Научная статья на тему 'Геймификация как HR-инструмент государственных и муниципальных учреждений'

Геймификация как HR-инструмент государственных и муниципальных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HR-БРЕНД / ЛОЯЛЬНОСТЬ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / HR-BRAND / HR-INSTRUMENT / GAMIFICATION / STATE INSTITUTION / MUNICIPAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фенюк Анастасия Николаевна, Когель Артем Сергеевич

На сегодняшний день набирают популярность игровые механики, внедряемые в рабочие процессы. Как правило, использование концепции геймификации присуще инновационным компаниям и крупным игрокам рынка. Однако внедрение игровых процессов также возможно и в государственные и муниципальные учреждения. Актуальность данной работы заключается в том, что учреждения подобного рода ведут борьбу за кадры на ровне с крупными и известными работодателями, в связи с этим им необходимо выстраивать привлекательный HR-бренд, внедряя инновации и тренды, возникающие на рынке труда. Именно таким трендом выступает геймификация. В статье рассматривается теоретические и прикладные вопросы применения геймификации как HR-инструмента государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрены проблемы, которые могут быть решены посредством внедрения геймификации как HR-инструмента государственного и муниципального учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геймификация как HR-инструмент государственных и муниципальных учреждений»

Геймификация как HR-инструмент государственных и муниципальных учреждений Gamification as an HR-instrument of state and municipal institutions

Фенюк Анастасия Николаевна

Студент 1 курса магистратуры, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: anastasiyafenyuk@gmail. com

Fenyuk Anastasia Nikolaevna

1st year master student, faculty of technology management and innovations, Saint Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics, Russia, Saint Petersburg e-mail: anastasiyafenyuk@gmail.com

Когель Артем Сергеевич

Студент 1 курса магистратуры, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: Kogel.politology@gmail. com

Kogel Artyom Sergeevich

1st year master student, faculty of technology management and innovations, Saint Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics, Russia, Saint Petersburg e-mail: Kogel.politology@gmail.com

Аннотация.

На сегодняшний день набирают популярность игровые механики, внедряемые в рабочие процессы. Как правило, использование концепции геймификации присуще инновационным компаниям и крупным игрокам рынка. Однако внедрение игровых процессов также возможно и в государственные и муниципальные учреждения. Актуальность данной работы заключается в том, что учреждения подобного рода ведут борьбу за кадры на ровне с крупными и известными работодателями, в связи с этим им необходимо выстраивать привлекательный HR-бренд, внедряя инновации и тренды, возникающие на рынке труда. Именно таким трендом выступает геймификация. В статье рассматривается теоретические и прикладные вопросы применения геймификации как HR-инструмента государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрены проблемы, которые могут быть решены посредством внедрения геймификации как HR-инструмента государственного и муниципального учреждения.

Annotation.

Today, game mechanics are becoming increasingly popular, being introduced into workflows. As a rule, the use of the concept of gamification is inherent in innovative companies and large market players. However, the introduction of game processes is also possible in state and municipal institutions. The relevance of this work lies in the fact that institutions of this kind are fighting for personnel on a par with large and well-known employers, in this regard, they need to build an attractive HR-brand, introducing innovations and trends in the labor market. This trend is gamification. The article discusses the theoretical and applied issues of the use of gamification as an HR-tool for state and municipal institutions. The problems that can be solved through the introduction of gamification as an HR-tool of a state and municipal institution are considered.

Ключевые слова: HR-бренд, лояльность, геймификация, государственное учреждение, муниципальное учреждение.

Key words: HR-brand, HR-instrument, gamification, state institution, municipal institution.

В настоящее время во всех отраслях жизнедеятельности наблюдается растущий интерес к такому явлению, как геймификация, которая подразумевает использование механик, характерных для компьютерных игр, с целью повышения вовлеченности участников в различные бизнес-процессы [1]. Даже самые крупные игроки на рынке начинают активно внедрять в свои рабочие процессы элементы игры. Во многом это обусловлено сменой поколений в трудовых ресурсах. На данном этапе поколение Y, выросшее на компьютерных играх, занимает ключевые позиции на рынке. Оно наиболее заинтересовано в новых технологиях и стремится привнести их во все сферы жизни общества. Помимо этого, поколение Y отличается высокой вовлеченностью в игровые процессы, потому как они привыкли получать за это определенные вознаграждения. Это обуславливает необходимость внедрения новых методов управления компанией, для того чтобы вовлечь трудовые ресурсы в рабочие процессы и повысить их заинтересованность в трудовой деятельности.

