тивления утомлению» по сравнению с детьми «незрелыми».
2. Постоянное совершенствование подготовки детей к школе должно учитывать и дифференциро-
ванные физические упражнения, которые могут оказать положительное влияние на совершенство-ванне функций организма ребенка, участвующих в школьном обучении.
ЛИТЕРАТУРА ,
Лебедева И. Т. — В кн.: Физиологические и психологи- 1977, с. 35. ческие критерии готовности к обучению в школе. М., Hillebrand М. Zur Problem der Schulereife. München, 1955.
Поступила 15/V 1979 г.
УДК 613.954.4:37
И. Г. Кондратюк
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ПО НОВЫМ ПРОГРАММАМ
Киевский медицинский институт
В УССР в 1971 г. были введены новые программы обучения в детских дошкольных учреждениях. В 1975 г. число занятий было увеличено до 11 в младшей и средней группах (вместо 6) и до 14 в старшей и подготовительной группах (вместо 12). Одновременно несколько увеличилась их продолжительность — до 15—20 мин в средней группе, до 20—25 мин в старшей группе и до 30—35 мин в подготовительной1.
В связи с тем что в субботу занятия не предусматривались, в младшей и средней группах в один из дней проводится три занятия. В старшей и подготовительной группах по четыре занятия проводится в течение 4 дней. В этом случае одно из занятий выносится во вторую половину дня. Изменилось и содержание занятий — от обучения детей «счету» до привития им первоначальных математических представлений. Таким образом, обучение по новым программам значительно увеличило умственную нагрузку детей дошкольного возраста.
Целью настоящей работы является гигиеническая оценка занятий в старшей группе детского сада по новым программам. В соответствии с поставленной целью для решения были выдвинуты следующие задачи: а) выяснить наиболее оптимальное время для проведения занятий в течение дня; б) установить функциональные сдвиги, возникающие под влиянием занятий по новой программе в течение дня, недели, года; в) выяснить целесообразность проведения 3 занятий в первую половину дня.
Исследования проводили в 3 детских дошкольных учреждениях Киева. С целью устранения неблагоприятных факторов, влияющих на функциональное состояние организма детей, в детских учреждениях, где проводили исследования, были созданы условия, соответствующие санитарно-ги-
1 Программа виховання в дитячому садку, Ки1в, Ра-дянська школа, 1975.
гиеннческим требованиям в отношении теплового и светового режима, обеспеченности детей мебелью по их росту, соблюдения установленного режима дня. Особое внимание обращалось на организацию рабочего места, поскольку неудобная мебель во время занятий может служить дополнительным источником утомления детей. Организация учебно-воспитательной работы, методики проведения занятий соответствовали педагогическим требованиям и осуществлялись под руководством и контролем методиста детского учреждения и районного отдела народного образования. Под наблюдением находилось 72 практически здоровых ребенка.
На начальном этапе исследования изучали характер биоритмальной кривой функционального состояния центральной нервной системы детей старшей группы в течение дня с целью определения наиболее оптимального времени занятий. Для этого использовали корректурную методику как наиболее доступную, адекватно отражающую функциональное состояние центральной нервной системы.
Исследования проводили через каждый час в течение всего периода пребывания детей в детском учреждении как в дни, когда занятий в группе не было, так и в дни с занятиями (в качестве контроля).
Установлено, что в 8 ч у детей наблюдается относительно низкий уровень работоспособности (число просмотренных знаков 102±1,3—105,4±2,3). В последующие 2 ч (9—10 ч) уровень работоспособности наиболее высокий (число знаков 115,7±1,9; П6,2±2,7 и 118,3±1,4; 115,7±2,1 соответственно). В 11 ч объем проделанной работы значительно снижается у детей, у которых были занятия, в то время как у них же в свободный от занятий день работоспособность остается на прежнем уровне. Прогулка после занятий повышает работоспособность ребят, хотя ее уровень не достигает величины, наблюдаемой до начала занятий. Обед и настроенность детей к послеобе-
денному сну значительно снижают работоспособность у обеих групп. После сна в 15 ч работоспособность детей старшей группы повышается и достигает максимума в 16—17 ч как в дни занятий, так и без них, а в 18 ч снова значительно снижается.
Таким образом, исследования, проводимые в дни, когда занятия не предусмотрены, убедительно показывают, что наиболее высокие показатели работоспособности наблюдаются у детей старшей группы между 9 и 12 ч. Это время следует выделить для проведения занятий как наиболее оптимальное в течение дня.
