Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОКРАСКИ ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОКРАСКИ ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE COLOUR PATTERN ADOPTED FOR THE EQUIPMENT IN A SCHOOL METAL WORKSHOP

Comparative illumination assessment of different colour patterns (black, dark-green, light-green) of work-benches in a school metal workshop points to the advantages of the light-green colour with a reflection coefficient amounting to 0.45. With this coloration the average illumination of the work site increased by 17.1 percent; a high (0.9) brightness and colour contrast was attained between the processed article and the background and, moreover, there was a favorable correlation of brightness levels in the field of vision of the school undergraduates. Comparative physiological investigations made at the time when the school undergraduates were active at their work benches painted in different colours showed that with the work bench painted light-green, and the protection, wire-net and the vices-yellow the shifts in the indices of the oculomotor reaction, functional stability of the chromatic vision and the contrast visual sensitivity were most favorable. On the basis of the investigations made the author recommends to paint workbenches in a school workshop light green (reflection coefficient-0.45) and the protection wire-net and vices-yellow (reflection coefficient-0.45).

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОКРАСКИ ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ»

способствует ликвидации последствий лучевого воздействия, но даже удлиняет процесс восстановления форменных элементов белой крови. Ультрафиолетовое освещение, предшествующее рентгеноблучению, не оказывает никакого влияния на течение лучевой болезни.

Выводы

1. Общее ультрафиолетовое освещение животных малыми дозами (суммарная доза 4 млн. эрг/см2) после и особенно до рентгеноблуче-иия в дозе 900 р уменьшает тяжесть течения лучевой болезни, повышает продолжительность жизни и способствует некоторому увеличению числа выживших животных по сравнению с контролем.

2. Большие дозы общего ультрафиолетового освещения (суммарная доза 24 млн. эрг!см2)> проведенного после рентгеноблучения в дозе 250 р, отягощают течение лучевой болезни, что выражается в более медленном восстановлении исходного количества форменных элементов белой крови.

ЛИТЕРАТУРА

Городецкий А. А., Б а р а б о й В. А., К и р и ч и н с к и й Б. Р. и др. В кн.: Рефераты докл. конференции, посвящ. 80-летию со дня рождения акад. А. А. Богомольца. Киев, 1961, стр. 49. — Жук Е. Г. Гиг. и сан., 1958, № 10, стр. 84—86. — Свидерская Т. А., Жук Е. Г., Филипсон И. Н. Там же, 1960, № 2, стр. 27.

Поступила 31/V 1963 г.

PREVENTIVE AND THERAPEUTIC USE OF ULTRAVIOLET RAYS IN AFFECTIONS

CAUSED BY IONIZING IRRADIATIONS

V. D. Abdullaev

The preventive and therapeutic effect of large and small doses of ultraviolet light on the course of the radiation sickness in rats was studied. The results showed that with application of small doses of ultraviolet light preceding the X-ray treatment the former alleviated the course of the radiation sickness and prolonged the life of irradiated animals as compared with controls. Large doses of ultraviolet light applied after X-ray treatment aggravated the course of the radiation sickness caused by a dose of 250 r.

УДК 371.623

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОКРАСКИ ОБОРУДОВАНИЯ

ШКОЛЬНОЙ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ЧК

В. П. Хоробрых

Кафедра гигиены детей и подростков Центрального института

усовершенствования врачей, Москва

Рациональная окраска помещения и оборудования школьной слесарной мастерской повышает освещенность рабочих мест за счет отраженного света и обеспечивает более равномерное распределение яркостей. Правильное использование цвета может служить также средством повышения производительности труда и профилактики травматизма. Между тем во многих слесарных мастерских школ принято окрашивать верстаки и станки в черный цвет.

