законы и нормы, качественно реализовать свои способности и возможности в экономической сфере социума.
Эффективное достижение данной задачи станет возможным при творческом использовании преподавателями высшего учебного заведения педагогического потенциала познавательного интереса, возведения его в ранг ценнейшего мотива профессиональной подготовки и непременного педагогического условия.
Познавательный интерес следует признать важнейшим фактором профессиональной учебы учащихся морского вуза, существенно влияющим на утверждение благоприятной атмосферы профессионального обучения курсантов, интенсивное и насыщенное протекание процесса познавательной деятельности, положительно влияющую на качество подготовки к будущей деятельности в морской отрасли государства.
Опора на познавательный интерес и его умелое применение в профессиональном обучении в морском вузе обеспечивает: а) преподавателю: совершенствование своего профессионального мастерства и личного уровня профессионально-педагогической подготовки; повышение личного профессионального авторитета; создание доверительного отношения на занятиях с учащимися; улучшение качества и результативности проводимых занятий, внедрение в практику
Библиографический список
познавательных ситуаций, поисковой и проектной деятельности; б) курсанту: повышение сознательного отношения к профессиональному обучению; верный выбор вариативных учебных дисциплин; формирование познавательно-профессиональной направленности; развитие креативности, активности, оживленности и предприимчивости в ходе занятий; удовлетворенности от творческой работы и результатов профессиональной подготовки; самоутверждения в правильности выбора профессии и морской специальности; активизацию самообучения и самовоспитания; расширение практики рефлексии и самооценки.
Предложенные пути применения познавательного интереса и конкретизация мер их исполнения позволяют вовлечь курсантов в разнообразную поисковую и проектную деятельность, способствуют получению новых знаний, эффективному формированию экономической культуры, активизации самообучения и самосовершенствования.
Результатом исследования следует считать обоснование возможности применения педагогического потенциала познавательного интереса как существенного педагогического условия формирования экономической культуры у курсантов морского вуза.
Комплексная реализация предложенных путей обеспечивает достижение намеченной цели - формирование у курсантов экономической культуры.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение: с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г, 8 февраля 2021 г, 19 июля 2022 г, 27 февраля 2023 г. Available at: https://base.garant.ru/71917998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4 c33/?ysclid=lxr21f7lm37759734
2. Социально-педагогический словарь. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/
3. Бабакова TA., Aкинина Т.М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Издательство: Питер, 2002.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
6. Гоноболин Ф.Н. Психология: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1973.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
8. Леонтьев A.H. Лекции по общей психологии. Москва: Смысл, 2001.
9. Гордон ЛА Потребности и интересы. Советская педагогика. 1939; № 8-9: 140.
10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1971.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007.
12. Заиченко О.С. Понятие познавательных интересов в отечественной педагогике. NovaInfo. 2022; № 135: 88-89.
13. Предяхо A.H., Предяхо A.A. Интерес как качественное образование личности. Вестник Брянского государственного университета. 2012; №1-1: 52-56.
14. Соколовская И.Н., Кивилева A.A. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике. XIXЦарскосельские чтения: материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015; Т. 2: 89-92.
15. Феденкова Е.В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. Молодой ученый. 2018; № 16 (202): 317-319.
16. Оборочан Т.П., Томилин A.H. Aксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 40-43.
17. Мамедова Л.Ф., Томилин A.H. Педагогические условия формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 248-251.
18. Томилин A.H. Педагогические условия формирования лидерских качеств у курсантов судоводителей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Вестник ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 4 (45): 148-151.
19. Томилин A.H., Оборочан Т.П. Методы обучения, применяемые в профессиональной подготовке курсантов морского вуза. Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 3 (44): 142-148.
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartvysshegoobrazovaniya - specialitetpo special'nosti26.05.05 Sudovozhdenie: s izmeneniyami i dopolneniyami ot 26 noyabrya 2020 g., 8 fevralya 2021 g., 19 iyulya 2022 g., 27 fevralya 2023 g. Available at: https://base.garant.ru/71917998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lxr21f7lm37759734
2. Social'no-pedagogicheskij slovar'. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/
3. Babakova T.A., Akinina T.M. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: metodika raboty s ponyatijnym apparatom: uchebnoe posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavatelej. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU, 2013.
