Научная статья на тему 'ГИБКОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ'

ГИБКОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ГИБКОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / УПРАЖНЕНИЯ / HEALTH / FLEXIBILITY / TRAINING PROCESS / MOTOR COORDINATION QUALITY / MOTOR ACTIVITY / STUDENTS / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сбитнева О. А.

В статье рассматривается вопрос о важности развития гибкости в жизни студентов. Обосновывается значение гибкости в повышении уровня физической подготовки. Обсуждается эффективность развития и совершенствования гибкости как значимого двигательно-координационного качества в учебно-тренировочном процессе. Рекомендованы упражнения на гибкость для утренней гимнастики. Проведено исследование способом анкетирования. Представлен комплекс статических упражнений на растяжку.The article discusses the importance of developing flexibility in students' lives. The importance of flexibility in increasing the level of physical fitness is justified. The effectiveness of developing and improving flexibility as a significant motor coordination quality in the training process is discussed. Recommended flexibility exercises for morning exercises. A survey was conducted using a questionnaire method. A set of static stretching exercises is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИБКОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ»

ГИБКОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10573

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности развития гибкости в жизни студентов. Обосновывается значение гибкости в повышении уровня физической подготовки. Обсуждается эффективность развития и совершенствования гибкости как значимого двигательно-координационного качества в учебно-тренировочном процессе. Рекомендованы упражнения на гибкость для утренней гимнастики. Проведено исследование способом анкетирования. Представлен комплекс статических упражнений на растяжку.

Ключевые слова: здоровье, гибкость, учебно-тренировочный процесс, двигательно-координационное качество, двигательная активность, студенты, упражнения.

В наше современное время происходят существенные изменения в развитии науки, образования, культуры, медицины. Отмечается тесная связь здоровья и физической работоспособности с образом жизни. Здоровье является основой функциональной жизнедеятельности организма. Уровень здоровья зависит от материально-технических условий, наследственных факторов, состояния экологии, питания, физической активности, режима дня, санитарно-гигиенических факторов. Здоровье влияет на активную трудовую, творческую, учебную деятельность. Дает возможность развиваться, совершенствоваться, показывать высокие результаты, достигать новые вершины. Одним из важных факторов в сохранении, развитии и восстановления здоровья являются занятия физическими упражнениями. Для гармоничного развития, полноценного функционального состояния, высокой работоспособности, жизненной активности необходим оптимальный объем двигательной активности. Двигательная активность обеспечивает совершенствование функций всех систем организма, повышает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, замедляет процессы старения. Двигательная активность является одновременно и условием и стимулирующим фактором развития интеллектуаль-

ной, социальной, психологической и других сфер жизнедеятельности [1]. Двигательная деятельность отличается многообразием, не ограничивается проявлением одного физического качества, дополняются двигательно-координационными качествами, имеющими свою основу, характеристику. Значимым двигательно-координационным качеством в учебно-тренировочном процессе является гибкость. Гибкость представляет собой способность выполнять движения, изменяя форму тела и его отдельных звеньев, непринужденно с максимальной амплитудой. Проявление гибкости зависит от ряда факторов: скелетной подвижности, обуславливающей подвижность суставов; состояния нервно-мышечной системы, координирующей процессы возбуждения и торможения, протекающие в мышцах; общего функционального состояния организма; внешних условий. От формы суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, зависит возможность выполнять движения с большой амплитудой [2].

Гибкость необходима студентам во время учебного процесса и после его окончания. Развитие гибкости способствует укреплению, нормальному функционированию основных систем организма, высокой работоспособности. Изменения

морфологических, биохимических, функциональных особенностей работающих мышц способствуют приросту гибкости. Гибкость позволяет принять нужную позу, избежать падения при потере равновесия, обеспечивает студентам эффективность в выполнении физических упражнений, быстрого решения двигательных задач, развития и совершенствования координации. При систематических занятиях, используя специальные упражнения на гибкость, уменьшается риск растяжений мышц и связок, вывихов, переломов, повышается прочность мышечно-связочного аппарата; снижаются боли в спине и суставах, снимается усталость мышц, мышцы восстанавливаются, исчезают головные боли. Важное значение имеют физические упражнения на гибкость при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, эндокринной, мочеполовой, нервной, дыхательной системы. Гибкость увеличивает продуктивность умственной деятельности, способствует развитию психических функций (памяти, внимания, мышления). Студентам рекомендуется выполнять утреннюю гимнастику, включая в перечень упражнений 3-4 упражнения на гибкость:

1. Лежа на животе в упоре на руках выполнить прогиб назад. Задержать позу на 5 секунд. Опуститься. Выполнить 4-6 раз.

2. Сидя на полу выполнить наклон вперед, руки вперед. Задержать позу на 5 секунд. Повторить3-5 раз.

3. Стоя выполнить наклон назад, пытаясь коснуться руками своих стоп. Повторить 3-5 раз.

