Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБУЧЕНИИ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ГЕТЕРОГЕННОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокурова Вера Викторовна

В статье представлена структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры учащихся в разновозрастном обучении высокой степени гетерогенности, включающая следующие блоки: концептуально-целевой блок, содержательный блок, технологический блок, оценочный блок, результативный блок, педагогические условия обеспечения процесса. Концептуально-целевой блок содержит методологические подходы (коммуникативный, культурологический), принципы (доверия и толерантности, диалогичности и совместной деятельности в обучении), цель и ведущую идею, обусловленную спецификой разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности - взаимообмен коммуникативным опытом взрослых и подростков. Описана процедура взаимообмена разнообразным личным коммуникативным опытом учащихся как механизм развития коммуникативной культуры в ходе взаимообучения, в форматах дискуссионного клуба, проектной групповой деятельности. Содержательный блок содержит, кроме коммуникативного опыта учащихся, учебные материалы, способствующие развитию коммуникативной культуры. Оценка развития коммуникативной культуры проводится по ее структурным компонентам: мотивационно-ценностному, когнитивному, поведенческому. Приведены данные по результативности реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE CULTURE IN MULTI-AGE EDUCATION

The article presents a structural and functional model of the development of the communicative culture of students in multi-age learning of a high degree of heterogeneity, including the following blocks: conceptual and target block, content block, technological block, evaluation block, effective block, pedagogical conditions of the process. The conceptual and target block contains methodological approaches (communicative, culturological), principles (trust and tolerance, dialogicity and joint activity in learning), a goal and a leading idea due to the specifics of multi-age learning of a high degree of heterogeneity - the interchange of communicative experience of adults and adolescents. The article describes the procedure of interchange of diverse personal communicative experience of students as a mechanism for the development of communicative culture in the course of mutual learning, in the formats of a discussion club, project group activities. The content block contains, in addition to the communicative experience of students, educational materials that contribute to the development of a communicative culture. Assessment of the development of communicative culture is carried out according to its structural components: motivational-value, cognitive, behavioral. Data on the effectiveness of the implementation of the model are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБУЧЕНИИ»

Модель развития коммуникативной культуры учащихся в разновозрастном обучении

Белокурова Вера Викторовна,

аспирант, кафедра педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

E-mail: verulyabelokurova@yandex.ru

В статье представлена структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры учащихся в разновозрастном обучении высокой степени гетерогенности, включающая следующие блоки: концептуально-целевой блок, содержательный блок, технологический блок, оценочный блок, результативный блок, педагогические условия обеспечения процесса. Концептуально-целевой блок содержит методологические подходы (коммуникативный, культурологический), принципы (доверия и толерантности, диалогичности и совместной деятельности в обучении), цель и ведущую идею, обусловленную спецификой разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности - взаимообмен коммуникативным опытом взрослых и подростков. Описана процедура взаимообмена разнообразным личным коммуникативным опытом учащихся как механизм развития коммуникативной культуры в ходе взаимообучения, в форматах дискуссионного клуба, проектной групповой деятельности. Содержательный блок содержит, кроме коммуникативного опыта учащихся, учебные материалы, способствующие развитию коммуникативной культуры. Оценка развития коммуникативной культуры проводится по ее структурным компонентам: мотивационно-ценностному, когнитивному, поведенческому. Приведены данные по результативности реализации модели.

Ключевые слова: коммуникативная культура, разновозрастное обучение учащихся высокой степени гетерогенности, моделирование.

