создавать эффективные презентации. Такая технология также способствует лучшему усвоению учебного материала.
С практической точки зрения применение данной технологии создания стереопар позволит разработчикам генераторов задач быстро и легко создавать иллюстрации к генерируемым заданиям.
Таким образом, автором разработана простая методика получения стереопар, которые рекомендуется использовать в курсе стереометрии. С их помощью можно облегчить учащимся преодоление психологических затруд-
Библиографический список
нений при переходе от объемных фигур в реальном мире к их представлению в виде плоских картинок на бумаге. В статье приведена технология генерации таких стереопар, не требующая специального программного обеспечения и доступная даже старшеклассникам в качестве задания на уроках информатики.
Предлагаемая методика может быть использована для получения иллюстративного материала как в заданиях по школьной стереометрии, так и заданий в курсе высшей математики.
1. Curves. Графический пакет для издательской системы LaTeX. Available at: https://ctan.org/pkg/curves
2. Баянова Н.В., Лодейщикова В.В. Генераторы задач и их использование для контроля знаний по высшей математике. МАК: Математики - Алтайскому краю. 2023; № 5: 203-205.
3. Димитриенко Ю.И., Милехина E.H., Зубарев K.M., Васильев Д.Д. Aвтоматическая генерации задач по курсу «Aналитическая геометрия» в ИОС NOMOTEX. Дневник науки. 2023; № 12 (84).
4. Посов ИА Обзор генераторов и методов генерации учебных заданий Образовательные технологии и общество. 2014; Т. 17, № 4: 593-609.
5. Окишев С.В. Проблема создания и использования генераторов и решателей математических задач. Мир науки. 2018; Т. 6, № 3: 40.
6. Финогенов A.A. Использование генератора задач для контроля знаний по высшей математике у студентов младших курсов. Вестник Югорского государственного университета. 2016; № 2 (41): 65-67.
7. Финогенов A.A. Генератор задач по математике. Available at: http://generatorzadach.ru/
References
1. Surves. Graficheskij paket dlya izdatel'skoj sistemy LaTeX. Available at: https://ctan.org/pkg/curves
2. Bayanova N.V., Lodejschikova V.V. Generatory zadach i ih ispol'zovanie dlya kontrolya znanij po vysshej matematike. MAK: Matematiki -Altajskomukrayu. 2023; № 5: 203-205.
3. Dimitrienko Yu.I., Milehina E.N., Zubarev K.M., Vasil'ev D.D. Avtomaticheskaya generacii zadach po kursu «Analiticheskaya geometriya» v IOS NOMOTEX. Dnevniknauki. 2023; № 12 (84).
4. Posov I.A. Obzor generatorov i metodov generacii uchebnyh zadanij Obrazovatel'nye tehnologiiiobschestvo. 2014; T. 17, № 4: 593-609.
5. Okishev S.V. Problema sozdaniya i ispol'zovaniya generatorov i reshatelej matematicheskih zadach. Mir nauki. 2018; T. 6, № 3: 40.
6. Finogenov A.A. Ispol'zovanie generatora zadach dlya kontrolya znanij po vysshej matematike u studentov mladshih kursov. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2 (41): 65-67.
7. Finogenov A.A. Generator zadach po matematike. Available at: http://generatorzadach.ru/
Статья поступила в редакцию 02.06.24
УДК 378
Chalova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: oldadavydova@ yandex.ru
BLENDED LEARNING AS A CONDITION FOR EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE IN STUDENTS. The article examines a problem of finding new forms and methods in educating students' environmental culture with the help of a foreign language in the digital environment of the university. The author argues for the effectiveness of the hybrid learning format in the formation of environmental knowledge using electronic textbooks. Having studied the scientific and methodological literature of domestic and foreign scientists, the author offers a personalized approach to increase the level of environmental knowledge. The purpose of the article is to introduce hybrid learning into the process of educating students' environmental culture in a linguistic educational environment and to use the electronic teaching aid "Ecological Advertising Project" in the educational process. Particular attention is paid to the hybrid format of training within the academic discipline of a foreign language. The work is interdisciplinary in nature and is at the intersection of the academic disciplines Foreign Language and Ecology. In conclusion, the effectiveness of using a hybrid learning format in nurturing the ecological culture of students in the digital linguistic educational environment of the university is emphasized.
