при скорости 3—3,5 м/сек и перепаде с темпеоатурой воздуха в цехе не более 10—12°;
в) в цехах с повышенной влажностью воздуха при выполнении легкой работы температуру воздуха 25—26° при относительной влажности его не выше 60%.
5. Для зимнего периода года нет оснований вносить какие-либо изменения в общесоюзные гигиенические нормативы микроклимата производственных помещений, ибо зимние климатические условия Туркмении характеризуются большим числом холодных дней, в соответствии с чем и метеорологические условия в цехах в значительной степени могут поддерживаться с помощью отопления.
ЛИТЕРАТУРА
Ветошкин С. И., Г о р о м о с о в М. С., Ц и п е р Н. А., Р а п о п о р т К. А. В кн.: Вопросы коммун, гигиены п условиях жаркого климата Средней Азии. М., 1954, стр. 53—87.— Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956.—Исаев Н. С. Гиг. труда и проф. забол., 1957, № 4, стр. 3—11 — Ф е д ы и с к и й В. И Гиг. и саи., 1948, № 12. стр 7—12,— Шахбазян Г. X. Гигиеническое нормирование микроклимата производственных помещений. Киев, 1952. — 111 ел ей х о век и й Г. В. Микроклимат южных городов. М., 1948.
Поступила 9/XII 1957 г.
THE QUESTION OF HYGIENIC STANDARDIZATION FOR INDUSTRIAL BUILDING IN CENTRAL ASIA
B. G. Bagirov
The article contains data of the investigations carried out at eight industrial enterprises in Ashkhabad, Turkmen SSR. The aim of these investigations was the determination of a standard for the microclimate of industrial buildings and con.'eciuentlv the sanitarv and hygienic requirements for these buildings in the dry climate of Central Asia. For these purposes the author has stud ed the microclimate of the inductrial premises and its effect on the phvsio'ogical reactions taking place in the organisms of the labourers dur.ng the work. The author proposes sanitary and hygienic requirements for alleviation of the unfavorable effect of the high outside temperature and excessive insulation and measures for the creation of the most favorable meteorological conditions in the workshops during the summer season.
-fc it
К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ КОМФОРТНЫХ ТЕМПЕРАТУР В КЛАССНЫХ КОМНАТАХ
Кандидат медицинских наук П. А. Золотое Из кафедры общей гигиены Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова
Из всех элементов микроклимата при нормировании метеорологических условий класса наибольшее значение всегда придавалось температуре воздуха. Разные авторы рекомендовали различные температурные нормы. Так, Л. И. Бургерштейн и А. Нетолицкий (1913) предлагали, чтобы наименьшая температура водуха к началу занятий в классах у пола равнялась 15° и наибольшая на высоте роста учителя— 19°. Г. В. Хлопин считал нормальной для класса температуру 18—19°, А. В. Мольков (1948) указывал, что «... отопление должно обеспечивать при самой низкой наружной температуре воздуха (по климатическим условиям места) для классов... 16°». Г. П. Сальникова в своих исследованиях показала, что классные комнаты с лучистым отоплением
при широкой аэрации, при температуре ограждений 16,5—20° и при эффективной температуре воздуха 13—16° обеспечивают комфортные условия В. А. Яковенко, С. Е. Советов, С. М. Моисеев, А. Ф. Листов, М. И. Корсунская считают необходимым поддерживать температуру воздуха для классных комнат на уровне 16—18°. Такая же температура в качестве оптимальной для классов официально рекомендована ВГСИ (1948).
В работах, посвященных микроклимату школьных зданий, проведенных в течение последних лет, эти нормы были подвергнуты критике. П. Е. Тихомиров, например, утверждает, что для классных комнат оптимальной является температура воздуха в 18—22,5°. М. А. Шарова для старших классов предлагает более суженную зону оптимальной температуры воздуха 18—20°. Однако и в этих последних работах не придано должного значения такому важному вопросу, как сезонные изменения того микроклиматического комплекса, на фоне которого нормировалась температура воздуха. А ведь известно, что на состояние теплового комфорта большое влияние оказывает величина температурного перепада воздух — ограждение. Величина же этого перепада в значительной мере зависит от сезона года.
