Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБЩИХ ПРОФЕССИЙ В СРЕДНЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ПТУ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБЩИХ ПРОФЕССИЙ В СРЕДНЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF CONDITIONS OF TRAINING FOR ADOLESCENTS WHO ARE STUDENTS OF A SECONDARY METALLURGICAL TECHNICAL SCHOOL

A study was made into the effect of conditions of training on the working capacity and health status of students of a vocational training school mastering the trade of crane operators for metalworks. The study spanned the entire three-year period of training and resulted in a number of recommendations.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБЩИХ ПРОФЕССИЙ В СРЕДНЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ПТУ»

коэффициенты у всей группы выше, чем у наиболее надежных ее представителей, причем особенно резко это выявляется при корреляции со всей группой аэромонад. Другими словами, аэромонады, вульгарные протеи и БГКП, как мы уже отмечали, имеют общий тип поведения в окружающей среде — обладают способностью длительно сохраняться и размножаться. Следовательно, БГКП (исключая ФКП) следует отнести к непрямым индикаторным микробам, свидетельствующим не столько о неблагоприятной эпидемической ситуации, связанной, в частности, с фекальным загрязнением, сколько о наличии в воде органики животного происхождения. О размножении кишечных палочек (в том числе Е. coli) даже при минимальном содержании органических веществ в воде известно давно (Allen и соавт.; Horie; Selenka), приведенный нами материал еще раз подтверждает это. Корреляция энтерококков и ФС с аэромонадами выходит за рамки общей закономерности и требует особого изучения.

Выводы

1. Санитарно-показательные микробы — группа, состоящая из различных видов или родов, из которых лишь некоторые по своим экологическим свойствам могут считаться индикаторами биологического загрязнения (в группе кишечных палочек — ФКП, в группе энтерококков — ФС, в группе протеев — Рг. mirabilis и Pr. morganii).

2. К непрямым показателям биологического загрязнения относится наличие микроорганизмов, не привязанных экологически к организму человека (несимбйонтов), но способных размножаться в присутствии органических веществ животного происхождения и тем самым свидетельствующих о поступлении ее в поверхностные воды и почву, чаще всего с хозяйственно-бытовыми сточными жидкостями или сбросами предприятий пищевой промышленности. Сюда относятся Рг. vulgaris, аэромонады и БГКП (кроме фекальных).

ЛИТЕРАТУРА

Калина Г. П. — В кн.: Методы санитарно-бактериоло-гических-исследований внешней среды. М., 1966, с. 53.

Калина Г. П. — Гиг и сан., 1970, № 11, с. 100.

Калина Г. Г. — Гиг. и сан., 1974, № 5, с. 102.

Калина Г. П. — Ж- микробиол., 1974, № 12, с. 54.

Калина Г. П. — В кн.: Проблемы санитарной микробиологии окружающей среды. М., 1977, с. 74.

Калина Г. П. — Гиг. и сан., 1978, № 9, с. 82.

Калина Г. П. — Там же, 1979, № 11, с. 52.

Калина Г. П., Виноградова Л. А., Гипп Е. К. — Ж- микробиол., 1975, № 8, с. 133.

Калина Г. П., Калина А. П. — В кн.: Санитарная микробиология. М., 1969, с. 59.

Калина Г. П., Комаров Л. Т. — Ж- микробиол., 1975, № 12, с. 54.

Шиганова В. Л., Гипп Е. К., Виноградова Л. А. и др. — В кн.: Проблемы санитарной микробиология окружающей среды. М., 1977, с. 14.

Allen L., Pasley S., Pierce M. — J. gen. МисгоЫо!., 1952, v. 7, p. 36.

Beerens H., Delcourle F. — In: International Congress for Microbiology, 7-th. Abstracts. Stockholm, 1958, p. 435. -

Busila S., loannid L. — Arch. roum. Path. exp. Microbiol., 1964, v. 23, p. 149.

Dufour A., Cabelli V. — J. Water Pollut Control. Fed., 1976, v. 48, p. 872.

Geldreich E. — Ibid., 1965, v. 17, p. 1722.

Horie S. — Bull. jap. Soc. sci. fisheries, 1960, v. 26, p. 614.

Schubert R. — Arch. Hyg.. 1967, Bd 150, S. 688.

Selenka F. — Ibid., S. 635.

Поступила 21/V 1979 r.

