Научная статья на тему 'Ладожский канал – крупнейшее гидротехническое сооружение Европы в первой половине XVIII в.'

Ладожский канал – крупнейшее гидротехническое сооружение Европы в первой половине XVIII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
763
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ладожский канал – крупнейшее гидротехническое сооружение Европы в первой половине XVIII в.»

В. Н. Бенда

Ладожский канал - крупнейшее гидротехническое сооружение Европы в первой половине XVIII в.

Общеизвестно, что сооружение Ладожского канала началось в 1719 г. Первопричиной для начала его строительства послужило весьма опасное плавание кораблей и судов по Ладожскому озеру, которое славилось своим «буйным нравом», вследствие чего переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных. Нередкие штормовые ветра на Ладоге становились причиной гибели огромного количества судов и кораблей с различными грузами. На затонувших судах наряду с купеческими товарами, следовавших транзитом в Балтийское море, перевозились товары и грузы, крайне необходимые для усиленно застраивающейся в то время северной столицы. Петербург испытывал потребность не только в строительных материалах, но ему также были необходимы в больших количествах товары и продовольствие.

Более того, в те времена развитие торговли Российского государства с Европой через Балтику было затруднительным без расширения водных путей. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Необходимо было построить безопасный обходной путь, соединяющий Волхов и Неву.

По всей видимости, в силу вышеуказанных обстоятельств 18 ноября 1718 г. и был издан указ Петра I, положивший начало проведению подготовительного этапа стройки. В частности, в указе был упомянут тот ущерб судоходству, который наносило ему Ладожское озеро своим «буйным нравом»: «...какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало.».

Согласно проекту длина сооружаемого Ладожского канала составляла 111 км (104 версты), ширина 20-25 м. Он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в истоке Невы, где река берет своё начало из Ладожского озера. Канал проектировался без шлюзов, с глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Для строительства каналов планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I. Работа по строительству началась 22 марта 1719 г. По некоторым данным, Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины.

Первоначально руководителем строительства канала был назначен генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта.

На строительство канала было привлечено более 60 тыс. человек: 15 тыс. казаков, 12 тыс. драгун и 35 тыс. вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей, знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Это была по-настоящему народная стройка, третья по масштабу в эпоху Петра I. Первые две стройки - это, конечно же, Петербург и Кронштадт.

Канал планировалось соорудить за два года, но в связи с продолжавшейся Северной войной денежных средств в государственной казне катастрофически не хватало. Для сбора необходимых финансовых средств на сооружение канала в России был введен обязательный канальный налог, размер которого для крестьян составлял 70 к. с двора, а для купцов - 5 к. с каждого рубля от их доходов. Из этого становится очевидным тот факт, что всё Российское государство так или иначе (руками или деньгами) принимало участие в строительстве канала.

В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части. В силу тех или иных обстоятельств, Петр I стал меньше уделять внимания каналу, и царский контроль над его строительством ослабел.

По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала.

Необходимо заметить, что в первоначальном проекте Ладожского канала из-за не учета сложного рельефа местности, на которой велось сооружение канала, и колебаний уровня воды в водоемах, из которых предполагалось наполнять канал водой, были допущены многочисленные технические нарушения и просчеты.

В 1723 г. по указанию Петра I строительство Ладожского канала и его инженерное обеспечение проинспектировал генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних. Обследовав местность и ее гидротехнические свойства, Миних сделал вывод о непостоянстве уровня воды в Ладожском озере и других водоемах в разные годы, и пришел к выводу, что первоначальный проект строительства канала мог привести к тому, что в те или иные годы русло канала могло быть обезвожено, и он становился непригодным для прохода судов. В этом же году об этом Минихом было доложено Петру Великому [6, с. 132]. Сообщение Миниха послужило толчком для возникновения в инженерном корпусе Российской империи прений и дискуссий о возможных вариантах дальнейшего строительства канала. В силу вышеуказанного, император Петр Великий распорядился учредить специальную комиссию, в состав которой вошли:

сам Миних; генерал-лейтенант Де Кулон; генерал-майор Дебрини (Де Бриньи); генерал-майор и капитан-поручик бомбардирской роты Преображенского полка Скорняков-Писарев, которому было поручено руководство строительством канала и который обучался «инженерству» и математическим наукам в Берлине; капитан-командор Лен, принимавший участие в строительстве Кронштадтского канала и гаваней; шлюзный мастер Гаутер, родом из Голландии, и машинный мастер гидравлических машин, немец Литцельрот [6, с. 134135]. Однако по результатам своей работы комиссия не пришла к какому-либо единому мнению о возможных вариантах дальнейшего строительства канала.

