ГИБКОСТЬ — ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА. МЕТОДИКА ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Довбыш В.И., Сидоренко Г. М., Нефедова А. Л.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Аннотация. Представлены уровень показателей физических качеств у студентов первых курсов вузов за последние пять лет; уровень показателей физического качества гибкость у студентовпервых курсов вузов за последние пять лет. Показана динамика положительных изменений физического качества гибкость за первый год обучения в вузе, благодаря применению на занятиях по физическому воспитанию: статических упражнений с сохранением неподвижного положения тела в условиях достижения максимальной амплитуды движения; специальных упражнений на растягивание позвоночника.
Ключевые слова: студент физические качества, гибкость, упражнения, растягивание, обучение Анотація. Довбиш В. I., Сидоренко Г. М., Нефьодова А. Л. Г нучкість — одна з основних фізичних якостей людини. Методика її покращання на заняттях по фізичному вихованню. Представлено: рівень показників фізичних якостей у студентів перших курсів вузів за останні п’ять років; рівень показників фізичної якості гнучкість у студентів перших курсів вузів за останні п’ять років. Показано динаміку позитивних змін фізичної якості гнучкість за перший рік навчання у вузі, завдяки застосуванню на заняттях по фізичному вихованню: статичних вправ із збереженням нерухомого положення тіла в умовах досягнення максимальної амплітуди руху; спеціальних вправ по розтягуванню хребта.
Ключові слова: студент, фізичні якості, гнучкість, вправи, розтягування, навчання.
Annotation. Dovbysh V. I., Sidorenko G. M., Nefjodova A. L. Flexibility — one of the main physical quality of the person. The methods of its development. They are presented: level of physical quality factors of high school senior students at the beginning of the first course of high school for the last five years; the level of the factors of physical flexibility quality of high school students of first course for the last five years. Track record of the positive change in physical flexibility is shown for the first year of the high school students, due to using of steady-state exercises with conservation of the still position of the body under condition of the achievement of the maximum amplitude of the motion; the special exercises for stretching spinal cord.
Key words: the student, physical quality, flexibility, exercises, stretch, stretching spinal cord, education.
Введение
Качество решения задач, поставленных перед высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу с первокурсниками Успешная реализация процесса «вхождения» первокурсников в систему вузовской жизни становится оптимально действенной, если представляет собой развивающуюся, динамично функционирующуюсистему, учитывающую все структурные компоненты данного процесса [1].
Привлечение студентовк занятиям физкультуройи спортом является насущной проблемой сегодняшнего дня. Это вызвано рядом причин. Состояние здоровья жителей У краины очень низкое. Почти 50% населения имеют неудовлетворительную физическую подготовку. Каждый четвертый юноша не призывается в ряды вооруженных сил У краины Кроме того, большое влияние на состояние здоровья населения имеют последствия Чернобыльской катастрофы. В то же время занятия по физвоспитанию в общеобразовательной школе не могут полностью обеспечить хорошую физическую подготовку. Много выпускников средней школы имеют низкий уровень физической подготовленности, склонные к различным заболеваниям, совершенно не думают о своем здоровье.
Как на Востоке, так и на Западе здоровье всегда относилось к одной из важнейших добродетелей человека. Здоровье всегда способствовало полнокровной, счастливой, творческой трудовой и умственной деятельности. Ему неизменно соответствуют гибкость, подвижность суставов и сухожилий, пластика движений, познание техники дыхательной гимнастики, усиливающей физическую и умственную деятельность, умение управлять своим телом и волей, у дивительные физические возможности [2].
К одному из приоритетных направлений государственной политики Национальная доктрина развития образования относит «личностную ориентацию образования». Реализация этого направления имеет важное значение для одной из составляющих образования — физкультурного образования. Перед ним доктрина поставила такую цель: во всех звеньях системы образования путем использования методов физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы закладываются основы для обеспечения и развития физического, психического, социального и духовного здоровья каждого члена общества. Главной функцией основной школы следует считать интенсивное развитие таких основных двигательных качеств как быстрота, координация движений, скоростно-силовые качества и сила. Продолжается использование физических упражнений, влияющих на качество дальнейшего развития гибкости и ловкости [3].
Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.
Формулировка целей работы.
По данным наблюдений за физическим состоянием пришедшей на первый курс молодежи видно, что в течение последних лет физическая подготовленность их остается на одном уровне. Более того, результаты проведенного тестирования основных физических качеств студентов1-х курсов за последние 5 лет показывают
© Довбыш В.И., Сидоренко Г. М.,
Нефедова А. Л., 2009
заметное ухудшениефизического состояния молодежи Особенно плохие показатели результатов физического качества гибкость у юношей.
