Научная статья на тему '«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПРОН СПАС И ОТБУКСИРОВАЛ…». ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭКСПЕДИЦИИ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК СИМВОЛА УСПЕХОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР 1930-Х ГГ.'

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПРОН СПАС И ОТБУКСИРОВАЛ…». ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭКСПЕДИЦИИ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК СИМВОЛА УСПЕХОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР 1930-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЭПРОН / ПРЕССА / ПЕРИОДИКА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / КАДРЫ / СПАСАТЕЛЬ / СПЕЦСЛУЖБА / ВОДОЛАЗ / СУДОПОДЪЕМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

В статье рассматриваются основные направления по формированию образа Экспедиции подводных работ особого назначения как символа успехов социалистического строительства в СССР 1930-х гг. Исследование базируется на основе документов из центральных архивов, а также материалов периодической печати. Проанализированы ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и созданию положительного образа ЭПРОНа. Главное внимание уделяется научно-просветительской деятельности, массовой и агитационной работам. Сделан вывод о том, что ЭПРОН активно использовал ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и популяризации своей деятельности. В этом процессе был задействован широкий набор средств: художественная и специализированная литература, кинематограф, цирковое искусство, тематические встречи с детско-юношескими организациями, советская пресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE HEROIC EPRON RESCUED AND TOWED...". FORMATION OF THE IMAGE OF THE SPECIAL EXPEDITION FOR UNDERWATER WORKS AS A SYMBOL OF THE SUCCESS OF SOCIALIST CONSTRUCTION IN THE USSR IN THE 1930S.

The article considers the main directions for the formation of the image of the Special Expedition for Underwater Works (EPRON) as a symbol of the success of socialist construction in the USSR of the 1930s. The study is based on documents from central archives, as well as periodical press materials. Key tools that aroused interest in the diver profession and the creation of a positive image of EPRON were analyzed. The main attention is paid to scientific and educational activities, mass and propaganda work. It was concluded that EPRON actively used key tools that aroused interest in the diver profession and popularizing its activities. This process involved a wide range of means: art and specialized literature, cinema, circus art, thematic meetings with youth organizations, the Soviet press.

Текст научной работы на тему ««ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПРОН СПАС И ОТБУКСИРОВАЛ…». ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭКСПЕДИЦИИ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК СИМВОЛА УСПЕХОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР 1930-Х ГГ.»

39

УДК 94(47).084.6

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПРОН СПАС И ОТБУКСИРОВАЛ...». ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭКСПЕДИЦИИ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК СИМВОЛА УСПЕХОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР 1930-Х ГГ.

© Усов Алексей Вячеславович1

'кандидат исторических наук, доцент Центра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), г. Москва

В статье рассматриваются основные направления по формированию образа Экспедиции подводных работ особого назначения как символа успехов социалистического строительства в СССР 1930-х гг. Исследование базируется на основе документов из центральных архивов, а также материалов периодической печати. Проанализированы ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и созданию положительного образа ЭПРОНа. Главное внимание уделяется научно-просветительской деятельности, массовой и агитационной работам. Сделан вывод о том, что ЭПРОН активно использовал ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и популяризации своей деятельности. В этом процессе был задействован широкий набор средств: художественная и специализированная литература, кинематограф, цирковое искусство, тематические встречи с детско-юношескими организациями, советская пресса.

Ключевые слова: ЭПРОН, пресса, периодика, популяризация, кадры, спасатель, спецслужба, водолаз, судоподъем.

Создание и развитие аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота связано с освоением, защитой водных пространств России и обеспечением морской безопасности.

В 1920-х — 1930-х гг. формирование отечественного судоподъёмного, водолазного и

спасательного дела было тесно сопряжено с деятельностью Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) СССР, образованной при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 г., как учреждение хозяйственно-опытного характера. О феномене ЭПРОНа опубликован ряд трудов, в том числе научных [1-9]. Интерес к организации привлекает внимание издание специализированного журнала «Нептун». Опыт ЭПРОНа неизменно востребован при подготовке студентов технических специальностей [10], потому что именно в период образования и деятельности ЭПРОНа были заложены основы научного подхода к освоению водолазами больших глубин, разработке и внедрению методов самостоятельного спасения личного состава аварийных подводных лодок [11, с. 31].

