Научная статья на тему 'Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации'

Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY-NC
157
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / АКУСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / АКУСТО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЛЕТНЫЙ СОСТАВ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИЯ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зинкин Валерий Николаевич, Солдатов Сергей Константинович, Драган Сергей Павлович, Кукушкин Юрий Александрович, Сомов Михаил Владимирович

Предметом исследования является безопасность жизнедеятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Объектом исследования является акустическая безопасность профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как оценка условий труда летного и инженерно-технического состава государственной авиации по шуму и по инфразвуку; риски снижения общей и профессиональной работоспособности, обусловленные воздействием акустического фактора, а также надежность деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Методология исследования объединяет методы инженерной акустики, теории надежности, авиационной медицины, медицины труда, эргономики, теории вероятностей. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта. Показано, что система профилактики негативного действия шума на авиационный персонал должна быть комплексной и включать технические и организационные мероприятия, мониторинг условий труда летного и инженерно-технического состава, наличие и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты от шума, динамическое медицинское наблюдение за летным и инженерно-техническим составом государственной авиации с реализацией комплекса лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зинкин Валерий Николаевич, Солдатов Сергей Константинович, Драган Сергей Павлович, Кукушкин Юрий Александрович, Сомов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации»

Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации

Зинкин Валерий Николаевич

доктор медицинских наук

ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны

России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12-А

Zinkin Valerii Nikolaevich

Doctor of Medicine

lead research associate Central Scientific Research Institute of Russian Mnistry of Defense 127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alleya St., 12-A

El [email protected] Солдатов Сергей Константинович

доктор медицинских наук

ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны

России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12-А Soldatov Sergei Konstantinovich

Doctor of Medicine

Leading Scientific Associate Central Research Center of the Mnistry of Defense of Russia 127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya Street 12 A

И [email protected] Драган Сергей Павлович

доктор технических наук

заведующий лабораторией Государственного научного центра РФ - Федерального медицинского

биофизического центра имени АИ. Бурназяна

123182, Россия, г. Москва, ул. Живописная, 46

Dragan Sergei Pavlovich

Doctor of Technical Science

Leading Scientific Associate, State Scientific Center of the Russian Federation named after A I. Burnazyan

123182, Russia, Moscow, Zhivopisnaya Street 46

El [email protected] Кукушкин Юрий Александрович

доктор технических наук

ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны

России

127183, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12, оф А

Kukushkin Yurii Aleksandrovich

Doctor of Technical Science

Leading Scientific Associate Central Scientific Research Institute of Ar Force of the Mnistry of Defense of

Russia

127183, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alleya, 12, of. A

И [email protected] Сомов Михаил Владимирович

начальник отделения Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова 416507, Россия, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Войсковая Часть

Somov Mikhail Vladimirovich Head of the Department of the State Flight Test Center VP. Chkalov

military unit, Akhtubinsk, 416507, Astrakhan region, Russia

И [email protected] Пенчученко Виктор Владимирович

начальник отделения Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова 416501, Россия, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Щербакова, 22

Penchuchenko Viktor Vladimirovich Head of the Department of the State Right Test Center V.P.Chkalov 416501, Russia, Astrakhan Oblast, Aktyubinsk, Scherbakova Street 22

И [email protected] Харитонов Владимир Васильевич

кандидат технических наук

доцент филиала «Взлёт» Московского авиационного института (национального исследовательского

университета), профессор Академии военных наук

416501, Россия, Астраханская область, г. Ахтубинск, Микрорайон 1, корп. 1

Kharitonov Vladimir Vasil'evich

PhD in Technical Science

associate professor of the "VZet" branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University),

professor at the Academy of Mlitary Sciences

military unit, Akhtubinsk, 416507, Astrakhan region, Russia El [email protected]

Шешегов Павел Михайлович

кандидат медицинских наук

научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны России

416507, Россия, г. Ахтубинск, ул. 1-й микрорайон, 8 Sheshegov Pavel Mikhailovich PhD in Medicine

senior research associate Central Ar Force Scientific Research Institute of Russian Mnistry of Defense.

416507, Russia, Akhtubinsk, Pervy Mkrorayon St., 8, office 77

И [email protected] Статья из рубрики "Фактор надежности в системах безопасности"

Аннотация. Предметом исследования является безопасность жизнедеятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Объектом исследования является акустическая безопасность профессиональной деятельности

летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как оценка условий труда летного и инженерно-технического состава государственной авиации по шуму и по инфразвуку; риски снижения общей и профессиональной работоспособности, обусловленные воздействием акустического фактора, а также надежность деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Методология исследования объединяет методы инженерной акустики, теории надежности, авиационной медицины, медицины труда, эргономики, теории вероятностей. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта. Показано, что система профилактики негативного действия шума на авиационный персонал должна быть комплексной и включать технические и организационные мероприятия, мониторинг условий труда летного и инженерно-технического состава, наличие и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты от шума, динамическое медицинское наблюдение за летным и инженерно-техническим составом государственной авиации с реализацией комплекса лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: акустическая безопасность, авиационный шум, акустический фактор, акусто-гигиеническая обстановка, летный состав, инженерно-технический состав, государственная авиация, условия труда, профессиональная работоспособность, надежность деятельности

DOI: 10.7256/2454-0668.2017.4.22866

Дата направления в редакцию: 04-05-2017

Дата рецензирования: 03-05-2017

Дата публикации: 08-10-2017

Abstract. The subject of this study is the safety of vital activity of the flight and engineering-technical personnel of state aviation. The object of this study is the acoustic safety of professional activities of the flight and engineering-technical personnel of state aviation. The authors meticulously examine such aspects of the topic, as the assessment of working conditions of the flight and engineering-technical personnel of state aviation considering the noise and infrasound; risks of reducing the overall and professional performance due to the impact of the acoustic factor; as well as reliability of the flight and engineering- technical personnel of state aviation. Methodology of the research combines the methods of engineering acoustics, reliability theory, aviation medicine, occupational medicine, ergonomics, and probability theory. The main conclusion consists in substantiation of the need for developing and implementing the special means and methods to ensure the acoustic safety of professional activity of the flight and engineering-technical staff of state aviation as an integral part of the system for providing the safe aircraft operation. It is demonstrated that the system for preventing the negative impact of noise upon the aviation personnel must be comprehensive, as well as include technical and organizational measures, monitoring of the working conditions of flight and engineeringtechnical personnel, availability and proper application of the individual and collective noise protection, dynamic medical supervision over the flight and engineering-technical personnel

of state aviation, with the implementation of a complex of medical-preventive and health-improving measures.

