Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health status of the under schoolchildren from the second health group, which with having some morphofunctional changes, (503 persons) was studied. The key changes were postural, cardiovascular, neuropsychic changes. The lysozyme level in saliva is the informative index related to the health status of under schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА»

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 613.954

Г. П. Юрко, Л. В. Веремкович, Г. В. Терентьева, Г. Н. Лавру хина, Т. А. Кочешкова

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИИ, профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Известно, что II группа здоровья, к которой относятся дети, имеющие донозологические отклонения в состоянии здоровья, наиболее многочисленна, является группой риска в отношении формирования хронической патологии. В связи с этим особую актуальность приобретает углубленное изучение состояния здоровья детей II группы здоровья.

Согласно оценке состояния здоровья детей, разработанной в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков [1], ко II группе здоровья относятся дети, имеющие различные морфофункциональные отклонения и часто болеющие. Очевидно, что именно дети II группы служат потенциальным резервом для увеличения численности III и IV групп здоровья (уже явно больных детей) и поэтому требуют к себе постоянного и серьезного внимания.

Десятилетние наблюдения за состоянием здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения, показали, что среди дошкольников 4—7 лет количество детей, имеющих те или иные функциональные отклонения, весьма велико и составляет около 60 % (в разных возрастных группах от 58,6 до 62,7 %).

Настоящее исследование было посвящено углубленному изучению состояния здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья; уровня их адаптивных реакций к действию факторов окружающей среды (посещение дошкольных учреждений, различные физические нагрузки) и особенностей неспецифического иммунитета (по изменению активности лизоцима слюны, ферментативной активности лейкоцитов крови, характеру заболеваемости).

Наибольшее распространение среди наблюдаемых дошкольников II группы здоровья (503 ребенка) имели различные функциональные изменения костно-мышечной системы: нарушение осанки в 43 случаях, уплощение стопы в 27, плоская стопа в 14 случаях на 100 обследованных. Далее по распространенности следуют функциональные сдвиги в состоянии сердечно-сосудистой системы у 38 детей и нервно-психического статуса у 33 детей на 100 обследованных. Около трети всех наблю-

даемых детей были отнесены к группе часто болеющих, поскольку они более 4 раз в течение года перенесли ОРВИ, что свидетельствует о существенном снижении резистентности их организма. Довольно значительная часть детей отнесенных ко II группе здоровья (около 23 из 100 обследованных), имели функциональные нарушения органов дыхания (в первую очередь гипертрофию миндалин II степени и аденоидные вегетации I —II степени). У 20 детей из 100 отмечены различные аллергические проявления. Значительно реже встречались функциональные изменения органов пищеварения и дефицит массы тела (соответственно в 11 и 14 случаях на 100 обследованных). У относительно небольшой части детей были выявлены функциональные отклонения со стороны органов зрения (у 4) и избыток массы тела (у 3 из 100 детей). Среди детей II группы здоровья у 20 из 100 имелись субкомпенсирован-ные формы кариеса, остаточные явления рахита и некоторые другие отклонения.

Анализ указанных выше нарушений в состоянии здоровья детей в половом аспекте показывает, что некоторые из них практически не зависят от половой принадлежности (нарушения осанки, уплощение стопы, отклонения со стороны органов дыхания и пищеварения, аллергические реакции, частые ОРВИ). Другие же явно преобладают либо у мальчиков (отклонения в нервно-психическом статусе, со стороны сердечнососудистой системы, дефицит массы тела), либо у девочек (нарушения зрения, избыток массы тела). Вообще можно отметить большую «ранимость» мальчиков в указанном возрастном периоде (4—7 лет), чем девочек. Так, если на 100 мальчиков приходится (в среднем) 314 случаев различных функциональных отклонений в состоянии здоровья, то на 100 девочек — 265.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что каждый ребенок имеет, как правило, не одно, а несколько функциональных отклонений. Установлено, что среди мальчиков уже в 4-летнем возрасте около 28 % имеют два и 56 % — три или четыре отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, у 84 % мальчиков младшего дошколь-

ного возраста отмечено одновременно от 2 до 4 различных морфофункциональных отклонений.

В 5-летнем возрасте значительно (с 20 до 32 %) возрастает число мальчиков с 4 отклонениями в состоянии здоровья и формируется группа детей (около 15%), имеющих 5 различных функциональных отклонений. В 6-летнем возрасте почти вдвое возрастает число мальчиков с 5 различными функциональными отклонениями, а общее число мальчиков, имеющих от 3 до 5 отклонений, достигает примерно 75 %. Среди 7-летних мальчиков около 50 % имеют 4 функциональных отклонения, а около 80 % — от 3 до 5. Примерно 20 % мальчиков этого возраста, т. е. каждый пятый, имеют 6 и 7 отклонений в состоянии здоровья.

