SPECIALISTS'

OCCUPATIONALLY MEDIATED MORBIDITY IN AVIATION SPECIALISTS Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AVIATION NOISE / INFRASOUND / WORK CONDITIONS / MORBIDITY / OCCUPATIONAL RISK

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Soldatov S.K., Boukhtiarov I.V., Zinkin V.N., Svidovy V.I., Palishkina E.E.

General hygienic evaluation covered workplaces of aviation engineers and technicians and showed that work conditiions of these occupations are characterized mainly by exposure to noise and infrasound, that are assigned to hazardous (3.4) and jeopardized (4) classes. Analysis of periodic medical examinations results helped to justify evidence based occupational and occupationally mediated diseases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Soldatov S.K., Boukhtiarov I.V., Zinkin V.N., Svidovy V.I., Palishkina E.E.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Общая гигиеническая оценка рабочих мест инженерно-технического состава авиации показала, что условия труда этих специалистов определяются, в первую очередь, воздействием шума и инфразвука, которые соответствуют вредному (3.4) или опасному (4) классам. На основании анализа результатов периодических медицинских осмотров обоснована доказательность профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Текст научной работы на тему «OCCUPATIONALLY MEDIATED MORBIDITY IN AVIATION SPECIALISTS»

21. Foss M.C. // Braz. J. Med. Biol. Res. 1994. Vol. 23. Thomas P.T. // Toxicol. subst. J. 1990. Vol. 10, N 27, N 4. P. 959—979. 3. Р. 241—273.

22. Sarez L., Barrett-Connor E. //Diabetologia. —

1982. - Vol. 15. - P. 206—211. Поступила 20.08.09

УДК 612.62:613.693-057

С.К. Солдатов1, И.В. Бухтияров1, В.Н.Зинкин1, В.И.Свидовый2, Е.Е. Палишкина2

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ АВИАЦИОННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

1Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины МО РФ, Москва;

2Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

Общая гигиеническая оценка рабочих мест инженерно-технического состава авиации показала, что условия труда этих специалистов определяются, в первую очередь, воздействием шума и инфразвука, которые соответствуют вредному (3.4) или опасному (4) классам. На основании анализа результатов периодических медицинских осмотров обоснована доказательность профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Ключевые слова: авиационный шум, инфразвук, инженерно-технический состав, условия труда, заболеваемость, профессиональный риск.

S.K. Soldatov, I.V. Boukhtiarov, V.N. Zinkin, V.I. Svidovy, E.E. Palishkina. Occupationally mediated morbidity in aviation specialists. General hygienic evaluation covered workplaces of aviation engineers and technicians and showed that work conditiions of these occupations are characterized mainly by exposure to noise and infrasound, that are assigned to hazardous (3.4) and jeopardized (4) classes. Analysis of periodic medical examinations results helped to justify evidence based occupational and occupationally mediated diseases.

Key words: aviation noise, infrasound, engineers and technicians, work conditions, morbidity, occupational risk.

Количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составило 23,4 % от общего числа работающих в промышленности. Первое место (26,3 %) по распространенности среди производственных физических факторов занимает шум [6].

Среди авиационных специалистов в особо неблагоприятных условиях находятся лица инженерно-технического состава (ИТС), принимающие участие в обслуживании летательных аппаратов (ЛА). Они подвергаются воздействию комплекса вредных факторов: шум, инфразвук (ИЗ), вибрация, горюче-смазочные материалы, микроклимат.

Действие производственных вредных факторов является причиной повышенного уровня общей заболеваемости и профзаболеваний, в структуре которых доля нейросенсорной тугоухости (НСТ) составляла от 13,9 до 18,7 %. Истинная же распространенность этой болезни среди рабочих шумовых профессий колеблется

от 2,7 до 77 % в разных видах производства [6].

Результаты клинических исследований работников, повергающихся воздействию шума в производственных условиях, позволили отечественным ученым сформировать концепцию о шумовой патологии, клинические проявления которой подразделяются на специфические, возникающие в периферическом отделе органа слуха, и неспецифические. К последним относят изменения со стороны, в первую очередь, сердечнососудистой и нервной системы (артериальная гипертензия, энцефалопатия и др.) [3].

