Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРАМИНА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРАМИНА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
30
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРАМИНА»

ми композиций также была близка к данным, полученным при использовании хлорамина (40 мин.).

В отличие от хлорциануратов при работе с композициями № 1 и 2 окрашенные столбики индикаторного порошка имели более резкие границы между красным и желтым цветом. В связи с этим можно предположить существование связи между характером окраски индикаторного порошка и присутствием в хлорциануратах некоторых летучих слезоточивых примесей. Ввиду того что в композициях в основном эти слезоточивые примеси отсутствовали, характер окрашенности индикаторного порошка стал другим.

Что касается 0,1% раствора дихлордиметилгидантоина-сульфонола и 0,2% раствора хлорсукцинимида, то они вели себя почти одинаково, хотя содержание активного хлора в последнем было значительно выше. Количество хлора, выделенного ими в воздух в начале опыта, равнялось количеству хлора, выделенного 0,5% раствором хлорамина (0,0005 мг/л). Действие растворов указанных препаратов продолжалось меньше, чем действие 0,5% раствора хлорамина. Индикаторные трубки, вынутые из камеры, имели резкую границу раздела между желтым и красным цветом.

Поступила X1/111 1968 г.

УДК 613.63:615.778.3-012

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРАМИНА

В. И. Бойко, М. Я- Бурдыгина, Г. 3. Думкина, А. Н. Муссерская, Н. Е. Нестерова

Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профзаболеваний

Хлорамин широко применяется как дезинфицирующее средство. Существует несколько видов его — монохлорамин Т, монохлорамин Б и др. Известно, что некоторые виды препарата (например, монохлорамин Т) могут оказать неблагоприятное влияние на организм человека, вызывая, в частности, развитие профессиональной бронхиальной астмы (А. Е. Вермель, 1962, 1964; С. Л. Данишевский).

Производство монохлорамина Б (МХА) включает следующие операции: сульфохло-рирование бензола хлорсульфоновой кислотой и получение в результате этой реакции бен-золсульфохлорида (БСХ); амидирование БСХ аммиачной водой, вследствие чего образуется бензолсульфоамид (БСА); получение МХА в виде раствора путем хлорирования БСА газообразным хлором; фильтрацию и расфасовку готовой продукции. Соответственно технологическому процессу в цехе по производству МХА имеются отделения хранения бензола, его сульфохлорирования, реакционное, хлорирования БСА и упаковки МХА.

При изучении условий труда основное внимание было уделено состоянию воздушной среды рабочих помещений. Былоотобрано около 800 проб воздуха на наличиев производстве токсических веществ — хлора, аммиака, БСХ, хлористого водорода, бензола и пыли МХА. Хлор, аммиак, хлористый водород и бензол определялись по описанным методикам (М. В. Алексеева с соавторами; Н. Г. Полежаев; Р. Б. Тупеева). Пыль МХА отбиралась на бумажные фильтры с помощью воздуходувок (скорость просасывайия воздуха 10 л/мин). Пары БСХ исследовались по методике, разработанной одним из авторов настоящей статьи (Н. Е. Нестерова); методика основана на образовании полиметиновых красителей с пиридином в щелочной среде.

В 82,3% исследований хлор был найден во всех помещениях, причем в 9,5% анализов отмечено превышение его предельно допустимой концентрации (ПДК) в 1,1—6,9 раза, чаще всего в 2,2—3,4 раза. Наиболее постоянно хлор обнаруживался в реакционном отделении, отделениях сульфохлорирования бензола и хлорирования БСА. Аммиак выявлен в 2 отделениях — реакционном и хлорирования БСА; он обнаружен почти во всех пробах воздуха, причем в 10% анализов наблюдалось превышение ПДК его в 1,1—11 раз, чаще всего в 1,2—3,3 раза. Наиболее часто встречался аммиак в реакционном отделении. Пары БСХ определены также в 2 отделениях — сульфохлорирования бензола и реакционном. Это вещество найдено в 86% всех исследований в концентрациях 0,4—12,4 мг/м3, чаще же всего в концентрациях 1,3—4,6 мг/м3. Наиболее постоянно пары БСХ выявлялись в отделении сульфохлорирования бензола.

Хлористый водород найден (во всех пробах воздуха) в отделении сульфохлорирования бензола; в 34,4% исследований его ПДК была превышена в 1,1—3,1 раза. Бензол обнаружен в отделениях хранения и сульфохлорирования бензола в 88% всех исследований, причем в 26,4% исследований отмечено превышение его ПДК в 1,5—6 раз, чаще же всего в 2,2—4 раза. Наиболее постоянно (во всех пробах воздуха) пары этого яда встречались в отделении хранения бензола. Пыль МХА определялась в отделении упаковки готовой продукции (во всех пробах) в количестве 0,004—8,3 мг/м3 (чаще всего 0,021—0,205 мг/м3). Наиболее вы-

сокие концентрации пыли МХА зафиксированы при его упаковке в мешки и уборке помещения, проводимой сухим способом (с помощью сжатого воздуха).

