Научная статья на тему 'ГЕТЕРОГЕННОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гетерогенность / гетерогенность как ресурс / многообразие / управление гетерогенностью / коммуникативная культура старшеклассников / heterogeneity / heterogeneity as a resource / diversity / heterogeneity management / communicative culture of high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокурова Вера Викторовна

Статья посвящена развитию идей педагогики многообразия, в частности, реализации ресурса гетерогенности в развитии коммуникативной культуры старшеклассников. Феномен гетерогенности рассмотрен в ретроспективе и в современной социокультурной ситуации. Описан опыт реализации ресурса гетерогенности в условиях разновозрастного обучения для развития коммуникативной культуры старшеклассников. Ведущей идеей данной образовательной практики являлось взаимодействие коммуникативного опыта старших школьников и взрослых учащихся. Одним из условиях реализации идеи стала потребность организации обучения педагогов. Особое внимание при этом уделено процессу включения коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции опыта учащихся и социально приемлемого опыта, в содержание учебных дисциплин и программ внеурочной деятельности. В статье обозначены формы занятий с педагогами (круглый стол, семинары-практикумы, аналитические семинары). Приведены педагогические стратегии и используемые тактические приемы, которые педагоги освоили на обучении и далее применяли в собственной педагогической практике. Отмечены возможности и риски условий, направленных на развитие коммуникативной культуры учащихся старшей школы в условиях разновозрастного обучения. Делается вывод о значимости гетерогенности как ресурса развития коммуникативной культуры старшеклассников, развития личности и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белокурова Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of the ideas of diversity pedagogy, in particular, the implementation of the heterogeneity resource in the development of the communicative culture of high school students. The phenomenon of heterogeneity is considered in retrospect and in the modern socio-cultural situation. The article describes the experience of implementing the heterogeneity resource in the conditions of multi-age education for the development of the communicative culture of high school students. The leading idea of this educational practice was the interaction of the communicative experience of senior schoolchildren and adult students. One of the conditions for the implementation of the idea was the need to organize the training of teachers. Particular attention is paid to the process of including communicative situations based on the reconstruction of students' experience and socially acceptable experience in the content of academic disciplines and extracurricular activities. The article outlines the forms of classes with teachers (round table, workshops, analytical seminars). The pedagogical strategies and tactics used are given, which teachers mastered during training and then applied in their own pedagogical practice. The possibilities and risks of conditions aimed at the development of the communicative culture of high school students in the conditions of multi-age education are noted. The conclusion is made about the importance of heterogeneity as a resource for the development of the communicative culture of high school students, the development of personality and society as a whole.

Текст научной работы на тему «ГЕТЕРОГЕННОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Международной научно-практической конференции, Орёл, 04-05 октября 2022 года. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - С. 34-39

2. Грицай, Н.Б. Методика проведения биологических экскурсий в природу / Н.Б. Грицай. - М.: «Основа», 2015. - 110 с.

3. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М.А. Данилов. - М.: Педагогика, 2015. - 96 с.

4. Бмельянов, Б.В. Методические основы развития познавательного интересы учащихся / Б.В. Бмельянов. - М.: Педагогика, 2017.-216 с.

5. Зыков, И.Б. Зоологический музей Государственного гуманитарно-технологического университета и его место в реализации ФГОС ВПО / И. Б. Зыков, Ю. А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№61-3.-С. 83-87

6. Макаров, В.А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В.А. Макаров // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 9. - С. 19-20

7. Никитская, М.Г. Факторный анализ учебной мотивации в группах старших подростков, обучающихся в школе и в колледже / М.Г. Никитская // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10, № 2.