В этой связи следует указать на работу А. А. Летавета, А. Е. Малышевой и Б. М. Тверской, которые установили, что при постоянной температуре воздуха 20° повышение температуры стен на 1° существенно отражается на тепловом самочувствии.
Задачей нашей работы явилось гигиеническое обоснование комфортных температур в классных комнатах для учащихся 8—10-х классов в разные сезоны года. С этой целью в типовых классных комнатах (находящихся на 2-м этаже, имеющих центральное расположение, одинаковый режим отопления и проветривания) изучались температура, влажность и скорость движения воздуха, температура ограждающих поверхностей (4 стен и оконного стекла) и интенсивность солнечной радиации, проникающей через оконные ппоемы. Одновременно и в связи с этими измерениями проводился учет теплового состояния на 240 ученицах 8—10-х классов, а на 32 из них, кроме того, изучали температурную и потоотделительную реакцию кожи и радиационный теплообмен человек — ограждение. Одежда обследуемых школьниц была одинакова: белье хлопчатобумажное, сверху форменное платье и фартук, на ногах осенью и весной кожаная, зимой валеная обувь. Наблюдения велись систематически в течение учебного года во время занятий первой и втооой смены.
При изучении микроклимата классных комнат было установлено, что температура ограждающих поверхностей и относительная влажность воздуха, на фоне которых нормировалась температура воздуха, в разные сезоны года подвергались значительным изменениям. Так, температурный перепад воздух — внутренняя поверхность наружной стены осенью равнялся 2—3°, зимой 5,5—6°, в конце весны 1,5—2,5*. Очень большими сезонными колебаниями характеризовались температурные перепады воздух — оконное остекление. Если зимой (при отсутствии инсоляции класса) температура стекла в среднем была на 13,5* ниже температуры воздуха, то весной и осенью, когда вероятность солнечного сияния намного увеличивается по сравнению с зимним периодом, оконное стекло превращается в поверхность радиационного нагрева проникающими солнечными лучами, напряжение которых при южной
ориентации, как показали наши наблюдения, может превышать 1с~2
Следовательно, при одной и той же температуре воздуха в разные сезоны года тепловые условия в классных комнатах различны, а это значит, что одинаковые температуры воздуха в разные сезоны года не являются достаточным критерием тепловых условий помещения.
В наших наблюдениях зимой относительная влажность воздуха равнялась в среднем 37—50%, а весной и осенью параллельно с повышением влажности наружного воздуха и в классных комнатах относительная влажность возрастала, достигая в среднем 54—60%. Значит, и сезонные различия относительной влажности воздуха также создают в некоторой степени разные тепловые условия в классных комнатах при одинаковых температурах воздуха. Скорость движения воздуха в классных комнатах, не превышая установленных гигиенических норм, сезонных изменений почти не имела.
Таким образом, при одних и тех же температурах воздуха в классах в разные сезоны года создаются в известной мере различные условия теплоотдачи организма учащихся.
Существование сезонной разницы в оценке температуры воздуха в классных комнатах отчетливо показали наблюдения за тепловым состоянием учащихся. Опрос наблюдаемых проводился по пятибальной шкале: «жарко», «тепло», «нормально комфортно», «прохладно» и «холодно» с обязательным контрольным вопросом: «хочется ли теплее или холоднее». Более 50% учащихся 8—10-х классов оценивало нор-мально-комфортной температуру воздуха в классах: осенью в пределах от 17 до 24°, зимой — от 19 до 23°, в начале весны — от 18 до 23°, в конце весны — от 18 до 22°. В тех же классных комнатах при условии их глубокой инсоляции комфортное тепловое состояние отмечалось при более низких (в среднем на 2°) температурах воздуха.
