Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / МОТИВАЦИЯ / БИОЛОГИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завальцева Ольга Александровна, Томашевская Татьяна Эдуардовна, Мишина Ольга Степановна

Настоящая статья посвящена проблеме внедрения современных педагогических технологий организации внеурочной деятельности в процессе обучения биологии. Рассмотрено влияние технологии edutainment (игровая технология) в процессе внеурочной деятельность на мотивацию обучающихся к изучению биологии в школе. Данная технология являются одной из уникальных форм обучения. В статье рассмотрены основные функции и характеристики игры в процессе обучения. Приведены результаты экспериментальных исследований по оценке уровня влияния применения технологии edutainment на показатели мотивации и учебных достижений обучающихся по биологии. Результаты работы показали, что технологии эдьютейнмент способны улучшить мотивацию к изучению предмета, а также повысить уровень владения предметным материалом обучающихся. Основная проблема при использовании современных педагогических новаций в практике учителя биологии заключается в методической готовности и грамотности применения инновационных средств, методов и технологий в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завальцева Ольга Александровна, Томашевская Татьяна Эдуардовна, Мишина Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS AN EFFECTIVE MEANS OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION TO STUDY BIOLOGY IN THE PROCESS OF EXTRA-COURSE ACTIVITIES

This article is devoted to the problem of introducing modern pedagogical technologies for organizing extracurricular activities in the process of teaching biology. The influence of edutainment technology (game technology) in the process of extracurricular activities on the motivation of students to study biology at school is considered. This technology is one of the unique forms of education. The article considers the main functions and characteristics of the game in the learning process. The results of experimental studies on the assessment of the level of influence of the application of edutainment technology on indicators of motivation and educational achievements of students in biology are presented. The results of the work showed that edutainment technologies can improve the motivation to study the subject, as well as increase the level of knowledge of the subject material of students. The main problem in the use of modern pedagogical innovations in the practice of a biology teacher lies in the methodological readiness and literacy of the use of innovative means, methods and technologies in practical activities.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8. Мильруд, М.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / М.П. Мильруд. - 2000. - 101 с.

9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202l07050028 (дата обращения: 26.11.21)

10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.21)

11. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М., 1991. - 223 с.

12. Полилова, Т.А., Пономарева, В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т. А. Полилова // Иностранные языки в школе. - 1997. - №6. - С. 19-21.

13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.06.2021).

14. Lahcen, R.A. M. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction [Электронныйресурс] / Rachid Ait Maalem Lahcen, Ram Mohapatra, and Baiyun Chen // EDUCAUSE Review. - 2020. - Режимдоступа: https://er.educause.edu/articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-a-better-transition-to-remote-instruction

15. Langgeng, Budianto. Webquest: the transformation and innovation in ELT / Langgeng Budianto // JETLe (Journal of English Language Teaching and Learning). - 2020. - № 2 (1). - С. 31-36.

16. LovelyPlanet [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lonelyplanet.com(дата обращения: 26.07.21).

17. PenpalWorld [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.penpalworld.com/(дата обращения: 26.07.21).

Педагогика

УДК 372.857

кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант Томашевская Татьяна Эдуардовна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме внедрения современных педагогических технологий организации внеурочной деятельности в процессе обучения биологии. Рассмотрено влияние технологии edutainment (игровая технология) в процессе внеурочной деятельность на мотивацию обучающихся к изучению биологии в школе. Данная технология являются одной из уникальных форм обучения. В статье рассмотрены основные функции и характеристики игры в процессе обучения. Приведены результаты экспериментальных исследований по оценке уровня влияния применения технологии edutainment на показатели мотивации и учебных достижений обучающихся по биологии. Результаты работы показали, что технологии эдьютейнмент способны улучшить мотивацию к изучению предмета, а также повысить уровень владения предметным материалом обучающихся. Основная проблема при использовании современных педагогических новаций в практике учителя биологии заключается в методической готовности и грамотности применения инновационных средств, методов и технологий в практической деятельности.

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, мотивация, биология, знания, умения, навыки, обучающиеся, внеурочная деятельность.

