Научная статья на тему 'ГИБКОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ)'

ГИБКОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ГИБКОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

Статья продолжает серию публикаций, посвящённых психологическим характеристикам молодых отечественных предпринимателей в современных рыночных условиях. Для текущего этапа исследования была поставлена задача проанализировать проявление такой важной компетенции, как гибкость. В основу исследования, как и ранее, положена авторская модель компетенций предпринимателя. Определены связи гибкости как с другими компетенциями, представленными в модели, так и с индивидуально -психологическими характеристиками, замеренными с помощью опросника Кэттела. Для интерпретации результатов использована концепция саморегуляции, в частности, компенсаторная функция последней, которая позволила объяснить некоторые феноменологические случаи.The article continues a series of publications on the psychological characteristics of young domestic entrepreneurs in modern market conditions. For the current stage of the study, the task was to analyze the manifestation of such an important competence as flexibility. The basis of the research, as before, is the author's model of entrepreneurial competencies. Flexibilities are defined as with other competences presented in the model, and with individual-psychological characteristics measured using the Cattell questionnaire. To interpret the results, the concept of self-regulation was used, in particular, the compensatory function of the latter, which made it possible to explain some phenomenological cases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИБКОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ)»

круглых лесоматериалов, и выявлено 14 транспортных средств, перевозящих круглые лесоматериалы с нарушениями или без сопроводительных документов. Общая сумма наложенных штрафов составила 240тыс.руб. Количество выявленных нарушений является незначительным, так как еще до введения в действие ФЗ-415 в Поморье был введен областной закон об обороте древесины, который по многим положениям перекликается с ФЗ-415. Таким образом, принимаемые на государственном уровне меры в сфере незаконного оборота древесины, начинают действовать, и нелегальные рубки круглых лесоматериалов уменьшаются.

Использованные источники:

1. Стратегия развития лесного комплекса российской федерации на период до 2020 года. — М. 2008.- 103 с.

2. Лесной кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, КНОРУС, 2009.48 с.

УДК 331.102.24 + 159.9.072

Ноакк Н.В., к.психол.н. ведущий научный сотрудник Знаменская А.Н. научный сотрудник Центральный экономико-математический институт

Россия, г. Москва ГИБКОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

МОЛОДЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ)81

Аннотация. Статья продолжает серию публикаций, посвящённых психологическим характеристикам молодых отечественных предпринимателей в современных рыночных условиях. Для текущего этапа исследования была поставлена задача проанализировать проявление такой важной компетенции, как гибкость. В основу исследования, как и ранее, положена авторская модель компетенций предпринимателя. Определены связи гибкости как с другими компетенциями, представленными в модели, так и с индивидуально -психологическими характеристиками, замеренными с помощью опросника Кэттела. Для интерпретации результатов использована концепция саморегуляции, в частности, компенсаторная функция последней, которая позволила объяснить некоторые феноменологические случаи.

Ключевые слова: молодые отечественные предприниматели, модель компетенций, гибкость, саморегуляция, компенсаторные механизмы

Abstract. The article continues a series of publications on the psychological

81 Материал подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №16-06-00508 «Исследование психологических механизмов и факторов формирования потребительских предпочтений в ситуации импортзамещения»)

characteristics of young domestic entrepreneurs in modern market conditions. For the current stage of the study, the task was to analyze the manifestation of such an important competence as flexibility. The basis of the research, as before, is the author's model of entrepreneurial competencies. Flexibilities are defined as with other competences presented in the model, and with individual-psychological characteristics measured using the Cattell questionnaire. To interpret the results, the concept of self-regulation was used, in particular, the compensatory function of the latter, which made it possible to explain some phenomenological cases.

Key words: young domestic entrepreneurs, competence model, flexibility, self-regulation, compensatory mechanisms

Эта статья является одной из серии публикаций авторского коллектива по выявлению характеристик отечественного предпринимателя в современных рыночных условиях. Инструментарий (ЦО) был подробно описан в [2]. Напомним, что выборка включала 116 человек - молодых людей (средний возраст 25 - 30 лет), 70 мужчин и 46 женщин, которые либо уже занимаются предпринимательством (имеют собственный бизнес), либо стоят у его начала. В основу исследования положена авторская модель компетенций предпринимателя, включающая в себя следующие компетенции: эффективная коммуникация, принятие решений; креативность, инновативность, готовность к развитию, нацеленность на результат, лидерство, эффективная работа с информацией, личная ответственность, организованность, ориентация на эффективность, гибкость. Используемая модель компетенций была предложена авторами в качестве экспериментальной и требующей калибровки в ходе исследования [3]. Каждая компетенция имеет трёхбалльную шкалу проявления индикаторов [3]. Условно авторами было принято следующее положение: характеристики продуктивного поведения соответствуют высоким баллам по шкале компетенции (лежащим выше диапазона средних значений), контрпродуктивного - низким.

