Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ НА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ НА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ШУМОВАЯ НАГРУЗКА / ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Автайкина Любовь Алексеевна

Шумовое загрязнение является нагрузкой, оказывающей вредное и раздражающее воздействие на организм человека, в том числе и на студентов очной формы обучения. В связи с этим необходимо контролировать уровень шумового загрязнения в высших учебных заведениях, где они проводят большое количество времени. Целью исследования стало определение субъективных показателей шумового загрязнения на основе опроса студентов. В опросе приняли участие 63 студента факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарёва, которые отметили снижение внимания и концентрации, раздражительность, головные боли, ухудшение восприятия письменной речи вследствие воздействия шума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Автайкина Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NOISE LOAD ON STUDENTS OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

Noise pollution is a load that has a harmful and irritating effect on the human body, including full-time students. In this regard, it is necessary to control the level of noise pollution in higher education institutions, where they spend a large amount of time. The aim of the study is to determine the subjective indicators of noise pollution based on a survey of students. The survey involved 63 students of the Faculty of Foreign Languages of Ogarev Mordovia State University, who noted a decrease in attention and concentration, irritability, headaches, deterioration in the perception of written speech due to noise exposure.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ НА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

АВТАЙКИНА Л. А.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ НА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. Шумовое загрязнение является нагрузкой, оказывающей вредное и раздражающее воздействие на организм человека, в том числе и на студентов очной формы обучения. В связи с этим необходимо контролировать уровень шумового загрязнения в высших учебных заведениях, где они проводят большое количество времени. Целью исследования стало определение субъективных показателей шумового загрязнения на основе опроса студентов. В опросе приняли участие 63 студента факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарёва, которые отметили снижение внимания и концентрации, раздражительность, головные боли, ухудшение восприятия письменной речи вследствие воздействия шума.

Ключевые слова: шумовая нагрузка, шумовое загрязнение, здоровье студентов.

AVTAYKINA L. A.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NOISE LOAD ON STUDENTS OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

Abstract. Noise pollution is a load that has a harmful and irritating effect on the human body, including full-time students. In this regard, it is necessary to control the level of noise pollution in higher education institutions, where they spend a large amount of time. The aim of the study is to determine the subjective indicators of noise pollution based on a survey of students. The survey involved 63 students of the Faculty of Foreign Languages of Ogarev Mordovia State University, who noted a decrease in attention and concentration, irritability, headaches, deterioration in the perception of written speech due to noise exposure.

Keywords: noise load, noise pollution, student health.

Одним из наиболее распространенных физических факторов, значительно ухудшающих условия труда и быта населения в городах, является шум: «Шум - это звуковые колебания в диапазоне слышимых частот; общебиологический раздражитель, способный оказать вредное воздействие на безопасность и здоровье работника, на все органы и системы организма человека, приводя к неприятным субъективным ощущениям и объективным изменениям органов и систем» [4].

Шум всегда «живет с человеком»: от его рождения и до самого последнего дня. Уже в древности врачи Парацельс и Б. Раммацини обращали внимание на неблагоприятное

воздействие шума на организм человека, а Р. Кох писал, что в скором времени люди будут бороться с шумом как с возбудителями инфекций.

Согласно данным ВОЗ, «шум - это общемировая проблема и один из факторов загрязнения среды, являющийся недостатком процесса урбанизации, научно-технического прогресса и развития новых технологий» [3, с. 5].

Среди основных городских источников шума можно выделить: автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт, метрополитен и промышленные предприятия. Они способствуют становлению уровней шума, значительно превышающих допустимые значения.

Если рассматривать воздействие шума на организм человека, необходимо сказать, что оно многообразно и не ограничено только действием на слуховой аппарат. Существуют 2 типа воздействия шума [2, с. 12]:

1) специфическое - нарушение работы слухового анализатора вследствие продолжительного спазма сосудов и ишемии с нарушением обмена, что в итоге приводит к дистрофическим изменениям нервных окончаний и к невриту слухового нерва -профессиональная тугоухость;

2) неспецифическое - возбуждение клеток коры головного мозга, гипоталамуса и других отделов, что приводит к нарушению уравновешенности нервных процессов и истощению нервных клеток, что приводит к раздражительности, снижению внимания, памяти, работоспособности; вследствие изменения функционирования отделов вегетативной нервной системы нарушается работа сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

