видом исследуемой ткани, а также типом экспериментального воздействия. Нагример, при облучении УВЧ наиболее резко ингибируется лизирующая активность экстрактов аорты, при экранировании—миокарда. (.;
Обобщая полученные результаты, можно заключить, что экспериментальные воздействия подавляют тромбопластическую и фибринолитическую активность тканей, способствуя гиперкоагулемии.
Как же можно объяснить эти результаты? Наиболее вероятно, что в основе выявленных сдвигов лежит один и тот же механизм. Предполагается, что изменение электромагнитного режима приводит к структурным нарушениям клеточных мембран. Как известно, основу мембраны составляют фосфолипиды, связанные с белком. В их состав входят фос-фатидилхолин, фосфатидилсерин и фосфатидилзтаноламин, обладающие мощным тромбо-пластическим действием. Нарушение связей между этими соединениями, по-видимому, способствует освобождению их из клеток с последующим поступлением в кровоток. Снижение тромбопластической активности тканей сопровождается гиперкоагулемией, что и наблюдалось в нашем исследовании. В пользу этого свидетельствуют и данные других авторов, которые отмечали дистрофичские нарушения в сердечно-сосудистой системе при хроническом облучении ЭМП (Г. Г. Лысина и М. Б. Рапопорт; Н. А. Дьяченко; Zajus и соавт.). Несомненно, что выявленные сдвиги реализуются как за счет нарушения регу-ляторных воздействий центральной нервной системы, так и в результате непосредственного влияния ЭМП на процессы, протекающие в клетке.
Существенный интерес представляют эксперименты, в которых животные находились в экранированной камере. В этих условиях характер изменений аналогичен динамике коагуляционных показателей при облучении УВЧ и электростатических полей. Следует согласиться с мнением А. С. Пресмана, что нормальная жизнедеятельность организма обеспечивается оптимальным электромагнитным режимом окружающей среды. Любое изменение этого режима приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, в связи с чем страдает трофическая функция тканей. Дискоординация обменных процессов, по-видимому, и определяет в конечном счете гиперкоагулемию и подавление тромбопластической активности тканей.
К сожалению, сейчас еще отсутствуют достоверные сведения о нормальных условиях электромагнитного облучения биологических систем. Однако нет никакого сомнения в том, .что ЭМП являются одним из важнейших гигиенических факторов, определяющих физиологическое состояние живого организма.
ЛИТЕРАТУРА. Дьяченко Н. А. Воен.-мед. ж., 1970, № 2, с. 35. — Котовщикова М. А., Федорова 3. Д. Лабор. дело, 1961, № 1, с. 18. — Лысина Г. Г., Раппопорт М. Б. Гиг. и сан., 1969, № 12, с. 29.— П р е с -м а н А. С. В кн.: Вопросы бионики. М., 1967, с. 341. — С и р м а и Э. Пробл. гема-тол., 1967, № 6, с. 38. — В е г ge г h о f Н. D., R о к а L. Z., Vitamin-, Hormon-u. Fermentforsch., 1954, Bd 6, S. 25. — К о w а г г у к Н., В u 1 и к К-, Acta physiol. pol., 1954, т. 6, с. 35. — Z а j и s K-, PuchalickM., CrzesikJ., Naturwissenschaften, 1959, Bd 46, S. 1148.
Поступила 7/11 1974 г.
УДК 612.766.1 + 613.6]: 656e34
А П. Ганин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ТРАМВАЕВ
Ленинградский институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова
Труд водителей трамваев относится к одному из видов комплексно-автоматизированного (труда (В. М. Ретнев), характеризующегося постоянным нервно-эмоциональным напряжением, включающим комплекс тонких взаимодействий органов чувств, быстрых и точных двигательных реакций. Однако за всю историю существования трамвая труд водителей не изучился достаточно углубленно.
Настоящее сообщение касается гигиенических и физиологических исследований, проведенных на типичных городских маршрутах в условиях Ленинграда. Параметры микроклимата изучали во все сезоны года на двух типах трамваев: ЛМ-57 и ЛМ-68. Вибрацию на полу и сидении водителя измеряли низкочастотной виброизмерительной аппаратурой РФТ, шум — аппаратурой фирмы Брюль и Кьер.
Для физиологических исследований было отобрано 23 практически здоровых мужчины-водителя в возрасте от 30 до 42 лет со средним стажем работы 10—11 лет. С учетом режимов работы, в плане суточной периодики (в 4, 8, 12, 16, 20, 24 ч), на протяжении пятидневной рабочей недели в типичном сменном графике изучали следующие физиологические функции: систолическое и диастолическое кровяное давление, частоту пульса, температуру тела, дифференцированную условнодвигательную реакцию на свет и звук, устойчивость ясного видения, кистевую физическую силу и выносливость к статическому усилию. Были проведены хронометражные исследования (детальная фотография рабочего дня) на 2 типах трамваев в 3 сменах. Всего проведено 5890 исследований физиологических функций.
. А
1
i
Полученные данные оценивали с использованием непараметрических критериев (Е. В. Гублер и А. А. Генкин).
