Научная статья на тему 'Проблемы нормативного правового обеспечения охраны труда в организациях городского наземного электротранспорта'

Проблемы нормативного правового обеспечения охраны труда в организациях городского наземного электротранспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ротфельд М. В.

Транспортным хозяйствам городского электротранспорта присущ непрерывный процесс производства, как в области управления, так и в области обеспечения и технического обслуживания объектов предприятия. Автор анализирует основные виды опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников организаций городского электротранспорта. На примере изучения и гигиенической оценки условий труда водителей трамваев г. Волжска были рассмотрены последствия этих неблагоприятных воздействий. основании проведенных исследований автором разработан ряд предложений по совершенствованию нормативной правовой базы охраны труда для данного вида экономической деятельности. Ключевые слова: охрана труда, электрический транспорт, гигиеническая оценка, трудоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного правового обеспечения охраны труда в организациях городского наземного электротранспорта»

Проблемы нормативного правового обеспечения охраны труда в организациях городского наземного электротранспорта

РОТФЕЛЬД М.В.

заместитель начальника отдела нормативного обеспечения охраны труда ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России,

канд. техн. наук, доцент

Транспортным хозяйствам городского электротранспорта присущ непрерывный процесс производства, как в области управления, так и в области обеспечения и технического обслуживания объектов предприятия. Автор анализирует основные виды опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников организаций городского электротранспорта. На примере изучения и гигиенической оценки условий труда водителей трамваев г. Волжска были рассмотрены последствия этих неблагоприятных воздействий. На основании проведенных исследований автором разработан ряд предложений по совершенствованию нормативной правовой базы охраны труда для данного вида экономической деятельности.

Ключевые слова: охрана труда, электрический транспорт, гигиеническая оценка, трудоспособность.

В экономике любого государства транспорт как вид экономической деятельности занимает ведущее место. Значение, которое имеет в жизни общества городской пассажирский транспорт, очевидно. С ним житель современного города сталкивается практически ежедневно. Тем более в период общемирового кризиса транспорт, не использующий двигатели внутреннего сгорания, приобретает особое значение. Городской электрический транспорт (ГЭТ) - одна из разновидностей городского пассажирского транспорта.

В развитых странах электротранспорт является основным перевозчиком пассажиров внутри города, на его долю приходится более 50 % перевозок. В развивающихся странах процент перевозок электротранспортом в городах составляет от 15 %.

Основными средствами городского пассажирского электротранспорта являются трамваи и троллейбусы, представляющие собой уличный (или наземный) электротранспорт.

По данным Федеральной службы по статистике в Российской Федерации наземный ГЭТ обслу-

живает население 157 крупных и средних городов [1].

Городской наземный электротранспорт представляет собой систему, включающую в себя полный технологический цикл: подготовку и выпуск подвижного состава; его эксплуатацию на линии; обслуживание элементов обеспечения перевозок (рельсовый путь, контактно-кабельная сеть и т.д.); оперативное и стратегическое управление; финансовый анализ и планирование. Поэтому транспортным хозяйствам ГЭТ присущ непрерывный процесс производства как в области управления (включая систему охраны труда), так и в области самого обеспечения и технического обслуживания объектов предприятия.

Следует отметить, что за последние 15 лет перевозки пассажиров наземным электротранспортом в России сократились более чем в три раза. Изменения объемов перевозок по видам наземного электротранспорта по данным Федеральной службы государственной статистики [2] представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Перевозки пассажиров по видам электротранспорта (млн. человек).

1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Транспорт - всего 47885 44943 44745 42350 39699 38493 29390 26015 23074

в том числе по видам:

трамвайный 8071 7540 7421 6982 6321 5804 4123 3267 2660

троллейбусный 8619 8475 8759 8181 7291 6680 4653 3775 2972

Такое положение дел не может не беспокоить, так как наземный электрический транспорт занимает особое место в системе городского транспорта. У электротранспорта (в частности трамвайного) есть свои преимущества: беспрепятственный проезд по линии и оперативность проезда, большая вместимость (возможно образование поезда из 2 - 3 вагонов по 150 человек каждый), экологичность. Так же следует отметить, что при использовании современных вагонов и надлежащем содержании линейных участков трамвай может передвигаться со скоростью до 75 км/ч. Кроме того, наземный городской электротранспорт принято относить к «относительно чистой экологической категории» транспорта.

Восстановление и развитие системы городского электротранспорта кроме широкого спектра технических вопросов сопровождается кадровой проблемой.

Работники ГЭТ и в первую очередь работники подвижного состава должны обеспечивать безопасность передвижения, посадки и высадки пассажиров, необходимый уровень комфорта поездки, который в свою очередь определяется планировкой салона и оборудования (сиденья, поручни), наличием освещения, отопления и вентиляции.