В плане гигиенической оценки занятий важным является определение исходного функционального состояния организма утром до проведения занятий, в течение недели до выяснения вопроса о наличии не только утомления, но и переутомления. Анализ результатов исследований функционального состояния детей до начала занятий показал, что наиболее низкие показатели отмечены в понедельник. Так, число просмотренных знаков по корректурным таблицам составляет 86,4±1,9, скорость зрительно- и слухомоторной реакции — 358±2,3 и 335,4± 1,3 соответственно. Такие результаты, очевидно, связаны с нарушением динамического стереотипа в течение субботы и воскресенья, поскольку распорядок дня в домашних условиях обычно отличается от принятого в детском дошкольном учреждении. В последующие 3 дня функциональное состояние центральной нервной системы остается на одинаковом и достаточно высоком уровне. В эти дни по сравнению с понедельником уменьшается период зрительно и слухомо-торных реакций, увеличивается число просмотренных знаков в корректурных таблицах, уменьшается число допущенных ошибок и только в пятницу наступает некоторое ухудшение показателей, свидетельствующее о переутомлении детей в конце недельного цикла. Следовательно, усвоение предусмотренного программой комплекса знаний, умений и навыков хотя и отвечает физиологическому потенциалу детей старшей группы детского сада, однако требует значительного напряжения.
Приступая к решению второй задачи, мы изучали целесообразность проведения трех занятий в первую половину дня по сравнению с режимом, когда планируется два занятия утром и одно после полдника.
Анализ полученных данных показал, что при проведении трех занятий в первой половине дня, следующих одно за другим с короткими (10 мин) перерывами между ними, в конце занятий наблюдается значительное утомление: резко снижается количество просмотренных фигур, в 1х/2—21/2 раза увеличивается число допущенных ошибок. Прогулка после трех занятий не восстанавливает работоспособности до исходного уровня. Между тем перенос одного занятия во вторую половину дня способствует тому, что в конце дня показатели работоспособности детей выше, прогулка, проведенная после двух занятий, восстанавливает работоспособ-
ность ребят. Данные тремометрии согласуются с результатами корректурных методик. Следовательно, наиболее оптимальным вариантом занятий в средней группе является проведение двух занятий в первой и одного занятия во второй половине дня.
Анализ результатов изучения сдвигов корковой нейродинамики у детей старшей группы под влиянием занятий в течение недели показал, что количество просмотренных знаков увеличивается после первого занятия во все дни недели. Однако наиболее высокое число просмотренных знаков отмечается во вторник и среду, низкое — в пятницу. После второго занятия эти показатели ухудшаются.
Наиболее низкие показатели работоспособности после второго занятия отмечены в четверг — пятницу, что согласуется с представлением о развитии у детей к концу недели явлений утомления. В этом плане показательны также данные о количестве ошибок. Последние, увеличиваясь в первые дни недели после второго занятия, достигают высоких значений в четверг (на 80—49%) и пятницу (на 113-55%).
Изучали также функциональное состояние организма детей на протяжении недели в разное время года (сентябрь, январь, май). Исследовали динамику функционального состояния организма после двух занятий, проведенных утром, и после третьего занятия, которое планировалось во второй половине дня — через 30 мин после полдника. В начале сентября у ребят наблюдаются отрицательные сдвиги под влиянием занятий как в первой, так и во второй половине дня. У 89,9% детей по показателям корректурной методики уменьшается количество просмотренных фигур и увеличивается число допущенных ошибок. Аналогичные сдвиги обнаружены и по другим показателям. В январе ухудшение показателей выявлено только у */3 детей, а у 23,3% наблюдается повышение работоспособности: увеличивается количество просмотренных знаков, уменьшается число ошибок. Показатели зрительно- и слухомоторной реакции обнаруживают ту же закономерность.
Исследования, проведенные в конце учебного года, выявили следующие изменения корковой ней родинамики: после двух занятий, проведенных утром, у 68% детей обнаружено ухудшение показателей и только у 5% — улучшение. Полученные данные свидетельствуют о том, что под влиянием двух занятий утром у дошкольников старшей группы наблюдается значительное утомление лишь в начале и в конце учебного года. После третьего занятия, проводимого после полдника, показатели во все периоды наблюдения были значительно ниже, чем при проведении занятий в первой половине дня. Особенно это выражено в мае. Это можно объяснить тем, что на третье занятие выносят интересные для детей предметы, такие как, лепка, рисование, музыкальные и пр. Кроме того, эти занятия проводятся после дневного сна.