Генерал-майор Писарев и шлюзные мастера, которые принимали участие в строительстве первых двенадцати верст канала, придерживались такого мнения, что следует эти двенадцать верст оставить так, как они сделаны, глубиной на 7 футов ниже поверхности уровня воды в Ладожском озере, который был в 1723 г., и без шлюзов.

В своих мемуарах Б.Х. Миних упоминает тот факт, что генерал-майор Скорняков-Писарев, шлюзные мастера и подрядчики, принимавшие участие в строительстве канала, находились под покровительством светлейшего князя А.Д. Меншикова, который, по мнению Миниха, якобы хотел «... присвоить себе честь наиважнейшего строения, которое Императору всех других приятнее было, и которое для него было прибыльно» [6, с. 136-137].

Генерал-лейтенант Де Кулон и генерал-майор Де Бриньи, опасаясь того, чтобы не попасть в немилость у Меншикова, заняли сторону Скорнякова-Писарева.

Капитан-командор Лен, хотя и опытный инженер, колебался и предлагал, чтоб вместо глубины трех аршин, на которые были выкопаны первые 12 верст канала, дальше следовало копать канал глубиной только на два аршина и чтобы «.шлюзами воду в нем поднимать только на один аршин выше обыкновенной высоты воды» [6, с. 137].

Не вдаваясь в технические подробности тех или иных предложений, скажем, что, по мнению Б.Х. Миниха, следовало продолжать строительство оставшихся 92 верст канала на ту же глубину, на которую были проложены первые 12 верст канала.

Различные точки зрения по поводу продолжения строительства Ладожского канала были доложены Правительствующему сенату, и озвучены там в присутствии Петра I. Государь решил самостоятельно во всем разобраться и на месте оценить перспективу строительства канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ.

По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Б.Х. фон Миних.

Напомним, что Миних Бурхард Кристоф (Христофор Антонович) родился 9 мая 1683 г. в поместье своего отца недалеко от Ольден-бурга. Не вдаваясь в подробности его биографии, лишь только отметим, что в 1716 г., Миних был принят на службу к польскому королю Августу II, который в 1717 г. произвел его в генерал-майоры. Однако Миниху не суждено было долго оставаться Польше, и вскоре он стал перед выбором - где и кому служить дальше, или Карлу XII или Петру Великому. Выбор Минихом России был определен лишь смертью Карла XII и хорошими предложениями русского посла князя Долгорукого [2, с. 178-179].

Б.Х. Миних, явившись в 1721 г. к Петру I для «инженерства» не мог, да и не посмел, выторговывать для себя более выгодные условия, кроме тех, которые ему были предложены и требовались его специальностью. Кстати, Б.Х. Миних вынужден был смириться с тем, что Петр I после проверки компетенций Миниха в инженерном деле подтвердил ему чин (воинское звание на современном языке -В.Б.) генерал-майора, а чин генерал-лейтенанта Б.Х. Миниху, был пожалован Петром I только через год службы в России, несмотря на обещание князя Долгорукого. Существует интересная деталь, связанная с производством Миниха в генерал-лейтенанты (генерал-поручики - В.Б.). На самом деле указ Петра I о приеме Миниха на российскую службу был подписан 22 мая 1721 г., в котором говорилось, что Миних произведен в генерал-лейтенанты русской армии. Но указ был датирован не 22 мая 1721 г., а 22 мая 1722 г. [3, с. 209210].

В военно-исторической литературе можно найти объяснение этому факту. Во-первых, в соответствии с положением, принятым в 1720 г., все иностранные офицеры, поступавшие на русскую службу должны были как минимум один год прослужить в прежнем чине, а уже после этого мог решаться вопрос об их росте по служебной карьере. Во-вторых, на момент подписания указа Петра I о присвоении Миниху чина генерал-лейтенанта тому было всего лишь 38 лет и он, как пишет М.Д. Хмыров, «... выглядел мальчиком, особенно в сравнении с русскими генерал-майорами, отслужившими всю шведскую войну» [12, с. 230], и этот факт незаслуженного возвышения иностранца, даже Петром I, мало кому из русского генералитета, да из ближайшего окружения царя, мог понравиться.

