Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка обучения старшеклассников в современной школе'

Гигиеническая оценка обучения старшеклассников в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка обучения старшеклассников в современной школе»

Фармакотерапия в педиатрии

Внутренний — самый тонкий слой эндотелиальных клеток и продольных гладкомышечных клеток, средний — более толстый слой циркулярно ориентированных гладкомышечных клеток, наружный — самый толстый слой продольно ориентированных пучков гладкомышечных клеток с расположенными между ними различного количества пучков коллагеновых волокон. Этот морфологический вариант вен выделен в качестве основного ствола v. testicularis.

Второй вариант — вены с неправильной формой просвета, более тонкими, чем у вен первого типа, стенками, представленными тремя слоями: внутренним, средним, наружным. В некоторых венах были обнаружены вялые клапаны или обрывки клапанов. Среди вен этого типа были отмечены дилатированные сосуды со склерозированными стенками.

Третий вариант — вены небольшого диаметра с толстыми стенками, имеющими хорошо выраженные три слоя. Наружный слой значительно толще среднего и внутреннего слоев вместе взятых. Характерной чертой этих сосудов было наличие «валиков«, сформированных из продольных гладкомышечных клеток внутреннего слоя, которые часто выстилали весь просвет. Присутствие «валиков» в этом типе вен рассматривается как компенсаторно-приспособительный механизм, позволяющий препятствовать обратному току крови.

Таким образом, морфологический анализ инцизионных биоптатов сосудов позволил выявить у детей с ва-рикоцеле рассыпной характер формирования v. testiculatis sinistra, представленной тремя морфологическими вариантами вен мышечного типа, из которых первый является основным.

Гигиеническая оценка обучения старшеклассников в современной школе

Седова A.C.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

Результаты научных исследований, а также официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, экологических и других факторов, среди которых по данным исследований последних лет, важнейшая роль принадлежит образовательной нагрузке.

Цель работы заключалась в гигиенической оценке обучения старшеклассников в современной школе. Одним из ее фрагментов работы явилось изучение умственной работоспособности, функционального обеспечения и организации режима дня учащихся старшей ступени школьного образования. Изучение умственной работоспособности проводилось с помощью корректурной методики в модификации С. М. Громбаха. Были проведены исследования в 10-11-х классах школ Москвы и Ногинска. Анализу подвергнуты результаты корректурных исследований, которые проводились в течение учебного дня, недели и года. Общее количество корректурных работ составило у 10-классников — 4524, у 11-классников — 2459. Вегетативное обеспечение учебной деятельности оценивалось по данным регистрации артериального давления и частоты сердечных сокращений (548 измерений). Оценка вегетативного обеспечения учебной деятельности дополнялась выявлением степени невротизации 250 учащихся с помощью специальных опросников Л. Шевчиковой. Анализ эмоционального состояния школьников старших классов проводился с помощью теста САН (самочувствие, активность, настроение, 604 исследования), Для характеристики режима дня проведено специальное анкетирование 260 старшеклассников.

Сравнительный анализ уровня умственной работоспособности старшеклассников показал, что по мере взросления учащихся происходит закономерное улучшение как количественных, так и качественных ее показателей. К 11-му классу возрастает скорость (количество прослеженных знаков), точность работы (снижается число ошибок в пересчете на 500 знаков), увеличивается процент работ, выполненных без ошибок (р < 0,001). Величина комплексного показателя работоспособности классов также больше у учащихся 11-х, чем 10-х классов. При индивидуальной оценке работоспособности установлено, что 40,4% десятиклассников и 32,3% учащихся 11-х классов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления (р < 0,001). Эти учащиеся составляют группу риска, так как кумуляция утомления создает благоприятную основу для развития психосоматических заболеваний. Т. о., одиннадцатиклассники обладают большей сопротивляемостью к развитию «учебного» утомления во время школьных занятий, т.е. учебным нагрузкам по сравнению с десятиклассниками. Сравнительный анализ умственной работоспособности с учетом пола показал, что большинство ее показателей у девушек лучше, чем у их сверстников-юношей.

