Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / исследовательская деятельность / метод проектов / средняя школа / уроки биологии / старший подростковый возраст / познавательный интерес / иммерсивные образовательные технологии / virtual reality (VR) / research activity / project method / high school / biology lessons / older adolescence / cognitive interest / immersive educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекшаев Илья Алексеевич, Дьячкова Татьяна Валерьяновна, Летай Анна Олеговна

В данной статье рассматриваются особенности использования технологий виртуальной реальности на уроках биологии в старшей школе. Целью статьи является анализ возможностей применения VR-технологий в отечественном образовании. Особое внимание уделено вопросам развития учебной мотивации учеников старшего подросткового возраста. Выделяются и описываются характерные особенности детей старшего подросткового возраста. Раскрывается понятие о познавательном интересе старших школьников. Обосновывается идея о том, что иммерсивные образовательные технологи могут применяться в качестве инструмента развития исследовательских компетенций обучающихся. Предложены цели (необходимости) ведения исследовательской работы старших школьников в системе среднего общего образования. Приводится структура (план) организации экскурсии на примере зоологического музея ГГТУ с использованием элементов технологий виртуальной реальности. В заключении приводится вывод о том, что развитие информационных технологий и средств в обучении биологии, их активное внедрение в учебный процесс, использование широких возможностей VR-технологий в биологическом образовании во многом способствуют совершенствованию процесса обучения и повышению уровня естественнонаучной подготовки современных школьников. Материалы статьи будут полезны широкому кругу лиц, интересующихся вопросами внедрения и использования VR-технологий в российской системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекшаев Илья Алексеевич, Дьячкова Татьяна Валерьяновна, Летай Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the peculiarities of using virtual reality technologies in biology lessons in high school. The purpose of the article is to analyze the possibilities of VR-technologies application in domestic education. Special attention is paid to the development of learning motivation of senior adolescent students. The characteristic features of children of senior adolescence are highlighted and described. The concept of cognitive interest of senior schoolchildren is revealed. The idea that immersive educational technologies can be used as a tool for developing students' research competencies is substantiated. The goals (necessities) of conducting research work of senior pupils in the system of secondary general education are proposed. The structure (plan) of excursion organization on the example of the zoological museum of State University of Humanities and Technology using elements of virtual reality technologies is given. The conclusion is that the development of information technologies and tools in teaching biology, their active implementation in the educational process, the use of wide possibilities of VR-technologies in biological education greatly contribute to the improvement of the learning process and increase the level of natural science training of modern schoolchildren. The materials of the article will be useful for a wide range of people interested in the introduction and use of VR-technologies in the Russian education system.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

14. Федосеева, И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе / И.А. Федосеева // ЦИТИСЭ. - 2016. - №3 (7). - С. 26.

15. Филиппов, Ф.Р. Формирование экономической компетентности у курсантов военного вуза: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / Ф.Р. Филиппов. - Кострома, 2007. - 24 с.

16. Фиофанова, O.A. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие / O.A. Фиофанова. - М.: Флинта, МПСИ, 2012.

Педагогика

УДК 372.857

преподаватель кафедры педагогики Бекшаев Илья Алексеевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Дьячкова Татьяна Валерьяновна ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии биолого-химического факультета Леган Анна Олеговна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности использования технологий виртуальной реальности на уроках биологии в старшей школе. Целью статьи является анализ возможностей применения VR-технологий в отечественном образовании. Особое внимание уделено вопросам развития учебной мотивации учеников старшего подросткового возраста. Выделяются и описываются характерные особенности детей старшего подросткового возраста. Раскрывается понятие о познавательном интересе старших школьников. Обосновывается идея о том, что иммерсивные образовательные технологи могут применяться в качестве инструмента развития исследовательских компетенций обучающихся. Предложены цели (необходимости) ведения исследовательской работы старших школьников в системе среднего общего образования. Приводится структура (план) организации экскурсии на примере зоологического музея ГГТУ с использованием элементов технологий виртуальной реальности. В заключении приводится вывод о том, что развитие информационных технологий и средств в обучении биологии, их активное внедрение в учебный процесс, использование широких возможностей VR-технологий в биологическом образовании во многом способствуют совершенствованию процесса обучения и повышению уровня естественнонаучной подготовки современных школьников. Материалы статьи будут полезны широкому кругу лиц, интересующихся вопросами внедрения и использования VR-технологий в российской системе образования.