Воздействию шума подвергаются и студенты вузов, поступившие на очную форму обучения, которые проводят большую часть своего дня в учебном учреждении. Поэтому целью исследования явился анализ влияния шумовой нагрузки на студентов факультета иностранных языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

Для реализации данной цели мы разработали и провели онлайн-анкетирование «Шум как фактор среды обитания и производственной деятельности» 63 студентов факультета иностранных языков. Подавляющее большинство (около 72%) опрошенных составили лица 19-летнего возраста - студенты 2 курса обучения направления подготовки «Лингвистика» и специальности «Перевод и переводоведение».

Результаты. При оценке данных, полученных в ходе исследования, выявлены следующие закономерности.

При определении времени использования наушников в течение дня было обнаружено, что у 44,4% респондентов продолжительность пребывания в наушниках составляет около часа, у 38,1% - более 2 часов. 1 студент (1,6%) отметил использование наушников более 12

часов в сутки, 1 (1,6%) - редкое использование наушников, 1 (1,6%) - не использует наушники вообще. При этом, большая часть студентов (54%) применяют гарнитуру на средней громкости, 28,6% - на громкости выше средней, 9,5% - на громкости ниже средней небольшой процент (по 3,2%) - на максимальной и минимальной, а один студент (1,6%) отметил использование на уровне близкой к максимальной громкости. Следовательно, в основном респонденты пользуются наушниками на среднем уровне громкости в течении 1-2 часов в день.

Исследование контроля за степенью нагрузки на слуховой аппарат выявило следующее. На некоторых смартфонах можно отслеживать уровень воздействия звука на орган слуха во время использования гарнитуры с помощью специального виджета: у 58,7% респондентов есть это приложение, у остальных (41,3%) его нет. Причем из числа имеющих данный виджет контроль за уровнем воздействия с его использованием на постоянной основе осуществляют только 12,7% студентов, большая часть (47,3%) не следят за уровнем воздействия, 36,4% - очень редко используют виджет, 3,6% - проверяют уровень воздействия один раз в год. Таким образом, отмечен низкий уровень контроля за уровнем нагрузки на слуховой аппарат вследствие незаинтересованности в этом или отсутствия технических возможностей.

При субъективной оценке уровня шума в учебном учреждении 60,3% респондентов отметили умеренный уровень, тогда как 11,1% - слабый уровень шумового загрязнения, 9,5% - сильный уровень, 1,6% - не определяли даже слабого уровня шумового влияния, а остальные 17,5% не задумывались над этим вопросом.

При субъективной оценке длительности шумового воздействия в течение рабочего дня 39,7% студентов определяли длительность менее половины учебного времени, 33,3% - более половины, 15,9% отмечали кратковременное воздействие, 4,8% - отсутствие воздействия и 6,3% не задумывались над этим вопросом. Следовательно, субъективная оценка общей шумовой нагрузки в период пребывания в стенах университета выявила умеренный уровень шумового загрязнения, действующего на студентов в течение половины учебного дня.

При оценке воздействия шума на занятиях часть респондентов (39,7%) замечали, что не чувствуют повышенное воздействие шума на занятиях, 31,7% - чувствуют его иногда, 25,4% - очень редко, а 3,2% - постоянно. Определение его воздействия на переменах показало, что 46% студентов иногда чувствуют повышенное влияние шума на переменах, 14,3% -всегда, 14,3% не обращают внимание и 25,4% не ощущают воздействия шума. То есть, студентами отмечается превышение шумовой нагрузки на переменах по сравнению с учебными занятиями.

Оценка последствий повышенного воздействия шума на организм респондентов показала, что чаще всего возникают снижение внимания и концентрации (у 65,1% студентов) и раздражительность (у 26,9%), реже встречаются головные боли (3,2%), снижение восприятия письменной речи (3,2%), стресс (1,6%) и так далее.

При определении как респонденты переносят шумовое воздействие во время обучения большая их часть отметила, что они стараются не замечать (около 25%) или не ощущают этого влияния (10%). Но определенная часть студентов заметили, что шумовое воздействие вызывает у них раздражение (около 18%), мешает обучению и восприятию материала (более 20%), вызывает стресс и утомление (более 20%). Следовательно, при анализе влияния шумовой нагрузки на организм студентов выявлено, что примерно половина студентов не замечают этого воздействия, а другая половина предъявляет жалобы на снижение активности когнитивных процессов и утомление.