С назначением Б.Х. Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. И уже летом 1725 г. к строительству канала были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. че-

ловек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Б.Х. фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой.

В октябре 1724 г. Петр I посетил канал и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.

Тот объем поручений, полученных генерал-лейтенантом Б.Х. Минихом от Петра I, и качество их исполнения, а особенно успешное руководство строительством Ладожского канала, сооружению которого Петр I придавал огромное значение, способствовал тому, что Петр I осенью 1724 г., представляя Миниха Сенату, произнес фразу: «Я еще не имел ни одного чужестранца в своей службе, который бы так, как сей, умел предпринимать и совершать великие дела.» [4, с. 87] (в редакции самого Миниха эта фраза звучит так: «. я не имел в своей службе иностранца, который умел бы так как он, проектировать и исполнять самые громадные работы.» [3, с. 26] - В.Б.).

Вскоре Петр Великий скончался. Тем не менее, смерть императора никоим образом негативно не сказалась на дальнейшей судьбе Миниха, сумевшего убедить русское правительство в своей полезности и необходимости Русскому государству. Пока еще не участвуя ни в каких придворных интригах и тому подобных мероприятиях, Б.Х. Миних продолжал заниматься делами Ладожского канала. В начале 1726 г. по ходатайству своего друга Остермана, Б.Х. Миних был награжден орденом Святого Александра.

В августе того же года последовал указ Екатерины I о награждении генерал-лейтенанта Б.Х. Миниха за его труды при постройке Ладожского канала пятью тысячами рублей [12, с. 239]. Заметим, что Миних после смерти Екатерины I повторно был награжден за строительство Ладожского такой же суммой денег. 2 июня 1727 г. последовал указ императора Петра II из Правительствующего сената в канцелярию Ладожского канала, в котором говорилось, что «Его императорское величество указали генералу Фон Миниху обещанную сумму за труд Ладожского канала, а именно 5000 р. после учиненного его императорского величества резолюции прошедшего мая 23 дня выдать указанную сумму, из которой 3000 р. ныне, а остальные в 2000 р. по окончании года» [1. Л. 33].

До 1727 г. Б.Х. Миних в большей степени выполнял задачи по строительству российских путей сообщения и портов, а также по ремонту существовавших и строительству новых крепостей. В частности, он руководил постройкой дороги из Шлиссельбурга в Петербург, Ладожского канала. Миних разработал проект строительства Рогервикского (Балтийского) порта. После низвержения недолюбли-

вавшего его Меншикова, круг обязанностей Миниха существенно и быстро стал расширяться [11, с. XXVII].

С мая 1727 г., инженерное ведомство было поручено генералу Миниху, в ведении которого находились все дела, касающиеся инженерной части, т. е. инженеры, инженерная школа, крепости и все прочее, что имело отношение к инженерному делу [1. Л. 46 об.].

После падения Меншикова несколько раз планирующаяся и откладывающаяся по тем или иным причинам поездка в Москву молодого императора Петра II для коронации наконец была назначена на январь 1728 г. 20 января двор и император отправились из Петербурга в Москву, куда прибыли 15 февраля того же года [5, с. 62]. Это обстоятельство весьма благоприятно сказалась на всей дальнейшей карьере Б.Х. Миниха в России.

Перед своим убытием в Москву Петр II назначил генерала Б.Х. Миниха командующим войсками в Ингерманландии, Карелии и Финляндии и Петербургским генерал-губернатором с оставлением в должности обер-директора над фортификациями империи [7, с. 2324]. 24 февраля 1728 г., Б.Х. Миних был произведен в графское достоинство Российской империи [8, с. 170]. А так как Петр II после завершения коронационных мероприятий не собирался возвращаться из Москвы в Санкт-Петербург, то Б.Х. Миних приобрел статус главного начальника для военной и гражданской администрации Санкт-Петербурга.

1 июля 1728 г. произошло немаловажное событие для самого Б.Х. Миниха и для экономики Российской империи: Ладожский канал, строившийся под руководством Миниха, частично был открыт для плавания по нему судов. Летом этого же года удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала - от реки Кобо-ны до Невы. Этот участок оказался самым трудным - грунты на этом участке были очень каменистыми, из-за чего лишь к ноябрю 1730 г. рытьё и отделка канала были завершены в Шлиссельбурге. Параллельно этому велись работы на уже готовом участке канала. В Кобоне появился шлюз, для выпуска судов из готового участка канала в Ладожское озеро проводилось укрепление береговой полосы от сползания водоносных грунтов. Канал начали эксплуатировать и постепенно окупать вложенные в его постройку средства.