В соответствии с приказом Объединённого государственного

политического управления (ОГПУ) № 528 от 17 декабря 1923 г. её преобразовали в постоянную судоподъёмную партию, снабжённую всеми необходимыми средствами для производства различных подводных работ [9, л. 19, 329].

По постановлению Совета Труда и Обороны № 3 от 1 января 1931 г. произошла реорганизация Экспедиции подводных работ особого назначения: из ведения ОГПУ она была передана в подчинение Народного комиссариата путей сообщения, а затем — Народного комиссариата водного транспорта, с сохранением военизированной структуры, расширением района деятельности [12, л. 1а].

К середине 1930-х гг. Экспедиция подводных работ особого назначения на морях и реках СССР разрослась в крупную организацию, охватившую своей мощью все водные бассейны Советского Союза [13, л. 1]. ЭПРОН занимался не только судоподъёмом. Являясь аварийно-спасательной организацией, он выполнял задачи обеспечения боевой деятельности Военно-Морских сил РККА, принимал участие в повседневной учебно-тренировочной работе военных флотов и флотилий [14, л. 3]. Кадры ЭПРОНа проходили подготовку в водолазном техникуме, имели возможность оздоровиться в домах отдыха водолазов в Балаклаве [15, л. 44, 54] и Хосте [16, с. 332-333], а также содержали свой совхоз в Ленобласти [17, л. 1]. За заслуги перед государством правительство наградило ЭПРОН орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.)

40

и орденом Красного Знамени (1933 г.) [18, л. 180].

Своими успехами Экспедиция вдохновляла писателей М.М. Зощенко,

A.Н. Толстого, И.С. Соколова-Микитова,

B.Я. Шишкова, М.К. Розенфельда, К.Д. Золотовского и др. [19-26]. Именно из-под их пера вышли такие произведения как: «Черный принц», «Пути кораблей», «В глубинах морей», «Поединок в Айсфиорде», «Ледяные ночи», «Подводные мастера». По мотивам описанной в художественной литературе деятельности ЭПРОНа были сняты художественные фильмы «Сокровище погибшего корабля» (1935) и «Гибель «Орла» (1940) [27; 28].

Одним из лучших цирковых режиссёров советского периода Арнольдом Григорьевичем Барским в 1933 году была представлена художественная программа «ЭПРОН». Первого января 1935 г. в Ленинградском государственном цирке состоялось первое представление постановки «Люди морского дна» [15, л. 55], названной в афишах «техническим аттракционом».

На арене, представлявшей собой бассейн диаметром 8 метров и глубиной 4,5 метра была показана работа выдающихся мастеров водолазного дела ЭПРОНа. В насыщенной программе постановки, в том числе был осуществлен подъем затонувшей подводной лодки. В ходе «тематических номеров с производственным уклоном» зрители получили разбросанные при помощи специальной пневмопушки листовки об ЭПРОНе и его удивительных людях. Тем самым эпроновцы осуществляли научно -просветительскую работу. Подробно содержание этой постановки описывается в начале главы «Без Карандаша» книги И.В. Пожарской о Юрии Никулине [29].

В формировании образа ЭПРОНа как символа успехов социалистического строительства значительную роль играла наглядная агитация, оказывающая

благоприятное влияние на формирование морально-политического уровня личного состава, так как информирование эпроновцев о достигнутых Экспедицией успехах,

воспитывало в них гордость за свою организацию и профессию. Для этих целей выпускались фотоколлажи, посвященные конкретным судоподъемным операциям, с отображением портретов непосредственных участников и руководителей. По оценке

исследователя истории водолазного дела П.А. Боровикова, несомненные успехи умело подавались органам власти, личному составу, обществу, а грамотная аппаратная работа позволила стать монополистом в области подводных работ [30, с. 81].

Эпроновцы выпускали

специализированный сборник [31], бюллетень [32], газету [33], на страницах которых имели возможность фиксировать накапливаемый опыт, делая его достоянием всего коллектива, пропагандировать все то новое, что могло обеспечить им лучшую работу, анализировать её [16, с. 7-12]. Отдельно публиковались эпизоды из жизни ЭПРОНа [34; 35]. Специалисты Экспедиции принимали участие в издании литературы для детей. Так, главный инженер ЭПРОНа Л.А. Белецкий подготовил статью «Работа водолаза», ориентированную на детей старшего школьного возраста [36].

