Научная статья на тему 'ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА: М.И. ПЛАТОВ'

ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА: М.И. ПЛАТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
503
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНСКОЙ ФОЛЬКЛОР / КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / ГЕРОИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хоруженко Виктория Константиновна, Сердюк Александр Александрович

Данная статья рассматривает уникальность донского фольклора, связанного с особенностями жизни и военного быта казачества. Исторические песни казаков в большинстве своем рассказывали о героических персонажах, одним из которых являлся атаман М.И. Платов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROIC IMAGES OF DON FOLKLORE: M.I. PLATOV

This article examines the uniqueness of the Don folklore associated with the peculiarities of life and military life of the Cossacks. The historical songs of the Cossacks mostly told about heroic characters, one of whom was ataman M.I. Platov

Текст научной работы на тему «ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА: М.И. ПЛАТОВ»

6. Реформы С.Ю. Витте. Ускоренное строительство железных дорог во второй половине XIX века. - URL: https: //www.yaneuch.ru/cat_06/reformy-s-ju-vitte-uskorennoe/171784.1973268.page3 .html (дата обращения: 14.11.2021).

В.К. Хоруженко, А.А. Сердюк ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА: М.И. ПЛАТОВ

Аннотация. Данная статья рассматривает уникальность донского фольклора, связанного с особенностями жизни и военного быта казачества. Исторические песни казаков в большинстве своем рассказывали о героических персонажах, одним из которых являлся атаман М.И. Платов.

Ключевые слова: донской фольклор, культура казачества, историческая песня, героический образ, песенная традиция.

V.K. Khoruzhenko, A.A. Serdyuk HEROIC IMAGES OF DON FOLKLORE: M.I. PLATOV

Abstract. This article examines the uniqueness of the Don folklore associated with the peculiarities of life and military life of the Cossacks. The historical songs of the Cossacks mostly told about heroic characters, one of whom was ataman M.I. Platov.

Keywords: Don folklore, Cossack culture, historical song, heroic image, song tradition.

Культура Донского края по своей природе неповторима и многогранна. Из поколения в поколение люди с заботой и трепетом сохраняли и передавали культурные традиции, накопленные в течение веков. Огромная ниша в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Произведения устного народного творчества - сказки, былины, былички, духовные стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие иные его виды - создают сокровищницу культуры.

Оригинальность донского фольклора обусловливается разделением жанров по функционированию во внешнем и внутреннем быту.

К жанрам внешнего быта могут быть отнесены исторические предания, устные рассказы, военные заговоры; исторические и лирические «молодецкие» песни, разные по форме (преимущественно протяжные, разного уровня распетости) и маршевые пешего и конного строев (под шаг или аллюры коня).

К жанрам внутреннего быта могут быть отнесены внеобрядовые - сказки, предания, легенды и былички, заговоры, связанные с различной магией; обрядовые песни - календарные (зимнего и весенне-летнего цикла), семейно-бытовые (предназначенные детям песенки и приговорки, свадебные и похоронные песни и причитания), хороводные (игровые и плясовые) и балладные песни, различной тематики лирические, духовные стихи и псалмы.

Среди прозаических жанров более индивидуализированы исторические и топонимические предания. Сказы о действительных событиях казачьей и советской истории Донского края являются переходной формой между преданиями и устными рассказами. Устные рассказы, представляющие собой переработку отрывков литературных произведений, исторических трудов, школьных и иных учебников, в среде казаков были очень популярны. Они являлись как частью дореволюционного военного быта, так и активно бытовали в годы Великой Отечественной войны. Достаточно основательно укрепляются в сознании носителей заговоры (включая воинские). Носители традиции именуют их «молитвами». Поэтические приемы и стилистика заговоров во многом обусловливаются адресатом и обстоятельствами исполнения.

Донской фольклор в двух его составляющих - песне и прозаических жанрах - располагает

образно-поэтической и сюжетной общностью. Развитие же непосредственно казачьего народного творчества происходило под воздействием письменной культуры. Здесь христианская и древнерусская литература, церковное певческое искусство, жанры профессиональной вокальной и инструментальной музыки, поэзия. На протяжении XVШ-ХIХ вв., с включением донских казаков в состав частей русской армии, происходит ассимиляция форм вокальной и инструментальной военной музыки и усвоение общеармейского репертуара.