Annotation. This article is devoted to the problem of introducing modern pedagogical technologies for organizing extracurricular activities in the process of teaching biology. The influence of edutainment technology (game technology) in the process of extracurricular activities on the motivation of students to study biology at school is considered. This technology is one of the unique forms of education. The article considers the main functions and characteristics of the game in the learning process. The results of experimental studies on the assessment of the level of influence of the application of edutainment technology on indicators of motivation and educational achievements of students in biology are presented. The results of the work showed that edutainment technologies can improve the motivation to study the subject, as well as increase the level of knowledge of the subject material of students. The main problem in the use of modern pedagogical innovations in the practice of a biology teacher lies in the methodological readiness and literacy of the use of innovative means, methods and technologies in practical activities.

Key words: edutainment technology, motivation, biology, knowledge, skills, students, extracurricular activities.

Введение. Система образования Российской Федерации находится в состоянии постоянно происходящих изменений. Школьный предмет «Биология» занимает ведущее место в системе образования. Особенностью биологии является то, что её объекты, будучи живыми организмами, являются одновременно и её субъектами. Фундаментальные биологические знания несут важную мировоззренческую нагрузку, ставя перед обучающимися вопросы о возникновении и продолжении жизни, цели и ценности, о происхождении человека, его развитии как в онтогенезе, так и в филогенезе. Ориентация современного общества на развитие естественных наук обусловила новые направления в определении целей биологического образования. Так, например, Суматохин С.В. в качестве основной цели биологического образования определяет формирование естественно-научной грамотности [4]. Ряд авторов считают, что акценты в третьем десятилетии XXI века в ракурсе развития биологического образования сменятся на формирование у обучающихся критического мышления, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к решению жизненно важных задач, т.е. биологическое образование должно быть ориентировано на развитие контекстных, кроссконтекстных и экзистенциальных навыков. Соответственно, для формирования у обучающихся в школе новых навыков и компетенций учителю биологии необходимо применять такие

педагогические технологии, которые способствовали бы ориентированию и реализации новых подходов к изучению предмета «Биология».

Одной из современных педагогических технологий выступает edutainment. Вопрос применения технологии в процессе урочной деятельности изучен достаточно, нашим ориентиром в исследовательской работе выступил процесс использования edutainment в процессе внеурочной деятельности. Именно поэтому цель данной исследовательской работы - выявить влияние использования технологии edutainment в процессе внеурочной деятельность на показатели мотивированности обучающихся к занятию предметом «Биология» в школе.

Изложение основного материала статьи. Навыки XXI века в процессе обучения биологии возможно сформировать у обучающихся только на собственном практическом опыте. Понятие «edutainment» состоит из двух слов: education -образование и entertainment - развлечение. Соответственно, технологию можно описать как обучение через развлечение. Таким образом, на основе трактовки данного понятия, можно говорить о том, что edutainment решает две основные задачи: позволяет развить интерес к изучению биологии, а также игровая форма как педагогическая технология позволяет создать условия для формирования собственного непосредственного опыта.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом этапе, но и использовать как фрагмент в ходе традиционного урока. Выделим основную цель игры в процессе внеурочной деятельности: повышение уровня познавательной мотивации в процессе внеурочной деятельности, что в свою очередь приводит к увеличению эффективности обучения. Отметим, что учебная мотивация имеет свои определенные уровни развития. Так, например, А.К. Маркова выделяет следующие уровня мотивации у школьников: отрицательное отношение к учению, нейтральное отношение к учению, ситуативное отношение к учению, положительное отношение к учению, творческое отношение к учению, личностное отношение к учению. Ф.И. Хайдаров отмечает, что решение вопроса повышения уровня мотивации к учебной деятельности, во многом зависит от организации учебной деятельности, которая должна максимально способствовать раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности школьника. Анализ литературы показывает, что мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждает обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Разные авторы по-своему трактуют данное понятие. Так, Г.О. Зайцева определяет мотивацию как побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Точка зрения Б.Ю. Сербинского заключается в том, что он мотивацию определяет как побуждение людей к деятельности. Нам ближе определение Э.А. Уткина: «Мотивация -состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации». Таким образом, технология Edutainment - это способ мотивирования, т.е. процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Стоит отметить, что фактор мотивации для эффективной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности, т.е. в условиях внеурочной деятельности овладение содержанием учебного предмета в игровой форме выступает одновременно и мотивом, и целью [2].

Последние проведенные исследования по оценке применения эффективности игровых технологий в процессе урочной деятельности, показывают, что у обучающихся наблюдается повышение уровня мотивации, переход от внешней мотивации к внутренней. Анализ последних публикаций показывает, что многие исследователи выделяют два типа игры: имитационные (деловые) игры и открытые игры. В процессе внеурочной деятельности по биологии можно применять различные типы игр, что обусловлено творческой составляющей всего процесса [6].

