Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.Б. Шпирт, А.Д. Джумабаев, Д.Д. Дооронбеков, Б.М. Мамытов, М.К. Эсенаманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

химической потребности в кислороде на 90%. а химической — на 94 %.

Эксплуатация установки в условиях городской фермы позволила решить ряд проблем охраны окружающей среды: предотвратить возможность заражения людей и животных болезнетворными микроорганизмами, перегрузку почвы, воды и растений вредными веществами; устранить распространение неприятных запахов при хранении отходов животноводческого производства; обеспечить эффективное обеззараживание исходного сырья от яиц и личиночных стадий гельминтов,

снизить содержание органических веществ в жидких стоках, получить из отферментирован-ной массы качественное органическое удобрение, а в процессе ферментации — биогаз, обладающий значительным энергетическим потенциалом.

Эксплуатация установки «Биогаз-301 С» на свиноводческих фермах в условиях города имеет большое практическое значение. Необходимо расширить объем эксперимента по эксплуатации данной установки в условиях сельской местности.

Поступила 01.02.88

УДК 613.98: [664 + 667

М. Б. Шпирт, А. Д. Джумабаев, Д. Д. Дооронбеков, Б. М. Мамытов, М. К■ Эсенаманова, Д. С. Сыдыков. Л. Н. Русина, Б. И. Пухов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Киргизский медицинский институт, г. Фрунзе

Подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования — важнейшая народнохозяйственная задача. Совершенствование профессиональной подготовки молодых рабочих может быть достигнуто в том случае, если учебно-производственный процесс будет построен с учетом комплекса медико-педагогических требований.

Вопросы совершенствования процесса обучения в ПТУ с гигиенических позиций изучены достаточно полно [6—10]. Однако необходимость детального выявления и исследования комплекса факторов, определяющих состояние здоровья учащихся в конкретных условиях места и времени, продолжает оставаться актуальной.

Задачей настоящей работы было установление основных неблагоприятных факторов, воздействующих на состояние здоровья учащихся ПТУ легкой промышленности, с целью разработки оздоровительных мероприятий.

Учебные и производственные условия изучали общепринятыми гигиеническими методами. Для оценки организации учебного процесса анализировали расписание занятий в 92 группах. Вне-учебный режим изучали с помощью хрономет-ражного листа (154 анкеты, 1078 ученико-дней). В 58 учебных помещениях проведено 232 замера освещенности, 186 замеров микроклимата, 126 исследований воздуха на бактериальную об-семененность, 28 определений концентрации углекислого газа. Производственные условия оценивали на основе 1358 замеров микроклимата, 156 анализов запыленности воздуха, 1003 — освещенности рабочих поверхностей, 100 — производственного шума и 110 — бактериальной обсемененности воздуха рабочей зоны. Фактическое питание 530 учащихся исследовали по ме-

ню-раскладкам (63) во все периоды года, калорийности готовых блюд (метод Экземплярского), бактериологическому анализу блюд и пробе па термическую обработку. Влияние изучаемых факторов на состояние здоровья оценивали по показателям физического развития (1102 учащихся, 13 250 измерений) и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (1526 человек). Все данные подвергнуты статистической обработке.

Гигиенические условия в учебных помещениях по всем исследуемым параметрам соответствуют нормам. Исключение составляют повышенные концентрации углекислого газа, появляющиеся в конце занятий (в 1,5 раза выше гигиенической нормы). В это же время в 1,8 раза увеличивается бактериальная загрязненность воздуха, но общее число микробов даже в этот период з 2 раза ниже допустимого. В организации режима учебной работы выявлен целый ряд нарушений: повышена недельная нагрузка, нерационально распределены уроки по дням и часам, сокращена продолжительность перемен и весенних каникул и др. Внеучебный режим учащихся по многим показателям также не соответствует гигиеническим требованиям [1].

Производственное обучение осуществляется в цехах Киргизского камвольно-суконного комбината (ККСК), где технологические операции в основном механизированы и не требуют от обучающихся значительных физических усилий. Однако динамическое изучение производственной среды выявило ряд неблагоприятных факторов. Так, для нормального уровня теплообмена организма подростков с окружающей производственной средой необходимо оптимальное сочетание параметров микроклимата [5]. В цехах, где обучаются учащиеся текстильщицы, отме-

3 Гигиена и санитария № 4

- 65 —

чается не только несоответствие параметров микроклимата оптимальным значениям, но и их резкие колебания (температуры до 10 °С, относительной влажности до 55%, скорости движения воздуха до 1,71 м/с).

