Научная статья на тему '«Герой труда» в концептуальной системе русского человека'

«Герой труда» в концептуальной системе русского человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ГЕРОЙ ТРУДА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ / CONCEPT / CONCEPTUAL SYSTEM / HERO OF LABOUR / HERO OF SOCIALIST LABOUR / PUBLICISTIC AND MEDIA DISCOURSE / INTERNET FORUM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таскаева Анна Вячеславовна

Рассматривается уникальный концепт русской ментальности «герой труда». Выявляются языковые средства его репрезентации в современном политическом и медиадискурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Hero of Labour” in the Conceptual System of the Russian-speakers

A unique concept of the Russian lingvomentality “hero of labour” is studied in the article on the material of the Russian publicistic and media discourse.

Текст научной работы на тему ««Герой труда» в концептуальной системе русского человека»

или отказе от него. Обычно социализированная, то есть интегрированная в общественную жизнь личность свое нарушение табу (общественного запрета) переживает как определенное психологическое напряжение - диссонанс, такое психологически дискомфортное побудительное состояние, от которого личность стремится избавиться или снизить его, изменив одну или несколько когниций [2. С. 116]. Когнитивный диссонанс возникает в тех случаях, когда между когнициями (убеждениями, установками или знаниями о своем поведении) имеются противоречия: «согласно теории когнитивного диссонанса, мы чувствуем напряжение (диссонанс), когда две мысли или два убеждения (когниции) психологически не совместимы» [6. С. 273].

В тех случаях, когда личность не может (или не хочет) изменить свое поведение, то для уменьшения психологического диссонанса происходит смещение внутреннего эталона

- личность изменяет первоначальную установку, адаптируясь к изменявшимся социальным и психологическим условиям среды. В повседневности коррекция ментального отображения изменяющейся социально-психологической среды и коррекция установок зачастую происходит с опорой на устойчивые словосочетания, которые, как мы полагаем, и являются структурными элементами измененной ментальности. Здесь, как было показано примерами, приведенными выше, используются фразеологические единицы, представленные в виде эвфемизмов. Снижение диссонанса между по-

ведением и первоначальной установкой достигается обычно тем, что в широком ряде случаев обозначение действия - «убийство» подменяется иным, более мягким и расплывчатым:

физическое устранение, высшая мера, отправить в штаб Духонина, поставить к стенке, пустить в расход.

Список литературы

1. Богданов, К. А. Каннибализм: История одного табу // Пограничное сознание (Альманах «Канун»). Вып. 5. СПб., 1999. С. 198-233.

2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб., 1999. 528 с.

3. Волошин, М. Стихи о терроре. Берлин, 1923. 70 с.

4. Грачев, М. Словарь уголовного жаргона / М. Грачев, А. Гуров, В. Рябинин. СПб., 1991. 324 с.

5. Гурьянов, А. Эвакуация тюрем / А. Гурьянов, А. Кокурин // Карта. Независимый ист. журн. 1994. № 6. С. 16-27.

6. Майерс, Д. Социальная психология. СПб., 1998. 684 с.

7. Мельгунов, С. П. Красный террор в России. М., 1990. 210 с.

8. Поляновский, Э. Пескарев: он восстал против сталинского террора на пленуме ЦК // Известия. 2001. 8 февр. С. 9.

9. Токарев, М. Тайные общества смерти: очерки истории террористических организаций. М, 2005. 381 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 104-107.

А. В. Таскаева

«ГЕРОЙ ТРУДА» В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается уникальный концепт русской ментальности «герой труда». Выявляются языковые средства его репрезентации в современном политическом и медиадискурсах.

Ключевые слова: концепт, герой труда, публицистический дискурс, интернет-форум.

Цель данного исследования - выявить культуры на материале современного полити-языковые средства репрезентации концепта ческого и медиадискурса (включая публичное «герой труда» в сознании носителей русской пространство Интернета). Актуальность иссле-

дования обусловлена недавним возрождением звания «Герой Труда» Указом Президента РФ от 29 марта 2013 года, что вызвало в обществе широкий резонанс и неоднозначные оценки.

Материалом для исследования послужили тексты статей в известных российских изданиях: «Российская газета» [2], «РИА новости» [3], «Business FM» [4], «Вести^и» [5], «Kremlin. ru» [6], а также контент интернет-форумов «Биби-си» [7] и «Эхо Москвы» [8]. Методы исследования - сплошная выборка и контент-анализ, предполагающий интерпретацию и оценку информации, содержащейся в указанных источниках. Особо подчеркнем, что выбор форумов обусловлен наибольшим количеством пользователей, участвующих в обсуждении данной темы. Широкого обсуждения рассматриваемой тематики на официальных правительственных сайтах нами не обнаружено.

