БЫЧКОВА Ольга Ивановна
кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела научно-образовательных проектов и программ Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Россия Olga I. BYCHKOVA
Cand. Sci. (Economics and Management of National Economy), Assoc. Prof., Head, Department for the Scientific and Educational Projects and Programs, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage
Krasnodar, Russia [email protected]
The Hero of Our Time: the Values in the Mirror of the Russian TV Series
The article analyzes the impact of the heroes of Russian TV series on the formation of the value basics of the TV-viewer's worldview. The modern society interprets and summarizes information about the real everyday life via these value orientations.
Keywords: Russian TV series, protagonist, TV-viewer, values, everyday life.
Герои нашего времени: ценности в зеркале российского телесериала1
В статье анализируется воздействие героев российских телесериалов на формирование ценностных основ мировоззрения телезрителя, с помощью которых современное общество интерпретирует иобобща-етинформацию ореальной повседневнойжизни.
Ключевые слова: российский телесериал, герой, телезритель, ценности, повседневность.
Телевизионные сериалы представляют собой феномен современной массовой культуры. Являясь популярной формой проведения свободного времени, они становятся инструментом влияния на реальную жизнь. Воздействуя на сознание телезрителей, сериалы заполняют телевизионное время, формируют коммуникационные ценности и модели поведения, перенося в современную жизнь визуальные художественные образы.
Существует разнообразие определений «сериала»:
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» по теме 18 «Ценностно-нормативный подход как основа реализации региональной культурной политики».
1. Сериал - многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями [3].
2. Сериал - это любой телевизионный, то есть предназначенный исключительно для показа по телевидению, многосерийный (более двух стандартизованных телевизионных серий, каждая продолжительностью от 26 до 52 минут) художественный (разыгрываемый актерами или другими исполнителями сценарий, созданный соответствующими техническими средствами) фильм (законченное произведение, предназначенное для обнародования) [2].
3. Сериал на телевидении, в кино - многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями, а также вообще многосерийная программа [5].
Наиболее общепринятое определение телесериала - телевизионное художествен-
0. р. БЫЧКОВД • [ЕРОЙ МЯШЕГО ВРЕЛЕНИ: ЦЕННОСТИ В ЗЕР^ДЛЕ РОССИЙСКОГО ТЕАЕСЕРИДАД
ное зрелище, состоящее из большого количества серий с одними и теми же действующими лицами.
Телесериалы имеют собственных героев, которые являются достаточно популярными среди населения страны. Эти герои, не являясь подлинными героями, олицетворяют ценности времени, в котором появились и живут. Они представлены полицейскими, мошенниками, вымышленными персонажами комиксов и мыльных опер и т.п.
Созданные массовой культурой персонажи сериалов всем понятны, демократичны, базируются на определенных интересных обывателю архетипах. Этот интерес составляет основу успешности героев массовой культуры на телевидении.
Воздействие телесериалов как продуктов культурной среды не может быть оценено только в контексте массовой культуры. Герой сериала помогает формировать ценностные основы мировоззрения телезрителя, с помощью которых современное общество интерпретирует и обобщает информацию о реальной повседневнойжизни.
Показывая телеаудитории с помощью разнообразных художественных приемов и образов различные уровни чувственного мировосприятия, герой дает зрителю возможность «примерить» его опыт нахождения в различных обстоятельствах к собственной картине мира. Если данный опыт соответствует ценностям и мироощущению телезрителей, то он будет принят в качестве образца для подражания и изменения их картины мира.
Предпосылки продвижения на телевидении серийных телепродуктов заложены в его специфике: телевидение, в отличие от кино, способно собирать одну и ту же телеаудиторию в одно и то же время. В таких условиях закономерно появление на телеэкране постоянных любимых героев, которые привлекают телезрителей, поскольку каждый эпизод серии носит характер долгожданной встречи со знакомыми людьми.
Тематика телесериалов основана на двух схемах основных сюжетных ходов.