В настоящее время для определения степени нарушения здоровья у работающих на различных видах производств все чаще стали использовать методы установления профессионального риска: априорный (по гигиеническим критериям согласно руководству Р 2.2.2006—05) и апостериорный (по медико-биологическим критериям — показателям здоровья в соответствии с руководством Р 2.2.1766—03). У авиационных спе-

циалистов данный подход не был использован.

Цель работы: установить взаимосвязь профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости лиц инженерно-технического состава, обслуживающего летательные аппараты, с комплексом неблагоприятных факторов рабочей среды.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Оценка условий труда ИТС (авиационные техники и механики) выполнена согласно Р 2.2.2006—05. Проведено исследование акустической обстановки на рабочих мест ИТС при обслуживании ими различных типов ЛА (вертолеты, истребители, транспортные самолеты) на аэродроме при проведении полетов. Измерения шума и ИЗ выполнялись в соответствии с ГОСТ 12.1.050—86 и СН 2.2.4/2.1.8—95. Использовался интегрирующий шумомер — анализатор спектра SVAN-945A (1 класса точности), который позволяет выполнять акустические измерения в частотном диапазоне от 2 до 16 000 Гц и динамическом — от 24 до 140 дБ. Гигиеническая оценка акустической обстановки проводилась с учетом требований нормативных документов СН 2.2.4/2.1.8.562—96 и СН 2.2.4/2.1.8.583—96.

Оценка микроклимата на рабочих местах осуществлялась на основе измерения его параметров (температура, относительная влажность воздуха, скорость его движения, тепловое излучение) в течение смены прибором «Тип-90». Контроль концентраций керосина в воздухе рабочей зоны осуществлялся с помощью универсального газоанализатора ГАНК-4 и на основании ГН 2.2.5.1313—03 давали гигиеническую оценку.

Для оценки заболеваемости ИТС использовалось эпидемиологическое ретроспективное исследование по документации за 2001—2004 гг. В основную группу (I) был включен ИТС в количестве 1092 человека, подвергающиеся воздействию высокоинтенсивного шума при обслуживании ЛА. Контрольная группа (II) состояла из персонала аэродрома в количестве 353 человек, который при выполнении повседневной работы находится вне зоны действия интенсивного шума. В качестве показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) на 100 работающих использовали: число случаев первичной заболеваемости, число случаев и число дней нетрудоспособности, с последующей качественной ее оценкой по шкалам [1, 9].

Расчет статистических показателей профессионального риска по данным заболеваемости проведен в соответствии с рекомендациями [1, 4, 7, 8]. Для доказательности профессионального заболевания использовали статистический пока-

затель категория риска (КР) профзаболевания, а профессионально обусловленных заболеваний — отношение шансов (OR), относительный риск (RR), этиологическая доля (EF), категория связи с работой (КС). При этом степень связи с работой оценивали по шкале Э.И. Денисова на основании сравнения расчетных величин RR и EF с критериальными значениями [1].

Р е з у л ь т а т ы. Условия микроклимата на всех обследованных рабочих местах соответствуют гигиеническим требованиям, поэтому условия труда по показателям микроклимата характеризуются как допустимые (класс 2).

При оценке тяжести трудового процесса в качестве основных показателей использовали физическую динамическую нагрузку, массу поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическую нагрузку, рабочую позу, наклоны туловища и перемещение в пространстве. На основании перечисленных показателей установлено, что тяжесть труда на всех рабочих местах этих «шумовых» профессий соответствует классу условий труда допустимому (класс 2).

Оценка напряженности трудового процесса была основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучали путем хрономе-тражных наблюдений в динамике рабочего дня. Оценку показателей трудового процесса проводили по следующим видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и режимные. На основании всех перечисленных показателей установлено, что напряженность труда у механиков соответствует классу условий труда допустимому (класс 2), а у техников — вредному (класс 3.1).

Основным вредным веществом в воздухе рабочей зоны является керосин, который согласно ГН 2.2.5.1313—03 отнесен к вредным веществам 1—4 классов опасности. Установлено, что фактическая среднесменная концентрация керосина на рабочих местах ИТС составляла 50 мг/м3 (ПДКсс 300 мг/м3), то есть соответствует классу условий труда допустимому (класс 2).

