УДК 725.51: 65.015.11
СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ
С. В. Бодня, асп.
Постановка проблемы В последние годы, в связи широким внедрением в лечебных центрах современных медицинских и информационных технологий, формирование предметно-пространственной среды (III 1С ) лечебных центров (ЛЦ) получило новое направление, ориентированное на повышение его комфортности и продуктивности функционирования. Многочисленные исследования [1 - 3] подчеркивают влияние предметно-пространственной среды (III 1С ) на продуктивность деятельности ЛЦ.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами применения цвета и света для оптимизации ППС занимались Мироненко В. П., Степанов Н. Н., Беббит Э. Д.,Рунге В. Ф., Дерибере, Морис, Луизов А. В. и др.
Основной целью исследования является выявление современных, эффективных средств оптимизации предметно-пространственной среды медицинских центров.
Основные результаты работы. Одними из основных практических средств формирования и оптимизации АС ЛЦ являются средства эстетических преобразований ППС ЛЦ -формирование его интерьера и светоцветовой среды.
I. Формирование интерьера. Материальная предметность интерьерной среды обеспечивает осуществление лечебного процесса (среда действия) и создает эмоционально-эстетический эквивалент процесса как отражение его духовной сути и социальной значимости (среда восприятия). Особенность интерьерной формы как художественной категории состоит в наличии самоценности, сохранении эмоционально-эстетической выразительности за счет образно-содержательной организации ППС ЛЦ.
1. Особенности формирования интерьера. В "интерьерном" подходе к форме ППС ЛЦ проявляется ее пространственная суть, органическое единство внутреннего и внешнего, закрытого и открытого, позволяющее ввести для них и единые принципы художественных критериев. Адекватность внешней объемной формы ЛЦ внутренней структуре может служить первым информационным символом для подготовки пациента к дальнейшему, более развитому восприятию интерьера. Возможен и обратный прием, когда разница образных характеристик внешних объемных и плоскостных форм и внутренних пространственных может оказаться источником неожиданных контрастных впечатлений и эмоциональных переживаний. Психологическое восприятие свойств ППС ЛЦ через эстетическое выражение формы, ограждения и оборудование порождает ассоциативно-эмоциональную реакцию пациента и помогает формированию образной характеристики ППС ЛЦ. Эстетическое воздействие интерьера тесно связано с особенностями эмоционального восприятия пациентами двух видов форм - объемных в пространстве и пространственных.
2. Величина помещения. Величина пространственной формы мгновенно оценивается и особенно остро ощущается пациентами, порождая чувство простора, нормальной соизмеримости или гнетущей тесноты. Пациент же движется, меняются расстояния и углы наблюдения. Ощущение "низкого - высокого", "тяжелого - легкого" можно иллюзорно корректировать соотношением масс в "форме-оболочке" - раскрытием или замыканием соответствующих сторон ограждений ППС ЛК.
3. Символика формы. Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих поверхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. Расшифровка формы происходит через восприятие контурных линий. Через "движение" линий возникает ощущение движения пространственной формы. Образно-ассоциативные характеристики простейших фигур и линий давно известны в художественно-творческой практике. Прямая вертикаль кажется наделенной активной силой стремления ввысь, выражающей тенденцию роста. Горизонталь кажется пассивной, слабой. Диагональное, наклонное направление действует как сила, преодолевающая пассивность. Изломанные линии являются как бы результатом попеременного действия различных сил. Кривые линии (особенно неравномерные) - больше выражают движение, чем прямые или дугообразные части окружности. Параболические линии приобретают в своем движении особую красоту и силу. Прямая линия выражает ускорение на ровных участках и замедление на закруглениях. Разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник - острый и колючий; круг -ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат - четкий, прямой, статичный. Стремление формы вверх, отдаление массы потолка, обилие воздуха над головой рождают чувство облегчения, свободы, простора. Низкий потолок "зримо" давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспокойства. В этих случаях важна и форма плоскости покрытия - плоская, сводчатая, провисающая, наклонная.
