УДК 712.01
ао1:10.48612Мп1Ш/2024_53_150-158
ГИДРОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШЛИССЕЛЬБУРГА. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
М. А. Гранстрем М. С. Ефимова
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Рассматриваются аспекты формирования территории Шлиссельбурга, его гидротехнической системы, сформированной в XVIII - XIX вв. На основе архивных документов были определены этапы развития системы каналов, уточнены исторические сведения об объектах, входящих в состав гидротехнической системы. Выявлены актуальные проблемы сохранения и гармоничного интегрирования системы каналов в современный городской ландшафт. Актуальность темы обусловлена необходимостью сохранения среды Шлиссельбурга. В статье использованы материалы Российского государственного архива военно-морского флота, исторические документы, предоставленные музеем истории Шлиссельбурга.
Ключевые слова
Шлиссельбург, планировочная структура, гидротехническая система, каналы, шлюзы, мосты, объекты культурного наследия.
Дата поступления в редакцию
25.11.2024
Дата принятия к печати
12.12.2024
В постиндустриальном обществе вопрос сохранения архитектурно-градостроительного наследия встает очень остро. Начиная 1990-х годах в России, как и за рубежом, стали появляться теоретические исследования и проектные концепции, посвященные перепрофилированию и реновации объектов культурного наследия — памятников архитектуры. Однако не менее актуальный вопрос сохранения исторических рукотворных ландшафтов и связанных с ними ценных памятников инженерного искусства, которому в европейских странах уделяется много внимания, в России поднимается крайне редко. Проблему ревитализации природных и антропогенных ландшафтов с историческими инженерно-техническими сооружениями [1] можно рассмотреть на примере Шлиссельбурга.
Уникальность Шлиссельбурга определяется, во-первых, выдающимся расположением города у истока Невы и непосредственной близостью к крепости Орешек, а во-вторых—его историческими каналами. Природно-искусственный ландшафт Шлисельбурга образует система каналов, созданная на протяжении XVIII - XIX веков. Игнорирование важной роли водных объектов, отсутствие внимания к выразительным по архитектуре уникальным гидротехническим сооружениям, приводит к нарушению целостности облика города [2].
В начале XVIII века крепость Орешек1 в истоке Невы имела важное стратегическое значение (рис. 1). Петр Великий выстраивал торговые отношения с Европой, а морской путь проходил через Ладожское озеро, отличавшееся штормовыми ветрами. Суда с грузом часто погибали; купцы и государство несли убытки, под угрозой находился строительный материал для возведения новой столицы, который также транспортировался через Ладогу.
Чтобы избежать крушений судов было принято решение прорыть Ладожский канал2. Строительство началось в 1719 году по проекту барона фон Миллера. Канал шёл параллельно берегу озера, при этом был безопасным, имел ширину 21 метр и глубину 2.1 метр [3]. Изначально строительство было поручено князю А. Д. Меншикову, который обязался выполнить работу за два года, однако строительство затянулось на 12 лет. В результате руководства Меншикова на работы ушло около двух миллионов рублей, тысячи рабочих, но результата не было [3].
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
Рис. 1. Фрагмент карты бывших губерний Иван-города, Яма, Капорья и Нэтеборга авторства Берген-гейма. 1676 год. Источник изображения — http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1676/
I
О
¡е *
а о н
и
В 1728 году, уже после смерти Петра I, работы продолжает граф К. А. Миних, знающий инженерное искусство и гидрологию, имеющий опыт руководства строительством канала и шлюза в Германии3. Ладожский канал был открыт 19 марта 1732 года, на тот момент являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. (Рис. 2). Работы по благоустройству, отделке берегов канала, установке каменных шлюзов продолжались вплоть до 1750-х годов. Канал принес колоссальную пользу; в трудах графа Эрнста Миниха упоминается, что «в 1734 г. по нему прошло товаров на сумму 4 миллиона рублей. В 1820 г. по каналу было переправлено грузов на 30 миллионов рублей, а в 1860 г. на 100 миллионов» [4, с. 81].
1 Дата основания русской крепости Орешек — 1323 г., в составе Швеции — 1612 - 1702 гг., (Нотебург).