Следовательно, анализ сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы, про-
исходящих под влиянием занятий, показывает, что эти занятия наиболее утомительны в сентябре. Этот период следует использовать для закрепления усвоенных навыков, организовать занятия на открытом воздухе и применять другие приемы, направленные на повышение работоспособности детей.
Выводы
¥ 1. У детей старшей группы наиболее высокие показатели работоспособности наблюдаются между 9 и 12 ч после дневного сна между 16 и 17 ч.
2. Оптимальный уровень работоспособности^де^-тей обнаружен в недельном цикле во вторник, среду и четверг.
3. В динамике года максимальные показатели функционального состояния организма у дошкольников старшей группы выявлены в середине учебного года.
4. Обучение детей старшей группы по новым программам отвечает их физиологическому потенциалу.
Поступила 19/VI 1979 г.
HYGIENIC EVALUATION.OF NEW PROGRAMS OF TRAINING FOR CHILDREN
IN KINDERGARTENS
N. G. Kondratiuk
The author has studied some functional indices among older kindergarten children being trained in accordance with new programs developed by the Ministry of Education of the Ukrainian SSR. Indices of working capacity were found to be highest between 9.00 and 12.00 hr and after the
afternoon sleep, between 16.00 and 17.00 hr. On a weekly basis, working capacity was greatest on Tuesdays, Wednesdays, and Thursdays. On a yearly basis, it was greatest in the middle of the stydy year. It is concluded that the new programs meet the physiological potential of such children.
УДК 614.777:614.73
Канд. мед. наук А. Е. Катков (Ленинград)
РАСЧЕТ КОНТРОЛЬНЫХ УРОВНЕЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ДНА ВОДОЕМОВ
При современных темпах и уровнях радиоактив-ного загрязнения элементов среды ориентация органов санитарного надзора только на фоновые показатели может считаться консервативной. Оценка же уровней загрязнения на основании предельных (допустимых) концентраций сопряжена с риском быстрой реализации радиологической емкости среды. Поэтому для оперативного контроля «Нормами радиационной безопасности НРБ-76» введено новое понятие «контрольные уровни», предполагающие наличие гибкой системы регионального нормирования и контроля (СРН).
Создание единой СРН загрязнения морских и континентальных водоемов перспективно в радиационной гигиене и предполагает разработку критериев и методов расчета контрольных уровней (контрольных концентраций ККб) радионуклидов применительно к конкретной ситуации района (обусловленной «внутренней» спецификой бассейна), устанавливаемых в соответствии с НРБ-76. Эта система предполагает также оценку «внешней» специфики бассейнов, характеризующей миграционные показатели радионуклидов в наземных пищевых цепочках из водоема человеку и внешнее облучение населения в результате загрязнения водоемов. Данный этап нормирования загрязнений ■У подробно рассмотрен А. Н. Мареем для пресноводной системы и Д. И. Гусевым для морской. В основу разработки предлагаемого фрагмента СРН положено совершенствование модели миграционной ак-
тивности радионуклидов из водоема к человеку. Это позволило провести расчеты контрольных уровней загрязнения радионуклидами не только воды (ККБ(гр)), но и грунта (ККБ(Гр)), что в предыдущих моделях не учтено.
В расчете ККв(гр) использована разработанная нами (А. Е. Катков, 1977) модель миграции человеку радионуклидов со дна водоема, на основании которой
ККВ(ГР) = Ки/кг- (1)
Используются наименьшие значения ПГП с учетом растворимости соединений радионуклидов для варианта их пищевого поступления в соответствии с НРБ-76. Среднегодовое потребление рыбы в килограммах на душу местного населения принимается типичное для данного региона по статистическим сводкам или иным официальным материалам. В районах, водоемы которых предполагаются для интенсивного рыборазведения, этот показатель может быть взят на основании расчетных данных в местных органах санитарного надзора или принимается усредненным для региона (примерно 40 кг). Для зон с повышенным потреблением рыбы или иных районов, население которых по потреблению рыбопродуктов местного промысла относится к критической группе, этот показатель в случае отсутствия фактических сведений принимается равным 80 кг.