4. Цвет в пространстве. Колористика - наиболее динамичное и дешевое средство оптимизации ППС ЛК. Утилитарная функция колористики ППС обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза [4]. Цвет для пациентов является источником сильных эмоциональных и эстетических впечатлений, основанных на ассоциациях и предпочтениях [5]. Особенно большое значение имеет включение цвета "конструкционного" материала (бумага, глина, мрамор и пр.), его естественной фактурности. Для архитектурной "формы-оболочки" характерно цветосочетание больших (относительно пациента) поверхностей, имеющих однотонную окраску в своих пределах. Восприятие происходит в движении поступательном - с переходом из одного пространства в другое, и панорамном - с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом "цветосочетания" обусловлены возможностью сохранения в памяти пациента в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Предпочтительными для этих случаев являются насыщенные, основные и промежуточные, цветовые тона, цвета белый и черный и контрастные цветовые отношения. Простые цвета запоминаются легче, чем смешанные или нюансные их отношения. В простоте символических цветов проявляется фактор их лучшей запоминаемости. При панорамном обозрении одного пространства в зрительном кадре могут присутствовать разные участки среды - от целой картины до ее фрагментов. Однако образ целостности пространственной формы и ее цветовой характеристики, складывающийся из отдельных кадров, сохраняется в сознании пациента и поддерживается постоянной визуальной связью.
5. Освещение в пространстве. Свет оказывает эмоциональное воздействие на пациента через освещенность пространства помещения и выявление пластики "формы-оболочки". Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений (тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня). В помещении возможно регулирование количества света,
его цветности и распределения. Художественно-выразительные задачи и приемы состоят: в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды. Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения или их комбинировании. Большое значение имеет положение источника света по отношению к пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещение извне через световые проемы. Их величина, форма и местоположение активно влияют на характер освещения. Освещенность также связана с географической широтой и динамическими ритмами смены суток и времен года. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественная пространственная и временная ориентация пациента. Источники искусственного освещения размещаются внутри помещения и являются материальными элементами среды. Для искусственного освещения характерно преимущественное использование прямого света и возможность свободно направленного его распределения по плоскостям "формы-оболочки". Действие света проявляется по физическим законам: освещенность зависит от силы света, расстояния от источника и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней и характера их модуляции. При малых проемах возрастает доля рассеянного отраженного света, возникает большая градация освещенности от светлых до темных участков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычности среды. При больших оконных проемах наблюдается относительная равномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественные условия. Растянутая градация освещенности отраженным светом позволяет создать "живописную" светотень и выявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний свет или отраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. При больших оконных проемах получается "заливающий" свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам.
Если в первом случае для "формы-оболочки" характерно проявление скульптурности массы, то во втором - ее графичности. Направленный на акцентное место прямой свет приобретает самостоятельное активное значение в композиции. Искусственное освещение имеет свои композиционные приемы, отличающиеся некоторой декоративностью световых эффектов: эффект "парящего" потолка возникает от контрастного сопоставления светлой и затененной поверхности. Источники освещения обычно скрыты от пациента. Другой прием образует световые "пятна" на стене, на полу для акцентирования предметов оборудования, отделки и др. Третий прием связан с возможной имитацией естественного освещения. Создаются светящие поверхности плафона, фонарей, проемов. Эффект достоверности зависит от точности подбора характеристик света и естественности ситуации.
II. Формирование цветового климата интерьера [11].
1. Цвет как фактор зрительного комфорта: а) для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения пациентов следует придерживаться системы отношений яркостей: нижняя зона помещения - относительно темная (р = 0,4 - 0,3), средняя зона светлее (р = 0,5 - 0,7) и верхняя - самая светлая (р = 0,8 - 0,9). Такое распределение яркостей наиболее привычно для глаза, так же, как оно наблюдается и в естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности. Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окном; б) если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные - на светлом. В функциональных кабинетах яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и
отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости; в) если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Если рабочий объект лишен хроматических цветов, следует вводить цветные пятна в окружение, не только в виде окраски поверхностей, но и в виде декоративных элементов (монументальная роспись, произведения изобразительного искусства, живые цветы); г) полный ахроматизм так же утомителен для глаза, как чрезмерная насыщенность цвета или пестрота. Исходя из условий физиологического комфорта следует выбирать оптимально разумное в данной ситуации количество цвета, помня, что утомляющее действие цвета зависит главным образом от насыщенности пятна и его угловых размеров. Утомляющее воздействие оказывает также большой контраст - и хроматический, и яркостный; д) физиологически оптимальными цветами являются средневолновые - от желтого до голубого.
2. Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Проектируя цветовой климат, нужно решать, какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Это зависит от характера лечебного процесса (в функциональных кабинетах), или от художественного замысла (в фойе). Возбуждающие цвета уместны там, где нужно взбодрить пациента, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Возбуждающим действием обладают не только цвета красно - пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др. Тонизирующие цвета рекомендуются в функциональных кабинетах или в фойе, где не ставятся задачи направленного воздействия на пациента, но нужно поддержать в нем бодрость и собраность. К тонизирующим цветам относят оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (травяные и лиственные). Желтый цвет рекомендуется в детских палатах. Оранжевый является тонизирующим цветом, но область его применения меньше по эстетическим причинам. Успокаивающие цвета - зелено-голубые, голубые и синие - рекомендуется применять в помещениях для пассивного отдыха: в палатах, холлах, фойе - там, где требуется успокоить нервную систему пациента, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются деловые помещения (кабинеты администрации, приемные, вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях).