Рабочее место водителя трамвая находится в кабине закрытого типа. Микроклимат на рабочем месте характеризуется непостоянством во времени, обусловленным спецификой трудового процесса и конструктивными недостатками кабины. Температура воздуха колебалась в зимний период в пределах 7,6—17,2° (вагон ЛМ-57) и 14,3—20,7° (ЛМ-68), в переходный период 16,3—22,6° (оба типа). Перепады между температурой на рабочем месте и наружного воздуха достигали 14,1—27,4° зимой и 4,3—6,9° в переходный период. Существенной особенностью являются перепады температур в кабине по вертикали зимой до 14,3°. Разница температур слева и справа от водителя в нижней зоне составляла зимой 6—9°. В летний период температура в кабине отличалась большим постоянством, превышала наружную температуру на 3—7° и была в пределах 20,8—27,6° (в наиболее жаркий день отмечалась температура 43—47°). Относительная влажность во все сезоны года колебалась в пределах 58—84%, достигая 90—98%. Скорость движения воздуха в закрытой кабине не превышала 0,01—0,02 м/с. При открытой форточке и двери скорость движения была 0,43—2,86 м/с. Неблагоприятные метеорологические условия в кабине трамвая обусловлены, с одной стороны, конструктивными недостатками кабины (отсутствие регулирования нагрева печей, искусственной вентиляции, теплоизоляции и др.), с другой стороны — условиями работы, при которых водитель должен покидать кабину (для ручного перевода стрелок, отметки на конечных пунктах и др.).
Исследования воздуха в кабине на содержание окиси углерода в условиях возможного попадания ее извне с выхлопными газами автомобилей дали отрицательные результаты (48 проб).
Уровни интенсивности шума в кабинах трамвая типа ЛМ-68 достигают 76—82 дБ, в кабинах типа ЛМ-57 — на 5—9 дБ выше. Основными источниками шума в трамвае являются мотор-вентилятор, мотор-компрессор и ходовые части.
Уровни вибрации на полу и кресле водителя равномерно распределены по спектру 2—250 Гц. Вибрации на полу кабины составляют 95—103 дБ (виброскорость 7,07-10-1 см/с и ускорение 4,24-10* см/с2) в вагонах типа ЛМ-68 и 111—120 дБ (5,0 см/с и 3,0-104 см/с2) в вагонах ЛМ-57, более старого типа. Вибрации на кресле водителя ниже, чем на полу кабины, на 2—3 дБ. Кроме сотрясений при движении по рельсам, источниками вибрации в трамвае являются мотор-вентилятор и мотор-компрессор, создающие во время стоянок вибрации до 95—97 дБ.
Результаты хронометражных исследований позволяют сделать вывод о высокой плотности рабочего дня водителя, достигающей 93—98%. Количество движений, выполняемых водителем только для управления вагоном, превышает за восьмичасовую смену 5000. Обращает внимание асимметрия распределения рабочих функций на конечности. Наибольшая физическая нагрузка приходится на левую половину тела: за восьмичасовую смену производится до 1680—1850 переключений контроллера левой рукой с усилием до 5 кг. При этом корпус водителя отклоняется вправо, поскольку объем движения рукоятки контроллера выходит за пределы досягаемости для левой руки. Левая нога более половины рабочего времени (58—66%) находится в состоянии статического напряжения, удерживая в заданном положении педаль безопасности. Однако по общему уровню энерготрат работа водителя трамвая относится к категории легких и не превышает 1,2 ккал/мин (X. Янес).
Важнейшей особенностью работы водителя является постоянное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с работой в условиях дефицита времени и ответственности за безопасность движения. Число объектов одновременного наблюдения достигает 12—20 при постоянно меняющейся дорожной ситуации. Кроме обстановки вблизи вагона, наиболее важными объектами наблюдения являются: наружное зеркало (до 1500 обращений в смену) и передняя дверь вагона (до 850 обращений в смену).
Типичный недельный график работы водителей трамваев представлен последовательно чередующимися двумя поздними вечерними сменами (с окончанием работы в 24—2 ч), одной средней и двумя ранними утренними (начало работы в 4—6 ч). Продолжительность смен за неделю колеблется от 5 до 91/2 ч. Исследования, проведенные в плане суточной периодики, позволяют проследить изменения отдельных функций организма на протяжении пяти дней и с учетом режимов труда. Суточные кривые, построенные на основании средневзвешенных показателей по каждой функции, имеют ряд общих черт и на протяжении всей недели сохраняют суточную периодичность, минимальные уровни активности организма наблюдались в 4 и 8 ч, однако максимальные показатели смещались на протяжении суток в сторону рабочей смены (на 24 ч при работе в позднюю вечернюю смену и на 8—12 ч при работе в утренних сменах), что является отличием при сравнении с нормальными суточными кривыми. Общим признаком следует считать и уплощенность суточных кривых. Например, показатели систолического и диастол и чес кого кровяного давления колебались за сутки в пределах 117,74±1,54—127,95±3,04 мм рт. ст. и 72,50±1,49— 84,77+2,24 мм рт. ст. соответственно, частота пульса — в пределах 68,7±2,2—76,6+1,4 в минуту. Обнаруживается общая для всех кривых тенденция к уменьшению суточного размаха и понижению показателей от первого к пятому дню работы.