Доля неблагоприятных сдвигов АД у учащихся 10-х и 11-х классов примерно одинакова и колеблется от 67,1 до 68,6% (р > 0,05). Около трети учащихся старших классов имеют повышенный и высокий уровни невротизма, а также сниженный уровень самочувствия, активности. По сравнению с десятиклассниками у учащихся 11-х классов улучшаются показатели эмоционального статуса (р < 0,05).

Научно-практическая конференция педиатров России

Результаты исследования выявили существенные нарушения в режиме дня старшеклассников. Снижена продолжительность сна и пребывания на свежем воздухе за счет увеличения длительности приготовления уроков, а также посещения дополнительных занятий. К 11-му классу количество учащихся, посещающих дополнительные занятия возрастает с 61 до 87% (р < 0,001). Это происходит за счет увеличения доли школьников, которые дополнительно занимаются на факультативах и курсах для поступления в вуз (с 33 до 82%, р< 0,001).

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что обучение в современной школе сопровождается большой суммарной учебной нагрузкой, которая значительно увеличивается у старшеклассников за счет необходимости занятий по подготовке в вуз. Повышение нагрузки приводит к кумуляции утомления, нарушению соблюдения основных компонентов режима дня, что в совокупности заметно отражается на функциональном состоянии организма учащихся. Все это подтверждает необходимость обновления организации и содержания обучения в старших классах.

Концентрация оксида азота в моче у детей раннего возраста

Серова Г. А., Кучеренко А.Г., Паунова С.С., Смирнов И.Е.

Российский государственный медицинский университет, Москва

Целью данной работы явилось определение зависимости выделения оксида азота с мочой у больных с инфекцией мочевыводящих путей (ИМС) от наличия нарушений уродинамики.

Для этого нами обследовано 20 детей в возрасте от 0 до 6 месяцев с ИМС. Всем больным определялось функциональное состояние почек, проводились ультразвук и рентгенурологическое обследование. Концентрация оксида азота (N0) в моче определялась спектрометрическим методом. Для стандартизации результатов рассчитывалось соотношение 1МО/креатинин в моче.

Больные были распределены на 2 группы:

1-я группа — (п = 6) дети с нарушениями уродинамики (гидронефроз, пузырно-мочеточниковый рефлюкс);

2-я группа — (п = 14) дети без нарушения уродинамики.

По результатам исследования у больных 1-й группы соотношение 1МО/креатинин составило 140,2 ±6,96, что в 3 раза превысило этот показатель у детей без нарушения уродинамики (во 2-й группе соотношение ГЮ/креатинин 45,6 ± 5,4; р < 0,001).

Таким образом нарушение уродинамики является одним из основных факторов прогрессирования нефро-патии. Соотношение 1МО/креатинин может быть использовано в качестве критерия активности воспалительного процесса в почках.

Эффективность бифиформа малыш при лечении герпесвирусных инфекций у детей

Симованьян Э.Н., Бовтапо Л.Ф.

ГОУВПО Ростовский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Цель: оценить эффективность применения пробиотика бифиформ малыш при лечении герпесвирусных инфекций у детей.

Методы. Обследовано 40 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. У пациентов зарегистрированы острые формы заболеваний, вызванных ВПГ, ЦМВ, ВЭБ, протекающих в тяжелой у 10% и среднетяжелой форме у 90% детей. В условиях дисфункции иммунной системы нарушение биоценоза слизистых оболочек ротоглотки и кишечника выявлено у 95% больных, диарейный синдром — у 10% обследованных, что явилось основанием для использования пробиотика.

Больные основной группы (20 человек) получали базисную терапию, в том числе по показаниям назначались антибиотики. Дополнительно дети получали бифиформ малыш: в возрасте 1-3 года — по 1 таб. 2 раза вдень; старше 3-х лет — по 2 таб. 3 раза вдень. Препарат применялся в течение 7-10 дней, начиная с первых дней госпитализации, весь период антибактериальной терапии и еще 2 дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.