Одним из неблагоприятных производственных факторов в изучаемом производстве является запыленность воздуха: концентрация пыли как в максимальных (до 26,5 мг/м3), так и в средне-сменных (от 7,4 до 14,2 мг/м3) значениях превышает ПДК. Следует отметить, что наряду с запыленностью велика общая бактериальная об-семененность воздуха цехов, особенно ткацкого и прядильного. С увеличением числа бактерий к ' концу смены (в 2 раза) обнаруживается гемолитическая флора с наличием патогенных стафилококков.

Производственное обучение подростков в цехах ККСК сопровождается постоянным шумом, уровень которого превышает установленные ГОСТом 12.1.003—83 на 3 дБ Л; в октавных частотах превышение колеблется от 1 до 11 дБ. Освещенность рабочих поверхностей не соответствует утвержденным отраслевым нормам (приказ Минлегпрома СССР № 379 от 0.09.85) и СНиП и 11-4—79. Так, отраслевыми нормами минимальная освещенность установлена для гребнечесальных и ровничных цехов 300 лк, а для прядильных, ткацких и других цехов, работа в которых требует большего напряжения зрения, 500—750 лк. В гребнечесальном и ровничном цехах ККСК минимальная освещенность колеблется от 100 до 200 лк, а в прядильном и ткацком — от 35 до 500 лк. При этом в дневное время (при совмещенном освещении) освещенность заметно выше требуемого уровня, а в вечернее время —в 2—3 раза ниже (днем 1250 лк, вечером 500 лк). Отмечается неравномерность освещенности рабочих мест на вытянутых по продольным осям станках (прядильных, крутильных, мотальных).

Фотография рабочей смены показала, что на основные операции (темп работы вынужденный, средняя продолжительность одной операции 22 с) затрачивается 79,9 % всего рабочего времени, на подготовительные —11,4% (темп свободный, длительность одной операции 47 с), вспомогательные — 4,1 % (темп свободный, 31 с), заключительные — 2,8% (темп свободный, 60 с), непроизводительные работы (вынужденные и нерегламептированцые перерывы) — 1,7%. Как видно из приведенных данных, плотность работы учащихся текстильщиц весьма велика. В течение всей смены они работают стоя и совершают весьма продолжительные переходы вдоль работающего оборудования. В процессе работы наибольшее воздействие оказывается на нижние конечности, орган зрения и нервно-эмоциональную сферу.

Изучение фактического питания учащихся поз-

волило выявить ряд существенных недостатков. Общая калорийность суточного рациона по меню-раскладкам соответствует нормам [4]. Проверка калорийности готовых блюд свидетельствует о ее снижении на 17% (2542 вместо 3040 ккал). Имеют место недостаточное потреб- ^ ление белков животного происхождения (39,6 г при норме 62,7 г), жиров (85 г, норма 105,5 г) и избыточное — углеводов (516 г, норма 418 г). Это обусловило несбалансированность пищевого рациона. Соотношение белков, жиров, углеводов составило 1,1 : 1,0 : 5,9 (при норме 1 : 1 :4). С суточным рационом недостаточно потребляется витаминов А (0,66 мг при норме 1 мг), С ^ (52,3 мг, норма 80 мг), солей кальция (563,3 мг, норма 1200 мг), фосфора (1201 мг, норма 1800 мг), железа (15,3 мг, норма 18 мг). Соответственно не сбалансировано соотношение каль- ' ция и фосфора (1 : 2,2 при норме 1 : 1,5). Ограничен и набор продуктов в суточном рационе. Общее количество мяса составляет 111 г (при # норме 160 г), молока 160,4 г (норма 300 г), овощей и фруктов 234,4 г (норма 725 г), сахара и кондитерских изделий 66 г (норма 80 г). Вместе с тем увеличено потребление хлеба до 475 г (норма 450 г), макарон до 46,5 г (норма 20 г). Нарушено также суточное распределение калорий по приемам пищи.

Таким образом, в процессе производственного обучения на учащихся оказывают воздействие различные вредные факторы, которые наряду с количественной и качественной неполноценностью и несбалансированностью суточного пищевого рациона могут в той или иной степени влиять на их состояние здоровья, в частности физическое развитие и заболеваемость [2, 3, 11]. Поэтому в качестве показателей состояния здоровья были изучены физическое развитие и за- ^ болеваемость с временной утратой трудоспособности.

