Научная статья на тему 'ШУМОВАЯ КАРТА КАРАГАНДЫ'

ШУМОВАЯ КАРТА КАРАГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — В.А. Токарев

The paper contains data on the features of the town traffic, the noise regime of the highways and that of the territory of residential microdistricts, and presents technical means of drawing up a noise map. On the basis of its analysis certain suggestions are made on the means of lowering the noise level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — В.А. Токарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШУМОВАЯ КАРТА КАРАГАНДЫ»

HYGIENIC FEATURES OF SILICATE ANTICORROSION COATINGS FOR WATER

RESERVOIRS

A. G. Ilichkina

A study of the anticorrosion coatings of the trade marks ВКЖС, СНЖС and ЖС—80 proved them to have a negative effect on drinking water quality. When the reservoir walls coated with СНЖС and ЖС—80 were disinfected with chloramin at a dose of 20 mg of chorine a liter and twiced washed with water in the course of two days, the quality of the drinking water met the requirements of the "Drinking Water" standard. The ВКЖС proved to be unfit for use, as after its contact with chorine the iron of the coating passed into the water and produced flocullation, that persisted even after filtration of water.

УДК 613.164(574.31-25)

В. А. Токарев ШУМОВАЯ КАРТА КАРАГАНДЫ

Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Караганда

Правильное составление шумовых карт имеет большое научно-практическое значение. Карты показывают состояние шумового режима на магистралях и территории жилой застройки, непосредственно примыкающей к ним, указывают наиболее опасные в акустическом отношении участки, позволяют следить за осуществлением мероприятий, направленных на снижение шума, путем сравнения уровней шума до и после выполнения этих мероприятий.

При составлении картограммы применяют различные методики, что мешает сравнению и обработке данных и может привести к ошибкам. Необходима единая методика, однако ни одну из существующих методик нельзя признать пригодной для всех городов, так как опыт использования методов измерения и расчетов шума в связи с особенностями планировки и организации движения транспорта еще освещен и обобщен недостаточно.

Принятый нами вариант составления шумовой карты направлен на то, чтобы наглядно показать на плане города с улично-дорожной сетью наиболее шумные магистрали и зоны распространения транспортного и внутриквар-тального шума на территории жилой застройки. При этом мы учитывали данные натурных исследований, цель которых — определение интенсивности движения и замер уровней шума транспортных потоков в 7,5 м от первой полосы движения на городских магистралях, измерение уровней шума как на территории жилой застройки, непосредственно примыкающей к магистралям, так и внутри ее.

Материалы исследования показали, что система городских магистралей, улиц и проездов не отвечает требованиям современной организации движения транспорта, изобилует пересечениями с железнодорожными путями в одном уровне, не создает удобных транспортных связей по кратчайшим направлениям между отдельными селитебными массивами, вызывает снижение скоростей движущегося транспорта, не обеспечивает безопасности движения его и пешеходов, создает повышенный шумовой фон.

По значению и положению на плане города пути сообщения в Караганде можно разделить на 4 категории: главные улицы, магистрали общегородского значения, магистрали районного значения и жилые улицы. Интенсивность движения и уровень шума на этих магистралях показаны в табл. 1.

Застройка главных магистральных улиц (проспект Советский, проспект Ленина, улица Чкалова, бульвар Мира) характеризуется наличием как жилых многоэтажных, так и общественных зданий, торговых и зрелищных предприятий, домов культуры. Здесь осуществляется преимущественно легковое и автобусное движение. На отдельных участках этой сети (проспект Советский, бульвар Мира) разрешено движение грузового транспорта, что,

очевидно, является отрицательным фактором. Ширина проезжей части указанных магистралей равна 12—21 м, расстояние между проезжей частью и линией застройки составляет 12—18 м, интенсивность движения достигает 892—1251 ед/час, эквивалентный уровень (Ь-экв.) шума равен 70—76 дбА.