4. Лежа на животе, руки прямые вперед, максимально высоко поднять верхний плечевой пояс. Повторить 3-5 раз.

Недостаточная подвижность в суставах ограничивает проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости. Гибкость нужна студентам в жизни, быстро адаптироваться, реагировать на разные ситуации.

Для выявления отношения студентов к гибкости, было проведено исследование. Метод исследования - анкетирование. В опросе участвовали студенты Пермского аграрно - технологического университета.

Было задействовано 53 человека (юноши) в возрасте 18-19 лет. Выяснилось, что упражнения на гибкость самостоятельно выполняют лишь 19% опрошенных, редко -8%. У студентов недостаточно знаний о пользе упражнений на гибкость. Как показал опрос, студенты считают, что гибкость развивать не обязательно - 72%, важным, необходимым считают 28% опрошенных. Выясняется, что студенты не осознают значимость физических упражнений на гибкость. Проанализировав ответы на вопрос о влиянии развития гибкости на уровень здоровья, большинство респондентов ответили отрицательно - 54%, утвердительный ответ дали 46 % опрошенных. Студенты регулярно выполняют упражнения на растяжку, гибкость на уроках физической культуры, не осознают, что гибкость является одним из важных физических качеств, повышающих уровень физической подготовки, уровень здоровья. У испытуемых был выявлен уровень подвижности позвоночного столба, по степени наклона туловища вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Результат определяется ниже уровня гимнастической скамьи в сантиметрах (+), выше (-). Возраст респондентов относится к 6 ступени норм ГТО (18-29 лет). Тест на определение гибкости является обязательным испытанием Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, Результаты у юношей оцениваются на золотой знак ГТО (+13), серебряный (+8), бронзовый (+6). По определению гибкости у юношей по нормам ГТО выявлено: из 53 человек, выполняющих этот норматив, 58% уложились на золотой знак ГТО, серебряный - 36%, бронзовый -4%, не справились с требованиями испытаний 2%.

Уровень двигательной активности, физической подготовленности важно поддерживать не только на занятиях физической культуры, также уделять время самостоятельным физическим упражнениям.

Студентам рекомендован комплекс статических упражнений на растяжку:

1. Стоя, наклон головы вперед, до касания подбородком груди. Задержка 5 се-

кунд, затем наклон головы назад. Повторить 3-5 раз.

2. Стоя, наклон головы в сторону, задержка 5 секунд, затем в другую сторону. Повторить 3-5 раз.

3. Стоя, согнуть руку за головой, тянуть в противоположную сторону. Повторить 35 раз.

4. Лежа на боку, согнутую ногу в коленном суставе отвести назад, растягивая переднюю мышцу бедра.

5. Сидя на пятках, выполнить наклон вперед, руки вперед, прогнуться в пояснице.

6. Стоя выполнить наклон в сторону, руки вверх, Задержать позу на 5 секунд. Сделать наклон в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

7. Стоя, согнутую ногу взять за стопу рукой, тянуть стопу вверх, растягивая переднюю мышцу бедра.

8. Стоя ноги врозь, выполнить наклон к левой ноге, задержать положение на 5 секунд, затем к другой ноге. Повторить 6-8 раз.

После выполнения упражнений в мышцах активизируются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус. Упражнения на растяжку, гибкость являются профилактикой гипокинезии и остеопароза.

Благотворное воздействие гибкости на учебно-тренировочный процесс студентов объясняются тем, что упражнения на гибкость обеспечивают восстановление основных систем организма, укрепление суставно-связочного аппарата и сухожилий, оздоровление внутренних органов, улучшение координации; развитие концентрации, внимания, памяти, мышления; снижение количества травм, укрепление здоровья студентов, спортсменов, улучшение адаптационных свойств организма. Важно осознавать значимость двигательной активности, развития двигательно-координационных качеств, ценности здоровья. Важно научиться пользоваться полезной информацией, правильно подобрать средства и методы, обеспечивающие стабильность умственной и физической

работоспособности. Библиографический список

1. Годлиник О.Б. Основные вопросы концепции педагогики: учеб. пособие / О Б. Годлиник, Е.А. Соловьева. - СПб.: СГАСУ, 2011. - 84 с.

2. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

3. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. пособие / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010.

4. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов. - Мн: Тесей, 2003. - 390 с.

FLEXIBILITY AS A SIGNIFICANT MOTOR AND COORDINATION QUALITY IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF STUDENTS

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agrarno-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. The article discusses the importance of developing flexibility in students' lives. The importance offlexibility in increasing the level ofphysical fitness is justified. The effectiveness of developing and improving flexibility as a significant motor coordination quality in the training process is discussed. Recommended flexibility exercises for morning exercises. A survey was conducted using a questionnaire method. A set of static stretching exercises is presented.

Keywords: health, flexibility, training process, motor coordination quality, motor activity, students, exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.