УДК: 72.035
ББК: 63.3 + 85.1
А43
Б01: 10.18688/аа188-2-19
С. В. Клименко
Градостроительный проект Бурхарда Кристофа фон Миниха 1727 года по защите Петербурга от наводнений как памятник Петровской эпохе
В 1746 г. в одном из писем к императрице Елизавете Петровне лишенный всех чинов и находящийся в ссылке Бурхард Кристоф фон Миних писал: «Меры, которые я укажу, и выгоды, с коими я приведу их в исполнение, ...существенным образом будут содействовать к тому, чтобы в славное царствование вашего величества довершились намерения Петра Великаго» [27, стб. 372]. С присущей ему энергией этот человек, инженер-гидротехник и фельдмаршал, в числе прочих причин, по которым безуспешно пытался добиться своего освобождения, обращал внимание императрицы к замыслам ее отца, в частности, на стремление Петра Великого к тому, «чтобы от Кронштата до Ладоги на Волхове. все пространство в 220 верст было покрыто городами, замками, дворцами увеселительными и загородными домами, садами, парками, фермами и пр.» [27, стб. 372].
В этих словах, доносящих до нас характер замыслов Петра I в отношении масштаба градостроительных преобразований пространства Петербурга и его окрестностей, в каком-то смысле заключено объяснение создания военным инженером Б. К. фон Минихом в 1727 г., уже после смерти первого императора, масштабного проекта. Этот нереализованный замысел, включавший создание системы гидротехнических сооружений для защиты столицы от наводнений и одновременно сопряженный с планировочными изменениями, стал своего рода памятником петровским преобразованиям.
В 1874 г. крупный историограф К. Н. Бестужев-Рюмин в предисловии к новому изданию «Записок фельдмаршала графа Миниха» дал краткую, но, пожалуй, наиболее взвешенную характеристику роли Б. К. фон Миниха в русской истории: «Можно спорить, о том, в какой мере была полезна для России деятельность Миниха, но отрицать важности и значения этой деятельности никак нельзя» [5, с. XIII]. Как до, так и после написания этих строк высказывались противоположные оценки этой личности, хотя доминирующей до сих пор остается отрицательная характеристика ее значения для российской истории. В этом отношении Бурхард Кристоф фон Миних (1683-1767) принадлежит к тем деятелям, чья роль в истории России до настоящего времени оценивается весьма противоречиво (Рис. 1).
Неоднозначность трактовки многообразных сторон его профессиональной биографии побуждают историков обращаться к ее изучению, открывая все новые факты, которые дают основания к пересмотру, казалось бы, уже устоявшихся оценок, что находится сегодня в русле попыток объективного рассмотрения эпохи правления императрицы Анны Иоанновны [15], где Миних являлся одной из центральных фигур1.
Его стремительная карьера в России, куда он прибыл в феврале 1721 г., приходится именно на 1730-е гг. В значительной степени этому способствовали одержанные им военные победы, но не только. Существенная роль Миниха как военного и политического деятеля отодвинула на второй план его работы как инженера-гидротехника, которые до сих пор не получили целостного освещения, хотя их в той или иной степени касались практически все писавшие о нем авторы [3; 14; 21; 28; 29; 30; 31; 32].
Профессиональная биография Миниха в России, ставшего на пике своей карьеры фельдмаршалом, началась с успешных опытов в его первой профессии — инженера-гидростроителя, которая и в дальнейшем занимала большое место в его деятельности. Занятия «водяными работами» были делом, распространенным на его родине. Он родился в своем поместье Нойенхунторф (Neuenhuntorf) около Ольденбурга в Нижней Саксонии. Первоначальное инженерное образование получил у своего отца — полковника датской армии, который заведовал гидротехническими сооружениями в графствах Ольденбург (Oldenburg) и Дельмен-горст (Delmenhorst), а завершил его во Франции. После начала войны между Францией и Германией в 1701 г. поступил в гессен-дармштадтский корпус, решив посвятить свою жизнь военной карьере. Однако уже в 1702 г., по-видимому, по настоянию и содействии своего отца, молодой Миних занял пост главного инженера в Ост-Фрисландском княжестве (Ostfriesland); это была его первая серьезная должность, связанная с осуществлением гидротехнических работ. Но его стремление сделать военную карьеру оказалось сильнее. В 1706 г. он вновь поступил в гессен-дармштадтский корпус и служил в нем до 1712 г., когда попал во французский плен и был направлен в Париж. После освобо-
Рис. 1. Иоганн Якоб Хейд (Johann Jacob Haid). Портрет Б. К. фон Миниха. 1723. Национальная библиотека Австрии, Вена
1 За последние два десятилетия сформировался достаточно большой корпус работ по истории правления императрицы Анны Иоанновны. Примечателен почти одновременный выход в начале 2000-х гг. двух монографий об эпохе ее правления. Одна из них, принадлежащая перу Н. И. Павленко, продолжает традицию рассмотрения аннинской эпохи преимущественно в негативном свете [22]. Напротив, в работе Е. В. Анисимова, как и в ряде других публикаций этого исследователя, предпринимаются попытки выйти за рамки сложившихся стереотипов и представить объективную картину русской истории 1730-х гг. [1].