При субъективном определении местоположения наибольшего шумового загрязнения респонденты отмечали почти в 50% случаев буфет или столовую, около 40% - раздевалки и гардеробы, также часть (около 10%) отмечала холл.

При оценке привыкания к шуму 41,3% студентов ответили, что отмечают его, 15,9% -не отмечают, а остальные (42,8%) не обращали на это внимание.

Исследование уровня использования технических средств в процессе обучения выявило следующие особенности. О выделении на факультете иностранных языков аудиторий под лингафонные кабинеты - специальные помещения, в которых устанавливается проекционная и звукотехническая техника для реализации аудиовизуального метода обучения знают 73% респондентов, остальные (27%) - не знают, не работали в них. Из них 65% на занятиях в данных кабинетах были, 31,7% - не были, 3,2% - были, но без использования технического оснащения.

На занятиях при изучении иностранного языка часто используется гарнитура: 65,1% отметили, что они используют наушники во время занятий, остальные 34,9% не используют. Среди тех, кто работает с гарнитурой 69,2% редко используют ее (несколько раз в месяц), 21,2% - 1 раз в неделю, остальные (9,5%) - очень часто (2-3 раза в неделю).

При определении цели использования наушников, большая часть отметила аудирование, просмотр обучающих видеоматериалов и прослушивание лекций. При этом, как отмечают студенты, на занятии гарнитура используется разное количество времени: 46% применяли ее в течение 5-10 минут, 32% - 10-20 минут, 12% - более 30 минут, 2% - в течение всего занятия, 8% - не использовали.

После занятия с гарнитурой большая часть студентов (82,5%) чувствуют себя также, как и до занятия, некоторые чувствуют слабость и усталость (9,5%), головную боль (4,8%), шум в ушах (3,2%).

Выводы.

1. Студенты используют наушники для личных целей на средней громкости (54%) около часа в день (44,4%).

2. В учебном учреждении отмечается умеренный уровень шума (60,3%) и его воздействие в течение менее половины учебного дня (39,7%). Основные проявления влияния шумового загрязнения на студентов - снижение внимания и концентрации, раздражительность, головные боли, ухудшение восприятия письменной речи, стрессовые состояния.

3. Большая часть респондентов в качестве местоположения максимального уровня шума отметили столовую и буфет;

4. При работе с гарнитурой на занятиях для прослушивания аудирования и просмотра учебных видео большая часть (85%) не отмечают изменений в самочувствии, при этом наушники используются чаще всего в течение 5-10 минут от занятия, несколько раз в месяц.

В качестве основных рекомендаций для студентов можно привести:

- необходимость использовать наушники на громкости, составляющей 50% от максимальной и менее, при превышении 80% от максимума - применение гарнитуры, но не более 90 минут в день;

- слежение за уровнем нагрузки на слуховой аппарат с использованием специальных виджетов;

- перерывы при работе с наушниками или иной гарнитурой для разгрузки органа слуха;

- установка оптимального уровня громкости при применении наушников и иной гарнитуры - не более 80 дБ;

- при нахождении в условиях шумового загрязнения проведение перерывов в тихих помещениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балыкова О. П., Чернова Н. Н., Китаева Л. И., Громова Е. В., Ширманкина М. В. Анализ и гигиеническая оценка шумовой нагрузки в общеобразовательных организациях города Саранска // Российский педиатрический журнал. - 2020. -№1(3). - С. 8-23.

2. Красовский В. О., Максимов Г. Г., Овсянникова Л. Б. Гигиена труда при воздействии производственного шума: уч. пособие. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014. - 143 с.

3. Олешкевич Л. А. Гигиеническая оценка шума как фактора среды обитания человека: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГМУ, 2005. - 43 с.

4. Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике вредного влияния шума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospotrebnadzor.m/regюn/rss/rss.php?ELEMENT_ID=13029 (дата обращения: 15.01.2023).

5. Семенов И. П. Гигиеническая оценка шума: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГМУ, 2019. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.