"tained by chlorination of wafer for a period of 30 minutes with 0.5—2.1 mg/1 of residual chlorine. The shortening of the exposition period to 15—20 minutes makes the disinfection wi*h the above-mentioned doses ineffective. 2. Chlorine compounds (pantoc de, 5>antocide—bisulphate) and iodine compounds can inactivate the poliomyelitis virus with 0.5—2.1 mg/l of residual chlorine (iodine) in water after 30 minutes. After shorter exposition periods the virus remains active.
•¿r -tr -tr
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРА ПРИ ПРЕАММОНИЗАЦИИ ВОДЫ
Кандидат медицинских наук П. Н. Яговой
Из Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова
В настоящей статье выясняются условия образования хлораминов и сохранения свободного хлора при преаммонизации питьевой воды .и показывается зависимость между образованием различных видов •остаточного хлора и действием его на кишечную палочку.
По сравнению с хлораминами свободный хлор имеет более высокий •окислительно-восстановительный потенциал, в связи с чем он обладает гораздо более выраженными бактерицидными свойствами (Н. Н. Трахт-ман, 1949).
По данным Чепина (Chapín, 1929), образование хлораминов зависит от активной реакции воды, в которой происходит взаимодействие хлора с аммиаком. При рН воды выше 8,5 образуется только монохлорамин. В воде, рН которой находится в пределах от 8,5 до 4,4, происходит образование монохлорамина и дихлорамина. Трихлорамин образуется при рН воды ниже 4,4.
Ввиду того что рН питьевых вод обычно колеблется в пределах от 5 до 7 и только изредка бывает выше 8,5 при преаммонизации питьевых вод следует ожидать образования смеси монохлорамина и дихлорамина. Если вода содержит мало аммиака по сравнению с хлором, то образование монохлорамина и дихлорамина находится в зависимости не только от рН воды, но и от соотношения азота аммиака и хлора (А. И. Изъюрова и Л. Н. Шустова, 1941; М. А. Губарь, 1950, и др.).
Что касается скорости образования хлораминов при преаммонизации воды, то Хоазер (Hoather, 1949) утверждает, что процесс образования хлораминов заканчивается примерно через полчаса после при-бавлениия хлора к воде, содержащей аммиак.
Для изучения условий сохранения свободного хлора, образования ■хлораминов и эффекта обеззараживания питьевой воды при обработке ее по способу преаммонизации мы провели экспериментальные исследования.
Первая серия из 5 опытов была поставлена для изучения процесса образования и разрушения хлораминов. С этой целью к необработанной невской воде, рН которой равен 6,8, прибавляли 0,2 мг/л аммиака в виде раствора хлористого аммония. Затем воду,.разливали в склянки по 1 л. К воде в склянках прибавляли возрастающие дозы активного хлора (в виде свежеприготовленной хлорной воды) в количестве 0,6; 0,9; 1,2; 1,8; 2,7; 3,6; 4,5; 6,0; 7,5 и 10 мг/л. Через определенные периоды времени после введения хлора (15 секунд,> 5, 30 минут и 2 часа) из каждой склянки отбирали по 100 мл воды для исследования на содержание свободного, моно- и дихлораминного хлора. Определение различных видов хлора проводилось с помощью разработанного нами метода
1 Гигиена и санитария, 1958, № 1.
Вторая серия опытов имела целью установить зависимость между действием хлора на аммиак и кишечную палочку. Для этого необработанную невскую воду с определенным количеством аммиака и кишечных палочек разливали в склянки по 1 л. К воде в склянках прибавляли возрастающие дозы хлора в виде хлорной воды. Через определенные периоды после прибавления хлора из каждой склянки отбирали по 10 мл воды для определения количества оставшихся в живых кишечных палочек. Отобранные пробы дехлорировали стерильным раствором гипосульфита и фильтровали через мембранные фильтры № 3. Колонии кишечной палочки выращивали на среде Эндо в течение суток при 37°. Выборочно производили идентификацию типичных и нетипичных колоний.