8. Пинчук, А.П. Проблема определения мультимедиа в образовании: технологический аспект / А.П. Пинчук // Новые технологии обучения: метод, сб. - М.: Институт инновационных технологий и содержания образования, 2017. - Вып. 46. -С. 55-58

Педагогика

УДК 374

учитель Белокурова Вера Викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №153 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена развитию идей педагогики многообразия, в частности, реализации ресурса гетерогенности в развитии коммуникативной культуры старшеклассников. Феномен гетерогенности рассмотрен в ретроспективе и в современной социокультурной ситуации. Описан опыт реализации ресурса гетерогенности в условиях разновозрастного обучения для развития коммуникативной культуры старшеклассников. Ведущей идеей данной образовательной практики являлось взаимодействие коммуникативного опыта старших школьников и взрослых учащихся. Одним из условиях реализации идеи стала потребность организации обучения педагогов. Особое внимание при этом уделено процессу включения коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции опыта учащихся и социально приемлемого опыта, в содержание учебных дисциплин и программ внеурочной деятельности. В статье обозначены формы занятий с педагогами (круглый стол, семинары-практикумы, аналитические семинары). Приведены педагогические стратегии и используемые тактические приемы, которые педагоги освоили на обучении и далее применяли в собственной педагогической практике. Отмечены возможности и риски условий, направленных на развитие коммуникативной культуры учащихся старшей школы в условиях разновозрастного обучения. Делается вывод о значимости гетерогенности как ресурса развития коммуникативной культуры старшеклассников, развития личности и общества в целом.

Ключевые слова: гетерогенность, гетерогенность как ресурс, многообразие, управление гетерогенностью, коммуникативная культура старшеклассников.

Annotation. The article is devoted to the development of the ideas of diversity pedagogy, in particular, the implementation of the heterogeneity resource in the development of the communicative culture of high school students. The phenomenon of heterogeneity is considered in retrospect and in the modern socio-cultural situation. The article describes the experience of implementing the heterogeneity resource in the conditions of multi-age education for the development of the communicative culture of high school students. The leading idea of this educational practice was the interaction of the communicative experience of senior schoolchildren and adult students. One of the conditions for the implementation of the idea was the need to organize the training of teachers. Particular attention is paid to the process of including communicative situations based on the reconstruction of students' experience and socially acceptable experience in the content of academic disciplines and extracurricular activities. The article outlines the forms of classes with teachers (round table, workshops, analytical seminars). The pedagogical strategies and tactics used are given, which teachers mastered during training and then applied in their own pedagogical practice. The possibilities and risks of conditions aimed at the development of the communicative culture of high school students in the conditions of multi-age education are noted. The conclusion is made about the importance of heterogeneity as a resource for the development of the communicative culture of high school students, the development of personality and society as a whole.

Key words: heterogeneity, heterogeneity as a resource, diversity, heterogeneity management, communicative culture of high school students.

Введение. Любой социум, вне зависимости от социокультурных особенностей, геополитической ситуации, государственного строя многообразен, это является данностью и своего рода всеобщим требованием, принципом совместного сосуществования. Новейшее время - это время в истории общества, когда происходят чрезвычайно быстрые изменения во всех его сферах, инициированные информатизацией и глобализацией. Различия между людьми были всегда, но глобализационные и миграционные процессы проявили и обострили наличие различий между национальностями, культурным, образовательным и социальным уровнями, религиозными взглядами, то есть общество стало в значительной степени неоднородно, многообразно, гетерогенно, что в свою очередь открывает новые перспективы, преимущества и резервы как для отдельно взятой личности, так и для общества в целом, при этом актуализируя проблему развития коммуникативной культуры личности, поскольку следствием данной социокультурной ситуации стало повышение требований к опыту, знаниям, умениям и навыкам людей выстраивать взаимодействие с окружающими, с миром, социумом, в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывать совместную позицию, строить гуманистические диалоговые отношения.

В связи с этим перед современным российским образованием ставится задача по развитию коммуникативной культуры учащихся, что является адекватным изменившимся социально-экономическим условиям и приоритетам развития общества. ФГОС также выдвигают требования по формированию коммуникативных учебных действий, которые формируют социальную компетентность с учетом точки зрения окружающих людей [13].