ждения в 1713 г. он был принят в Германии ландграфом Гессен-Кассельским Карлом, который знал о его занятиях в качестве инженера-гидротехника. Миних получил чин подполковника и возглавил работы по устройству шлюза в Карлсгавене и канала, который должен был соединить реки Димель и Фульду [14, с. 2-5]. Таким образом, к моменту поступления на российскую службу Миних имел значительный опыт проведения гидротехнических работ.
Разработанные им крупные инженерные проекты 1720-1730-х гг., сыгравшие существенную роль в преобразовании Санкт-Петербурга и окружающих город территорий, его влияние на характер преобразований планировки столицы и роль в создании ряда крупных архитектурных ансамблей в столице, наконец, собственные архитектурные опыты позволяют говорить о градостроительном размахе многих начинаний Миниха. О масштабе «проектов» Миниха, часто находивших поддержку у императорской власти, свидетельствует, например, идея организации в столице после пожаров 1736-1737 гг. специальной Комиссии о Санкт-Петербургском строении, которая возникла, вероятно, именно у Миниха, к этому времени прослужившего при русском дворе уже 15 лет2.
Рассматриваемый в настоящей публикации проект защиты Петербурга от наводнений 1727 г. был разработан Минихом в период, который иногда называют междуцарствием — от эпохи Петра I до царствования Анны Иоанновны, что может, конечно, свидетельствовать о том, что его деятельная энергия требовала приложения. Этот проект был не первым в числе других его инженерных работ. После вступления на русскую службу он в 1724 г. возглавил начатое в 1719 г. под руководством Г. Г. Скор-някова-Писарева неудачное строительство протяженного канала вдоль побережья Ладожского озера, который должен был соединить реки Волхов и Неву. Это была первая крупная и при этом успешная работа Миниха в России, которая может быть поставлена в один ряд с крупнейшими гидротехническими проектами Западной Европы, как, например, знаменитый Лангедокский канал во Франции [8]. Успешно завершенный Минихом канал сыграл важную роль в реализации идеи русского императора о включении побережья Ладожского озера в единую агломерацию столичного Петербурга и обширных территорий вокруг него [16; 17]. В документах сохранилось немало сведений о других инженерных замыслах Б. К. фон Миниха: строительство шлюза на реке Тосна и возведение ряда других гидротехнических сооружений около Петербурга и на Балтийском побережье, разработка проекта дороги между Петербургом и Москвой, выполнение еще нескольких подобных работ3.
Проект Миниха по защите Петербурга от наводнений 1727 г., хранящийся в НИОР БАН4, полностью никогда не был опубликован (Илл. 27). Иногда в изданиях по истории Петербурга упоминается приложенный к нему план города [18, с. 53, 55], однако оценки этого документа в градостроительной истории Петербурга практически отсутствуют. Предположение о назначении этого документа было высказано, в частности, С. В. Семен-цовым: «Возможно, это и есть тот план, который собственноручно утвердила зимой или
2 Опыт обобщения деятельности Б. К. фон Миниха как инженера, градостроителя и архитектора представлен в работе автора настоящей статьи: [13].
3 Об одном из таких проектов Миниха см.: [28].
4 Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки РАН: РП Б №48.
весной 1727 г. Екатерина I в качестве одного из своих важнейших государственных дел. Затем Именным Указом от 2(13) июня 1727 г. молодой Император Петр II определил, что в соответствии с этим проектом на Преображенском (Васильевском. — С. К.) острове должны быть прорыты поперечные канальцы на каждой улице, шириною в 3 сажени (6,48 м)» [25, с. 131-132]. Отчасти это находит подтверждение в пояснительном тексте к проекту, помещенном Минихом в особый альбом вместе с детальными чертежами устройств гидротехнической системы и конструктивных решений набережных, разработанных, вероятно, им же5. Б. К. фон Миних упоминает о прорытии каналов на Васильевском острове, надо полагать, имея в виду разработанный еще Д. Трезини проект планировки острова.
Этот проект, не только направленный на решение проблемы наводнений, но и содержавший важнейшие для развития планировочной структуры города решения, обойден вниманием в архитектурной истории Петербурга. Это в основном может быть связано с его специфическим названием: «Проект, каким образом город Санкт Петербурх как наискорейшее и наибеспечнейше противо розливания воды укрыть возможно». Невнимание к нему может быть также объяснено и тем обстоятельством, что создан он был уже после смерти Петра I. Обстоятельства разработки Минихом проекта до конца не совсем ясны. Но если обратить внимание на тот факт, что в мае 1727 г. он стал начальником особой конторы инженерного правления, в ведении которого оказались все инженерные дела и связанные с этим специалисты, а также инженерные школы, крепости и т. д., то во многом становится понятен контекст, в котором появился этот проект.