У девочек число функциональных отклонений несколько меньше. Так, 4-летние девочки в 57 % случаев имеют одновременно 2 и 3 отклонения и около 15 % — 4, 7-летние — в 55 % случаев 3—4 отклонения и в 25 % — 5—6.

Подводя итог сказанному можно утверждать, что среди детей II группы здоровья уже в младшем дошкольном возрасте значительное количество детей (72 % девочек и 84 % мальчиков) имеют от 2 до 4 функциональных отклонений в состоянии здоровья. К 7-летнему же возрасту, т. е. ко времени поступления в школу и существенного увеличения умственной, физической и эмоциональной нагрузки на организм детей подавляющее количество (около 80 %) мальчиков и девочек II группы здоровья имеют одновременно от ^-до 6 различных отклонений. Такое положение выдвигает на первый план необходимость, с одной стороны, более раннего проведения оздоровительных мероприятий среди детей ясельного и младшего дошкольного возраста, с другой — эффективной санации старших дошкольников перед поступлением в школу, чтобы предупредить формирование в школьном и прогрессирование в более старшем возрасте хронических форм патологии.

В этом плане, безусловно, представляет интерес анализ структуры и распространенности наиболее часто встречающихся морфофункциональных отклонений в различные возрастные периоды (от 4 до 7 лет). Все перечисленные выше отклонения характерны для дошкольного периода, однако распространенность их претерпевает существенные изменения. Неизменное при этом первое место по частоте распространения занимают лишь отклонения со стороны костно-мышечной системы. На втором по рангу месте в 4-летнем возрасте находятся часто болеющие дети. В 5-летнем возрасте эти функциональные отклонения опускаются на четвертое, а в 7-летнем — на восьмое, т. е. последнее, место.

Отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы прочно занимают третье место, поднимаясь на второе лишь в 5-летнем возрасте. Существенное увеличение распространенности претерпевают с возрастом нервно-психические отклонения: за-

нимая в 4-летнем возрасте пятое, они поднимаются у пятилеток на третье, а в возрасте 6—7 лет — на второе место. Напротив, аллергические проявления, занимающие среди четырехлеток четвертое место, опускаются в 5-летнем возрасте на пятое, а в 6-летнем — на седьмое место, снова, однако, поднимаясь у семилеток на пятое место.,

Интересные данные получены- нами при определении парной ранговой корреляции отдельных функциональных отклонений у детей II группы здоровья, позволившей выявить их сопряженность и взаимообусловленность в зависимости от возраста и пола ребенка. Дети 4—5 лет, имеющие ЛОР-от-клонения, характеризуются более низкой, чем у здоровых сверстников, двигательной активностью, что отрицательно сказывается на развитии костно-мышечной системы. У этих же детей в старшем дошкольном возрасте имеют место сопряженные с функциональными отклонениями носоглотки нарушения осанки и формирования свода стопы вследствие снижения общей двигательной активности, а также функциональные нарушения органов зрения. У мальчиков 4—5 лет отягощающим фоном для возникновения изменений ЛОР-органов являются дефицит массы тела, остаточные явления рахита, сниженное количество гемоглобина, наличие невротических реакций, нарушающих динамическое равновесие и сбалансированность функций организма, лежащих в основе здоровья.

Серьезное внимание должно быть уделено часто болеющим детям. Ведь именно эти дети в первую очередь составляют группу риска в отношении возникновения хронических заболеваний, поскольку каждое новое повторное заболевание отрицательно воздействует на неспецифическую резистентность, снижая иммунобиологические защитные барьеры организма. У мальчиков 4—5 лет сопряженными коррелятами оказались неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку и нарушения осанки (из-за снижения динамического компонента в режиме вследствие длительных пропусков детьми дошкольных учреждений). К 7 годам частая заболеваемость начинает коррелировать еще и с лейкопенией (снижение иммунитета). В структуре частых и длительных заболеваний преобладают повторные бронхиты как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Парная корреляция невротических реакций уже в младшем дошкольном возрасте выявляет их тесную связь с изменениями носоглотки и неблагоприятными реакциями сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. К 6 годам одним из ведущих нарушений, коррелирующих с невротическими реакциями, является кариес, распространенность которого в последние годы приняла угрожающий характер. Следовательно, в практическом плане для предотвращения невротических реакций необходимо, помимо прочего, своевременное выявление и лечение кариеса.