Keywords: working conditions, state aviation, flight crew, engineering and technical staff, acoustic-hygienic environment, acoustic factor, aircraft noise, acoustic safety, professional performance, reliability of operations

Анализ опыта эксплуатации воздушных судов (ВС) государственной авиации показывает, что большинство авиационных происшествий, инцидентов и предпосылок к ним по-прежнему связаны с «человеческим фактором» - ошибочными действиями, допущенными вследствие низкой функциональной надежности профессиональной деятельности

оператора [1-5]. Под функциональной надежностью профессиональной деятельности оператора понимается свойство функциональных систем оператора обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение

определенного времени с заданным качеством [6-8]. Низкая функциональная надежность человека в нормальных и экстремальных условиях обусловлена неадекватным учетом характеристик человека при проектировании систем управления ВС, систем обеспечения

жизнедеятельности и защитного снаряжения их экипажей [9-11].

Обеспечение надежности и работоспособности летного состава (ЛС) в условиях воздействия факторов полета (пилотажные перегрузки, колебания барометрического давления, измененная газовая среда, сложная электромагнитная обстановка, механические колебания и др.) являются актуальной задачей, влияющей на безопасность полетов [12-15].

Используемые в настоящее время алгоритмы оценивания воздействия факторов полета на надежность действий и состояние ЛС на этапах проектирования и эксплуатации авиационных технических систем синтезированы в конце прошлого века для

предыдущего поколения ВС I"16-19"!. В настоящее время эти алгоритмы требуют коррекции или в ряде случаев неприменимы для интенсивностных и временных характеристик факторов полета, возникающих в процессе эксплуатации ВС нового поколения. Кроме того, за это время произошел прорыв в области информационно-коммуникационных технологий, обеспечивший возможность использования при синтезе алгоритмов прогностического оценивания функциональной надежности ЛС новых математических методов, средств регистрации показателей состояния летчика, вычислительных комплексов [20-23].

Технический прогресс в двигателестроении, обусловивший существенное повышение энерговооруженности, привел к повышению мощности акустического воздействия I"24-27"!. В тоже время данные по акустической обстановке в кабинах и салонах ВС не систематизированы. Поэтому необходимы теоретико-экспериментальные исследования, результаты которых важны не только для авиации, но и для любых образцов технических средств, являющихся источником высокоинтенсивных акустических колебаний (шум, инфразвук). Основным источником высокоинтенсивного шума в авиации являются основные и вспомогательные силовые установки, которые генерируют широкополосный шум, спектр которого включает частоты звукового (31,5 - 8000 Гц), инфразвукового (2 -

16 Гц) и ультразвукового (свыше 8000 Гц) диапазонов [28-35]. Авиационные двигатели широко используются в народном хозяйстве страны (морской и речной флоте, нефте- и газодобывающей промышленности и др.).

Источники шума на рабочих местах летного и инженерно-технического состава

Шум на борту современного ВС обусловлен наличием большого количества разных

источников, основными из которых являются —28—36—силовая установка, турбулентный пограничный слой на поверхности летательного аппарата, системы оборудования.

Шумовое воздействие силовой установки обусловлено шумом струи и компрессора (вентилятора) для реактивного самолета и винта для винтового. При этом шум струи имеет в основном равномерный широкополосный спектр, а шум компрессора (вентилятора) характеризуется дискретными составляющими в области высоких частот.

Шум турбулентного пограничного слоя характеризуется сплошным спектром. При увеличении толщины пограничного слоя растет интенсивность низкочастотных составляющих за счет снижения высокочастотных и наоборот. По мере увеличения расстояния от носа самолета вдоль фюзеляжа увеличивается толщина пограничного

слоя, при этом в спектре шума возрастает доля низкочастотных составляющих Г38-4°1.

Основными источниками шума систем оборудования ВС является система кондиционирования, т.е. она сама по себе является источником шума и передает шум по своим каналам от других источников. К источникам шума системы кондиционирования относятся выпускные клапаны, турбохолодильники, вентиляторы, эжекторы и др.

Шум в кабине ВС изменяется в процессе полета в достаточно широких пределах. При взлете и наборе высоты основной вклад в акустическую обстановку в кабине вносит силовая установка. Резкое снижение шума наблюдается сразу после отрыва вследствие уменьшения отражения от земли и после уборки шасси за счет снижения шума обтекания и звукоизолирующей способности в районе ниш шасси при закрытии створок. При наборе высоты происходит перераспределение вклада в общую шумовую обстановку между шумом, создаваемым силовой установкой, и шумом обтекания в пользу последнего. На режимах крейсерского полета вследствие уменьшения тяги двигателей и увеличения скорости полета, определяющим становится шум пограничного воздушного слоя за счет его турбулентности.

Таким образом, образование шума в кабинах и салонах ВС обусловлено внутренними источниками шума, в первую очередь силовыми установками, и внешними за счет формирования аэродинамических воздушных потоков вокруг планера во время полета.

Оценка условий труда на рабочих местах летного состава

Характеристика акустической обстановки на рабочих местах в кабинах и салонах ВС гражданской авиации (ГА) во время полетов представлена в таблице 1 Г41].

Таблица 1 - Характеристика акустической обстановки в кабинах и салонах ВС гражданской авиации во время полетов

Наименование Уровни Уровни Максимум

звукового звука, частотного

ВС давления, дБ дБА спектра, Гц

ВС с турбореактивными 59 - 88

77 - 93 500 - 1000

двигателями

ВС с турбовинтовыми

68 - 1П1 84 - 98 125 - 250

двигателями

ВС с поршневыми двигателями 62 -104 84 -104 125 - 250

Вертолеты 62 - 112 84 - 103 31,5 - 250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из табл.1 следует, что уровни звукового давления (УЗД) в кабинах и салонах ВС ГА во время полетов имеют широкий диапазон колебаний от 59 до 112 дБ. Наименьшие УЗД выявлены в ВС с турбореактивными двигателями (59 - 88 дБ), а наибольшие - у вертолетов (62 - 112 дБ). Шум представлен во всех октавах звукового диапазона, то есть он является широкополосным. В соответствии с рекомендациями санитарных норм (СН 2.2.4/2/1/8/562-96) УЗД на рабочих местах и салонах ВС превышал как предельно допустимые уровни (ПДУ) (69 - 107 дБ) практически во всех октавных полосах, так и оптимальные (54 - 96 дБ).

