Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ «КВАНТОВ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОЧНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ «КВАНТОВ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Д. Храмцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Highlighted are the data on the functional state of the cardiovascular, respiratory and muscular systems of schoolchildren and adult workers, the data obtained while using systems quantization of professional activity. It is shown that compared to workers the schoolchildren perform various operations of production quantum with higher physiologic strain. Established changes in systole frequency of schoolchildren confirm some strain of their functional circulatory system because of insufficient training and higher response of the cardiovascular system to work load. The use of systems quantization during the working process enables one to identify a number of determinant affecting the process of forming schoolchildren’s vocational skills and functional state.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ «КВАНТОВ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОЧНИКОВ»

нем физического развития по местным стандартам показал, что среди пловцов гармонично развитыми оказались 93 % мальчиков и 91,3 % девочек. В группе неспортсменов гармонично развитых мальчиков было 78,2 % и девочек—80 %. До 12 лет процент гармоничности у этих подростков почти не менялся. К 13 годам в группе спортсменов гармоничность заметно снизилась в основном за счет значительного увеличения размеров грудной клетки. У мальчиков она составила 86,6%, у девочек — 84,3%- В группе неспортсменов гармонично развитых стало больше: среди мальчиков 80,2%, среди девочек 84,7%. У не занимающихся спортом дисгармоничность была обусловлена в основном избыточной массой тела, особенно у девочек, и только 2,6 % испытуемых имели дефицит массы. К 14 годам гармоничность пловцов осталась почти на том же уровне, у неспортсменов произошло снижение ее в группе девочек до 81,7 %.

Выводы. 1. Исследование физического развития школьников от 10 до 14 лет показало, что увеличение антропометрических и физиометри-ческих показателей происходит неравномерно и зависит от возраста, пола, режима двигательной активности и времени года.

2. Наибольший прирост всех исследуемых показателей физического развития отмечен с апреля по октябрь, т. е. в весенне-летний период, когда школьники занимаются физическими упражнениями преимущественно на свежем воздухе и получают больше свежих овощей и фруктов, богатых витаминами.

3. В связи с более ранним половым созреванием девочки к 12 годам обгоняют мальчиков по показателям роста, массы, окружности и экскурсии грудной клетки. Однако к 13,5 годам эти показатели у мальчиков приближаются к таковым у девочек, а в 14 лет мальчики обгоняют девочек по всем антропометрическим и физиометриче-ским данным.

4. Регулярные занятия плаванием способствуют гармоничному развитию подростков. В то же

время относительно ранняя специализация в плавании тормозит половое созревание девочек, особенно в возрасте до 13 лет.

5. В связи с половыми и возрастными особенностями физического развития школьников, учителя физкультуры и тренеры по отдельным видам спорта должны индивидуально нормировать физические нагрузки и оценивать функциональные возможности организма с учетом не только паспортного, но и биологического возраста.

Литература

1. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей,—М.. 1976.

2. Калиберный В. В.. Чижевский Г. Б., Чернышева Э. С. и др. Оценочные таблицы физического развития школьников города Перми. — Первь, 1982.

3. Левенец С. А.// Гиг. и сан. — 1979. — № 1. — С. 25— 28.

4. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. — М„ 1968.

5. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.— 1981, —№ 12.— С. 50—53.

6. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. — М., 1959.

Поступила 28.01.88

Summary. The longitudinal survey of schoolchildren's physical development was undertaken for 4 years with the 6-month interval. The schoolchildren of the 4th-7th grades were examined compared to swimmers of the same age (30 boys and 30 girls, 120 children all together). As a result nonuniform increase of growth and weight indicators, those of breast circumference and excursion, vital capacity and hand strength was established. The indicators' increase depended on age, sex, regime of motor activity and time of the year. Because of girls' earlier puberty by the age of 12 they went ahead of boys by anthropometric indicators but by the age of 14 boys were again ahead of girls by all the indicators of their physical development. The highest growth of all morphologic indicators in sportsmen and others was established during the period from April till October, i. е., in spring and in summer. Regular swimming lessons promoted not only better physical but also harmonious development of adolescents. At the same time relatively early specialization in swimming hindered girls' puberty, especially at the age of 13. Thus it was necessary to set standards for physical load and to assess body functional capacity taking account not only of actual but also biological age.

УДК 613.6:331.361

А. Д. Храмцова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ «КВАНТОВ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОЧНИКОВ

Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования, Ленинград

В решениях XXVII съезда КПСС предусмотрено дальнейшее развитие средних профтехучилищ как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами высококвалифицированных рабочих [6].