УДК 613.956:1658.386.1:669

А. П. Подгайская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБЩИХ ПРОФЕССИЙ В СРЕДНЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ПТУ

Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Целью настоящей работы являлось определение влияния на организм подростков процесса обучения в среднем металлургическом ПТУ и разработка рекомендаций этого процесса. Исследования проводили по унифицированной методике, разработанной Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Состояние здоровья изучали на протяжении 3 лет обучения в ПТУ у подростков, осваивающих общие специальности металлургического профиля (электрослесарей, машинистов крана, токарей, помощников машиниста тепловоза, электрогазосварщнков, слеса-

рей-ремонтников). Производственное обучение и летнюю практику они проходили на металлургическом заводе как в холодных (механическом, ко-тельно-механическом, электромеханическом и др.)* так и в горячих (мартеновском, прокатных) цехах, где, кроме применения рекомендованных Институтом гигиены детей и подростков Министерства-, здравоохранения СССР методик, дополнительно! определяли терморегуляторные функции (по вла-гопотерям, температуре тела и кожи), функциональное состояние слухового анализатора (по данным акустико-моторной реакции) и вибрационную

чувствительность. Для физиологических исследований в динамике дня, недели и учебного года была привлечена группа учащихся, осваивающих профессию машиниста крана металлургического производства. Режим обучения был составлен таким образом, что дни изучения теории чередовались с днями практических занятий.

<• Исследования показали, что в 1-й и 2-й годы обу-гения в ПТУ в организме подростков происходили изменения, свидетельствующие о некотором напряжении ряда физиологических систем организма. Эти сдвиги были обусловлены учебной нагрузкой, длящейся 38—43 ч в неделю, физиологически нерациональным расписанием уроков в течение дня и учебной недели, в ряде случаев неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями в учебных классах, производственных мастерских в стенах училища, а также в мастерских и цехах металлургического завода. Температура воздуха зимой нередко была ниже комфортной, летом — выше. Повышенная запыленность, увеличенное содержание углекислоты в воздухе к концу занятий в классах и мастерских свидетельствовали о недостаточной вентиляции. Такие условия могут стать причиной повышенного утомления (А. А. Крюкова и соавт.). В развитии утомления учащихся в период производственного обучения и летней практики немалую роль сыграл и повышенный уровень звука (Е. А. Гельтнщева, и др.). На 1-м году обучения при работе в производственных мастер-$|ких ПТУ отмечалась высокая плотность рабочего времени, а на 2-м и 3-м годах при работе в мастерских и цехах завода — наоборот, низкая, что, по данным Л. В. Михайловой и Ц. Л. Усищевой, также могло способствовать развитию утомления.

Производственное обучение и преддипломная практика на 3-м году проводятся в кабинах электрокранов, где учащиеся подвергаются воздействию факторов производственной среды, характерных для металлургического производства.

Изучение функционального состояния организма учащихся на протяжении 3 лет обучения показало следующее. На 1-м году наблюдалось некоторое напряжение физиологических функций организма к' концу учебного дня и учебного года, а также в период летней практики. На это указывали уменьшение латентного периода зрительно-моторной реакции, увеличение числа ошибочных реакций, сокращение скорости переработки зрительной информации и ряд изменений в сердечнососудистой системе: возрастание диастолического и снижение пульсового давления, уменьшение систолического и минутного объемов крови, а также показателя эффективности кровообращения. Хотя сдвиги были невелики, но все вместе они характеризовали напряжение сердечно-сосудистой систе-\0>1 (Р. А. Калюжная).

На 2-м году обучения сдвиги в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах были незначительны. Со стороны мышечной выносливости отмечалось ее снижение к концу учебной недели,

однако в динамике учебного года показатели ее повышались, следовательно, наступающие в физиологических функциях нарушения имели преходящий характер и не оставляли глубоких следов в организме.

На 3-м году обучения функциональное состояние организма учащихся улучшилось. Отмечалось укорочение латентного периода зрительно-моторной и акустико-моторной реакций, увеличение скорости переработки зрительной информации, повышение мышечной выносливости, пульсового давления, систолического и минутного объемов крови, эффективности кровообращения и показателя качества реакции. Эти изменения гемодинамических показателей свидетельствовали о благоприятных изменениях в организме. Роль сердечно-сосудистой системы в адаптации организма подростков к умственным и физическим нагрузкам, а также к различным факторам окружающей среды известна (Р. А. Калюжная, и др.).

При изучении недельной динамики работоспособности не выявлено существенных изменений, по-видимому, в связи с тем, что происходило равномерное чередование теоретических и практических занятий. Это позволило сохранить функциональное состояние подростков на более высоком уровне (Г. Н. Сердюковская).

Учитывая повышенную опасность работы машиниста крана, в период преддипломной практики, учащимся самостоятельное управление краном, как правило, не разрешалось. Работа их заключалась только в наблюдении за трудовыми операциями, в связи с чем сдвиги со стороны физиологических функций организма были в большинстве случаев в пределах физиологических колебаний. При самостоятельном управлении краном (что иногда допускалось) у них отмечались более значительные сдвиги со стороны исследуемых функций, особенно при работе в горячих цехах.