Характерными особенностями современного социума являются нарастающая неоднородность, многообразие культур и процессов, происходящих в обществе, что является результатом глобализации и интеграции, как отмечают теоретики и практики различных областей науки. Данные явления обнаруживают потребность исследования феномена культуры в российской системе образования. При этом резко повышается актуальность и роль коммуникативной культуры учащихся, т.к. модификация структуры общества, становление социальных связей иного типа, нарастающая гетерогенность являются следствием глобальных изменений социальных процессов. Исследование проблемы недостаточного развития коммуникативной культуры учащихся выявило потребность методологического обоснования данного процесса, целесообразности моделирования процесса развития коммуникативной культуры учащихся в условиях разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности [5]. В нашем исследовании под разновозрастным обучением высокой степени гетерогенности понимается обучение учащихся, значительно отличающихся по признакам социально-демографического, социально-психологического, социально-педагогического, индивидуально-типологического многообразия и многообразия вита-генного и социогенного жизненного опыта.

На современном этапе исследований процесс моделирования является важнейшим методом научного познания, используемым с целью изучения специальным образом выделяемых сторон объекта.

Изучение литературы - отечественной и зарубежной (С.А. Бешенков, А. Дахин, В.И. Писаренко, В. Штофф и др.) - и анализ педагогический практики показывает, что дефиниция «педагогическое моделирование» трактуется отображением характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте [3; 6; 8].

Анализ существовавших в различные исторические периоды и в настоящий момент отечественных и зарубежных теорий и практик разновозрастного обучения, проведенный нами ранее [2], позволил выявить своеобразие данного феномена, отличие от традиционного обучения, которое заключается в процессах взаимопомощи, взаимообучении, взаимоконтроле между учащимися, которые работают в группах разной численности, состава, времени; изменении традиционных основ организации обучения (отказ от классно-урочной системы, жесткого расписания занятий и традиционных уроков); роли учителя и учеников.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см л

Концептуально-целеео й блок

Цель: развитие коммуникативной культуры учашихся основной школы е условиях ?0 высокой степени гетерогенности Ведушая идея: взаимообмен коммуникативным опытом взрослых к подростков Методологии ее кая ос ной подходы: коммуникативный. культурологический Принципы: ДОЕерИЯ И ТОЛераНТНОСТН. ДИЗЛОГНЧНОСТИ И СОЕММТНОЙ ЕеЯТеЛЬНОСТИ е обучении

"ХГ

Педагогические условия

- обучение учителей включению

КОМ мук KKitKE КО ГО опыта учащихся в содержание образования;

- обеспечение психологической безопасности для учащихся. приЕЛ еченне психолога;

- включение ракообразного опыта обшенкя

(профессионального, семенного, виртуального. ЕОСуГОЕОГО И Ср.)

/М v-т

и

Содержательный блок

Обогащение сорержания учебных дисциплин и программ внеурочной деятельности:

■ р а; н с с бр i; ны м к с м му н икат к е н ы м опытом учащихся. который несет в себе знания межличностного в«имолейстЕкя в зависимости от контекста; умения применять их е реальной и цифровой средах; умения самооценки коммуникативного поведения себя и других участникоЕ общения: приемы л osn ьного реагирования на разные коммуникативные ситуации. - материалами, способствующими развитию ценностного отношения к общению, актуализации рефлекс ни своего и пониманию, осмыслению коммуникативного опыта прут их

Г

U

:

Технологический блок

Реализация этапов

процедуры

Езакмообмена

коммуникативным

опытом: проживание.

рефлексия.

осмысления.

нормализация.

»крепление знаний и

умений успев ного

коммуникативного

взаимодействия.

КСО. технологии

Ёзакмоооучения;

дискуссионный клуб;

проектная групповая

деятельность

Оценочный 0.70 К: оценка развития структурных компонентов: мотквационно-ценностного. когнитивного, поведенческого.