Эпроновцами проводилась массовая работа. Ярким её примером выступает проведенный в политехническом музее детский утренник на тему «Человек под водой» о работе ЭПРОНа для московской Центральной детской технической станции имени Н.М. Шверника [26, л. 55]. Для 800 ребят выступил начальник водолазного техникума Черного моря Ф.А. Шпакович. Его доклад сопровождался показом диапозитивов и демонстрацией различных приборов, водолазного костюма и процессов подводной работы [15, с. 56].

Популяризация успехов ЭПРОНа велась на страницах периодических изданий [15, л. 1-62]: «Ленинская Правда», «Водный транспорт», «Вечерняя Москва», «Маяк коммуны», «Красная Звезда», «Комсомольская Правда», «Полярная правда», и др. Нередко встречаются материалы с яркими заголовками: «Да здравствуют герои эпроновцы!» [37, л. 30], «Новая победа ЭПРОНа» [38], «Победители подводных глубин» [39], «Краснознаменный ЭПРОН рапортует» [40].

Особый резонанс в прессе вызвало 10-летие ЭПРОНа в 1933 г. Публиковались портреты ударников Экспедиции, начальника Ф.И. Крылова, запечатленные на пленку моменты из спасательных операций и специализированные суда. Пристальное внимание в статьях обращали на спасенные ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», результаты судоподъемной деятельности Экспедиции за время её существования. Отмечалось, что Максим Горький, приветствуя

41

эпроновцев, спасших «Малыгин» в ледяной Арктике, послал на Шпицберген телеграмму, в которой назвал их «Людьми сказочной энергии» [41].

При характеристике технических достижений и новшеств медицинского сопровождения водолазных спусков, со страниц газет читателям была представлена критика водолазного дела в царской России, умело противопоставлявшаяся достижениям Экспедиции: «В царской России водолазы не работали по несколько месяцев ... многие водолазы преждевременно отдавали свою жизнь. Сейчас в ЭПРОНе водолазы не болеют, дело поставлено научно. С каждым годом ЭПРОН получал всё больше опыта и становился сильнее... объединил разбросанный водолазный состав, выковал кадры судоподъемщиков и развил свою деятельность на Черном, Азовском и Каспийском морях, а потом вышел на Балтику, Север и Владивосток» [42, с. 2].

15-летний юбилей так же не остался без внимания [39; 43]: «Пятнадцатилетие своего существования Краснознаменный ЭПРОН отмечает новыми образцами стахановской работы, завоеванием еще больших глубин, недоступных водолазной технике

капиталистических стран».

Со станиц периодики советское общество узнавало о планах эпроновцев: «По неполным данным, на дне северных морей

лежат 104 судна.... Сейчас ЭПРОН разработал

мероприятия по подъему погибших судов. Одновременно продолжаются работы по исследованию морских глубин» [44; 45]. Обосновывалась актуальность работ Экспедиции: «В Арктике нет пока оборудованных портов, доков или мастерских для ремонта судов. Поэтому работа водолазов на Севере приобретает особое значение» [46]. Граждане получали информирование об особо сложных операциях, регулярно вплоть до их завершения, например таких как спасение ледокольного парохода «Сибиряков» севшего на камни ноябре 1936 г. [47-49; 50, л. 20]: «2 сентября [1937 г.] героическими усилиями спасательной экспедиции ЭПРОН в Карских воротах был снят с подводной скалы славный краснознаменный арктический корабль-ледокол «Сибиряков», находившийся в плену арктической морской стихии».

Систематически обнародовалась

информация об участии специалистов Экспедиции в ликвидации последствий

морских происшествий [51, с. 4; 52]: «... спасатель Северной экспедиции ЭПРОНа «Память Руслана» выходил в море к погибшему лесовозу «Хрущев» для снятия ценных механизмов. ... За два дня работы при неблагоприятных условиях эпроновцы сняли большую часть мелких механизмов, лебедку, брашпиль и рулевую машинку, доставив их в Мурманск. Для снятия котла и главной машины... осталось 20 энтузиастов-эпроновцев». Особое место занимало описание помощи иностранным судам [39; 53, с. 73]: «Героический ЭПРОН спас и отбуксировал в Екатерининскую гавань (у села Полярного) потерпевшее аварию норвежское судно «Хаугланд».