Среди многих проблем, которые определяют

успешное решение поставленных задач по подготовке рабочих кадров для строительства, проблемы повышения качества производственного обучения занимает особое место.

Механизация строительных работ, в том числе и отделочных, вызвала изменения в содержании

труда рабочих, а следовательно, и в видах этого труда; усложнилась структура умений и навыков. Безусловно, полностью этот труд на всех участках не поддается механизации и автоматизации, поэтому на отделочных работах еще имеется большой объем ручного труда, что определяет необходимость формирования приемов работы не только с помощью механизмов, но и на немеханизированных операциях.

Учебными планами и программами [10] предусматривается подготовка отделочников широкого профиля по профессии «штукатур,' облицовщик-плиточник», осуществляемая в единой учебной группе, по одному учебному плану и единой программе, с присвоением квалификации по трем специальностям 3—4-го разряда.

Как известно, одной из наиболее важных задач производственного обучения является формирование у учащихся таких умений и навыков, которые бы удовлетворяли требованиям их будущей профессиональной деятельности. В комплексе навыков, которые следует сформировать на уроках производственного обучения у будущих рабочих-строителей, большая роль принадлежит двигательным навыкам.

Однако проведенные исследования показали, что в ряде случаев у выпускников средних профтехучилищ развитие умений и навыков значительно уступает требованиям их профессиональной деятельности [3, 7]. Это является результатом недостаточного развития у учащихся ключевых профессионально-значимых физиологических функций (КФФ).

КФФ — это такие физиологические функции, которые по значению для освоения трудовых навыков и поддержания на высоком уровне работоспособности оцениваются как определяющие [4]. КФФ, с уровнем развития которых связана успешность освоения профессиональных навыков, являются компонентами рабочего динамического стереотипа [4, 5], что диктует необходимость изучения физиологических процессов, развивающихся в организме учащихся во время производственного обучения.

Актуальность таких исследований, с одной стороны, обусловлена тем, что они служат необходимой предпосылкой интенсификации учебного процесса, а с другой — тем, что полученные результаты будут способствовать совершенствованию методов профессионально-прикладной физической подготовки, позволяющей целенаправленно воздействовать на развитие КФФ с учетом специфики профессиональной деятельности [4].

Теоретической основой для анализа индивидуальных особенностей построения производственной деятельности человека являются учение о функциональных системах, разработанное П. К Анохиным [1], и принцип системного «квантования» поведения, сформулированный К. В. Судаковым [8].

Системное «квантование» поведения всегда

осуществляется по принципу саморегуляции за счет постоянной оценки обратной афферентацни промежуточных (этапных) и конечных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма. Оно позволяет рассматривать трудовую деятельность как иерархическую структуру на всех уровнях целевых установок и задач и соот- ц ветственно выделять элементы деятельности.

Психофизиологический анализ дает возможность понять на операционном уровне цели и задачи трудовых действий в целом, оценить условия и организацию труда, влияющие на его тяжесть и напряженность. Системное «квантование» позволяет осуществить оценку деятельности на уровне трудовых приемов и движений на основе микроэлементного анализа, который обес- ^ печивает выделение как элементов двигательной деятельности, так и элементов, требующих нерв-но-психической координации на биомеханическом, физиологическом и психофизиологическом ^ уровнях.

С использованием системы микроэлементных 1Г нормативов можно выделить ряд детерминант (от лат. сЫептппалв — определяющий), влияющих на эффективность формирования профессионального навыка и функциональное состояние человека. Так, при выполнении отдельных движений (микроэлементов) определяющими детерминантами у отделочников являются амплитуда и скорость движения, ритм, темп, кинестетическое ощущение, развиваемые мышечные усилия. На уровне рабочих приемов и операций к ним еще добавляются сложность движений, состав кинематических цепей, соотношение статических и динамических элементов в операциях, степень совмещения работы рук и др. -}

Таким образом, расчленение континуума поведенческой деятельности на дискретные участки — от потребности к ее удовлетворению — по- £ зволяет наметить пути повышения эффективности *

профессионального обучения, среди которых необходимо выделить дидактический, психолого-физиологический и социальный аспекты.

Однако принцип системного «квантования» поведения в условиях профессионального обучения и трудовой деятельности еще не нашел применения. В имеющихся работах [2] дан анализ вегетативных показателей (дыхание, частота сердечных сокращений) производственных «квантов» деятельности взрослых рабочих, имеющих различные специальности.

