Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
information / visual information / information visualization / digital educational environment / systematic approach / university / информация / визуальная информация / визуализация информации / цифровая образовательная среда / системный подход / вуз

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Шорина

The relevance of the study is associated with the active use of digital educational environments in the educational process of a university, in which a significant place is given to the balanced display of visual information. An analysis of the literature on the research problem allowed to establish that for the higher education system it is important not only to develop information processing competencies, but also the ability to generate innovative information based on the data obtained in relation to the chosen field of activity. The work analyzes the concept of “information” from a philosophical and general scientific point of view. With the help of the obtained data, the researcher identifies aspects of information that are significant for the higher education system. Significant attention is paid to the display of visual information as predominant in the information flow. The work makes an attempt to rank methods and techniques for displaying visual information, as well as to describe the visualization process, considering it as an information system and describing it with a certain type of relationship. In conclusion, data on the display of information in a digital educational environment are summarized and requirements for the system display of university information are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE CONCEPT OF “INFORMATION” AND THE FEATURES OF ITS DISPLAY BY THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

Актуальность исследования связана с активным использованием в учебном процессе вуза цифровых образовательных сред, в которых существенное место уделяется сбалансированному использованию визуальной информации. Анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что для высшего образования значимо не только формирование компетенций обработки информации, но и умения на основе полученных данных генерировать инновационную информацию применительно к выбранной сфере деятельности. В работе анализируется понятие «информация» с философской и общенаучной точек зрения, на основе полученных данных выделяются значимые для системы высшего образования аспекты информации. Существенное место уделяется отображению визуальной информации как преобладающей в информационном потоке. В работе делается попытка ранжировать методы и приемы отображения визуальной информации, а также описать процесс визуализации, рассматривая его как информационную систему и описывая его определенным типом отношений. В заключение обобщаются данные по отображению информации цифровой образовательной средой и формулируются требования к системному отображению информации вуза.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА»

Библиографический список

1. Чалова О.А. Экологический рекламный проект: в 4-х ч. Москва: ООО Издательство Спутник+, 2023.

2. Чалова О.А., Герасимова Т.А. Возможности использования мобильных приложений в процессе воспитания экологической культуры обучаемых средствами иностранного языка. Перспективы науки. 2023; № 6 (165): 213-216.

3. Чалова О.А. Самостоятельная работа как необходимое условие развития автономии студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; № 7 (4): 27.

4. Соколова Ю.В., Чалова О.А. Особенности формирования и развития навыков самостоятельной работы на начальных этапах высшего профессионального образования. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (2): 63.

5. Чалова О.А. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (1): 16.

6. Чалова О.А. Организация эффективной самостоятельной работы на иностранном языке для будущих инженеров авиационной промышленности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (3++). Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 8 (3): 43.

7. Чалова О.А. Формирование системы фоновых экологических знаний у будущих специалистов авиационного профиля в иноязычном образовательном процессе. Казанская наука. 2017; № 5: 189-192.

8. Чалова О.А. Воспитание экологической культуры средствами иностранного языка в техническом вузе. Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023: 262-264.

9. Чалова О.А., Соколова Ю.В. Оценка уровня фоновых экологических знаний студентов технического вуза как основа экологической грамотности в иноязычной образовательной среде. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 10 (1).

10. Чалова О.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях цифровой трансформации образования. Перспективы науки. 2023; № 11 (170): 389-393.

11. Чалова О.А. Особенности формирования экологической культуры как компонента «зеленого» мировоззрения средствами иностранного языка в инженерном образовании. Глобальный научный потенциал. 2022; № 8 (137): 120-127.

12. Лукашевич О.А. Теория и практика экологической подготовки курсантов военного вуза в иноязычном образовательном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Самара, 2008.

13. Чалова О.А. Экологические знания как ключевой фактор воспитания экологической культуры студентов технического вуза в цифровой образовательной среде. Психология образования в поликультурном пространстве. 2024; № 1 (65): 127-136.

