Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДНЕВНОГО СНА ШЕСТИЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДНЕВНОГО СНА ШЕСТИЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДНЕВНОГО СНА ШЕСТИЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ»

Изучение активности сукцинатдегидрогеназы (СДГ) в лимфоцитах крови, свидетельствующей о степени иммунного ответа по гуморальному типу [2], показало, что активность фермента у часто болеющих детей выше, чем у редко болеющих (II группа здоровья), и еще выше у детей III группы здоровья.

Результаты корреляционного анализа показателей активности отдельных ферментов (миело-пероксидазы и щелочной фосфатазы, миелоперок-сидазы и СДГ, щелочной ф°сФатазы и СДГ, СДГ и гемоглобина) свидетельствуют о том, что степень взаимосвязи между признаками изменяется и может быть представлена у детей III группы здоровья как слабая, у длительно болеющих детей II группы как сильная, что рассматривается как один из способов реагирования системы крови и ее элементов на постоянно изменяющееся состояние организма при воздействии факторов и внутренней среды с учетом проведения комплексных оздоровительных мероприятий. У детей III группы здоровья и длительно болеющих II группы здоровья на фоне снижения функционального напряжения системы нейтро-фильных лейкоцитов (по активности миелопе-роксидазы и щелочной фосфатазы), ответственной за развитие защитно-приспособительных процессов при различных заболеваниях, отмечается по-

вышение активности СДГ, что можно рассматривать как компенсаторный ответ системы крови и организма в целом на воздействие среды и оздоровительные мероприятия. Следовательно, показатели активности ферментов клеток крови могут быть использованы в качестве критериев оценки реакции организма дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Таким образом, полученные данные указывают на важность своевременного выявления детей с донозологическими формами отклонений в состоянии здоровья, что позволит обеспечить целенаправленное оздоровление таких детей и предупредить формирование у них хронической патологии.

Литература

1. Громбах С. М. Ц Вопр. охр. мат.— 1973.— № 7,— С. 3—7.

2. Иванова J1. А., Васильева Е. В., Соколова В. В. // Лаб. дело,—1979.—№ 12,—С. 100-104.

3. Козлюк А. С., Анисимова Л. А., Шройт И. Г. Иммунологические методы в гигиенических исследованиях.— М., 1987.— С. 18—40.

Поступила 29.05.90

Summary. Health status of the underschool children from the second health group, which with having some morpho-functional changes, (503 persons) was studied. The key changes were postural, cardiovascular, neuropsychic changes. The lyso-zyme level in saliva is the informative index related to the health status of underschool children.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 613.955-07

Е. П. Усанова, А. В. Леонов, А. В. Беляева> Т. В. Балясникова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДНЕВНОГО СНА ШЕСТИЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт Минздрава РСФСР

Целью настоящего исследования являлось изучение продолжительности дневного сна шестилетних учащихся в школе и влияния длительности сна на работоспособность детей.

Под наблюдением находилось 150 детей 1-х классов 5 школ Нижнего Новгорода. Длительность дневного сна определяли методом индивидуального хронометража, продолжительность ночного сна — опросно-анкетным методом. Показатели умственной работоспособности фиксировали по фигурным корректурным таблицам (3400 исследований). Пробы проводили в динамике дня, недели, учебного года и обрабатывали по методике, утвержденной для учащихся 6 лет. Учитывая важность нервно-психического здоровья в процессе обучения, дети целенаправленно осмотрены врачом-невропатологом в динамике учебного года.

Фактическая длительность дневного сна представлена в табл. 1.

Средняя продолжительность дневного сна

шестилетних учащихся составляет 1 ч 18 мин. Обращает на себя внимание тот факт, что в течение года длительность дневного сна увеличивается с 74,7±1,2 до 84,0±1,4 мин (р<0,01) и составляет весной 1 ч 24 мин. По дням недели существенной разницы в продолжительности дневного сна нет, исключая пятницу, когда она минимальная. Средняя продолжительность периода засыпания колеблется по дням недели от 23 до 36 мин (в среднем 28 мин).

С целью более детальной характеристики дневного сна всех детей распределили на 5 групп: 1-я — не спят совсем, 2-я — сон до 30 мин, 3-я — от 31 до 60 мин, 4-я — 61—90 мин и 5-я — более 1,5 ч. Установлено, что 72,6 % детей осенью и 84,9 % весной спят более 1 ч. Детей, не спящих ежедневно в течение всей недели, не было, хотя в отдельные дни не спали 3—4 ребенка в классе. К весне почти в 2 раза сокращается доля детей 2-й и 3-й групп — с 27,4 до 15,1 % (р<0,01). Напротив, увеличивается количество учащихся,

Таблица 1

Таблица 2

Продолжительность дневного сна (в мин) у детей 6 лет в школе Частота встречаемости (в %) типов работоспособности у детей (Л1±т) 6 лет с разной продолжительностью дневного сна