Для борьбы с возможными газовыделениями от технологического оборудования используется местная вытяжная вентиляция над сальниками насосов, мешалок (отделение сульфохлорирования), от нутч- и вакуумфильтров и из полости аппаратов — мешалок и ' центрифуг (реакционное отделение). Перед выбросом в атмосферу осуществляется очистка воздуха в специальных локализационных установках. Местные отсосы работают достаточно эффективно, однако вследствие коррозии обычные металлические воздуховоды и вентиляторы быстро выходят из строя. Поэтому постоянно действует лишь общеобменная вытяжная вентиляция, которая запроектирована неудачно — из верхней зоны помещений под перекрытием, хотя при этом более целесообразна естественная вытяжка. Для компенсации удаляемого из помещений загрязненного воздуха предусмотрен механический приток рассредоточение по всем этажам вдоль продольных стен с окнами. За счет больших потерь напора в воздуховодах производительность систем резко снижена (на 40—55%). Свежий воздух на постоянные рабочие места не подается.

Основной причиной неблагополучного состояния воздушной среды рабочих помещений служит наличие негерметичного оборудования. Кроме того, загрязнение рабочих помещений вызывается тем, что продукты здесь нередко проливают, а также тем, что отбор реагентов для лабораторных анализов негерметизирован (производится через открытые люки аппаратов).

Неблагоприятным гигиеническим фактором в производстве МХА следует считать средне-высокочастотный шум интенсивностью от 82 до 95 дб. Основным источником его служат агрегаты механической вытяжной вентиляции, установленные по проекту непосредственно в производственных помещениях (кроме отделений хранения бензола и упаковки МХА).

Изучение гигиенических условий труда дополнялось обследованием состояния здоровья 79 человек, занятых на производстве. Среди них было 67 мужчин и 12 женщин не старше 30 лет со стажем работы от нескольких месяцев до 11/2 лет. В соответствии с технологическим процессом все работающие были разделены на 2 группы: в 1-ю группу вошли | 34 человека, имевшие контакт с пылью МХА (упаковщики); во 2-ю — 45 человек, контактировавшие преимущественно с промежуточными веществами (аппаратчики, дежурные слесари, лаборанты и др.).

По данным литературы, некоторые виды хлорамина обладают аллергическим действием, способностью вызывать приступы бронхиальной астмы. Для оценки этой стороны действия МХА была поставлена аллергологическая проба, основанная на лейкопеническом действии аллергенов (А. Д. Адо), и осуществлена запись спирограммы на аппарате АООЗ-М с проведением пробы Вотчала—Тиффно. При обследовании раздражающее действие токсических веществ на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей наблюдалось с одинаковой частотой в обеих группах. Часть (16) обследованных отмечала во время работы боль в груди, часто (15) одышку; последняя преобладала у лиц, контактировавших с МХА. Наряду с этим у 15 рабочих выслушивалось ослабленное, а у 14 — жесткое дыхание; у 29 человек перкуторно определялся коробочный звук над легкими.

Анализ спирограмм у 74 человек позволил выявить в большинстве случаев признаки нарушения бронхиальной проходимости: в 60 наблюдениях оказалась сниженной проба Вотчала—Тиффно (менее 70%), был увеличен дыхательный коэффициент времени (более 1,3). Существенных изменений легочных объемов при этом не выявлено. Изменения отмечались в одинаковой степени у обеих групп обследованных. В периферической крови у 16 человек обнаружена эозинофилия (6—16%); сюда относились преимущественно лица, подвергавшиеся воздействию МХА. Остальные показатели красной и белой крови (в том числе и у лиц, имевших контакт с бензолом), а также некоторые биохимические константы (содержание билирубина, белка и белковых фракций, сулемовые реакции) были нормальными. Наряду с этим у 60% обследованных зафиксировано повышенное выделение уропепси-на (более 45 ед.). Обращала на себя внимание большая частота положительных аллерголо-гических проб (у 37 из 71 обследованного); из 37 человек, у которых эти пробы оказались < положительными, 18 контактировали с МХА.

Следует также отметить, что в клинике института наблюдались 3 рабочих изученного производства, страдавшие легкой формой бронхиальной астмы, которая возникла у них при непродолжительном (до 1 года) контакте с МХА.

Оздоровительные мероприятия, рекомендованные предприятию и проектирующим организациям, были направлены в основном на достижение более полной герметизации оборудования, замену действующих аппаратов на аппаратуру из некоррозирующих материалов, полное исключение розлива продуктов, вынесение агрегатов вытяжной вентиляции из помещений в отдельные камеры, устройство дополнительного притока на рабочие места и вдоль проходов у обслуживаемого оборудования, реконструкцию отдельных систем местных отсосов на более удобные в эксплуатации и более эффективные (встроенные и телескопические), демонтаж общеобменных систем в верхней зоне последних этажей и устройство естественной вытяжки через шахты, нанесение антикоррозийных покрытий на воздуховоды вытяжных систем.

В результате внедрения оздоровительных мероприятий а производство МХА достигнут заметный положительный эффект. Так, в отделении сульфохлорирования бензола пары БСХ, бензола и хлористый водород обнаруживаются в настоящее время лишь в единичных случаях; в реакционном отделении концентрации аммиака в основном не превышают ' предельно допустимых (за исключением единичных анализов), а хлор вообще не найден.

