Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САРАТОВЕ ЗА 1946—1955 гг.'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САРАТОВЕ ЗА 1946—1955 гг. Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САРАТОВЕ ЗА 1946—1955 гг.»

бульон. Остальные культуры вели себя типично. Культура № 850 уже не ферментировала сахарозу, а на глицериновом агаре росла бесцветно. На лакмус Мольке все штаммы дали кислоту. На глицериновом агаре все культуры, кроме № 850, дали покраснение У большинства культур, кроме № 952, серосвойства дизентерии были выражены или очень слабо или отсутствовали, но на следующей генерации эти свойства восстанавли вались. Культура же № 888 приобрела свойства дизентерийной культуры Ньюкестля Брюшнотифозная культура, изученная через 6 месяцев, была неподвижна, остальные свойства остались без отклонений.

Интересно было также попытаться выяснить наличие возможной связи между подъемом заболеваемости в летние месяцы и вероятным заражением водой реки купающихся в этот период. Трудность такой попытки объясняется тем, что подъем заболеваемости в летний период обычно связывается со многими факторами, как, например, ослаблением резистентности кишечника, увеличением численности мух, большим потреблением воды и т. д. Необходимо только отметить, что город обеспечивается вполне доброкачественной питьевой водой (коли-титр выше 333).

Подъем заболеваемости дизентерией в 1951 и 1952 гг. отмечался с июля, в то время как население купалось уже с июня. В 1955 г. — в год высева дизентерийных микробов из реки вообще обычного подъема заболеваемости дизентерией в летние месяцы не последовало. Заболеваемость регистрировалась на протяжении всего года почти равномерно.

Можно полагать, что загрязненность Оки в черте города объясняется не только спусками сточных вод в реку без обезвреживания, но и массовым купанием населения, среди которого имелись носители дизентерии. Выделенные дизентерийные микробы из реки были несколько атипичны.

Поступила ЭОЛ 1067 г.

-йг -¡¡г

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САРАТОВЕ ЗА 1946—1955 гг.

Кандидат медицинских наук Л. К. Пятницкая Из кафедры общей гигиены Саратовского медицинского института

Перед нами была поставлена задача дать гигиеническую оценку малоэтажному жилищному строительству за 1946—1955 гг. в Саратове. При проведении работы мы пользовались методикой санитарно-гигиенического обследования жилищного строительства и специальными анкетами для массового опроса населения, предложенными Институтом общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР. Для обследования были избраны 8 домов одного из рабочих поселков Саратова, здания которого построены в основном по 7 различным типовым проектам серии 228.

Натурные наблюдения проводились в домах рабочего поселка, расположенных на ровной открытой местности, лишенной зеленых насаждений. Земельные участки домов не отграничены. Здания отстоят друг от друга на расстоянии 50—20 м. Территория вокруг домов заасфальтирована. Здесь же на территории рабочего поселка в первых этажах домов располагаются магазины, аптека, парикмахерская. Ясли и детский сад занимают отдельные здания. Все дома поселка имеют центральное насосно-водяное отопление, обслуживающее вегь поселок из одной котельной. Квартиры газифицированы, электрифицированы, канализированы.

Всего нами было обследовано в 8 домах. 82 квартиры, в них 198 комнат. Дома 2- и 3-этажные сданы в эксплуатацию в 1946—1953 гг. В качестве основного стенового материала при строительстве применялся сплошной шлакобетонный блок (в домах № 14. 15, 16, 18). Кроме этого, мы обследовали шлакоблочные здания с облицовкой наружной поверхности стены силикатным кирпичом — в 1/4 кирпича (д. № 42 и д. № 25) и 1/2 кирпича (д. № 34 и д. № 18а ).

Два обследованных дома имели меридиональное направление оси здания (д. № 18а и д. № 34), пять — широтное (д. № 25, 14, 42, 6, 18) и один дом (д. № 15) —угловое. Из обследованных нами 82 квартир 40 были двухкомнатными, 38 — трехкомнатными и 4 — однокомнатными. В связи с тем что большинство домов располагалось в широтном направлении, ориентация комнат была неблагоприятна, так как окна комнат, расположенных в фасадной части, были обращены на север, в результате чего комнаты охлаждались из-за преобладания в зимнее время сильных холодных ветров северозападного направления. В то же время окна большинства кухонь этих квартир ориентированы на юг, юго-восток и юго-запад, что особенно в летнее время вызывает перегрев кухонных помещений.