Чертеж плана Петербурга, включенный в проект, является первым из известных нам планов города второй половины 1720-х гг., созданных после смерти царя Петра I. До восшествия на престол в 1731 г. императрицы Анны Иоанновны другие планы города нам неизвестны. В начале 1730-х гг. в Петербурге масштабное строительство, начатое еще при Петре I, было заморожено [6], за исключением возведения каменных фортификаций Петропавловской крепости, осуществляемого под надзором Д. Трезини. В 1727 г. руководство работами было поручено Миниху. Он разработал несколько проектов, усовершенствовавших фортификационные сооружения крепости, а также, видимо, выполнил проект Иоанновских ворот, что характеризует его знания в архитектуре, которые он сам отмечал в своем контракте при поступлении на русскую службу. В этой связи необходимо упомянуть и о таких его работах, как участие в создании проекта лютеранской церкви Петра на Невской перспективе и инициатива создания масштабных проектов планировки окраинных частей Петербурга для размещения в них военных полков [13]. Петропавловская крепость, как, впрочем, и город в целом, находилась под постоянной угрозой наводнений. Возможно, что прежние неудачные проекты, разрабатывавшиеся еще в петровское время, побудили Б. К. фон Миниха к разработке собственных предложений. Его опыт как инженера-гидротехника, успешно примененный как у себя на родине, так и при строительстве Ладожского канала в России, несомненно мог бы принести пользу.
5 К этой части проекта исследователи еще никогда не обращались, хотя рукопись в 1859 г. была опубликована Н. П. Дуровым: [25, л. IX (чертежи)].
Рис. 2. «Топографическое изображение новой русской столицы и морского города С.-Петербурга.». Издатель И. Б. Хоманн. 1721-1723
В проекте Миниха план Петербурга выполнен в цвете в технике акварели. Основные планировочные элементы показаны обобщенно, а именно, кварталы застройки, значительные постройки и ансамбли, система фортификационных и гидротехнических сооружений, а также линии регулирования (спрямления) набережных рек. В правом верхнем углу размещена экспликация с наименованием типов гидротехнических устройств, намеченных Б. К. фон Минихом по своему проекту. На плане нет каких-либо указаний на автора или исполнителей чертежа.
Ориентация плана города в рассматриваемом проекте такая же, как на более ранних планах Петербурга, например, Р. Оттенса (1718, гравирован в 1725-1729 гг.) и И. Б. Хо-манна (1721-1723 гг.) (Рис. 2). Это дает основания предполагать, что именно эти чертежи послужили для него основой. Сближает их и характер изображения планировки, только у Миниха застройка всех частей города представлена без подробностей, а на более ранних чертежах показана застройка внутри кварталов. Надо сказать, что более или менее подробное изображение застройки мы видим и на других планах петровского
времени, например, Н. де Фера (1717) или на неизвестном в отечественной науке плане И. Г. М. фон Фёстенхофа6 (1721). Хорошо известно, что эти и некоторые другие чертежи Петербурга петровского времени отражают проектную и реально существовавшую планировку. План Миниха не был исключением, например, на его чертеже Васильевский остров показан в одном из проектных вариантов (близком к тому, что изображен на чертежах Хоманна и Фёстенхофа), утвержденном еще Петром I и который не был отменен после смерти царя. Как известно, главная идея этого проектного замысла заключалась в устройстве сети каналов, прорезавших весь остров, от которой окончательно отказались в начале 1740-х гг. (Илл. 28).
Планировка Петропавловской крепости в комплексе с кронверком близка к действительно существовавшей в 1727 г. На Городовом (Петербургском) острове показаны уже сложившаяся площадь с Троицким собором, обширное здание Гостиного двора и ряд других сооружений еще петровского времени. На фоне обобщенно показанной застройки обращают на себя внимание отдельные крупные постройки и комплексы на окраинных частях города: крепость Ниеншанц в устье реки Охты, на берегу Невы — Военный морской госпиталь, ансамбль Александро-Невского монастыря и ряд других.
Особенно интересно на плане 1727 г. изображение планировки Адмиралтейского острова. Комплекс зданий Адмиралтейства идентичен его изображениям на тех же чертежах Р. Оттенса и И. Б. Хоманна, отличие заключено в показе окружающей застройки. Практически на всех планах петровского времени она имеет достаточно хаотичный характер — это хорошо видно на планах Н. де Фера (1717), Г. Буша (1717-1721), И. Б. Хоманна (1721-1723) и других. Напротив, в проекте Миниха застройка показана регулярной, с четко выделенными кварталами. Возможно, это связано с его предложением по упорядочиванию застройки этого района, как это сделано в отношении показанного Минихом спрямления берегов рек. Но более вероятно, что чертеж отражает намечавшиеся и частично осуществленные здесь ранее, еще с середины 1710-х гг., планировочные мероприятия. Первый проект, направленный на «поправление» застройки вокруг Адмиралтейства, был разработан в 1715-1716 гг. Г.-И. Маттарнови, но не получил осуществления из-за смерти архитектора. Новый проект, более радикальный, был разработан в 1719 г. архитектором Полицмейстерской канцелярии Н. Ф. Гербелем (одновременно состоявшим в штате Канцелярии от строений). Об этом свидетельствует указ Петра I от 1 (12) октября 1719 г., предписывавший урегулирование района Адмиралтейства и, судя по всему, довольно последовательно реализовывавшийся7. В том же году было сломано много домов, выступавших за «линею» (красную линию) застройки. Вследствие петровского указа были проложены или приведены к более регулярному
6 Иоганн Георг Максимилиан фон Фёстенхоф (Johann Georg Maximilian von Fürstenhoff; 16861753) — саксонский архитектор и инженер, фигура, неизвестная в отечественной науке. Наиболее заметным его трудом стал создаваемый им в течение 21 года корпус чертежей, включающий 501 план европейских крепостей и укрепленных мест (работа была завершена в 1732 г.), в числе которых были планы Петербурга и Петропавловской крепости.