Аутентичность донского казачьего фольклора обусловлена тем, что на протяжении многих лет казачья культура впитывала и ассимилировала быт и традиции многих народов, в связи с этим в традиционной донской казачьей культуре прослеживается большое сходство в бытовании фольклора с традициями областей юга России, а также украинской культуры. Заметно и присутствие восточных сюжетов и мотивов, но при всем этом донской фольклор имеет огромную массу самобытных черт. Характерной особенностью казаков также является традиция совместного досуга: общественные застолья по окончании промысловых или сельскохозяйственных работ, проводы и встречи казаков со службы. Празднования зачастую сопровождались соревнованиями в джигитовке, стрельбе, рубке. Характерной особенностью были «гулебные» игры, инсценировка военных сражений или казачьей «вольницы». Используя фольклор как социокультурологический источник, можно провести реконструкцию традиционной картины мира донских казаков.

Историко-культурная специфика предопределила основные черты духовного мира казака: любовь к Родине («Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет»), вольнолюбие («Степь да воля -казачья доля»), воинственность («Казаки все наголо атаманы»), удальство («Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить»), коллективизм («Сам погибай, а товарища выручай»), приверженность традициям («Жизнь казака - Отечеству, сердце - Дону, душа - Богу, честь - никому»), отвагу («И один в поле воин, если он по-казачьи скроен»), предприимчивость («Казак донской, что карась озер-ской: и икрян, и солон»). Монолитный сплав этих качеств и породил уникальный мир традиционной культуры казаков. В казачьем фольклоре как бы слились воедино поэзия народа и его мудрость [9].

Проявление уникальности культурно-исторического развития казачества можно обнаружить во всех элементах традиционной культуры, но обширнее всего - в обрядах, которые отличались торжественной суровостью в фольклорной традиции. Так в истории формировался самобытный строй жизни донского казачества: семейные традиции, инициации, военный быт, особенности воспитания и образования детей.

Центральное место в казачьем фольклоре отводится песне. Обширнейший песенный репертуар донских казаков отличается многообразием жанров, мотивов и сюжетов. Необходимо отметить органичное переплетение фольклорных праздников казаков с древнеславянскими обычаями, христианскими традициями и земледельческими цикловыми празднествами. Но в то же время проявляются и совершенно специфические черты, которые не являлись характерными ни для русских, ни и для украинцев. Наиболее скудно в песенном фольклоре донских казаков представлена земледельческо-календарная обрядность, скорее всего, это связано с преимущественно военным образом жизни и исторически сложившимся бытом станиц.

Донская казачья песня имеет большое количество жанров. Ее основными жанровыми разновидностями стали былинные, походные, исторические, плясовые, свадебные, лирические произведения.

Былинные песни повествуют о подвигах героев. Персонажи таких песен не всегда являются реально существовавшими людьми, они вполне могли быть выдуманы. По бытованию весь обширный мужской репертуар, как уже говорилось, подразделяется на «домашний» и «служивский». К «домашним» относятся жанры «старшего эпоса» - былины, былинные песни, скоморошины; к «служив-ским» - лироэпические и лирические песни, протяжные и периодичные по форме распева. Былины и былинные песни различаются фольклористами по признакам распевания слова и музыкально-поэтической композиции. Повествования о богатырях («Добрыня и Маринка»), песни о зверях и птицах, великой реке Дон («Спор сокола с конем», «Сокол и соколинка», «Лебёдушка», «Дон Иванович»), как и отдельные исторические сюжеты («Посидим-то мы, братцы, подумаем...»), были непременным атрибутом беседы. Былины, мифологический или героический эпос других народов, требовали опре-

деленного ритуала исполнения. Однако и в обрядовом, и бытовом контексте он сохранил закрепленность за стратами мужчин и «стариков».

Чтобы поднять боевой дух, казаками пелись походные и строевые песни, которые, в свою очередь, еще и, задавая ритм, помогали маршировать. Обращение к солдатам, прославление атаманов, песни о Родине и о тяжелой службе составляли основу тематики данного цикла. Можно выделить три типичные формы приуроченности песен в армейском быту: пение в строю во время движения колонны (переходы-марши, парады), на привале в кругу с пляской (для разминки ног) и во время работ (чистка оружия, обмундирования, уборка лошадей).