References

1. Chalova O.A. 'Ekologicheskij reklamnyj proekt: v 4-h ch. Moskva: OOO Izdatel'stvo Sputnik+, 2023.

2. Chalova O.A., Gerasimova T.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij v processe vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury obuchaemyh sredstvami inostrannogo yazyka. Perspektivy nauki. 2023; № 6 (165): 213-216.

3. Chalova O.A. Samostoyatel'naya rabota kak neobhodimoe uslovie razvitiya avtonomii studenta v ramkah discipliny "Inostrannyj yazyk" v neyazykovom vuze. Mirnauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; № 7 (4): 27.

4. Sokolova Yu.V., Chalova O.A. Osobennosti formirovaniya i razvitiya navykov samostoyatel'noj raboty na nachal'nyh 'etapah vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (2): 63.

5. Chalova O.A. Samokontrol' kak komponent organizacii samostoyatel'noj raboty studentov tehnicheskogo vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (1): 16.

6. Chalova O.A. Organizaciya 'effektivnoj samostoyatel'noj raboty na inostrannom yazyke dlya buduschih inzhenerov aviacionnoj promyshlennosti v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom vysshego obrazovaniya (3++). Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 8 (3): 43.

7. Chalova O.A. Formirovanie sistemy fonovyh ekologicheskih znanij u buduschih specialistov aviacionnogo profilya v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Kazanskaya nauka. 2017; № 5: 189-192.

8. Chalova O.A. Vospitanie 'ekologicheskoj kul'tury sredstvami inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze. Lingvistika i lingvodidaktika: sbornik nauchnyh tezisov i statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj ochno-zaochnoj konferencii. Orehovo-Zuevo: Gosudarstvennyj gumanitarno-tehnologicheskij universitet, 2023: 262-264.

9. Chalova O.A., Sokolova Yu.V. Ocenka urovnya fonovyh 'ekologicheskih znanij studentov tehnicheskogo vuza kak osnova 'ekologicheskoj gramotnosti v inoyazychnoj obrazovatel'noj srede. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 10 (1).

10. Chalova O.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury studentov sredstvami inostrannogo yazyka v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Perspektivy nauki. 2023; № 11 (170): 389-393.

11. Chalova O.A. Osobennosti formirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury kak komponenta «zelenogo» mirovozzreniya sredstvami inostrannogo yazyka v inzhenernom obrazovanii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2022; № 8 (137): 120-127.

12. Lukashevich O.A. Teoriya i prakíika 'ekologicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza v inoyazychnom obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.

13. Chalova O.A. 'Ekologicheskie znaniya kak klyuchevoj faktor vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2024; № 1 (65): 127-136.

Статья поступила в редакцию 06.05.24

УДК 378.147

Shorina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kazan State Energy University (Kazan, Russia), E-mail: shorina.t.v@mail.ru

THE STUDY OF THE CONCEPT OF "INFORMATION" AND THE FEATURES OF ITS DISPLAY BY THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The relevance of the study is associated with the active use of digital educational environments in the educational process of a university, in which a significant place is given to the balanced display of visual information. An analysis of the literature on the research problem allowed to establish that for the higher education system it is important not only to develop information processing competencies, but also the ability to generate innovative information based on the data obtained in relation to the chosen field of activity. The work analyzes the concept of "information" from a philosophical and general scientific point of view. With the help of the obtained data, the researcher identifies aspects of information that are significant for the higher education system. Significant attention is paid to the display of visual information as predominant in the information flow. The work makes an attempt to rank methods and techniques for displaying visual information, as well as to describe the visualization process, considering it as an information system and describing it with a certain type of relationship. In conclusion, data on the display of information in a digital educational environment are summarized and requirements for the system display of university information are formulated.