Анализ показателей физического развития позволил выявить отклонения от среднего фи- ч зического развития у 11,4±1,0% учащихся. У 2/з из них физическое развитие оценивалось как ниже среднего и низкое, а при высоком и выше среднего физическое развитие было негармоничным. Выявлена выраженная тенденция к росту частоты отклонений от среднего физического развития у учащихся с увеличением их возраста. Так, если у 16-летних низкое и ниже среднего физическое развитие встречалось в 5%, то у 17—19-летних — в 2 раза чаще. При этом обращает на себя внимание следующая закономерность: ухудшение показателей физического развития учащихся одного и того же возраста находится в прямой зависимости от курса обучения. На III курсе число лиц с отклонениями в физическом развитии увеличивается в 2— 7 раз по сравнению с числом таких лиц на I курсе. Установлено, что между объемом произ-

водственной физической иагрузки на нижние конечности работающих подростков и частотой плоскостопия имеется прямая корреляционная связь (г=0,85). Наличие линейной зависимости позволило вычислить коэффициент регрессии, который свидетельствует о том, что с увеличени-ем физической нагрузки на нижние конечности работающих подростков на 1 % частота плоскостопия возрастает на 0,074 %. Так, ожидаемая частота плоскостопия у учащихся III курса составила 8,2+2,8%, а фактическая -— 9±3 % (/?>0,05). Частота случаев заболеваний в целом по училищу составила 119,8 (на 100 учащихся), количество дней нетрудоспособности — 644,4 (на 100 учащихся), средняя продолжительность одного заболевания — 5,3 дня. Проведенным анализом заболеваемости по отдельным нозологическим формам установлено, что ведущее место в ее структуре занимали болезни органов дыхания (62,7% в случаях и 53,8% в днях нетрудоспособности). Следует подчеркнуть, что болез-* ни органов дыхания в основном обусловлены острыми респираторными инфекциями. Они составили 95% от числа случаев и 90% оттрудопотерь. Второе место занимали болезни органов пищеварения (8,9 % в случаях и 9,2 % в днях нетрудоспособности). Велик также удельный вес болезней кожи и подкожной клетчатки (4,8 и 7,1 %)• По остальным классам болезней частота случаев колебалась в пределах 3,5—1,8 (на 100 учащихся). По тяжести заболеваний ведущее место занимали болезни нервной системы — 10,4 дня. Анализ заболеваемости по профессиям свидетельствует, что наиболее высокий уровень временной нетрудоспособности имел место у текстильщиц (158,8 случая и 859 дней нетрудоспособности на 100 учащихся). У швейников он был в 1,5 раза ниже. Показатели заболевае-$ мости учащихся имеют явно выраженную тенденцию к нарастанию в зависимости от курса обучения. Так, у текстильщиц I курса частота случаев составила 139,8 (на 100 учащихся), а II и III года обучения — соответственно 140,5 и 196,2. Болезни органов дыхания у третьекурсников встречались в 1,5 раза чаще, чем у первокурсников, болезни кожи и подкожной клет-

чатки— в 8 раз, несчастные случаи — в 17 раз. Следует также подчеркнуть, что заболеваемость учащихся по числу случаев превышает аналогичные показатели взрослых работающих той же профессии в 1,2—1,7 раза, что свидетельствует о значительно большей чувствительности организма подростков к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Полученные результаты еще раз подтверждают необходимость комплексного гигиенического изучения и оценки условий обучения, труда, отдыха и питания в конкретных условиях места и времени для разработки мер профилактики неблагоприятного воздействия отрицательных факторов на состояние здоровья учащихся ПТУ.

Результатом проведенных исследований явились разработка и внедрение мероприятий по рационализации учебного и внеучебного режимов, питания, улучшению медицинского обеспечения подростков, а также разработка стандартов физического развития и модификация методов его оценки.

Литература

1. Алишев Н. В., Збаровский В. С., Богородская Э. Ф. Медикопедагогические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. — М., 1983.

2. Кардашенко В. Н. // Гигиена детей и подростков. — М„ 1980, —С. 434.

3. Петровский К. С., Ванханен В. Д. Гигиена питания. — М„ 1982.

4. Приказ Госком СССР по профтехобразованию и Мин-торга СССР «Об утверждении натуральных норм и суточных рационов питания № 123/178 от 23.07.86 г.

5. Санитарные нормы микроклимата производственных помещении. — М., 1986.

6. Сердюковская Г. //., Антонова Л. Т. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М„ 1984. —С. 45—54.

7. Сердюковская Г. #., Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков. — М„ 1986.— С. 70—96.

8. Сидоренко Г. И.//Гиг. и сан,— 1985. — № 12. — С. 4—7.

9. Сухарева Л. М.// Там же. — 1982. — № 2, —С. 28—30

10. Чурьянова М. //.//Внедрение достижений медицинской науки в практику здравоохранения. — М., 1986.— С. 1-36.

11. Шандала М. Г.// Вести. АМН СССР, — 1979. — № 10. —С. 45—49.

Поступила 18.01.88

I

$

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.