7 ПСЗРИ. № 3427. Указ Петра I от 1 (12) октября 1719 г. Н. Ф. Гербель разработал новый проект перепланировки Адмиралтейского острова взамен разработанного в 1715-1716 гг. архитектором Г.-И. Мат-тарнови проекта.
характеру пять улиц, направленных на здание Адмиралтейства (современные Галерная и Миллионная улицы, Вознесенский проспект, Гороховая улица и Невский проспект).
Говорить в данном случае о пятилучии как о целостном планировочном приеме вряд ли приходится, тем не менее пять улиц прочитываются на плане Миниха совершенно отчетливо, особенно три средних луча, начинающихся от Фонтанки и направленных строго на адмиралтейскую башню (направление на башню двух боковых — Миллионной и Галерной улиц — не столь очевидно). Здесь мы естественным образом соприкасаемся с давней проблемой — установления времени окончательного формирования центрального трелучия, ставшего основой дальнейшего развития планировочной структуры Петербурга. Обращение к планам города первой половины 1720-х гг. дает основания обратить внимание в этом отношении, пожалуй, только на план К. Ф. Койета 1722 г., на котором показана многолучевая планировка из 11 улиц8, ориентированных если не на башню Адмиралтейства, то во всяком случае на этот комплекс. Изображения похожей планировки нет ни на одном другом плане того времени, за исключением имеющегося на всех чертежах направления Невской перспективы. На плане Койета планировка Адмиралтейского острова, по исследованиям С. В. Семенцова, по-видимому, отражает неосуществленный проект И.-Г. Маттарнови [26, с. 122], но нельзя исключать, что здесь отражен и проект Гербеля. Во всяком случае исследователи плана Койета видят, в частности, в планировке Адмиралтейского острова проектные предложения, к моменту составления этого чертежа находившиеся в процессе осуществления. Происхождение планировки этого района на плане Миниха еще требует анализа, но, несомненно, ставит этот план особняком в ряду всех других планов, как более ранних, так и более поздних.
Проект системы гидротехнических сооружений и связанных с этим планировочных мероприятий, подробно описанный Минихом, — уникальный пример в истории Петербурга XVIII в., впервые предлагавший решение существовавшей с момента основания города проблемы наводнений. Состоящая из 48 пунктов пояснительная записка к проекту демонстрирует европейскую инженерную школу его создателя. Здесь сформулированы «главнейшие обстоятельства, на которых толь важное предвосприятие учреждено быть имеет»9 (то есть проведен своего рода предпроектный анализ состояния города в связи с наводнениями). Описан собственно проект защиты, подробно изложены все гидротехнические мероприятия до мельчайших подробностей, включая даже новые конструкции набережных, что было представлено на серии чертежей, выполненных в замечательной акварельной технике (Илл. 29). В заключительной части подробно рассмотрены требуемые для реализации проекта ресурсы.
Чертежи гидротехнических сооружений до сих пор практически не привлекали внимания исследователей. Они представляют собой подробные изображения конструкций укрепления набережных, шлюзов, помп (сооружений для отвода лишней воды) и других объектов. Немалый интерес представляют чертежи набережных рек с выходящими на них домами, показанными в разрезе, как для Невы, так и для малых рек — Мойки и Фонтанки. На разрезах хорошо виден уровень нижних этажей зданий, сделанный с учетом
По подсчетам С. В. Семенцова: [26, с. 121]
Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки РАН: РП Б № 48. Л. 4.
максимального подъема воды при наводнениях. В данном случае Миних имел в виду необходимость учитывать уровень подъема воды при строительстве домов в дальнейшем (о чем он писал в пояснительном тексте), что и отражают данные чертежи.
Разработанные Минихом конструкции набережных были выполнены в дереве, основу их составляла система свай и расположенная сверху проезжая часть, существенно поднятая над естественным уровнем берегов. На общем плане города видно, что подобную конструкцию предполагалось применить вдоль Невы, Мойки и Фонтанки. Спрямленные линии берегов одновременно служили и дамбами. Предложения Миниха по урегулированию берегов рек вполне можно рассматривать как предтечу градостроительных проектов архитектора П. М. Еропкина, разработанных им и его сотрудниками во второй половине 1730-х гг. в рамках деятельности Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Три главных острова — Васильевский, Городовой (Петербургский) и Адмиралтейский — согласно проекту Миниха следовало обнести линией дамб и возвести плотины для регулирования подъема уровня воды. Система дамб была предложена еще Д. Трезини в его проектах Васильевского острова; она охватывала остров по периметру. Миних скорректировал проект Трезини, предложив со стороны моря отнести линию дамб примерно на 300 саженей (около 640 м) вглубь острова. Предполагалось, что прибрежная полоса леса будет служить дополнительным препятствием при наступлении воды. Из других предложений Миниха следует обратить внимание на такое гидротехническое сооружение, как бейшлот (водоспуск), который предполагалось прорыть на Московской стороне и который становился третьей водной артерией в ряду двух крупных рек в этой части города — Мьи (Мойки) и Фонтанки. Трасса нового канала являлась существенным планировочным элементом, который как бы обозначал границу южной части города, а вместе с трилучием, ориентированным на Адмиралтейство, геометрически оформлял обширную часть территории Петербурга с четкими границами.