Key words: information, visual information, information visualization, digital educational environment, systematic approach, university

Т.В. Шорина, канд. пед. наук, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, E-mail: shorina.t.v@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА

Актуальность исследования связана с активным использованием в учебном процессе вуза цифровых образовательных сред, в которых существенное место уделяется сбалансированному использованию визуальной информации. Анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что для высшего образования значимо не только формирование компетенций обработки информации, но и умения на основе полученных данных генерировать инновационную информацию применительно к выбранной сфере деятельности. В работе анализируется понятие «информация» с философской и

общенаучной точек зрения, на основе полученных данных выделяются значимые для системы высшего образования аспекты информации. Существенное место уделяется отображению визуальной информации как преобладающей в информационном потоке. В работе делается попытка ранжировать методы и приемы отображения визуальной информации, а также описать процесс визуализации, рассматривая его как информационную систему и описывая его определенным типом отношений. В заключение обобщаются данные по отображению информации цифровой образовательной средой и формулируются требования к системному отображению информации вуза.

Ключевые слова: информация, визуальная информация, визуализация информации, цифровая образовательная среда, системный подход, вуз

Вопросу повышение качества предъявления учебной информации вуза посвящены многочисленные исследования. Актуальность исследования связана с активным применением информационно-коммуникативных технологий в обучении и широким использованием цифровых образовательных сред, в которых идет активный поиск путей сбалансированного отображения визуальной информации. Кроме того, применение в вузе различных визуальных средств на основе разнообразных интеллект-карт (ментальные карты, ленты времени, фреймы и др.), методов графической наглядности (инфографика, скрайбинг, скетчноутинг и др.), ведущих идей медиаобразования (критический анализ информации), технологий имитации виртуальной реальности и других требует ранжирования методов и приемов визуализации учебной информации.

Анализ педагогической литературы позволил установить, что в основе визуализации информации вуза лежит традиционный принцип наглядности, который в свете использования цифровых образовательных сред претерпевает значительную трансформацию. В настоящее время существенную роль приобретает не только способность к отображению в обучении отдельного компонента визуальной информации, сколько формулировка общего понятия «система визуализации», позволяющего последовательно формировать в обучении требуемые компетенции выпускника вуза. Вместе с тем стихийная визуализация информации, например, отдельной учебной единицы (лекция, практика, лабораторная работа, модуль, дисциплина), не имеющая связей с последующим изложением информации, не позволяет достигать в должной мере поставленных учебных целей. Чтобы в обучении формировать компетенции работы с информацией, необходима преемственность методов и приемов визуализации с последовательным ее усложнением до достижения профессионально значимых методов и приемов ее отображения.

Изложенное позволяет сформулировать противоречие: современная цифровая образовательная среда вуза призвана формировать компетенции работы с информацией и способствовать становлению высококлассного специалиста, однако на практике овладение данными компетенциями не происходит в полной мере, так как не существует общих требований к системному отображению в ней визуальной информации.

Данное противоречие позволило сформулировать цель исследования: выявить, каким образом осуществлять отображение учебной информации вуза.

Основная задача исследования состоит в поиске механизмов системного отображения информации цифровой образовательной средой вуза.

Основными методами исследования являются теоретические - анализ литературы и эмпирические - обобщение полученных данных и формулировка выводов.

Научная новизна состоит в том, что на основе анализа литературы выделены значимые аспекты отображения информации вуза, на базе которых исследуются вопросы системного отображения информации цифровой образовательной средой вуза и формулируются требования к системе «визуализация».

Теоретическая значимость исследования заключается в ранжировании методов и приемов отображения информации цифровой образовательной средой вуза. Практическая значимость состоит в отборе методов и приемов системного отображения информации цифровой образовательной средой вуза, которые могут быть эффективно применены в практической деятельности, связанной с обучением студентов.

Как уже упоминалось выше, повышение качества цифровой образовательной среды связывается с поиском механизмов сбалансированного отображения в ней визуальной информации. Однако для системы высшего образования значимо также формирование компетенций обработки информации, а это требует наличие опыта работы не только с фундаментальной информацией отдельной науки или блока смежных наук, но и умения применять сформированный познавательный опыт в выбранной сфере профессиональной деятельности. Кроме того, на современном этапе развития общества немаловажное значение приобретает умение генерировать инновационную информацию на основе имеющейся, а это требует от будущего специалиста навыков анализа и синтеза информации, ее сопоставления и обобщения, конкретизации и аналогии. В том числе выполнение аналитической обработки с применением современных информационно-коммуникативных средств, в числе которых кодирование и декодирование информации. Более того, значимо применение методов и приемов визуализации для обоснования мыслительных процессов и опоры в практической деятельности, а также трансляции полученных результатов заинтересованным партнерам в сфере науки, производства, образования.

