УДК 613.6:61:378:159.9
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Анищенко Е.Б.1, Важенина A.A.1, Транковская Л.В.1
1ФГБОУ ВО ТГМУМинздрава России, г. Владивосток
Аннотация. Установлено влияние напряженности трудового процесса на эмоциональное состояние педагогических работников, что обусловливает профессиональный риск здоровью - средний (существенный) (С12).
Ключевые слова: педагогические работники, эмоциональное выгорание, профессиональный риск.
Abstract. The impact of a slowdown in the labor process on the emotional state of teaching staff has been established, which causes an occupational health risk - medium (significant) (C12).
Key words: teaching staff, emotional burnout, professional risk.
Актуальность проблемы. В настоящее время труд педагогов различных уровней образования отличается интенсификацией основных видов профессиональной деятельности, следствием чего является увеличение различных видов психоэмоциональных и информационно-сенсорных нагрузок на фоне сокращения двигательной активности, изменений образа жизни. Учителей можно отнести к категории работников, подверженных не только профессиональному стрессу, но и воздействию вредных факторов трудового процесса. Доказано, что интенсивные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в сочетании с низкой физической активностью истощают функциональные возможности центральной нервной системы, вплоть до формирования серьезных дистресс реакций, способствуют развитию соматической производственно-обусловленной патологии [1,2,3].
Целью исследования было выявление функционального эмоционального состояния (а именно самочувствия, активности, настроения), уровня профессионального (эмоционального) выгорания, оценка показателей напряженности трудового процесса педагогических работников общеобразовательных организаций г. Владивостока для изучения факторов, формирующих состояние их здоровья и разработки профилактических мероприятий.
Материалы и методы исследования. В работе участвовало 140 человек из числа педагогического персонала, осуществляющего педагогический процесс (учитель), 7 общеобразовательных организаций г. Владивостока. Возрастной диапазон участников составил 29-74 лет. Использована «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения» (САН) (В.А. Доскин с соавт.). Всего проанализировано 1400 анкет. Изучение психического выгорания проведено при помощи «Опросника на определение уровня психического выгорания МВ1». Всего проанализировано 420 анкет.
Напряженность трудового процесса оценивалась на соответствие требованиям Р 2.2.2006-05. Оценка категорий профессионального риска выполнена по Р 2.2.1766-03. Оценка уровня эскалации риска здоровью работника на основании вероятности наступления опасного события проведена по ГОСТ Р 58771-2019. Статистическую обработку осуществляли с применением программных продуктов MS Excel и STATISTICA 10.
Результаты исследования. Самочувствие и настроение имели высокий уровень оценки. Выявлено: 93,8% респондентов отметили, что ощущают себя способными выполнять свою работу; у 87,5% опрошенных было хорошее настроение, они чувствовали себя счастливыми, жизнерадостными, весёлыми, восторженными, оптимистичными, довольными и полными надежд; 25,0% указали на то, что они озабочены; плохое настроение, усталость, недовольство, разочарование, пессимизм, унылость отметили 6,25% опрошенных. Активность была оценена низким уровнем оценки своего состояния. Преобладающее число опрошенных (93,2%) отметили, что чувствуют себя пассивными, безучастными, с этим упомянули, что соображать трудно и они очень невнимательны; 81,25% отметили, что они медлительны, также 87,5% малоподвижны и с желанием отдохнуть; 93,75% обозначали, что активность идет на спад, они бездеятельны и сонливы.
Редукция личных достижений (профессиональная мотивация) педагогических работников имеет высокое значение. Уровень деперсонализации педагогов также имеет низкое значение. Установлено, что 62,5% опрашиваемых общаются с коллегами без теплоты и расположения к ним; 31,3% считают, что с недавних пор стали циничнее по отношению к коллегам; 37,5% опрашиваемым с недавних пор думают, что сотрудники и подчиненные лица с
возрастающей частотой уклоняются от груза своих обязанностей и проблем. 25,0% отметили, что работа ожесточает их и им бывает безразлично на то, что происходит с некоторыми коллегами или подчиненными.
Кроме того, большая часть работников высокими значениями показателей оценило свое психоэмоциональное истощение. Анкетный опрос выявил, что 43,8% опрошенных ощущают себя подавленными и «выжатым лимоном» даже после окончания рабочего дня, инертными; 56,3% - отмечают изнеможение и неохоту ехать на работу, полагают, что слишком много работают; 37,5% отметили, что хотят уединиться и отдохнуть от всего; 6,3% опрошенного профессорско-преподавательского состава ответили, что они чувствуют угнетенность и апатию.
В результате гигиенической оценки напряженности трудового процесса педагогических работников установлен напряженный труд 1 степени (3.1) по следующим параметрам: должностные обязанности, получение и интерпретация информации с проведением оценки этих характеристик и определением объема ответственности за конечные результаты профессионального труда, характера работы, наличия регламентированных перерывов и их продолжительности, просмотра экранов визуального отображения при символьном типе воспроизведения единицы информации; напряженный труд 2 степени (3.2) определен в соответствии с параметром - разделение функций по уровню сложности обязанностей. В целом труд учителей -напряженный 2 степени (3.2). Профессиональный риск для здоровья работников - средний (существенный). При оценке уровня профессионального риска, проведенной на основании вероятности наступления опасного события и возможных последствий реализации риска, определен класс риска по тяжести возможных последствий идентифицированных опасных событий - средний (ТЗ); вероятность проявления последствий опасного события - высокая (В4); класс риска - средний (С12).
Обсуждение. Результаты, полученные в настоящем исследовании, согласуются с современными представлениями о формировании профессионального стресса и выгорании учителей школ [1,2,3]. Вредные условия труда по напряженности трудового процесса определили существенный риск здоровью работников педагогического профиля и средний класс риска возможных последствий его реализации. Выявленные особенности условий труда
свидетельствует о том, что субъективно психологическое и физиологическое состояние специалистов смещено в сторону ухудшения и важным фактором такого снижения психической активности выступает трудовой процесс.
Заключение. Профессиональный стресс, связанная с работой неврастения и длительная потеря профессиональной роли, отрицательно сказываются на показателях здоровья педагогов общеобразовательных организаций, желании работать. Представляется необходимым обоснование и разработка мер профилактики неблагоприятного влияния факторов напряженности труда на состояние физического и психического здоровья специалистов педагогического профиля. Разработка и внедрение комплекса мер профилактики профессионального стресса и выгорания должна включать индивидуальные и корпоративные программы укрепления здоровья педагогических работников.
Список литературы
1. Горблянский Ю.Ю., Пономарева О.П., Конторович Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда.
1. Медицина труда и промышленная экология. 2020;60(4): 244-249.
2. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; 71-75. URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm (дата обращения: 26.02.2024).
3. Панков В.А., Катаманова Е.В., Сливницына Н.В., Бейгелъ Е.А., Павлов А.Д., Винокурова A.C. Условия труда и состояние здоровья педагогов общеобразовательных организаций (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022;101(8):940-946.