Нужно отметить, что игры всегда пользовались большой популярностью среди людей разных возрастов. Но пик их популярности мир переживает в данный момент в связи с активным развитием киберспорта. По данным компании «Newzoo», которые она представила в своем ежегодном отчете о рынке глобальных игр, в 2018 году насчитывалось 2,3 миллиарда активных игроков, что составляет 30,5% от всего населения земного шара [2]. И это неслучайно. Процесс игры способствует быстрому усваиванию информации, обучению чему-то новому в более неформальной и комфортной обстановке, повышению вовлеченности. Именно эти аспекты определяют преимущество геймификации перед традиционными HR-инструментами.

Отлично проработанная геймификация может значительно повысить показания компании по различным направлениям. Существует множество примеров успешно внедренной геймификации в крупных компаниях. Так, например, компания 2ГИС разработала игровую платформу для сотрудников по тематике фильмов «STAR WARS». Ее внедрение позволило добиться значительных результатов в области HR, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика изменений компетенций персонала компании 2ГИС [3]

Однако до сих пор многие работодатели довольно скептически относятся к внедрению игровых механик, направленных на персонал. И это вполне обосновано, так как неверное определение целей и задач геймификации может привести к различным негативным последствиям, таким как: отвлечение сотрудников от выполнения рабочих задач, общее снижение эффективности работы компании, разобщение трудового коллектива. Поэтому

при внедрении геймификации следует уделить особое внимание разработке игровых механик и тому, какие проблемы они будут призваны решать.

Решение об использовании такого рода инструмента имеет под собой вполне серьезные основания. Реалии современного рынка труда вынуждают компании вести борьбу за высококвалифицированные кадры, а также формировать такой HR-бренд, который смог бы не только привлекать новую рабочую силу, но и был бы в состоянии ее удержать посредством формирования лояльности со стороны кадрового состава.

Особенно ярко данные проблемы прослеживаются в государственных и муниципальных учреждениях, где работа отличается особой рутинностью. В этом плане геймификация служит тем инновационным инструментом, который позволяет: привлекать новых сотрудников, проводить обучение текущего кадрового состава, стимулировать их и повышать мотивацию, способствовать формированию лояльности к HR-бренду, а также разнообразить рабочий процесс и уйти от рутинности своей деятельности.

При внедрении геймификации в учреждения государственного и муниципального характера необходимо учитывать специфику функционирования данных структур. Кроме этого, они, как правило, консервативны к подходам найма сотрудников. Однако для того, чтобы HR-бренд учреждений составлял конкуренцию на рынке труда, ему необходимо использовать инновационные подходы к организации HR-структур и следить за трендами, возникающими на данном рынке.

Геймификация, как HR-инструмент учреждениях государственного и муниципального характера, может быть использована в нескольких направлениях, решающих задачи HR-подразделений.

1) Подбор персонала. В настоящий момент многие крупные компании осуществляют подбор персонала с помощью геймификации. Это связано с тем, что подбор новых сотрудников является едва ли не самой объемной во временном и кадровом эквиваленте повседневной обязанностью работников HR-подраздлений. По этой причине недостаточно уделяется внимание решению стратегических задач. При использовании в рекрутинге инструментов геймификации становится возможным более рациональное распределение ресурсов, как временных, так и человеческих. Кроме этого, важным преимуществом использования игровых платформ является отсутствие фактора личного отношения рекрутера к соискателю, что значительно повышает эффективность процесса подбора персонала.