Целью работы является исследование физического качества гибкость у студентовпервых курсов и поиск путей его улучшения.
Результаты исследо вания.
Исследование физического состояния студентов проводились с использованием теста на гибкость — наклоны туловища вперед из положения сидя. Исследования проводились с 2007 по 2008 год В исследовании принимали участие студенты первого курса Института высоких технологий Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина и студенты первого курса Харьковского национального университета радиоэлектроники.
За 5 предыдущих лет в физическом состоянии студентов не наблюдалось положительных изменений. Лучшие показатели у выносливости, худшие — у гибкости и с каждым годом эти показатели ухудшаются(рис. 1).
100
во
60
40
20
□
ИЁ®
□ Выносливость ■ Сила
□ Быстрота
□ Г иВкостъ
О
О
о
о
ЧО
ип
о
о
90
о
о
Год
Рис. 1. Уровень показателей физических качеств у студентов 1-х курсов
По данным исследования за последние 5 лет показатели гибкости у студентовпервых курсов постоянно снижались (рис. 2).
Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание: маховые,
пружинистые движения, с самозахватом, с внешней помощью или отягощением. Они выполняются как активные движения за счет произвольного сокращения мышц или как пассивные, использующие внешние силы. Кроме того, для развития гибкости применяются статические упражнения с сохранением неподвижного положения тела в условиях достижения максимальной амплитуды движения Использование динамических упражнений сопровождается ростом активной гибкости на 19 %, а пассивной на 11 %. Применение статических упражнений ведет к росту активной гибкости на 13 %, а пассивной — на 20 %. Совместное выполнение тех или других упражнений сопровождается примерно равнозначным эффектом развития гибкости (18-19 %). Наиболее рациональное сочетание упражнений на растягивание — 40 % упражнений активного характера, 40 % пассивного и 20 % статического [4].
50%
40%
30%
20%
10%
0 а
Оценка 5 □
©
ГО
о о
Рис. 2. Уровень показателей физического качества гибкость у студентов 1-х курсов
Учебные занятия для развития гибкости на первых курсах 2007/08 учебного года были построены с учетом этих сочетаний упражнений. Большое внимание было уделещ в первую очередь, растягиванию позвоночника Для этого применялись следующие упражнения:
Комплекс упражнений [5]
1. Боковой наклон. И. п. — широкая стойка (Стопы параллельны). Позвоночник растянут, грудная клетка «раскрыта», плечи расслаблены. Вытянуть руки в стороны ладонями вниз. Носок правой ноги слегка повернуть внутрь, а носок левой наружу так, чтобы левая ступня стояла перпендикулярноправой, левая пятка находилась на одной линии со сводом правой стопы На выдохе повернуть таз и бедра направо и вытягивать позвоночник в наклоне влево. Мышцы передней поверхности бедер напряжены, коленные чашечки подтянуты вверх. Напрягая ягодицы, втянуть копчик и, растягивая позвоночник наклоняться в сторону, пока левая рука не коснется вытянутой левой ноги. Посмотреть вверх. Дыхание произвольное. Сохранять положение растягивания до 30 секунд. Затем на вдохе вернуться в и. п. и выполнить упражнение в другую сторону.
2. Наклоны в стороны. И. п. — широкая стойка Развести руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз, вытягивая позвоночник Не напрягая плеч, постараться потянуться руками как можно дальше. Затем правую ступню слегка повернуть внутрь, а левую наружу так, чтобы левая пятка находилась на одной прямой со сводом правой стопы Повернуть голову налево и посмотреть на вытянутые пальцы левой руки, не меняя положения рук и не напрягая плеч. На выдохе опуститься вниз, сгибая левую ногу, пока бедро не будет параллельно полу и не образует с голенью прямой угол Правая нога прямая, крепко упирается в пол. Должны почувствовать, как растягиваются мышцы внутренней поверхности бедер. Продолжая энергично растягивать мышцы рук и ног в течение 30 секунд, на вдохе вернуться в и. п. Повторить то же в другую сторону.
3. Наклон вперед. И. п. — широкая стойка, пальцы ног направлены вперед, своды стоп приподняты, опора на внешние края стоп. Ладони согнутых в локтях рук на бедрах. Вытянуть весь позвоночник вверх. На выдохе тянуться вперед-вверх, сгибаясь только в тазобедренных суставах Ноги и спина прямые (колени не должны тянуться назад), вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Продолжая растягиваться в наклоне вперед, коснуться руками пола перед собой. Потянуть мышцы задней поверхности бедер. Тянуться передней стороной туловища вперед и чуть вверх. Правильное движение — это растягивание от бедер вперед-вверх. Необходимоследить за тем, чтобы вес тела равномерно распределялся на обе ноги и чтобы спина была прямая. «Раскрыть» грудную клетку, тогда во время выполнения упражнения дышать будет легче. Задержаться в этом положении до 30 секунд. Вернуться в и. п.