Наряду с этим работники ГЭТ так же нуждаются в безопасных и максимально комфортных условиях труда.

Проведенный анализ показал, что работники организаций городского электрического транспорта подвержены воздействию целого ряда опасных и вредных производственных факторов. Этот комплекс воздействий негативно влияет на здоровье работников и повышает уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Например, изучение и гигиеническая оценка условий труда водителей трамваев г. Волжска показали, что одним из основных вредных производственных факторов является неблагоприятный микроклимат. Параметры микроклимата в кабине водителя не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора рФ от 01.10.1996 № 21), что обусловлено конструктивными недостатками старых моделей трамваев (плохая теплоизоляция кабины, отсутствие механической приточно-вытяжной вентиляции, нерационально расположенные отопительные приборы, необходимость выходить из кабины). В зимний период года фактические показатели микроклимата в большей степени соответствовали оптимальным и допустимым значениям. Однако

имели место значительные перепады между наружной и внутренней температурами, а также неравномерность распределения температур по вертикали. Разница между температурой воздуха от уровня пола (20 см) до зоны дыхания (150 см) колебалась в пределах 10 - 15°С. Негативным фактом являлась необходимость для водителя периодически выходить из кабины на открытый воздух, в том числе и в холодный период года, когда температура воздуха достигала отметки ниже 0°С. В летний период года температура воздуха в кабине превышала допустимые величины на 5 - 8°С за счет нагревания солнцем через стекло внутренней облицовки кабин и отсутствия защиты от инсоляции. Естественная вентиляция воздуха через открытые форточки не обеспечивала снижение температуры воздуха, искусственная вентиляция кабин, кондиционирование воздуха были не предусмотрены. В соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) условия труда водителей трамваев по показателям микроклимата относятся к 3-му классу 2-й степени.

Измерение уровней естественного и искусственного освещения и их оценка в соответствии СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-78) (в ред. от 29.05.2003) показали, что в темное время суток в 85% случаев освещенность трамвайного полотна от уличных светильников на основных магистралях достигала 5 - 12 лк, а на дублирующих 1 - 4 лк, что не соответствует нормативам. Освещенность полотна только от света фар на расстоянии 25 - 30 м не превышает 1 лк, на расстоянии 10 м - в среднем 15 - 20 лк, что осложняет работу водителя, т.к. при скорости движения 60 - 70 км в час тормозной путь трамвая составляет 30 - 40 м. В кабине водителя КЕО в течение дня колеблется 0,9 до 42%, т.е. днем соответствует гигиеническим требованиям. Однако отрицательные условия для зрительной работы водителей могут быть связаны с повышенной прямой и отраженной блесткостью при ярком солнечном свете. Искусственное освещение в вечернее время осуществляется специальными светильниками и не превышает 20 лк. В темное время суток наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров на остановках затруднено из-за контраста между ярко освещенными окнами вагона и менее освещенной площадкой для пассажиров. Класс условий труда по фактору «освещение» - 3-й класс 1-й степени.

На рабочих местах водителей трамваев проводилось измерение уровня шума. В кабине водителя регистрировался непостоянный (преры-

вистый) широкополосной шум с преобладанием звуковой энергии в низко- и среднечастотных областях, интенсивность его составила 75 - 84 дБ в низкочастотном диапазоне и 68 - 75 дБ - в сред-нечастотном. Однако в диапазоне изменения наиболее «характерных» скоростей движения 40

- 60 км/час заметное влияние скорости движения на уровень звукового давления не выявлено. В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 класс условий труда водителей трамваев в зависимости от шума можно классифицировать как 3-й 1-й степени.

Измерение уровней виброскорости на сиденье водителей в подавляющем большинстве случаев не превышало ПДУ и находилось в пределах 80 - 126 дБ. Уровни виброскорости на рукоятке контроллера водителя изменялись в пределах 85

- 117 дБ и не превышали ПДУ [7]. Класс условий труда водителей трамваев по показателю вибрации можно квалифицировать как 2-й (допустимый).

При гигиенической оценке воздушной среды в кабинах водителей фиксировалось наличие минеральной пыли (от 1,0 до 3,0 мг/м3) и оксида углерода (3 - 5 мг/м3), что не превышало ПДК.

При измерении в кабинах водителей трамваев напряженности электрического поля при частоте 50 Гц разница в показателях во время движения и на остановках не выявлена, показатели не превышали допустимые значения. Класс условий труда водителей трамваев в зависимости от электрического поля - 2-й (допустимый).