2) Мотивация текущего кадрового состава. Проблема мотивации персонала - одна из важнейших проблем HR-подразделений компании. Особенно остро данная проблема прослеживается в государственных и муниципальных учреждениях, отличающихся рутинностью выполнения должностных обязанностей. Так как одним из главных инструментов мотивации деятельности человека выступает денежное вознаграждение, а в некоммерческих организациях его применение сведено к минимуму, то необходимо разрабатывать новые мотивационные инструменты для повышения лояльности сотрудников к месту труда. В этом плане инструментом решения проблемы послужит геймификация. Благодаря внедрению механизмов игры появится возможность разбавления рутинности исполнения трудовых функций. Также игры, проводимые внутри трудового коллектива, порождают здоровую конкуренцию, результатом которой выступает более интенсивная вовлеченность в деятельность учреждений. За успешное исполнение должностных обязанностей сотрудники получают награды и различные бонусы, что позволяет им продвигаться выше по рейтинговой таблице. Данная механика является эффективным инструментом мотивации, потому как дает возможность сотрудникам самореализовываться, почувствовать свою причастность к коллективу, а также завоевать уважение у сотрудников.

3) Обучение персонала. Как правило, немногие работодатели уделяют должное внимание обучению персонала. Тем временем, это одна из главных задач, стоящих перед HR-службами, потому как персонал -

главный ресурс любой компании, от которого зависит ее эффективность. В государственных и муниципальных учреждениях, выполняющих важный социальные функции, следует уделять повышенное внимание развитию кадрового состава, так как от исполнения их должностных функций во многом зависит благосостояние общества. Однако так как зачастую учреждения не обладают достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для обеспечения постоянного и непрерывного обучения кадрового состава, то выполнение данной задачи можно возложить, например, на онлайн-тренажеры и симуляторы, в основу которых будут заложены игровые механики. В процессе игры человек, как правило, лучше усваивает новую информацию. Помимо этого, игра создает условия, предоставляющие возможность отрабатывать полученные знания и развивать свои навыки на практике.

4) Развитие корпоративной культуры. Не все сотрудники государственных и муниципальных учреждений понимают то, насколько действительно важна деятельность данных структур. Инструментом решения данной задачи служит проведение внутрикорпоративных игр, направленных на транслирование ценностей и принципов учреждений. С помощью геймификации также можно внедрять корпоративную культуру, в данном случае это позволит сотрудникам ощутить свою причастность к деятельности учреждения.

На данный момент маломобильные и консервативные государственные и муниципальным структуры мало подвержены внедрению инноваций в свою деятельность. Однако нужно заметить, что HR-подразделения государственных учреждений стремятся развиваться в духе современных тенденций и внедрять новейшие HR-технологии. Так, одним из главных трендов является полная или частичная автоматизация кадровых процессов, которую реализуют не только коммерческие структуры. Этот факт подтверждают слова заместителя начальника Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Ксении Власовой: «Мы должны бороться за таланты в условиях демографического спада, привлекать и мотивировать новое поколение работников, развивать в сотрудниках аналитические компетенции и автоматизировать рутинные процессы» [4]. Таким образом, именно геймификация сможет послужить тем инновационным HR-инструментом по автоматизации рутинных задач, позволяющим развивать HR-бренд государственных и муниципальных учреждений для привлечения перспективных кадров, а также способствовать повышению лояльности у текущего состава к месту трудовой деятельности.

Список используемой литературы:

1. Геймификация: основные принципы и способы применения [Электронный ресурс]. - Ipgenerator.ru -URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/05/05/gejmifikaciya-osnovnye-principy-i-sposoby-primeneniya/ (дата обращения: 05.05.2019).

2. Newzoo's 2018 Report: Insights Into the $137.9 Billion Global Games Market [Электронный ресурс]. -Newzoo.com - URL: https://newzoo.com/insights/articles/newzoos-2018-report-insights-into-the-137-9-billion-global-games-market/ (дата обращения: 24.04.2019).

3. Геймификация - это не игрушка [Электронный ресурс]. - Hr-academy.ru - URL: https://hr-academy.ru/hrarticle/geymifikatsiya—eto-ne-igrushka.html (дата обращения: 24.04.2019).

4. «HR-колледж»: от отдела кадров до многофункциональной HR-службы [Электронный ресурс]. -Talent.mos.ru - URL: https://talent.mos.ru/about/news/129926754/ (дата обращения: 06.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.