Начнем свое изложение с обоснования терминологического аппарата, пояснив, что понимается под общим термином «информация», какие ее характеристики наиболее значимы в обучении, какие методы и приемы служат для ее отображения в цифровой образовательной среде. Далее на основе сформули-

рованных положений выделим наиболее ключевые аспекты информации, оказывающие существенное влияние на качество ее отображения в учебной деятельности вуза.

Наука рассматривала понятие «информация» (от лат «informatio» - «разъяснение, представление, понятие о чем-либо» [1]) еще с античных времен, однако до середины XX века оставалось прерогативой в основном философов. Бурное развитие науки, а затем и компьютерной техники привело к пересмотру данного понятия, и в настоящее время существует огромное количество его определений. Термин «информация» использует не только наука «информатика» («наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации» [1]), в настоящее время данным термином пользуются математики и физики, генетики, лингвисты и многие другие, поэтому формулировка его часто противоречива. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «информация» представляется как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [2, с. 248].

Наука философия трактует термин «информация» с позиций следующих подходов: субстанционального, атрибутивного, функционального. Субстанциональный подход подразумевает, что в мире существует, кроме материи и энергии, нечто третье и это - информация. Причем информация рассматривается вне субъекта и ей не приписывается ценностно-смысловая интерпретация. Атрибутивный подход подразумевает, что информация есть свойство материи и доступна физическим процессам и системам, а стало быть, имеет количественные и качественные характеристики. Основным постулатом атрибутивного подхода является допущение, что информация существует вне зависимости от человека в живой и неживой природе. Функциональный подход к информации означает, что информация - свойство самоорганизующихся систем, связанных с их управлением и развитием. Описывается данная система исходя из следующих типов отношений: синтаксического, семантического и прагматического. Таким образом, рассматривая термин «информация» с позиции науки философии, можно выделить наиболее значимые для системы образования его аспекты - это наличие количественных и качественных характеристик, возможности описания путем определенного типа отношений (синтаксический, семантический, прагматический).

Понятие информации с позиции науки информатики сформулировано К. Шенноном и определяется как «передача сообщения от источника к приемнику посредством каналов связи» [3], при этом учитываются только количественные характеристики информации и игнорируется ее семантический и смысловой аспекты. Однако одинаковое количество информации может нести, в том числе, противоположное содержание или бессмысленный набор букв и символов. Проблемы смысла информации и ее ценности приобрели свою значимость в семиотике (от греч. sema - знак), которая исследует знаково-символьную информацию, представленную с помощью естественных или искусственных языков. Семантический подход к теории информации, разрабатываемый Ю.А. Шрейде-ром, гласит, что в «процессе передачи информации от источника к приемнику следует уделять внимание свойствам приемника» [1], а не только каналам связи. Чтобы информация была воспринята приемником, она должна иметь определенный стартовый тезаурус, причем «одно и то же сообщение может по-разному восприниматься различными приемниками информации» [1], то есть в зависимости от свойств «приемника» какая-то часть информации будет получена и переработана, в то время как другая - утеряна. Таким образом, рассматривая термин «информация» как общенаучную категорию, можно выделить следующие наиболее значимые для системы образования аспекты - это наличие смыслового содержания информации, связанного с естественным или искусственным языком, кроме того, для понимания смысла информации необходимо соответствие тезауруса отправителя информации (преподавателя, ресурса, цифровой среды и др.) и ее получателя (обучающегося).

