Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска у лётного состава гражданской авиации'

Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска у лётного состава гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
455
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / CIVIL AVIATION / WORKSHOP CONDITIONS / OCCUPATIONAL DISEASES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аллояров П. Р., Мельцер А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска у лётного состава гражданской авиации»

4.2. Вопросы профзаболеваемости и экологии

УДК 613.693

П.Р. Аллояров, А.В. Мельцер

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У ЛЁТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ1

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, [email protected]

В соответствии с государственными докладами «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге» за последние 3 года среди летного состава авиакомпаний Санкт-Петербурга зарегистрировано 39 случаев профессиональной заболеваемости. Случаи профессиональных заболеваний регистрируются у стажированных рабочих в таких профессиях как: пилоты, штурманы, авиатехники, авиамеханики, бортпроводники и др. Наиболее значимыми факторами, влияющими на уровень профессиональной заболеваемости в Санкт-Петербурге, являются физические факторы и факторы трудового процесса. Высокий уровень профессиональных заболеваний свидетельствует о необходимости организации проведения производственного контроля с использованием лабораторно-инструментальных методов оценки вредных и опасных производственных факторов для разработки своевременных профилактических мероприятий. Для обеспечения безопасности условий труда работников законодательством определяется в качестве приоритетных снижение вредного воздействия производственных факторов на рабочих местах за счет снижения эксплуатационных, дозовых нагрузок, защиты временем воздействия и стажем.

К вредным факторам труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, оказывающим отрицательное влияние на профессиональное здоровье, профессиональную работоспособность и безопасность полетов относят: высокие уровни авиационных шумов и общей вибрации; колебания атмосфер-

1 P.R. Alloyarov, A.V. Meltser Hygienic evaluation of workshop conditions and occupational risk in civil aircrew.

ного давления при взлетах/посадках; температурный дискомфорт в кабинах; неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха; повышенное радиационное (фоновое) облучение; повышенные электромагнитные поля; воздействия знакопеременных перегрузок; СВЧ-излучения от наземного и бортового оборудования; факторы тяжести и напряженности труда. Основной эргономической проблемой летного состава является необходимость длительно работать в вынужденной позе. В таком положении (ограниченной коленными и плечевыми ремнями) необходимо выполнять ряд разнообразных операций, требующих движения рук, ног и головы в разных направлениях (необходимо сверять данные с приборов, всматриваться далеко вперед, читать инструкции на близком расстоянии, принимать информацию через наушники и говорить в микрофон). Постоянное бодрствование и отслеживание ситуации вызывают психоэмоциональное напряжение и усталость летного состава. Эта проблема включает регламент работы членов экипажа - продолжительность периода выполнения обязанностей, количество часов в воздухе (дневная, месячная и годичная нагрузка по налету часов), периоды доступного времени для отдыха во время полета и дома. В результате воздействия комплекса вредных факторов у лётного состава гражданской авиации преждевременно возникает и развивается целый ряд заболеваний, патологий и других изменений, приводящие к снижению профессионального долголетия. Необходимо отметить, что в период до 1990 года лиц летного состава в возрасте старше 50 лет было менее 5%, а в настоящее время - более 25%. В возрасте старше 60 лет работали единицы, а в настоящее время - 3%. С возрастом снижаются функциональные резервы организма, обеспечивающие устойчивость к повреждающим факторам профессиональной среды. По данным статистических отчетов Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации и врачебно-летных экспертных комиссий в 2013 году было освидетельствовано 22 118 лиц летного состава. Из них 581 были признаны негодными к профессиональной деятельности (338 человек по нейросенсорной тугоухости).

Северо-Западным государственным медицинским университетом им. И.И.Мечникова проводится научно-исследовательская работа «Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска у лётного состава гражданской авиации». Данная работа имеет задачу гигиенического обоснования мероприятий для улучшения условий труда лётного состава гражданской авиации на основе методологии оценки профессионального риска. Полученные данные

позволят теоретически обосновать выбор конкретного вида мероприятий, направленных на разработку и внедрение системы раннего выявления профессиональной патологии у лётного состава гражданской авиации на основе экспозиционной нагрузки неблагоприятных факторов трудового процесса, что, в конечном итоге, позволит разработать целенаправленные и обоснованные управленческие решения для улучшения условий труда.

Ключевые слова: гражданская авиация, условия труда, профессиональная заболеваемость.

Key words: civil aviation, workshop conditions, occupational diseases.

В.Б. Войтенков1, Н.Н. Логинова 2, С.М. Никонова 2

ПАТОЛОГИЯ РАБОТАЮЩЕЙ РУКИ У ОПЕРАЦИОНИСТОВ СЕТЕВЫХ ГИПЕР-МАРКЕТОВ: КЛИНИЧЕСКАЯ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ФГБУ Научно-исследовательский институт детских инфекций Федерального Медико-биологического агентства, г. Санкт-Петербург; 2ФБУН «СевероЗападный научный центр гигиены и общественного здоровья»,

Санкт-Петербург

Целью работы было исследование основных характеристик поражения периферических нервов верхних конечностей среди сотрудников кассовой линии супермаркетов Северо-Западного региона Российской Федерации, направленных на обследование в связи с подозрением на туннельную невропатию верхних конечностей.

Материалы и методы. Обследовано 54 человека, составивших 2 группы Группа пациентов с подозрением на туннельную невропатию состояла из 34 женщин. Возраст от 39 до 62 лет, средний 51,1 год. Все являлись сотрудниками кассовой линии крупных супермаркетов Северо-Западного региона Российской Федерации (операционистами). Стаж работы на кассовой линии составил 1,5 до 7 лет, средний 4 года 2 месяца. Все пациентки прошли осмотр невролога и с подозрением на туннельную невропатию были направлены на ЭНМГ верхних конечностей. Преобладали жалобы на парестезии в руках (по иннервируемой срединным нервом поверхности кисти - 28 человек, локтевым - 6), на слабость в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.