День недели

Осень

Весна

Всего

Тип кривой

Группа детей

1-я

2-я

Понедельник 80,0±2,1 77,9±2,6 78,9-4-1,6

21,7 26,2 23,9

Вторник 82,5±2,6 92,0±1,8 88,3± 1,1

26,7 17,9 16,6

Среда 70,5±2,9 80,3±1,9 75,1 ±2,1

31,6 19,4 30,4

Четверг 75,4±3,1 88,3±2,2 80,7±2,0

31,5 23,3 28,7

Пятница 65,5±2,6 72,1 ±1,7 69,3±2,1

25,9 16,6 29,1

В среднем за 5 дней 74,7± 1,2 84,0± 1,4 78,4±0,9

28,4 31,4 27,9

Примечание. Во второй строке приведено время засыпания (в мин).

спящих более 1,5 ч,— с 15,3 до 35,3 % (р<0,01).

На продолжительность процессов засыпания и дневного сна, по данным наших наблюдений, влияют степень изолированности ячейки шестиле-. ток от остальных помещений школы, количество детей в спальной комнате, воздушно-теп-ловой режим, характер деятельности перед сном, организующая роль воспитателя.

Для изучения влияния продолжительности дневного сна на умственную работоспособность всех детей разделили на 2 группы: 1-я — дети, спящие менее 1 ч, 2-я — больше 1 ч. Чтобы учесть возможность компенсирующего влияния ночного сна, изучили его продолжительность в. обеих группах детей. Различий между анализируемыми группами-Не выявили.

И осенью, и весной по количеству просмотренных знаков между сравниваемыми группами учащихся существенных различий не обнаружено. Иная картина наблюдалась при характеристике качества выполненной работы. Дети 2-й группы к концу недели допускали меньше ошибок, чем дети 1-й группы (3,3±0,3 против 4,6±0,5; р<0,05). Если осенью различия в качестве появлялись в конце дня, то весной — уже во всех исследованиях. Процент работ, выполненных без ошибок, в группе детей, имеющих более продолжительный дневной сон, составил в конце недели 50,8, а в 1-й группе — 35,3 (р<0,05). Отношение числа отлично и хорошо выполненных работ к числу плохих и неудовлетворительных (коэффициент П) во 2-й группе учащихся в конце недели составило 1,5 в 1-й — 0,7.

Интегральным показателем умственной работоспособности служит тип кривой по результатам 3 проб. Распределение детей по типам работоспособности представлено в табл.2.У детей с большей продолжительностью дневного сна удельный вес лиц с благоприятными типами работоспособности и весной, и осенью выше. К весне количество детей с неблагоприятными типами работоспособности становится достоверно выше в

Осень

Благоприятный 27,3 38.4

Удовлетворительный 38,2 31,8

Неблагоприятный 34,5 29,8

Весна

Благоприятный 39,4 49,7

Удовлетворительный 24,3 32,6

Неблагоприятный 36,3 17,7

1-й группе — 36,3% против 17,7% во 2-й (р<0,05).

В начале процесса обучения 140 школьников 6 лет по данным осмотра невропатолога были распределены на 3 группы: 44 ребенка (31,6%) были практически здоровы, у 30 детей (21,4 %) диагностирован синдром повышенной нервной возбудимости, неврозоподобные состояния выявлены у 66 школьников (47 %). Изучение продолжительности дневного сна у детей указанных групп выраженных различий не выявило.

Характерно изменение продолжительности дневного сна в динамике года в зависимости от изменения клинических проявлений. Продолжительность сна у детей без динамики неврологической симптоматики имела тенденцию к увеличению — с 76,4±3.7 до 82,3±4,4 мин. Тенденция к уменьшению длительности дневного сна отмечалась в группе детей с положительной динамикой клинических симптомов.

Достоверным было увеличение продолжительности дневного сна с 78,7±4,8 до 90,6±2,6 мин у детей с неврозоподобными состояниями, симптоматика которых ухудшилась к концу учебного года (р<0,05), а также в сравнении с этим показателем у детей с улучшением клинической картины — 90,6±2,6 мин против 72,0±5,9 мин (р<0,01). Таким образом, углубление неврозопо-добной симптоматики сопровождается увеличением продолжительности дневного сна, что свидетельствует об утомлении детей с отклонениями со стороны нервной системы.

Выводы. 1. Средняя продолжительность дневного сна учащихся 6 лет в школе составляет 1 ч 18 мин. Потребность в сне увеличивается к концу учебного года.

2. Сниженная продолжительность дневного сна отрицательно сказывается на показателях умственной работоспособности и нервно-психиче-ского здоровья школьников.

3. Дневной сон является необходимым компонентом рационального режима дня при обучении шестилетних детей в условиях школы.

Поступила 01.06.90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.