В отечественной педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, среди них можно выделить К.Д. Ушинского, П.П, Блонского, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина. В человеческой жизнедеятельности игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, самореализацию, социализацию. Такие же функции игра выполняет и в процессе внеурочной деятельности по биологии (табл. 1).

Таблица 1

Функции игры в процессе внеурочной деятельности

№ п/п Функция игры Характеристика

1 Развлекательная В процессе внеурочной деятельности по биологии игра позволяет развлечь обучающихся, воодушевить, пробудить интерес к процессу.

2 Коммуникативная Обмен информацией между обучающимися: представлениями, идеями, интересами, настроениями и чувствами.

3 Самореализация Раскрытие потенциала личности обучающихся.

4 Терапевтическая Использование игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у обучающихся в процессе жизнедеятельности.

5 Диагностическая Позволяет предсказать поведение и реакцию ребёнка в реальной жизненной ситуации.

6 Коррекционная Игра позволяет справиться с переживаниями, препятствующими успешному освоению учебного материала в процессе внеурочной деятельности.

7 Социализация В игре обучающийся ощущает себя как личностью, так и частью коллектива.

Анализ функций игры указывает на её важность применения во внеурочной деятельности, поскольку урочная деятельность не раскрывает полную возможность применения технологии edutainment.

Экспериментальное исследование по оценке уровня влияния применения технологии edutainment на показатели мотивации и учебных достижений обучающихся по биологии проводилось в течение 2020-2022 гг. В общей сложности в нём приняло участие 88 обучающихся 7 классов, средний возраст которых 12-13 лет. Базой исследования послужило МОУ «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского г.о. Московской области (табл. 2). В эксперименте приняло участие 46 мальчиков и 42 девочки. Количество мальчиков больше, чем девочек на 9,53%. Наибольшее количество мальчиков наблюдалось в 2020-2021 уч.гг., в 2021-2022 уч.гг. наоборот 63,64% девочек. Педагогический эксперимент при работе с обучающимися состоял из трех этапов: диагностирующий, формирующий и контрольный. Поисковый этап служил началом разработки методики Edutainment, которая была применена на этапе формирующего этапа эксперимента.

На диагностирующем этапе при оценке уровня мотивации применялась шкала, предложенная Т.Д. Дубовицкой. Для диагностики уровня предметных достижений в ходе эксперимента у обучающихся были проанализированы отметки по биологии за первый триместр. Оценка уровня мотивации проходила фронтально со всем классом.

Таблица 2

Качественный анализ выборки обучающихся

№ п/п Год Выборка

Мальчики % Девочки %

1 2020-2021 30 68,18 14 31,82

2 2021-2022 16 36,36 28 63,64

На поисковом этапе эксперимента осуществлялась разработка методических рекомендаций для организации работы в процессе внеурочной деятельности. Методические рекомендации построены на основе линии УМК Н.И. Сонина «Биология». В 7 классе обучающиеся знакомятся с многообразием живых организмов, населяющих землю: царство Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы [7]. На основании изучаемых царств живой природы сформулированы рекомендации, позволяющие реализовывать данные темы во внеурочной деятельности по биологии по технологии Edutainment. За основу разработки игр по царствам живых организмов бралась кейс-технология, позволяющая в малые сроки усвоить большой объем учебного материала [1]. К примеру, рассмотрим разработку игры на тему: «Микромир». На изучение темы в тематическом планировании отводится 3 часа.

Цель игры - сформировать устойчивый интерес к изучению бактерий у обучающихся.

Задачи:

1. Расширить знания обучающихся о многообразии живых организмов;

2. Сформировать систему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности микроорганизмов;

3. Сформировать систему понятий, относящихся к прокариотической клетке.

Для достижения поставленной цели игру целесообразно разделить на три станции: «Многообразие живых организмов», «Способы определения микроорганизмов в объектах живой природы», «Польза и вред от микроорганизмов». На станции «Многообразие живых организмов» обучающиеся моделируют бактериальную клетку из подручных средств. На втором этапе игры обучающиеся получают навыки по определению микроорганизмов в объектах окружающей среды. Для удобства проведения экспериментов школьникам предлагалось покрасить микроорганизмы по Грамму. На третьем этапе обучающиеся изучали полезные свойства микроорганизмов: производство продуктов питания, лекарств. Также изучались и вредные свойства, например, заболевания, вызванные патогенными бактериями.