а

Результативный блок

ПоЕышенне уровня ршкпи коммуникативной культуры учащихся ?0

Рис. 1. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условиях разновозрастного обучения высокой степени

гетерогенности

Проанализировав возможности современной школы, в которой реализуется разновозрастное обучение высокой степени гетерогенности (база эксперимента ГБОУ СОШ № 153 Фрунзенского района Санкт-Петербурга - современный аналог вечерний школы), по созданию условий по реализации данной специфики стало очевидно:

- полный отказ от традиционной системы обучения невозможен;

- возможно изменение роли учителя - организовывать и координировать, оказывать помощь и наставлять обучающихся посредством организации ситуаций в урочной/внеурочной деятельности;

- целесообразно использовать ресурс разновозрастных групп, организовывая процесс в парах,

группах способствуя таким образом расширению социального, коммуникативного опыта;

- индивидуальный подход в развитии учащихся можно осуществлять за счет включения личного коммуникативного опыта в содержание учебных дисциплин; предоставляя право вступать или нет в диалог, групповое обсуждение, монолог создавая ситуации, способствующие этому и обеспечивающие психологическую безопасность;

- возможно применять взаимопомощь, взаимообучение, взаимоконтроль.

С учетом данной специфики была разработана структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры учащихся в разновозрастном обучении высокой степени гетерогенности, представленная на рисунке 1.

Разработанная нами модель включает концептуально-целевой, содержательный, технологический, диагностический, результативный блоки, педагогические условия обеспечения процесса развития коммуникативной культуры учащихся в условиях разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности. Концептуально-целевой блок содержит методологические подходы (коммуникативный, культурологический [1; 4; 7]), принципы (доверия и толерантности, диалогичности и совместной деятельности в обучении), цель и ведущую идею, обусловленную спецификой разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности - взаимообмен коммуникативным опытом взрослых и подростков. Оценка развития коммуникативной культуры проводится по ее структурным компонентам: мотивационно-ценностному, когнитивному, поведенческому, каждый из которых - по двум параметрам.

Процедура взаимообмена разнообразным личным коммуникативным опытом учащихся предполагала определение и отбор учебного материала, который допускал и способствовал включению коммуникативного опыта в содержание образования. Технологически процесс обучения осуществлялся посредством работы в парах, группах разного возраста, изменяя привычную роль педагогов и обучающихся. Данный процесс во внеурочной работе осуществлялся в рамках дискуссионного клуба, проектной деятельности, предусматривая групповое разновозрастное взаимодействие, взаимовлияние.

Была отработана и уточнена процедура взаимообмена коммуникативным опытом учащихся, реализовывавшаяся поэтапно: погружение в коммуникацию, побуждение интереса к ситуации, анализ прошедшей, представленной коммуникации, осмысление коммуникации, выстраивание нормы для коммуникативных ситуаций, закрепление коммуникативного опыта.

Модель развития коммуникативной культуры учащихся в разновозрастном обучении высокой степени гетерогенности носит целостный характер, блоки взаимосвязаны.

лил сделать вывод о том, что в экспериментальном классе произошли значительные изменения коммуникативной культуры (КК) в положительную сторону (рис. 2,3,4).

Рис. 2. Динамика развития мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры у учащихся -

участников эксперимента на примере критерия «Осознание общения как потребности и ценности» на этапе контрольного эксперимента

Анализ результатов формирующего эксперимента по реализации данной модели (в сравнении с контрольным этапом эксперимента) позво-

Рис. 3. Динамика развития когнитивного компонента коммуникативной культуры у учащихся - участников эксперимента на примере критерия «Знания норм речевого общения в зависимости от контекста ситуации»

Рис. 4. Динамика развития поведенческого компонента коммуникативной культуры у учащихся - участников эксперимента на примере критерия «Практически усвоенные знания, навыки, умения коммуникации»

Таким образом, мы видим, апробация модели развития коммуникативной культуры учащихся в условиях разновозрастного обучения подтвердила целесообразность теоретически обоснованных педагогических условий; в экспериментальном классе выявлена значительная положительная динамика в развитии компонентов коммуникативной культуры учащихся, чем в контрольном классе, что мы связываем с реализацией специально ориентированной на это модели развития коммуникативной культуры учащихся для условий разновозрастного обучения высокой степени гетерогенности.