На рабочих местах ИТС общий уровень звукового давления (УЗД) в инфразвуковом диапазоне колебался от 101 до 112 дБ Лин в зависимости от типа ЛА, что выше предельно допустимого уровня (ПДУ) — 100 дБ Лин. В октавах полосах инфразвука УЗД находились в диапазоне 93—107 дБ. В большинстве случаев максимум УЗД приходился на октавную полосу со среднегеометрической частотой 16 Гц и составлял соответственно у ЛА дальней авиации 97 дБ, бомбардировщиков 98 дБ, истребителей

107 дБ, транспортной авиации 105 дБ и вертолетов 105 дБ, что существенно выше ПДУ — 85 дБ (см. табл. 1).

В звуковом диапазоне на рабочих местах ИТС уровень шума колебался от 116 до 132 дБА, то есть существенно выше чем в области инфразвука. В октавных полосах УЗД находились в диапазоне 96 —129 дБ, что превышает ПДУ. У ЛА дальней авиации максимум спектра приходился на область 63—4000 Гц и составлял

108 —129 дБ; соответственно у бомбардировщиков — 125—4000 Гц и 106—112 дБ; у истребителей — 250 — 4000 Гц и 105 — 122 дБ; у транспортной авиации — 250—4000 Гц и 101 —123 дБ; и вертолетов — 31,5—4000 Гц и 103—119 дБ.

Одной из особенностей труда ИТС является цикличность. В течение летной смены период опробования двигателей перед каждым вылетом самолета на старте составляет 15 — 30 мин и более в зависимости от типа ЛА, чередуется с пребыванием ИТС в помещении, где уровень шума не превышает 80 дБА. На основании циклограмм работы и результатов акустических измерений были проведены расчеты эквивалентных уровней инфразвука и шума слышимого диапазона (табл. 2).

Проведенные гигиенические исследования показали, что на рабочих местах ИТС при подготовке ЛА к полетам действует комплекс неблагоприятных факторов. Степень отклонения фактических значений факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда (по степени вредности и опасности) находится в диапазоне от допустимой до опасной. Наиболее выраженное неблагоприятное влияние на условия труда на рабочих местах авиационных специалистов оказывает шум.

В табл. 3 представлены средние значения показателей заболеваемости ИТС. В I группе величина всех показателей общей заболеваемости была выше по сравнению с II. Так, число случаев первичной заболеваемости в I группе составило

66.1 ± 7,5 в КГ — 43,8 ± 0,6 (р < 0,05), число случаев нетрудоспособности — 73,3 ± 11,6 и

53.2 ± 2,9 (р > 0,05), а число дней нетрудоспособности — 655,3 ± 44,9 и 431,8 ± 7,2 (р < 0,05) соответственно. Согласно методике оценки заболеваемости величина показателей числа случаев и числа дней нетрудоспособности на 100 работающих во II группе соответствует уровню «низкий» и «очень низкий». В I группе эти показатели выше, поэтому они относятся к более высокому уровню заболеваемости — «средний».

Т а б л и ц а 1

Акустические колебания на рабочих местах ИТС при обеспечении полетов, М ± m

Характеристика акустиче -ских колебаний Тип летательного аппарата

Дальняя авиация Бомбардировщик Истребитель Транспортная авиация Вертолет

Общий УЗД инфразвука, дБ Лин 101 ± 0,8 103 ± 0,9 112 ± 0,9 107 ± 0,8 108 ± 0,8

Уровень звука, дБА 132 ± 1,2 116 ± 0,9 129 ± 1,1 126 ± 1,2 123 ± 1,1

Акустический диапазон Тип летательных аппаратов

Показатель Дальняя авиация Бомбардировщики Истребитель Транспортная авиация Вертолеты

Инфразвук, дБ Лин Эквивалентный общий УЗД 95 97 106 101 102

Фактическое превышение ПДУ — — 6 1 2

Класс условий труда 2 2 3.2 3.1 3.1

Эквивалентный уровень 129 110 123 120 117

Шум, дБА Фактическое превышение ПДУ 49 30 43 40 37

Класс условий труда 4 3.4 4 4 4

Т а б л и ц а 2

Класс условий труда в зависимости от уровня инфразвука и шума на рабочих местах ИТС при обеспечении полетов различных видов летательных аппаратов

Среднее значение показателя числа дней нетрудоспособности классов болезней, перечисленных в табл. 3, в I группе были достоверно (р < 0,05) выше чем во II группе: нервной системы в 2,4 раза, глаз в 3 раза, уха в 5,4 раза, органов кровообращения в 6,3 раза, органов дыхания в 2,2 раза, органов пищеварения в 2,3 раза, кожи в 3,2 раза.