Хотя культура донского казачества и была отчасти обусловлена влиянием разных народов, она приобрела свой окончательный облик под воздействием единой деятельности, которая была связана со служением государству и защитой своего Отечества. Проводя анализ текстов исторических песен донского фольклора было выявлено, что они рассказывают о точных исторических событиях и лицах, принимавших в них участие. Это, в свою очередь, представляет собой некую историческую летопись. Не зря на Дону говорят «сыграть песню», ведь она представляет собой целый спектакль. Главным же отличием исторической песни от былины является то, что в песне воспеваются реально существовавшие персонажи и события, оставившие свой след в истории. Песни донского фольклора в большинстве своем посвящены не царям, а героям, близким по духу к народу, таким как М.И. Платов, Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак. Определенную группу составили песни о морских походах, данных песен большое количество представлено в сборниках А.М. Листопадова. Песни о войне в большинстве своем - это рассказы очевидцев, которые описывали события с исторической точностью, при этом включающие в себя большое количество умозаключений и рассуждений, что делает их достаточно увлекательными и яркими.

Цикл песенного фольклора донского казачества многогранен, в нем можно найти, к примеру, песни, отражающие период несения дозорной службы казаков на границах низовья Дона, походах атамана донских казаков Ермака. Обширный цикл песен посвящен Разину, Пугачеву.

К особенностям характерным казачьей традиции также можно отнести замену имен в текстах, что способствовало актуализации более ранних произведений.

Песни поются «в два темпа», существуя как протяжные и строевые; на два мотива — старинный, который, как правило, «переводится» и более новый; коротко и с поворотами. Сохраняются некоторые многоголосные напевы, которые, «не дишкантятся». Еще к отличительным чертам донского казачьего фольклора можно отнести строевые, полковые, походные, плясовые с поэтической детализацией, широкой распевностью, лирическим и героическим содержанием, многоголосием, удалью, лихостью и глубоким лиризмом, поэтической детализацией и дроблением в слоговом ритме.

Стоит отметить, что тексты исторических песен донского казачества нашли свое отражение на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», где речь идет о Гражданской и Первой мировой войне. Во многом посредством исторической песни происходило сроднение противоборствующих сторон, она как бы напоминала об их былом единстве.

Важной отличительной особенностью является то, что песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Умение «играть песни» было у казаков распространённым, поэтому и форма вокализации - волевая, решительная, отрывисто-эмоциональная.

Тексты казачьих песен имеют открытый, незавершенный характер. С музыкальной стороны казачьи песни характеризуются, в первую очередь, протяжностью - одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающих неограниченность пространства: «Песня казачья - чтоб ни конца, ни краю не было».

В исторических песнях XIX в. самым популярным был героический образ Матвея Ивановича Платова, знаменитого атамана, героя Отечественной войны 1812 г. Император Александр 1 присвоил этому казаку графский титул и наградил многими высшими орденами и драгоценными подарками. А слава его началась задолго до событий Отечественной войны.

Военную службу Платов начал урядником в 13 лет. Отличившись в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., он стал командующим казачьей сотней. Затем Платова перевели на Кубань, где о нем

впервые заговорили как о герое. Сражение на высотах при реке Калалах принесло Платову известность. Предположительно, именно это событие отразились в казачьей песне «Вот как хвалится-похваляется генерал Платов...» В основном, она содержит монолог Матвея Ивановича: Вы орлы-то мои, орлы сизокрылые. Соколы вы мои залетные!

Вы седлайте своих добрых коней, не замешкайте, Вы поедемте в чисто поле, поотведаем [1].

Но так как данная песня была записана уже в середине XIX в., то понятен анахронизм, поскольку генеральский чин Платов получил в 1790 г. после штурма Измаила.

Русско-турецкие войны имели отражение в казачьем эпосе, к примеру, в песне «Платов встречает казаков после боя».

Где были вы, слуги верные, где вас Бог носил? Мы идем-то, идем сы батальицы, С того страшного кровопролитьица турецкого [6].

Возникла эта песня, вероятнее всего, в начале XIX в. в казачьей среде по свежим воспоминаниям о событиях.