Во всяком помещении и при всяком лечебном процессе возможны производственные вредности или угнетающие факторы. В функциональных кабинетах - запахи, избыточная влажность и т. д.; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Многие вредные факторы нейтрализуются при помощи окраски. В помещениях с избыточной влажностью - белым цветом (облицовка глазурованными плитками). Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. Запахи нейтрализуются цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов применяют "горькую" гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применить теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый. Всякий цвет сам по себе ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других - неуместным или безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета (серая шерсть - элегантный материал, а серая масляная окраска стен наводит на грустные мысли). То есть для всякого интерьера существуют "запретные" цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Например, во всех помещениях ЛК неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо
чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или жженую охру.
3. Цвет как эстетический фактор. Психофизиологическое воздействие цвета связано с эстетическим. Доказано, что пациент чувствует себя комфортно в той среде, которая повторяет его собственные качества, является его опосредованным отображением. Поэтому проблема цветового климата ППС ЛЦ, рассматриваемая в плане эстетическом, сводится к проблеме изучения и учета цветовых предпочтений пациентов. О цветовых предпочтениях можно судить по декоративно-прикладному искусству данного народа или социальной группы, по излюбленным цветам в одежде, в убранстве жилища, в национальной живописи. Это связано с географическими особенностями данной страны, с ее цветовым климатом и с колористикой ее флоры и фауны. Объекты ЛК должны включаться в естественную среду и контактировать с нею. Интерьеры зон отдыха ЛЦ должны максимально раскрываться наружу, в них должны вводиться живая зелень, газоны, фонтаны (бассейны), рваный камень, некрашеное дерево, кирпич, керамика и др. Большие проемы или остекленные стены вводят в интерьер окружающий пейзаж и небо. Общая цветовая гамма должна быть мягкой, малонасыщенной, средневолновой. В ситуации, где доминируют цвета природных материалов, не рекомендуется с ними соперничать. Хорошо "оформленная" АС ЛК должна быть в высшей степени целостная и замкнутая в себе "космическая" структура. Одни из важных ее качеств - полнота и разнообразие цветовых впечатлений, внутренняя завершенность и замкнутость в пределах системы, сочетание разнообразия и единства, а также соответствие канонам данного стиля.
4. Цвет как средство выявления формы и организации пространства. При помощи цвета решается задача зрительного уменьшения или увеличения пространства ЛК, иллюзорного исправления пропорций и деформаций. Так, легкие и светлые "отступающие" цвета стен и перекрытий иллюзорно увеличивают пространство, а теплые и насыщенные цвета его уменьшают; цветовые пятна определенного рисунка зрительно увеличивают или уменьшают высоту, сокращают длину пространства, придают требуемые пропорции, вносят динамизм или статичность и т. д. В объемно-пространственной структуре цветом решается множество задач композиционного порядка.
5. Цвет как средство информации. Цвет может выступать в роли носителя информации, воспринимающейся мгновенно, и на большом расстоянии. Широко применяется цветовое кодирование: красный цвет - запрещение, опасность, остановка; зеленый - разрешение, пуск, безопасность; желтый - предупреждение; сочетание желтого с черным - "отпугивающая окраска"; синий - нейтральный цвет-для ориентирующих знаков и указателей; оранжевый -предупреждает о потенциальной опасности.