В ходе исследования и сравнения данных, собранных с помощью модели компетенций, с одной стороны, и опросника Кэттела, с другой, был выявлен ряд противоречивых феноменов, связанных с рассогласованием полученных результатов, что требовало дальнейших исследований [1]. Было высказано предположение о возможных причинах рассогласования данных, одной из которых является указываемый исследователями индивидуально-психологических характеристик представителей бизнес-среды феномен равномерного развития взаимоисключающих личностных способностей и качеств, например, способности к анализу и действию одновременно [11]. Похожие результаты были получены и на выборке современных предпринимателей [10]. Автор исследует проявление различных индивидуально-психологических качеств предпринимателей в процессе принятия решений на разных стадиях развития бизнеса. Оказалось, что имеет место сочетание, на первый взгляд, взаимоисключающих качеств (например, агрессивности и дружелюбия) - в зависимости от этапа развития

бизнеса и требований внешней ситуации.

В ходе интерпретации полученных результатов было высказано предположение, что поведение респондентов, в частности, их компетенции (выявляемые процедурами Центра оценки) и их личностные характеристики (инструментарий опросника Кэттела) опосредствуются некоторыми свойствами регуляторного характера.

В любом случае, полученные нами данные требовали расширения поля сравнения характеристик используемых методик, как и новых экспериментальных исследований.

Для текущего этапа исследования была поставлена задача проанализировать проявление такой важной компетенции, как гибкость в экспериментальном исследовании молодых отечественных

предпринимателей. Выбор именно данной компетенции обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в уже указанном исследовании коллектива была выявлена определяющая роль - на этапе кризиса - «умения адаптироваться к изменениям во внешней среде» [10]. В ситуации импортозамещения это предполагает, прежде всего, умение предпринимателя «настроиться» на вкусы и предпочтения потребителей, учитывать их интересы. В авторской модели компетенций именно гибкость «отвечает» за указанные умения.

Кроме того, как выяснилось из предварительного анализа, респонденты с высокими значениями по гибкости имеют высокие значения и по другим компетенциям. Возможно, что гибкость является одним из центров профиля респондентов, вокруг которого группируются другие компетенции.

Наконец, анализ исследовательской литературы, кстати сказать, весьма немногочисленной, по изучению характеристик отечественных предпринимателей указывает на функцию гибкости как регуляторного свойства индивидуальности, чем и определяется её важность в профиле респондентов [5; 6]. Таким образом, изучение гибкости, связи данной компетенции с другими компетенциями модели отечественных предпринимателей, поиск возможных детерминант индивидуально-личностного характера -явилось для нас значимым.

К вопросу об определении гибкости. По литературным источникам [4; 5; 6; 9; 12; 13] установлено, что гибкость является качеством, наличие которого оказывает большое значение на эффективность деятельности предпринимателя. Однако, интерпретация гибкости разными исследователями варьируется. Так, в [13] гибкость понимается как умение критически взглянуть на проделанную работу и проявить здоровый прагматизм, отсутствие жёсткой привязки к начальному плану, не соответствующему текущей ситуации. Она часто проявляется в общении с клиентами, подрядчиками, потенциальными партнерами и может быть противопоставлена упрямству и желанию доказать свою правоту.

В [4] гибкость соотносится с многогранностью и умением следовать за

стремительным прогрессом и корректировать свою деятельность, подчёркивается её роль в долговременном успехе бизнеса. Похожее представление о гибкости как мобильности - в [9].

Гибкость как способность к адаптации рассматривается в [12]. Со временем продукт или услуга, скорее всего, пишут авторы, будут отличаться от того, что было задумано в начале. Гибкость, очень важное качество, которым должен обладать успешный предприниматель - это способность своевременно реагировать на изменение рынка и вкусов потребителей.