В структуре заболеваемости преобладают следующие классы болезней: органов дыхания (41,1 % в I группе и 29,0 % во II группе), системы кровообращения (11,4 % и 2,8 %), органов пищеварения (10,5 % и 7,1 %), кожи и подкожной клетчатки (6,5 % и 3,0 %), нервной системы (6,5 % и 4,1 %) соответственно.

Таким образом, анализ заболеваемости ИТС, подвергающийся воздействию авиационного шума при обслуживании ЛА, позволил выявить увеличение как общей заболеваемости, так и заболеваемости по ряду классов болезней. Если заболевания органа слуха обусловлены специфическим действием интенсивного шума, то развитие болезней сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем — это неспецифическое проявление шумовой патологии.

Повышение заболеваемости по классам болезней органов дыхания, глаз и кожи, по-видимому, можно объяснить прямым воздействием инфразвука на органы и ткани человека. Определенным подтверждением этому являются работы отечественных [2, 10 —12] и португальских ученых [13], в которых было показано, что низкочастотный шум приводит к развитию у человека как патологии органов дыхания, так и других органов и систем.

В табл. 4 представлены показатели, позволяющие дать количественную оценку степени связи заболеваний ИТС с их профессиональной деятельностью.

Среди всех заболеваний ИТС болезни органов дыхания имеют «малую» связь с работой, болезни глаз и органов пищеварения — «среднюю», болезни нервной системы — «высокую», болезни органов кровообращения и кожи — «очень высокую». Полученные статистические показатели позволяют утверждать, что перечисленные болезни, выявленные у авиационных специалистов, являются профессионально обусловленными.

Самую высокую степень связи с условиями работы ИТС имели болезни уха — «почти

Т а б л и ц а 3

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности ИТС, подвергающегося воздействию авиационного шума, М ± m, %

Класс болезней Исследуемая группа Показатель ЗВУТ

Первичная заболеваемость (число случаев) Число случаев трудопотерь Число дней трудопотерь Средняя продолжительность 1 случая, дни

Болезни нервной системы Контрольная 0,9 ± 0,2 1,4 ± 0,2 17,5 ± 3,4 12,7

Основная 2,9 ± 0,4* 4,1 ± 0,1* 42,5 ± 5,0* 10,4

Болезни глаз Контрольная 0,9 ± 0,1 0,9 ± 0,2 2,9 ± 0,5 3,2

Основная 1,4 ± 0,3 1,4 ± 0,3 8,8 ± 1,7* 6,1

Болезни уха Контрольная 0,9 ± 0,2 1,3 ± 0,2 9,9 ± 0,3 7,8

Основная 3,6 ± 0,1* 8,0 ± 0,2* 53,6 ± 1,7* 6,7

Болезни органов кровообращения Контрольная 0,6 ± 0,5 1,5 ± 0,3 12,0 ± 1,4 8,3

Основная 1,9 ± 0,3* 6,5 ± 1,0* 75,0 ± 14,2* 11,5

Болезни органов дыхания Контрольная 30,8 ± 0,2 30,8 ± 0,2 125,2 ± 12,9 4,1

Основная 44,6 ± 4,7 45,3 ± 4,3 269,7 ± 30,0* 5,9

Болезни органов пищеварения Контрольная 1,3 ± 0,9 3,0 ± 0,5 30,6 ± 0,7 10,2

Основная 3,2 ± 0,4* 4,7 ± 0,3* 68,9 ± 7,3* 14,6

Болезни кожи Контрольная 1,4 ± 0,2 1,5 ± 0,2 13,1 ± 2,1 8,9

Основная 4,0 ± 0,5* 5,0 ± 0,8* 42,3 ± 6,2* 8,5

Общий итог по всем классам Контрольная 43,8 ± 0,6 53,2 ± 2,9 431,8 ± 7,2 8,1

Основная 66,0 ± 7,5* 73,3 ± 11,6 655,3 ± 44,9* 8,9

* Вероятность различия между группами р < 0,05 уровня как общей заболеваемости, так и заболевания ряда органов и систем.