Замысел Б. К. фон Миниха, «каким образом город Санкт Петербург... противо розли-вания воды укрыть возможно», так и не был реализован, но он стал важнейшим инженерным и градостроительным документом, появившимся в период, когда в столице была во многом приостановлена активная строительная деятельность. В этом отношении он действительно стал памятником эпохе междуцарствия. Кроме этого, в нем соединились смелый проектный замысел, охвативший всю территорию Петербурга, а также замечательные художественные качества, позволяющие говорить о нем и как о памятнике графического искусства. Важно также и то, что Бурхард Кристоф фон Миних предстает перед нами как крупная фигура, сыгравшая значительную роль не только в политической истории России, но и как инженер-гидротехник и градостроитель, этим и другими своими проектами способствовавший переносу в русскую практику европейского знания. Проект 1727 г., несомненно, еще нуждается в изучении, анализе заложенных в нем идей, сопоставлении с другими планами Петербурга, но даже сейчас очевидно, что он во многом стал документом градостроительного формирования Петербурга, развивающим планировочные идеи петровского времени. Тем самым этот проект как минимум ставит под сомнение незыблемость постулата о том, что вторая половина 1720-х гг. — это глухое время между эпохами Петра Великого и Анны Иоанновны.
Литература
1. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 362 с.
2. Архитектурная графика России: Первая половина XVIII века. Собрание Эрмитажа. Научный каталог. — Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1981. — 170 с.
3. Бантыш-Каменский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. — СПб.: Типография Третьего департамента Мин-ва госуд. имуществ, 1840. — Ч. 1. — С. 177-202.
4. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. — СПб.: Рус.-балт. информ. центр «БЛИЦ», 1997. — 492 с.
5. Бестужев-Рюмин К. Предисловие // Записки фельдмаршала графа Миниха / Пер. с фр.; ред. и прим. С. Н. Шубинского. — СПб.: Издание Я. А. Исакова. 1874. — С. ХШ-ХХГХ.
6. Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы / под ред. И. Э. Грабаря. — М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1954. — С. 181-238.
7. Галем Г. А. Жизнь графа Миниха, имп. российского генерал-фельдмаршала / Пер. с нем. В. Тимков-ского. Ч. 1-2. — М.: Университетская типография, 1806. — 227 с.; 204 с.
8. Гогрев И. Л. Описание судоходных каналов всех доныне внутри и вне Европы известных / Пер. с нем. и предуведомление Г. Борзова. Отд. 1 и 2. — СПб.: При Имп. Акад. наук, 1800. — 232 с.
9. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: историко-архитектурный путеводитель. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Историческая иллюстрация, 2013. — 478 с.
10. Дуров Н. Материалы для истории строительного дела в России (проект графа Миниха о предохранении С.-Петербурга от наводнений) // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Т. 30. — СПб., 1859. — С. 78-92.
11. Известия Фельдмаршала Графа Миниха о Ладожском канале // Сын Отечества. — 1818. — Ч. 43. — № 4. — С. 129-155.
12. Иогансен М. В. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. — М.: Наука, 1973. — С. 45-55.
13. Клименко С. В. Бурхард Кристоф фон Миних. Опыт создания «архитектурной» биографии // Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Научное издание / Под общ. ред. Д. О. Швидковского. Московский архитектурный институт (государственная академия). Кафедра истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. — М.: ДПК Пресс, 2011. — С. 298-337.
14. Костомаров Н. И. Фельдмаршал Миних и его значение в русской истории // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. II (окончание). — СПб.: Изд-во «Вестника знания» (В. В. Битнера), 1888. — С. 1-107.
15. Курукин И. В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской России, 1725-1762 гг. — Рязань: Частный издатель П. А. Трибунский, 2003. — 570 с.
16. Лермонтова М. А. Староладожский канал: История строительства и архитектура его зданий и сооружений: дис. канд. искусствоведения. — СПб., 1997. — 154 с.
17. Лермонтова М. А. Архитектурный комплекс Староладожского канала и элементы ансамблевости в его архитектуре // Проблемы истории архитектуры: Новые публикации, концепции, атрибуции: Сб. научн. ст. / РАХ. С.-Петерб. Гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Кафедра теории и истории архитектуры / Науч. ред. А. Л. Пунин — СПб., 1998. — С. 3-9.
18. Луппов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — 190 с.
19. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. — СПб.: Крига, 2008. — 576 с.
20. Миних Б. Х. Свойства и перемены вод Ладожского озера и рек Волхова и Невы, от которых зависит глубина Ладожского канала, шлюзов и их пропорций // Журнал путей сообщения. — 1839. — Т. 2. — Кн. 4. — С. 227-299.
21. Николаева С. В. Бурхарт Христофор Миних в 1727-1732 годах: Материалы к биографии // Петербургские чтения, 98-99. — СПб.: Петербургский институт печати, 1999. — С. 109-113.
22. Павленко Н. И. Анна Иоанновна: Немцы при дворе. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. — 384 с.
23. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. — СПб.: Изд-во Глазунова, 1885. — 848 с.
24. Семенцов С. В. Градостроительство Санкт-Петербурга в XVIII — начале XXI века: «Проектный» градостроительный пафос, законодательное обеспечение и «реальные» реализационные возможности. Т. 1: Развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга. Развитие Петербурга в XVIII веке. — СПб.: СПбГАСУ, 2011. — 533 с.
25. Семенцов С. В. От Екатерины Первой до Анны Иоанновны. 1724-1732 годы: Метания и неопределенность в судьбе столичного города — оставаться ли на путях градостроительного наследия Петра Великого? // Вестник СПбГУ. Сер. 15. —2013. — Вып. 4 (декабрь). — С. 119-155.
26. Семенцов С. В., Красникова О. А., Мазур Т. П., Шрадер Т. А. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века. — СПб.: Туристический и культурный центр ЭКЛЕКТИКА, 2004. — 436 с.
27. Фельдмаршал Миних из Сибири // Русский архив. 1865. 2-е изд. — М., 1866. — Стб. 353-382.
28. Яковлев О. А. Б. К. Миних — строитель дороги Москва-Петербург // Немцы в России: Петербургские немцы. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 164-168.
29. Berg B. Burchard Christoph von Münnich: die Beurteilung, Darstellung und Erforschung seines Wirkens in Russland in der deutschen und russischen Historiographie: der Versuch einer Perpektivenuntersuchung an Hand von Beispielen / Ed. B. Berg. — Oldenburg: Oldenburg Isensee Verlag, 2001 — 388 S.
30. Hempel C. F. Leben, Thaten und betrübter Fall des weltberufenen Russischen Grafens Burchard Christophe von Munnich, Gewesenen Kayserlichen Ersten Ministers, und General-Feld-Marschalls, in Russland [et] c. — Bremen: Saurmann, 1743. — 517 S.
31. Ley F. Le maréchal de Münnich et la Russie au XVIIIe siècle. — Paris: Plon, 1959. — 319 p.
32. Vischer M. Münnich: Ingenieur, Feldherr, Hochverrater. — Frankfurt am Main: Societäts-Verlag, 1938. — 574 S.
Название статьи. Градостроительный проект Бурхарда Кристофа фон Миниха 1727 года по защите Петербурга от наводнений как памятник Петровской эпохе.
Сведения об авторе. Клименко Сергей Васильевич — кандидат архитектуры, профессор, Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается малоизвестный проект защиты Петербурга от наводнений, разработанный военным инженером Бурхардом Кристофом фон Минихом в 1727 г. Этот гидротехнический проект до сих пор не занял достойное место в архитектурной истории Петербурга, что можно объяснить его специфическим назначением. Дан анализ представленного в документе плана Петербурга с показанной на нем системой защитных сооружений. Проведено сопоставление этого чертежа с корпусом известных планов города и планировочными мероприятиями петровского времени. В частности, сделана попытка связать изображенную на плане Миниха планировку Адмиралтейского острова с урегулированием этого района в первой половине 1720-х гг. под руководством Н. Ф. Гербеля.
Непосредственно инженерный проект Б. К. фон Миниха впервые в истории Петербурга предлагал решение проблемы защиты от наводнений в масштабах всего города. В отличие от плана Петербурга, вторая часть проекта Миниха никогда целиком не публиковалась. Она представляет собой альбом, включающий пространный пояснительный текст и чертежи гидротехнических сооружений. Разработанные инженером конструкции набережных рек позволяли устроенную сверху проезжую часть существенно поднять по сравнению с естественным уровнем берегов. Намеченные в проекте новые линии набережных, являвшихся одновременно и дамбами, имели регулярный характер, что предполагало спрямление берегов рек. Проект Миниха 1727 г. следует рассматривать как документ, фактически продолжающий замыслы Петра Великого по градостроительному развитию Петербурга. В этом отношении документ можно рассматривать как памятник Петровской эпохе.
Ключевые слова: Бурхард Кристоф фон Миних; петровское время; градостроительное развитие; наводнения; гидротехнические сооружения; планы Санкт-Петербурга; архитектура 1720-х годов.
Title. Town Planning Draft of Burkhard Christoph von Münnich (1727) for the Protection of Petersburg from Floods as a Monument of the Epoch of Peter I.
Author. Klimenko, Sergey Vasil'evich — Ph. D. in architecture, professor. Moscow Institute of Architecture (State Academy — MARCHI), Rozhdestvenka ul., 11/4, 1-4, 107031 Moscow, Russian Federation. [email protected]
Abstract. The article considers the little-known draft for the protection of Petersburg from floods developed by military engineer B. C. von Münnich in 1727. This hydrotechnical draft has not yet occupied a
worthy place in the architectural history of St. Petersburg, which can be explained by its specific purpose. The analysis of the Petersburg plan, presented with the system of protective constructions shown on it, is the goal of the article. This drawing is compared with the corpus of known plans of the city and the planning events of the Petrine time. In particular, an attempt was made to link the layout of the Admiralty Island depicted on the plan of Münnich with the settlement of this area in the first half of the 1720s under the leadership of N. F. Gerbel.