Дефицит массы тела (чаще выраженный,' как

уже отмечалось, у мальчиков) служит фоном для формирования бронхолегочных заболеваний, в результате которых в свою очередь уменьшаются функциональные резервы, определяемые снижением показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Сниженная СОЭ сочетается у 7-летних мальчиков с функциональными изменениями сердечнососудистой системы, а последние — с неблагоприятными реакциями на физическую нагрузку и снижением ЖЕЛ.

Если у мальчиков невротические реакции являются ведущими уже в 4-летнем возрасте, то у девочек они возникают чаще с 6 лет-и сопряжены с избыточной массой тела. Это служит причиной самоустранения их от выполнения сложнокоорди-нированных движений на физкультурных занятиях, в подвижных играх, произвольной двигательной деятельности. Малая двигательная активность влечет за собой снижение всех функциональных резервов. У таких детей сопряженными признаками являются также уменьшение показателей ЖЕЛ и содержания гемоглобина в крови, снижение СОЭ, нарушения зрительного анализатора, аллергические реакции.

Лейкопения у девочек коррелирует с остаточными явлениями рахита, частой заболеваемостью, низкими показателями ЖЕЛ. У них чаще встречается экссудативный диатез. Фоном для последнего служат нарушения костно-мышечной системы и остаточные явления рахита.

Аденоидные вегетации сочетаются у детей с нарушениями зрения и сниженным уровнем гемоглобина крови.

Для характеристики функционального состояния организма детей II группы здоровья и часто болеющих детей II—III групп здоровья нами использован также ряд биохимических и цитохимических методов, позволяющих более глубоко изучить уровень неспецифической резистентности и общую иммунологическую реактивность организма как в покое, так и под влиянием физической нагрузки. Как показали исследования сотрудников НИИ гигиены детей и подростков, функциональные возможности организма в условиях воздействия разнообразных средовых факторов отражает активность лизоцима в слюне. Были получены убидительные данные о значительно меньшей активности лизоцима у детей II и особенно III группы здоровья, чем у здоровых детей. Если у последних под влиянием физической нагрузки (степ-тест) в 83 % случаев активность лизоцима повышалась (что представляло нормальную адекватную реакцию на нагрузку) и только у 11 % детей снижалась, то в II и III группах здоровья повышение активности лизоцима отмечалось у 63—58 %, а снижение — почти у третьей части (27 %) наблюдаемых дошкольников, что указывало на сниженные функциональные возможности организма этих детей. Причем дети II группы, занимающей промежуточное положе-

ние между I и III группами здоровья, по ответной реакции на физическую нагрузку располагались существенно ближе к III группе.. Следовательно, функциональные возможности детей II группы здоровья практически находятся на том же уровне, что и у детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Наши данные показали, что активность лизоцима в слюне является довольно информативным показателем влияния оздоровительных мероприятий, проведенных в летний период года, на организм дошкольников. При этом наиболее благоприятным с точки зрения оздоровления организма считается увеличение числа детей со средним уровнем активности лизоцима, поскольку низкий уровень связан, как правило, с пониженной резистентностью организма, а высокий нередко свидетельствует о защитной реакции в ответ на повышенную нагрузку или неблагоприятные воздействия окружающей среды.

Среди всего контингента количество детей, имеющих средний уровень активности лизоцима в слюне, увеличилось от весны к осени с 48 до 65 %, а с высоким уровнем снизилось в 2 раза (с 33 до 16 %). Число детей с низким уровнем активности лизоцима не изменилось (19 %). Еще более значительные сдвиги этого показателя наблюдались в группе часто болеющих детей: среди них число детей со средним уровнем активности лизоцима возросло с 45 до 73 %, а с низким и высоким — снизилось в 2 раза (соответственно с 23 до 11 % и с 32 до 16 %).

Единый механизм иммунологической реактивности включает как неспецифические факторы защиты, так и специфические и неспецифиче-ские клеточные и гуморальные реакции. К клеточным формам неспецифической резистентности относят соотношение форменных элементов периферической крови и функциональное состояние лейкоцитов крови [3]. У детей II группы здоровья, и в первую очередь у часто болеющих, по сравнению со здоровыми (I группа здоровья) содержание гемоглобина, общая иммунологическая реактивность существенно ниже.

Своевременное проведение оздоровительных мероприятий препятствует формированию у детей II группы здоровья хронических заболеваний, т. е. переходу их в III и IV группы.

Изучение влияния комплекса оздоровительных мероприятий на ферментативную активность лейкоцитов, отражающих уровень функциональных возможностей организма детей, проводили у детей 5—6-летнего возраста (всего проведено 105 цитохимических исследований).