Рис. 1. Образование и разрушение хлораминов в невской воде.
/ — контакт 15 секунд. II — контакт 5 минут, /// — контакт 30 минут, IV — контакт 2 часа. 1 — содержание свободного хлора, 2 — содержание монохлораминного хлора, 3 — содержание ди-
хлораминного хлора.
4 6 8
Доза хлора (в мг/л)
г • * б в
Доза хлора / 8 мг/л)
ч
ж ||
II
I
4 6 8 Доза хлора /6 мг/л/
Ог468 Доза хлора /в мг/л/
\6 Р
11 г 1
Через 2 часа после хлорирования в воде склянок производили дифференцированное определение остаточного хлора с помощью вышеупомянутого метода.
Ввиду того что все 5 опытов первой серии дали одинаковые результаты, на рис. 1 представлены данные только одного из этих опытов.
Из рис. 1 видно, что монохлорамин образуется в воде сразу после-прибавления хлора. При этом количество монохлорамина нарастает по мере повышения дозы хлора до определенного предела, после которого рост дозы прибавленного хлора вызывает уже не повышение, а некоторое снижение содержания монохлорамина. Это снижение наблюдается в тех пробах воды, в которых определяется свободный хлор.
Дихлорамин образуется значительно медленнее, чем монохлорамин. При этом образование значительного количества дихлорамина происходит только в тех пробах воды, в которых находится свободный хлор. Но так как в этих же пробах воды происходит снижение содержания монохлорамина, то можно предполагать образование дихлорамина из монохлорамина под воздействием свободного хлора; вслед за разрушением монохлорамина (превращением его в дихлорамин) свободный хлор разрушает и дихлорамин. После израсходования свободного хлора в воде длительно сохраняется не только оставшийся монохлорамин, но и дихлорамин. Следовательно, дихлорамин по устойчивости не уступает монохлорамину.
2 4 6 8
е¿едено хлора fвмг/лJ
В настоящее же время считается, что переломная точка на кривой остаточного хлора при хлорировании воды возникает в результате самопроизвольного распада неустойчивого дихлорамина, образующегося при определенном соотношении азота аммиака и хлора (П П Тодоров и А. И. Изъюрова, 1945; С. А. Фридлянд, 1950, и др.). Данные приведенного опыта показывают, что переломная точка возникает в резуль-тате разрушения монохлорамина и дихлорамина свободным хлором'
К моменту определе- ^ ния остаточного хлора в воде (через 30 минут—■ 2 часа после прибавления хлора) процесс образования и разрушения хлоо-аминов завершается. По наличию в воде продуктов взаимодействия хлора и аммиака (по качест-* ву остаточного хлора) можно судить о длительности сохранения и действия свободного хлора после прибавления его к воде. Чем дольше хлор сохраняется в свободном состоянии, тем сильнее его действие на аммиак, а также, по-видимому, и на другие вещества и организмы, находящиеся в воде. Наличие в воде только монохлораминного остаточного хлора показывает, что после прибавления к воде свободный хлор быстро превратился в полусвязанный, в результате чего эффект обеззараживания воды может быть недостаточным. Наличие в воде
остаточного хлора в виде монохлорамина и дихлорамина (преимущественно в виде дихлорамина) свидетельствует о более или менее длительном сохранении свободного хлора в воде после ее хлорирования или преаммонизации. В этом случае следует ожидать более надежного обеззараживания воды. Наиболее надежный эффект обеззараживания следует ожидать при наличии в воде свободного остаточного хлора. Для подтверждения выдвинутых положений в отношении обеззараживания воды мы поставили вторую серию опытов. На рис. 2 приводятся результаты одного из опытов этой серии. Вода в этом опыте до прибавления хлора содержала 0,3 мг/л аммиака и имела коли-индекс 200 000.