Максимум частотного спектра шума во время полетов зависит от силовой установки и аэродинамических потоков, формирующихся вокруг планера. У ВС с турбореактивными двигателями он приходится на средне- и высокочастотный диапазоны (500 - 1000 Гц), а у ВС с турбовинтовыми двигателями и поршневыми двигателями - на низко- и среднечастотный диапазоны (125 - 250 Гц). У вертолетов максимум частотного спектра еще больше смещен в область низких частот (31,5 - 250 Гц).

Уровни звука в кабинах и салонах ВС ГА во время полетов находились в диапазоне от 77 до 104 дБА и в большинстве случае превышали ПДУ (80 дБА СанПиН 2.2.4.3359-16).

Из вышеизложенного следует, что акустическая обстановка в кабинах и салонах ВС ГА обусловлена преимущественно типом силовой установки. Шум на рабочих местах и в салонах ВС ГА является широкополосным и интенсивным (менее 100 дБ) и по своим характеристикам (УЗД и уровни звука) превышает предельно допустимый и оптимальный уровни.

Характеристика акустической обстановки в кабинах и салонах ВС Военно- воздушных сил (ВВС) во время полетов представлена в таблице 2 [9, 12, 24, 28, 31, 421.

Таблица 2 - Характеристика акустической обстановки в кабинах и салонах ВС Военно-

воздушных сил во время полетов

Наименование ВС Уровни звукового давления, дБ Уровни звука, дБА Максимум частотного спектра, Гц

Истребительная авиация 86 - 104 103 - 107 1000 - 8000

Фронтовая бомбардировочная авиация 79 - 97 99 - 100 500 - 1000

Военно-транспортная авиация 59 -110 89 -104 125 - 500

Дальняя авиация 70 -110 97 -103 63 - 500

Армейская авиация (вертолеты) 66 - 123 89 - 129 31,5 - 125

Из табл.2 следует, что УЗД в кабинах и салонах ВС ВВС во время полетов изменяются в широком диапазоне от 59 до 123 дБ, то есть несколько превышают УЗД в ВС ГА (табл. 1). Наименьшие УЗД выявлены в ВС фронтовой бомбардировочной авиация (79-97 дБ), а наибольшие - у ВС армейской авиации (вертолеты) (62-123 дБ). Величины УЗД на рабочих местах экипажей ВС дальней (70-110 дБ) и истребительной авиации (86-110 дБ)

были несколько ниже, чем у ВС армейской авиации. Шум представлен во всех октавах звукового диапазона, то есть широкополосный. В соответствии с требованиями ОТТ ВВС-2015 УЗД на рабочих местах ЛС в большинстве случаев превышал ПДУ (74 - 113 дБ).

Максимум частотного спектра шума во время полетов у ВС истребительной авиации приходится на высокочастотный диапазон (1000 - 8000 Гц), ВС фронтовой бомбардировочной авиации - на средне- и высокочастотный диапазоны (500 - 1000 Гц), ВС военно-транспортной и дальней авиации на низко- и среднечастотный диапазоны (125 - Гц и 63 - 500 Гц соответственно). У ВС армейской авиации (вертолеты) максимум частотного спектра еще больше смещен в область низких частот (31,5 - 250 Гц).

Уровень звука в кабинах и салонах ВС ВВС во время полетов находится в диапазоне от 89 до 104 дБА, для ВС АА (вертолеты) - 89-129 дБА, то есть превышал ПДУ для самолетов 85 дБА и для вертолетов 90 дБА (ОТТ ВВС-2015).

Из вышеизложенного следует, что акустическая обстановка в кабинах и салонах ВС ВВС обусловлена типом силовой установки. Шум внутри ВС ВВС является широкополосным, интенсивным (до 100 дБА) или высокоинтенсивным (свыше 100 дБА). Сравнительный анализ показывает, что на рабочих местах Л С ВВС УЗД и уровни звукаболее высокие, чем в ГА.

Из выше представленных данных следует, что акустическая обстановка на рабочих местах ЛС во время полетов зависит от типа силовой установки. Кроме того, надо учитывать, что мощность работы двигателей меняется от минимальных до максимальных оборотов. Это, в свою очередь, приводит к изменению акустической обстановки на рабочих местах внутри ВС. Для примера в табл. 3 показана динамика акустических параметров на рабочем месте летчика при различных режимах работы силовой установки истребителя.

Таблица 3 - Динамика акустической обстановки в кабине истребителя при различных режимах работы двигателя (наземные испытания)

Режим работы двигателя Уровни звукового давления, дБ Уровни звука, дБА Ма кс имум частотного спектра, Гц

Малый газ (65% оборотов) 67 - 82 89 1000 - 8000

Номинальный режим (85% оборотов) 88 - 98 98 1000 - 8000

Максимальный режим (100% оборотов) 80 -110 105 31,5 - 125

Из табл. 3 следует, что при работе авиационного двигателя в режиме «малый газ» (65% оборотов) УЗД находятся в диапазоне от 67 до 82 дБ, а уровень звука (89 дБА) незначительно превышает ПДУ (85 дБА). Максимум частотного спектра находится в высокочастотной полосе (1000 - 8000 Гц). Режим «малый газ» используется при прогреве двигателей и рулежке. Переход работы двигателя в режим «номинальный» (85% оборотов) приводит к существенному повышению УЗД (88 - 98 дБ), то есть приблизительно до 20 дБ. Соответственно увеличивается и уровень звука до 98 дБА. Максимум частотного спектра не меняется и соответствует высокочастотному шуму. Преимущественно режим «номинальный» используется при равномерном горизонтальном перемещении ВС после набора заданной высоты и скорости, то есть полет на эшелоне.