Рабочее место водителя не обеспечивает в полной мере сохранения работоспособности на протяжении рабочей смены, не отвечает полностью эргономическим требованиям (недостаточно учтены антропометрические данные водителя, нерационально расположен контроллер слева, малые размеры подпультного пространства, отсутствие дополнительных точек опоры для рук, неэффективная система вентиляции и отопления и др.).

Результаты хронометражных исследований показали, что водители имеют высокую плотность рабочего дня - 95,1%. Основная работа по вождению трамвая, выполняемая в рабочей позе «сидя», занимает в среднем 78,4% времени смены. Водитель трамвая совершает стереотипные рабочие движения с участием верхних и нижних конечностей (переключения тумблеров дверей, педали бдительности и др.). Обращаемость водителя к органам управления весьма значительна -до 45500 за смену. Важным элементом является удержание в заданном положении педали бдительности в течение 65 - 80% времени движения, что создает статическую нагрузку на нижнюю конечность с величиной усилий 1,8 - 2 кгс. Физическая нагрузка на водителя трамвая связана также

с такими производственными операциями, как подключение пантографа к контактной сети и отключение (усилие 8 - 10 кг 2 - 4 раза за смену). Из неблагоприятных факторов в организации труда необходимо отметить отсутствие обеденных перерывов и гарантированных стоянок для отдыха на маршруте. В результате оценки условия труда водителей трамваев по показателям тяжести трудового процесса относятся к 3-му классу 2-й степени.

Напряженность труда водителей трамваев относится к 3-му классу 2-й степени. Она определялась по таким критериям, как содержание работы, восприятие сигналов, сложность работы, работа в условиях дефицита времени, длительность сосредоточенного наблюдения (более 75% рабочей смены), плотность сигналов (около 200 в течение часа), высокие эмоциональные нагрузки, режим (сменность) работы, отсутствие регламентированных перерывов.

В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 класс условий труда водителей трамваев можно классифицировать как 3-й класс 3-й степени, что является риском для повышения уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессионального травматизма и роста хронической (в том числе профессионально обусловленной) патологии [3].

Кроме того, следует учитывать, что среди работников наземного ГЭТ, потерявших трудоспособность, большинство составляют женщины. Этот результат вполне закономерен, так как более 55 % численности работающих на городском пассажирском электротранспорте - женщины, а среди водителей трамваев, работников службы движения и ряда других подразделений они составляют абсолютное большинство.

Основой рационального использования трудовых ресурсов является вовлечение женщин в такие производства, которые наиболее полно учитывали бы анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма и не наносили бы ущерб социально-биологическим функциям женщины, особенно материнству.

У женщин-работников ГЭТ часто отмечаются нарушения менструального цикла, воспалительные заболевания наружных и внутренних половых органов, опухолевые заболевания матки и придатков (миома матки, кисты яичников), опущений стенок влагалища и внутренних половых органов.

Установлено, что наибольшее влияние на развитие кольпита оказывали электромагнитное поле и шумовой фактор; аднексита - неблагопри-ятныймикроклимат, вибрация, электромагнитное поле и шум; на появление нарушений менструального цикла - шумовой фактор; на развитие миомы матки - вибрация и электромагнитное поле;

бесплодия - вибрация и шум; на возникновения аномалий положения гениталий в максимальной степени влияли вибрация, сидячий характер работы и шум. Интересно, что воздействие шума и электромагнитное поле наиболее тесно связаны со снижением полового влечения, а сидячий характер работы - с повышением либидо.

Отмечалось повышение показателей гинекологической заболеваемости при увеличении возраста и стажа работы.

Характер работы также сказывается на течении беременности и родов.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии производственных факторов не только на общее состояние здоровья женщин-работниц городского электротранспорта, но и на их репродуктивные функции, что требует проведения комплекса организационных, медико-профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий [4, 5].

Учитывая, что класс условий труда водителей электрического транспорта относится к вредному, необходимо предусмотреть в разрабатываемых правилах и других нормативных правовых актах возможность снижения критериев ряда факторов до уровня допустимых значений или предусмотреть защиту временем, особенно для женщин.

Исходя из этого, необходимо разработать ряд нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда для данного вида экономической деятельности, в которых должны быть предусмотрены требования, направленные на снижение воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Результаты анализа отечественных и зарубежных нормативных правовых актов в сфере безопасности и охраны труда в организациях городского электрического транспорта свидетельствуют, что действующие нормативные правовые акты не соответствуют современным требованиям трудового законодательства, следовательно, возникает необходимость совершенствования государственных нормативных требований охраны труда для организаций ГЭТ.