Наряду с этим, как показывают исследования, современным учащимся присущ низкий уровень коммуникативной компетентности (Д.И. Фельдштейн) [14], резкое снижение доверительного общения, рефлексии своих внутренних переживаний и своих поступков (H.H. Толстых) [12], именно в старшем школьном возрасте особую значимость приобретает проблема развития коммуникативной культуры, решение которой невозможно вне разновозрастного взаимодействия, вне осмысления разнообразного жизненного и коммуникативного опыта (Л.И. Божович) [4].

Тесная взаимосвязь качества обучения с качеством жизни позволяет понимать образование как потенциал к расширению возможностей личности, прежде всего ее саморазвитию, становлению. (В.П. Панасюк, Н.В. Третьякова) [9].

Изложение основного материала статьи. В современной системе образования отдельно представлены направления, указывающие на необходимость создания условий, обеспечивающих социализацию, поддержку, развитие, профессиональное самоопределение всех категорий, групп учащихся, что находит отражение в национальном проекте «Образование» [7], в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» [7], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [11]. Таким образом, гетерогенность образовательных учреждений, являясь характерной чертой современного общества, представляет собой объединение учащихся с многообразием проявляющихся особенностей, различий, потребностью и более того неизбежностью обеспечения равенства и доступности их качественного образования и воспитания. В настоящее время происходит изменение отношения, принятие многообразия и осознание необходимости использовать его потенциал.

Вопросом исследования и учета индивидуальных особенностей занимались и занимаются теоретики и практики прошлого, настоящего и, очевидно, будущего. Еще Аристотель отмечал: «Все способности и искусства требуют для применения их к соответствующей работе предварительного воспитания и предварительного приучивания» [2, С. 628], «детей следует обучать общеполезным предметам не только ради пользы - таково, например, обучение грамоте, но и потому, что благодаря этому обучению, возможно, бывает сообщить им ряд других сведений» [2, С. 631-632]. М.Ф. Квинтилиан говорил о необходимости обучения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; высказывал мысль о ценности замечающего различия задатков, способностей, талантов учащихся, педагога [5]. В последующем о непременности учета многообразия учащихся указывали Я. А. Коменский, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинский, Я.И. Герд, А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, A.C. Макаренко, Д. Локк, Д. Дьюи и многие другие [3]. Я.А. Коменский утверждал: «У одних, способности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой» [6]. К.Д. Ушинский в своих трудах рассматривал ценность индивидуальности, исключительность и уникальность человеческой личности; как основоположник антропологического подхода в педагогике разработал и доказал необходимость выстраивания образовательного процесса с учетом особенностей ребёнка, его индивидуальности, исключительности, уникальности, обосновал возможность изменения умственных, нравственных и физических возможностей человека через педагогическое воздействие, опираясь именно на индивидуальность, своеобразие личности [8]. В конце 20 столетия ученый Р. Томас задумался о многообразии в коллективах трудящихся как о благе и стал развивать идею о том, что гетерогенность не есть ограничение, а компетентное руководство им может раскрыть его ресурс [16]. Т.В. Адорно, рассуждая о гетерогенности общества, говорил о необходимости достижения такого уровня развития, когда о его члены перестанут бояться быть иными [1].

Говоря о проблеме многообразия, гетерогенности на сегодняшний момент, важным является отметить основную идею - это раскрытие данного потенциала для развития человека. М.Н. Певзнер, рассуждая о позитивном подходе в понимании дефиниции «гетерогенность», рассматривает как: «богатство оттенков, при котором различия рассматриваются не как нечто разъединяющее, а, наоборот, как объединяющее, что позволяет использовать потенциал многообразия для достижения синергетического эффекта» [10]; профессор О. Грауманн высказывает мнение, что поликультурное образование должно быть основой государственной политики в области образования и утверждает: «гетерогенность должна использоваться как двигатель инноваций и развития» [15].

