Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОКЛИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРИЕНТАЦИИ И ВОЗДУШНОГО РЕЖИМА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОКЛИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРИЕНТАЦИИ И ВОЗДУШНОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОКЛИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРИЕНТАЦИИ И ВОЗДУШНОГО РЕЖИМА»

понятию «состояния здоровья», а в тексте, наоборот, входит в него. Складывается представление, что авторы программы считают термины «состояние здоровья населения» и «санитарное состояние населения» различными. На самом деле это одно и то же.

Наконец , с нашей точки зрения, вызывает сомнение еще одна формулировка программы: рождаемость как показатель состояния здоровья детского населения. Показатель рождаемости не может характеризовать состояние здоровья детей. Показатель рождаемости может быть использован с этой целью лишь в соотношении с показателями смертности, а в статистике это называется показателем естественного движения населения.

Считаем, что в существующие программы по курсу гигиены детей и подростков необходимо внести коррективы. Это важно для создания лучшей преемственности при изучении студентами санитарно-гигиенических факультетов курсов социальной гигиены и гигиены детей и подростков.

Поступила 7/11 1968 г.

УДК 613.5:371.6:628.»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОКЛИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРИЕНТАЦИИ И ВОЗДУШНОГО РЕЖИМА

Канд. мед. наук И. М. Геллер, Е. А. Семенцова

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент

В последние годы в школьном строительстве получили широкое распространение классы с ленточным остеклением. Как показали исследования, увеличение площади светопроемов вызывает перегрев в помещении, особенно в переходное время года (В. В. Недева, Е. И. Кореневская, И. М. Геллер,. Е. М. Семенцова). В связи с этим все чаще поднимается вопрос о целесообразности изменения ориентации светопроемов в классах с южных на северные румбы. Этот вопрос до настоящего времени остается спорным. Дело в том, что та и другая ориентация имеет преимущества и недостатки: оптимальные уровни освещенности наряду с явлениями блесткости и перегревом помещений в солнечные дни при южной ориентации и равномерное освещение с пониженными абсолютными значениями его при северной.

В 1964 г. в Ташкенте был построен экспериментальный классный павильон. В отличие от классов, создаваемых по существующим типовым проектам, увеличена глубина (до 8,36 м) и укорочена длина (до 6,4 м) учебного помещения. Класс обеспечивается двусторонним естественным освещением (подсчет через рекреацию). Все ограждения класса и рекреации, как наружные, так и внутренние, застеклены и могут трансформироваться. Раскрытие их обусловливает широкую аэрацию, так как практически полностью раскрываются противоположные остекленные стены класса и рекреации: создается класс на открытом воздухе. Основные светопроемы ориентированы на север или юг.

Для выявления возможности и целесообразности применения описанной конструкции в климатических условиях Узбекистана проведены специальные исследования. Изучение ультрафиолетовой инсоляции по-разному ориентированных классных помещений проводилось фотохимическим щавелевокислым методом 3. Н. Куличковой (по раствору А) на глубине 1 м от светопроемов и на уровне 1,5 л« от пола. Одновременно проводились исследования на площадках, прилегающих к северной" и южной сторонам здания.

•Определялись факторы внешней среды (температура и влажность воздуха, воздухообмен и температура внутренних поверхностей ограждений) и их влияние на реакции терморегуляции учащихся, находившихся в помещениях (измерялись температура тела и кожи на различных участках, влажность кожи, инфракрасное излучение с поверхности тела, частота пульса и дыхания, проводился опрос учащихся о тепловом самочувствии).

Исследования проводились в апреле в течение 17 дней. При этом были отобраны 623 пробы на определение интенсивности ультрафиолетовой радиации, проведено 3786 замеров микроклимата и 12 240 физиологических замеров.

При проведении исследований температура наружного воздуха колебалась от 9,8 до 33°, относительная влажность — от 14 до 87% и подвижность— от 0 до 3,5 м/сек. Температурно-влажностный режим изучался одновременно на территории участка школы, в южном и северном классах экспериментального павильона, а также в контрольном типовом классе в основном здании школы (с южной ориентацией). Микроклиматические исследования при закрытых светопроемах проводились при колебаниях наружной температуры воздуха от 10 до 26° и относительной влажности от 30 до 70%. Характерно, что в экспериментальном классе с северной ориентацией основных светопроемов температура воздуха на 2,5—3,2° ниже, чем в классе с южной ориентацией.