Относительно сухие заметки о произошедшей аварии и устранении её последствий, могли в будущем перерасти в полноценную газетную статью с использованием ярких поэтических образов. Подобный прием использовался, в частности тогда, когда специалистов Экспедиции привлекали к спасению не сразу, а в случае безрезультатных самостоятельных попыток.

Через прессу ЭПРОН старался сформировать понимание о том, что нельзя тратить время впустую и необходимо доверять сложные операции профессионалам [54]: «Когда человек внезапно заболевает, когда произошло несчастье, надо немедленно позвать врача. ... Когда произошло несчастье с кораблем, да еще такое серьезное, как с лесовозом «Хрущев», надо было обратиться к эпроновцам - людям, которые вырвали у стихии не один десяток кораблей, специалистам своего дела, завоевателям глубин. ... К месту аварии отправилась группа людей [от Балтийского пароходства]. Без необходимых технических средств, без какого-либо опыта они оказались бессильны стащить корабль с берега на воду. ... Прошло немало времени пока убедились, что к лесовозу надо звать «врачей», мастеров своего дела... Спасать разрушенное [штормом] судно уже не имело смысла. Но на судне остались ценнейшие машины. Остался его железный организм, который мог в любую минуту ожить внутри другого корабля и продолжать свою службу».

Пресса использовалась в качестве инструмента привлечения внимания к проблемам Экспедиции [55]: «Насущные нужды эпроновцев удовлетворяются исключительно скверно. Мало интересуется жизнью ЭПРОНа Горком ВКП (б). Только в

42

дни избирательной кампании приехал однажды инструктор горкома».

Эпроновцы информировали

общественность не только о предстоящей и проделанной судоподъемной работе [56-63]. В качестве катализатора интереса к профессии водолаза публиковались рассказы подводных мастеров об их приключениях под водой, о «нештатных» случаях [38; 64]: «В бухте Тикси водолазы искали затопленный здесь корабль. Во время поисков произошел любопытный эпизод. Водолаз Войтенко, работая на дне, почувствовал, что кто-то толкнул его в спину. ... Только во второй раз водолазу удалось заметить, что толчки производились нерпой».

Примеры реального, не вымышленного героизма отразились не только в отчетах Экспедиций ЭПРОНа, но и были запечатлены в периодической печати [65]: «В течение 35 дней Дальневосточный отряд Эпроновцев при 30-градусном морозе и сильных ветрах вел работы по спасению парохода [«Тобольск»]». «На корабле боролся со штормом отряд эпроновцев - молодых, выносливых и испытанных моряков. ... Эпроновцы проявили героизм, проплыв по двум морям на этом [«Буревестник»] разбитом корабле» [66].

В периодике приводились случаи взаимовыручки и готовности всегда, пусть с риском для собственной жизни, не только выполнить поставленную задачу [67]: «С колоссальными усилиями, рискуя своей жизнью, эпроновцы все же погрузили все оборудование с погибшего корабля», - но и оказать помощь друг другу. «... [водолаз] работал ночью на большой глубине, запутался в стальных тросах», - ему помог сослуживец, оперативно спустившийся с поверхности и освободивший товарища [68].

Среди подразделений ЭПРОНа шли состязания за звание «передового», их итоги обязательно освещались [69]: «Тихоокеанская экспедиция - один из передовых отрядов Краснознаменного ЭПРОНа. Ей на днях вручено переходящее красное знамя Главного управления и политотдела ЭПРОНа».

Велось информирование о

награжденных, отличившихся и выдающихся кадрах [70]: «Президиум ЦИК СССР отметил большие заслуги ЭПРОНа в деле восстановления водного транспорта и наградил ряд его работников орденами Ленина и Трудового Красного знамени. ... награждены 18 человек, в том числе начальник ЭПРОНа -Ф.И. Крылов». Публиковались портреты

лучших водолазов-ударников, писали об отличившихся в комсомольском и стахановском движениях [71-75].

Таким образом, формированию образа Экспедиции подводных работ особого назначения как символа успехов социалистического строительства в СССР 1930-х гг. способствовали систематические кропотливые усилия самой Экспедиции и её должностных лиц. Эпроновцы проводили регулярную научно-просветительскую

деятельность, а также осуществляли массовую и агитационную работы, как внутри коллективов организации, так и за её пределами. ЭПРОН активно использовал ключевые инструменты, вызывавшие интерес к профессии водолаза и популяризации своей деятельности. В этом процессе был задействован широкий набор средств: художественная и специализированная литература, кинематограф, цирковое искусство, тематические встречи с детско-юношескими организациями, советская пресса.