При неблагоприятной ориентации микроклимат жилищ ухудшался тем, что 46% всех квартир имели одностороннее проветривание, 14% — угловое и 40%—сквозное. Из приведенных данных видно, что большая часть квартир не имела достаточно эффективной вентиляции

При обследоьанин установлено, что комнаты однокомнатных квартир имели площадь 18—20 м2, двухкомнатные в большинстве случаев от 10 до 16 м2 и трехкомнатные — от 10 до 18 м2. Такие размеры жилых комнат в квартире вполне приемлемы при заселении каждой квартиры одной семьей, но совершенно недостаточны при покомнат-ном заселении квартир.

Обследование показало, что из 40 двухкомнатных квартир 23 занимает одна семья а 17 — две семьи; из 38 трехкомнатных квартир лишь 5 занимает одна семья, а 33 — две-три семьи.

Покомнатное заселение отдельными семьями квартиг рассчитанных на одну семью, естественно, не может обеспечить соответствующих санитарно-бытовых условий в квартире.

При определении освещения комнат нами было обнаружено, что в преобладающем числе комнат световой коэффициент был ниже нормы, а именно: в 48% комнат он соответствовал 1:12— I : 19, в 21,7% — 1 : 10 и только в 30,03% удовлетворял гигиеническим требованиям—был в пределах от 1:4 до 1:8.

Анализ проектов отдельных зданий и материала обследования показал, что во всех проектах имеются комнаты с малым световым коэффициентом. Это объясняется небольшими размерами застекленной части окон и недостаточным количеством окон, особенно в угловых комнатах.

При обследовании квартир одновременно проводилось измерение температуры, относительной влажности воздуха комнат и опрос жильцов об их теплоощущенин.

Температура в комнатах колебалась от 16 до 28°, чаще она достигала 20—24°. Жильцы отмечали свое теплоощущение как нормальное в обследованных нами комнатах в зимний период в большинстве случаев при температуре 20—24°.

Относительная ьлажность воздуха комнат в шлакоблочных домах без облицовки колебалась от 30 до 74%. В 15% домов она превышала 60%. Как показали наши исследования прежних лет, при нормальной температуре воздуха в помещении (18—20°) относительная влажность воздуха почти во все дни исследования превышала 60% как в осенний, так и в зимний сезоны. При осмотре этих квартир в 50,5% их были обнаружены сырые пятна и плесень на стенах и в углах. В шлакоблочных домах с облицовкой наружной поверхности 1/2 или 1/4 силикатного кирпича относительная влажность воздуха, как правило, соответствовала гигиенической норме.

На основании изучения микроклимата этих жилищ, проведенного нами еще в 1953—1954 гг., мы пришли к выводу, что толщина шлакоблочной стены в 40 см явно недостаточна для климатических условий Саратова. Облицовка этих зданий 1/2 или 1/4 силикатного кирпича улучшает микроклимат жилищ и предохраняет шлакоблоки от разрушения.

Недостаточная толщина внутренних перегородок — межкомнатных, межквартирных, а также междуэтажных перекрытий обусловливает повышенную звукопроводность стен, потолков. Так, 88,4% всех опрошенных отмечали шум, проникавший из соседних квартир и комнат; не отмечали повышенной звукопроводности лишь семьи, занимающие отдельные квартиры, и живущие в комнатах, расположенных на верхних этажах.

Существенное влияние на санитарные условия квартир оказывают планировка и благоустройство подсобных помещений, в первую очередь кухни. Площадь обследованных кухонь колебалась от 5,35 до 8,1 м2. Помещения кухонь используются, как правило, для приготовления и приема пищи, стирки и сушки белья, так как специальных помещений для стирки и сушки белья в домах нет. Холодильных шкафов и встроенного оборудования нет. Вентиляция кухонь вытяжная канальная. Для приема пищи кухня используется одинаково часто как при односемейном заселении, так и при двух-трех семейном. По единодушному мнению жильцов, при заселении квартир двумя-тремя семьями указанные размеры кухонь недостаточны. Санитарные узлы в обследованных квартирах раздельные.

Ванные комнаты имелись в 76% обследованных домов. Площадь их везде равнялась 2,70 м2, что, по мнению жильцов и по гигиеническим требованиям, недостаточно. Встроенное оборудование (полки, вешалки) в ванных отсутствовали.

Все обследованные квартиры имели передние, уборные со входом из коридора, соединяющего комнаты с кухней.

Кладовые имелись лишь в 13 квартирах из 82, что является, по мнению жильцов, существенным недостатком. Встроенные шкафы в коридорах имелись в 50 квартирах из 82. Население очень одобряет их.