Actually, engineering draft of B. C. von Münnich for the first time in the history of St. Petersburg offered a solution to the problem of flood protection throughout the town. Unlike the plan of St. Petersburg, the second part of the draft of Munnich has never been fully published. It is an album that includes the extensive explanatory text and drawings of hydraulic structures. Embankment river constructions designed by the engineer enabled the built up upper part of the roadway to be considerably lifted compared to the natural level of the banks. The new lines of embankments designed in the draft, which were simultaneous with dams, had a regular character, which presupposed the straightening of river banks. The draft of Münnich of 1727 should be regarded as a document that actually developed the plans of Peter the Great on the town planning development of St. Petersburg. In this respect, the document can be considered as a monument to the epoch of Peter I.
Keywords: Burkhard Christoph von Münnich; epoch of Peter I, town-planning development; flooding; hydraulic structures; plans of St. Petersburg; architecture; 1720s.
References
Anisimov E. V. Anna loannovna. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 2004. 362 p. (in Russian).
Bantysh-Kamenskii D. N. Biografii rossiiskih generalissimusov i general-fel'dmarshalov (Biographies of the Russian Generalissimos and General Field Marshals). Saint Petersburg, Tipografiia Tret'ego departamenta Ministerstva gosudarstvennych Imushhestv Publ., 1840, vol. 1, pp. 177-202 (in Russian).
Berg B. Burchard Christoph von Münnich: die Beurteilung, Darstellung und Erforschung seines Wirkens in Russland in der deutschen und russischen Historiographie: der Versuch einer Perpektivenuntersuchung an Hand von Beispielen. Oldenburg, Oldenburg Isensee Verlag Publ., 2001. 388 p. (in German).
Bespiatyh Iu. N. Peterburg Anny loannovny v inostrannyh opisaniiah: Vvedenie. Teksty. Kommentarii (Petersburg of Anna loannovna in Foreign Descriptions: Introduction. Texts. Comments). Saint Petersburg, Russko-baltiiskii informatsionnyi tsentr BLIK Publ., 1997. 492 p. (in Russian).
Bestuzhev-Riumin K. Preface. Zapiski fel'dmarshala grafa Miniha (Notes of Field Marshal Count Munnich). Saint Petersburg, Izdanie Ia. A. Isakova Publ., 1874, pp. 13-29 (in Russian).
Bronshtein S. S. St. Petersburg Architecture of the 20-30s of the 18th century. Russkaia arhitektura pervoi poloviny XVlll veka: Issledovaniia i materialy (Russian Architecture of the First Half of the 18th Century: Research and Materials). Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture, 1954, pp. 181238 (in Russian).
Durov N. Materials for the History of Building Business in Russia (Project of Count Munnich about the Protection of St. Petersburg from Floods). Zhurnal Glavnogo upravleniia putei soobshheniia i publichnyh zdanii (The Journal of the Main Department of Communications and Public Buildings), 1859, vol. 30, pp. 78-92 (in Russian).
Galem G. A. Zhizn grafa Miniha, imp. rossiiskogo general-feldmarshala (The Life of Count Munnich, Russian General-Field Marshal), vols. 1-2. Moscow, Universitetskaia tipografiia Publ., 1806. 227 p., 204 p. (in Russian).
Gogrev I. L. Opisanie sudohodnyh kanalov vseh donyne vnutri i vne Evropy izvestnyh (Description of All the Shipping Channels inside and outside Europe Known Today). Saint Petersburg, Pri Impertorskoj Akademii nauk Publ., 1800. 232 p. (in Russian).
Gorbatenko S. B. Petergofskaia doroga: istoriko-arhitekturnyi putevoditel' (The Peterhof Road: A Historical and Architectural Guide). Saint Petersburg, Istoricheskaia illiustratsiia Publ., 2013. 478 p. (in Russian).
Hempel C. F. Leben, Thaten und betrübter Fall des weltberufenen Russischen Grafens Burchard Christophe von Munnich, Gewesenen Kayserlichen Ersten Ministers, und General Feld Marschalls, in Russland. Bremen, Saurmann Publ., 1743. 517 p. (in German).
Iogansen M. V. The Work of Domenico Trezzini on the Planning and Building on the Point of Vasilevsky Island in St. Petersburg. Russkoe iskusstvo XVlll veka. Materialy i issledovaniia (Russian Art of the 18th Century. Materials and Research). Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 45-55 (in Russian).
Iakovlev O. A. B. K. Munnich, the Builder of the Moscow — St. Petersburg Road. Nemtsy v Rossii: Peterburgskie nemtsy (The Germans in Russia: The St. Petersburg Germans). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1999, pp. 164-168.
Voronikhina A. et al. (ed.). Arhitekturnaia grafika Rossii: Pervaia polovina XVIII veka. Sobranie Ermitazha. Nauchnyi katalog (Architectural Drawing of Russia: the First Half of the 18th Century. The Hermitage Collection. Scientific Catalogue). Leningrad, Iskusstvo: Leningradskoe otdelenie Publ., 1981. 170 p. (in Russian).
Klimenko S. V. Burkhard Christoph von Munnich. Experience in Creating "Architectural" Biography. Issledovanija po istorii arhitektury i gradostroitelstva (Studies in the History of Architecture and Urban Planning), 2011, no. 2, pp. 298-337 (in Russian).