Рис. 2 показывает, что количество кишечных палочек в воде особенно резко уменьшается сразу после введения хлора, в момент образования монохлорамина. При этом с ростом доз хлора, которые более полно превращают аммиак в монохлорамин, особенно резко нарастает число погибших кишечных палочек. Через более значительные промежутки времени, чем 15 секунд, быстрое отмирание кишечных палочек наблю-
1 Это положение автора заслуживает внимания, но не представляется достаточно обоснованным. Ред.
О
— - г
г 4 6 8
Введено хлора /6мг/л/
/9
Рис. 2. Обеззараживание воды, содержащей аммиак, газообразным хлором.
1 — содержание остаточного хлора через 2 часа после хлорирования, /— содержание свободного хлора, 2— содержание дихлорамина, 3 — содержание монохлорамина. // — эффект обеззараживания воды при разной длительности контакта: 1— 15 секунд, 2—5 минут, 3—30 минут. 4 — 96 часов, 5 — 2 часа.
дается в тех пробах воды, в которых происходит превращение монохлорамина в дихлорамин или разрушение монохлорамина и дихлорамина свободным хлором.
Так, уже через 5 минут произошло обеззараживание пробы воды, к которой было прибавлено 9 мг/л хлора через 2 часа эта проба воды содержала значительное количество свободного остаточного хлора). Через 30 минут исчезают кишечные палочки в пробах воды, где происходит образование дихлорамина. Через 2 часа происходит обеззараживание проб воды, в которых образуется только монохлорамин, за исключением пробы, к которой было прибавлено всего 0,6 мг/л хлора.
Интересно отметить, что через 4 суток после прибавления хлора, в этой пробе воды обнаружено значительно больше кишечных палочек, чем через 2 часа. Снижение количества кишечных палочек в воде в течение 2 часов после прибавления небольших доз хлора и некоторое нарастание их количества через более значительные промежутки времени— 12 часов, сутки и более — наблюдались нами и в других опытах. Как правило, ожившие кишечные палочки были атипичными. Очевидно,, небольшие дозы хлора могут оказывать на значительную часть содержащихся в воде кишечных палочек не бактерицидное, а бактериостати-ческое действие. Как видно из рис. 2, после прибавления к воде различных доз хлора можно получить одинаковое количество остаточного хлора. Однако качество остаточного хлора будет различным. Небольшие дозы хлора дают монохлораминный остаточный хлор, более значительные дозы хлора — смесь монохлораминного и дихлораминного хлора, большие дозы хлора — свободный остаточный хлор. В связи с этим по продуктам взаимодействия хлора и аммиака (по виду остаточного хлора) можно судить о качестве обеззараживания воды. Наличие в воде свободного остаточного хлора следует рассматривать как показатель наиболее сильного обеззараживающего действия хлора. Наличие в воде остаточного хлора в виде дихлорамина или смеси дихлорамина и монохлорамина служит показателем более слабого обеззараживающего действия хлора. Наконец, наличие в воде одного только монохлораминного остаточного хлора свидетельствует о наиболее слабом обеззараживающем эффекте.
Выводы
1. В невской воде, содержащей аммиак, монохлорамин образуется сразу после прибавления хлора. Если вода содержит недостаточно аммиака для связывания всего хлора, избыток свободного хлора образует из монохлорамина дихлорамин. При значительном избытке свободного хлора происходит разрушение не только монохлорамина, но и дихлорамина, в результате чего в воде остается только свободный хлор. Так как на разрушение хлораминов расходуется свободный хлор, то при определенном соотношении аммиака и хлора в воде не остается остаточного хлора — происходит образование так называемой переломной, точки.