4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: Piter, 2002.
5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psihologicheskij ocherk. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.
6. Gonobolin F.N. Psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1973.
7. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1995.
8. Leont'ev A.N. Lekcii po obschej psihologii. Moskva: Smysl, 2001.
9. Gordon L.A. Potrebnosti i interesy. Sovetskaya pedagogika. 1939; № 8-9: 140.
10. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa vpedagogike. Moskva: Pedagogika, 1971.
11. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2007.
12. Zaichenko O.S. Ponyatie poznavatel'nyh interesov v otechestvennoj pedagogike. NovaInfo. 2022; № 135: 88-89.
13. Predyaho A.N., Predyaho A.A. Interes kak kachestvennoe obrazovanie lichnosti. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; №1-1: 52-56.
14. Sokolovskaya I.N., Kivileva A.A. K opredeleniyu suschnosti ponyatiya «poznavatel'nyj interes» v pedagogike. XIX Carskosel'skie chteniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2015; T. 2: 89-92.
15. Fedenkova E.V. Psihologo-pedagogicheskaya suschnost' poznavatel'nogo interesa. Molodoj uchenyj. 2018; № 16 (202): 317-319.
16. Oborochan T.P., Tomilin A.N. Aksiologicheskaya strategiya formirovaniya pravovoj kul'tury u kursantov neyuridicheskih special'nostej morskogo universiteta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 40-43.
17. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 248-251.
18. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u kursantov sudovoditelej v processe uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti. Vestnik GMU imeni admirala F.F. Ushakova. 2023; № 4 (45): 148-151.
19. Tomilin A.N., Oborochan T.P. Metody obucheniya, primenyaemye v professional'noj podgotovke kursantov morskogo vuza. Vestnik GMU im. adm. F.F. Ushakova. 2023; № 3 (44): 142-148.
Статья поступила в редакцию 29.06.24
УДК 372.851
Finogenov A.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT USING A TASK GENERATOR TO TEACH STEREOMETRY. Modern educational institutions persistently make use of computer technology to create assignments and educational materials. As a rule, these are text tasks with a variable numerical part. However, the issue of creating illustrations for assignments remains technically difficult and is rarely used. In this regard, the task arises to develop a simple technology for creating stereoscopic illustrations that does not require special
software and is available even to high school students in computer science lessons. Such illustrations could greatly facilitate the study of stereometry, helping students understand the transition from three-dimensional shapes to their image on paper. In addition, the author suggests using a ready-made math assignment generator, which includes stereometry tasks with illustrations in the form of stereoscopic drawings. The described technology can be used in both school and higher education, allowing to create illustrative material for studying stereometry. Thus, using the new technology, students will more easily master the material on stereometry, and teachers will enrich the learning process with more visual and understandable illustrations. As a result, this can lead to improved understanding of the material and improved student academic performance.
Key words: stereometry, task generator, teaching mathematics, stereoscopic drawings, technology for creating stereoscopic illustrations
А.А. Финогенов, канд. физ.-мат. наук, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГЕНЕРАТОРА ЗАДАЧ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ
Современные образовательные учреждения все чаще используют компьютерные технологии для создания заданий и учебных материалов. Как правило, это текстовые задания с вариативной числовой частью. Однако вопрос создания иллюстраций к заданиям остается технически сложным. В связи с этим возникает задача разработать простую технологию создания стереоскопических иллюстраций, не требующую специального программного обеспечения и доступную даже школьникам старших классов на уроках информатики. Такие иллюстрации могли бы значительно облегчить изучение стереометрии, помогая учащимся понять переход от объемных фигур к их изображению на бумаге. Помимо этого, автор предлагает использовать готовый генератор заданий по математике, который включает в себя задачи по стереометрии с иллюстрациями в виде стереоскопических чертежей. Описанная технология может применяться как в школьном, так и в высшем образовании, позволяя создавать иллюстративный материал для изучения стереометрии. Таким образом, с использованием новой технологии учащиеся смогут легче освоить материал по стереометрии, а преподаватели смогут обогатить учебный процесс более наглядными и понятными иллюстрациями. В результате, это может привести к улучшению понимания материала и повышению успеваемости студентов.