Указанные исследования, однако, носят прикладной характер. Пример фундаментального исследования - работы Е.И. Кулагиной, Т.В. Корниловой [5; 6], В.И. Моросановой [7; 8]. Остановимся несколько подробнее на этих исследованиях.

В [6] дано определение предпринимательства как инновационной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности и направленной на достижение прибыли. Исследование проводилось на трёх группах предпринимателей-риэлтеров, анализировались связи готовности к риску с мотивационными предпосылками и особенностями осознанной саморегуляции. Отличительной характеристикой этой деятельности является то, что она, при ориентации на строгое следование законодательству, абсолютно не нормирована по способам своего осуществления, т.е. протекает как осознанное разрешение ситуаций неопределенности при высоких требованиях к саморегуляции субъекта. Таким образом, регулятивные свойства ставятся в центр структуры индивидуально-личностных характеристик отечественных

предпринимателей.

В [6] также обосновывается близкое нам представление о гибкости предпринимателей. Важным тезисом работы для нас явилось утверждение базовой роли гибкости в блоке качеств, характеризующих уровень и степень развития регуляторных свойств индивидуальности, важности этой характеристики именно для молодых предпринимателей - людей нового поколения, лишь недавно пришедших в предпринимательскую деятельность. В исследовании [6], опирающемся на указанную концепцию саморегуляции, выявлено, что, в отличие от групп-профессионалов (напомним, что речь идёт о предпринимателях-риэлторах), с большим стажем профессиональной деятельности, для группы с меньшим профессиональным опытом более характерна ориентация на процессуально выраженную саморегуляцию при достижении результата. Им сопутствуют высокие показатели сознательной саморегуляции. Для них же характерна максимальная гибкость и рациональность. Рациональность при этом понимается авторами как потребность в сборе информации и эффективная работа с ней (близка по значению компетенции эффективная работа с информацией в нашем исследовании). Именно максимальные условия неопределенности, характеризующие деятельность стажеров, еще не выработавших необходимые навыки работы, требуют от них и большей готовности к

риску, и большей рациональности [6, стр. 116].

При понимании и определении саморегуляции авторы опираются на подход, предложенный в [7; 8]. Авторы последних работ подробно обосновывают своё понимание саморегуляции, её структуры, истории развития исследований.

Проблема психической саморегуляции связана с именем О.А. Конопкина, который в 1970 г. основал Лабораторию психологии саморегуляции и, развивая идеи Анохина, Бернштейна, Ошанина и Небылицына, заложил основы психологии саморегуляции как области знания в нашей стране. В первых работах предметом исследования была сенсомоторная деятельность. В 1980 году О.А. Конопкин предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения осознанной саморегуляции деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные звенья: цель деятельности (в том виде, в каком она понята и принята субъектом); субъективная модель значимых для достижения цели условий деятельности; программа деятельности; система критериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной) информации о результатах деятельности; звено коррекций. Были выявлены основные общие закономерности саморегуляции и доказано, что успешность каждого из исследованных видов деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции. Другими словами, как бы ни был когнитивно одарен и компетентен человек, для высокой эффективности деятельности необходимо наличие у него развитой и совершенной системы регуляции достижения внешних (практических) и внутренних (направленных на себя, на решение своих проблем саморазвития) целей.

В настоящее время саморегуляция понимается как открытая информационная система, в которой системные взаимодействия структурируют регуляторные функции «независимо от конкретных психических средств и способов их реализации» [8; стр. 36]. Выделяются разные уровни саморегуляции, вводится понятие стиля саморегуляции, а также её компенсаторных механизмов. Одна из функций саморегуляции -опосредствовать влияние личностных предпосылок на поведение, компенсируя крайние проявления соответствующих особенностей. Так, при исследовании свойств темперамента в [8], было обнаружено, что при увеличении уровня осознанной саморегуляции открытость новому опыту, типичная для экстравертов, снижается, а у интровертов, закрытых от внешней стимуляции, при увеличении уровня осознанной саморегуляции открытость новому опыту увеличивается. В этом автор видит факт включения компенсаторных механизмов осознанной СР.