Целью настоящего исследования являлась комплексная физнолого-гигиеническая оценка производственного обучения отделочников широкого профиля при использовании принципа системного «квантования» трудовой деятельности. э

Для оценки соматовегетативных показателей учащихся при исследовании системного «кванто- г # вания» до и после каждой операции были изучены в динамике частота сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания (ЧД), а также показатели

мышечной силы (МС) и точности воспроизведения заданного мышечного усилия (ТВМУ) в отдельных результативных «квантах» производственной деятельности.

Исследования проводили па предприятии, где проходили производственную практику учащиеся (девушки в возрасте 16—17 лет) 1 курса среднего профтехучилища № 52 Ленинграда, обучающиеся профессии «отделочник широкого профиля (штукатур, облицовщик-плиточник)». Для контроля осуществляли обследование взрослых рабочих (мужчин и женщин), имеющих 5-й разряд.

Согласно учебному плану, производственная практика проходила в течение 3 нед по 36 ч в неделю в первую смену с 9 до 15 ч. В режиме работы предусматривались 10-минутные перерывы через 50 мин работы, перерыв на обед (45 мин) через 3 ч работы.

С целью активизации трудовой деятельности учащихся до начала работы и во время перерывов были введены физические упражнения с профессионально-прикладной направленностью [11].

В процессе производственной практики учащиеся решали дидактические задачи, направленные на формирование основных профессиональных навыков при штукатурных работах (набрасывание, разравнивание и затирка раствора). Кроме того, они выполняли большой объем вспомогательных работ (подготовка отделочных составов и растворов).

Примененный принцип системного «квантования» позволил расчленить производственный процесс на однотипные «кванты» с промежуточными и конечными социально-значимыми результатами, выявить с помощью соматовегетативных показателей, какой ценой (в плане изменения физиологических показателей), за какое время достигается каждым индивидуумом один и тот же производственный результат, а также оценить деятельность на уровне трудовых приемов и движений на основе микроэлементного анализа [12].

Системный «квант» при штукатурных работах у обследованных включал ряд этапных результатов: мотивацию учащихся; взятие сокола, мастерка и накладывание раствора; набрасывание раствора, разравнивание и затирку раствора на 1 м2 площади.

При системном «квантовании» трудовой деятельности очень важным этапным результатом является социальная мотивация учащихся, поскольку именно здесь, на уроке производственного обучения, у них формируется интерес к профессии и развивается потребность постоянно совершенствовать своё" мастерство; это зависит в первую очередь от умелого руководства учебным процессом, осуществляемого мастером производственного обучения.

Примененный к исследованию производственной деятельности учащихся системный подход

позволил объективно оценить направленность изменений ряда физиолого-гигиенических показателей (ЧСС, ЧД, МС и точности воспроизведения мышечного усилия).

Исследования показали, с одной стороны, индивидуальные различия, а с другой — однонаправленность в изменениях физиологических показателей при выполнении учащимися однотипных производственных «квантов». Кроме того, отмечались индивидуальные изменения соматовегетативных показателей, приуроченных к этапным результатам производственной деятельности. Так, у отдельных учащихся наблюдалось увеличение ЧСС после набрасывания раствора от 98±1,1 до 108±1,3 в минуту по сравнению с исходными данными (76±0,9 в минуту).

После затирки раствора показатели ЧСС еще более значительно увеличивались по сравнению с исходными данными и составляли от 98±1 до 120±1,1 в минуту (/?<0,01).

Как видно из приведенных данных, выполнение отдельных операций производственного «кванта» достигалось при значительном напряжении сердечно-сосудистой системы (ССС).

При оценке показателей ЧСС у стажирован-ных рабочих, имеющих 5-й разряд, наблюдалась тенденция к ее увеличению после набрасывания и затирки раствора. Однако колебания ЧСС у стажированных рабочих были значительно менее выраженными и составляли от 81 ±0,8 до 94±1,1 в минуту по сравнению с исходными данными (70±0,9 в минуту).

Такая динамика показателей ССС свидетельствует, что учащиеся выполняют отдельные операции производственного «кванта» по сравнению со стажированньгми рабочими с большой физиологической «стоимостью». По-видимому, обнаруженные изменения ЧСС указывают на определенное напряжение функционального состояния аппарата кровообращения как результат недостаточной тренированности, повышенной реактивности ССС в ответ на производственную нагрузку, а также специфику деятельности учащихся (при набрасывании и особенно затирке раствора), связанной с монотонностью операций [9].

По мере совершенствования КФФ изменяется соотношение ритма сердечно-сосудистой деятельности, наблюдается его урежение, а сдвиги ЧСС в процессе производственного обучения становятся более устойчивыми. Если в начале обучения ЧСС при повторных однотипных производственных операциях заметно различается, то по мере обучения вариабельность этих показателей при выполнении всех операций уменьшается, что является объективным критерием, характеризующим эффективность формирования профессиональных навыков в процессе обучения.