Анализируя публицистический дискурс, посвященный данной тематике, можно сделать вывод, что представленный в концептуальной системе русского человека концепт «герой труда» объективируется такими номинациями, как «советское время», «стахановец», «стахановское движение» «советская пропаганда». Автор статьи, опубликованной агентством «РИА-новости», отмечает, что «сегодня само понятие «стахановское движение» воспринимается как типичное проявление и воплощение советской показухи». Однако при этом в материале упоминаются реальные заслуги Стаханова и советских людей, которые «были искренне воодушевлены идеей строительства нового мира, новой страны». Журналист «Российской газеты» пишет о том, что «в понятия «герой социалистического труда», «стахановец» наше время щедро добавило иронии, но эта насмешка относится скорее не к самим трудящимся, а к той безудержной пропаганде, которая окружала их трудовые достижения».

В группе прецедентных имен, входящих в поле вербализаторов концепта «герой труда», можно выделить и такие, как Сахаров (в связи с тем, что академик и трижды Герой Социалистического Труда А. Д. Сахаров был лишен этого звания за антисоветскую деятельность, но впоследствии отказался от возвращения ему данных наград), Сталин (так как первое звание Героя Социалистического Труда было присвоено именно ему), Брежнев (как представитель советской номенклатуры среди тех, кто был одновременно Героем Социалистического Труда и Героем Советского Союза, к тому же

больше всего золотых медалей «Серп и Молот» выдали в брежневскую эпоху).

В публицистическом дискурсе, так же как и на площадке интернет-форумов, утверждение нового звания воспринимается как возвращение к советскому прошлому. Так, «Business FM» публикует мнение художественного руководителя театра «Ленком» М. Захарова, который усматривает риск для жизни, героизм и мужество в подвигах, совершаемых в военной сфере, в сфере вооруженных сил, но не в труде: «Есть миллионы людей, которые хорошо работают». В том же издании приводится мнение тележурналиста Н. Сванидзе о том, что звание «Герой труда СССР» - это «совершенно искусственные штучки», появление которых привело к тому, что «герои стали появляться еще более фальшивые». В «Российской газете» находим следующие оценочные номинации: «кусок советской власти в виде ордена “Герой Труда”» (Н. Сванидзе), «стандартный советский ход», «все советские прибамбасы» (В. Шендерович).

Во второй части исследования нами было проанализировано более 500 сообщений на форумах радиостанций «Би-би-си» и «Эхо Москвы». Участники форумов находятся в возрастной группе от 25 до 44 лет и как активные пользователи Интернета составляют от 43% до 52% совершеннолетних жителей страны. Подавляющее большинство участников форума высказали резко негативную оценку по поводу учреждения звания «Герой Труда», для них присвоение звания и вручение медали противопоставлено реальной оценке труда, выраженной в заработной плате. Приведем несколько наиболее характерных и экспрессивных высказываний:

- «Возвращение звания «Герой Труда» -это признание того, что в России нет рыночной экономики. А есть централизованное распределение».

- «Возвращаемся на круги своя. Вместо нормальной зарплаты опять начнем грамотами получать».

- «Наилучшим вознаграждением герою труда будет не медаль с бюстом, а геройская зарплата».

- «Труд должен быть оплачен в полном объеме, а все остальное - от лукавого».

- «Как в СССР - вешали всевозможные побрякушки, взамен достойной зарплаты».

- «Самая высокая награда за доблестный труд - высокая зарплата, ну как у депутата госдумы, например».

- «Плати нормально и человек всегда будет нормально работать».

- «Желание возродить уважение к людям труда» должно выражаться в достойных оплате за труд и пенсии, да в соблюдении гражданских прав трудящегося».

- «Вперед в прошлое!».

Отдельная группа участников форума не одобряет сам принцип возвращения к нематериальному стимулированию труда, практиковавшемуся в советские времена. Приведем несколько цитат:

- «Печально известные типовые приемы времен «развитого социализма».

- «Ярлыки социализма, наклеенные на жесточайший капитализм».

- «Советские примочки».

- «Я не против человека труда, однако, такая форма мне неприемлема».

- «Очередная непродуманная акция правящей элиты».

- «Это как звание «заслуженного артиста» или «народного артиста» и т. п. Как правильно говорила Галина Вишневская, что должно быть не какое-то искусственное звание, а должно быть ИМЯ...

Кроме того, участники форумов высказывают опасения, что героями будут становиться чиновники и олигархи, оглядываясь на опыт прежних времен, когда звание вручалось представителям советской номенклатуры:

- «Теперь первыми героями труда будут депутаты госдумы. Почетные носители трудовых мозолей и обладатели недвижимости за рубежем. Вторыми героями труда станут олигархи. Слава героям капиталистического труда!»

- «Все с оффшорными счетами дворцами, яхтами».

- «Депутаты из думы, которые разводятся со своими женами, лишь бы бабло сохранить».

- «Герои - мошенники».

- «Сейчас в России трудящихся по-настоящему все меньше и меньше, большинство «купи-продай» занимается. И как мне думается, награждать будут именно последних, и еще, кто-то эти звания будет покупать, кто-то продавать. В общем, сплошная торговля».