Мы решили провести гигиеническую оценку разных вариантов окраски оборудования школьной слесарной мастерской. Исследования проведены на базе межшкольных учебных мастерских Октябрьского района Москвы. Общее искусственное освещение в слесарной мастер-

ской обеспечивалось люминесцентными светильниками СШ-2Х30 с лампами белого света (ЛБ). Там же существовало 3 варианта окраски оборудования. 1-й вариант: поверхность верстаков, тиски и защитные сетки черного цвета (р1 = 0,08); 2-й вариант: поверхность верстаков темно-зеленого цвета (А,2=503 ммк, р3 = 23 и р=0,15); тиски и защитные сетки черного; 3-й вариант: поверхность верстаков светло-зеленого цвета (Я=535 ммк, р— 18 и р=0,45), тиски и защитные сетки желтого (Я=590 ммк, р = 57, р=0,45).

Детальные светотехнические измерения при всех 3 вариантах окраски позволили выяснить, что при одинаковой мощности осветительной установки (1320 вт) уровни освещенности рабочих мест были различны. Если при 1-м варианте средняя освещенность равнялась 507 лк, то при 2-м варианте она увеличивалась до 535 лк, т. е. уровень ее повысился на 5,8%. При 3-м же варианте средняя освещенность достигла 594 лк, т. е. повысилась на 17,1%. Таким образом, не увеличивая общей мощности освети-

Таблица I

Величины яркости и соотношение яркостей в слесарной мастерской при различной окраске

верстаков

1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант

Место определения яркости средняя освещенность по верстакам (в лк)

507 535 5 94

Яркость (в нгп)

о

Поверхность верстака (Вр) Классная доска (Вф) . . .

Стена (Вф).......

Потолок (Вф)......

Пол (Вф)........

12,7 23,8 71,8

28,5 30,1 32,1

36,8 37,2 39,4

62,1 62,8 63,7

14,1 14,3 14,6

Соотношение яркостей

Вф

Вр

тельной установки, за счет отраженного света путем рациональной окраски оборудования можно заметно повысить общий уровень освещенности рабочих мест в мастерской.

Светотехнические измерения, проведенные нами, помимо исследования уровня освещенности, включали также измерение яркости (оно производилось объективным яркомером ЯКП-1).

(табл. 1).

В табл. 1 приведены материалы измерения яркости рабочих мест —

Вр (поверхность верстака), яркости окружающего фона — Вф (клас-

Вф

Яркость доски к яркости верстака ........... 2,2:1 1,2:1 • 0,4:1

Яркость стены к яркости верстака ........... 2,9:1 1,5:1 0,5:1

Яркость потолка к яркости верстака ........... 4,9:1 2,6:1 0,8:1

Яркость пола к яркости верстака 1,1:1 0,6:1 0,2:1

сная доска, стена, потолок, пол), а также яркостные соотношения

Вр

при разных вариантах окраски.

Судя по данным табл. 1, с повышением коэффициента отражения поверхности верстаков увеличивается яркость рабочего места и улучшаются соотношения яркостей.

При черной окраске верстаков яркость рабочего места (Вр) составляет 12,7 нт, что ниже яркости окружающего фона почти в 2,3 и 5 раз, за исключением соотношения яркости пола и яркости верстака

1 Р

2 X

3 р

коэффициент отражения, длина волны, насыщенность.

(1,1 : 1). При темно-зеленой окраске верстаков яркость рабочего места (Вр) возрастает до 23,8 нт, т. е. увеличивается почти в 2 раза; соот-

ношения яркостей

Вф

Вр

более равномерны. При светло-зеленой окраске

верстаков яркость рабочего места повышается до 71,8 нт, что в 5,5 раза больше Вр при черной окраске верстаков. При этом варианте окраски яркость рабочего места во всех случаях выше яркости окружающего фона, что и рекомендуется для рабочих помещений.