Первая схема - рассказ об успехе в любви, дружбе, история удачного восхождения наверх, признания человека его сообществом. Такие истории воссоздают обстоятельства,
которые устанавливают соответствие между заслуженными привилегиями и случайным успехом, между честными людьми и обычными искателями удачи.
Вторая схема построена на повествовании о героях, живущих вне закона и последующего справедливого возмездия над ними, т.е. «благородного насилия». Сериалы, построенные на этой схеме, реализуют тему «открытой схватки», когда успешный «злодей» изобличается честным искателем жизненной правды и им же побеждается.
Популярность таких сериальных схем объясняется их простотой и легким восприятием. Схемы базируются на привычных стереотипах и исключают интеллектуальное сотворчество.
Согласно статистическим данным сериал становится элементом досуговой деятельности 80% зрителей разных возрастов, которые ежедневно смотрят телевизор.
Сериал как продукт «массовой культуры» может изменять сформированные ценностные установки, направляя индивидуума на реализацию общепринятых ценностей, связанных с удовлетворением первичных материальных потребностей.
Негативное воздействие телесериалов проявляется через рискованные и ненормативные образцы поведения, которые зритель усваивает, просматривая сериалы, связанные с криминальными событиями. В данном случае работает механизм идентификации с любимым героем. Если телезритель чувствует эмоциональное единение с ним, то, внутренне проживая жизнь телегероя, в реальности может, сам того не подозревая, подражать ему. У героев телеэкрана зритель учится смеяться, плакать, ненавидеть, любить.
Издатель Алексей Орлович писал об этом так: «Искусственные эмоции ТВ вытесняют живые. Люди кричат на своих детей, когда те просят внимания во время просмотра сериала. Люди переживают за Луиса Альберта больше, чем за собственную семью. Политические новости (явный продукт ТВ) становятся интересней собственного здоровья. Человек перестает переживать свои эмоции, то есть жить своей жизнью» (цит. по: [4]).
Изучение структуры и героев сериала очень важно с точки зрения влияния телеви-
[ОД РОССИЙСКОГО кино
дения на сознание человека. Как любое явление культуры, это влияние не может быть оценено однозначно: либо негативно, либо положительно. В момент появления на телеэкране сериалы обвиняли в рекламировании общества потребления, их рассматривали как инструмент отрицательного влияния на ценности и сознание зрителя. Сегодня данная точка зрения постепенно меняется.
Российский сериал сегодня стал основным телепродуктом, отвоевав огромную аудиторию в телевизионном эфире.
История русских сериалов началась в 1990-х годах с «Зала ожиданий» и «Клубнички», которые, по мнению многих исследователей сериалов, не оченьудались.
Прорывом стал первый телесериал в жанре криминальной драмы «Улицы разбитых фонарей», который вышел на экраны ТНТ 4 января 1998 года, продолжался 15 сезонов и состоял из 401 серии. Его до сих пор постоянно показывают как в России, так и в странах СНГ. Телесериал рассказывает о повседневной жизни отдела по расследованию особо тяжких преступлений в Санкт-Петербурге: о полицейских (в 90-х - еще милиционеров) Дукалисе, Ларине, Волкове и Казанцеве, которые борются с преступностью в городе.
С 2000 года данный сериал начали называть кратко - «Менты». Сериал был сделан по принципу «ближе к реальности». Снятый с неизвестными еще в то время актерами, плохо смонтированный сериал поразил телеаудиторию правдоподобными жизненными сюжетами.
Массовый интерес к теледетективам появился на волне криминальных новостных хроник конца 90-х годов. Мир серийных грабителей, убийц, мошенников и коррупционеров всегда тесно переплетен с миром серийных прокуроров, следователей, полицейских, поэтому продолжение детективной темы в российских сериалах осуществляется до сих пор. Наиболее популярные из них «Убойная сила», «Гражданин начальник», «Каменская», «Агент национальной безопасности», «Марш Турецкого», «На углу у Патриарших», «Петровка, 38», «Глухарь», «Литейный», «Карпов», «Тайны следствия».