Ключевые слова: виртуальная реальность, исследовательская деятельность, метод проектов, средняя школа, уроки биологии, старший подростковый возраст, познавательный интерес, иммерсивные образовательные технологии.

Annotation. This article considers the peculiarities of using virtual reality technologies in biology lessons in high school. The purpose of the article is to analyze the possibilities of VR-technologies application in domestic education. Special attention is paid to the development of learning motivation of senior adolescent students. The characteristic features of children of senior adolescence are highlighted and described. The concept of cognitive interest of senior schoolchildren is revealed. The idea that immersive educational technologies can be used as a tool for developing students' research competencies is substantiated. The goals (necessities) of conducting research work of senior pupils in the system of secondary general education are proposed. The structure (plan) of excursion organization on the example of the zoological museum of State University of Humanities and Technology using elements of virtual reality technologies is given. The conclusion is that the development of information technologies and tools in teaching biology, their active implementation in the educational process, the use of wide possibilities of VR-technologies in biological education greatly contribute to the improvement of the learning process and increase the level of natural science training of modern schoolchildren. The materials of the article will be useful for a wide range of people interested in the introduction and use of VR-technologies in the Russian education system.

Key words: virtual reality (VR), research activity, project method, high school, biology lessons, older adolescence, cognitive interest, immersive educational technologies.

Введение. На современном этапе система школьного образования в Российской Федерации имеет проблему практического применения знаний выпускниками, что становится все отчетливее и острее год от года. По этой причине все большее значение приобретает участие школьников в проектно-исследовательской и научно-практической деятельности. Однако организация такой работы требует серьезной теоретической и практической подготовки учителя, умения выбирать научно значимые и посильные школьникам темы исследования, знания методики проведения научных исследований, правил оформления результатов работ и т.п.

Активная цифровизация образовательного процесса ведет к кардинальным изменениям в подходах к преподаванию учебных предметов школьного цикла. Здесь особо выигрывают те предметы, в сущностной характеристике которых стоят задачи по изучению и объяснению природных явлений и закономерностей протекания жизни на Земле [1]. К таким предметным областям относится и школьный курс биологии.

Именно предметы естественнонаучного цикла сегодня занимают лидирующие позиции в структуре школьного обучения. Это опосредованно связывают с развитием смежных отраслей экономики страны с учетом глобальных изменений и трендов. В данной связи возрастает значение ведения экспериментальной и исследовательской работы старшими школьниками - потенциальными абитуриентами прикладных программ подготовки специалистов в системе высшего образования России. Здесь мы, прежде всего, отмечаем крайнюю необходимость правильной постановки целей такой экспериментальной исследовательской работы старших школьников. Таких целей может быть много, что связано с многогранностью научной тематики и чрезвычайной сложностью личности каждого отдельного ребенка.

На современном этапе развития среднего общего образования в России нам видятся следующие цели (необходимости) ведения исследовательской работы старших школьников, которые могут затрагиваться практикующими педагогами:

1. Необходимость развития творческих способностей обучающихся. Достижение этой цели предполагает предоставление школьнику как можно больше свободы как в выборе темы исследования, так и в определении ведущей методики исследования. Именно это свобода обеспечит интерес школьника к предстоящей работе и будет поддерживать

этот интерес в дальнейшем. Без такой самостоятельности серьезно о развитии творческих способностей обучающихся говорить нельзя.