В [8] значимым для нашего исследования было также обоснование индивидуальных стилей саморегуляции как системы осознанного саморегулирования, включающего «функциональные звенья цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских

действий, критериев успешности, оценки результатов и коррекции действий» [8, стр. 37].

Выводы описанных работ относительно важной роли саморегуляции в деятельности молодых предпринимателей, а также связанных с нею качеств - гибкости, рациональности как потребности в сборе информации, склонности к риску - использованы нами при интерпретации результатов проведённого исследования. Кроме того, значимым для нас также было обоснование компенсаторных механизмов осознанной регуляции, которые, как будет видно ниже, ярко проявляют себя в деятельности наших респондентов.

Инструментарий исследования. Результаты. В основе нашего исследования предпринимательской деятельности, как уже говорилось выше, лежит компетентностный подход, согласно которому диагностика производится с опорой на авторскую модель компетенций отечественного предпринимателя. Гибкость рассматривается как одна из компетенций, входящих в авторскую модель компетенций отечественного предпринимателя, и определяется как способность быстро и адекватно реагировать на изменения; сохранение работоспособности в условиях изменений; позитивное отношение к новому. Предполагается, что эта компетенция - одна из важнейших в осуществлении такой задачи, как подстраивание процесса деятельности предпринимателя под спрос потребителя, его вкусы и предпочтения [10].

На первом этапе исследования была выделена группа респондентов с высокими значениями по гибкости, полученными ими в ходе Центра оценки. Была поставлена задача выявить, сколько человек (в % отношении) из тех, кто вошёл в эту группу, имеют высокие значения также и по другим компетенциям, входящим в авторскую модель компетенций предпринимателя. Другими словами, нужно было определить, с какими компетенциями гибкость образует связи одного уровня (в данном случае, высокие значения) и какова интенсивность (частота) этих связей.

В ходе анализа было обнаружено, что больше всего пересечений в группе высоких значений по гибкости наблюдается по компетенции эффективная коммуникация - 16 из 22 (73% от общего числа респондентов с высокими значениями по гибкости и из 36 человек всего, входящих в группу респондентов с высокими значениями по данной компетенции). Далее следуют (в порядке убывания): эффективная работа с информацией -12 чел. - 55% (из 27 чел. всего); принятие решений - 11 чел.- 50% (из 16 респондентов с высокими значениями по указанной компетенции); нацеленность на результат - 10 чел -46% (из 24 всего всего); готовность к развитию - 10 чел. - 46% (из 24); Личная ответственность -8 чел. (36%); Креативность, инновативность - 6 чел. - 27% (из 18 всего); лидерство - 4 чел. (18%); организованность - 4 чел. (18%) - (из 5 человек всего с высокими значениями по организованности); ориентация на эффективность - 3 чел. (14%).

Следующей задачей было определение того, какие характеристики респондентов, выявленные с помощью опросника Кэттела, наиболее связаны с проявлением гибкости. Как оказалось, главный «способ» обеспечения гибкости в нашей группе респондентов - это проявление такой характеристики, как смелость (высокие значения по фактору Н «Робость -смелость»: смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть, авантюристичный, склонный к риску, общительный, активный, явный интерес к другому полу, чувствительный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, расторможенный, держится свободно, эмоциональный, артистические интересы, беззаботный, не понимает опасности [14] - 16 чел. из 22 всего - 73%.

Вот как выглядит типичный график этой группы респондентов (№8Ш - здесь и далее номера, цифры и буквы обозначают, соответственно, номера респондентов в протоколе данных исследования).

График 1. Профиль респондента № 8Ш с высокими значениями по фактору Н.

На графике видно значение по фактору Н - в 10 стен - самое высокое среди остальных факторов.

12 (55%) респондентов из группы с высокими значениями по гибкости показывают высокие значения по сочетанию факторов Н+Е (смелость, сочетаемая с доминантностью): фактор Е «Конформность-Доминантность»: доминирование, властность, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, конфликтный, своенравный, неустойчивый, независимый, грубый, враждебный, мрачный, бунтарь, непослушный, непреклонный, требует восхищения [14]. Вот типичный график этой группы - №12Р.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

5 7

■О

13 о

X

X

си ^

о о

си си

.0

13 о

П5

го

ю о

ОС

™ л

1 £

£ и

5 °

Со СО

§ ?