Список источников и литературы:

1. Мочарук Г.И. Служба подводных работ особого назначения (К 50-летию образования ЭПРОНа) // Судостроение. 1973. № 11 (432). С. 55-57.

2. Чикер. Н. Герои подводных глубин // Спортсмен-подводник. 1984. № 72. С 48-58.

3. Чикер Н.П. Служба особого назначения. М., ДОСААФ, 1975. 225 с.

4. Голубев, В.Г. Илюхин В.Н.,. Максимов В.И. и др. Спасатели военно-морского флота. М.: Воениздат, 1996. 264 с.

5. Шигин В.В. Вместе с флотом // Морской сборник. 2010. № 9. С. 93-95.

6. Илюхин В.Н., Захаров П.В. От ЭПРОНа до федеральной системы поиска и спасания на море Российской Федерации. К 90-летию создания Экспедиции подводных работ особого назначения // Морской вестник. 2013. № 4 (48). С. 77-83.

7. Березин А.А. Экспедиция подводных работ особого назначения на службе гуманитарной науки СССР // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. № 1. С. 49-53.

8. Жарков М.В. ЭПРОН и подъем подводной лодки «Пеликан» // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1 (17). С. 311-316.

43

9. ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923-1931): архивные документы и материалы / отв. ред. В.С. Христофоров. М. : Граница, 2015. 664 с.

10. Утилизация атомных подводных лодок: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» / под ред. В.С. Никитина. Часть III: Подъем подводных лодок со дна морей и океанов. СПб: Крыловский государственный научный центр, 2017. 306 с.

11. Илюхин В.Н. Развитие средств и способов спасания экипажей аварийных подводных лодок ВМФ России // Морской сборник. 2009. №. 5. С. 30-38.

12. Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГАВМФ). Ф. Р-1495. Оп. 1. Д. 17. Л. 1а.

13. РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп 1. Д. 25.

14. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-5446. Оп. 16а. Д. 755.

15. ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 522.

16. ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. Х-Х11. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. 177 с.

17. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7458. Оп. 1. Д. 865.

18. РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 149.

19. Зощенко М. Черный принц // Юный пролетарий. 1936. № 4, 5, 7/9.

20. ЭПРОН. 1923-1933: Очерки бригады писателей. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 219 с.

21. Розенфельд М.К. В глубинах морей: О работах Эпрона. М.: Молодая гвардия, 1936. 60 с.

22. Розенфельд М.К. Ледяные ночи: документальный рассказ журналиста, участника необычайного путешествия в зимнюю Арктику. 2-е издание. М.: Молодая гвардия, 1934. 172 с.

23. Соколов-Микитов И.С. Пути кораблей: Рассказы о полярных путешествиях. Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 310 с.

24. Садовский А. Поединок в Айсфиорде: Очерки о спасательных работах ЭПРОНа. Л.: Ленингр. обл. изд-во, 1934. 133 с.

25. Золотовский К.Д. Подводные мастера. Л.: Гос. изд-во детской литературы, 1935. 156 с.

26. Год ХУЛ! Альманах седьмой / под ред. В. Иванова, Н. Тихонова. М., 1935. 420 с.

27. Иванов Н.А. ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923-1931): архивные документы и материалы // Отечественные архивы. 2016. № 6. С. 110-113

28. Бочаров А.А, Фотуньянц В.Н. Советский военно-морской флот и кинематограф в конце 30-40-х годах XX в. // Россия в глобальном мире. 2016. № 8. С. 321332.

29. Пожарская И.В. Юрий Никулин: ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2010. 400 с.

30. Боровиков П.А. Иллюстрированная история водолазного дела России. М.: Моркнига, 2008. 152 с.

31. ЭПРОН. Сборники статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. П-ХХУП. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1933-1940.

32. Бюллетень Экспедиции подводных работ. № [1-2], 3. М.: «ЭПРОН» Наркомвода, 1931.

33. Газета Эпроновец : Орган Политотдела Краснознаменного ЭПРОНа. Л., 1937.