Достоверность данных, основанных на учете теплового состояния, может быть подтверждена исследованиями, объективно характеризующими теплорегуляцию организма. Наблюдения за потоотделительной реакцией кожи не выявило сезонных изменений этой реакции. Повышение потоотделительной функции имело место всегда при температуре воздуха выше 23°. Температурная реакция кожи различных участков
Температура поверхности кожи (.роб, кисть) в зависимости от температуры воздуха в разные сезоны года осенью (сентябрь — октябрь), зимой (декабрь — февраль),
весной (15 апреля— 15 мая)
Показатель Сезон Темшрзтура воздуха в кллсс! ых комнатах
17° 18° ] 9° 20° 21" 2?" 23° 24°
Средняя температура поверхности кожи лба Осень Зима Весна 33.3° 33,3° 33,43° 33,5° 33.55° 33,7° 33,6° 33,67° 33,8° 33,65° 33,78° 33,8° 33,6" 34.17° 34,1° 34,2° 34,27° 34,4° 34,3° 34,47° 34,56° 34,4°
Интенсивность прироста температуры кожи лба на 1° температуры воздуха Осень Зима Весна — 0,13° 0,2° 0,12° 0,2° 0,12° 0,3° 0,05° 0,11е 0 0,05° 0.39* 0,3° 0,6° 0.1е 0,3° 0,1° 0,2° 0,16° 0,1°
Средняя температура поверхности кожи тыла кисти Осень Зима Весна 26 8° 25,9° 27,5° 25,2° 28.15° 26° 26,7° 29,5° 26,3° 28,2° 30° 26,7° 28,2° 30,2* 29° 29,4° 31,4° 30,2° 30,5° 31 ,6° 31° 31°
Интенсивность прироста температуры кожи кисти на 1* температуры воздуха Осень Зима Весна — 0,7° 1 ,7° 0,65° 1,2° г' — 1 .35° 0 0,5° 0,5° 0 0 0,2° 3,3° 1,2° 1,2° 0,9° 1.1е 0.2° 0,3° 0,5°
Разница в температурах кожи лба п кисти Осень Зима Весна 6,5' 8,3' 5,98° 8,3" 5,4° 7,7° 6,9° 4,17* 7,5° 5,45° 3,78° 7,1° 5,4° 3,97* 5,1° 4,8* 2,87° 4,2° 3.8° 2,87° 3,56* 3,4°
тела (лоб, кисть) в разные сезоны года имела разную динамику (см. таблицу).
Различия в температурной реакции кожи периферических участков тела в разные сезоны года при одних и тех же температурах воздуха в классных комнатах являются объективным подтверждением наличия сезонных изменений в интенсивности процессов теплообмена организма школьников.
Сезонная динамика температурной реакции кожи была отмечена при одинаковых температурах воздуха, но в условиях разного фона температуры ограждающих поверхностей и влажности воздуха, а значит, в условиях разной теплоотдачи проведением и изучением в различные сезоны года. Величина теплоотдачи излучением, как известно, зависит от разницы температуры поверхностей тел, вступивших в тепловую взаимосвязь, и расстояния между ними.
Лучистая теплоотдача участка тела (лоб) к наружной стене по мере повышения температуры воздуха с 17 до 25° при расположении учащихся на расстоянии в 0,6 м от стены постепенно уменьшается с
2,670- Ю-3 до 1,760- 10_3 ^г3^-• а ПРИ расположении учащихся в середине классной комнаты — с 2,320- Ю-3 до 1,390- 10~3 ■ Радиационный теплообмен периферического участка тела (кисть) с наружной стеной в диапазоне температуры воздуха 17—25° изменяется
с 1,435- Ю-з—1,105- Ю-3 ш™лек до 1,200 . 10-3-0.995 10~3 см^к
Сопоставление величины радиационного теплообмена в разные сезоны года (при одних и тех же температурах воздуха) указывает на некоторое сезонное различие радиационных теплопотерь учащимися в классных комнатах. Так, при температуре воздуха 20° радиационные теплопотери лоб — наружная стена на расстоянии 0,6 м осенью равны
2,050, зимой 2,285 и весной 1,930 емГ^к ,
Возможно, что эти сезонные различия лучистой теплоотдачи организма при одинаковых температурах воздуха наряду с сезонными колебаниями отдачи тепла проведением в связи с сезонными различиями состояния относительной влажности воздуха обусловливают и сезонные изменения теплообмена организма школьника, и сезонную разницу комфортных зон температуры воздуха в классных комнатах. Сезонное различие в диапазонах комфортных температур воздуха (осень 6°, зима 3° и весна 4°), по всей вероятности, можно объяснить тем, что осенью за время предшествующих летних каникул и отдыха благодаря более интенсивному занятию физическими упражнениями, закаливанию и общему укреплению здоровья учащихся их организм привыкает к более динамичным температурным условиям. Сужение зоны комфорта весной, когда микроклиматический комплекс в классных комнатах почти аналогичен осеннему, можно объяснить, по-видимому, привыканием организма школьника к сравнительно инертным микроклиматическим условиям жилых и классных помещений.