Показатели ЧД, полученные после выполнения отдельных операций производственного «кванта», имеют такую же направленность, что и по-

казатели ЧСС. ЧД у учащихся значительно увеличивается после набрасывания раствора, составляя 24±0,6 в минуту, колеблясь у отдельных учащихся от 22±0,7 до 28±0,9 в минуту, при исходных показателях 16±0,6—18±0,7 в минуту (р<0,05).

Что касается изменения показателей ЧД, полученных после затирки раствора, то они значительно уменьшаются по сравнению с таковыми после набрасывания раствора и составляют 14± ±0,6 в минуту. При проведении хронометражных исследований установлено, что у учащихся в процессе затирки раствора наблюдалась значительная задержка дыхания. При сравнении ЧД с показателями ЧСС, полученными после затирки раствора, выявлено отсутствие синхронизации между деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ЧСС увеличивается, ЧД уменьшается. У взрослых рабочих в процессе выполнения отдельных операций производственного «кванта», в том числе и затирки раствора, отмечена синхронизация изменений ЧСС и ЧД.

Динамика показателей МС и точности воспроизведения мышечного усилия учащихся характеризовалась следующими особенностями по сравнению с динамикой их у стажированных рабочих. Так, если у стажированных рабочих МС регулярно увеличивалась в ходе выполнения операций производственного «кванта» и последовательно составляла 48±0,8, 50±0,7 и 52±0,8 кг, то у учащихся статистически достоверно наблюдалось прогрессивное снижение МС в процессе выполнения отдельных операций производственного «кванта»: 41,2±0,9, 40,7±0,7, 39,7±0,8 и 36± ±0,7 кг.

Как видно из приведенных данных, особенно значительное снижение МС по сравнению с исходными данными (41,2 кг) наблюдалось у учащихся после затирки раствора (36±0,7 кг).

Анализ показателей ТВМУ, полученных после выполнения операций производственного «кванта», выявил различия между учащимися и ста-жированными рабочими (женщины). Так, если у стажированных рабочих ТВМУ в процессе выполнения «кванта» снижается с 2±0,2 до 3± ±0,3 кг, то у учащихся — с 2,5±0,4 до 4,6± ±0,3 кг, особенно после набрасывания и затирки раствора (р<С0,01). Такая динамика показателей двигательного анализатора у учащихся свидетельствует о недостаточной сформированное™ кинестетического ощущения отделочников, которое играет важную роль при выполнении многих производственных операций [2, 8].

Приведенные данные показывают, что в процессе становления и упрочения «кванта» системной производственной деятельности изменяется значимость отдельных этапных результатов. В начале обучения операции набрасывания и затирки раствора имеют более важное значение по сравнению с другими операциями.

Использование системного «квантования» в

процессе производственной деятельности позволило выделить ряд детерминант, влияющих на процесс формирования профессиональных навыков и функциональное состояние учащихся. При выполнении отделочных рабочих движений (микроэлементов), связанных с штукатурными работами, определяющими детерминантами оказа- 1ц лись амплитуда, ритм, темп, перцепция, развиваемые мышечные усилия.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что учащиеся по сравнению со стажированными рабочими выполняют отдельные операции производственного «кванта» с большей физиологической «стоимостью» работы. Обнаруженные у учащихся изменения ЧСС говорят об определенном напряжении функционального аппарата кровообращения как результате недостаточной тренированности и повышенной реактивности ССС в ответ на производственную нагрузку, а также специфики их деятельности, связанной с монотонностью и физическими нагрузками. У стажированных рабочих в процес- Ш се выполнения отдельных операций производственного «кванта» наблюдалась синхронизация изменения ЧСС и ЧД, которая является объективным критерием оценки сформированности профессиональных навыков.

Специфические условия производственного обучения, связанные с монотонностью и физическими нагрузками, возможность развития профессиональных заболеваний верхних конечностей у учащихся указывают на необходимость системного «квантования» производственной деятельности, совмещения профессий, создания благоприятных санитарно-гигиенических условий производственного обучения, внедрения научно обоснованного режима труда и отдыха, использования физических упражнений и музыки.

Литература

1. Анохин П. К■ Узловые вопросы теории функциональных систем. —М„ 1980.

2. Базин А. Н., Сорокин А. П., Судаков К■ В. //Успехи физиол. наук. — 1978.— Т. 9. № 3. — С. 133—148.

3. Бедный Г. 3. Вопросы нормирования труда в процессе профессиональной подготовки рабочих. — М., 1981.

4. Косилов С. А. О физиологических основах производственного обучения.— М., 1980.

5. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М„ 1980.

6. Материалы XXVII съезда КПСС, —М„ 1986.

7. Методика производственного обучения профессии маляра— штукатура в средних профтехучилищах / Под. ред. Л. Д. Емельяненко. — М., 1980.

8. Судаков К. В. // Высшие функции мозга в норме и патологии, —Л., 1979, —С. 92—116.

9. Сухарева Л. М. // Гиг. и сан. — 1981. — № 2. — С. 28— 30. ,

10. Учебный план и программа для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях: Профессия — штукатур, облицовщик—плиточник: Шифр 4-98-С-Т-П. — М., 1982.

11. Храмцова А. Д. Физкультурно-оздоровительная работа в профтехучилищах. — Л., 1983.

12. Храмцова А. Д. //Методика исследования формирова-

ния понятии, уменлй и навыков у учащихся средних профтехучилищ, — ,М, 1986. —С. 104—122.

Поступила 24.02.88

Summary. Highlighted are the data on the functional slate of the cardiovascular, respiratory and muscular systems of schoolchildren and adult workers, the data obtained while using systems quantization of professional activity. It is shown that compared to workers the schoolchildren perform

various operations of production quantum with higher phy-sjplogic strain. Established changes in systole frequency of schoolchildren confirm some strain of their functional circulatory system because of insufficient training and higher response of the cardiovascular system to work load. The use of systems quantization during the working process enables one to identify a number of determinant affecting the process of forming schoolchildren's vocational skills and functional state.

УДК 613.6.656.2

П. Н. Турков, С. Е. Путилин

О КОМПЛЕКСНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Стратегическим курсом политики Коммунистической партии, как было отмечено на XXVII съезде, является ускорение социально-экономического развития страны и обеспечение дальнейшего роста благосостояния людей. Это требует наряду с рациональным использованием производственного потенциала бережного отношения к трудовым ресурсам. В связи с этим особое значение приобретают дальнейшие меры по сохранению и укреплению здоровья работающих на промышленных предприятиях, транспорте и в других отраслях народного хозяйства, повышению уровня их трудоспособности.

На X пленуме ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортных строителей принят план по реализации решений XXVII съезда КПСС, в котором поставлена задача на основе внедрения комплексной программы «Здоровье» обеспечить ежегодное снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) на 3%. Это требует от предприятий железнодорожного транспорта и транспортного строительства, лечебно-профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологической службы активной разработки новых форм и методов работы, направленных на снижение заболеваемости, в первую очередь с ВУТ.

Известно, что факторы, влияющие на заболеваемость с ВУТ, разнообразны, а интенсивность их воздействия на здоровье работающих неодинаково. В числе их следует считать весьма важными санитарно-гигиенические условия труда, научную организацию трудовых процессов, улучшение условий быта, организацию и качество медицинской помощи и врачебной экспертизы.

В то же время традиционные формы работы санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений по снижению заболеваемости с ВУТ не отражают совокупность сложных причинно-следственных связей факторов, влияющих на временную нетрудоспособность работающих.

Санитарные обследования, проводимые санитарными врачами на промышленных предприятиях, нацелены, как правило, на мероприятия срочного исполнения или решение задач ближайшей перспективы по наведению санитарного порядка на предприятии. Вместе с тем существующая практика перспективного планирования оздоровительных мероприятий через единые комплексные планы основывается на недостаточно аргументированном и не связанном в единое целое материале. Информационная база единых комплексных планов нуждается в коренном совершенствовании путем повышения достоверности и установления взаимосвязей результатов санитарно-гигиенических исследований, данных диспансеризации, экспертных оценок санитарно-гигиенического состояния технологий и режимов труда рабочих, что в конечном счете приведет к снижению заболеваемости.

Существующий в настоящее время упрощенный стереотип формирования единого комплексного плана оздоровительных мероприятий как совокупности задач, определенных санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) на ближайшую перспективу, не дает должного эффекта. Следует обратить внимание на то, что лечебно-профилактические мероприятия, включенные в единые комплексные планы, определяются самостоятельно, без увязки с санитарной ситуацией на предприятии и без учета социально-гигиенической характеристики контингентов работающих. К сожалению, участие руководства и профсоюзных комитетов предприятий в разработке оздоровительных мероприятий является недостаточно активным. Комплексные планы оздоровительных мероприятий существуют независимо от планов социально-экономического развития предприятий и не всегда имеют достаточную материальную и финансовую основу.

Таким образом, сложившаяся ситуация с планированием оздоровительных мероприятий, по нашему мнению, не обеспечивает их аргументи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.