Магистрали общегородского и районного значения, образующие основную сеть транспортных коммуникаций города и связывающие центр его с жилыми и промышленными районами, характеризуются 4—5-этажной застройкой. Ширина проезжей части этих магистралей в основном (85%) составляет 7—9 м, только участки улицы Гоголя несколько уже. Сравнивая ширину проезжей части магистралей с нормативной величиной (6 полос движения, т. е. 18 — 21 м), можно сказать, что этот параметр ниже нормативного. Ширина тротуаров в основном колеблется от 1,5 до 3 м. Говорить здесь о нормативной ширине (6—8 м) можно лишь условно. Интенсивность транспортного потока на этих магистралях варьирует от 255 до 982 ед/час. Эквивалентный уровень шума равен 75—82 дбА. Техническое оснащение и градостроительное окружение магистралей не соответствуют нормативным. Структура транспортных потоков на всех участках определяет движение на них как преимущественно грузовое. Если учесть при этом, что на всех магистралях осуществляется маршрутное автобусное сообщение, а ширина проезжей части в основном составляет 7—9 м, то станет ясным, что движение на них крайне стеснено.

По данным Алма-атинского института «Гипрокоммунстрой» (1966) установлено, что основная масса (68,8%) автомобилей двигается по магистралям внутри города, 27,7% — в город и из города, только 4% общего числа автомобилей составлял транзитный поток. Жилые улицы в пределах межмагистральных территорий свободны от транзитного транспорта, здесь наблюдается лишь незначительное движение легкового и изредка грузового транспорта (ул. Алалыкина, ул. Ержанова). Эквивалентные уровни шума составляют 58—60 дбА.

Распространение шума от транспортных магистралей на примагистраль-ную территорию изучалось нами в 3 микрорайонах на расстоянии 25, 50 и 100 м от проезжей части дороги (табл. 2). Из табл. 2 видно, что наибольший эквивалентный уровень шума с 7 до 20 часов зарегистрирован на территории микрорайона М:1 (73,6 дбА), наименьший — на территории микрорайона М:2 (67,6 дбА). Причиной столь высокого уровня шума является то, что микрорайонные и внутриквартальные территории не изолированы от проникающего с магистралей шума, на них отсутствует достаточное озеленение. Значительная часть территории, предназначенной для мест отдыха, детских и игровых площадок, занята пустырем, который широко используется для движения всех видов городского транспорта, особенно для езды на мопедах и мотоциклах. Уровень шума на территории микрорайонов, прилегающих к магистралям, зависел также ст состава транспортного потока (см. табл. 2). При этом наибольшее влияние на шумовой режим оказывало наличие в общем транспортном потоке большого количества грузовых автомобилей, особенно автомобилей с дизельными моторами. Так, в микрорайоне М:1—3 наибольший эквивалентный уровень звука (78 дбА) отмечался в момент, когда доля грузового транспорта составляла 47,7%, в то же время мощный

Таблица 1

Среднесуммарная интенсивность движения и эквивалентные уровни звука на магистралях Караганды

Место измерения Эквива-ле нтные уровни жг<в Интенсивность движения (в ед/час) % грузового транспорта

Главные улицы .... 76 1071 18,5

Магистрали общегород- 78 721 57

ского значения . . .

Магистрали районного 525

значения ...... 78,2 47,3

Жилые улицы .... 59 35 26

Таблица 2

Шумовой режим микрорайонов города Караганды

Время измерения

&Е от 7 до 9 часов от 13 до 15 часов от 17 до 20 часов

Микрорайон Площадь (а га) Характер застрой эквивалентный уровень шума (в дбА) •среднее число транспортных единиц в час % грузового транспорта эквивалентный уровень шума (в дб А) среднее число транспортных единиц в час % грузового транспорта эквивалентный уровень шума <п дб Л) среднее число транспортных единиц в час % грузового транспорта

М:2 М:1—3 М:4 56 46 72 Свободная Т о же » » 63 69 68 1182 1946 1818 10,5 25,4 25,4 75 78 73 2231 3252 2172 33,2 43.7 24.8 65 74 75 1345 2464 2864 17.5 28.6 30,1

поток транспорта (1182 ед/час) по магистралям, прилегающим к микрорайону М:2, но при 10,5% грузовых автомобилей, создавал уровень шума значительно ниже (63 дбА).