2. Необходимость овладения школьниками навыками сбора информации о предмете их исследования (интереса), умения пользоваться дополнительной литературой, анализировать достоверность обнаруженных сведений и данных.

3. Необходимость научения школьников самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы исследования и проводить их проверку.

4. Необходимость развития у обучающихся коммуникативных умений и навыков, общественной активности, энтузиазма, креативности и умеренной инициативности.

5. Необходимость привития школьникам потребности познавать причинность самых различных явлений, развить умение ставить вопросы о причинах даже самых обычных незаурядных явлений окружающей действительности.

6. Необходимость в овладении школьниками техникой исследовательского поиска, умением поиска достоверных данных в рамках проводимого эксперимента путем ручной и машинной обработки информации.

7. Необходимость развития индивидуальной ответственности школьников за ход их исследования, принятые решения и действия, а также возможные последствия за результаты работы.

В старшем подростковом возрасте школьники начинают глубоко изучать основы наук, предъявляют более высокие требования к учебной деятельности и уровню самоорганизации. В этом возрасте в процессе обучения подросток уже должен быть способным демонстрировать определенные навыки ведения самостоятельной осознанной деятельности.

Как показывает практика, зачастую у определенной группы подростков такие навыки вообще отсутствуют, у другой же группы только у небольшого количества подростков сформированы навыки самостоятельного овладения новым материалом, новыми отраслями знаний, которых нет в школьной программе.

В подростковом возрасте учебная мотивация включает в себя сложную организационно-иерархическую систему мотивов, где наблюдаются и личностно-прагматические, и социальные, и собственно, познавательные мотивы. Данный тезис подтверждается результатами экспериментального исследования Никитской М.Г., где утверждается, что самым существенным фактором в учебной мотивации являются учебный интерес, ценность образования, положительное отношение к школе, субъектность и мотивация достижения [7].

По нашему мнению, для формирования интереса обучающихся к изучению биологии в старших классах нужно создавать условия для усвоения новых знаний, чтобы ученики приучались не только слушать учителя, но и правильно мыслить, давать грамотные, правильные, развернутые ответы на поставленные вопросы. Учитель же должен представлять наглядно учебный материал и личным примером подталкивать и побуждать обучающихся на правильный путь решения проблемы, доступно объяснять новый учебный материал, показывая, что он необходим в повседневной жизни современного общества. Все это будет способствовать более грамотному формированию учебной мотивации подростков, где В.А. Макаров выделяет в структуре помимо прочего ведущие потребности в учебе для данного возраста: потребности в достижении и познании, потребности во взаимодействии, потребности в определении собственных побуждений [6].

Принимая данные теоретические положения во внимание, отметим, что познавательный интерес старших школьников сегодня определяется самим содержанием знаний, стремлением к взрослости, самостоятельности; интерес носит поисковый характер, с тенденцией поиска более глубоких, более широких знаний. Именно поэтому в материалах данной статьи мы и предлагаем к всеобщему вниманию результаты исследования со школьниками старшего подросткового возраста.

Изложение основного материала статьи. Одним из нестандартных, современных видов ведения инновационной образовательной деятельности в курсе биологии старшей школы служат тематические виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов на основе использования иммерсивных образовательных технологий.

Виртуальная среда призвана стимулировать процессы интерактивного обучения и самообучения школьников на основе детального изучения объемных моделей и сложных для понимания процессов и закономерностей. Достижение подобного рода задач возможно только через погружение, эффект присутствия, или иммерсивность.

Н.Б. Грицай справедливо отмечает, что такие экскурсии дают возможность увидеть те организмы, которых нет возможности наблюдать в живой природе, побывать в тех учреждениях, которые в условиях школьного обучения невозможно посетить реально [2]. Именно в подростковом возрасте меняется отношение к учебе, начинает формироваться сознательное отношение к получению знаний, однако у определенной части подростков стремление овладевать определенными знаниями сочетаются с равнодушным или отрицательным отношением к школьному учению. Повышению познавательного интереса могут содействовать проектные технологии при помощи виртуальных экскурсий.