На работу глаза значительное влияние оказывает также контраст между фоном и обрабатываемой деталью. При черной окраске верстаков яркостный контраст между фоном и деталью (молоток, лопаточки и другие металлические предметы) практически отсутствует. При темно-зеленой окраске этот контраст увеличивается до среднего (0,4). Окраска поверхности верстаков в светло-зеленый цвет привела к повышению яркостного контраста между фоном и деталью до 0,9 (большой контраст). Кроме того, в случае окраски поверхности верстаков в темно-зеленый и светло-зеленый тона, помимо более благоприятного яркостного контраста, появляется и цветовой контраст между фоном и обрабатываемой деталью, совокупность которых значительно облегчает зрительную работу.

С целью обоснования наилучшей окраски верстаков, помимо светотехнических измерений, мы проводили и физиологические наблюдения в процессе работы учащихся 7-х классов за верстаками разной окраски. До уроков и после уроков труда у них изучали изменения функционального состояния центральной нервной системы по показателям скорости зрительно-моторной реакции, а также исследовали функциональную устойчивость хроматического зрения и контрастную чувствительность с помощью аномалоскопа АСР.

Результаты статистической обработки данных зрительно-моторной реакции учащихся до и после уроков труда при различной окраске верстаков приведены в табл. 2.

Таблица 2

Латентный период зрительно-моторной реакции (в мсек) учащихся в зависимости

от окраски поверхности верстаков

Окраска верстака • До уроков труда После уроков труда Абсолютное значение разницы (в мсек)

число исследований • М1+ГП1 V а число исследований • а •

• Черная ..... 170 342,0+3,1 51,0 166 328,8+3,7 48,0 13,2 2,8

Темно-зеленая . . 204 333,8+3,5 48,0 196 314.0 + 3,1 42,0 19,8 4,3

Светло-зеленая . . 212 323,0 + 3,4 54,0 227 302,0+4,2 63,0 21,0 3,9

1 Статистически достоверными считались данные при />2.

Анализ этих данных свидетельствует, что с ростом коэффициента отражения поверхности верстаков наблюдается укорочение как исходных показателей латентного периода зрительно-моторной реакции (до уроков труда), так и показателей латентного периода после уроков труда.

Таким образом, темно-зеленая и особенно светло-зеленая окраска верстаков более благоприятно влияет на функциональное состояние высшей нервной деятельности учащихся во время уроков труда в слесарной мастерской.

Весьма интересны и показатели изменения функциональной устойчивости хроматического зрения после уроков труда (табл. 3).

ф

Таблица 3

Характер изменений функциональной устойчивости хроматического зрения

у учащихся при разной окраске верстаков

Окраска верстака Общее число наблюдений Повышение Снижение ) Без изменения

абс. % М\±тх Р абс. % М2+т, Р1 абс. %

Черная ....... 23 14 60,8 4+0,7 0,001 8 34,6 4+0,7 0,001 1 4,6

Темно-зеленая .... 29 21 72,4 44-0,4 0,001 5 17,2 2+0,8 0,1 3 10,4

Светло-зеленая . . . • 28 23 82,1 3±0,4 » 0,001 • 3 10,7 2+1,0 0,1 2 7,2

1 В качестве оценки статистической достоверности был взят общепринятый критерий достоверности, согласно которому различие достоверно лишь в случаях, когда Р<0,05 .

Как видно из табл. 3, наибольшее число случаев (34,6%) снижения устойчивости хроматического зрения после уроков труда, свидетельствующего об утомлении глаз, наблюдается при черной окраске верстаков. При темно-зеленой окраске верстаков число случаев снижения устойчивости хроматического зрения уменьшается вдвое и составляет

17,2%. • ;; ¿й

При светло-зеленой окраске верстаков снижение устойчивости хроматического зрения после работы наблюдается еще реже — только в 10,7% случаев. И, наоборот, весьма часты случаи (82,7%) повышения устойчивости хроматического зрения.

Следовательно, функциональная устойчивость хроматического зрения повышается с увеличением яркости рабочего места в результате окраски верстаков в более светлые тона.