III. Формирование световой среды интерьера.
1. Существующие нормы. Анализ существующих норм освещения в странах Европы и СНГ [6 - 9] показал:
- действующие в различных странах кодексы, нормы и правила по освещению основываются на критериях, обеспечивающих и характеризующих зрительную работоспособность (острота зрения, контрастная чувствительность, скорость восприятия и т. д.). Критерии зрительного впечатления в целом (например, сферическая или цилиндрическая освещённость) имеют место пока только в кодексах отдельных стран, а критериев, оценивающих морфофизическое действие света на организм человека, в настоящее время нет ни в одном кодексе;
- практика создания типовых и уникальных осветительных установок говорит о недостаточности критериев зрительной работоспособности, об ограниченности и противоречивости ряда требований, содержащихся в отдельных кодексах. Так, создание осветительных установок с максимально равномерным распределением яркости обеспечивает
высокую зрительную работоспособность, но приводит к ощущениям монотонности и однообразия, которые неблагоприятно сказываются на производительности труда медицинского персонала;
- за последнее десятилетие расширился круг научно-исследовательских работ, направленных на изучение различных функций света в интерьере. Традиционный взгляд на свет как на средство, обеспечивающее только зрительную работоспособность, явно недостаточен. Оптическое излучение обеспечивает морфофизическое воздействие на организм человека, приводящее к существенному повышению работоспособности и способствующее сопротивляемости заболеваниям;
- во всех странах стремятся совершенствовать осветительные кодексы, нормы и правила. Наблюдаются сходные тенденции: обеспечить улучшение качества освещения путём увеличения уровня освещённости, ограничения блёскости и слепимости, улучшения тенеобразования (как одной из характеристик осветительной установки), ограничения пульсации светового потока введением критериев, оценивающих цветопередачу и т.д.;
- один из результатов недостаточной отработанности и обоснованности действующих светотехнических кодексов, норм и правил - недостаточное использование в практике результатов, полученных наукой. Лишь небольшое число проектируемых установок соответствует современным представлениям о рациональных условиях освещения;
- анализ литературных источников, излагающих принципы и способы освещения административных зданий, показал, что свет необходимо рассматривать как элемент жизненной среды пациента. Как при разработке и совершенствовании принципов и способов освещения, так и в практике создания осветительных установок необходим комплексный подход, имеющий три аспекта: а) свет выполняет многообразные и различные функции и сам является комплексным фактором; б) свет является одним из элементов среды, эффективность его действия зависит от других элементов: наличия и степени шума, температуры и состава воздуха, эстетического воздействия окружающей обстановки и т. д.; в) осветительное оборудование экономически и технически целесообразно объединять с другими видами инженерного оборудования интерьеров помещений ЛЦ;
2. Требования к освещению в интерьерах. Определение требований к освещению имеет инженерный и физиологический аспекты, поэтому необходим единый подход к проектированию и эксплуатации оборудования (светотехнического, электрического, вентиляционного и т. д.). Это определяется экономической целесообразностью и тем, что в интерьер часто невозможно разместить отдельные виды медицинского оборудования без комплексного инженерного проектирования. При этом надо иметь в виду улучшение всей рабочей среды интерьера в целом. Нельзя получить хороший результат в помещении с неудовлетворительным уровнем шума, даже если оно прекрасно освещено. Кроме этого, задача освещения имеет комплексный характер, поскольку свет в интерьере обеспечивает зрительную работоспособность и выполняет психологические, биологические и эстетические функции. Хотя многофункциональность света не вызвает сомнений, при проектировании осветительных установок она редко учитывается.
Пациента утомляют "скучные" и иногда переосвещённые деловые интерьеры помещений ЛК. Вместе с тем, именно в таких помещениях можно использовать свет не только для освещения, но также для членения и организации пространства. Во многих современных статьях подчёркивается важность психологического воздействия света, определяющего общую среду и настроение пациентов, создавая субъективное впечатление холода или тепла, насыщенности светом или сумеречности. Психологическое действие связано с цветностью, характеризующейся цветовым тоном и насыщенностью цвета.
3. Динамика освещения. Динамика освещения может рассматриваться: как изменение интенсивности освещения во времени; как динамика, возникающая вследствие изменения направления линии зрения пациента во время его перемещения в интерьере при достаточном разнообразии окружающего пространства, или во время изменения режима освещения в интерьере (например, за счёт регулирования светового потока источников излучения); как динамика спектрального состава и цветности излучения. Основными вопросами, связанными с динамикой освещения, являются установление оптимальных диапазонов изменений, выяснение
необходимости их соответствия изменению интенсивности освещения и спектрального состава излучения в естественных условиях.
IV. Использование мультимедиа технологий. В последние годы появились новые технологии, являющиеся эффективным средством отимизации ППС, сочетающие знания и опыт в области медицины, электроники, систем освещения, дизайна и информационных технологий, создающие в помещениях ЛК мультимедийный дизайн. При использовании таких технологий создается интерактивная окружающая среда, в управление которой вовлекается пациент, который может изменять дизайн среды, делая ее комфортной для себя [12]. Пациент при помощи сенсорного экрана самостоятельно выбирает среду, в которой ему комфортно было бы находиться - тропический пейзаж, пустыню и др. Выбранная тема проецируется на стены помещения и настраиваются освещение и звук. Для детей разработаны анимационные темы с участием сказочных персонажей. Это развлекает и успокаивает детей, помогает им правильно вести себя во время обследования, позволяет снять психологическую настороженность и чувство страха. Врач, проводящий исследование на томографе, находится в поле зрения пациента, что предотвращает появление у него дискомфортного ощущения одиночества и беспомощности. А округлые стены и рассеянное равномерное распределение освещения устраняет блики и отражения на мониторах, создает в кабинете врача спокойную атмосферу, снижающую зрительное напряжение. Этот подход позволяет повысить комфорт для пациентов и снизить среднее время одного исследования.