В этих песнях Платов изображается не только как храбрый воин, но и как добрый и переживающий за своих подчиненных командир: «Призадумавшись, он слезно плакать стал», - так описывается встреча атамана с ранеными казаками.

Песни о Платове как о герое 1812 г. появились довольно рано. Сложены они были в стиле казачьих исторических песен конца XVIII - начала XIX в. Но в некоторых из них имя Платова дублирует другие имена. К примеру, в песне «Полководец допрашивает пленного» в большей части текстов можно встретить имя Платова, однако эта песня была сложена о Кутузове. Как поехал наш граф Платов воевати Со славным войском храбрым войском - с казаками. Или:

Собирался снаряжался граф Кутузов воевати Со своим со храбрым войском, с казаками [7].

Другие же песни были сложены о Платове, где он изображен смелым и отважным. Он заботливый командир, который переживает о том, чтобы его солдаты и казаки ни в чем не нуждались. Храброму и уверенному в победе Платову противопоставлены «сенаторы» и «генералы», которые, узнав о французских притязаниях, испугались. Платов их успокаивает и дает распоряжение: Солдатушки, ребятушки, Слушайте мою наказу, А вы ружья заряжайте, Сабли вынимайте [5].

Мужество и оптимизм - характерные черты личности Платова, он бесстрашный, удалой донской атаман. Будучи в любую минуту готовым к подвигу, он своим примером воодушевляет казаков, которые, в свою очередь, уважают и восхваляют своего командира. От своих чистых сердец Совьем Платову венец, На головушку наденем, Сами песни запоем [2].

Песни данного цикла распространены по всей России. Их записывали у донских и астраханских казаков, Новгородской и Московской областях и, даже, в Карелии.

Самой обширной по количеству записанных вариантов является песня о том, как Платов побывал в гостях у французов и разговаривал с недогадливым Наполеоном. Данные песни основывались на принципах и построениях фольклора XVIII в. Это, вероятнее всего, связано с повторением обстоятельств в различных исторических условиях и с тем, что тактика казачьих войск в 1812 г. была основана на опыте предшествующих казачьих военных операций. Так же и в основе фольклора лежит использование готовых сюжетов и постоянных формул и приемов, что, в свою очередь, отражает коллективное начало в народном творчестве. Но каждое из произведений также несет в себе что -то

новое, отражающее конкретные исторические события, происходившие в конкретное время.

Проявление связи текстов исторических песен основано, скорее всего, на основе схожести сюжетов с происходившем в исторической действительности, к примеру, в текстах песен о пребывании в гостях у неприятеля заложена мысль о том, что российская земля «много крови пролила». В текстах же о Платове появляется мотив славы России, в некоторых вариантах эти утверждения даже сливаются воедино:

Ты Россия, мать Россия, Мать российская земля. Много славы, много чести, Много горя ты снесла [6].

Зачастую в данном цикле песен о Платове значимость его подвига и слава России также переплетаются:

Не про тя ли, мать Россия, Широка слава прошла, Широка слава прошла, Да про Платова-казака [6].

Следующей закономерностью является изменение внешности перед встречей с врагом, если героям более раннего фольклора достаточно было просто переодеться, то в песенном цикле о Платове демонстрируется необходимость сбрить бороду, чтобы француз принял Платова за купца. Этот факт отражается во всех известных записях, но в некоторых из них инициатором такого формата преображения является сам император: Государь его любил, К себе в гости попросил, Ему бороду обрил, Позументы с груди снял, Купцом его наряжал, Ко французу посылал [6].

Все эти факты указывают то что, несмотря на графский титул, народ в лице Платова видел собственного представителя, у которого «не стрижены волоса и не бритая борода». Наверняка именно это поспособствовало тому, что из героев войны 1812 г. наиболее широко представленным в фольклоре стал Матвей Иванович Платов.

Исторические песни донского казачества как старинные, так и более новые являются национальным культурным наследием. К сожалению, в данный момент не все они сохранились в устной традиции. Большое количество забыто и уже не поется, некоторая часть сохранилась лишь в записях. При исследовании текстов, рассказывающих о боевой и бытовой жизни донского казачества, и прослушивании того, что казаки сохранили в памяти, мы можем хотя бы внутри себя пережить былое.