Ключевые слова: стереометрия, генератор задач, преподавание математики, стереоскопические чертежи, технология создания стереоскопических иллюстраций
Актуальность исследования определяется тем фактом, что понимание стереометрии играет важную роль в математике и ее применении в реальной жизни. Наглядные пособия, такие как модели геометрических фигур и пространственные конструкции, помогают учащимся лучше понять структуру и особенности трехмерных объектов. Они помогают визуализировать пространств нныеотно-шения и улучшают понимание абстрактных понятий. Наглядные пособия содействуют лучшему запоминанию и применению материала, а таты делают ауче-ние стереометрии более увлекательным и интересным. Но одной из основных трудностей, возникающих при использованииобъемныхмодолей, являетсн психологический разрыв между трехмерной реальностью и плоскими двумерными чертежами. Сущестпующиъна хвнныймоментнаглядные пнмя°)И5ы яе в чълохй мере решают задачу преодоления этого разрыва, о чем свидетельствует опыт автора в преподавании стереометрии, а также коллег, преподающих стереометрию в вузе и школе.
Цель исследования - разработка инструмента для подготовки иллюстративного материала, который облегчил бы учащимся переход от объёмных тел к их чертежам на бумаге.
По мнению автора, на начальном этапе освоения стереометрии большую помощь могут оказать стереопары, так как они создают иллюзию трехмерности на плоскости. Когда учащийся изучает стереорисунки, он начинает адаптироваться к восприятию глубины и объема, что помогает лучше понимать пространственные отношения между объектами, изображенными на бумаге. Это улучшает способность чертить и воспринимать трехмерные объекты, а также развивает навыки визуального восприятия.
картинок. Через некоторое время глаза «поймают фокус», и наблюдатель увидит объемное изображение. Разумеется, это требует некоторой тренировки, но большинство школьничов сэтимлспешно опчавля ютсл.Пн запросу о том, как рассматривать стереопары, можно найти в Интернете множество подробных об-учающипвнстчукцию.
Предполагается, что ученикам будут задаваться задания на построение такого рода : «Тослройте сычеойе уала плялквстыы,прохвдящей черлт аветочки на полу и точку на правой стенке. См. рис. 2».
ы п^цвясе вь^г^олыеь^ы^чзс«^яоясчас^т^№апртосЕ^нынтгртс^ы^ь^инс;^с^г
мощью карандаша и линейки на двух рисунках одновременно. И таким образом съяпее налвсаоыхмлйаотонсролрровртап^авилсяость.лак как стереометрические ошибки при построении будут очевидны в буквальном смысле этого слова.
Рис. 3. Решение задачи
Рис. 1. Тример стереопары
Стероепара представляет собой два изображения. Левныиооб^жвяие предназначено для правого глаза, а правое - для левого. Дны чх рнвсмрттивп-ния следует свести глаза к переносице и посмотреть таким способом на пару
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Получение большоноколичестна зн«ачнй с татого рода стереоскопическими чертежами кажется необыкновенно трудной задачей, но это не так.
Таким образом, задачи для достижения поставленной цели следующие:
1)яояабаяапчпноодыту изготодтения стестопяо.не тялбТ ющсюкнил го-либо сверхсложного и специального программного обеспечения, которая может Вытьпаимвниынддя асыомвтияескоТвенпнйци «яд^н^ий;
2) предложить простую технологию автоматической генерации заданий с иPпoютзлтaнчeлпкeллoжлчнoH«дткднки.