Сравнительная характеристика средних показателей ферментативной активности нейтрофилов крови не выявила существенных различий у редко, часто и длительно болеющих детей II группы здоровья. Однако установлено заметное снижение активности щелочной фосфатазы у детей III группы здоровья.

Изучение активности сукцинатдегидрогеназы (СДГ) в лимфоцитах крови, свидетельствующей о степени иммунного ответа по гуморальному типу [2], показало, что активность фермента у часто болеющих детей выше, чем у редко болеющих (II группа здоровья), и еще выше у детей III группы здоровья.

Результаты корреляционного анализа показателей активности отдельных ферментов (миело-пероксидазы и щелочной фосфатазы, миелоперок-сидазы и СДГ, щелочной ф°сФатазы и СДГ, СДГ и гемоглобина) свидетельствуют о том, что степень взаимосвязи между признаками изменяется и может быть представлена у детей III группы здоровья как слабая, у длительно болеющих детей II группы как сильная, что рассматривается как один из способов реагирования системы крови и ее элементов на постоянно изменяющееся состояние организма при воздействии факторов и внутренней среды с учетом проведения комплексных оздоровительных мероприятий. У детей III группы здоровья и длительно болеющих II группы здоровья на фоне снижения функционального напряжения системы нейтро-фильных лейкоцитов (по активности миелопе-роксидазы и щелочной фосфатазы), ответственной за развитие защитно-приспособительных процессов при различных заболеваниях, отмечается по-

вышение активности СДГ, что можно рассматривать как компенсаторный ответ системы крови и организма в целом на воздействие среды и оздоровительные мероприятия. Следовательно, показатели активности ферментов клеток крови могут быть использованы в качестве критериев оценки реакции организма дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Таким образом, полученные данные указывают на важность своевременного выявления детей с донозологическими формами отклонений в состоянии здоровья, что позволит обеспечить целенаправленное оздоровление таких детей и предупредить формирование у них хронической патологии.

Литература

1. Громбах С. М. Ц Вопр. охр. мат.— 1973.— № 7,— С. 3—7.

2. Иванова J1. А., Васильева Е. В., Соколова В. В. // Лаб. дело,—1979.—№ 12,—С. 100-104.

3. Козлюк А. С., Анисимова Л. А., Шройт И. Г. Иммунологические методы в гигиенических исследованиях.— М., 1987.— С. 18—40.

Поступила 29.05.90

Summary. Health status of the underschool children from the second health group, which with having some morpho-functional changes, (503 persons) was studied. The key changes were postural, cardiovascular, neuropsychic changes. The lyso-zyme level in saliva is the informative index related to the health status of underschool children.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 613.955-07

Е. П. Усанова, А. В. Леонов, А. В. Беляева> Т. В. Балясникова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДНЕВНОГО СНА ШЕСТИЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт Минздрава РСФСР

Целью настоящего исследования являлось изучение продолжительности дневного сна шестилетних учащихся в школе и влияния длительности сна на работоспособность детей.

Под наблюдением находилось 150 детей 1-х классов 5 школ Нижнего Новгорода. Длительность дневного сна определяли методом индивидуального хронометража, продолжительность ночного сна — опросно-анкетным методом. Показатели умственной работоспособности фиксировали по фигурным корректурным таблицам (3400 исследований). Пробы проводили в динамике дня, недели, учебного года и обрабатывали по методике, утвержденной для учащихся 6 лет. Учитывая важность нервно-психического здоровья в процессе обучения, дети целенаправленно осмотрены врачом-невропатологом в динамике учебного года.

Фактическая длительность дневного сна представлена в табл. 1.

Средняя продолжительность дневного сна

шестилетних учащихся составляет 1 ч 18 мин. Обращает на себя внимание тот факт, что в течение года длительность дневного сна увеличивается с 74,7±1,2 до 84,0±1,4 мин (р<0,01) и составляет весной 1 ч 24 мин. По дням недели существенной разницы в продолжительности дневного сна нет, исключая пятницу, когда она минимальная. Средняя продолжительность периода засыпания колеблется по дням недели от 23 до 36 мин (в среднем 28 мин).

С целью более детальной характеристики дневного сна всех детей распределили на 5 групп: 1-я — не спят совсем, 2-я — сон до 30 мин, 3-я — от 31 до 60 мин, 4-я — 61—90 мин и 5-я — более 1,5 ч. Установлено, что 72,6 % детей осенью и 84,9 % весной спят более 1 ч. Детей, не спящих ежедневно в течение всей недели, не было, хотя в отдельные дни не спали 3—4 ребенка в классе. К весне почти в 2 раза сокращается доля детей 2-й и 3-й групп — с 27,4 до 15,1 % (р<0,01). Напротив, увеличивается количество учащихся,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.