Немногочисленная группа участников форума высказывается положительно и видит в утверждении звания возвращение духовных ценностей и возрождение патриотизма. Вот несколько примеров:

- «Россия находится на первых местах в мире по выращиванию многих зерновых куль-

тур: пшеница, ячмень, рожь и прочее. Следовательно, люди, занимающиеся этим делом, достойны награды «Герой Труда РФ».

- «Герой Труда, Герой Советского Союза

- это антипод таким «героям», как бандит, банкир, олигарх, проститутка, продажный чиновник, проходимец».

- «Давно пора вернуться к духовным ценностям Советского Союза: уважению к человеку труда, к рабочему, ученому, врачу, педагогу, к военному, к патриоту».

- «Всем видам труда необходимо признание и уважение общества».

В национальном патриотическом дискурсе высказывается еще более явная положительная оценка данного события. Так, Президент Российской Федерации говорит о восстановлении звания «Герой Труда» как «еще одном шаге к восстановлению преемственности традиций, прочной связи времен и поколений». В Общероссийском народном фронте цель нового высокого звания видят в возвращении престижа рабочим профессиям, восстановлении социальной справедливости и гордости за человека труда.

Представим концепт «герой труда» как полевое образование. Его ядро составляют концептуальные признаки «высшая степень отличия за особые трудовые заслуги», «государственная награда страны», «знак высокой оценки заслуг», «звание», «награда», «медаль». Вместе с тем в языке определенной части современного российского общества эти же признаки получают вторичную, негативно окрашенную репрезентацию в лексемах медалька, побрякушки, всякие звания, значок, звездочка, цацки, бирюльки др.

Ближнюю периферию концепта вербализуют, с одной стороны, такие наименования, как советское время, стахановец, стахановское движение, советская пропаганда. Другую точку зрения репрезентируют эмоционально окрашенные лексемы и выражения типа «совок», «вперед в прошлое», «назад в СССР», «советская показуха», «безудержная пропаганда» и др. К дальней периферии рассматриваемого концепта можно отнести содержание, представленное в нейтральных и оценочных наименованиях лиц по роду деятельности трудяга, рабочий, ученый, врач, педагог, военный, интеллигенция, элита и др. Наряду с этим выделяются отрицательно заряженные лексемы-вербализаторы олигарх, мошенник, купи-про-дай. К выражению крайней периферии концеп-

та можно отнести прецедентные имена Сахаров, Сталин, Брежнев.

Таким образом, концепт «герой труда» в коллективном языковом сознании русского человека неразрывно связан с историческим опытом народа и его оценкой. Переосмысление и переоценка ценностей советского времени привела к тому, что часть общества стала воспринимать стоящие за именем концепта смыслы либо негативно, либо иронически. Исследование выявило расхождения между официальным и разделяемым большинством людей пониманием, с одной стороны, и интерпретацией данного концепта либеральной частью современного общества, ориентированной на западные ценности («материальный успех», «деньги» и проч.).

Концепт «герой труда» обладает высокой национально-культурной значимостью, ведь это уникальное понятие русской лингвомен-тальности. Перевод имени концепта на иностранный язык невозможен без приведения со-

циокультурной и исторической справки. Вместе с тем лингвокультурное осмысление концепта «герой труда» в коллективном сознании советской эпохи отличется от эклектичного сознания современного носителя языка. Перспективу исследования мы видим в изучении трансформации рассматриваемого концепта в различных социальных стратах современной России и в анализе функционирования верба-лизаторов концепта в речи людей старшего поколения.

Список литературы

1. http://www.rg.ru/

2. http://ria.ru/

3. http://radio.bfm.ru/

4. http://www.vesti.ru/

5. http://www.kremlin.ru/

6. http://www.bbc.co.uk/

7. http://www.echo.msk.ru/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 107-109.

А. А. Упоров

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рассматриваются слова и устойчивые конструкции, положительно оценивающие уровень профессионализма человека. Привлекается обширный иллюстративный материал из сети Интернет, публицистических и художественных текстов.

Ключевые слова: семантика, лексикология, устойчивые выражения, оценка.

Семантическая разработанность оценочных языковых средств, выражающих отклонение от нормы, неоднократно привлекала внимание исследователей. К числу широко представленных языковых средств относится лексика, характеризующая исключительного человека (гений, самородок, талант, дарование и др.). Сферы проявления исключительности, отраженные в языке, разнообразны: это исключительность человека, данная ему от рождения (голубая кровь, особый ребенок), исключительность его интеллектуальных способностей (голова, умница и др.), социальная исключительность, связанная с мастерством человека, его

профессиональными качествами, достижениями в той или иной сфере (профессионал, мастер на все руки и др.).

Слово профессионализм в основном значении определяется как «хорошее владение своей профессией» [4. С. 615] и является характеристикой человека, именуемого профессионалом. Само это слово в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой противопоставляется любителю: «профессионал

- человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией» [Там же]. Человеку, обладающему высокой степенью профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.