Относительная влажность в классах в основном коррелирует с температурой воздуха в них.

Микроклимат при двустороннем раскрытии наружных ограждений (сквозное проветривание) характеризуется незначительными различиями между температурой воздуха в экспериментальных классах и снаружи, особенно при температуре снаружи выше 20°. При этой аэрации различия температуры воздуха в классах северной и южной ориентации уменьшаются <табл. 1).

Таблица

Температура и влажность воздуха в экспериментальных и контрольном классах при различных наружных условиях и двустороннем открытии наружных ограждений (средние данные)

1

Школьный участок

Экспериментальные классы

южный

северный

Контрольный класс (южный)

а; о и

14,0 15,4 16,2 17,7 18,4

19.3

20.4

21.3

22.5 23,5 24,5

25.2 26,0

27.4

28.5

29.3

31.4 33,0

К ^ "

иол о ь-

я К У

ь- «о о

О Я Я

62 63 53 44 44 43 50 34 38 36 29 28 25 25 21 21 24 14

а. х о

с 5ч Е ет я ООО. 03 и

15.8 17,0

17.6 18,8

19.0 20,2

21.9 21,9

22.5

22.7

24.1

25.2 26,7

27.1

28.6

29.2

30.5

32.6

п л*

Я * ~ к

I К О

н го о О X я

57 57 51

41 46

42 46 34 41 40 30 32 28 27 23 22 32 14

ЯЗ Я ^

О.Х 5 V

с « £■ I»

о о =

ь- ю с.

15,4 16,2

17.2 18,4 18,7 19,9 21,6 21,7

22.7

23.3

23.8 25,1 26,8

27.0 28,3

29.1 30,6

32.2

го «о

я ^ ""

О И л

о н

я к а

ь- га о о я я

57

58 50 42 46 42 48 37 33 39

32

33 27 26 23 21 25 19

!- X я я п О.Х и

О) >» >» С ч С£ 5 Я Я О) О О. ь- И и

19.8 20,0 20,2 21,2 21,6 22,8

23.0

23.9

24.1 25,0

25.2

25.5 25,7 26,7

28.4

28.6

29.5 30,2

ря™

к *=:

и о л

о -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х Я и

ь- я о

о я я

47 52

48

40 42 39 45

32 39

41

33 31 25 28 27 33 29 31

Одной из существенных гигиенических проблем является аэрация классных помещений, особенно если высота их уменьшена. Эффективное проветривание классов обеспечивает нормальный химический состав и влажность воздуха, а в климатических условиях Узбекистана при температуре воздуха в помещении, превышающей 25°, улучшает возможность теплоотдачи с поверхности тела учащихся.

Проведены многочисленные определения (1020 измерений) подвижности воздуха в центре классов при различных режимах их проветривания, в свето-проемах и на прилегающей территории. При закрытых светопроемах подвижность воздуха в центре классов находится на уровне 0,01 — 0,08 м/сек, т. е. крайне незначительна и практически не зависит от подвижности наружного воздуха. В условиях одностороннего раскрытия светопроемов этот показатель в среднем по обоим классам составляет 0,1—0,16 м/сек при средней подвижности воздуха снаружи 0,56 м/сек. Наибольшая подвижность воздуха отмечается при сквозном проветривании, когда его скорость в среднем в помещениях достигает 0,22 м/сек при 0,84 м/сек снаружи; в максимуме определяется подвижность воздуха, равная 0,4— 0,5 м/сек.

Результаты определения воздухообмена указывают на то, что кратность его при одностороннем проветривании составляет 29, а при двустороннем достигает 53. Такой воздухообмен намного превышает существующие нормативы; при этом в классе не на-

и в ч

43

о о. ■х.

к и X X

3 «

£ >»

2

(X

5.