2
Впоследствии — Петровский и Староладожский.
3 Под руководством К. А. Миниха был возведен шлюз у Карлсхафена, прорыт Грабенштейнский канал, соединявший Фульду и Везер в 1713 году.
га
а >
*о л
«г ш ей и
1 I
9 га
ш 2 . и
и ъ
2 5
2 18 ш * ^ о
а <и
Рис. 2. План Староладожского канала с деталям. РГАВМФ, Ф. З, Оп.23, д. 937
Канал был оснащён деревянными спусками к воде, они использовались как резервные [5, с. 11] (рис. 3). Уровень воды в Ладожском озере колебался от 0,4 до 0,7 метров, это связано с стоком речных вод, а также сезонными изменениями климата. Эти особенности гидросистемы Ладожского озера сначала не был учтены, в связи с чем канал мельчал. Это обусловило необходимость возведения шлюзов [6, с. 17].
Рис. 3. План, профиль и фасад спусков, стоящих между Шлиссельбургом и Назией. Источник изображения — РГА ВМФ, Ф. З, Оп.23, д. 937
Шлиссельбургский трехкамерный шлюз первоначально состоял из одной каменной и двух деревянных камер, он вмуровывался в дно канала [7, с. 76]. На фасаде имелась памятная доска, а на шлю-
зе стояла памятная пирамида. В мае 1732 года в Шлиссельбург, с целью проверки работы шлюзов, прибыла Анна Иоанновна и выразила полное удовлетворение увиденным. В конце XIX века, с целью увеличить пропускную способность Петровского канала, шлюз был расширен до четырёх камер, а дерево было заменено на гранит (рис. 4).
Рис. 4. Шлиссельбург. Вид на Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и шлюзы. Фото 1900 - 1910-е гг. Источник изображения: https://pastvu.eom/p/612962
Система шлюзов продолжала действовать до момента закрытия судоходства по Ладожскому каналу, то есть до 1940-года (рис. 5, 6). После Великой Отечественной войны шлюзы уже не использовались, ворота были утрачены, кадка из гранитных блоков повреждена.
Рис. 5. Фрагмент плана города Шлиссельбург. 1906 год. Источник изображения—РГА ВМФ, Ф. 1331, Оп.1, д. 307 «Шлиссельбург, город. План.»
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
I
О
¡е *
а о н
и
га
а >
*о л
«г ш ей и
1 I
9 га
ш Е . и
и ъ
2 5
* 18 ш * ^ о
а <и
В XVIII веке у истока Невы и на берегах Ладожского канала развивается поселение. Застраиваются дамбы, появляются жилые дома, церкви, часовни, дома начальников отделений и дистанций канала, казармы, лазареты, больницы, магазины [5].
В 1731 году возводится Александровский мост-водоспуск, который был необходим для сброса лишней воды из канала в весенний период (рис. 7). Мост оснащён щитовыми стойками и щитами-шандорами, отсюда происходит его название. Первый водоспуск в этом месте был возведен в 1730 году, позднее он был перестроен. Мост, существующий в наши дни, был появился в 1784 -1786 годах по проекту Ф. Астафьева. Мост удалён от основной городской застройки, расположен, согласно карте 1906 года, на Петровской речке [Топоним ныне утрачен] [8], которая ныне соединяет Староладожский и Новоладожский каналы.
К«1!!'
111.1 тч КЛК11ГРГГК1к ли и>'1 ы ---->-----
Рис. 6. Шлиссельбургские шлюзы, фасад. Источник изображения—https://geoportal.rgo.ru/record/11277
Рис. 7. Шандорный мост, 2008 год, личный архив М. С. Ефимовой
Екатерининский 4 канал был построен в 1800 - 1806 годах по проекту И. К. Герарда [9, с. 140] (рис. 8). Он должен был снизить нагрузку на устье Ладожского канала. Петровский канал по-преж-
4 Малоневский канал.
нему мельчал, становился все менее рентабельным, судоходство несло убытки, в негодность пришёл и шлюз, пропускная способность которого снизилась. Поэтому вместе с созданием Екатерининского канала велись работы по реставрации гидросистемы Петровского канала. Гранитный двухкамерный шлюз был построен на месте однокамерного в 1834 - 1841 годах. Недалеко от шлюзов в 1835 - 1841 гг. был возведен Горбатый мост [10, с. 192].