Анализ литературных источников и школьной практики позволил выделить противоречие между объективной необходимостью внедрения в процесс обучения в курсе биологии старшей школы компьютерных технологий, дидактического потенциала компьютерных средств в повышении эффективности обучения предмету и отсутствием методических разработок обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий и недостаточной подготовленностью обучающихся и учителей по их эффективному применению. Цельные педагогические исследования проблемы применения виртуальных экскурсий в процессе обучения биологии до сих пор отсутствуют. Неисследованными остаются и вопросы их применения в старшей школе.

В качестве примера использования УК-технологий предлагается опыт проведения виртуальных образовательных экскурсий на базе зоологического музея Государственного гуманитарно-технологического университета (ГГТУ, Орехово-Зуево), являющегося самым крупным естественнонаучным музеем среди университетов России.

Проведение в музее подобных занятий позволяет сформировать у школьников такие компетенции как, владение знаниями о закономерностях развития органического мира; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов; способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности [5]. На основе этого происходит формирование ключевых компетенций современных школьников - исследовательских.

Для достижения данной цели проработан сценарий проведения подобных экскурсий. Каждый отдел музея, шкаф с экспонатами пронумерованы и включены в маршрут школьника, который согласуется с принципами и структурой организации виртуальных экскурсий. А.П. Пинчук же в свою очередь предлагает структуру такой экскурсии [8], которая подобна структуре традиционной экскурсии и охватывает такие компоненты, как: 1) организационный момент; 2) вступительная беседа; 3) рассказ учителя с использованием электронной презентации; 4) викторина; 5) самостоятельная работа обучающихся в группах; 6) отчеты обучающихся о проделанной работе; 7) домашняя работа; 8) подведение итогов.

Основным программным продуктом, который используется для виртуального погружения в ход экскурсии служит VR Virtual Zoo 3D. Данная программа разработана для погружения в мир животных, находящихся в своей естественной среде обитания. Экскурсия с использованием данного софта сопровождается реалистичной картинкой (графикой) и оригинальными звуками живой природы.

Таблица

Структура (план) организации экскурсии в зоологическом музее ГГТУ с использованием элементов технологий

виртуальной реальности

Этап экскурсии Содержание Методические особенности

1. Организационныймомент Учитель ведет рассказ об особенностях данного учебного занятия. Обращает внимание на особенности прохождения маршрута и правилах обращения с УК-оборудованием и ключами (подсказками). Обучающиеся слушают учителя, задают интересующие вопросы. Рекомендуется использовать приемы проблемного обучения для погружения обучающихся в тему урока.

2. Вступительная беседа (интегрирован рассказ учителя с использованием электронной презентации) Беседа учителя с обучающимися о закономерностях распространения живых объектов на Земле, условиях их существования и ареалах обитания. Презентация должна сопровождается не исчерпывающей информацией о тех или иных представителях животного мира, а только давать общие представления о данном виде и проблемы его существования.

3. Самостоятельная работа обучающихся в группах Учитель раздает обучающимся печатный дневник юного исследователя животного мира. Задача обучающихся - его заполнение на основе тех фактов и выявленных в ходе виртуальной экскурсии закономерностей. Дневник содержит поля для занесения информации о представителях мировой фауны, которая дает возможности для дальнейшей оценки условий его существования на Земле.

4. Отчеты обучающихся о проделанной работе Учитель организует отчетную конференцию в формате дискуссии. Обучающиеся проводят заполнение итогового отчета по экскурсии в соответствии с персональным заданием в дневнике наблюдений. Учителю необходимо заранее продумать провокационные дискуссионные вопросы доя обучающихся на тему использования тех или иных животных в хозяйственных целях человека, угрозе исчезновения видов и др.

