Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО ШУМА г. КЫРДЖАЛИ (НРБ)'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО ШУМА г. КЫРДЖАЛИ (НРБ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО ШУМА г. КЫРДЖАЛИ (НРБ)»

За рубежом

УДК 613.164:656

Ж. С. Николова

' 11 ЪГ ' • ♦ 9 1

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО ШУМА

г. КЫРДЖАЛИ (НРБ)

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Одной из актуальнейших проблем охраны окружающей среды в современных городах является защита населения от 'транспортного шума. В Народной Республике Болгарии, как и в Советском Союзе, данной проблеме придается общегосударственное значение, что отражено в ряде правительственных документов, основными из которых являются:

— Постановление № 67 Совета Министров НРБ от 6.06.73 «Основные положения для обеспечения благоприятной для здоровья человека окружающей среды», принятое Государственным Советом НРБ в 1983 г.;

— «Гигиенические нормы № 064 предельно допустимых уровней шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки», обнародованные в «Государственной газете» в 1972 г. и дополненные в 1975 г.

В 1*975 г. по решению Министерства здравоохранения НРБ в стране создана единая «Система для изучения и контроля шума в населенных пунктах», на основе которой осуществляется нейтрализованное руководство борьбой с городскими шумами через сеть окружных и городских «санэпидстанций (СЭС). Эта система регламентирует формирование функциональных коллективов по проблемам шума в каждой СЭС, единую методику проведения и обработки измерений шума (в зависимости от времени суток, сезонов года, количества пунктов и мест измерений в каждом городе и др.) с целью разра-

шумовых карт и определения ¡шумовых характеристик источников и на их основе — мер ¡по регулированию шумового режима ¡городов в соответствии с требованиями санитарных норм.

Кырджали является окружным центром одно-то :из крупных промышленных районов на юге страны в горах Родопи. По количеству населения (в пределах 100 тыс. жителей), по «функциональной организации и развитию он является типичным примером среднего по величине болгарского города. В ¡градостроительном аспекте город можно разделить на три части: «старый город» на левом берегу р. Арда, где находятся административный и культурный центр и жилые микрорайоны, новый жилой район «1Вызрож-деьщи» на правом берегу и четко выраженные промышленные зоны, расположенные по периметру ;жилых районов в виде полудуги. Непре-

рывный рост города происходит в основном за счет застройки новых свободных территорий.

При отсутствии кольцевой дороги магистральные улицы связывают промышленные зоны и жилые районы, что приводит к их насыщению тяжелыми грузовыми автомашинами. Наличие только одного моста через р. Арда (второй мост находится в стадии строительства) усложняет автокоммуникацию между двумя частями города и концентрирует автомобильные потоки (грузовой, общественный и личный транспорт) на двух главных бульварах — им. Димитрова и Ленина.

Преобладающей является пяти-, восьмиэтажная секционная фронтальная застройка. Жилые дома в старом городе выполнены монолитным способом с ограждающими (фасадными) стенами из кирпича, в новых районах применяют сборные панельные строительные системы бескаркасного типа (с несущими стенами).

Уличная сеть города хорошо развитая. Улицы с движением в двух направлениях, как правило, имеют четыре полосы. Ширина отступов от улиц до линии застройки в старой части города составляет 10—20 м, а в новом районе — 20—50 м. Градостроительными факторами, ухудшающими шумовой режим внутриквартальных пространств, являются строительство параллельных узких проездов за первым рядом застройки для снабжения магазинов и строительство автостоянок для личных машин рядом с площадками отдыха. На многих участках улиц качество асфальтового покрытия не соответствует гигиеническим и строительным требованиям. Санитарным требованиям не соответствует и озеленение в жилых районах, поскольку прием экранирования шума зелеными насаждениями не используется. Узкие полосы газона (3—4 м) на некоторых участках между улицами и домами первого эшелона застройки малоэффективны. Скорость движения транспорта в городе ограничена до 50 км/ч.

Шум, создаваемый автомобильным транспортом в Кырджали, ежегодно в летний период контролируется СЭС. Измерения проводятся в 15, а с Т986 г. — в 24 пунктах, расположенных

как вблизи основных транспортных магистралей, так (с щелью сравнения уровней шума) и в сравнительно тихих районах. Измерения прово-.дятся в 'пасы наибольшего транспортного двгь

Таблица 1

Шумовые характеристики некоторых улиц г. Кырджали в

1985 г.