Дальнейшее увеличение оборотов авиационного двигателя до режима «максимальный» (95 - 100% оборотов) сопровождается повышением УЗД до 80 - 110 дБ и уровня звука до 105 дБА. Режим «максимальный» применяется при взлете ВС и наборе высоты. На этих этапах полета образующийся шум описывается в литературе как «рев двигателя» и сопровождается повышенной вибрацией планера. Это обусловлено резким смещением максимума частотного спектра в область низких частот (31,5 - 125 Гц) и их высокой интенсивности, превышающей 100 дБ.

В табл. 4 представлена динамика акустической обстановки на рабочем месте летчика истребителя в зависимости этапа выполнения полетного задания.

Таблица 4 - Динамика акустической обстановки в кабине истребителя на различных

этапах выполнения полетного задания

Этапы выполнения полетного задания Уровни звукового давления, дБ Уровни звука, дБА Ма кс имум частотного спектра, Гц

Рулежка 73- 91 84 - 90 125 - 2000

Взлет 86 - 103 106 500 - 1000

Форсаж 91 - 110 106 - 110 125 - 8000

Горизонтальный полет на в ыс о те (эше ло н) 89-104 100 - 106 500 - 1000

Пикирование 96-106 109 250 - 2000

Из табл. 4 следует, что при рулежке на рабочих местах ЛС УЗД (73 - 91 дБ) и уровень звука (84 - 90 дБА) минимальные и практически не превышают ПДУ. При взлете и во время полета на эшелоне УЗД и уровни звука существенно повышаются до 104 дБ и 106 дБА соответственно. Максимальных значений эти параметры достигают при выполнении пикирования (до 106 дБ и 109 дБА соответственно) и работе двигателя на режиме форсаж (до 110 дБ и 110 дБА соответственно).

Таким образом, из представленных данных в табл.3 и табл.4 следует, что уровень звука на рабочих местах ЛС колеблется в широких пределах и зависит от режима работы силовой установки. Минимальные уровни звука наблюдаются при рулежке, а на всех последующих этапах они существенно увеличиваются. Из этого следует, что большую часть полетного задания ЛС подвергается воздействию шума, превышающего ПДУ на 15 - 25 дБА.

Проведенные нами исследования по изучению акустической обстановки на рабочих местах инженерно-технического состава ВВС при обслуживании ВС с работающими силовыми установками показали, что в спектре шума на долю частот низкочастотного и

инфразвукового диапазонов приходится до 20 - 30% спектральной мощности [12, 24, 31]. Это хорошо согласуется с данными других авторов, которые показали, что в спектре производственных шумов интенсивностью свыше 100 дБА присутствуют низкие частоты

(31,5 - 250 Гц) и инфразвук (2 - 16 Гц) [23, 24]. В доступной нам литературе отсутствуют результаты измерения инфразвука на рабочих местах ЛС, что можно объяснить включением этого фактора в федеральный перечень вредных производственных факторов только в 2004 г. В нормативных документах по обитаемости объектов вооружения и военной техники ВВС (ОТТ ВВС-2015) инфразвук, как вредный фактор, отсутствует.

Нами было установлено, что на рабочих местах ЛС ВС истребительной авиации УЗД в диапазоне 2-16 Гц колебались от 64 до 90 дБ, то есть не превышали ПДУ (95 - 110 дБ в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16). Общий УЗД составлял 101 - 103 дБ Лин и также не превышал ПДУ(110 дБ Лин в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16). Измерения на рабочих местах экипажа ВС дальней авиации показали, что УЗД в диапазоне 2-16 Гц колебались от 100 до 110 дБ и соответствовали ПДУ (95 - 110 дБ). Общий УЗД находился в диапазоне 105 - 113 дБ Лин, то есть превышал ПДУ(110 дБ Лин).

Таким образом, ЛС на своих рабочих местах на всех этапах выполнения полетного задания подвергается воздействию шума, уровни которого превышают ПДУ. По своей длительности шум многочасовой и в большинстве случаев он начинает действовать с момента включения силовых установок и до их остановки. Шум по своей структуре газодинамический, поэтому он широкополосный, имеет максимум спектра, который может изменяться в зависимости от типа двигателя, мощности его работы и режима полета. У турбореактивных ВС в спектре шума в большинстве случаев преобладают высокие частоты (высокочастотный шум). При эксплуатации вертолетов в спектре шума доминируют низкие частоты (низкочастотный шум). Шум непостоянный, так как на разных этапах выполнения полетного задания меняется его интенсивность более чем на 5 - 20 дБА. Кроме того, ВС некоторых видов авиации (истребители, бомбардировщики, вертолеты и др.) за летную смену совершают от 1-2 до 5-6 вылетов, то есть периоды активной акустической нагрузки чередуются с периодами отдыха или подготовки к следующему вылету. В большинстве случаев шум является высокоинтенсивным, потому что на большинстве этапах выполнения полетного задания уровень звука внутри ВС выше 100 дБА. Сочетание в акустическом спектре частот звукового и инфразвукового диапазонов является специфической особенностью авиационного шума, что надо учитывать при оценке условий труда и прогнозировании последствий неблагоприятного действия на организм ЛС [10, 13, 18, 27, 29, 43-461.

Оценка условий труда по шуму и инфразвуку на рабочих местах ЛС проведена согласно требованиям «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.200605». Для установления класса условий труда по шуму использовали ПДУ эквивалентного уровня звука (дБА). Для ГА он соответствует 80 дБА (СанПиН 2.2.4.3359-16), для самолетов ВВС - 85 дБА и вертолетов ВВС - 90 дБА( ОТТ ВВС-15). Класс условий труда на рабочих местах ЛС ГА и ВВС по инфразвуку определяли по ПДУ общего УЗД (дБ Лин) величина которого согласно СанПиН 2.2.4.3359-16 равна 110 дБ Лин.

Для определения класса условий труда были использованы значения эквивалентного уровня звука во время выполнения полетов для ЛС ГА (табл. 1) и для ЛС ВВС (табл. 2). Это обусловлено тем, что на весь цикл выполнения полетного задания на продолжительность полета приходится от 75% до 90% общего времени от запуска до остановки двигателя. Теоретико-экспериментальные исследования по особенностям формирования акустических колебаний и полученные данные по инфразвуку внутри некоторых типах ВС ВВС были использованы для экстраполяции и на другие типы самолетов ГА и ВВС.

В таблице 5 представлены классы условий труда по шуму и инфразвуку на рабочих местах ЛС ГА и ВВС.