Среди главных героев детективных телесериалов гораздо больше мужчин, чем
женщин. Все сериалы достаточно жесткие, агрессивные, криминализированные. При просмотре начальных эпизодов у телезрителя появляется сомнение в дееспособности правоохранительных органов. В телесериалах отрицательно показываются успешные люди, образы предпринимателей имеют негативную окраску. Но при низкой раскрываемости особо тяжких преступлений в реальной жизни на экране похожие правонарушения не остаются безнаказанными. Детективный сериал возвращает веру в торжество справедливости, а наблюдение за уверенными действиями любимого героя - утраченное чувство эмоционального комфорта.
Сейчас происходит активная феминизация теледетективов. Например, героини сериалов «Каменская», «Тайны следствия», «Женская логика», «След» демонстрируют очевидные результаты в деле сыска. Женский детективный образ в телесериалах - умная красивая женщина, главная цель которой достичь карьерных высот и самоутверждение на фоне героев-мужчин.
Постепенно от сезона к сезону, от серии к серии необустроенности в работе и быте главных героев становится все меньше, в телесериале прочно доминирует «средний класс», преступления становятся все менее случайными, а наказание - все более неизбежным.
Герои-полицейские еще перегружены работой, но гораздо спокойнее относятся к этой проблеме. Они становятся более обеспеченными, почти в каждой серии едят в ресторанах, обладают собственными квартирами и «иномарками», а само общество, представленное на телеэкране, становится стабильным и обеспеченным.
Кроме преобладающего детективного сериала на телеэкране представлены всевозможные мелодрамы и «ситкомы».
Мелодрама характеризуется эмоциональным настроем, базу которого составляют яркость и зрелищность, занимательная интрига, связанная с благородством или злокозненностью героев. Главные персонажи теледрамы постоянно попадают в неправдоподобные ситуации, отличаются необыкновенной судьбой, причем сценарием предполагается, что в финале добро обязательно торжествует над злом. Телезрители в мелодраме видят обязательное
0. р. БЫЧКОВД • fEPOÑ МДШЕГО ВРЕЛЕМИ: ЦЕННОСТИ В ЗЕР^ДЛЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕСЕРИАЛА
противопоставление ценностей: подлость - героизм, счастье - несчастье, любовь - ненависть.
Примером успешной российской мелодрамы является сто двадцати семи серийный телесериал «Бедная Настя», в котором были опробованы новые технологии и принципы работы: от написания сценария до его последующего производства и сопровождения. К тому же жанру можно отнести небезызвестный проект на канале СТС - «Не родись красивой» (200 серий), который с успехом прошел на телеэкранах.
Самым длинным российским телесериалом в данной категории является «Обручальное кольцо» (809 серий), который был удостоен премии «ТЭФИ» в 2011 году в номинации «Телевизионный художественный сериал».
Что касается еще одного сериального жанра, то производство комедийных сериалов или «ситкомов» (ситуационных комедий) сегодня в России достигло своего апогея. Этот жанр - самый популярный на российском телевидении, жанр, на котором держится вечерний «прайм-тайм».
Первыми российскими «ситкомами» были «Клубничка» и «Саша и Маша». Но самым успешным из них стал телесериал «Моя прекрасная няня» (173 серии). Сегодня - это «Интерны», «Деффчонки», «Универ», «Сваты», «Кухня».
«Ситком» часто называют «семейным сериалом», он интересен для зрителей самых разных возрастов и предпочтений.
Причина успеха таких сериалов - появление «среднего класса», который обладает устойчивой системой повседневных ценностей. В нее входят: престижная «иномарка», отдых за границей, покупки в супермаркетах, походы в рестораны и кинотеатры, а также просмотры по вечерам «ситкомов» по TV.