Чертежи в школьной стереометрии относительно просты и состоят в ос-ссвнрмсквoчак, содюолëслыlx я'фчзкамо.н^ынянвт^т^но, точксы пространмтве задаются координатными тройками. После отбрасывания третьей координаты тол учннсодесмквяисял, ^т^ысо^т^тетст^^^еога о эдрнатнм пнчкчка плoядoяытTa -ыимрeтстчпlмокocнбом; прыттяячбцасвшвя тнетью координату, легко получается проекция точек из пространства на плоскость. Именно это и происходит, когда сы смнтыяюсоесху ндoTдëмпяeчeсo .
Длиролучонинвид а на фигуру с другого ракурса следует повернуть фигуру выноспранстве^енерчнсав кдopдлнаты точек, и затем отбросить третью коорди-нвту, Пене счет кыорлинат при повороте, как это известно из курса линейной алге-бмы,ыeляетcоспымящьюyмнджянс« яо длтнпыyпoвныoяо,мeтoдипяпoлякeния ротонъй иУуд етьеРьас описана.
Вь^ярымваттрн, напнатмянныц онфи^ры нсяпблюдаыяля ыт Вьс бя.ям вокиор, котором будет выглядеть как вертикальный с нужного нам ракурса (вектор В). По этим двум векторам следует построить новый базис, в котором тре-тиИйазюсныНсячмяий сь Z) направлен на наблюдателя, первый базисный вектор (ось Х) направлен вправо относительно наблюдателя и второй (ось Y) вверх етухсчояльмеыаИлюмютеля. В качестве третьего базисного вектора V3 возьмем вектор А. Сосчитаем векторное произведение В и А, это будет VI вектор, направ-
ленный вправо с точки зрения наблюдателя. Сосчитаем векторное про изведение A с V1 и получим V2 - вектор, направленный вверх с позиции наблюдитпеи.За-тем нормируем V1, V2, V3 и составим из них матрицу M. Это и будет матрица нужного нам поворота.
Далее следует умножить координаты всех точек геометрической фигиры на эту матрицу, и после отбрасывания третьей координаты получится проекция фигуры на плоскость как раз с нужной нам точки зрения. Это легко профеммиру-емая процедура на любом языке программирования.
Для получения стереопары следует проделать вышеописанное действие два раза, используя в качестве векторов A два немного отлич ающихсивекторо,и получить две немного отличающиеся плоские картинки.
Для переноса изображения на бумагу следует испол ьзоваиькикое-либо программное обеспечение, позволяющее получать чертежи по координатам точек. Автор использует популярную у математиков издательскуюсисиемуЬаТсХ для получения изображений типографского качества и пакет curves[[] для черчения. Разумеется, использовать именно LaTeX совсем необязательно, подойдет почти любой метод программного построения чертежей на бумаее.
Давайте рассмотрим пример такого построения. Команда/curve (1, 2, 3, 4) из пакета curves нарисует отрезок с концами в точках (1, 2) и (3, ова -
тельность из четырех команд/curve (0, 0, 1, 0) / curve (1, 0, 1, [[ / curve(1,1, 0,1)\ curve (0, 1, 0, 0) нарисует квадрат. Таким образом, почти все ил оские гертежив\ школьного курса геометрии могут быть построены по коорди насамиышео п есерр ным способом. Существуют способы рисовать и изогнутые линии, но начинать изучение стереометрии можно и без них.
Для построения фигур в пространстве предлагается использовать следующий трюк: конструируем объемную фигуру с помощью доступных нам команд для рисования на плоскости, но вместо координат точек на плоскости вставим координаты точек в пространстве. Например, куб в пространстве, который, как известно, состоит из двенадцати отрезков, можно «задать» двенадцатью командами такого вида:
\curve (@ (0, 0,0), @ (0,0,1)), \curve (@ (0,0,0),@(0,1,0)), \curve (@(0,1,0), @ (0,1,1)).