Таблица 5 - Класс условий труда на рабочих местах ЛС ГА и ВВС

| Наименование l Класс условий трупа

ВС шум инфразвук

ВС гражданской авиации

ВС с турбореактивными двигателями 2 - 3.2 2

ВС с турбовинтовыми двигателями 3.1 - 3.3 2

ВС с поршневыми двигателями 3.1 - 3.3 2

Вертолеты 3.1 - 3.3 3.1

ВС Военно-воздушных сил

Истребительная авиация 3.3 2

Фронтовая бомбардировочная авиация 3.2 2

Военно-транспортная авиация 3.1 - 3.3 3.1

Дальняя авиация 3.2 - 3.3 3.1

Армейская авиация (вертолеты) 3.1 - 4 3.2

Из табл. 5 следует, что на рабочих местах ЛС ГА класс условий труда по шуму практически на всех типах ВС соответствует вредному классу 3.1 - 3.3, а у ЛС ВВС -вредному классу 3.1 - 3.3 и опасному классу (класс 4). У ЛС ВВС диапазон колебаний более узкий, что обусловлено более высоким уровням звука. Класс условий труда по инфразвуку на рабочих местах ЛС ГА соответствует допустимому классу (класс 2), за исключением вертолетов (вредный класс 3.1). У ЛС ВВС класс условий труда ВС истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации относится к допустимому (класс 2), а ВС дальней и армейской авиации (вертолеты) - вредному (классу 3.1 и классу 3.2 с о о тв е тств е нно ).

Таким образом, оценка условий труда на рабочих местах ЛС соответствуют вредному и опасному классу. Наличие инфразвука в спектре авиационного шума ухудшает гигиеническую обстановку. В ВС ВВС класс условий труда по инфразвуку соответствует допустимому (класс 2) и вредному (класс 3.2), а у ЛС ГА в основном допустимому (класс 2). Работа во вредных шумовых условиях труда создает риск развития у ЛС стойких функциональных изменений и нарушений, приводящих к повышению уровня общей заболеваемости и развитию профессиональной патологии. Наличие выраженной низкочастотной и инфразвуковой составляющих в авиационном шуме усугубляет шумовую патологию и расширяет перечень профессиональных (ПЗ) и профессионально обусловленных заболеваний (ПОЗ). Оценка условий труда на рабочих местах ЛС позволяет сделать предварительный прогноз, что работа в условиях высокоинтенсивного шума создает риск снижения профессиональной работоспособности, надежности действия и профессионального долголетия ЛС.

Заключение

В XXI веке авиация продолжается оставаться одной из ключевых и динамично развивающихся отраслей: воздушный транспорт стал доступен широким слоям населения и широко используется при перевозке грузов, а Военно-воздушные силы занимают важное место в обеспечении обороноспособности страны.

Профессиональная деятельность летного и инженерно-технического состава государственной авиации осуществляется в условиях воздействия аэродинамического авиационного шума, особенностью которого является наличие в спектре интенсивных низких и инфразвуковых частот.

Оценка условий труда летного и инженерно-технического состава государственной авиации показала, что класс условий их труда по шуму в большинстве случаев соответствует вредному и опасному. Поэтому авиационный шум должен рассматриваться как источник потенциальной опасности ошибочных действий, риска работоспособности и здоровью.

Результаты исследования показывают необходимость разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта.

Библиография

1. Белова С.Е. Акустическая безопасность перспективных пассажирских самолетов // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 1. С. 8-14.

2. Германова Т.В., Перцева И.И. К вопросу обеспечения акустической безопасности населения городов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 29-31.

3. Зинкин В.Н., Рыженков С.П., Солдатов С.К., Шешегов П.М., Чистов С.Д., Симухин

B.В., Есев А.А., Харитонов В.В., Поляков Н.М., Дроздов С.В. Гигиеническая обстановка на территориях, примыкающих к глиссаде аэродрома // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 6 (255). С. 38-40.

4. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Драган С.П., Пирожков М.В., Богомолов А.В., Рыженков

C.П. Авиационный шум и проблемы безопасности полетов // Проблемы безопасности полетов. 2013. № 5. С. 3-12.

5. Михайлов В.А., Сотникова Е.В. Обеспечение акустической безопасности систем защиты воздушной среды объектов автотранспортного комплекса // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 5 (173). С. 12-19.

6. Абдуллаева М.М., Алдашева А.А., Богомолов А.В., Бодров В.А., и др. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 3/ М.: ИП РАН, 2012. 400 с.

7. Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Автоматизация персонифицированного мониторинга условий труда // Автоматизация. Современные технологии. 2015. № 3. С. 6-8.

8. Никифоров Д.А., Ворона А.А., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Методика оценивания потенциальной ненадежности действий летчика // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 7 (175). С. 7-16.

9. Жданько И.М., Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Шешегов П.М. Организация контроля и мониторинга инфразвука на различных видах транспорта // Проблемы безопасности полетов. 2015. № 7. С. 43-59.

10. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Драган С.П., Ахметзянов И.М. Анализ рисков здоровью, обусловленных сочетанным действием шума и инфразвука // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8. № 4. С. 82-92.

11. Саньков П.Н. Актуальные аспекты обеспечения акустической безопасности населения в Украине // Мiжнародний науковий журнал. 2015. № 5. С. 43-46.

12. Жданько И.М., Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Шешегов П.М. Фундаментальные и прикладные аспекты профилактики неблагоприятного действия авиационного шума // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 4. С. 5-16.

13. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Авиационный шум как фактор эколого-социального неблагополучия // Проблемы безопасности полетов. 2010. № 10. С. 3-13.

14. Симухин В.В., Ворона А.А., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Рыженков С.П. Медико-биологические эффекты импульсных шумов и особенности их гигиенического нормирования // Безопасность в техносфере. 2012. № 6. С. 36-43.

15. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Шешегов П.М., Харитонов В.В. Состояние здоровья населения, подвергающегося воздействию авиационного шума // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 3. С. 1201-1205.

16. Богомолов А.В., Драган С.П. Автоматизированный мониторинг и технологии обеспечения акустической безопасности персонала // Автоматизация. Современные технологии. 2015. № 4. С. 25-30.

17. Драган С.П., Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Солдатов С.К., Дроздов С.В. Акустическая эффективность средств защиты от шума // Медицинская техника. 2013. № 3. С. 34-36.