Из 2075 опрошенных жильцов, проживающих в квартирах, ориентируемых [на магистраль, преобладающая часть предъявляла жалобы на нарушение нормальных условий жизни (табл. 3).

Население испытывает длительное время на протяжении суток вредное действие проникающего в жилые помещения транспортного шума: круглосуточно — 37,5%, с 6 до 24 часов — 32,4% и с 7 до 23 часов — 30,1 %.

При составлении карты попытки выполнить ее в черно-белом варианте не дали желаемых результатов. При нанесении на нее шумовых зон и транспортных магистралей возникла сложность показа четкости их границ, смазывался общий фон, за которым не просматривалась граница контура плана местности. В связи с этим решили выполнить карту в цвете. Подбор цветовых сочетаний в окраске городских магистралей и шумовых зон создает четкость и целостность впечатления, которые являются основой выразительности и удобства пользования картой. Целесообразность решения убедила нас в огромном преимуществе такого приема.

Технически этот прием включает получение черно-белой фотографии и окраску. На бумажную кальку выбранного масштаба тушью наносят контуры схематического плана местности, наименования транспортных магистралей с указанием на них уровней шума и границ шумовых зон. Репродукцию кальки (изготовление негатива) осуществляют фоторепродукционным аппаратом на фототехнической пленке размером 124Х 104, 31 Х26 и 15,5х 13 см. Фотографии получают на контактно-рефлексном станке способом контактной печати на фотобумаге. Материалом для раскрашивания служат анилиновые краски. Общий фон —схематический план города — покрывают желтым цветом, на котором в различных цветовых тонах (от фиолетового до бежевого) окрашивают шумовые зоны. На карте их может быть от 6 и более с интервалом в 5 дб на каждую зону в диапазоне 80—55 дбА. На фоне шумовых зон в яркий оранжевый цвет окрашивают транспортные магистрали. Если

Та блица 3

Результаты опроса населения о действии проникающего транспортного шума

Характер жалоб (в %)

Группа населения слабо беспокоит беспокоит

Служащие..... 8,5 91,5

Рабочие ...... 9,3 90,7

Неработающие . . . 8,3 91,2

выполнить карту в цветном варианте нельзя, возможен ее черно-белый вариант в виде фрагментов, на которых может быть показан шумовой режим отдельных районов, транспортных узлов, магистралей. Шумовые зоны наносят на карту в виде различных сочетаний теневых штрихов, выполняемых тушью. Фрагмент шумовой карты Советского района Караганды представлен на рисунке. На нем показано, что на исследуемый район в основном оказывают влияние транспортные магистрали (проспект Сакена, улицы Казахстанская, Кривогуза, Сейфуллина и Олимпийская), где отмечается высокая интенсивность движения, особенно грузового транспорта. Территория, окруженная этими улицами, в течение всего дня подвергается воздействию шума большой интенсивности (78—80 дбА). Анализируя полученные уровни шума в этом районе, можно видеть, что даже на расстоянии 100 м от проезжей части шум сохраняет высокую интенсивность (65 дбА). Разброс между минимальными и максимальными уровнями составляет около 15 дбА.

Анализ шумовой карты показывает, что постоянный рост автомобильного парка при наличии большого количества узких улиц и тротуаров, недостаточного озеленения территории между жилой застройкой и проезжей частью магистралей, отсутствие необходимого благоустройства и изоляции микрорайонов и кварталов от проникающего транспортного шума создали предпосылки для повышенного шумового фона города.