Рис. 8. Малоневский канал, фото из фондов Музея истории города Шлиссельбург
С 1826 по 1832 годы ведётся строительство Петровского моста («Моста на колоннах») под руководством архитектора П. П. Базена. (Рис. 9). Проект разводного моста разработал инженер-полковник Н. И. Богданов 5. Мост установлен на гранитных колоннах, выполненный на основе ордерной системы. Колонны, произведенные артелью С. С. (К.) Суханова, объедены в группы, в основании напоминают греческий дорический ордер [6].
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
Рис. 9. Ладожский канал. План и фасад подъёмного моста, 1832. Источник изображения — Ьирв:// geoportal.rgo.ru/node/8685
5 В 1980-х годах были проведены работы по реставрации моста, однако, в связи с отсутствием судоходства по каналу, подъёмные механизмы восстановлены не были.
I
О
¡е *
а о н
и
га
а >
*о л
«г ш ей и
1 I
9 га
ш Е . и
и ъ
2 5
2 18 ш * ^ о
а <и
В честь открытия Александровского канала были выпущены золотые медали с изображением императора и императрицы. Канал стал активно использоваться, что разгрузило движение судов по другим водным объектам. За три года интенсивного судоходства строительство канала полностью окупилось [13]. Но теперь убытки нес Шлиссельбург, ведь с открытием нового канала потребность в остановке и закупке припасов пропала, тогда как медленное прохождение судами Петровского канала способствовало развитию в городе торговли и туризма.
По левому берегу канала в XIX веке проходил бечевник, по которому упряжки лошадей тянули баржи [14]. В 1904 году вдоль Александровского канала был построен каменный мол в продолжение дамбы, около 122 метров в длину. Вдоль него могло стоять около шестидесяти кораблей в два ряда. Дамба была оснащена всем необходимым для комфортной эксплуатации; здесь находился каменный мост, соединявший две части дамбы, водокачка, обелиск, установленный в честь открытия канала. В XX веке на канале были построены батопорты — плавучие перемычки, которые помогали поддерживать необходимый уровень воды 6. В настоящее время канал является судоходным для речных и маломерных судов, также одним из любимых мест отдыха жителей Шлиссельбурга, а также важным акцентом среды, привлекающим туристов.
Гидротехническая система является не только важнейшим элементом планировочной структуры Шлиссельбурга, основой его водно-зеленого каркаса; она выступает важным компонентом экологического каркаса Кировского района Ленинградской области. Создание гидротехнической системы обусловило возникновение и развитие сети поселений с их природными, ландшафтными, географическими и историко-культурными связями.
Таким образом, процесс формирования архитектурно-исторической среды Шлиссельбурга непосредственно связан с развитием системы каналов и инженерных сооружений. Каналы Шлиссельбурга являются важнейшим средообразующим элементом, составляющим основу культурной идентичности города, как и неразрывно связанное с ней нематериальное наследие — особенности уклада жителей города, их традиции и ценности. Поэтому в вопросе сохранения и ревитализации данных территорий важны не только историко-культурные, но и социальные аспекты.
В настоящий момент необходимо возвратить способность историко-культурной среды к регенерации, выявить различные типы исторической среды и природно-искусственных ландшафтов Шлиссельбурга, (предполагающих как музеефикацию, так и сохранение через устойчивое развитие), сформулировать основные положения по ревитализации водной системы и прибрежных территорий различных типов, учитывая принципы ландшафтной организации исторических городских пространств.
Библиографический список
1. Экологические подходы решения проблемных территорий / М. А. Козырева, Е. В. Распутина, М. А. Гранстрем, О. В. Кефала // Системные технологии.—2023. — № 4 (49). — С. 181 - 191. — БЭД 10.55287/ 22275398_2023_4_181. — ЕБЫ ЬБШСг.
6 Не сохранились.