ЛИТЕРАТУРА

А д о А. Д. Современная практическая аллергология. М., 1963.— Алексеева М. В., Андронов Б. Е., ГурвицС. С. и др. Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений. М., 1954. — ВермельА. Е. Сов. мед., 1962, № 1, с. 116. — ВермельА. Е. Гиг. труда, 1962, № 7, с. 22. — ВермельА. Е. Труды 1-го Московск. мед. ин-та. М., 1964, т. 28, с. 116. — Д а н и ш е в с к и й С. Л. В кн.: Н. В. Лазарев (ред.). Вредные вещества в промышленности. Л., 1963, ч. 1, с. 430. — Полежаев Н. Г. Гиг. и сан., 1955, № 11, с. 46. — Т у п е е в а Р. Б. В кн.: Материалы к научной конференции аспирантов и младших научных сотрудников Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1965, с. 33.

Поступила 6/11 1968 г.

УДК 613.481:658.383.41:622

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦОДЕЖДЫ ГОРНОРАБОЧИХ

ГЛУБОКИХ ШАХТ

Канд. мед. наук Ю. П. Тихое, М. 3. Иткин Институт гигиены труда и профзаболеваний, Донецк

На рабочих глубоких угольных шахт, кроме вредностей, характерных для шахт вообще (запыленность воздуха, шум и вибрация, недостаточная освещенность и др.), воздействует повышенная температура среды (28—35°) в сочетании с высокой относительной влажностью (85—95%).

Насколько нам известно, специальные типы рабочей одежды для шахтеров глубоких горизонтов еще не разрабораны. Рациональная одежда для горнорабочих этой категории может быть создана только на основе физиологических требований, разработанных с учетом микроклиматических условий подземной среды и интенсивности труда шахтеров. Эти требования должны явиться результатом предварительного гигиенического исследования используемой ими спецодежды.

Мы подвергли гигиенической оценке шахтерские костюмы модели № 930 из парусины брезентовой (ткань артикул 11119), модели КЛ-14 из ткани «шахтерка» (артикул 658), модели АМ-1 из смеси хлопка с 15% штапельного лавсана (артикул 4375), модели, изготовленной по ГОСТ 10886-64, из полульняной ткани с 25% лавсанового штапельного волокна (артикул 1060). Спецодежда из парусины брезентовой выдается рабочим очистного забоя на глубоких участках, костюм из ткани «шахтерка» — инженерно-техническим работникам. Экспериментальные модели одежды, изготовленные из других тканей (артикул 1060 и 4375), проходили в 1966 г. опытную носку на угольных шахтах Донбасса.

Физико-механические и гигиенические свойства тканей определялись в соответствии с методами, описанными проф. А. Е. Калмыковым. Воздухопроницаемость тканей изучалась с помощью венгерского прибора ГГ-12 (АТЬ-2) при разности давлений 5 мм вод. ст., паро-проницаемость — с помощью методики, предложенной Ю. В. Вадковской. Состояние терморегуляции при работе в различных моделях спецодежды исследовано в экспериментальных условиях на 4 горнорабочих в возрасте 25—37 лет со стажем работы в глубоких шахтах от 3 до 12 лет. Наблюдения проводились при микроклиматических условиях, наиболее характерных для глубоких забоев (температура 32°, относительная влажность 90—95%, скорость движения воздуха 2—2,5 м/сек). Исследуемые выполняли среднюю по тяжести физическую работу, характеризующуюся энерготратами 4—4,5 ккал/мин. У них измерялись частота пульса, артериальное давление, температура тела и кожи на различных участках, температура и влажность воздуха под одеждой, влагопотери, скорость зрительно-моторной реакции (простая и дифференцированная), мышечная сила и выносливость. Кроме того, учитывались характер потоотделения и тепловое самочувствие горнорабочих. Физиологические показатели регистрировались в предкамере, а затем в камере в покое и неоднократно во время работы. Измерение аксиллярной температуры и взвешивание исследуемых и спецодежды проводили до и после опыта. Опыт продолжался 21/2 часа.

Над каждым обследованным, носившим спецодежд^изучавшихся моделей, проведено 16—20 наблюдений. В качестве контроля служила серия наблюдений над шахтерами, работавшими в трусах. Проведено 92 опыта.

Во время работы без спецодежды температура тела исследуемых оставалась неизменной в течение всего опыта, температура поверхности тела составляла 33,6±0,1°, снижаясь по сравнению с исходным уровнем лишь к концу опыта. Влагопотери были сравнительно невелики (2,9+0,3 г/мин). Однако тепловое самочувствие наблюдаемых в 52% случаев оказалось неудовлетворительным, в 3,2% случаев отмечалось обильное потоотделение, что свидетельствовало о некотором напряжении терморегуляторного аппарата. При работе в костюме из парусины брезентовой у горнорабочих наблюдалось резко выраженное напряжение терморегуляции. Несмотря на обильное потоотделение, температура кожи к концу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.