Разумеется, то, что получилось, само по себе не сможет быть построено. Поэтому следует пропустить этот текст с командами рисования через программный фильтр, который найдет тройки чисел вида @ (... , ... , ... ), задающих координаты в пространстве, и превратит их в двойки координат на плоскости вышеописанным способом с помощью умножения на нужную матрицу поворота. Например, команды, задающие куб после фильтрации, превратятся в синтаксически правильные команды:
\curve (13.6755, -3.8139,17.7221,-6.6742), \curve (13.6755, -3.8139, 22.8152, -2.8604), \curve (17.7221, -6.6742, 26.8619, -5.7208).
Именно таким способом и была получена стереопара на рис. 4.
тров в начале, отбраковкой в середине и выходом из цикла в случае прохождения через все отбраковывающие критерии. Например, генерация квадратного урав-не н ияе « хорошими» дискри м инантомико рнями могла бы б ытьтакой:
Начало цикла
1.3апустаагене|наторслуч нйтык чоаел нполичимко эффициенты a, b и c.
2. Сосчитаем дискриминант по известной формуле.
3. Если дискриминант отрицательный, начнем цикл с начала.
4.ОнлинмскрнминаокмлишкоабоззшаИ:начамм цикелниоала.
5. Вычислим корень из дискриминанта.
а. Еоли кинмнь иррациннаньный, начнамцикл с накола.
7. Вычислим корни уравнения по известной формуле.
8. Еион аеишкем малкнекин.оачнкм аикаа начала.
9. Еамнвам працыднщио rlpркаpкнппкодeкы,нцначориeм гоадатное
а каэффиаконткми аДтнвыИдем изцикла.
Конец цикла.
Цмыyмeктeя. этанрасьсй и киaйнeнeыффыбтивчыИдцтaаe■гaчкрзнниии программирования, но поскольку скорость генерации заданий неважна, то, как пококынамыабым aврноa,тgаaйпадхад вптлнеприемлем. ыка метадина гане.а-цнкуже бымаанрабнкaвцниалнавтдйатнчедкагайалучения заданпнаоареа-мекрии .
Hижопмирмдышы п|пиберы зaлоч,yeиармя парых, чнктиш и даженьвео были сгенерированы полностью автоматически с помощью вышеописанной тех-ннаа пт.
Задача 1: Дан правильный тетраэдр ABCS (S вверху). Точка P лежит на атаране CS и СР.PS = 1:2. Тачка L лежит на етаране С А и CL:LA = 5:2. Некатарая плаекаеть прахадит через АР, параллельна BL и перееекает BS в тачке Q. Па-страйте эту плаекаеть и найдите BQ:QS.
Рие. 5. Иллюстрация к задаче 1
Ответ именнана зад ачуиизабраженна рис.1. Задача 2: Паетрайте линию перееечения плаекаети, катарая еадержит «кружачки» а плаекаетью, на катарай «етаят» еталбики.
Рие. 4. Ещё адин пример етереепары
Научная навизна этага падхада еаетаит в вазмажнаети испальзавать данную технологию вместе с разного рода генераторами заданий, поскольку сте реа-парапалучаетая из обычныхтекстсвыхфайлав анабауамтпчек,катарыйдаата-точно просто сгенерировать программным способом.
Задача аЕ^ч^^аятыешмгенер^е^р^ч заденпй, праате
^.пяк^^"^Ч^а^р^нн1^^)(маяе|^и^ачдляст^/^ач^(^Е$яшк(^яьниковс^тянав^чявааТ^ялая и более актуальной. Поиск в еШЬгагу по запросу «генератор заданий» выдает eoбниeeылoннантaчбтмквтнpeкие свидетельства. Исследования на тему при-маaтшaeтпьпaлячн о етн агшчерипе в кччыапада н ий в абралтпанни ведучатй в на -стоящее время [2; 3]. Обширное описание различных методов генерации заданий аажн анайтнвфяйДХленчалчнаУатдтпе И.A.Пaeпся[4].Bуaeйптщиймaмeнлнн неяииедтая53 ааылая рабаннОкишкчаС.В.[5] дадхабaaтaаптмя-
те^япчс одис^а53,аашб^кч изадачр бт^аннчаяад ^ача^^тд5aдач^ч^^ни]^,£1 тккжч тшв]^^ |^ро^[^^ч^^1нл^тчад1ч вих иапальншванинв шбаПнaыпpaцпeая.