2. Гранстрем М. А. Уникальная среда Ивангорода: почувствовать и сохранить «дух места» / М. А. Гранстрем // Архитектурный альманах. Том Выпуск 5. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2020. — С. 92 - 105. — ЕБЫ ТИКУБЛ.
3. Новорусский М. В. Собрание сочинений. Том I. Шлиссельбург. Книга 1 [Текст] / М. В. Новорусский. — Москва, 2020. — 496 с.
4. Миних И. Э. Россия и русский двор в первой половине XVIII века. Записки и замечания гр. Эрнеста Миниха. СПб. 1891 [Электронный ресурс]. иИЬ: https://runivers.ru/lib/book3149/10057/
5. Овсяников Ю. В. Шлиссельбург. История города: от Ореховца до Шлиссельбурга. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург: Торгово-издательский дом «Митра», 2023 — 316 с.: ил.
6. Лермонтова М. А. Староладожский канал: История строительства и архитектура его зданий и сооружений / Лермонтова М. А. — Санкт-Петербург, 1998. — 444 с.
7. Житков С. М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798 - 1898 / сост. инженер С.М. Житков. — Санкт-Петербург, 1900.
8. РГАВМФ, Ф. 1331, Оп.1, д. 307 «Шлиссельбург, город. План.», 1906 год.
9. Петрашень, Иван Васильевич. Мариинская система, 1810-1910 [Электронный ресурс]. Ч. 1. Исторический очерк Мариинской системы. Ч. 2. Современное ее состояние; Ч. 3. Стоимость содержания системы, ее значение и необходимые работы по улучшению ее судоходных качеств / инженер И. Петрашень. — Санкт-Петербург, 1910 (2016), 216 с.
10. Чистиков А. Н. Мариинская водная система. Выдающиеся гидротехнические сооружения мира. Автор-сост. Чистиков А. Н. СПб.: «Лики России». 2011 г. — 200 с.
11. Золотарева, М. В. Организация музеефицированных зон как элемент политики «экологии культуры» / М. В. Золотарева, М. А. Гранстрем // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Москва, 03 - 07 апреля 2017 года. Том 1. — Москва: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2017. — С. 48 - 50. — ЕБЫ УОЫОЬБ.
12. Гранстрем, М. А. Сохранение исторической среды в контексте современной застройки / М. А. Гранстрем, Ю. С. Лишманова // Современные проблемы истории и теории архитектуры: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09 ноября 2021 года - 10 2022 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2021. — С. 20 - 24. — ЕБЫ ИТЬИММ.
13. Фонд 921, Опись 2, д .221 Об открытии нового Ладожского канала 1 сентября 1866 г.
14. Ефимова М. С., Гранстрем М. А. Особенности формирования исторической гидротехнической системы Шлиссельбурга. Материалы XVIII международной молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал молодежи — будущему Беларуси» Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, 19 апреля 2024 г. Часть II. 2024. С. 41 - 42.
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
I
О
¡е *
а о н
и
га
а >
*о л
«г ш ей и
1 I
9 га
ш Е . и
и ъ
2 5
* 18 ш * ^ о
а <и
HYDROTECHNICAL SYSTEM OF SHLISSELBURG. HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS
M. A. Granstrem M. S. Efimova
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
Abstract
The Keywords
Shlisselburg, planning structure, hydrotechnical system, canals, locks, bridges, cultural heritage objects.
In this research historical aspects of formation the territory of Shlisselburg, its hydrotechnical system formed in the XVIII - XIX centuries are considered. On the basis of archive documents the stages of the canal system development were determined, the historical data about the objects included in the hydrotechnical system were clarified. Current problems of preservation and harmoniously integration of the canal system into modern urban landscape were identified. In this way, the relevance of the theme is primarily dictated by the necessity of preservation
Date of receipt in edition
Date of acceptance for printing
25.11.2024
12.12.2024
identity of Shlisselburg. The article based on the materials from Russian State Archive of the Navy and the historical documents provided by Shlisselburg History Museum.
Ссылка для цитирования:
М. А. Гранстрем, М. С. Ефимова. Гидротехническая система Шлиссельбурга. Историко-культурные аспекты. — Системные технологии. — 2024. — № 4 (53). — С. 150 - 158.