Прежде всего, следует переработать Межотраслевые правила охраны труда для работников наземного городского электрического транспорта, так как действующие на сегодняшний день «Правила по охране труда на городском электрическом транспорте», утвержденные Приказом ГК «Мосгортранс» № 213 от 21 мая 1998 г., не пересматривались более 10 лет. Кроме того, представленный документ не в полной мере соответствует в первую очередь положениям Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Минздравсоцразвития от 17 декабря 2002 г. № 80

«Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и других действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.

В разрабатываемых правилах должны быть в обязательном порядке отражены следующие вопросы охраны труда:

1. Приведен полный перечень опасных и вредных производственных факторов, оказывающих влияние на работников ГЭТ, а также их допустимые значения в соответствии с действующими нормативными актами.

2. При рассмотрении требований охраны труда целесообразно уделить особое внимание специфическим работам при эксплуатации и обслуживании электротранспорта.

3. В требованиях к режиму труда и отдыха следует учитывать действующие нормативные правовые акты, например, приказ Министерства транспорта РФ от 18 октября 2005 г. № 127.Осо-бое внимание следует уделять организации труда женщин и лиц моложе 18-ти лет.

4. При формировании требований к производственным помещениям и производственным площадкам следует учитывать особенности электротранспорта в сравнении с автомобильным транспортом. Должны быть сформулированы четкие требования к въездам и выездам, местам хранения, ремонта и технического обслуживания.

5. Учитывая большое количество женщин, занятых на различных работах по обслуживанию и эксплуатации электротранспорта, и в целях предотвращения их травмирования, в разрабатываемых правилах должны быть отражены требования к каждому рабочему месту с возможностью оценки и выявления рисковых ситуаций, в том числе с учетом перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, установленного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 (Собрание законодательства РФ, 2000, № 10, ст. 1130).

Кроме Межотраслевых правил для обеспечения системы охраны труда в организациях городского электрического транспорта должны быть разработаны типовые инструкции для всех работников, занятых эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием ГЭТ. В настоящее время действует ряд типовых инструкций по охране труда для предприятий городского пассажирского транспорта, утвержденный приказом по ГУП «Мосгортранс» № 355 от 20 октября 2001 г. Эти инструкции так же должны быть переработаны в соответствии с требованиями действующих законодательных и ,, нормативных правовых актов, содержащих тре- >>

Организация охраны труда в малом бизнесе

ДОРУШЕНКОВА О.Ю.,

младший научный сотрудник отдела нормативного обеспечения охраны труда ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России, аспирантка МГТУ им. А.Н. Косыгина

Правительством Российской Федерации принимаются меры по становлению и развитию малого бизнеса. Организация работ по охране труда на малых предприятиях определяется спецификой их деятельности и численностью работников и регламентируется положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере охраны труда. Автором рассмотрены некоторые особенности развития малого бизнеса в России и основные проблемы организации управления охраной труда в подобных организациях.

Ключевые слова: охрана труда, малый бизнес, мероприятия, экономическая эффективность.

Малый бизнес в России становится серьезным фактором социально-экономической и политической стабильности в обществе. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению

уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смяг-

>>

бования охраны труда. В разрабатываемых типовых инструкциях по охране труда должны быть включены следующие разделы:

• общие требования охраны труда;

• требования охраны труда перед началом работы;

• требования охраны труда во время работы;

• требования охраны труда в аварийных ситуациях;

• требования охраны труда по окончании работы.

на основании типовых инструкций в каждой организации ГЭТ должен существовать пакет инструкций по охране труда для работников.

Литература:

1. Поначугин А.В. Повышение эффективности управления технологическим процессом перевозок наземным городским электротранспортом на основе применения мобильных информационно-управляющих систем // Журнал «Транспортное дело России». - 2009, № 1.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

3. Мажбиц Е.Г. Гигиена труда и оценка профессионального риска для здоровья женщин-водителей городского пассажирского электротранспорта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Волгоград: 2006 г.

4. Дармограй Н.В. Состояние здоровья и репродуктивная функция женщин-работниц городского электротранспорта. Сборник научных работ «Состояние репродуктивного здоровья и пути повышения качества жизни женщины-матери». С-Пб.: Издательство «Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая Медицинская Академия», 2009. № 2.

5. Дармограй Н.В., Сельков С.А., Суслопаров Л.А., Лукин В.А., Жибура Л.П., Ветров В.В., Фенина А.Н. Условия профессиональной деятельности и риск развития гинекологических заболеваний у работниц городского электротранспорта. Сборник научных работ «Состояние репродуктивного здоровья и пути повышения качества жизни женщины-матери». С-Пб.: Издательство «Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая Медицинская Академия», 2009 г. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.