5. Викторина Обучающиеся делятся на команды от 2 до 5 человек. Учитель проводит викторину по изученным в ходе экскурсии вопросам. Задания викторины должны содержать проблемное поле, ориентирующие обучающихся на поиск нестандартных решений проблем животного мира.

б.Домашняя работа Учитель выдает персональные домашние задания для обучающихся. Обучающиеся слушают учителя, задают интересующие вопросы. В качестве домашнего задания лучше всего дать для выполнения краткосрочный проект, целью которого является поиск и предложение решений глобальных проблем животного мира Земли.

7. Подведение итогов Учитель подводит итоги виртуальной экскурсии в виде обобщающей рефлексии. Обучающиеся делятся мнениями, выражают свои мысли и эмоции от экскурсии. Необходимо заблаговременно подготовить магнитную доску или флипчарт, где обучающиеся будут оставлять свои эмоции от проведенной экскурсии.

На каждом шкафе секции с теми или иными представителями фауны нанесены контрольные отметки в виде ключа -QR-кoдa. При постепенном прохождении маршрута школьник приближается к заданной точке, выполняет импровизированное задание на знание общих закономерностей существования данного представителя животного мира на Земле, и сканирует ключ для детального погружения в виртуальную среду. Так происходит исследование конкретного представителя животного мира: ареал обитания, закономерности внешнего и внутреннего строения изучаемого животного объекта, его кормовая база и т.д. Все изучаемые в ходе виртуальной экскурсии материалы заносятся в печатный дневник наблюдений.

Выводы. Сегодня, во времена активной цифровизации образовательного процесса, отечественная система образования имеет принципиально новые вызовы и тренды развития. Так, на уровне Правительства Российской Федерации, в системе просвещения страны ставится проблемное поле, в рамках которого в педагогической практике происходит поиск и разработка продуктивных педагогических технологий, способствующих раскрытию всех потенциальных способностей современных школьников.

Характерно, что именно сегодня развитие именно информационно-коммуникационных технологий в современном мировом пространстве задает ритм в части всестороннего развития подрастающего поколения. Обществом взята траектория на информатизацию и цифровизацию процесса обучения.

Главной задачей же исследовательской деятельности в школе является создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Главными проблемными вопросами в организации исследовательской деятельности школьников являются информационные, методологические, педагогические, методические, психологические, финансовые условия и ресурсы. Без наличия перечисленных ресурсов ни одна образовательная организация не сможет сорганизовать эффективное образовательное пространство и условия для успешной исследовательской работы педагогов и учеников.

Литература:

1. Бекшаев, И.А. Использование технологий виртуальной реальности на уроках: научно-теоретический аспект / И.А. Бекшаев // Современное профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы

Международной научно-практической конференции, Орёл, 04-05 октября 2022 года. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - С. 34-39

2. Грицай, Н.Б. Методика проведения биологических экскурсий в природу / Н.Б. Грицай. - М.: «Основа», 2015. - 110 с.

3. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М.А. Данилов. - М.: Педагогика, 2015. - 96 с.

4. Бмельянов, Б.В. Методические основы развития познавательного интересы учащихся / Б.В. Бмельянов. - М.: Педагогика, 2017.-216 с.

5. Зыков, И.Г. Зоологический музей Государственного гуманитарно-технологического университета и его место в реализации ФГОС ВПО / И. Б. Зыков, Ю. А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№61-3.-С. 83-87

6. Макаров, В.А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В.А. Макаров // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 9. - С. 19-20

7. Никитская, М.Г. Факторный анализ учебной мотивации в группах старших подростков, обучающихся в школе и в колледже / М.Г. Никитская // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10, № 2.