^ о о I— I—

5 и и > >

т ш

X

13 о

X IX

П5 X

о с!

|_1_ 1 .0 I- п .0 ь

и и

.0 о ^

ь о т 1- ш

X и О ь и ,_,

X х

П5 со .0

* си 1- си со I- 1- П5 % ь о т

с| о п

и т си ш О X о.

График 2. Профиль респондента № 12Р с высокими значениями по факторам Е+Н.

Двое оставшихся из группы в 16 человек с высокими значениями по Н (№14М и №15В) - демонстрируют высокие значения по фактору А. Двое других из оставшихся четырёх - 17М и 22М - оба показывают высокие значения по фактору Б: беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный, жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный, разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный, отмечается значимость социальных контактов, искренен в отношениях, эмоционален, динамичен в общении, часто становится лидером, энтузиаст, верит в удачу [14]

31% респондентов из 16 человек, характеризующихся смелостью, имеют высокие значения по Фактору L - подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение, завистливый, большое самомнение, догматичность, подозрительность, задерживает свое внимание на неудачах, тиран, требует от окружающих нести ответственность за ошибки, раздражительный, его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен [14]

Таким образом, мы рассмотрели характеристики группы респондентов, демонстрирующих в поведении высокие значения по компетенции гибкость, обусловленные, с большой вероятностью, «включением» индивидуально-личностных характеристик, связанных со смелостью.

Теперь охарактеризуем другую группу респондентов из выбранного списка (демонстрирующих высокие значения по компетенции гибкость), но не показавших по опроснику Кэттела столь же высоких значений по фактору Н. В соответствии с гипотезой о психической саморегуляции индивидуальных характеристик молодых предпринимателей [6] - эти респонденты должны были проявить другие качества, чтобы достичь в поведении столь же высокого уровня гибкости. Можно, ссылаясь на исследование [8], назвать их разными стилями саморегуляции, а лежащие в их основе механизмы - компенсаторными механизмами саморегуляции.

Например, №18К демонстрирует низкие значения по обоим указанным факторам (4 - «E», 2 - «Н»), однако, наивысшие значения по <^», (доверчивость-подозрительность ), О (спокойствие-тревожность), Q1(консерватизм-радикализм), высокие - по Q2 (нонконформизм) , Q4 (эмоциональная напряжённость).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

п <г ей и ш и_

.0 1- и о X ^ 1 .0 ь л Ь о 1- си ^ П5 X .0 .0 1- и о 1 .0 13 о .0 1- и о 1 .13 13

1- X со со X о

си .0 си ^ X

т 1- о У у X

си си X X г П5

о ж П5 и ж П5 го 1- X ? о ж о 1- и V > 1- и V ж * си

ю <11 0) с|

о X 1-1 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21Ц

О) ^ тг I

" I о

^ Эё ^ ь л 5 ¡- я з л : I д ^ с 5 1 О Ь!

¿И I I «8 I

с 2 11 £ Г

С с! >

График 3. Профиль респондента №18К с проявлением компенсаторных механизмов саморегуляции

№16Г свои низкие значения по обоим факторам (Н и Е) компенсирует высоким интеллектом, критичностью (рефлексией своих ошибок) (факторы А, МО, соответственно)

10 9 8

График 4. Профиль респондента №16Г с проявлением компенсаторных механизмов саморегуляции

№9Л показывает высокие значения по факторам 0,М, Q2. При крайне низких значениях по интеллекту (в отличие от №16Г), он демонстрирует высокие значения по Фактору G: высокая нормативность, сильный характер, добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный, упорный, стойкий, решительный, достойный доверия, эмоционально дисциплинирован, собранный, совестливый, имеет чувство долга, соблюдает моральные стандарты и

правила, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность. Очень высокие значения по фактору М: мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность, поглощен своими идеями, интересуется искусством и основными верованиями, увлечен внутренними иллюзиями, высокий творческий потенциал, капризный, легко отступает от здравого смысла, неуравновешенный, легко приводится в восторг) [14] - соединяются с высокими значениями по Q2 - независимость от группы, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим [14].