Синергетическая концепция информации изучает качественные и ценностные аспекты информации в биологических и технических системах. В си-нергетической концепции информации предполагается выбор между случайным событием и запомненным, при этом считается, что чем сложнее система, тем выше вероятность ее саморазвития. Кроме того, информация может быть, как запомнена системой, так и утеряна. Д.С. Чернавский так трактовал процесс запоминания информации системой: «выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» [1]. Данное определение подразумевает наличие ценностного аспекта информации для воспринимающей системы. И.В. Мелик-Гайказян предлагает рассматривать понятие «информация» как информационный процесс, включающий этапы «генерации, фиксации информации, кодирования, трансляции, декодирования рецепции и редупликации» [1]. Таким образом, синергетиче-ская концепция информации предполагает развитие информационной системы (как биологической, так и технической) путем совершенствования информаци-

онных процессов. В обучении вуза наиболее значимы «информационные процессы», связанные с генерацией, кодированием, декодированием и трансляцией информации, при совершении целенаправленного действия в учебной и профессиональной сферах деятельности.

Далее рассмотрим, как осуществляется передача информации в учебной деятельности вуза. Основной формой передачи информации в учебной деятельности является наглядно-образная и логико-символическая информация. Субъект образовательной деятельности, рассматриваемый с позиций системного подхода, воспринимает данную информацию, и она становится для него субъективным образованием - смыслом полученной информации. То есть субъект образования выступает в данном случае как информационная система и, таким образом, данная система может быть описана выделенными типами отношений (синтаксическим, семантическим и прагматическим). При этом синтаксический тип отношений связан с кодированием и декодированием информации, представленной в цифровой форме, и чаще всего именуется термином просто «данные». Например, изображение, схема устройства, карта местности и др. Семантический тип отношений позволяет соотносить полученную информацию с ранее изученной и характеризуется в обучении наличием смысловых или логических связей. Например, инфографика, ментальные карты, ленты времени и др. Прагматический тип отношений связан с полезностью информации в конкретный момент времени для достижения определенных целей деятельности. Например, решение кейса, стартапа, получение ответа на проблемный вопрос, разработка социального проекта и др. [4; 5].

Таким образом, в обучении субъект образования может рассматриваться как информационная система, которая способна получать и перерабатывать получаемую информацию, которую автор предлагает описывать выделенными типами отношений.

Далее рассмотрим, какие методы и приемы применяются для отображения информации в цифровой образовательной среде. Визуализация информации - один из популярных методов и приемов, на основе которого происходит кодирование и декодирование информации учебными средствами. Кроме того, на основе изучения современных наглядно-образных и логико-символических моделей возможно генерирование информации иного качества и структуры на основе имеющейся с учетом требуемых целей деятельности [6].

Современные методы и приемы визуализации информации позволяют «свертывать мыслительные содержания в отдельный образ, который может в дальнейшем служить основой мыслительных и практических действий» [7, с. 23]. Визуализация информации при этом опирается на значимость образного отражения информации и позволяет подготовить субъекта к условиям постоянного нарастания информационной нагрузки [8]. Неслучайно в современном обществе сформировался термин «клиповое мышление», которое характеризуется тягой к отображению компактной образной информации (смайлов, пиктограмм, анимационных изображений) и минимальным словарным запасом. «Клиповое мышление» - это не что иное, как своеобразный ответ современной молодежи на процесс перегрузки каналов восприятия информации.

Существенным достоинством метода визуализации является возможность компактно и емко отобразить детали информации, не перегружая каналы восприятия. Современная инфографика, карты-памяти, интеллект-карты, ленты-времени, алгоритмы и фреймы, скрайбинг и скетчноутинг позволяют за счет сжатия и систематизации информации наглядно и доступно отобразить детали требуемого к освоению знания. Кроме того, в различных сферах деятельности часто встречаются собственные модели отображения профессионально значимой ин-

Библиографический список

формации. Например, географы - карты, химики - табличные данные, водители транспортного средства - схема правил дорожного движения и др. [9].

Современные средства визуализации чрезвычайно разнообразны, их количество с каждым годом непрерывно растет. Из областей науки и сфер деятельности, особенно интеллектуальной, образование перенимает инновационные способы отображения информации. Поэтому требуется с учетом выделенных выше аспектов обозначить место и роль данных средств наглядности в обучении и обозначить границы их применения в системе высшего образования. Как уже упоминалось выше, от системы высшего образования требуется формирование компетенций, которые подразумевают не просто наличие определенного опыта работы с фундаментальной или прикладной информацией, а умение на основе него генерировать и транслировать новую информацию в контексте выбранной сферы деятельности [3].