4
2
0
□
«Л
©
О
О
<4
40
©
їп
о
о
<4
©
'О
о
о
<4
00
©
о
о
<4
Год
3
1
4. Скручивание. И. п. — стоя на коленях, колени и ступни вместе. Вытянуть шею и позвоночник не поднимая плеч, расслабить руки. Сесть на пол справа, согнутые ноги останутся слева. Не отрывая таз от пола, потянуться вверх от копчика до макушки (можно сесть на небольшую подушку). Затем положить левую руку тыльной стороной на правое колено, отвести правую руку за спину, коснувшись пальцами пола. На выдохе повернуться как можно дальше направо, не отрывая от пола левого бедра. Максимально повернувшись направо, согнуть правую руку за спиной и взяться ею за левое предплечье Дыхание свободное Остаться в этом положении 30 секунд, затем вернуться в и. п. и выполнить скручивание в другую сторону.
5. Наклон назад. И. п. — стоя на коленях, ноги вместе, вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Вытянуть руки над головой, чтобы выпрямить позвоночник и «раскрыть» грудную клетку Затем положить руки на бедра и, продолжая тянуться вверх, постараться максимально вытянуть позвоночник в области талии. Напрягая мышцы ягодиц, выдвинуть таз вперед, чтобы бедра были перпендикулярны полу. Плавно, не останавливаясь, прогнуться назад и коснуться руками пяток. Не меняя положения бедер и таза, наклонить голову назад. Дыхание свободное У пираясь ногами в пол, потянутьсяот бедер вверх. Остаться в наклоне до 30 секунд, затем выпрямиться.
6. Перевернутая поза И. п. — лежа на спине, положив под спину свернутое одеяло или коврик У пираясь ладонями в пол, поднять согнутые в коленях ноги, не отрывая плеч от пола и держа «раскрытой» грудную клетку Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов Продолжая поднимать ноги, приподнять от пола поясницу и поднять колени над головой Согнуть руки в локтях и ладонями поддерживать спину, расположив пальцы горизонтально. Затем выпрямить ноги и потянуться от таза вверх, пока все тело, от плеч до стоп, не образует одну прямую линию. Остаться в этом положении от нескольких минут до получаса. Выходить из позы постепенно и очень осторожно. Согнуть колени, продолжая поддерживать спину руками, затем плавно опуститься
Эти упражнения включались в каждое занятие по физвоспитанию и рекомендовались студентам для ежедневных самостоятельных занятий.
Результаты тестирования студентов на гибкость в начале и в конце учебного года показали заметное улучшение гибкости (табл. 1, рис.3).
Таблица 1
Результаты тестирования студентов в 2007/08 учебном году
Учебный год Оценка гибкости по 5-ти бальной системе
5 4 3 2 1 0
% % % % % %
В начале учебногогода 10 20 21,4 11,4 14,3 22,9
В конце учебногогода 11,2 23,1 23,8 9,6 12,1 20,2
25%
20%
15%
10%
5%
0
ліва
5 4 3 2
В начале учебного года
0 Оценка
В конце в конце учебного года
20
11,2
10
1
Рис. 3. Соотношение между оценками показателей физического качества гибкость у студентов первых
курсов в 2007/08 учебном году
Выводы
Таким образом, включая в занятия по физвоспитанию, наряду с традиционными упражнениями для развития гибкости, упражнения на растягивание позвоночника можно не только улучшить это физическое качество, но и повысить мышечный тонус всего организма. Регулярные занятия такого плана помогут не только сохранить гибкость, но и в определенной мере, даже развить ее в любом возрасте.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем
физического состояния студентов
Литература
1. Ершова Н. Г. Методические аспекты психолого-педагогическогосопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе //Теория и практика физической культуры 2000. -№5, -С.14-17.
2. Попов Г. В., Сагоян О. А., Диденко В. В. У-шу. Путь к здоровью и гармонии. - Москва, «Интерпринт», -1989, с 12, 14-41.
3. Васьков Ю. В. Визначення основних функцій і цілей шкільної фізичної культури як умова здійснення
особистістю орієнтованого навчання учнів. //Теорія та методика фізичного виховання ХДПУ, Харків. -
2003, - №3, - с. 15-16.
4. Массовая физическая культурав вузе. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжева - М.:Высшая школа, -1991.
5. Мексин Тобиас, Мери Стюард. Расстягивайся и расслабляйся - Москва, Физкультураи спорт, - 1994, с 1947.
Поступила в редакцию 30.12.2008г.