Перед началом игры обучающиеся знакомились с проблемной ситуацией. В качестве проблемы им была предложена история открытия пенициллина А. Флемингом. Таким образом, в ходе проектирования игры, станции составлялись на основе компетенций естественно-научной грамотности, которые эффективно формировать в ходе игровой деятельности [4]. Несмотря на то, что в настоящее время имеется большое количество методического инструментария, который учитель может использовать для формирования компетенций естественно-научной грамотности, не всегда эти задания могут быть использованы на уроках, т.к. их выполнение требует большого количества времени. Ресурсы внеурочной деятельности способны расширить возможности применения технологии edutainment в ходе организации учебно-воспитательного процесса. В ходе поискового этапа эксперимента разработано пять игр, которые учитель может применять в процессе внеурочной деятельности для повышения уровня владения предметным материалом и мотивации обучающихся.

Выводы. В ходе диагностирующего этапа исследования из 30 мальчиков в 2020-2021 уч.гг. наблюдаются 19 чел. (63,33%), имеющих низкий уровень внутренней мотивации, 7 чел. (23,33%) - средний уровень внутренней мотивации, 4 чел. (13,33%) имеют высокий уровень внутренней мотивации. За 2020-2021 уч.гг. у 14 девочек наблюдается следующее распределение: средний уровень внутренней мотивации - 5 чел. (35,71%), 6 чел. (42,86%) имеют низкий уровень внутренней мотивации, 3 чел. (21,43%) - высокий уровень внутренней мотивации. Средний балл мальчиков по предмету за 1 триместр составляет 3,9, у девочек 4,1 балл. Таким образом, у мальчиков и девочек, принявших участие в исследовании в 2020-2021 уч.гг. в наибольшем количестве наблюдается низкий уровень внутренней мотивации.

В 2021-2022 уч.гг. среди 16 мальчиков наблюдается 9 чел. (56,25%) имеющих средний уровень внутренней мотивации, 7 чел. (43,75%) - низкий уровень внутренней мотивации. Среди 28 девочек присутствуют: 9 чел. (32,14%) - высокий уровень внутренней мотивации, 10 чел. (35,71%) - средний уровень внутренней мотивации, у 9 чел. (32,14%) - низкий уровень мотивации. Средний балл мальчиков за 1 триместр по биологии составляет 4,2, а девочек 4,3.

Организованная внеурочная деятельность по технологии edutainment показала повышенный интерес к изучению предмета биология. Разработанные квесты позволили обучающимся не только углубить имеющиеся знания в предмете, но и расширить навыки работы с биологическими объектами. Организовывая занятия с использованием технологии edutainment учитель биологии в игровом формате транслирует сложные темы, которые обучающиеся в теории усвоили на уроке. Во внеурочной деятельности обучающихся необходимо учить работе с биологическими объектам, поскольку живые организмы выступают субъектом для изучения. Приобретенный практический опыт позволит сформировать у обучающихся не только компетенции естественно-научной грамотности, но и навыки XXI века [4, 5].

В ходе контрольного этапа эксперимента у обучающихся - мальчиков в 2020-2021 уч.гг. наблюдается увеличение количества человек обладающих средним уровнем мотивации: 10 чел. (33,33%) - имеют низкий уровень мотивации, 15 человек (50%) - средний уровень внутренней мотивации, 5 чел. (16,67%) - высокий уровень внутренней мотивации. В свою очередь среди девочек возросло количество обучающихся, имеющих высокий уровень внутренней мотивации - 8 чел. (50%). Средний балл по предмету «Биология» у мальчиков возрос на 0,4 балла, и к концу учебного года имеет уровень 4,3 балла. Увеличение составляет 9,3%. У девочек также наблюдается незначительное увеличение на 0,3 балла, с 4,1 до 4,4 балла. Увеличение составляет 6,82%.

В 2021 - 2022 уч.гг. среди мальчиков отмечается появление обучающихся с высоким уровнем внутренней мотивации -6 чел. (37,5%), при этом на такое же количество обучающихся уменьшился показатель лиц, имеющих низкий уровень мотивации. У девочек также наблюдается увеличение показателя с высоким уровнем мотивации. При этом средний балл по предмету и у девочек, и у мальчиков увеличился на 0,3 и стал составлять 4,5 и 4,6 баллов соответственно.