ояйеж

0НЧ1ГЕН(10Н

онЯеихойи

К

« <и X X

3 =

4

(хеэЛН -вйл а) В1ГЭ1 е<1Ххес1диндл

3 °

о ч о * "> =

О ГЗ

о х

X X

£5

• О) е* Л <и О"

С. <У

с ч с

3* Ч

к *

Е ^

л -.1

из

ё ч * »

А * 8 я 2 и

СТ> СП

— из

о _

882-

55

I

3

а. а

1

I

I-

|

О

ОМП1М Ю С5 СО СО

со оо о

Ю из СО

с~Г — см" со см со со со

— см о_

о"—— со

со со со со

ЮЙОО^

со со -ч- со

I I

со о: <м со

О) о о о ао ао 00

~ — см см

со см со о о_ со см -ч-_ о" о" о" со

из

см см со ч- <--

О О О О —

см ао о о ч* СО СО СО СО ОЭ

а о.

£

с

01-02-ЧГ со О СМ

о" о" — см'тг

СО СО СО из о Г— СЛ —' — СО СМ СМ СО СО СО

■чг г-^о СО I4-Ч" СП СМ СМ СО СО <М СО СО СО

СО СО

о" о" см см" чГ со со со со со

СО СО — <35 — — СО СО ч*

со со со со со

О* о" —см" со"

СО СО СО СО СО

О -*1 СО 0О СО со из ч- со см

11111 СО Г- СМ О ТГ

СО СМ СО СО —

см ч- г- о

СМ СМ СМ СО с?

I I II

блюдается течений воздуха типа «сквозняка», способных [вызывать простудные явления.

Таким образом, изученная конструкция здания обеспечивает эффективную аэрацию классных помещений. Это подтверждается и данными физиологических исследований детей. Материалы изучения некоторых физиологических реакций разработаны нами в параметрах температур воздуха учебных помещений от 18 до 32,9° с учетом различных режимов проветривания (табл. 2). Из табл. 2 видно, что температура кожи на различных участках тела детей возрастает от одного диапазона к другому, особенно значительно увеличивается температура конечностей (кисть, стопа). При нагретости воздуха до 23—24,9° топография температуры кожи еще соответствует нормальным (комфортным) условиям, оптимальными остаются и все остальные физиологические показатели (влажность кожи, температура тела, пульс и дыхание). Тепловое самочувствие также в 100% случаев оценивается детьми как нормальное. Если воздух нагревается до 25° и выше, то происходит характерное изменение топографии температуры кожи; на дистальных участках тела (кисть, стопа) она становится равной температуре проксимальных участков тела (грудь). Эти сдвиги в сочетании с увеличением влажности кожи и соответствующим изменением оценок теплового самочувствия говорят о том, что микроклимат создает определенную нагрузку на терморегуляторные механизмы.

Таким образом, микроклимат с температурой воздуха выше 25° расценивается как дискомфортный. При сквозном проветривании экспериментальных классов более высокая подвижность воздуха в помещении увеличивает испарение влаги (пота) с поверхности кожи. Если воздух нагрет до 28—30,9°, то влажность (в условных единицах электропроводности) кожи лба составляет 2,04, груди — 1,39 и кисти — 0,57, тогда как при одностороннем проветривании она соответственно выше (4, 62, 5,86, 3,4.) При температуре воздуха 25—27,9° и сквозном проветривании сохраняется оптимальная кожная температурная топография. В этих условиях 73,6% детей отмечают комфортное теплоощущение.

При открытых светопроемах, особенно в утренние часы (8—10 часов), различая в интенсивности ультрафиолетовой радиации в классах разной ориентации несущественны и ими можно пренебречь.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Оптимальное тепловое состояние детей в экспериментальных классах наблюдается при температуре воздуха в диапазоне 18—25°, что подтверждается данными физиологических реакций терморегуляции и опросом детей относительно их теплового самочувствия.

2. Трансформация стен, создавая интенсивную аэрацию экспериментальных классов, способствует увеличению испарения влаги (пота) с поверхности кожи и расширяет температурные границы зоны оптимального теплового состояния детей до 27,9°.

В IV климатической зоне микроклиматические условия в классных помещениях с северной ориентацией основных светопроемов как при закрытом режиме помещений, так и при широкой их аэрации более благоприятны, чем в классах с южной ориентацией (И. М. Геллер, Е. А. Семенцова). Разница в интенсивности ультрафиолетового облучения в классах с разной ориентацией при широкой их аэрации несущественна.

Учитывая эти данные, а также тот факт, что в условиях Средней Азии можно большую часть года проводить занятия в школе при открытом режиме помещений, считаем приемлемой северную ориентацию классов зданий описанных конструкций.

Поступила 27/VI 1968 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.