2. По качеству остаточного хлора (моно-дихлораминный, свободный) можно судить о результатах обеззараживания воды при той или иной дозе хлора или при том или ином соотношении зук>ра и аммиака. Слабее всего обеззараживают воду дозы хлора, посде применения ко- • торых вода содержит только монохлораминный остаточный хлор. Сильнее действуют дозы хлора, образующие не только монохлораминный, но и дихлораминный остаточный хлор. Наиболее сильное обеззараживающее действие оказывают дозы хлора, разрушающие монохлорамин и дихлорамин и дающие свободный остаточный хлор.
3. Для правильного санитарного контроля за хлорированием или преаммонизацией воды следует определять не только количество, но и качество остаточного хлора.
ЛИТЕРАТУРА
Г у б а р ь М. А. Гиг. и сан., 1950, № 2, стр. 13. — И з ъ ю р о в а А. И., Шустова Л. Н. Водоснабжение и санитарная техника, 1941, № 7—8, стр. 40. — Тодо-р о в П. П., И з ъ ю р о в а А. И. Гиг. и сан., 1945, № 3, стр. 5. — Т р а х т м а н Н. Н. Там же, 1949, № 2, стр. 13.— Фридлянд С. А. Там же, 1950, № 7, стр. 5. — С h а-pin R. М„ J. Am. Chem. Soc., 1929, v. 51, p. 2112. — H о a t h e г R. C. J. Inst. Water Eng., 1949, v. 3, p. 507.
Поступила 3/IV 1958 r.
DIFFERENTIAL DETERMINATION OF CHLORINE DURING THE PREAMMONIZATION OF WATER
P. N. Yagovoy, candidate of medical sciences
The author has studied under experimental conditions the formation and the breakdown of chloramines in drinking-water at various ratios of chlorine and ammonia contents. It was demonstrated that there exists a definite relation between the action of chlorine on ammonia and that on Esch. Coli. Thus, it is possible to judge about the results of disinfection, depending on the form of residual chlorine. The lowest disinfection of the water is seen in doses of chlorine after which the residual chlorine consists only of monochloramines. Doses of chlorine which give not only mono- but dichloramine forms of residual chlorine as well, produce a stronger action on bacteria. The best disinfecting effect is obtained with doses of chlorine which break-down the chloramines and give residual chlorine in the form of free available chlorine.
A correct sanitary control of chlorination and preammonization should consist not only of quantitative, but of qualitative determination of residual chlorine as well.
К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ВИБРАЦИОННОГО ФАКТОРА ВЕРТОЛЕТА МИ-4
Кандидат медицинских наук Я. Я. Гуровский Из Центрального института усовершенствования врачей
Летно-тактические качества и особенности применения вертолетов свидетельствуют о большой будущности авиации этого рода, находящей широкое применение в различных областях народного хозяйства. Поэтому актуальным является изучение всех факторов внешней среды, влияющих на организм летчика при полете на вертолете, в том числе и изучение вибрации.
Отечественных и иностранных работ, посвященных изучению вибрационного фактора в авиации, очень мало. В имеющейся литературе ■отмечаются при вибрации изменение кровяного давления и пульса, увеличение дыхательного коэффициента, появление диплопии у летчиков вертолетов, торможение сухожильных рефлексов (Р. Керман, В. Л. Финкль и И. В. Боппен, В. Локле). Густав Шуберт указывает, ■что ощущение вибрации играет значительную роль при полетах и что под влиянием вибрации утомление наступает скорее. Многие исследователи подчеркивают значение адаптации к вибрационному фактору (А. Ф. Лебедева, А. И. Вожжова, Бюгар и Сувра, Бурдон и Лессаж, В. Локле и др.). Однако работ, прямо направленных на изучение влияния вибрации на высшую нервную деятельность человека или животных, в литературе нет и это побудило предпринять наше исследование.
Предварительным этапом было изучение влияния вибрации на условнорефлекторную деятельность животных. Наблюдения на людях проводились как в условиях лаборатории, так и в авиачасти при полете на вертолете МИ-4.
В лабораторных условиях изучалось влияние вибрации на условные двигательные рефлексы белых крыс {методика Л. И. Котляревского),