В целях создания акустического комфорта для населения Караганды мы считаем необходимым провести следующие мероприятия планировочного характера и для правильной организации движения транспортного потока на магистралях. При достаточно интенсивном движении транспорта магистраль должна иметь поперечный профиль, равный 100—120 м. Полоса между проезжей частью и тротуаром,тротуаром и жилой застройкой должна быть расширена с применением многорядных посадок деревьев и кустарников. Следует предусмотреть устройство на первой линии экранирующих зданий и сооружений коммунально-бытового назначения —магазинов, столовых, бытовых комбинатов и пр. Необходимо предусмотреть вывод из центра города сквозных транспортных потоков и грузового транспорта на объездные участки автомагистралей, создание скоростных магистралей, усовершенствование дорожных покрытий, строительство подземных (или надземных) переходов — на магистралях, прилегающих к жилой застройке, специальными дорожными знаками следует ограничить время движения шумных видов городского транспорта — дизельных, грузовых автомобилей, мотоциклов, мопедов.

Фрагмент шумовой карты Караганды (Советский район).

1 — ул. Олимпийская: 2 — ул. Казахстанская: 3 — ул. Чкалова; 4 — проспект Сакена, 5 — ул. Сейфулина; в — ул. Кривогуза. Уровни шума: I — 80 дбА-, II — 76 дбЛ: III — 65 дбА; IV — 79д6Л; V — 78 дбЛ-. VI — 70 дй,\.

Шумовая карта и рекомендации по снижению шума были направлены в Карагандинский городской Совет депутатов трудящихся для внедрения в практику применительно к вновь строящимся микрорайонам.

Поступила 22/X11 1971 г.

A NOISE MAP OF THE KARAGANDA CITY V. A. Tokarev

The paper contains data on the features of the town traffic, the noise regime of the highways and that of the territory of residential microdistricts, and presents technical means of drawing up a noise map. On the basis of its analysis certain suggestions are made on the means of lowering the noise level.

УДК в13.74(-2М)

Член-корр. АМН СССР проф. Я. Н. Литвинов, канд. мед. наук Т. М. Мар-

косян

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО ЗАГОРОДНОГО ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Отдых как и труд, представляет одну из форм общественной жизни, служит делу формирования личности, духовного обогащения человека. На досуге можно получать широкую информацию, заниматься различными видами творчества. Полноценный отдых положительно влияет и на другие стороны общественной жизни. Свободное время, затрачиваемое на умственное и физическое развитие людей, повышая интеллектуальный и физический потенциал общества, воздействует в первую очередь на производительность труда. Еще К. Маркс указывал на то, что «мерилом богатства» в коммунистическом обществе будет уже не рабочей, а свободное время, в течение которого формируются факторы, определяющие интенсивность использования рабочего времени. Отсюда вытекает огромное общегосударственное значение правильной и рациональной организации отдыха, направленной на усиление его эффективности.

При всем многообразии форм отдыха по его продолжительности можно выделить 3 основные категории: ежедневный отдых (в свободное время будней), определяемый в основном продолжительностью рабочего дня, кратковременный отдых (еженедельный), зависящий от числа выходных дней в неделю, и длительный отдых (ежегодный), лимитируемый временем отпусков и каникул. Две последние формы (кратковременный и длительный отдых) и составляют главным образом содержание загородного отдыха, для которого первостепенное значение имеют зеленые территории и водоемы пригородной зоны города.

Организация массового загородного отдыха населения крупных городов приобретает особую актуальность, поскольку существующие гигиенические условия — загрязнение внешней среды, шум, недостаток зеленых насаждений — не позволяют обеспечить полноценный отдых на территории города. Сокращение свободных, зеленых и незагрязненных городских территорий увеличивает тягу людей к природе. Этому в значительной степени способствуют быстрый рост материального и культурного уровня трудящихся, сокращение их рабочего дня и рабочей недели, увеличение продолжительности отпусков и каникул.

За годы Советской власти в стране создана широкая сеть оздоровительных учреждений —санаториев, домов отдыха, туристких баз, детских загородных дач, пионерских лагерей и других объектов, в которых отдыхают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.