Таким образом, многие ученые единодушны во мнении рассматривать гетерогенность не как точку раздора, а как потенциал и ресурс в условиях многообразного современного мира для развития каждой отдельной личности и социальной группы в целом. Данная идея является ключевой в становлении педагогики многообразия, исследующей процесс формирования личности в условиях поликультурной образовательной среды. При этом развитие образовательной организации, с целью ее эффективной деятельности должно осуществляться непрерывно, что подразумевает: открытую школу для всех; выявление, учет, поддержку разнообразия; создание организационно-педагогических условий для раскрытия и использования потенциала гетерогенности; управление гетерогенностью в процессе обучения. Вследствие этого основным средством качественного управления гетерогенными структурами является, на сегодняшний день, менеджмент многообразия. С точки зрения построения системы управления гетерогенными образовательными структурами основным вопросом является то, признается ли гетерогенность ресурсом, при котором отличия, разнообразия рассматриваются как нечто объединяющее, что позволяет использовать данный резерв многообразия для достижения возрастания эффективности деятельности образовательной организации в целом и личностного роста, развития, становления каждого субъекта процесса обучения, а не как ограничение. Таким образом, ресурс, резерв гетерогенности состоит в том, что каждый субъект индивидуален, ценен, исключителен, он единственный в своем роде, в связи, с чем способен предложить, «поделиться» своеобразием, а основной целью образовательной организации в управлении многообразием является организация условий, которые дадут возможность раскрыться, развиться каждой личности, при этом, внеся свой уникальный вклад в образовательную организацию, явив тем самым процесс взаимовлияния.

Между тем, в современном Российском образовательном пространстве существуют и функционируют общеобразовательные учреждения, контингент которых отличается значительным многообразием, что обусловлено, в первую очередь, их разновозрастным составом и соответственно разнообразным коммуникативным опытом - это бывшие вечерние школы. Изучив возможности одной из таких - государственной бюджетной общеобразовательной организации школы № 153 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в которой реализуется разновозрастное обучение, рассмотрим, какие условия были созданы для раскрытия потенциала многообразия и каким образом осуществлялся процесс управления данным феноменом с целью использования специфики для развития коммуникативной культуры учащихся.

В рамках программы внутрикорпоративного обучения и с целью дальнейшей реализации приобретенных навыков был разработан курс для учителей «Развитие коммуникативной культуры старшеклассников в условиях разновозрастного обучения» (18 ч.). Перед чем была проведена диагностика по определению уровней развития коммуникативной культуры у учащихся (по критериям и показателям выделенной компонентной структуры коммуникативной культуры старшеклассников в условиях разновозрастного обучения). Организации процесса обучения учителей включению коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции опыта учащихся (профессионального, семейного, виртуального, досугового и др.) и социально приемлемого опыта в содержание учебных дисциплин и программ внеурочной деятельности предшествовало их анкетирование и наблюдение урочной и внеурочной деятельности, которые показали, что лишь малая часть из них придает гетерогенности ученического коллектива важное значение и делает попытки использовать данный

аспект (наличие коммуникативного опыта в различных областях) как образовательный ресурс, взаимообмен им, рефлексия, коллективное нормирование поведения в урочной/внеурочной деятельности не организуется. Курс данный освоили девять учителей, выразивших готовность принять участие в работе на добровольной основе.

Кратко рассмотрим, в ходе чего у педагогического коллектива развивались умения использовать потенциал гетерогенности ученического коллектива для развития их коммуникативной культуры.

Занятия организовывались в формах «Круглого стола» (обсуждение педагогических возможностей разновозрастного обучения; включение коммуникативных ситуаций в содержание образования); семинаров-практикумов (изучение и отработка приемов работы в парах и возможности их применения в условиях дискуссионного клуба, проектной деятельности); аналитические семинары (анализ содержания образовательных программ с целью выделения тем, возможных для интеграции коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции опыта учащихся и социально приемлемого опыта). Для использования гетерогенности ученического коллектива как ресурса в развитии их коммуникативной культуры были разработаны, освоены педагогами и реализованы в дальнейшем педагогические стратегии: «Мой опыт - Другой опыт» (взаимообмен относительно общей коммуникативной ситуации); «Отрефлексированный опыт» (рефлексия личного опыта поведения в коммуникативной ситуации); «Перспективный опыт» (коллективное нормирование поведения в незнакомой коммуникативной ситуации - опыт на перспективу); «Модельный опыт» (обсуждение модельного поведения в коммуникативной ситуации - так принято в обществе). При этом использовались следующие тактические приемы: обобщение, анализ, контраст, противоречие, усиление, провокация и др. Педагоги отмечали взаимосвязь данных стратегий с принципами обязательными для организации образовательного процесса: доверия, толерантности, диалогичности, совместной деятельности в обучении. Процесс интеграции коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции личного коммуникативного опыта учащихся в содержание образовательных программ, вызвал наибольшие затруднения у педагогов. Также были затронуты вопросы обеспечения психологической безопасности учащихся во время проведения данных занятий и возможность включения учащихся ОВЗ в процесс.

Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по реализации данных условий показал заметный рост значений компонентов коммуникативной культуры учащихся в экспериментальном классе по сравнению с контрольным, что также доказала статистическая оценка вероятности динамики развития коммуникативной культуры старшеклассников.

Выводы. Опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось развитие коммуникативной культуры старшеклассников в условиях разновозрастного обучения, подтвердила свою целесообразность, что мы связываем это с реализацией специально ориентированных на это условий.

В заключение необходимо подчеркнуть, что образовательным организациям следует использовать ресурс гетерогенности, опираясь на многообразие культур, опыта, способностей, взглядов, чтобы в полном объеме раскрыть возможности каждого участника образовательного процесса, обеспечить равные возможности для всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, разнообразий, особых образовательных потребностей, в этом и заключается вызов времени для повышения качества образования. При этом стоит отметить, что построение системы управления гетерогенностью, которая является данностью в современном обществе и соответственно в образовательной организации, и ее успешная реализация подразумевает стремление, усердие, сплоченность всего педагогического коллектива в работе по данному направлению.

Литература:

1. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали / Т.В. Адорно. - Москва: Республика, 2000. -238 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под общ. ред. А.И. Доватура, А.Ф. Лосева. - М.: Мысль,1983. -Т.4. - 830 с.

3. Белокурова, В.В. Разновозрастное обучение высокой степени гетерогенности / В.В. Белокурова // Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования: материалы Всерос. науч-практ. конф. аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. -С. 42-46

4. Проблемы формирования личности / [Л.И. Божович]; под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО Изд-во «МОДЭК», 1997.-350 с.

5. Квинтилиан, М.Ф. О воспитании оратора / М.Ф. Квинтилиан // Хрестоматия по истории зарубежной литературы / сост. А. И. Пискунов. -М.: Арена, 1981. - С. 39-45

6. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 321 с.

7. Национальный проект «Образование». - 2019. - URL: https://projectobrazovanie.ru/ (дата обращения 15.08.2023)

8. Никулина, E.H. Понятие личности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / E.H. Никулина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. -2011. -4 (23). С. 73-103

9. Панасюк, В.П. Качество образования: инновационные тенденции и управления: монография / В.П. Панасюк, Н.В. Третьякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 201 с.

10. Певзнер, М.Н. От многообразия педагогических концептов к педагогике и менеджменту многообразия: становление метатеории многообразия в российской педагогической науке / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - №3 (15). - С. 1-11

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ, № 996-р. - Образовательная политика. - 2014. - № 4 (66). - С. 50-56

12. Толстых, H.H. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / H.H. Толстых, A.M. Прихожан. - Москва: Юрайт, 2023. - 406 с.

13. ФГОС Среднее общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2012 г. N 24480

14. Фельдштейн, Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества: доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г. // Проблемы современного образования: интернет-журн. - 2013. - № 5. - URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения 25.06.2014).-С. 6-20

15. Graumann, О. Zur Internationalisierung von Schule und Hochschule / O. Graumann H International Dialogues on Education: past and present. -2016. -№1. - P. 10-13

16. Thomas, R. Roosevelt. Beyond race and gender. Unleashing the power of your total work force by managing diversity / R. Thomas.-New York: AMACOM. - 1991. -189 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.