Проведенный эксперимент показывает эффективность использования технологии эдьютейнмент при организации внеурочной деятельности по биологии в школе. По нашему мнению, основная проблема при использовании современных педагогических новаций в практике учителя биологии заключается в методической готовности и грамотности применения инновационных средств, методов и технологий в практической деятельности. Игровой подход к организации

взаимодействия между субъектами педагогического процесса обеспечивает полноту освоения учебного материала в условиях, отличающихся от классно-урочной системы. Именно этим определяется успешность реализации edutainment в процессе внеурочной деятельности, что в конечном итоге приводит к увеличению учебной мотивации и иным достижениям обучающихся в изучаемом предмете.

Литература:

1. Бекшаев, И.А. Кейс-метод: составление и использование заданий в учебном процессе / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова, Р.Г. Иванов // Биология в школе. - 2020. - № 2. - С. 31-42.

2. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-4. - С. 111-116.

3. Мишина О.С., Завальцева О.А., Иванов Р.Г. Методический инструментарий для формирования естественно-научной грамотности у школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-3. - С. 84-91.

4. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122.

5. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122.

6. Хотулёва О.В., Ющенко Ю.А., Кочетова Е.Р. Использование игровых технологий в обучении биологии в старших классах средней школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 345-348.

7. Юдина В.В., Носова Т.М. Игровые технологии как средство повышения качества экологического образования в процессе обучения биологии (на примере раздела «Живые организмы») // Поволжский педагогический вестник. - 2017. -№2(15). - С. 111-115.

Педагогика

УДК 372.4

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Проблема организации творческой деятельности младших школьников является одной из наиболее актуальных и связана с основными направлениями современного образования. Способность человека к творчеству рассматривается как важнейшее условие развития его личности, его конкурентоспособности. Именно творческая деятельность во многом определяет успешность достижения учениками начальной школы не столько предметных, сколько личностных и метапредметных результатов обучения. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что в современной литературе крайне мало исследований, посвященных формированию опыта творческой деятельности младших школьников в условиях метапредметного подхода, центральным компонентом которого является урок технологии. В статье описан педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании были использованы наблюдение, тест креативности П. Торренса и творческое задание. Результаты исследовательских методик представлены в таблицах. Описаны упражнения для формирования опыта творческой деятельности. Обозначена структура самостоятельных работ, проведенных в рамках исследования на уроках технологии. В заключении авторы сравнивают результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Была выявлена положительная динамика показателей исследования в экспериментальном классе. Результаты контрольного класса практически не изменились. Таким образом, исследование, проведенное на основе содержания урока технологии, свидетельствует об эффективности метапредметного подхода к организации творческой деятельности первоклассников.

Ключевые слова: творческая деятельность, метапредметный поход, урок технологии, младший школьник, развитие личности, черты творческой личности.

Annоtation. The problem of organizing the creative activity of primary school students is one of the most urgent. It is creative activity, activity that largely determines the success of elementary school students in achieving good learning outcomes. The article analyzes the problem of forming the experience of creative activity of younger schoolchildren in a technology lesson. The goal is to substantiate the need to use the content of technology lessons in elementary school as a means of shaping the experience of creative activity of younger students. Because of the analysis of the literature, the authors conclude that in the modern literature there are very few studies devoted to the formation of the experience of creative activity of younger schoolchildren in this educational area. The article describes a pedagogical experiment, which includes three stages: ascertaining, forming, and control. The study used observation, P. Torrance's creativity test and the author's methodology. The results of research methods are presented in tables. The exercises for the formation of the experience of creative activity are described. The structure of independent work carried out within the framework of the study at technology lessons is outlined. In conclusion, the authors compare the results of the ascertaining and control experiments. A positive dynamics of research indicators in the experimental class was revealed. The results of the control class remained virtually unchanged. The data showed the effectiveness of formative work with first-graders. Thus, the content of the technology lesson makes it possible to form the experience of creative activity among younger students.

Key words: creative activity, technology lesson, primary school student, personality development, creative personality traits.

Введение. Проблема организации творческой деятельности младших школьников является сегодня одной из наиболее актуальных, поскольку связана с основными направлениями современного образования и во многом определяет успешность достижения обучающимися начальной школы планируемых образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.