Чтобы отблагодарить Миниха за это событие, Петр II дал указание Верховному тайному совету (ВТС) изготовить ему благодарственный адрес, который и был ему вручен в этом же месяце.

Строительство Ладожского канала на этом не закончилось. Верховным тайным советом в конце декабря 1728 г. было принято решение о продолжении строительства канала до Шлиссельбурга, мотивируя это тем, что для государства он имел важное экономическое и политическое значение, а также тем, что канал значительно

удешевлял доставку различных товаров и материалов из центральных регионов России в Санкт-Петербург и его окрестности [9, с. 511]. Накануне выделения денежных средств на продолжение строительства Ладожского канала, ВТС решил проверить - вся ли работа при строительстве канала выполнена в том объеме и с тем качеством, как это было представлено в докладе Миниха, поданном им еще Екатерине I.

С этой целью, 15 октября 1728 ВТС была сформирована специальная комиссия в составе одного из компетентных сенаторов и генерал-лейтенанта Де Кулона. Комиссии предписывалось досконально все проверить и сопоставить с докладами Миниха, а также примерно определить объем и сроки завершения работ по строительству канала и необходимые для этого людские и материальные ресурсы. Результаты своей работы комиссия обязана была представить прямо в ВТС [9, с. 568].

В октябре 1730 г. под руководством Б.Х. Миниха было завершено строительство Ладожского канала, любимого детища Миниха. Весной 1731 г. в присутствии императрицы по каналу открыто плавание по всему Ладожскому каналу. Тем самым было завершено строительство такого важного во многих отношениях для России инженерного сооружения, считавшегося на тот момент самым большим гидротехническим сооружением в Европе. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.

В заключение отметим, что строительство Ладожского (Староладожского) канала было одной из крупных гидротехнических строек времен Петра I.

На данный момент Староладожский канал значительно зарос травой и камышом, а также сильно загрязнён и непригоден для судоходства. Вид канала он имеет только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. В черте города Шлиссельбурга и в его окрестностях канал зарос менее всего в отличие от остальной его части. Дно канала заилено и практически не имеет проточного течения.

Список литературы

1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. ШГФ (Штаб генерал-фельдцейхмейстера). Д. 74.

2. Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов с 48 портретами. Ч. I. - СПб.: Тип. третьего деп. М-ва гос. имуществ, 1840. - 370 с.

3. Брикнер А.Г. Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Т.Н. Записки фельдмаршала графа Миниха. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К., 1874. - XXIX и 406 с.

4. Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и распложенные по годам. Т. X. -2-е изд. - М.: Тип. Николая Степанова, 1839. - 468 с.

5. Манштейн Х.Г. Современные записки о России в историческом, политическом и военнодейственном отношениях. Ч. I. - Дерпт: Унив. тип. М. Гренциуса, 1810. - 425 с.

6. Миних Б. К. Известие фельдмаршала Миниха о Ладожском канале // Сын отечества. - 1818. - Ч. 43. - № 4.

7. Миних Э.И. Россия и русский двор в первой половин XVIII века. Записки и замечания графа Эрнста Миниха. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1891. - 328 с.

8. Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета. 1728. Т^. (январь-июнь 1728 г.) // Сб. императорского рус. ист. о-ва. Т. 79. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. - 604 с.

9. Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета. 1728. Т. VI. (июль-декабрь 1728 г.) // Сб. императорского рус. ист. о-ва. Т. 84. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1893. - 745 с.

10. Столетие военного министерства 1802-1902. Исторический очерк развития военного управления в России. - СПб.: Тип. П.О. Пантелеева, 1902. -682 с.

11. Столетие военного министерства 1802-1902. Главное инженерное управление. Исторический очерк. Ч. I. - СПб.: Тип. акционерного о-ва печатного дела «Слово», 1902. - 675 с.

12. Хмыров М.Д. Фельдцейхмейстерство графа Миниха / Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Записки фельдмаршала графа Миниха. -СПб.: Тип. В. Безобразова и К., 1874. - 406 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.