Здесь же надо отметить, что все обследованные дома имели балконы (д. № 18. 1 и 6 — по 4 балкона, д. № 25, 15 и 14 — по 8 балконов, № 42—6 балконов и т. д.). Но, к сожалению, балконы мало использовались населением из-за их перегрева в летнее время. Суммируя изложенное, мы можем отметить, что в типовом проектировании и эксплуатации зданий имеется ряд существенных недостатков:

1) неорганизованность дворовых участков и отсутствие подсобных хозяйственных помещений (сараев, погребов);

2) занижение светового коэффициента в жилых комнатах ряда квартир (в 48% комнат он соответствовал 1:12—1:19, в 27,7% —1:10);

3) малые размеры кухонь: в 61% случаев их площадь не превышала 5—6 м5;

4) неудовлетворительная звукоизоляция межкомнатных и межквартирных перегородок и междуэтажных перекрытий;

5) недостаточность встроенного оборудования (шкафов, полок);

6) совершенно недостаточная для климатичег.ких условий Саратова толщина стены в 40 см, принятая в типовых проектах серии 228.

Указанные недостатки в типовом строительстве должны быть учтены строительными и санитарными организациями при дальнейшем строительстве жилых зданий.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Н. И. Гиг. и сан., 1956, № 6, стр. 18—24. — Борохович И. И, Д ы ж и н а Л. И. Там же, № 9, стр. 65—66.— Г о р о м о с о в М. С., П е р ш и и А. А., Уваров М. М. В кн.: Тезисы докл. XIII Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1956, в. 1, стр. 77—80. — Новожилова Л. Л В кн.: Сборник трудов Молдавского научно-исследоват. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Кишинев, 1956, в. 2, стр. 125—135. — Мальков А. А. и др. Гигиеническое изучение строительства в городах Сталинской области. В кн.: Тезисы докл. XIII Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, и микробиологов, инфекционистов. М., 1956, стр. 86—87. — Строительные нормы и правила. М., 1954, ч. 2. — Типовые проекты серии 228.

Поступила 8/VII 1957 г.

■йг Ъ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОЧИСТКИ КИЕВА ОТ БЫТОВОГО МУСОРА

О. Н. Толстошей

Из Украинского научно-исследовательского института коммунальной гигиены

В процессе исследований нами были прежде всего изучены следующие вопросы, накопление мусора, обсемененность бактериальная и яйцами гельминтов, современное состояние очистки домовладений от мусора и ее влияние на санитарное состояние почвы. на численность мух и на заболеваемость населения города острыми кишечными инфекционными заболеваниями.

Накопление мусора определялось по данным 218 домовладений, имеющих различную степень благоустройства.

Объем вывозимых из домовладений отбросов поквартально в течение года учитывался одновременно с количеством людей. Расчет производился на одного человека в сутки. Результаты выражались по объему (л, м3) и весу (кг). Вес определялся путем перемножения объема на объемный вес мусора. Изучение показало следующее:

1. В центральных частях Киева среднесуточное накопление бытового мусора на одного человека составляло 1,5 л, или 0,8 кг; максимальное суточное накопление отмечалось в III квартале года—1,9 л, или 1 кг; среднее количество мусора на одного человека в год—0,54 м3, или 292 кг.

2. На окраинах города среднесуточное количество вывозимого мусора на одного человека составляло 1,3 л, или 0,7 кг; среднее количество вывозимого мусора на одного человека в год — 0,7 м3, или 254 кг, вывозился в этих домовладениях не весь накапливающийся мусор: кухонные отбросы в значительной степени использовались для корма домашних животных, часть мусора сжигали в топках, часть закапывали на территориях дворов.

Для решения вопроса о наиболее рациональных методах обезвреживания и утилизации бытового мусора Киева нами определялся его качественный состав. На протяжении года изучались физические свойства мусора, его механический и химический состав, обсемененность бактериальная и яйцами гельминтов. Пробы мусора отбирались во время перевозки его на места обезвреживания из домовладений, очищавшихся по системе планово-подворной очистки. Таким образом, исследовался сравнительно свежий мусор однодневного сбора. Всего исследовано 50 проб мусора (по 12 проб в течение каждого сезона года), взятых во всех районах города.

Из физических свойств мусора наибольший интерес представляют его влажность и теплотворная способность. Среднемесячная влажность киевского мусора колебалась в пределах от 36,6 до 59,2% и составляла в среднем 48%. Минимальная влажность мусора отмечалась весной, максимальная — в летне-осенний период и занимала промежуточное положение в зимний период.

Теплотворная способность определялась калориметрически. Рабочая калорийность киевского мусора по месяцам колебалась от 731 до 1161 ккал и составляла в среднем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.