34. Бобрицкий Т.И. Завоевание глубин: Эпизоды из жизни ЭПРОНа. Л.: Молодая гвардия, 1936. 343 с.

35. Герои морских глубин: Сборник статей работников ЭПРОНа. М.: Профиздат, 1934. 128 с.

36. Смоленский М. Водолазы: Очерки. М.: Молодая гвардия, 1931. 61 с.

37. ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 526.

38. Полярная правда 1938. № 248 (3618).

28 октября.

39. Полярная правда 1938. № 287 (3657). 17 декабря.

40. Карело-Мурманский край.1933. № 7-8.

41. Пионерская правда. 1933. № 151 (1292). 15 декабря.

42. Краснознаменный портовик. 1933. № 103 (303). 29 декабря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Полярная правда. 1938. № 268 (3638). 23 ноября.

44. Карело-Мурманский край. 1934. № 5-6.

45. Полярная правда. 1938. № 249 (3619).

29 октября.

46. Восточно-Сибирская правда. 1934. № 269. 23 ноября.

47. Полярная правда. 1936. № 278 (3043). 2 декабря.

44

48. Полярная правда 1937. № 7 (3074). 9 января.

49. Полярная правда. 1937. № 8 (3075). 10 января.

50. Государственный архив Амурской области (ГААО). Ф. Р-988. Оп. 1. Д. 3.

51. Полярная правда. 1938. № 155 (3525). 9 июля.

52. Полярная правда. 1938. № 160 (3530). 15 июля.

53. Карело-Мурманский край. 1933. № 910.

54. Полярная правда. 1938. № 168 (3538). 24 июля.

55. Полярная правда. 1938. № 175 (3545). 1 августа.

56. Полярная правда. 1938 г. № 245 (3615). 24 октября.

57. Полярная правда. 1938. № 287 (3657).

17 декабря.

58. Полярная правда. 1938. № 294 (3664). 26 декабря.

59. Полярная правда. 1936. № 216 (2981).16 сентября.

60. Карело-Мурманский край. 1933 № 3-4.

61. Карело-Мурманский край. 1933. № 12.

62. Карело-Мурманский край. 1933. № 56.

63. Карело-Мурманский край. 1934. № 34.

64. Полярная правда. 1936. № 213 (2978). 12 сентября.

65. Полярная правда. 1937. № 11 (3078). 14 января.

66. Полярная правда 1938. № 240 (3610).

18 октября.

67. Полярная правда. 1938. № 239 (3609). 17 октября.

68. Полярная правда. 1938. № 287 (3657). 17 декабря.

69. Полярная правда. 1938. № 292 (3662).

23 декабря.

70. Пионерская правда. 1934. № 093 (1392). 22 июля.

71. Пионерская правда. 1934. №122 (1421). 20 сентября.

72. Полярная правда 1938. № 251 (3621). 1 ноября.

73. Полярная правда. 1938. № 265(3635). 20 ноября.

74. Полярная правда. 1938. № 269 (3639).

24 ноября.

75. Полярная правда. 1936. № 14 (2789). 17 января.

"THE HEROIC EPRON RESCUED AND TOWED...". FORMATION OF THE IMAGE OF THE SPECIAL EXPEDITION FOR UNDERWATER WORKS AS A SYMBOL OF THE SUCCESS OF SOCIALIST CONSTRUCTION IN THE USSR IN THE 1930S.

© Aleksej V. Usov1

1 Cand. Sc. in History The Centre of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines State Academic University for Humanities (GA UGN), Associate Professor.

Abstract. The article considers the main directions for the formation of the image of the Special Expedition for Underwater Works (EPRON) as a symbol of the success of socialist construction in the USSR of the 1930s. The study is based on documents from central archives, as well as periodical press materials. Key tools that aroused interest in the diver profession and the creation of a positive image of EPRON were analyzed. The main attention is paid to scientific and educational activities, mass and propaganda work. It was concluded that EPRON actively used key tools that aroused interest in the diver profession and popularizing its activities. This process involved a wide range of means: art and specialized literature, cinema, circus art, thematic meetings with youth organizations, the Soviet press.

Keywords: EPRON, press, popularization, cadres, salvor, periodical, special service, diver, ship salvaging.

Рукопись поступила: 5 апреля 2021 г. Submitted: 5 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.