Key words: blended learning, education of environmental culture, environmental knowledge, personalized approach, digital environment, university
О.А. Чалова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В данной статье рассматривается проблема поиска новых форм и методов в воспитании экологической культуры студентов с помощью иностранного языка в цифровой среде вуза. Автор аргументирует эффективность гибридного формата обучения при формировании экологических знаний с использованием электронных пособий. Изучив научно-методическую литературу отечественных и зарубежных ученых, автор предлагает персонифицированный подход для повышения уровня экологических знаний. Целью статьи является внедрение гибридного обучения в процесс воспитания экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде и использование электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» в учебный процесс. Особое внимание уделяется гибридному формату обучения в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык». Работа имеет междисциплинарный характер и находится на стыке учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Экология». В заключение подчеркивается эффективность использования гибридного формата обучения при воспитании экологической культуры студентов в цифровой лингвообразовательной среде вуза.
Ключевые слова: гибридный формат обучения, воспитание экологической культуры, экологические знания, персонифицированный подход, цифровая среда, вуз
Актуальность данного исследования связана с поиском новых форм обучения для воспитания экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях гибридного (смешанного) обучения.
Целью нашего исследования является использование гибридного обучения в воспитании экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде вуза.
Задачи исследования:
- проанализировать научные разработки по воспитанию экологической культуры студентов в высшей школе;
- определить уровень экологической культуры студентов (1 курсов неязыковых вузов);
- рассмотреть и использовать гибридный формат обучения в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка в техническом вузе;
- внедрить в учебный процесс электронное учебно-методическое пособие «Экологический рекламный проект» на иностранном языке как средство повышения уровня экологической культуры студентов;
- выявить наиболее эффективный формат обучения в воспитании экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде вуза.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, дифференциация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, тестирование).
Научная новизна данного исследования состоит в детальном анализе опыта внедрения гибридного формата обучения в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка с помощью электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» на основе персонифицированного подхода. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию воспитания экологической культуры студентов с учетом индивидуальных особенностей учащихся в цифровой лингвообразовательной среде вуза. Практическая значимость исследования заключается в том, что использование гибридного формата обучения в воспитании экологической культуры совместно создает благоприятные возможности для дальнейшего применения экологических знаний в профессиональной деятельности и для самообразования.
В настоящее время тревогу бьют представители охраны природы и предлагают различные методы и способы сохранения природных ресурсов и биоразнообразия. Одним из ключевых механизмов регулирования природоохранной деятельности является система образования, которая нацелена на просвещение общества и стимулирование участия в охране окружающей среды. Решение современных экопроблем требует инновационных подходов и методов в сфере образования, в том числе и в высшем. В эпоху цифровизации преподавателям необходимо эффективно используем цифровые технологии, онлайн-ресурсы, разнообразные формы обучения с целью активного вовлечения студентов в учебный процесс.
Традиционные методы обучения уступают свои позиции перед информационно-коммуникационными технологиями. Персонализированный подход и разнообразие обучающих форматов способствуют развитию самостоятельности, активности и нестандартному мышлению при решении задач.
Основой данного исследования послужили труды в области экологической культуры таких выдающихся ученых, как С.Н. Глазачев, О.А. Лукашевич, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, В.В. Сальникова, О.А. Чалова, а также работы других ученых, включая исследователей, применяющих персонифицированный подход в сфере образования, таких как А.О. Арно, Г.В. Сороковых, Т.Э. Галкина, Н.И. Никитина, Л.Х. Урусова и др., а также методистов, эффективно использующих гибридный формат обучения: Ю.Б. Дроботенко, Л.Ю. Глебенко, А.И. Ар-хипова, Е.И. Архипова, Н.И. Чуркина, А.А. Инютина, Н.В. Жукова, В. Н. Аристова, Д.П. Ананин, Н.Г Стрикун, К.А. Баранников, С.М. Лесин, И.Н. Мешкова, Л.М. Спыну, О.А. Шереметьева, А.А. Ресенчук, Н.В. Тунёва, Э.А. Круг, А.С. Остапенко, И.А. Нагаева, И.А. Кузнецов, Т. Г Бекишева, Н.И. Чуркина, И.Д. Рудинский, А.В. Давыдов, М.Г Марченко, С.Ф. Щербак, Л.М. Семенова и др.