Литература

1. Балакина, Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. -240 с.

2. Белокурова, В.В. Типология теорий и практик разновозрастного обучения с позиции педагогики многообразия / В.В. Белокурова, Е.Ю. Игнатьева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. - № 6. - С. 922-928.

3. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. -336 с.

4. Бондаревская, Е. В., Кульневич С.В. Педагогика: личность гуманистических теориях и систе-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

мах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - С. 560

5. Певзнер, М.Н., Петряков П.А. Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды / Сб. научных трудов по материалам междун. научно-практической конференции//Редактор-составитель: Н.В. Бо-гатенкова, 2016. - Санкт-Петербург. - Изд-во СПб АППО.

6. Писаренко, В.И. Особенности и перспективы использования метода моделирования в современной педагогике//Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2019. - № 3 (36). - С. 2-15

7. Салимова, С.Ш. Реализация принципа культу-росообразности в системе воспитания учащейся молодежи: на примере Республики Мордовия: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 / Светлана Шамилевна Салимова. - Москва, 2008. - 16 с.

8. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.: - Л.,1966. - 301 с.

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE CULTURE IN MULTI-AGE EDUCATION

Belokurova V.V.

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

The article presents a structural and functional model of the development of the communicative culture of students in multi-age learning of a high degree of heterogeneity, including the following blocks: conceptual and target block, content block, technological block, evaluation block, effective block, pedagogical conditions of the process. The conceptual and target block contains methodological approaches (communicative, culturological), principles (trust and tolerance, dialogicity and joint activity in learning), a goal and a leading idea due to the specifics of multi-age learning of a high degree of heterogeneity - the interchange of communicative experience of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

adults and adolescents. The article describes the procedure of interchange of diverse personal communicative experience of students as a mechanism for the development of communicative culture in the course of mutual learning, in the formats of a discussion club, project group activities. The content block contains, in addition to the communicative experience of students, educational materials that contribute to the development of a communicative culture. Assessment of the development of communicative culture is carried out according to its structural components: motivational-value, cognitive, behavioral. Data on the effectiveness of the implementation of the model are presented.

Keywords: communicative culture, multi-age education of students with a high degree of heterogeneity, modeling.

References

1. Balakina, L.L. Pedagogical principles of the implementation of the communicative approach in education: monograph. Gorno-Altaysk: RIO GAGU, 2012. - 240 p.

2. Belokurova, V.V. Typology of theories and practices of multi-age education from the perspective of pedagogy of diversity / V.V. Belokurova, E.Y. Ignatieva // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2021. - Vol. 6. - No. 6. - pp. 922-928.

3. Beshenkov, S.A. Modeling and formalization: a method. manual / S.A. Beshenkov. - M.: BINOM. Laboratory of Knowledge, 2002. - 336 p.

4. Bondarevskaya, E. V., Kulnevich S.V. Pedagogy: personality of humanistic theories and systems of education: Textbook for students. Wednesday. and higher. ped. studies. institutions, students of IPK and FPC. - Rostov-n/A: Creative center "Teacher", 1999. -p. 560

5. Pevzner, M.N., Petryakov P.A. University as a heterogeneous organization: strategies for the formation of an inclusive environment / Collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference//Editor-compiler: N.V. Bogatenkova, 2016. - St. Petersburg. - Publishing house of St. Petersburg APPO.

6. Pisarenko, V.I. Features and prospects of using the modeling method in modern pedagogy//Computer science, computer engineering and engineering education. - 2019. - No. 3 (36).-p.2-15

7. Salimova, S. Sh. Realization of the principle of culturosformity in the system of education of the student of molodezh: on the example of Republika Mordovia: autoref. dis. ... Kand. PED. science: 13.00.01 / Svetlana Shamilevna Salimova. Moscow, 2008. - 16 p.

8. Shtoff, V.A. Modeling and philosophy / V.A. Shtoff. - M.: - L., 1966. - 301 p.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.