Изучая прошлое, мы лучше понимаем настоящее. Появляется возможность воссоздать глубокий и сложный облик донских казаков, их уникальный характер, что закалялся в борьбе с врагами.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что исследование донского культуры посредством образов песенного фольклора дает нам возможность в более полной мере понять историческую значимость рассмотренных нами героев, отношение к ним их современников. Это углубляет наше понимание совершенных ими деяний и их роли в истории нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данцев, А.А. Созвездие тихого Дона: Донские казаки и их столица. Великие сыны Дона: Ист. очерки / А.А. Данцев. - Новочеркасск, 2001. - 255 с.

2. Игнатов, В. И. Русские исторические песни. Хрестоматия / В. И. Игнатов. - М.: «Высшая школа», 1985. - 223 с.

3. Кабанов, А.С. Структура песенного репертуара в традиционных фольклорных коллективах донских казаков //Репертуар художественной самодеятельности: современность традиций: Сб. науч. тр. Вып. 27. - М., 1983. - С. 131-157.

4. Королёв, В.Н. Донские казачьи городки / В.Н. Королев. - Новочеркасск: Дончак, 2007. - 239 с.

5. Кравцова, Н.И., Кулагина, А.В. Славянский фольклор. Тексты / Н. И. Кравцова, А.В. Кулагина. - М.: Московский университет, 1987. - 376 с.

6. Листопадов, А.М. Донской фольклор. Хрестоматия / Сост.: С. Г. Махненко, К. С. Филиппов. - Ростов н/Д: НПК «Гефест», 2011. - 320 с.

7. Пивоваров, А. Донские казачьи песни / А. Пивоваров. - Новочеркасск, 1885. - 80 с.

8. Рудиченко, Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии / Т.С. Рудиченко. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова, 2004. - 511 с.

9. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. - М.,1986. - 400 с.

В.К. Хоруженко, П.А. Гусейнов

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.И. КАЛИНИНА В ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Аннотация. Статья освещает общественную и государственную деятельность М.И. Калинина в контексте его роли в установлении конструктивного взаимодействия советской власти с пролетариатом и крестьянством. Сделана попытка раскрыть значение личности М.И. Калинина в социальных и политических условиях развития советской государственности.

Ключевые слова: советская власть, социальные реформы, революция, рабочий класс, крестьянство, гражданское взаимодействие.

V.K. Khoruzhenko, P.A. Huseynov

PUBLIC ACTIVITY OF M. I. KALININ IN THE FORMATIVE YEARSOF SOVIET STATEHOOD

Abstract. This article highlights the public and state activities of M. I. Kalinin in the context of his role in establishing constructive interaction of the Soviet government with the proletariat and the peasantry. An attempt is made to reveal the significance of M. I. Kalinin's personality in the social and political conditions of the development of Soviet statehood.

Keywords: Soviet power, social reforms, revolution, working class, peasantry, civil interaction.

Всем известны такие крупные политические фигуры, как Иван IV, Пётр I, В.И. Ленин, И.В. Сталин и иные «титаны», чьи образы отождествляют собой целые этапы исторического развития страны, и чьё влияние на общую мировую историю признаётся на международном уровне. Их историям прихода к власти, реализации реформ и внешней политики посвящаются параграфы в школьных учебниках и лекции исторических вузов, организуются мероприятия различного уровня и связанные с ними памятные даты.

Но при всём нашем понимании роли великих личностей в истории, мы должны не забывать о том, что в своих начинаниях, они на всем протяжении своей деятельности, не были одни. С ними были их соратники, помощники, их оппоненты, открывавшие им альтернативное видение их деятельности. Нередко случалось так, что при всей активности известных всем деятелей, реальную «инфраструктуру перемен» составляли и воплощали именно их помощники, продвигая и реализуя понимание структурных изменений на всех уровнях государственной власти и среди всего населения страны.

В современной литературе стало общепринятым именовать их «личностями второго плана». Сложилось целое направление в исторической науке, посвященное их изучению [1; 14; 18]. При этом в выборе исторической личности в качестве «второплановой», как отмечают исследователи, едва ли не решающее значение приобретает позиция исследователя [5, 67].

При характеристике типологических черт личности «второго плана» признается, что они более интегрированы в социальный контекст эпохи и поэтому они более наглядно отражают в характерных чертах своей натуры особенности эпохи и социальной среды, их породившей [11, 258].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.