В статье Посова И.А. [4] описано множество весьма сложных алгаритмав гаае^цич.а^ада зкшачaдааyчпнйнп|::юмиal"a и уччтя|^(:^^1^1^ндгш меиада ген^ера-клп, ^^анпнаг^чля птнпбкeнипниктхтвaпчфнциаeвянпыдт праграмуис^чаму, всё ещё актуальна.
Дая решeнинтчaTзaдкчи швтшн птеулагана м^^с^д ачечайноч гелерть^йи а едшющейабТракяккай пeyйKвaтlевaлтайтяв.Cмапяиивчсэнoе оетап игаачно представлять себе в виде бесконечного цикла со случайной генерацией параме-
Рие. 6. Иллюетрация к задаче 2
Рис. 7. Ответ к задаче 2
Автор уже много лелтупальзуеев ерепоравоеии математики свой генера-тарпаданий, в котором имеются и задачи по стереометрии. Этот генератор вы-тожаовотка»1мый ,цос^р^п[ПИ ивсе жег^тюш^ра^^^атт своРее^н^опе^^зиасьг^р. Шатри мер, задачу, иллюстрация к которой приведена в начале статьи, можно сге-нтриоаваоь с пасащтю Потл в атти «Телпеоа^е1», п раетапта асв^и^киТРр^^РТ. таТдгс! bot?stаrt=10_ZstrTetSeiZ_ru.
Лазрт«оту»шта »1ер»оика »штоатви «^таотруто и рбааатиет нгЬпр аоеЮэаых тред ств, ео сеуг^еытта сфеаах арадн еге овысш еоа
То сатаны егодынты аа^рш птршoиау аJlх»тбткрертlки в«зр^е[в»м »томы^ыкацв» и
создавать эффективные презентации. Такая технология также способствует лучшему усвоению учебного материала.
С практической точки зрения применение данной технологии создания стереопар позволит разработчикам генераторов задач быстро и легко создавать иллюстрации к генерируемым заданиям.
Таким образом, автором разработана простая методика получения стереопар, которые рекомендуется использовать в курсе стереометрии. С их помощью можно облегчить учащимся преодоление психологических затруд-
Библиографический список
нений при переходе от объемных фигур в реальном мире к их представлению в виде плоских картинок на бумаге. В статье приведена технология генерации таких стереопар, не требующая специального программного обеспечения и доступная даже старшеклассникам в качестве задания на уроках информатики.
Предлагаемая методика может быть использована для получения иллюстративного материала как в заданиях по школьной стереометрии, так и заданий в курсе высшей математики.
1. Curves. Графический пакет для издательской системы LaTeX. Available at: https://ctan.org/pkg/curves
2. Баянова Н.В., Лодейщикова В.В. Генераторы задач и их использование для контроля знаний по высшей математике. МАК: Математики - Алтайскому краю. 2023; № 5: 203-205.
3. Димитриенко Ю.И., Милехина Е.Н., Зубарев К.М., Васильев Д.Д. Автоматическая генерации задач по курсу «Аналитическая геометрия» в ИОС NOMOTEX. Дневник науки. 2023; № 12 (84).
4. Посов И.А. Обзор генераторов и методов генерации учебных заданий Образовательные технологии и общество. 2014; Т. 17, № 4: 593-609.
5. Окишев С.В. Проблема создания и использования генераторов и решателей математических задач. Мир науки. 2018; Т. 6, № 3: 40.
6. Финогенов А.А. Использование генератора задач для контроля знаний по высшей математике у студентов младших курсов. Вестник Югорского государственного университета. 2016; № 2 (41): 65-67.
7. Финогенов А.А. Генератор задач по математике. Available at: http://generatorzadach.ru/
References
1. Surves. Graficheskij paket dlya izdatel'skoj sistemy LaTeX. Available at: https://ctan.org/pkg/curves
2. Bayanova N.V., Lodejschikova V.V. Generatory zadach i ih ispol'zovanie dlya kontrolya znanij po vysshej matematike. MAK: Matematiki -Altajskomukrayu. 2023; № 5: 203-205.