Определение вибрационной чувствительности учащихся позволило выявить незначительное ее повышение во время производственной практики. В период летней практики к концу рабочего дня температура кожи несколько повышалась на всех исследуемых участках тела, влагопотери были невелики.

Функциональные изменения, возникавшие в организме учащихся 1-го и 2-го годов обучения, были обусловлены воздействием санитарно-гигиениче-скнх условий и физиологически нерациональной организацией учебно-производственного процесса, однако к 3-му году отмечено развитие адаптации к условиям обучения.

Интегральным показателем влияния учебно-производственного процесса на организм подростков является состояние их здоровья. При поступлении в ПТУ уровень физического развития учащихся-металлургов соответствовал возрастным стандартам и в течение всего периода обучения наблюдалось гармоничное физическое развитие. Задержка дыхания при пробе Штанге более 30 с

2 Гнгислн н санитария М I

— 33 —

была почти у 100 % учащихся как при первичном, так и при заключительном осмотре, что в определенной мере свидетельствовало о хорошем функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания и кровообращения.

Следует отметить, что по итоговым показателям заболеваемости число лиц с функциональными и морфологическими отклонениями в процессе обучения не увеличилось, однако по некоторым классам отмечался их рост. Так, возросло число лиц с нарушением осанки и другими изменениями кост-но-мышечной системы, с ожирением, что свидетельствовало о том, что подростки недостаточно занимаются спортом. И действительно, социологические исследования показали, что среди учащихся ПТУ только 12 % участвуют в работе спортивных секций. Увеличения частоты хронических заболеваний не отмечено.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 2-м году обучения были несколько выше, чем на 1-м, тогда как к концу 3-го

года они снизились почти до исходного уровня. Исключение составляло только учащение производственного травматизма на 3-м году, что было связано с работой учащихся на заводе. Ухудшение состояния здоровья на 2-м году обучения совпало с увеличением в этом году частоты сдвигов физиологических функций и более низкой успеваемостью учащихся по сравнению с 1-м и 3-м годами обу чения.

Полученные данные физиологических исследова ний и анализ состояния здоровья свидетельствовали о развитии адаптации учащихся к режиму и условиям обучения в среднем металлургическом ПТУ.

В результате проведенных исследований разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-производственного процесса (снижение учебной нагрузки до 36 ч, введение весенних каникул и др.), улучшение санитарно-гигиенических условий обучения, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

\

ЛИТЕРАТУРА

Гельтшцева Е. А. — В кн.: Современный научно-технический прогресс и задачи гигиены труда подростков. М., 1972. с. 27—29. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. Крюкова А. А., Кувшинникова Л. А., Крамаренно Т. В. и др. — В кн.: Гигиена труда и охрана здоровья на-

селения. Минск, 1974, с. 148—151. Михайлова Л. В., Усищева Ц. Л. Гигиена труда учащихся

в машиностроении. М., 1963. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Международный симпозиум университетской и школьной гигиены и медицины. 11-й. Сборник аннотаций. М., 1976, с. 9—11.

Поступила 5/11 1979 г.

HYGIENIC EVALUATION OF CONDITIONS OF TRAINING FOR ADOLESCENTS WHO ARE STUDENTS OF A SECONDARY METALLURGICAL TECHNICAL

SCHOOL

, A. P. Podgaiskaya

A study was made into the effect of conditions of training on the working capacity and health status of students of a vocational training school mastering the trade of crane

operators for metalworks. The study spanned the entire three-year period of training and resulted In a number of recommendations.

УДК 613.63:547.391.Г261

Канд. мед. наук Г. В. Ломонова, М. А. Грицевский, Э. И. Климова,

Е. Б. Малышева

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ЗАТРАВОК НА РАЗВИТИЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИИ МЕТИЛОВЫМ ЭФИРОМ АКРИЛОВОЙ И МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, г. Горький

Стремясь к повышению «надежности» аппаратчиков в системах управления, некоторые химические производства в последнее время начали переходить на новые графики сменности, суть которых заключается в укорочении ночной рабочей недели за счет удлинения рабочего дня до 8 ч (М. А. Грицевский и соавт.). Если представить себе чередование утренней, дневной, вечерней и ночной смен в виде схем уууу — уууу — вввв — нннн и в новом графике уувв — нн — уувв, то обращает на себя внимание, что одновременно удлиняются меж-

сменные периоды отдыха за счет сокращения их числа (см. таблицу).

Поскольку речь идет о химических производствах, где не исключен контакт рабочих с теми или иными токсичными продуктами, внедрение нового графика требует гарантии, его «безвредности». В плане этой общей задачи перед нами была постаД лена частная, т. е. было необходимо с помощью токсикологического эксперимента ответить на вопрос о вероятности усиления токсического воздей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.