8. Пинчук, А.П. Проблема определения мультимедиа в образовании: технологический аспект / А.П. Пинчук // Новые технологии обучения: метод, сб. - М.: Институт инновационных технологий и содержания образования, 2017. - Вып. 46. -С. 55-58

Педагогика

УДК 374

учитель Белокурова Вера Викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №153 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена развитию идей педагогики многообразия, в частности, реализации ресурса гетерогенности в развитии коммуникативной культуры старшеклассников. Феномен гетерогенности рассмотрен в ретроспективе и в современной социокультурной ситуации. Описан опыт реализации ресурса гетерогенности в условиях разновозрастного обучения для развития коммуникативной культуры старшеклассников. Ведущей идеей данной образовательной практики являлось взаимодействие коммуникативного опыта старших школьников и взрослых учащихся. Одним из условиях реализации идеи стала потребность организации обучения педагогов. Особое внимание при этом уделено процессу включения коммуникативных ситуаций, основанных на реконструкции опыта учащихся и социально приемлемого опыта, в содержание учебных дисциплин и программ внеурочной деятельности. В статье обозначены формы занятий с педагогами (круглый стол, семинары-практикумы, аналитические семинары). Приведены педагогические стратегии и используемые тактические приемы, которые педагоги освоили на обучении и далее применяли в собственной педагогической практике. Отмечены возможности и риски условий, направленных на развитие коммуникативной культуры учащихся старшей школы в условиях разновозрастного обучения. Делается вывод о значимости гетерогенности как ресурса развития коммуникативной культуры старшеклассников, развития личности и общества в целом.

Ключевые слова: гетерогенность, гетерогенность как ресурс, многообразие, управление гетерогенностью, коммуникативная культура старшеклассников.

Annotation. The article is devoted to the development of the ideas of diversity pedagogy, in particular, the implementation of the heterogeneity resource in the development of the communicative culture of high school students. The phenomenon of heterogeneity is considered in retrospect and in the modern socio-cultural situation. The article describes the experience of implementing the heterogeneity resource in the conditions of multi-age education for the development of the communicative culture of high school students. The leading idea of this educational practice was the interaction of the communicative experience of senior schoolchildren and adult students. One of the conditions for the implementation of the idea was the need to organize the training of teachers. Particular attention is paid to the process of including communicative situations based on the reconstruction of students' experience and socially acceptable experience in the content of academic disciplines and extracurricular activities. The article outlines the forms of classes with teachers (round table, workshops, analytical seminars). The pedagogical strategies and tactics used are given, which teachers mastered during training and then applied in their own pedagogical practice. The possibilities and risks of conditions aimed at the development of the communicative culture of high school students in the conditions of multi-age education are noted. The conclusion is made about the importance of heterogeneity as a resource for the development of the communicative culture of high school students, the development of personality and society as a whole.

Key words: heterogeneity, heterogeneity as a resource, diversity, heterogeneity management, communicative culture of high school students.

Введение. Любой социум, вне зависимости от социокультурных особенностей, геополитической ситуации, государственного строя многообразен, это является данностью и своего рода всеобщим требованием, принципом совместного сосуществования. Новейшее время - это время в истории общества, когда происходят чрезвычайно быстрые изменения во всех его сферах, инициированные информатизацией и глобализацией. Различия между людьми были всегда, но глобализационные и миграционные процессы проявили и обострили наличие различий между национальностями, культурным, образовательным и социальным уровнями, религиозными взглядами, то есть общество стало в значительной степени неоднородно, многообразно, гетерогенно, что в свою очередь открывает новые перспективы, преимущества и резервы как для отдельно взятой личности, так и для общества в целом, при этом актуализируя проблему развития коммуникативной культуры личности, поскольку следствием данной социокультурной ситуации стало повышение требований к опыту, знаниям, умениям и навыкам людей выстраивать взаимодействие с окружающими, с миром, социумом, в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывать совместную позицию, строить гуманистические диалоговые отношения.

В связи с этим перед современным российским образованием ставится задача по развитию коммуникативной культуры учащихся, что является адекватным изменившимся социально-экономическим условиям и приоритетам развития общества. ФГОС также выдвигают требования по формированию коммуникативных учебных действий, которые формируют социальную компетентность с учетом точки зрения окружающих людей [13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.