3. Dimitrienko Yu.I., Milehina E.N., Zubarev K.M., Vasil'ev D.D. Avtomaticheskaya generacii zadach po kursu «Analiticheskaya geometriya» v IOS NOMOTEX. Dnevniknauki. 2023; № 12 (84).
4. Posov I.A. Obzor generatorov i metodov generacii uchebnyh zadanij Obrazovatel'nye tehnologiiiobschestvo. 2014; T. 17, № 4: 593-609.
5. Okishev S.V. Problema sozdaniya i ispol'zovaniya generatorov i reshatelej matematicheskih zadach. Mir nauki. 2018; T. 6, № 3: 40.
6. Finogenov A.A. Ispol'zovanie generatora zadach dlya kontrolya znanij po vysshej matematike u studentov mladshih kursov. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2 (41): 65-67.
7. Finogenov A.A. Generator zadach po matematike. Available at: http://generatorzadach.ru/
Статья поступила в редакцию 02.06.24
УДК 378
Chalova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: oldadavydova@ yandex.ru
BLENDED LEARNING AS A CONDITION FOR EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE IN STUDENTS. The article examines a problem of finding new forms and methods in educating students' environmental culture with the help of a foreign language in the digital environment of the university. The author argues for the effectiveness of the hybrid learning format in the formation of environmental knowledge using electronic textbooks. Having studied the scientific and methodological literature of domestic and foreign scientists, the author offers a personalized approach to increase the level of environmental knowledge. The purpose of the article is to introduce hybrid learning into the process of educating students' environmental culture in a linguistic educational environment and to use the electronic teaching aid "Ecological Advertising Project" in the educational process. Particular attention is paid to the hybrid format of training within the academic discipline of a foreign language. The work is interdisciplinary in nature and is at the intersection of the academic disciplines Foreign Language and Ecology. In conclusion, the effectiveness of using a hybrid learning format in nurturing the ecological culture of students in the digital linguistic educational environment of the university is emphasized.
Key words: blended learning, education of environmental culture, environmental knowledge, personalized approach, digital environment, university
О.А. Чалова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В данной статье рассматривается проблема поиска новых форм и методов в воспитании экологической культуры студентов с помощью иностранного языка в цифровой среде вуза. Автор аргументирует эффективность гибридного формата обучения при формировании экологических знаний с использованием электронных пособий. Изучив научно-методическую литературу отечественных и зарубежных ученых, автор предлагает персонифицированный подход для повышения уровня экологических знаний. Целью статьи является внедрение гибридного обучения в процесс воспитания экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде и использование электронного учебно-методического пособия «Экологический рекламный проект» в учебный процесс. Особое внимание уделяется гибридному формату обучения в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык». Работа имеет междисциплинарный характер и находится на стыке учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Экология». В заключение подчеркивается эффективность использования гибридного формата обучения при воспитании экологической культуры студентов в цифровой лингвообразовательной среде вуза.
Ключевые слова: гибридный формат обучения, воспитание экологической культуры, экологические знания, персонифицированный подход, цифровая среда, вуз
Актуальность данного исследования связана с поиском новых форм обучения для воспитания экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях гибридного (смешанного) обучения.
Целью нашего исследования является использование гибридного обучения в воспитании экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде вуза.
Задачи исследования:
- проанализировать научные разработки по воспитанию экологической культуры студентов в высшей школе;
- определить уровень экологической культуры студентов (1 курсов неязыковых вузов);
- рассмотреть и использовать гибридный формат обучения в воспитании экологической культуры студентов средствами иностранного языка в техническом вузе;
- внедрить в учебный процесс электронное учебно-методическое пособие «Экологический рекламный проект» на иностранном языке как средство повышения уровня экологической культуры студентов;
- выявить наиболее эффективный формат обучения в воспитании экологической культуры студентов в лингвообразовательной среде вуза.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, дифференциация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, тестирование).