Многие специалисты продолжают работать над формированием экологической грамотности у студентов, рассматривая ее как сложную и многоаспектную систему, включающую знания об экологии, осознание экологических проблем, и активную экологическую деятельность. Наша задача состоит в том, чтобы повысить уровень знаний по экологии при помощи иностранного языка, что в конечном итоге приведет к увеличению уровня экологической осведомленности. Это, в свою очередь, должно способствовать изменению потребительского мировоззрения в сторону более дружелюбного отношения к окружающей среде и более рационального использования природных ресурсов. В рамках данного исследования были использованы два формата обучения - гибридный и традиционный. Студенты выполняли практические задания из электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» [1] в аудитории в рамках традиционного обучения как в аудитории, так и дистанционно в рамках гибридного формата с использованием мобильных приложений [2]. Большинство теоретического материала преподавалось дистанционно во время гибридного обучения, а практические задания разной сложности для различных студентов осуществлялись в аудитории с опорой на персонифицированный подход и уровень подготовки студентов как в языковом, так и в экологическом плане.
Во время тестирования студентов первого курса технического университета в 2023/24 учебном году было задействовано более 80 обучающихся института № 10 Московского авиационного института (национального исследовательского университета) специальности 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». Тестирование проходило в анонимной форме, каждому студенту был присвоен уникальный персональный код. Учащимся предстояло ответить на вопросы на русском языке: «Что такое экология?», «Что такое Красная книга?» и «Что такое биосфера?», а также перечислить 2-3 экологические проблемы современности и 1-2 антропогенных фактора, влияющих на окружающую среду [3-6].
В течение учебного семестра проведено исследование, в ходе которого 34 человека (экспериментальная группа - ЭГ) занимались в рамках гибридного формата обучения. Студенты выполняли практические задания по электронному учебно-методическому пособию «Экологический рекламный проект» как в аудитории, так и дистанционно. Трудные моменты разбирались незамедлительно благодаря возможности выполнения заданий в любое удобное время в соответствии с расписанием. В то же время 47 человек (контрольная группа - КГ) следовали традиционной модели обучения, где теоретический материал представлялся преподавателем в аудитории, а задания выполнялись студентами самостоятельно вне занятий [7-13].
По окончании учебного семестра студенты контрольной и экспериментальной групп приняли участие в тестировании на иностранном языке. В ходе теста они отвечали на вопросы о следующих понятиях: "What is ecology?", "What is the
Red Book?" and "What is the biosphere?". После этого студентам было предложено назвать две-три актуальные экологические проблемы современности и один-два антропогенных фактора, влияющих на изменение окружающей среды.
Результаты входного тестирования показали, что 72% студентов готовы к получению и расширению знаний об экологии на иностранном языке в процессе обучения в университете, несмотря на трудности, связанные с уровнем владения иностранным языком.
По результатам диагностического тестирования можно сделать следующие выводы: 32% респондентов ответили на все вопросы открытого и закрытого типов, продемонстрировав высокий уровень экологической грамотности. В то же время 52% опрошенных ответили только на вопросы с предложенными вариантами ответов, что свидетельствует о низком уровне экологических знаний. Также стоит отметить, что 30% респондентов ответили на все вопросы открытого и закрытого типов, что также говорит о высоком уровне экологической грамотности, в то время как 48% опрошенных выбрали варианты ответов, указывающие на их низкий уровень экологических знаний (табл. 1).
Таблица 1
Уровни экологических знаний студентов технического вуза (диагностическое тестирование)
Направление исследования Высокий уровень, (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Экологические знания 32 30 16 22 52 48
По результатам проведенного исследования выяснилось, что 36% участников контрольного тестирования справились со всеми вопросами, связанными с экологией, что свидетельствует о высоком уровне экологической грамотности. Однако 36% опрошенных смогли ответить лишь на вопросы с вариантами ответов, что указывает на низкий уровень экологических знаний. В то же время 48% участников успешно справились с любыми вопросами, показывая высокую экологическую грамотность. Но лишь 27% опрошенных могли ответить только на вопросы с выбором вариантов ответов, что отражает недостаточный уровень знаний в области экологии.