Т а б л и ц а 4

Оценка степени связи заболеваний ИТС, подвергающихся воздействию высокоинтенсивного авиационного шума

Класс болезней Группа Больные Здоровые Всего Показатель риска

OR RR 95 %CI OR, P OR 95 %CI RR, P RR EF, % Степень связи с работой

Болезни нервной системы Обследуемая Контрольная 41 (а) 14 (с) 323 (b) 339 (d) 361 (e) 353 (f) 3,1 2,9 1,66 - 5,78 < 0,01 1,61 - 5,21 < 0,01 65 Высокая

Болезни глаз Обследуемая Контрольная 14 (а) 9 (с) 347 (b) 344 (d) 361 (e) 353 (f) 1,5 1,5 0,55 - 4,08 > 0,05 0,55 - 4,08 > 0,05 34 Средняя

Болезни уха Обследуемая Контрольная 29 (а) 5 (с) 332 (b) 348 (d) 361 (e) 353 (f) 6,1 5,7 2,50 - 14,88 < 0,01 2,42 - 13,45 < 0,01 82 Почти полная

Болезни органов кровообращения Обследуемая Контрольная 65 (а) 15 (с) 296 (b) 338 (d) 361 (e) 353 (f) 5,0 4,2 2,88 - 8,69 < 0,01 2,57 - 6,87 < 0,01 76 Очень высокая

Болезни органов дыхания Обследуемая Контрольная 163 (а) 108 (с) 198 (b) 245 (d) 361 (e) 353 (f) 1,9 1,4 1,38 - 2,62 < 0,01 1,18 - 1,66 < 0,01 32 Малая

Болезни органов пищеварения Обследуемая Контрольная 47(а) 30 (с) 314 (b) 323 (d) 361 (e) 353 (f) 1,6 1,5 0,97 - 2,65 > 0,05 0,97 - 2,32 > 0,05 35 Средняя

Болезни кожи Обследуемая Контрольная 50 (а) 15 (с) 311 (b) 338 (d) 361 (e) 353 (f) 3,6 3,3 2,02 - 6,43 < 0,01 1,92 - 5,67 < 0,01 69 Очень высокая

полная», что характерно для профессиональных заболеваний. Подтверждают это и результаты углубленного медицинского обследования данной категории авиационных специалистов. НСТ выявлена у 28 % обследуемых, что соответствует Кр=1, а начальные явления НСТ — у 20 %

(КР= 2).

В ы в о д ы. 1. На инженерно-технический состав, обслуживающий летательные аппараты, воздействует комплекс вредных производственных факторов — физические (шум, инфразвук, микроклимат), химические (керосин) и факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). 2. Среди вредных производственных факторов на рабочих местах инженерно-технического состава шум имеет наибольшую степень отклонения фактических уровней от нормативных величин, которая соответствует вредному (3.4) или опасному (4) классам в зависимости от типа летательного аппарата. Общая оценка класса условий труда определяется степенью вредности и опасности шума. 3. Повышенный уровень заболеваемости инженерно-технического состава авиации является следствием совместного действия высокоинтенсивного шума и инфразвука. В структуре заболеваний преобладают болезни, характерные как для действия шума — болезни органов уха (почти полная связь), кровообращения (очень высокая связь), нерв-

ной системы (высокая связь), пищеварения (средняя связь), так и инфразвука — кожи (очень высокая связь), глаз (средняя связь), болезни органов дыхания (малая связь). 4. Длительное действие высокоинтенсивного широкополосного авиационного шума на рабочих местах инженерно-технического состава создает высокий профессиональный риск. 5. Выявленные у инженерно-технического состава авиации болезни имеют достаточную степень связи с условиями труда на основании оценки профессионального риска, что позволяет отнести болезни органа слуха к профессиональным заболеваниям, а болезни органов дыхания, глаз, пищеварения, нервной системы, органов кровообращения и кожи — к профессионально обусловленным заболеваниям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисов Э.И., Чесалин П.В. // Мед. труда. 2006. № 8. С. 5—10.

2. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Куралесин Н.А, Овакимов В.Г. Инфразвук как фактор риска здоровью человека (гигиенические, медико-биологические и патогенетические механизмы). Воронеж, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Прокопенко Л.В. Человек и шум. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

4. Методические рекомендации по оценке профессионального риска по данным периодических медицинских осмотров. М.: Минздрав и соц. развития РФ, 2006.

5. Ноткин ЕЛ. // Гиг. и сан. 1979. № 5. С. 40—46.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007.

7. Плавинский СЛ. Биостатистика. Планирование, обработка и представление результатов биомедицинских исследований при помощи системы SAS. С.-Пб.: Изд.

дом С.-Пб. МАПО, 2005.

8. Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003.

9. Руководство по гигиене труда. В 2-х т. / Под ред. Н.Ф.Измерова. М.: Медицина, 1983. Т. 1.

10. Свидовый В.И., Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Кукушкин Ю.А. // Вестн. Санкт-Петербургской гос. мед. академии. 2006. № 2. С. 46—49.

11. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Шешегов П.М. и др. / / Вестн. Российской военно-мед. академии. 2005. Прил. 1 (14). С. 301—302.

12. Солдатов С.К., Кукушкин Ю.А., Зинкин В.Н. и др. / / Безопасность жизнедеятельности. 2006. № 4.

С. 11—20.

13. Nuno A.A. // Eleventh International Congress on Sound and Vibration 5—8 July 2004. St. Petersburg, 2004. P. 1775—1782.

Поступила 24.01.08

УДК 66.083.4:797.215

А.В. Старовойт*, В.Л. Пастушенков*, А.Ю. Шитов**, А.А. Мясников**

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО ЦИТОПРОТЕКТОРА РЕМАКСОЛА® С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ОСТРОЙ ДЕКОМПРЕССИОННОЙ БОЛЕЗНИ

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, * кафедра клинической биохимии и лабораторной диагностики; ** кафедра физиологии подводного плавания

Приводятся данные оценки эффективности метаболического цитопротектора ремаксола® как средства для экстренного повышения устойчивости к острой декомпрессионной болезни тяжелой

степени в эксперименте на 45 беспородных кроликах-самцах. Показано, что однократное вну-

®

тривенное введение ремаксола снижает прооксидантное действие неадекватной декомпрессии, приводит к снижению частоты летальных исходов от острой декомпрессионной болезни, увеличивает время дожития животных.

Ключевые слова: ремаксол, острая декомпрессионная болезнь, антиоксидантная система, перекисное окисление липидов.

A.V. Starovoit, V.L. Pastoushenkov, A.Yu. Shitov, A A. Myasnikov. Using metabolic cytoprotector Remaxol® for urgently increased stability towards acute decompression syndrome. The article deals with evaluation of efficiency of metabolic cytoprotector Remaxol® as a medication for urgently increased stability towards acute decompression syndrome at severe degree, studied in experiments on 45 outbred male rabbits. Single intravenous injection of Remaxol® relieves oxidant effects of inadequate decompression, lowers number of lethal outcomes due to acute decompression syndrome, increases survival time in the animals.

Key words: Remaxol®, acute decompression syndrome, antioxidant defence system, lipids peroxidation.

Проблема профилактики острой декомпресси-онной болезни (ОДБ) как наиболее актуальной специфической патологии гармонично входит в комплекс вопросов, связанных с длительным пребыванием человека в условиях повышенного давления газовой и водной среды. В связи с постоянным увеличением количества лиц, подвергающихся гипербарическим воздействиям при

выполнении профессиональных обязанностей, частота возникновения ОДБ неуклонно растет и может составлять до 90 % в структуре специфической водолазной патологии. Так, по данным Divers Alert Network, за 2005 г. в структуре всех профессиональных заболеваний людей, работающих в условиях гипербарии, ОДБ составляет 80—90 % [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.