Приведенные выше наблюдения позволяют сделать вывод, что при нормировании температуры воздуха нельзя ограничиваться исследованиями в один сезон года и выводы распространять на разные сезоны, а также нельзя считать оптимальными температурами те, которые получены в результате наблюдений за один год и даже за несколько лег без днфференцировки по сезонам года.
Известно, что при нормировании температуры воздуха в помещении учитывается средняя температура, измеренная в разных точках, в то время как повседневный контроль за температурой при регуляции ее отоплением и вентиляцией осуществляется настенными термометрами.
Наши наблюдения позволяют считать, что температура воздуха в классной комнате для учащихся старших (8—10) классов (в климатических условиях средней полосы Европейской части союза) будет комфортной, если настеннный термометр, установленный на внутренней поверхности внутренней стены, на высоте 1,5 м от пола будет показывать температуру: осенью в пределах от 16,5 до 22°, зимой в пределах от 18 до 20°, весной в пределах от 17,5 до 21°.
ЛИТЕРАТУРА
Летавет А. А., Малышева А. Е., Тверская Б. М. Гиг. и сан., 1940, № 12. стр. 12—19.— С а л ь н и к о в а Г. П. Гиг. и сан., 1940, № 6, стр. ¿6—31.— Она же. Гиг. и здоровье, 1941, № 3, стр. 57—59.—Ш а р о в а М. А. В кн.: Тезисы докладов 2-й республиканской научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М., 1956, стр. 26—27.
Поступила 23/IX 1957 г.
DETERMINATION OF COMFORTABLE TEMPERATURES FOR CLASS-ROOMS ON
HYGIENIC BASIS
P. A. Zolotov, candidate of medical sciences
At the same temperature of the air the microclimate is quite distinct in different seasons of the year. Thus, in a class-room, at the same temperature of the air at various seasons of the year there may be different conditions Tor the body heat exchange of the pupils. Besides, as there are definite seasonal changes in the processes oi body metabolism, one may conclude that in a class-room during different seasons of the year the same temperature of air may not be of equal hygienic value. Therefore, the determination of optimum levels of temperature should be based on hygienic investigations carried out not only during one season but for a whole year or, better still, for several years and these standard temperatures should be different for each season.
\
•to -to -to
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ АЭРАЦИИ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ
3. П. Громова
Из кафедры школьной гигиены Московского педагогического института
имени В. И. Ленина
Задачей настоящей работы являлась гигиеническая оценка эффективности проведения учебных занятий в условиях постоянной естественной аэрации классной комнаты во все сезоны года в климатических условиях Москвы и изыскание общедоступных методов воздухообмена в условиях школы.
Исследования проводились на протяжении всего учебного года (1955/56) в двух одинаковых классах, расположенных в типовых школьных зданиях строительства 1937—1938 гг. Оба класса размещены на втором этаже, имеют юго-восточную ориентацию, световой коэффициент 1:4:5, на одного учащегося приходилось 1,24 м2 площади и 4,3 м3 объема помещения. Отопление школ центральное водяное, школьные здания включены в систему теплоэлектроцентрали. Система вытяжной вентиляции в обоих классах центральная на естественном побуждении. Для обеспечения притока воздуха в классах было по две фрамуги и две незамазанных створки окна. Фрамуга переднего окна в экспериментальном классе была оборудована боковыми щитками.