Выводы. Стремление сделать среду жизнедеятельности пациентов ЛЦ комфортной находит своё отражение не только в обеспечении эффективного эргономичного лечебного процесса и функциональных удобств, но и в эстетических преобразованиях окружающего пространства ЛЦ - интерьера. Цвет и свет в интерьере ЛК являются мощным средством оптимизации ППС ЛК, воздействия на пациентов, на их настроение и поведение. При аскетической оголенности форм медицинской архитектурной среды цвет становится главным носителем эстетического начала и средством воздействия на пациента.
Разработка общих требований к освещению находится ещё в стадиии исследования. К числу отдельных вопросов по формированию оптимальной световой среды следует отнести поиски путей единого проектирования светоцветовой среды, вопросы динамики освещения и биологического действия оптического излучения. При современном состоянии нормирования и регламентирования осветительных установок, их проектирование для получения хороших результатов должно выполняться на уровне научных разработок. К её разработке необходимо привлекать специалистов различных профилей (светотехников, биологов, психологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, эргономистов и т. д.) и стран.
Комплексный инженерный подход, без учёта разнообразных функций света в интерьере и влияния его на пациентов и персонал, недостаточен. Богатый материал, который даёт в руки архитектора и дизайнера современная светотехника, ещё не используется ими в достаточной мере. Свет в такой же мере строительный материал, как камень, кирпич и другие компоненты конструкций зданий, строений, поскольку они воспринимаются только благодаря свету. Поэтому свет - это один из важнейших факторов проектирования. Развитие источников света, осветительных приборов и систем управления освещением достигло такого уровня, когда искусственный свет для определения функции интерьера и его формы играет большую роль, чем естественный. Необходимо обратить особое внимание на субъективную оценку, которая является более важной, чем строгое удовлетворение численных значений нормируемых величин.
Переспективными, с точки зрения оптимизации ППС ЛК, являются мультимедийные технологии.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Степанов Н. Н. Цвет в интерьере. - Киев, 1985. - 96 с.
2. Рекомендации по формированию интерьера больниц. - М. : Стройиздат, 1985. - 136 с.
3. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учебное пособие/ В.Ф. Рунге. -М.: Архитектура-С, 2005. -160 с.
4. Минервин Г. Б. Дизайн архитектурной среды. Основные задачи и принципы художественного проектирования - М. : Архитектура-С, 2004. - 504 с.
5. Дерибере, Морис. Цвет в деятельности человека (сокращ. пер. с фр.) / Морис Дерибере. М. : Изд-во литературы по строительству, 1964. - 172 с.
6. Луизов А. В. Цвет и свет. -Л., 1989. - 256 с.
7. Беббит Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. "София". Киев., 1996. -314 с.
8. Мироненко В. П., Василенко О. Б. Ергономiчнi рекомендаци при формуванш свгглового середовища виробничих примщень // Комунальне господарство мют. - К.: Техшка. - № 19. - С.181-184.
9. Liberman, O.D., Jacob. Light: Medicine of the Future: Santa Fe: Bear & Company, 1991.
10. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия Методические рекомендации. / Сост. И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин. - Харьков, ХМАПО. 2000. - 24 с.
11. Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск, 1984. 286 с.
12. www.medical.philips.com/ru.
УДК 725.51: 65.015.11
Средства и приёмы оптимизации предметно-пространственной среды лечебных центров /С. В. Бодня // В1сник ПридншровськоТ державно'1 академп будiвництва та арх^ектури. - Днiпропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 4. - С. 51 - 57. - 12 источников.
Комплексный инженерный подход, без учёта разнообразных функций света в интерьере и влияния его на пациентов и персонал, недостаточен. Богатый материал, который даёт в руки архитектора и дизайнера современная светотехника, ещё не используется ими в достаточной мере. Свет в такой же мере строительный материал, как камень, кирпич и другие компоненты конструкций зданий, строений, поскольку они воспринимаются только благодаря свету. Поэтому свет - это один из важнейших факторов проектирования. Развитие источников света, осветительных приборов и систем управления освещением достигло такого уровня, когда искусственный свет для определения функции интерьера и его формы играет большую роль, чем естественный