Отдельным форматом на телеэкране выглядит российский телесериал «Родина». Его жанр определяют и как психологический триллер, и как драму, и как детектив. Телесериал создан на основе американского сериала «Homeland» (2011г.), который является аналогом «Военнопленного», показанного в 2010 году и ставшего самой высокорейтинговой драмой в Израиле. Первый показ российской версии состоялся 16 марта 2015 года и стал самым успешным за последние два года
телесериалом для телеканала «Россия-1» с долей просмотров около 20%.
Режиссёр телесериала Павел Лунгин отметил в эфире радиостанции «Говорит Москва», что телесериал показывает, прежде всего, своё понимание каждым любви к Родине: «Здесь скорее речь идет о корнях патриотизма, о том, что такое любовь к Родине, понятая по-своему, по-другому, и куда она может привести человека». Он подчеркнул, что современные сериалы строятся на историях «ненормативных людей». «Идея простого нормативного хорошего человека каким-то образом ушла из этих произведений. Видимо, тот, кто сидит у телевизора, воспринимает себя так. Я думаю, они сами ощущают себя не очень хорошими, но в тоже время любой из новых сериалов говорит им, что надежда-то есть, ты не совсем плохой, ты хочешь быть лучше... И в этом обещании быть хорошим в своей плохо-сти и есть их обаяние», - уверен режиссёр [1].
Обобщая анализ образов, представленных в мелодрамах и комедиях, можно резюмировать: если главный герой играет на экране роль мужа, он изображается потерявшим свою мужественность, решительность и серьезность «подкаблучником», который находится под агрессивным давлением жены. Если же герой не женат, то он представляет образ мужчины-профессионала в своем деле, который чаще всего разведен, либо никогда не имел семьи. Такой телегерой успешен, властолюбив, не уважает авторитеты, остроумен и красив - именно такой он очень привлекателен для телезрителей.
Одновременно образ «жены» в телесериале - образ истеричной женщины, которая плохо ведет хозяйство, постоянно смотрит сериалы, читает глянцевые журналы, вульгарно выглядит, постоянно кричит на мужа.
Если же героиня не в браке, то она умная, красивая, ухоженная женщина, успешно осуществляющая карьеру при поддержке покровителя. Ее любовные отношения не обладают глубиной, серьезностью, т.к. отвлекают от осуществления карьерных целей.
Анализ ценностей сериальных героев позволяет объединить их в три группы типажей:
- герои, имеющие ценности, связанные с образованием, личностным развитием, разви-
fOfl РОССИЙСКОГО кино
тием деловых качеств, очень ответственные, серьезные люди;
- герои, которые любят развлечения, достигшие признания, имеющие много друзей, которые счастливы в семье, но не обладающие должной ответственностью и дисциплиной;
- герои, ценности которых состоят в отстаивании собственных взглядов, независимости мнений, самодостаточности и уверенности в себе. Как правило, у них отсутствует внимание и заботливое отношение к близким и друзьям, к собственным детям.
Эксплицированность ценностей у героинь-женщин выше, чем их выраженность у героев сериалов - мужчин. Обычно женщины в сериалах являются носителями общечеловеческих и общесемейных ценностей, а задачи мужчин выражаются в собственном личном и профессиональном развитии, развлечениях с друзьями.
Во многих сюжетах отечественных сериалов отражен кризис современной семьи как института. Об этом говорит ослабление социальных и семейных связей, конфликты между родителями и детьми, между супругами.
Художественные образы, создаваемые телесериалами, в отличие от книги или кинофильма, существуют на экране долго. Зритель практически ежедневно встречается с героями сериала, наблюдает за его действиями, эмоциями, ценностями, мироощущением. Частичная идентификация зрителя с любимым героем
Использованная литература:
1. Автор российской адаптации «Родины» назвал сюжет своего сериала роскошным [Электронный ресурс] // Говорит Москва. Март 17, 2015. URL http://govoritmoskva.ru/news/32566/ (дата обращения 24.03.16].