Таким образом, требуется обобщить полученные данные по вопросу отображения информации цифровой образовательной средой вуза, исследуя обучение как «информационный процесс», включающий в себя кодирование, декодирование, фиксацию, генерирование и трансляцию информации, который можно описать тремя типами отношений (синтаксическим, семантическим и прагматическим).

На основе полученных данных сформулируем общую систему отбора методов и приемов визуализации цифровой образовательной среды вуза. Начнем свое изложение с отбора методов и приемов визуализации на основе синтаксического типа отношений. Данный тип отношений характеризуется кодированием либо декодированием информации и может осуществляться как на основе реальной (образной), так и абстрактной (символической) информации [9]. Поэтому значима в данной связи корректировка тезауруса субъекта обучения, то есть до предъявления кодированной информации требуется удостовериться в возможности опознания им используемых в среде «кодовых слов». Семантический тип отношений характеризуется построением связей информации и отображается на основе наглядно-образных и логико-символических моделей. Поэтому значима в данной связи запоминаемость информации субъектом образования, то есть до предъявления наглядно-образной или логико-символических моделей требуется поэтапно отражать процесс их построения. И, наконец, прагматический тип отношений характеризуется профессионально-контекстным [10] отображением информации. Поэтому требуется в данной связи в зависимости от места и роли информации в структуре образовательной деятельности осуществлять последовательный переход в отображении информации от научного стиля изложения к профессиональному в контексте выбранной сферы деятельности.

Итак, в работе существенное место уделяется процессам отображения информации цифровой образовательной средой вуза. В статье подробно проведено исследование понятия «информация» на философском и общенаучном уровнях. Акцент делается на системном отображении деталей информации в соответствии с выделенными аспектами информации в структуре обучения вуза. Существенное внимание уделяется отображению цифровой образовательной средой вуза визуальной информации как преобладающей в информационном потоке. Делается попытка систематизировать процесс отображения визуальной информации вуза, рассматривая обучение как информационную систему и описывая ее тремя типами отношений. На заключительном этапе на основе полученных данных формулируются общие требования к системному отображению информации цифровой образовательной средой вуза, базирующиеся на учете тезауруса субъекта образования, поэтапном построении наглядно-образных и логико-символических моделей и последовательном переходе к профессионально-контекстному отображению информации.

1. Лысак И.В. Информация как общенаучное и философское понятие: основные подходы к определению. Философские проблемы информационных технологий и кибер-пространства. 2015; № 2 (10): 9-26.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. Москва: Мир и образование, 2018.

3. Шорина Т.В. Теоретическое обоснование визуальной составляющей информационных образовательных ресурсов вуза. Современные наукоемкие технологии. 2023; № 4: 234-239.

4. Зарипова РС., Менциев А.У, Григорьева И.В. Метод кейсов как практико-ориентированный метод обучения студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-3: 105-107.

5. Салтанаева Е.А., Эшелиоглу РИ., Амирова Э.Ф. Студенческие стартапы как новая база экономики России. Вестник Академии знаний. 2023; № 5 (58): 273-275.

6. Шорина Т.В. Опыт использования средств визуализации информации в преподавании курса «Информационные технологии в управлении персоналом». Ученые записки ИСГЗ. 2014; Т. 12, № 1-1: 403-407.

7. Вербицкий А.А. Контекстный подход к повышению качества образования в России и США монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019.

8. Малацион С.Ф., Куценко С.М. Виртуальная модель обучающегося. Russian Journal of Education and Psychology. 2021; Т. 12, № 4-2: 147-151.

9. Шорина Т.В. Реализация визуальных компонентов информационно-образовательной среды вуза. Современные наукоемкие технологии. 2022; № 4: 229-235.

10. Натальсон А.В. Профессиональная подготовка специалиста в сфере энергетики в контексте компетентностного подхода. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; Т. 14, № 2-3: 78-82.