Таблица 2
Уровни экологических знаний студентов технического вуза (контрольное тестирование)
Направление исследования Высокий уровень, (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Экологические знания 36 48 28 25 36 27
Данные из табл. 1 и 2 свидетельствуют о повышении уровня экологических знаний среди студентов КГ и ЭГ. Доля студентов с высоким уровнем экологических знаний в КГ увеличилась с 32% до 36%, а в ЭГ - с 30% до 48%. Студенты с высоким уровнем экологической культуры в ЭГ продемонстрировали успешное выполнение заданий на иностранном языке, проявив при этом интерес к дальнейшему изучению экологического материала на иностранном языке.
Процент участников исследования с низким уровнем экологических знаний сократился в КГ с 52% до 36%, а в ЭГ - с 48% до 27%. Это говорит о высокой эффективности использования гибридного формата обучения и электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект».
Из полученных данных следует, что гибридная форма обучения способствует развитию экологической культуры, повышению уровня экологических знаний и формированию бережного отношения к природе и природоохранной деятельности. Традиционная форма обучения также способствует увеличению фоновых знаний, но без использования современных электронных технологий это становится сложнее. Привлечение студентов к активной учебной деятельности с использованием традиционных методов становится все более проблематичным.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что использование гибридного формата обучения в сочетании с электронным учебно-методическим пособием «Экологический рекламный проект» является эффективным. Персонифицированный подход, применяемый в исследовании, позволяет утверждать необходимость внедрения данного подхода и новых информационных технологий в систему вузовского образования.
Исследование показало, что гибридный формат обучения способствует повышению уровня экологических знаний. Однако существуют определенные проблемы, такие как увеличение времени, необходимого для перестройки курса в формат гибридного обучения, низкий уровень саморегуляции поведения некоторых учащихся и сложность для некоторых учащихся в правильном планировании времени для усвоения материала вне учебного времени.
Библиографический список
1. Чалова О.А. Экологический рекламный проект: в 4-х ч. Москва: ООО Издательство Спутник+, 2023.
2. Чалова О.А., Герасимова Т.А. Возможности использования мобильных приложений в процессе воспитания экологической культуры обучаемых средствами иностранного языка. Перспективы науки. 2023; № 6 (165): 213-216.
3. Чалова О.А. Самостоятельная работа как необходимое условие развития автономии студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; № 7 (4): 27.
4. Соколова Ю.В., Чалова О.А. Особенности формирования и развития навыков самостоятельной работы на начальных этапах высшего профессионального образования. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (2): 63.
5. Чалова О.А. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (1): 16.
6. Чалова О.А. Организация эффективной самостоятельной работы на иностранном языке для будущих инженеров авиационной промышленности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (3++). Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (3): 43.
7. Чалова О.А. Формирование системы фоновых экологических знаний у будущих специалистов авиационного профиля в иноязычном образовательном процессе. Казанская наука. 2017; № 5: 189-192.
8. Чалова О.А. Воспитание экологической культуры средствами иностранного языка в техническом вузе. Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023: 262-264.
9. Чалова О.А., Соколова Ю.В. Оценка уровня фоновых экологических знаний студентов технического вуза как основа экологической грамотности в иноязычной образовательной среде. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 10 (1).
10. Чалова О.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях цифровой трансформации образования. Перспективы науки. 2023; № 11 (170): 389-393.
11. Чалова О.А. Особенности формирования экологической культуры как компонента «зеленого» мировоззрения средствами иностранного языка в инженерном образовании. Глобальный научный потенциал. 2022; № 8 (137): 120-127.
12. Лукашевич О.А. Теория и практика экологической подготовки курсантов военного вуза в иноязычном образовательном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Самара, 2008.
13. Чалова О.А. Экологические знания как ключевой фактор воспитания экологической культуры студентов технического вуза в цифровой образовательной среде. Психология образования в поликультурном пространстве. 2024; № 1 (65): 127-136.