18. Кирий С.В., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Солдатов С.К., Щербаков С.А., Зинкин

B.Н., Шишов А.А. Методика оценивания умственной работоспособности и надежности профессиональной деятельности специалистов, подвергающихся воздействию авиационного шума // Биомедицинская радиоэлектроника. 2008. № 12. С. 50-56.

19. Щербаков С.А., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Зинкин В.Н., Шишов

A.А., Кирий С.В. Методическое обеспечение и результаты исследования акустической обстановки на рабочих местах специалистов, подвергающихся воздействию авиационного шума // Биомедицинская радиоэлектроника. 2007. № 12.

C. 21-27.

20. Драган С.П., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Дроздов С.В., Поляков Н.М. Оценка акустической эффективности средств индивидуальной защиты от экстрааурального воздействия авиационного шума // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013. Т. 47. № 5. С. 21-26.

21. Солдатов С.К., Скуратовский Н.И. Инженерно-технические аспекты эволюции средств защиты от авиационного шума // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 6 (52). С. 23.

22. Солдатов С.К., Богомолов А.В., Драган С.П., Кукушкин Ю.А. Средства и методы персонифицированного акустического мониторинга // Газовая промышленность. 2015. № 7 (725). С. 79-81.

23. Солдатов С.К., Богомолов А.В., Зинкин В.Н., Аверьянов А.А., Россельс А.В., Пацкин Г.А., Соколов Б.А. Средства и методы защиты от авиационного шума: состояние и перспективы развития // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2011. Т. 45. № 5. С. 3-11.

24. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Человек и авиационный шум // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 9 (приложение). 24 с.

25. Ахметзянов И.М., Зинкин В.Н., Орихан М.М., Шешегов П.М., Драган С.П., Харитонов

B.В. Медицинские аспекты гигиенического нормирования инфразвука // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 7 (256). С. 25-27.

26. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Риски здоровью, обусловленные кумулятивным действием авиационного шума, и мероприятия по борьбе с ним // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1. С. 80-88.

27. Щербаков С.А., Кирий С.В., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Результаты исследований акустической обстановки на рабочих местах инженерно-технического состава авиации // Проблемы безопасности полетов. 2007. № 3. С. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М., Зинкин В.Н., Абашев В.Ю. Системный анализ акустической безопасности профессиональной деятельности авиационных специалистов // Вопросы безопасности. 2016. № 6. С. 36-51.

29. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Кукушкин Ю.А., Афанасьев Р.В., Богомолов А.В., Ахметзянов И.М., Свидовый В.И., Пирожков М.В. Гигиеническая оценка условий труда работников "шумовых" профессий авиаремонтных заводов // Медицина труда и промышленная экология. 2008. № 4. С. 40-42.

30. Башкуев Ю.Б., Хаптанов В.Б., Адвокатов В.Р., Гацуцев А.В., Хахалов А.А. Оценка состояния акустической экологической безопасности населения в городе Улан-Удэ // Экология и промышленность России. 2008. № 11. С. 48-51.

31. Богомолов А.В., Зинкин В.Н., Драган С.П., Солдатов С.К. Антропоэкологические аспекты безопасной эксплуатации аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 1. С. 56-62.

32. Дроздов С.В., Драган С.П., Богомолов А.В., Солдатов С.К., Зинкин В.Н. Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума // В сборнике: Защита от повышенного шума и вибрации Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н.И. Иванова. 2013. С. 503-515.

33. Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Медико-биологическая оценка эффективности средств индивидуальной защиты от шума // Медицина труда и промышленная экология. 2011. № 4. С. 33-34.

34. Симухин В.В., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Ворона А.А. Методические аспекты нормирования импульсных промышленных шумов // Безопасность труда в промышленности. 2013. № 10. С. 32-35.

35. Солдатов С.К., Богомолов А.В., Зинкин В.Н., Драган С.П. Проблемы обеспечения акустической безопасности персонала авиационной промышленности // Безопасность труда в промышленности. 2014. № 10. С. 58-60.

36. Солдатов С.К., Харитонов В.В., Чуманов Ю.А. Методическое обеспечение и результаты эргономической экспертизы шумозащитного шлема для инженерно-технического состава Военно-воздушных сил // Оборонный комплекс-научно-техническому прогрессу России. 2012. № 3. С. 23-26.

37. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Ерёмин Г.И., Драган С.П. Технология исследования акустической эффективности средств защиты от низкочастотного шума и инфразвука // Мир измерений. 2011. № 10. С. 40-45.

38. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Драган С.П. Биобезопасность человека в условиях воздействия интенсивного низкочастотного шума и способы ее обеспечения // Вопросы безопасности. 2016. № 1. С. 39-47.

39. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Шведов А.П. Обоснование использования специалистами средств индивидуальной защиты при воздействии авиационного шума // Информатика и системы управления. 2009. № 4 (22). С. 139141.

40. Харитонов В.В., Абрамов С.П., Зинкин В.Н., Солдатов С.К. Эргономическая экспертиза новых образцов средств коллективной защиты от авиационного шума // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 9. С. 20-26.

41. Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика заболеваний органа слуха шумовой этиологии): методические рекомендации для врачей гражданской авиации. 2004. 88 с.

42. Зинкин В.Н., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Солдатов С.К., Алексеенко М.С. Исследование эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от шума на основе оценки потенциальной ненадежности профессиональной деятельности авиационных специалистов // Безопасность жизнедеятельности. 2010. № 11. С. 2-6.

43. Солдатов С.К., Драган С.П., Харитонов В.В., Васин И.В., Дроздов С.В. Характеристика акустической эффективности перспективных средств коллективной защиты инженерно-технического состава авиационного шума // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 11. С. 3-12.

44. Буданова Е.И., Богомолов А.В. Характеристика качества жизни и здоровья военнослужащих-контрактников // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 7. С. 627632.

45. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Ахметзянов И.М., Зосимов В.В., Ерёмин Г.И., Богомолов А.В., Фёдоров М.В. Методология экспериментальных исследований акустической эффективности средств индивидуальной защиты от шума в области низких частот // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2011. Т. 9. № 5. С. 62-68.