2. Давыдов М. Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов. [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ. Выпуск №7. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1583 (дата обращения 24.03.16].
3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //Словари и Энциклопедии. URL: http://www.endic.ru/kuzhecov/Serial-45669. html (дата обращения 24.03.16].
4. Маховская О. И. Телемания: болезнь или страсть? [Электронный ресурс] // Psyfactor. URL:http://psyfactor. org/lib/makhovskaya.htm(flaTa обращения 24.03.16].
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений, [Электронный ресурс] //Словари и Энциклопедии. URL: http://www.endic.ru/ozhegov/Serial-31834. htmlfflaTa обращения 24.03.16].
требует определенного сходства с изображаемым социумом. Поэтому популярность телесериала зависит от соотнесения его героев с набором типичных черт, закрепленных в культуре отдельных групп сообщества, их узнаваемости у телезрителя. В то же время сюжеты сериала транслируют нормы поведения, культурные установки, образцы социальных ситуаций, формируют правила их разрешения.
Созданные образы героев сериалов продолжают жить в сознании людей даже после того, как сериал закончился. Часто зрители требуют продолжения сериальных сюжетов. Телезритель может не только смотреть сериальный продукт, но и изменить эпизоды, понравившегося ему сериала. Примером является сериал «Участок 2» (2005 г.), сценарий которого написала зрительница с целью «продолжить любимый сериал».
Сериалы сегодня называют «новой драмой», «новым романом», «новым кино». Это важная культурная форма действительности, которая оказывает влияние на поведенческую и эмоциональную модель современного индивидуума. Телесериалы хранят, передают, воссоздают, изменяют элементы социальной памяти в виде предлагаемых сюжетов и героев. Значение телесериала в том, что эти сюжеты и герои формируют образ будущего, относительно которого люди могут планировать и выстраивать стратегии собственной жизни.
References:
1. Avtor rossiyskoy adaptatsii «Rodiny» nazval syuzhet svoego seriala roskoshnym (An Author of the Russian Adaptation of the «Motherland» Described the Plot of his Series as «Luxury»], Govorit Moskva, Mart 17, 2015. http:// govoritmoskva.ru/news/32566/. Accessed Mart 24,2016.
2. Davydov, M. L., Tipologiya televizionnykh mnogoseriynykh khudozhestvennykh fil'mov (The Typology of the Television Series], Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI, Vypusk №7. http://www.ipk.ru/index.php?id=1583. Accessed Mart24,2016.
3. Kuznetsov, S. A., Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka (Great Explanatory Dictionary of the Russian Language], Slovari i Entsiklopedii. URL: http://www.endic. ru/kuzhecov/Serial-45669.html. Accessed Mart 24,2016.
4. Makhovskaya, 0. I., Telemaniya: bolezn' ili strast'? (TVmania: a Desease or a Passion], Psyfactor. http:// psyfactor.org/lib/makhovskaya.htm. Accessed Mart 24,2016.
5. Ozhegov, S. I., and Shvedova, N. Yu., Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy (Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Idioms], Slovari i Entsiklopedii. http://www.endic. ru/ozhegov/Serial-31834.html. Accessed Mart 24,2016.
0. р. БЫЧКОВД • fEPOfi МДШЕГО ВРЕЛЕМИ: ЦЕННОСТИ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕСЕРИАЛА
Полная библиографическая ссылка на статью:
Бычкова, О. И. Герой нашего времени: ценности в зеркале российского телесериала [Электронный ресурс] / О. И. Бычкова // Наследие веков. - 2016. - № 1. - С. 48-53. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_ Bychkova.pdf (дата обращения дд.мм.гг].
Full bibliographic reference to the article:
Bychkova, 0. I., Geroy nashego vremeni: tsennosti v zerkale rossiyskogo teleseriala (The Hero of Our Time: the Values in the Mirror of the Russian TV Series], Nasledie Vekov, 2016, no. 1, pp. 48-53. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2016/04/2016_l_Bychkova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.