References
1. Chalova O.A. 'Ekologicheskij reklamnyj proekt: v 4-h ch. Moskva: OOO Izdatel'stvo Sputnik+, 2023.
2. Chalova O.A., Gerasimova T.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij v processe vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury obuchaemyh sredstvami inostrannogo yazyka. Perspektivy nauki. 2023; № 6 (165): 213-216.
3. Chalova O.A. Samostoyatel'naya rabota kak neobhodimoe uslovie razvitiya avtonomii studenta v ramkah discipliny "Inostrannyj yazyk" v neyazykovom vuze. Mirnauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; № 7 (4): 27.
4. Sokolova Yu.V., Chalova O.A. Osobennosti formirovaniya i razvitiya navykov samostoyatel'noj raboty na nachal'nyh 'etapah vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (2): 63.
5. Chalova O.A. Samokontrol' kak komponent organizacii samostoyatel'noj raboty studentov tehnicheskogo vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (1): 16.
6. Chalova O.A. Organizaciya 'effektivnoj samostoyatel'noj raboty na inostrannom yazyke dlya buduschih inzhenerov aviacionnoj promyshlennosti v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom vysshego obrazovaniya (3++). Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (3): 43.
7. Chalova O.A. Formirovanie sistemy fonovyh ekologicheskih znanij u buduschih specialistov aviacionnogo profilya v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Kazanskaya nauka. 2017; № 5: 189-192.
8. Chalova O.A. Vospitanie 'ekologicheskoj kul'tury sredstvami inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze. Lingvistika i lingvodidaktika: sbornik nauchnyh tezisov i statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj ochno-zaochnoj konferencii. Orehovo-Zuevo: Gosudarstvennyj gumanitarno-tehnologicheskij universitet, 2023: 262-264.
9. Chalova O.A., Sokolova Yu.V. Ocenka urovnya fonovyh 'ekologicheskih znanij studentov tehnicheskogo vuza kak osnova 'ekologicheskoj gramotnosti v inoyazychnoj obrazovatel'noj srede. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 10 (1).
10. Chalova O.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury studentov sredstvami inostrannogo yazyka v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Perspektivy nauki. 2023; № 11 (170): 389-393.
11. Chalova O.A. Osobennosti formirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury kak komponenta «zelenogo» mirovozzreniya sredstvami inostrannogo yazyka v inzhenernom obrazovanii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2022; № 8 (137): 120-127.
12. Lukashevich O.A. Teoriya i prakíika 'ekologicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.
13. Chalova O.A. 'Ekologicheskie znaniya kak klyuchevoj faktor vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2024; № 1 (65): 127-136.
Статья поступила в редакцию 06.05.24
УДК 378.147
Shorina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kazan State Energy University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF THE CONCEPT OF "INFORMATION" AND THE FEATURES OF ITS DISPLAY BY THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The relevance of the study is associated with the active use of digital educational environments in the educational process of a university, in which a significant place is given to the balanced display of visual information. An analysis of the literature on the research problem allowed to establish that for the higher education system it is important not only to develop information processing competencies, but also the ability to generate innovative information based on the data obtained in relation to the chosen field of activity. The work analyzes the concept of "information" from a philosophical and general scientific point of view. With the help of the obtained data, the researcher identifies aspects of information that are significant for the higher education system. Significant attention is paid to the display of visual information as predominant in the information flow. The work makes an attempt to rank methods and techniques for displaying visual information, as well as to describe the visualization process, considering it as an information system and describing it with a certain type of relationship. In conclusion, data on the display of information in a digital educational environment are summarized and requirements for the system display of university information are formulated.
Key words: information, visual information, information visualization, digital educational environment, systematic approach, university
Т.В. Шорина, канд. пед. наук, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА
Актуальность исследования связана с активным использованием в учебном процессе вуза цифровых образовательных сред, в которых существенное место уделяется сбалансированному использованию визуальной информации. Анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что для высшего образования значимо не только формирование компетенций обработки информации, но и умения на основе полученных данных генерировать инновационную информацию применительно к выбранной сфере деятельности. В работе анализируется понятие «информация» с философской и