References

1. Lysak I.V. Informaciya kak obschenauchnoe i filosofskoe ponyatie: osnovnye podhody k opredeleniyu. Filosofskieproblemy informacionnyh tehnologijikiberprostranstva. 2015; № 2 (10): 9-26.

2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: Okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Mir i obrazovanie, 2018.

3. Shorina T.V. Teoreticheskoe obosnovanie vizual'noj sostavlyayuschej informacionnyh obrazovatel'nyh resursov vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2023; № 4: 234-239.

4. Zaripova R.S., Menciev A.U., Grigor'eva I.V. Metod kejsov kak praktiko-orientirovannyj metod obucheniya studentov. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-3: 105-107.

5. Saltanaeva E.A., 'Eshelioglu R.I., Amirova 'E.F. Studencheskie startapy kak novaya baza 'ekonomiki Rossii. VestnikAkademiiznanij. 2023; № 5 (58): 273-275.

6. Shorina T.V. Opyt ispol'zovaniya sredstv vizualizacii informacii v prepodavanii kursa «Informacionnye tehnologii v upravlenii personalom». Uchenye zapiski ISGZ. 2014; T. 12, № 1-1: 403-407.

7. Verbickij A.A. Kontekstnyjpodhod kpovysheniyu kachestva obrazovaniya v Rossii i SShA: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2019.

8. Malacion S.F., Kucenko S.M. Virtual'naya model' obuchayuschegosya. Russian Journal of Education and Psychology. 2021; T. 12, № 4-2: 147-151.

9. Shorina T.V. Realizaciya vizual'nyh komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 4: 229-235.

10. Natal'son A.V. Professional'naya podgotovka specialista v sfere energetiki v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; T. 14, № 2-3: 78-82.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE (WITH REGARD TO RELIGIOUS ISLAMIC EDUCATION). The article deals with a problem of development of religious Islamic education in Russia in the context of the formation and functioning of the pedagogical culture of parents. The rapid development of religious Islamic education in the country is noted, reflected in the opening of Islamic universities, academies, and online schools: the Moscow Islamic Institute, the Russian Islamic University, the Bulgarian Islamic Academy, and the first Islamic online school "Umaklass." At the same time, the growth of Islamic educational institutions highlights the problem of their effective certification, the creation of unified curricula and standards for them, the unification of qualification documents, the allocation of educational stages, etc. These issues are clearly articulated in the Concept of the Development of Islamic Education in Russia, developed by the Council for Islamic Education under the Council of Muftis of Russia. The researchers believe that in addition to the above mentioned problems, a problem of forming an effective and productive learning process (learning system) is also fundamentally important. To solve it, a comprehensive learning concept (K-model) has been proposed, developed by scientists from Moscow International University, the Integrated Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the NP "Laboratory for Cognitive Research of Consciousness named after Said is Mahdihona Sattorova." The K-model is aimed at harmonizing the educational process. It is based on the principles of pluralism, freedom of thought and freedom of choice, methodological doubt, practicality, responsibility and harmonious personal development. The introduction of the K-model into the educational system in religious Islamic institutions will increase the effectiveness of the educational process.

Key words: pedagogical culture, religion, pedagogical education of parents, Islamic education, learning process

Р.М. Эхаееа. канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского государственного университета имени А. Кадырова, г. Грозный,