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г"

.0

13 о

X

1 < со ос го 1 ьи и- 1 .0 1- ¡•И .0 13

.0 1- .0 .0 .0 и о

1- и о ь 13 о X си .0 го ь и о со 13 о ш 1- и о X Д 13 о о X X си ш 13 м 1- и о ^ си Ж и

> .0 си X П X 1— X X

X 1- о У у X X со 1

^ си X с го го ^ .0

Ж го го 1- X ? ^ о Ж О 1- и > > 1- и > X X ж X - си 1- си ш I- 1- го Ж 13 о ю

ю т си о С! о - о

о X и т си ш О X о.

.0

ь

о ^

Ь

си

X

£ ' л

У Ё Ь

■й Ш у

Й 5 ш

ь ЕЧ I

^ ш о

¡" Ю 2£° ^ С

го

т X

л ■—•

Б £

£ 1

т и

I £

с о

со

13 о

X

си

X

^

о

ж

ОС

-

си ю си

О т

гч

а

.о ь т т со

г- <0

и т

О а

х ш

2 1 О)

-

с! >

5 ^ 5 | & &

* И

£ о о

X

о

X

т СУ

О ¡^

IX

о ^

о

и

.о а

и о

X X

си

Ю ф « *

и ^ ГО С о_ го X

График 5. Профиль респондента №9Л с проявлением компенсаторных механизмов саморегуляции.

У респондента №1/З средние значения по фактору H компенсируются очень высокими значениями по факторам Q1, Q3, а также высоким значением по фактору L.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

го

и о

X _

X ь X щ -о

и 2 ^

ст о г < 5 -Ф

I С " ^ о °

си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си си

т в

ю о

, Ш

5? -0 -о £

5 Ь {з 13

^ О О О

Го со СО X

£ = ^ £

2 Т * %

^ С ГО

и о > I

§ Ь Ь 5

Ж >

ГП ш

и о

X X

го

X

-

си с!

и

-—. .0

Гз и 1- и

о о

X ь ^ си

С1) о ?

ш и

1- ш

и

1- .0

ш 1-

ш 1- Ж о

о - >о

т о п

Ш X п

ш

и си

б У

о о

си

и о

X

й О) А х

- 1

2 С

т •—- I

а

т

го

-

Ю О

о

Ш — 5

ф т

и —' ? « ^

„ л ь я п

ш н ™ ^ ^ ^

Л С 5 5

£ О О. ^ ^ ^

Ь х ш £5 ^ ^

о * и £ о о

£ §5 5 5 5 5 -К ^

СО

>

£ о о :1:2с

X

о

X

3

а .0

о

-

IX

о ^

о

.0

13 о

X X

си ^

ю

го ^

и и го а.

3

и О X X

си

X

ОС

-

6

4

График 6. Профиль респондента №1З с проявлением компенсаторных механизмов саморегуляции.

По нашим предположениям, именно саморегуляция опосредствует влияние личностных характеристик на поведение респондентов в экспериментальной ситуации - за счёт включения компенсаторных механизмов. Невысокий уровень смелости (при проявлении высокого уровня гибкости поведения) может компенсироваться высоким творческим потенциалом и самостоятельностью решений (№9Л), или высоким самоконтролем (№1З), или осторожностью в поведении (№18К), или высоким уровнем интеллекта (№16Г).

Выводы.

1. Для текущего этапа исследования была поставлена задача проанализировать проявление такой важной компетенции, как гибкость в экспериментальном исследовании молодых отечественных предпринимателей. Выбор именно данной компетенции обусловлен несколькими причинами: была выявлена определяющая роль - на этапе кризиса - умения предпринимателя «настроиться» на вкусы и предпочтения потребителей, учитывать их интересы. В авторской модели компетенций именно гибкость «отвечает» за указанные умения. Анализ исследовательской литературы по изучению характеристик отечественных предпринимателей указывает на функцию гибкости как регуляторного свойства индивидуальности, чем и определяется её важность в профиле респондентов.

2. При изучении качеств предпринимателя для интерпретации результатов исследовании целесообразно опираться на концепцию саморегуляции, обоснованную в лаборатории О.А.Конопкина, поскольку она позволяет объяснить феномены предпринимательства, сущность которого -деятельность в неопределённой среде.

3. В нашем исследовании молодых отечественных предпринимателей обнаружена значимая роль гибкости как компетенции, а также связанных с ней индивидуально-личностных характеристик. Наиболее часты связи гибкости со смелостью и доминантностью (характеристиками факторов Кэттела).