Kostomarov N. I. Field Marshal Munnich and His Role in the Russian History. Kostomarov N. I. Russkaia istoriia v zhizneopisaniiah ee glavneishih deiatelei (Russian History in Biographies of Its Main Figures). Saint Petersburg, Izdatel'stvo Vestnika znaniia V. V. Bitnera Publ., 1888, vol. 2, pp. 1-107 (in Russian).
Kurukin I. V. Epoha "dvorskih bur'": Ocherki politicheskoi istorii poslepetrovskoi Rossii, 1725-1762 (The Era of 'Court Storms': Essays on the Political History of Post-Petrine Russia, 1725-1762). Riazan', Chastnyi izdatel' P. A. Tribunskij Publ., 2003. 570 p. (in Russian).
Lermontova M. A. The Architectural Complex of Staraya Ladoga Canal and Ensemble Elements in Its Architecture. Problemy istorii arhitektury: Novye publikatsii, konceptsii, atributsii (Problems in the History of Architecture: New Publications, Concepts, Attributions). Saint Petersburg, Russian Academy of arts Publ., 1998, pp. 3-9 (in Russian).
Lermontova M. A. Staroladozhskii kanal: Istoriia stroitel'stva i arhitektura ego zdanii i sooruzhenii (Staroladogsky Canal: History of Construction and Architecture of Its Buildings: Dissertation). Saint Petersburg (unpublished), 1997. 154 p. (in Russian).
Ley F. Le maréchal de Münnich et la Russie au XVIIIe siècle. Paris, Plon Publ., 1959. 319 p. (in French).
Luppov S. P. Istoriia stroitel'stva Peterburga v pervoj chetverti XVIII veka (The History of Construction of St. Petersburg in the First Quarter of 18th Century). Moscow; Leningrad, Academy of Sciences USSR Publ., 1957. 190 p. (in Russian).
Malinovskii K. V. Sankt-Peterburg XVIII veka (Saint Petersburg of the 18th Century). Saint Petersburg, Kriga Publ., 2008. 576 p. (in Russian).
Munnich B. H. Properties and Changes of the Waters of the Ladoga Lake and the Volkhov and Neva Rivers, on Which the Depth of the Ladoga Canal, Locks and Their Proportions Depend. Zhurnal putei soobshheniia (Journal of Communications), 1839, vol. 2-4, pp. 227-299.
Munnich B. Field Marshal from Siberia. Russkii arhiv (Russian Archive), 1866, pp. 353-382 (in Russian).
Munnich B. The News of Field Marshal Count Munnich of the Ladoga Canal. Syn Otechestva (Son of the Fatherland), 1818, vol. 43, no. 4, pp. 129-155 (in Russian).
Nikolaeva S. V. Burkhart Christopher Munnich in 1727-1732: Materials for the Biography. Peterburgskie chteniia, 98-99 (Saint Petersburg Readings, 98-99). Saint Petersburg, Peterburgskii institut pechati Publ., 1999, pp. 109-113 (in Russian).
Pavlenko N. I. Anna Ioannovna: Nemtsy pri dvore (Anna Ivanovna: The Germans at the Court). Moscow, AST Press Kniga Publ., 2002. 384 p. (in Russian).
Petrov P. N. Istoriia Sankt Peterburga s osnovaniia goroda do vvedenija v deistvie gorodskogo upravleniia po uchrezhdeniiam o guberniiah. 1703-1782 (The History of St. Petersburg from the City' Foundation to the Establishing the Urban Management Institutions of the Provinces. 1703-1782). Saint Petersburg, Izdatel'stvo Glazunova Publ., 1885. 848 p. (in Russian).
Sementsov S. V. Gradostroitelstvo Sankt-Peterburga vXVIII — nachaleXXI veka: "Proektnyi"gradostroitelnyi pafos, zakonodatelnoe obespechenie i "real'nye" realizatsionnye vozmozhnosti. Vol. 1: Razvitie territorii Prinevja do osnovanija Sankt-Peterburga. Razvitie Peterburga v XVIII veke (The Urban Planning of St. Petersburg in the 18th — Beginning of 21st Century: "Project" Urban Paphos, Legislative Support and "Real" Opportunities. Vol. I: The Development of the Neva Territories before the Foundation of St. Petersburg. Development of St. Petersburg in the 18th Century). Saint Petersburg, SPbGASU Publ., 2011. 533 p. (in Russian).
Sementsov S. V. From Catherine the First to the Empress Anna Ivanovna. 1724-1732: The Wandering and the Uncertainty in the Fate of the Capital City — whether to Remain in the Ways of Urban Heritage of Peter the Great? Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta (Saint Petersburg University Herald. Series 15), 2013, no. 4, pp. 119-155 (in Russian).
Sementsov S. V.; Krasnikova O. A.; Mazur T. P.; Shrader T. A. Sankt-Peterburg na kartah i planah pervoj poloviny XVIII veka (Saint Petersburg on the Maps and Plans the First Half of the 18th Century). Saint Petersburg, Eklektika Publ., 2004. 436 p. (in Russian).
Vischer M. Münnich: Ingenieur, Feldherr, Hochverrater. Frankfurt am Main, Societäts-Verlag Publ., 1938. 574 p. (in German).