При определении степени согласованности отдельных физиологических функций обнаружено нарушение корреляции между показателями частоты пульса и температуры тела, наблюдаемое на четвертый и пятый день недели (коэффициент корреляции 0,128— 0,235 по критерию Вилкоксона, Р 0,25). Показатели систолического и диастолического
кровяного давления сохраняют большую тесноту связи на протяжении всей недели (коэффициент корреляции 0,840—0,912, Р < 0,005). При анализе индивидуальных суточных кривых выявлено большое число измененных (682 из 805, или 84,7%) в сравнении с нормальными.
Состояние здоровья водителей трамваев характеризуется высоким уровнем обшей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (198,1 случая и 2272 дня нетрудоспособности на 100 работающих) по сравнению с заболеваемостью рабочих вагоноремонтного завода (141,2 случая и 1686 дней нетрудоспособности на 100 работающих —данные приводятся за 1970 г.). Ведущими формами в структуре заболеваемости водителей трамваев являются: простудные заболевания, заболевания периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.
Проведенное физиолого-гигиеническое изучение труда водителей трамваев является основой для разработки комплексных мероприятий по улучшению условий труда и рационализации режимов работы водителей.
ЛИТЕРАТУРА. ГублерЕ. В., ГенкинА. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. — Р е т н е в В. М. Проблемы гигиены труда при комплексной автоматизации. Л., 1971. — Я н е с X. Труд и здоровье водителя. Таллин, 1970.
Поступила 21/1II 1974 г.
УДК 615.285.7( АНТ И О). 099
Кандидаты мед. наук А. И. Гурова, Н. П. Алексеева и О. Е. Горлова, Р. А. Чернышева
К ТОКСИЧНОСТИ ПЕСТИЦИДА АНТИО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва
АНТИО — пестицид фосфорорган и ческой группы (синонимы: форматион, О-афликс; аналог рогора): 0-диметил-5-(1Ч-метил-М-формил-карбоил-метил)-дитиофосфат. В чистом виде он представляет собой белый кристаллический порошок с температурой плавления 25—26° или желтоватую густую жидкость с удельным весом 1,36. Препарат хорошо растворим в жирах и органических растворителях, коэффициент растворимости его в воде при 20° равен 0,04. В 1963 г. препарат предложен для использования как высокоэффективный инсектоакарицид системного и контактного действия. Он применяется для борьбы с вредителями плодовых, овощных и технических культур в виде 25% эмульгирующего концентрата. При работе в воздухе поступают пары и аэрозоль АНТИО.
Мы проводили токсикологическое исследование отечественного препарата АНТИО, синтезированного во Всесоюзном научно-исследовательском институте химических средств защиты растений и идентичного по физико-химическим свойствам импортному препарату. Сопоставление полученных нами данных с литературными свидетельствует о том, что отечественный препарат АНТИО, как и импортный, является соединением, высокотоксичным для мышей н умеренно токсичным для других животных при однократном введении в желудок.
Клиника острого отравления животных импортным препаратом, по описанию разных авторов, сводится к симптомам возбуждения, а затем угнетения центральной нервной системы, возбуждения мускарнно- и никотиночувствительных холинреактивных систем организма (что проявляется в угнетении активности холинэстеразы цельной крови и эритроцитов) и к симптомам поражения печени и других паренхиматозных органов. Отечественный препарат вызывает у животных подобную же картину — двигательное возбуждение, сменяющееся расстройством координации движений и адинамией, одышку, цианоз и рвоту. Животные погибают в срок от нескольких часов до 2 сут.
По показателям кожно-резорбтивного действия АНТИО относится к высокотоксичным соединениям: его для белых мышей составляет 400 (344,8-^464) мг/кг; кожно-оральный коэффициент равен 4,44.
Нам не удалось получить смертельные концентрации для белых крыс из-за низкой летучести препарата (определенная опытным путем летучесть при 20° равна приблизительно 0,1 мг/л).
ЬС&0 препарата для белых мышей равна 0,027 (0,0208н-0,035) мг/л, или 27 мг/м3. Таким образом, при ингаляционном воздействии белые мыши обладают более выраженной видовой чувствительностью к АНТИО, чем белые крысы.
Для определения порога острого действия изучали активность холинэстеразы цельной крови, потребление кислорода и порог нервно-мышечной возбудимости. Пороговой для белых мышей оказалась концентрация 2,5 мг/м3, для крыс — 5 мг/м3. Зона острого действия АНТИО, по данным опыта на белых мышах, равна. 10,8, КВИО (И. В. Саноцкий) равна 3,7, что свидетельствует о низкой степени опасности ингаляционного отравления АНТИО в производственных условиях. А. Б. Хамрабаев, М. Г. Миргиязова, Н. М. Воробьева н В. С. Лапченко при изучении кумулятивных свойств импортного препарата АНТИО н