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье рассматривается проблема развития религиозного исламского образования России в контексте формирования и функционирования педагогической культуры родителей. Исламское религиозное образование активно развивается в нашей многоконфессиональной стране. Это отражается в открытии исламских университетов, институтов, медресе, академий, онлайн-школ: Московского исламского института, Российского исламского университета, Болгарской исламской академии, первой исламской онлайн-школы «Умакласс» и др. В то же время рост учебных исламских заведений порождает проблему их эффективной аттестации, создания единых учебных программ и образовательных стандартов, унификации документов о квалификации и т. п. Эти проблемы артикулированы в Концепции развития исламского образования в России, разработанной Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Автор настоящей статьи полагает, что, помимо вышеуказанных проблем, принципиально важной является и проблема формирования эффективного и продуктивного обучающего процесса (системы обучения). Для ее решения предложено организовать процесс обучения в религиозных исламских учреждениях на основе комплексной концепции обучения (К-модель), разработанной отечественными учеными из Московского международного университета, Комплексного НИИ РАН и НП «Лаборатория когнитивных исследований сознания им. Саид-Махдихона Сатторова». К-модель нацелена на гармонизацию образовательного процесса. Она базируется на принципах плюрализма, свободы мысли и свободы выбора, методического сомнения, практицизма, ответственности и гармонического развития личности. Авторский коллектив считает, что внедрение К-модели в систему обучения в религиозных исламских заведениях позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическая культура, религия, педагогическое просвещение родителей, исламское образование, процесс обучения

Актуальность исследования определяется тем, что в течение последних 20 лет в России наблюдается активное становление и развитие системы исламского образования. Бурный рост религиозных исламских учебных заведений в России начинается после распада СССР В 1998 году в Казани открыли Российский исламский институт В 1999 году в Москве был открыт Московский исламский институт. В 2017 году в Болгаре (Татарстан) по инициативе ДУМ России, ЦДУМ мусульман России и ДУМ Татарстана была создана Болгарская исламская академия. А недавно в сети Интернет была открыта первая мусульманская онлайн-школа «Умакласс».

В настоящее время при Совете муфтиев России функционирует Совет по исламскому образованию.

В 2024 году в целях создания целостной системы исламского образования Совет по исламскому образованию разработал концепцию развития исламского образования в России [1].

Согласно этой концепции, исламское образование разделяется на 6 ступеней:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Начальное религиозное образование (сроки обучения - от 2 до 4 лет). Реализуется, как правило, в мактабах (воскресных школах). Задача обучения -дать учащимся общие представления об исламе (основы ислама).

2. Среднее религиозное образование (сроки обучения - от 2 до 3 лет). Реализуется в медресе (вечерних школах). Задача обучения - подготовка младшего религиозного персонала в храмах (например, муэдзинов - служителей, исполняющих молитвенный призыв (азан)).

3. Среднее профессиональное религиозное образование (сроки обучения - от 3 до 4 лет). Реализуется в колледжах. Задача обучения на данном этапе - подготовка среднего религиозного персонала в храмах (например, имамов -духовных лиц, осуществляющих богослужения и общее руководство мечетями).

4. Высшее религиозное образование (сроки обучения - 4-5 лет). Реализуется в исламских институтах (например, Исламском институте города Сунжа). Задача обучения - подготовка высшего религиозного персонала (имам-хатыбов, вузовских преподавателей и др.).

5. Высшее светское образование с религиозной (исламской) программой (сроки обучения от 4 до 5 лет). Реализуется в исламских университетах (например, в Казанском исламском университете или Российском исламском университете) в рамках освоения программ бакалавриата или специалитета. Задача обучения - подготовка бакалавров (специалистов) в области исламской теологии, педагогики и т. п.

6. Высшее светское образование с религиозной (исламской) программой в рамках магистратуры (сроки обучения 2 года). Задача - подготовка магистров, способных осуществлять научно-педагогическую деятельность.

Для каждой из 6 ступеней образования Советом по исламскому образованию разработаны стандарты, утверждены примерные учебные планы и программы обучения. Кроме того, данная концепция предусматривает аттестацию исламских учебных заведений, создание единых образцов дипломов о высшем исламском образовании и т. д.

Заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Совета по исламскому образованию Марат Муртазин полагает, что реализация Концепции развития исламского образования в России займет не менее 3-х лет [1].

Автор настоящей статьи поддерживает данную инициативу Совета по исламскому образованию и предлагает при разработке и внедрении моделей организации обучающего процесса (системы обучения) в исламских учебных заведениях опираться на комплексную концепцию обучения (К-модель), разработанную нашими отечественными учеными (к тому же - мусульманами по вероисповеданию). Именно комплексная концепция является, на наш взгляд,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.