УДК 37 Головырских О.В., Шульгина Т.А.
Головырских О.В.
студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Шульгина Т.А.
студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)
ГЕЙМИФИКАЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ
Аннотация: в статье рассматривается геймификация как эффективный метод обучения, положительно влияющий как на процесс обучения, так и на обучающихся в целом.
Ключевые слова: метод обучения, геймификация, игра, игровой подход.
В современном обществе заинтересовать учащихся в обучении очень непросто. Поэтому появляются новые подходы, которые помогают мотивировать обучающихся.
При подготовке к уроку учитель старается как можно больше разнообразить его, включить новые методы обучения для повышения интереса и мотивации, самостоятельности у обучающихся.
Метод обучения - это процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [4]. Если учитель не применяет различные методы, то, скорее всего, его уроки становятся скучными и однообразными. Вследствие проведения таких уроков, у учащихся пропадает интерес к обучению, отсутствует мотивация.
Геймификация - это внедрение игровых элементов в учебную деятельность. Такой подход позволяет повысить мотивацию и включенность в процесс обучения [3].
Метод далеко не новый, например, советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3]. Именно поэтому в учебном процессе применяем игровые элементы, а не игру.
Не стоит приравнивать геймификацию и игровое обучение, так как геймификация - это применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации обучения, а игровой подход - лишь обучение в рамках конкретной игры [2].
Геймификация в обучении - не только использование готовых игр, но и превращение всего образовательного процесса в игру. Например, за выполнение домашнего задания на образовательной онлайн-платформе учащиеся зарабатывают баллы, по количеству баллов формируется рейтинг. Желание стать первым в рейтинге, чтобы доминировать в социальной группе, даёт мотивацию учащимся выполнять больше заданий и набирать баллы.
Игровой подход в обучении уже успел доказать свою эффективность по сравнению с традиционными методами. Игры нравятся людям разных возрастов, поэтому их используют во всех сферах обучения - в школьном и высшем образовании, для обучения персонала в компаниях, для учеников в онлайн-школах. За счет игры скучные задания становятся интересными, а сложные - простыми. Игры вовлекают человека в процесс и облегчают восприятие информации.
В практике геймификации большое внимание уделено эмоциональному вовлечению пользователя и его поощрению. Для этого могут быть использованы разные механики: развитие виртуальных навыков, шкалы прогресса, рейтинговая система, развитие игрового персонажа, постепенное открытие новых обучающих элементов и даже надоевшие всем бейджики.
Игровое взаимодействие с пользователем делает обучающий сервис живым, гибким, взаимодействующим с пользователем. Такой сервис может радовать, удивлять, поддерживать. Например, сервис Lingualeo. Благодаря этому сервису изучение новых языков проходит намного интереснее, повышается мотивация, а также за каждодневное посещение приложения даются дополнительные баллы.
С помощью игровых механик учитель может добиться того, чтобы при напоминании учащимся о выполнении домашнего задания, освоении нового материала или решении конкретного задания, обучающиеся не будут раздражаться, наоборот, радоваться то, что могут двигаться к своим целям, могут развиваться, прокачать навыки, обойти всех в рейтинге.
Геймификация в обучении положительно влияет на человеческий организм, так как игры активизируют в нашем мозге выработку различных гормонов:
Дофамин - гормон достижений. Когда он вырабатывается в обучении? Например, человек видит на шкале загрузки, что до прохождения курса осталось всего лишь 10%. Учащийся смотрит на свой прогресс и понимает, что проделал большую работу и близка цель - завершение курса [1].
Эндорфин - гормон радости или избавления от боли. Это основная причина, почему человек привязывается к играм. К примеру, учащийся радуется достигнутой цели, когда получил баллы за выполненное задание или прошел очередной уровень [1].
Серотонин - гормон социального статуса. Например, он вырабатывается, когда человек занимает лидирующую позицию в общем рейтинге или получает бейдж за то, что обучался 10 дней подряд [1].
Окситоцин - гормон социальных связей. К примеру, учащийся видит, что все в школе и учителя проходят обучение на платформе, поэтому у него появляется мотивация учиться, чтобы чувствовать себя причастным к этой группе. Можно усилить социальную связь среди обучающихся с помощью
онлайн-чата. Он позволяет обмениваться учебной информацией прямо на платформе для обучения [1].
Большинство инструментов геймификации основаны на внешней мотивации, когда происходит воздействие на человека извне - с помощью стимулов и подкреплений.
Геймификация образования помогает привить интерес к обучению, как у детей, так и у взрослых. Это универсальный метод, который подходит для всех возрастов. При этом игровое обучение справляется со своей целью: при правильном подходе оно помогает получить знания и учиться применять их на практике. Единственный минус такого подхода - он не может полностью заменить все обучение и должен занимать только часть программы, особенно если речь идет о школьном образовании.
Таким образом, очень важно идти в ногу со временем и адаптироваться к современным школьникам, которых не привлекают традиционные уроки, а могут заинтересовать новые подходы в обучении. Геймификация в образовании - очень важный шаг к этой адаптации. Учитывая все вышеперечисленные факторы, учиться при помощи игровых механик - эффективный способ приобретения новых знаний и навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Геймификация в образовательном процессе вуза при подготовке педагогов профессионального обучения / Учебно-методическое пособие для студентов / Н. Ю. Корнеева, А. В. Подмарева. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023 - 46 с.;
2. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе // РБК Тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994 (дата обращения: 06.12.2023);
3. Геймификация обучения: примеры, инструменты, плюсы и минусы // КонтурШкола URL: https://school.kontur.ru/publications/2453 (дата обращения: 06.12.2023);
4. Методы обучения // Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/207742 (дата обращения: 06.12.2023). Golowyrskih O. V., Shulgina T.A.
Golowyrskih O.V. Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
Shulgina T.A.
Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
GAMIFICATION AS AN EFFECTIVE WAY TO ACQUIRE NEW KNOWLEDGE AND SKILLS
Abstract: the article considers gamification as an effective teaching method that positively affects both the learning process and students in general.
Keywords: learning method, gamification, game, game approach.