46. Соловей Ю.Н., Харитонов В.В., Солдатов С.К., Зинкин В.Н. Эргономическая характеристика новых образцов средств индивидуальной защиты от воздушной вибрации, обусловленной авиационным шумом // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 11. С. 20-30

References (transliterated)

1. Belova S.E. Akusticheskaya bezopasnost' perspektivnykh passazhirskikh samoletov // Vestnik Rybinskoi gosudarstvennoi aviatsionnoi tekhnologicheskoi akademii im. P.A. Solov'eva. 2012. № 1. S. 8-14.

2. Germanova T.V., Pertseva I.I. K voprosu obespecheniya akusticheskoi bezopasnosti naseleniya gorodov // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 2 (24). S. 29-31.

3. Zinkin V.N., Ryzhenkov S.P., Soldatov S.K., Sheshegov P.M., Chistov S.D., Simukhin V.V., Esev A.A., Kharitonov V.V., Polyakov N.M., Drozdov S.V. Gigienicheskaya obstanovka na territoriyakh, primykayushchikh k glissade aerodroma // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014. № 6 (255). S. 38-40.

4. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Dragan S.P., Pirozhkov M.V., Bogomolov A.V., Ryzhenkov S.P. Aviatsionnyi shum i problemy bezopasnosti poletov // Problemy bezopasnosti poletov. 2013. № 5. S. 3-12.

5. Mikhailov V.A., Sotnikova E.V. Obespechenie akusticheskoi bezopasnosti sistem zashchity vozdushnoi sredy ob''ektov avtotransportnogo kompleksa // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2015. № 5 (173). S. 12-19.

6. Abdullaeva M.M., Aldasheva A.A., Bogomolov A.V., Bodrov V.A., i dr. Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vypusk 3 / M.: IP RAN, 2012. 400 s.

7. Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Avtomatizatsiya personifitsirovannogo monitoringa uslovii truda // Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii. 2015. № 3. S. 6-8.

8. Nikiforov D.A., Vorona A.A., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Metodika otsenivaniya potentsial'noi nenadezhnosti deistvii letchika // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti.

2015. № 7 (175). S. 7-16.

9. Zhdan'ko I.M., Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Sheshegov P.M. Organizatsiya kontrolya i monitoringa infrazvuka na razlichnykh vidakh transporta // Problemy bezopasnosti poletov. 2015. № 7. S. 43-59.

10. Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Dragan S.P., Akhmetzyanov I.M. Analiz riskov zdorov'yu, obuslovlennykh sochetannym deistviem shuma i infrazvuka // Problemy analiza riska. 2011. T. 8. № 4. S. 82-92.

11. San'kov P.N. Aktual'nye aspekty obespecheniya akusticheskoi bezopasnosti naseleniya v Ukraine // Mizhnarodnii naukovii zhurnal. 2015. № 5. S. 43-46.

12. Zhdan'ko I.M., Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Sheshegov P.M. Fundamental'nye i prikladnye aspekty profilaktiki neblagopriyatnogo deistviya aviatsionnogo shuma // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina. 2014. T. 48. № 4. S. 5-16.

13. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Akhmetzyanov I.M., Sheshegov P.M. Aviatsionnyi shum kak faktor ekologo-sotsial'nogo neblagopoluchiya // Problemy bezopasnosti poletov. 2010. № 10. S. 3-13.

14. Simukhin V.V., Vorona A.A., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Ryzhenkov S.P. Mediko-biologicheskie effekty impul'snykh shumov i osobennosti ikh gigienicheskogo normirovaniya // Bezopasnost' v tekhnosfere. 2012. № 6. S. 36-43.

15. Soldatov S.K., Zinkin V.N., Sheshegov P.M., Kharitonov V.V. Sostoyanie zdorov'ya naseleniya, podvergayushchegosya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2013. T. 3. S. 1201-1205.

16. Bogomolov A.V., Dragan S.P. Avtomatizirovannyi monitoring i tekhnologii obespecheniya akusticheskoi bezopasnosti personala // Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii. 2015. № 4. S. 25-30.

17. Dragan S.P., Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Drozdov S.V. Akusticheskaya effektivnost' sredstv zashchity ot shuma // Meditsinskaya tekhnika. 2013. № 3. S. 3436.

18. Kirii S.V., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Shcherbakov S.A., Zinkin V.N., Shishov A.A. Metodika otsenivaniya umstvennoi rabotosposobnosti i nadezhnosti professional'noi deyatel'nosti spetsialistov, podvergayushchikhsya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma // Biomeditsinskaya radioelektronika. 2008. № 1-2. S. 50-56.

19. Shcherbakov S.A., Kukushkin Yu.A., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Zinkin B.N., Shishov A.A., Kirii S.V. Metodicheskoe obespechenie i rezul'taty issledovaniya akusticheskoi obstanovki na rabochikh mestakh spetsialistov, podvergayushchikhsya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma // Biomeditsinskaya radioelektronika. 2007. № 12. S. 21-27.

20. Dragan S.P., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Drozdov S.V., Polyakov N.M. Otsenka akusticheskoi effektivnosti sredstv individual'noi zashchity ot ekstraaural'nogo vozdeistviya aviatsionnogo shuma // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina. 2013. T. 47. № 5. S. 21-26.

21. Soldatov S.K., Skuratovskii N.I. Inzhenerno-tekhnicheskie aspekty evolyutsii sredstv zashchity ot aviatsionnogo shuma // Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti. 2013. № 6 (52). S. 23.

22. Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Dragan S.P., Kukushkin Yu.A. Sredstva i metody personifitsirovannogo akusticheskogo monitoringa // Gazovaya promyshlennost'. 2015. № 7 (725). S. 79-81.

23. Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Zinkin V.N., Aver'yanov A.A., Rossel's A.V., Patskin

G.A., Sokolov B.A. Sredstva i metody zashchity ot aviatsionnogo shuma: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina. 2011. T. 45. № 5. S. 3-11.

24. Soldatov S.K., Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Chelovek i aviatsionnyi shum // Bezopasnost' zhi znedeyatel'nosti. 2012. № 9 (prilozhenie). 24 s.

25. Akhmetzyanov I.M., Zinkin V.N., Orikhan M.M., Sheshegov P.M., Dragan S.P., Kharitonov V.V. Meditsinskie aspekty gigienicheskogo normirovaniya infrazvuka // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014. № 7 (256). S. 25-27.

26. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Akhmetzyanov I.M., Sheshegov P.M. Riski zdorov'yu, obuslovlennye kumulyativnym deistviem aviatsionnogo shuma, i meropriyatiya po bor'be s nim // Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii. 2011. № 1. S. 80-88.

27. Shcherbakov S.A., Kirii S.V., Kukushkin Yu.A., Soldatov S.K., Bogomolov A.V. Rezul'taty issledovanii akusticheskoi obstanovki na rabochikh mestakh inzhenerno-tekhnicheskogo sostava aviatsii // Problemy bezopasnosti poletov. 2007. № 3. S. 27.

28. Penchuchenko V.V., Kharitonov V.V., Sheshegov P.M., Zinkin V.N., Abashev V.Yu. Sistemnyi analiz akusticheskoi bezopasnosti professional'noi deyatel'nosti aviatsionnykh spetsialistov // Voprosy bezopasnosti. 2016. № 6. S. 36-51.

29. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Kukushkin Yu.A., Afanas'ev R.V., Bogomolov A.V., Akhmetzyanov I.M., Svidovyi V.I., Pirozhkov M.V. Gigienicheskaya otsenka uslovii truda rabotnikov "shumovykh" professii aviaremontnykh zavodov // Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2008. № 4. S. 40-42.

30. Bashkuev Yu.B., Khaptanov V.B., Advokatov V.R., Gatsutsev A.V., Khakhalov A.A. Otsenka sostoyaniya akusticheskoi ekologicheskoi bezopasnosti naseleniya v gorode Ulan-Ude // Ekologiya i promyshlennost' Rossii. 2008. № 11. S. 48-51.

31. Bogomolov A.V., Zinkin V.N., Dragan S.P., Soldatov S.K. Antropoekologicheskie aspekty bezopasnoi ekspluatatsii aerodromov, aeroportov i aviatsionnykh predpriyatii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2016. № 1. S. 56-62.

32. Drozdov S.V., Dragan S.P., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Zinkin V.N. Integral'naya otsenka akusticheskoi effektivnosti sredstv individual'noi i kollektivnoi zashchity ot aviatsionnogo shuma // V sbornike: Zashchita ot povyshennogo shuma i vibratsii Sbornik dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod redaktsiei N.I. Ivanova. 2013. S. 503-515.

33. Zinkin V.N., Akhmetzyanov I.M., Soldatov S.K., Bogomolov A.V. Mediko-biologicheskaya otsenka effektivnosti sredstv individual'noi zashchity ot shuma // Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2011. № 4. S. 33-34.

34. Simukhin V.V., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Vorona A.A. Metodicheskie aspekty normirovaniya impul'snykh promyshlennykh shumov // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2013. № 10. S. 32-35.

35. Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Zinkin V.N., Dragan S.P. Problemy obespecheniya akusticheskoi bezopasnosti personala aviatsionnoi promyshlennosti // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2014. № 10. S. 58-60.

36. Soldatov S.K., Kharitonov V.V., Chumanov Yu.A. Metodicheskoe obespechenie i rezul'taty ergonomicheskoi ekspertizy shumozashchitnogo shlema dlya inzhenerno-tekhnicheskogo sostava Voenno-vozdushnykh sil // Oboronnyi kompleks-nauchno-tekhnicheskomu progressu Rossii. 2012. № 3. S. 23-26.

37. Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Eremin G.I., Dragan S.P. Tekhnologiya issledovaniya

akusticheskoi effektivnosti sredstv zashchity ot nizkochastotnogo shuma i infrazvuka //

Mir izmerenii. 2011. № 10. S. 40-45.

38. Soldatov S.K., Zinkin V.N., Dragan S.P. Biobezopasnost' cheloveka v usloviyakh

vozdeistviya intensivnogo nizkochastotnogo shuma i sposoby ee obespecheniya // Voprosy bezopasnosti. 2016. № 1. S. 39-47.

39. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Shvedov A.P. Obosnovanie ispol'zovaniya spetsialistami sredstv individual'noi zashchity pri vozdeistvii aviatsionnogo shuma // Informatika i sistemy upravleniya. 2009. № 4 (22). S. 139-141.

40. Kharitonov V.V., Abramov S.P., Zinkin V.N., Soldatov S.K. Ergonomicheskaya ekspertiza novykh obraztsov sredstv kollektivnoi zashchity ot aviatsionnogo shuma // Problemy bezopasnosti poletov. 2014. № 9. S. 20-26.

41. Tugoukhost' u pilotov grazhdanskoi aviatsii (diagnostika, vrachebno-letnaya ekspertiza i profilaktika zabolevanii organa slukha shumovoi etiologii): metodicheskie rekomendatsii dlya vrachei grazhdanskoi aviatsii. 2004. 88 s.

42. Zinkin V.N., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Alekseenko M.S. Issledovanie effektivnosti sredstv individual'noi i kollektivnoi zashchity ot shuma na osnove otsenki potentsial'noi nenadezhnosti professional'noi deyatel'nosti aviatsionnykh spetsialistov // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2010. № 11. S. 2-6.

43. Soldatov S.K., Dragan S.P., Kharitonov V.V., Vasin I.V., Drozdov S.V. Kharakteristika akusticheskoi effektivnosti perspektivnykh sredstv kollektivnoi zashchity inzhenerno-tekhnicheskogo sostava aviatsionnogo shuma // Problemy bezopasnosti poletov. 2014. № 11. S. 3-12.

44. Budanova E.I., Bogomolov A.V. Kharakteristika kachestva zhizni i zdorov'ya voennosluzhashchikh-kontraktnikov // Gigiena i sanitariya. 2016. T. 95. № 7. S. 627632.

45. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Akhmetzyanov I.M., Zosimov V.V., Eremin G.I., Bogomolov A.V., Fedorov M.V. Metodologiya eksperimental'nykh issledovanii akusticheskoi effektivnosti sredstv individual'noi zashchity ot shuma v oblasti nizkikh chastot // Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy. 2011. T. 9. № 5. S. 62-68.

46. Solovei Yu.N., Kharitonov V.V., Soldatov S.K., Zinkin V.N. Ergonomicheskaya kharakteristika novykh obraztsov sredstv individual'noi zashchity ot vozdushnoi vibratsii, obuslovlennoi aviatsionnym shumom // Problemy bezopasnosti poletov. 2014. № 11. S. 20-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.