4. Выявлена группа респондентов, которые, несмотря на отсутствие указанных характеристик, тем не менее демонстрируют высокие значения по гибкости. Для интерпретации результатов была использована концепция саморегуляции, в частности, компенсаторная функция последней, которая позволила в первом приближении объяснить изучаемые феноменологические случаи. Более подробный анализ требует отдельной работы.

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грачёв И.Д., Знаменская А.Н., Волкова А.Д. Молодые российские предприниматели: возможности диагностики / Теория и практика современной науки. Электронные журнал. № 1(19). 2017. Режим доступа: Ь11р://тоёет-].ги/<1отат8_ёа1аЯ11е8/19/ОгасЬуоу7АМЕКА..рёГ

2. Знаменская А.Н., Ноакк Н.В. Ассессмент-центр как метод измерения и оценки качеств человека: принципы, стандарты, преимущества, трудности // Экономика и социум. №3 (16). 2015. Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_16/Znamenskaya%20A.N.%20docx.pdf

3. Знаменская А.Н., Ноакк Н.В. Диагностика индикаторов продуктивного и контпродуктивного поведения предпринимателей в современных рыночных условиях // Теория и практика современной науки. Электронное издание. 2016. № 11 (17). Режим доступа: http://modern-

j .ru/domains_data/files/17/Znamenskaya%20A.N. .pdf

4. Качества предпринимателя. Режим доступа: http://businesstrack.ru/biznesnovosti/45-predprinimatel.html

5. Корнилова Т. В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. М., 2005. Т. 26, N 1. Стр. 7-17.

6. Кулагина Е. И., Корнилова Т.В. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов // Вопросы психологии. М.,2005. N 2. Стр. 105-117.

7. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 1998.

8. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. Стр. 36-45.

9. Основные качества предпринимателя. Режим доступа: http://eclib.net/30/71.html

10. Патоша О.И., Черныш М.А. Индивидуально-психологические особенности принятия решения в малом бизнесе. Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления». Москва, 23-25 апреля 2013г. Изд-во: Московский городской психолого-педагогический университет. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. 2013. Стр. 271-284. Режим доступа:

http://psyjournals.ru/files/63225/20_Patosha_Chenysh.PDF

11. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя /Психологический журнал, 1998, № 1. Стр. 62-74.

12. 7 качеств успешного предпринимателя. Режим доступа:

http ://btblady.com/news/7_kachestv_uspeshnogo_predprinimatelj a/2014-10-25329

13. 10 необходимых качеств успешного предпринимателя. Режим доступа: http://ru.wix.com/blog/2014/07/10-

%D0%BA%D0%B0%D 1%87%D0%B5%D 1%81%D 1%82%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD %D0%B8%D0%BC%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D 1%8F/

14. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf) Форма А.

Режим доступа: http://psychok.net/testy/293- 16-faktornyj -lichnostnyj -oprosnik-r-

b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-

test-ketela-16-pf

УДК 004.588

Новиков В.А. студент, 4 курс Фахриев А.Р. студент 4 курса

«Институт Компьютерных Технологий и Защиты Информации» Казанский Национальный Исследовательский Технический

Университет им А.Н. Туполева Россия, г. Казань ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ TESTMAKER И SUNRAV TESTOFFICEPRO

Аннотация:

Статья посвящена сравнению возможностей программного обеспечения TestMaker, предназначенного для создания тестовых заданий, проведения промежуточных аттестаций, и программным комплексом для разработки тестовых заданий, проведения тестирования и удаленного администрирования SunRav TestOfficePro.

Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах.

Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах.

Article is devoted to comparing of opportunities of the software of TestMaker intended for creation of test jobs, carrying out the intermediate certifications and a program complex for development of test jobs, conducting testing and remote administration of SunRav TestOfficePro.

Let's consider and will compare creation of tests to different types of questions in these two program complexes.

Ключевые слова: Программный комплекс, тренажер, редактор, анализ, тестирование, система тестирования

Software complex, simulator, editor, analysis, testing, testing system

Ключевые слова

тестовые задания, локальные системы, обучающая система, учебный контент, система тестирования.

test tasks, local systems, the training system, educational content, system of testing.

Введение

Тестирование знаний - важная часть любого образовательного процесса. Образовательные учреждения охотнее начинают переходить от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.