Исследования контрастной чувствительности глаза по яркости заключались в том, что на аномалоскопе АСР наблюдаемому предлагали зелено-зеленое уравнение (А=535 ммк) при одинаковой яркости обеих половин поля зрения. Экспериментатор поворотами маховичка прибора, отградуированного на 100 условных единиц, изменял яркость половины поля зрения до получения первой заметной разницы в яркости сравниваемых зеленых полей. Отмеченное число делений маховичка характеризует контрастную чувствительность в условных единицах. При этом чем меньше величина, тем выше контрастная чувствительность глаза и, наоборот, чем больше величина, тем ниже контрастная чувствительность глаза.

Результаты наблюдения за изменением контрастной чувствительности глаза в зависимости от окраски верстаков представлены в табл. 4.

Данные табл. 4 показывают, что изменение контрастной чувствительности глаза, так же как и функциональная чувствительность хроматического зрения, во многом зависит от окраски верстаков, а следовательно, от яркости рабочего места и условий контраста между фоном и деталью. Наименьшая величина контрастной чувствительности, свидетельствующая о повышении различительной чувствительности глаза как до уроков труда (15,06), так и после них (13,6), отмечается при светло-зеленой окраске верстаков. После работы учащихся за верстаками темно-зеленого и светло-зеленого цвета контрастная чувствительность повышается в большей степени, чем за черными верстаками. Это

Таблица 4

Контрастная чувствительность глаза в зависимости от окраски верстаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(в условных единицах)

Окраска верстаков До уроков труда После уроков труда t

число наблюдений минимальные и максимальные величины M\jrmx or число наблюдений минимальные и максимальные величины Ai2+m2 а

Черная ....... 35 12—21 18,50+0,4 2,4 35 12—20 17,34+0,3 2,0 2,3

Темно-зеленая .... 27 12—20 17,44+0,4 2,2 27 10—18 14,94+0,4 2,0 4,9

Светло-зеленая . . . 26 10—18 15,06+0,4 2,0 26 8—16 13,60+0,4 2,0 2,9

показывает благоприятное влияние больших величин яркостного и цветового контраста на различительную чувствительность глаза.

Таким образом, наиболее благоприятные показатели латентного периода скорости зрительно-моторной реакции, устойчивости хромати* ческого зрения и контрастной чувствительности глаза наблюдается при темно-зеленой и особенно светло-зеленой окраске верстаков по сравнению с черной окраской. Это объясняется тем, что при окраске верстаков в более светлые тона яркость рабочего места превышает яркость окружающего фона, что создает наилучшие соотношения яркостей в; поле зрения работающих учащихся и наибольший контраст между фоном и деталью.

Следовательно, для учебных верстаков в школьной слесарной мастерской может быть рекомендована светло-зеленая окраска (Л = 535 ммк, р= 18, р=0,45), а для защитных сеток и тисков — желтая окраска (Х = 590 ммк, р=57, р=0,45).

Поступила 11/XII 1963 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE COLOUR PATTERN ADOPTED FOR THE

EQUIPMENT IN A SCHOOL METAL WORKSHOP

V. P. Khorobrykh

Comparative illumination assessment of different colour patterns (black, dark-green, light-green) of work-benches in a school metal workshop points to the advantages of the light-green colour with a reflection coefficient amounting to 0.45. With this coloration the average illumination of the work site increased by 17.1 percent; a high (0.9) brightness and colour contrast was attained between the processed article and the background and, moreover, there was a favorable correlation of brightness levels in the field of vision of the school undergraduates. Comparative physiological investigatons made at the time when the school undergraduates were active at their work benches painted in different colours showed that with the work bench painted light-green, and the protection wire-net and the vices-yellow the shifts in the indices of the oculomotor reaction, functional stability of the chromatic vision and the contrast visual sensitivity were most favorable. On the basis of the investigations made the author recommends to paint workbenches in a school workshop light green (reflection coefficient-0.45) and the protection wire-net and vices-yellow (reflection coefficient-0.45).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.