Таблица 2

Динамика изменения уровней шума за период 1981—1988 гг.

Наименование улиц

Ул. 1 Мая • Бульвар им. Ди

митрова Бульвар им. Лени на

Республиканская

1 Структура транспортного потока, %

Интенсивность дви жения транспорта, ед/ч

• к а со МОТОЦИКЛЫ грузовой и пассажирский транспорт Эквивалентный уровень звука, д

а) 3 д о ^ и _ о >с ^ Я карбюраторный дизель-н ы 1\

800 48 7 13 32 80,4

456 78 1 10 11 73,5

628 67 6 • 11 16 76,8

252 76 3 11 10 69,2

жения: утром от 7 до 9 ч, днем от 11 до 13 ч и вечером от 16 до 18 ч.

Физическим критерием оценки транспортного шума является эквивалентный уровень звука ~~ ?-аэкв- Измерительный микрофон устанавливается на расстоянии 7,5 м от первой полосы движения транспорта.

Результаты натурных измерений и статистических расчетов структуры транспортных потоков показали, что удельный вес грузового и общественного транспорта колеблется от 20 до 55%. Доля транспорта с дизельным двигателем составляет 10—35%.' Несмотря на тот факт, что интенсивность транспорта относительно невелика, уровни шума превышают допустимые уровни, регламентированные санитарными нормами (60 дБ Л), в среднем для всех пунктов измерений на 7,1 дБ Л в 1984 г. (Ьэквср 67,1 дБ Л), 8,7 дБ А в 1985 г. (ЬАэкв 68,7 дБ Л). Максимальное превышение в одном пункте составляет 20,4 дБ Л, что можно объяснить малой шириной проезжей части улиц (12—16 м). В целом установлено, что уровни шума в городе изменяются в соответствии с плотностью потока. Эквива-

лентный уровень звука при интенсивности движения транспорта 200—300, 300—600 и более 600 ед/ч соответственно равен 65—70, 70—76, 76—82 дБ Л).

В табл. 1 представлены эквивалентные уровни звука на некоторых улицах и параметры транспортных потоков. Динамика изменения уровней шума на тех же улицах за период 1981 —1986 гг. прослеживается в табл. 2.

В целом можно отметить, что наблюдается устойчивая тенденция к росту уровней шума.

При анализе распределения числа населенных

Наименование улиц Эквивалентный уровень звука, дБ А

1981 г. 1982 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г.

Ул. 1 Мая 77,6 76,4 77,8 80,4 81,4

Бульвар им. Димит-

рова 70,4 72 72 73,5 74

Бульвар им. Ленина 75,8 77,4 77,4 76,8 75,8

Ул. Республиканская 66 65,8 69,2 69,2 68,9

пунктов в зависимости от эквивалентных уровней звука по годам выявлено, что в значительном числе пунктов преобладают повышенные уровни шума, находящиеся в интервале 68— 77 дБ Л.

Определенный интерес представляет сравнение средних уровней шума в старой и новой частях города, равных соответственно 70 и 69,4 дБ Л. Следует отметить, что данные для новой части города являются ориентировочными, поскольку строительство большинства жилых микрорайонов не закончено и параметры (интенсивность и структура) транспортных потоков носят временный характер.

На основе проведенных измерений и их гигиенической оценки сформулированы и внесены на рассмотрение в Окружной народный совет рекомендации по улучшению акустического режима города. Поскольку горный рельеф местности затрудняет проектирование и строительство кольцевой дороги, на.первом этапе предусматривается пересмотр организации движения транспорта, улучшение качества покрытия проезжей части улиц, ускорение строительства моста через реку с целью разгрузки транспортного- движения, использование зеленых насаждений в качестве экранов.

В дальнейшем рекомендуется внедрение строительно-акустических и градостроительных методов и средств снижения транспортного- шума при разработке проектов новых микрорайонов.: проектирование жилых домов со специальной архитектурно-планировочной структурой, применение пластмассовых оконных блоков и балконных дверей с повышенными звукоизоляционными свойствами, выпускаемых по оригинальной болгарской технологии, а также использование рельефа местности для создания естественных экранов, устройство оптимальных отступов по акустическим расчетам и. т. п.

Поступила. 06.03.8.7"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.