Научная статья на тему 'Использованиерегионального компонента в процессе литературногообразования в восьмом классе'

Использованиерегионального компонента в процессе литературногообразования в восьмом классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наумова Е. А.

Представлен региональный компонент школьноголитературного образования на примере изученияказачьих исторических песен в восьмом классе.Дано описание методики анализа песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использованиерегионального компонента в процессе литературногообразования в восьмом классе»

Е.А. НАУМОВА (Волгоград)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСЬМОМ КЛАССЕ

Представлен региональный компонент школьного литературного образования на примере изучения казачьих исторических песен в восьмом классе.

Дано описание методики анализа песен.

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование у юных граждан патриотического сознания, толерантности, уважения к культуре и истории своей страны. Достижение намеченных целей невозможно без учета таких факторов, как семья, ближнее окружение, этнокультурная среда, регион проживания с его социокультурными особенностями. Включение культурно-исторического, духовно-нравственного наследия родного края в процесс преподавания литературы в средней школе значительно обогатит содержание патриотического воспитания, позволит развернуть работу по духовному развитию учащихся.

Особое место на уроках литературы мы отводим народному творчеству казаков и теме казачества. В рамках программного материала мы познакомились с понятием «историческая песня», особенностями данного жанра, историей его развития, проблемой изучения, собирания и публикации исторических песен. Помимо этого, читали и анализировали песни «Правёж», «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе» (Литература 2006: 17 - 21), говорили о взаимодействии народно-поэтического и литературного творчества. На внеклассном занятии мы обратились к изучению исторических песен «Ты, Россия, мать Россия...» и «Славим Платова-героя...». Выбор обозначенного материала не является случайным. Во-первых, фигура атамана Платова занимает значительное место в истории России. Во-вторых, манера исполнения данных песен, в особенности «Славим Платова-героя...», достаточно проста и доступна для школьников.

На данном занятии учитель стремится реализовать следующие задачи: познакомить ребят с историей создания песен «Ты, Россия, мать Россия...», «Славим Плато-ва-героя...», дать представление о личности атамана Платова; на примере песен проследить, какие изменения со временем претерпевает жанр исторической песни; проанализировать идейно-художественные особенности поэтических текстов.

В качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова В.Г. Белинского: «Донские казачьи песни... более заслуживают названия исторических, чем... исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей» (цит. по: Шалыгин 2004: 321). Действительно, именно на Дону, в казачьей среде, зародилось большинство исторических песен, получивших затем общерусское звучание и распространение. В результате более чем полувековой работы А.М. Листопадов записал тексты и мелодии (напевы) 1200 казачьих песен, из них более 150 являются историческими. Они охватывают период в истории русского государства с середины XVI по конец XIX в. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами атамане Иване Краснощекове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, событиях 1812 г. В них ярко передаются сила народа, лучшие особенности национального характера. Широкому распространению исторических песен способствовали их напевность, яркость и образность языка.

Учитель предлагает обратиться к народно-поэтическим текстам «Ты, Россия, мать Россия...» и «Славим Платова-героя...» и убедиться в том, что предложенный материал ярко отражает специфику казачьих исторических песен и особенности их развития. Первичное знакомство с песнями происходит посредством аудиозаписи, затем ученики работают с печатным текстом. После прослушивания ребятам предлагаются вопросы, выясняющие уровень первичного восприятия данных произведений:

© Наумова Е.А., 2008

- Понравились ли вам песни?

- Какая из них показалась вам интересней? Почему?

- Каким вы представляете героя песен - Платова?

- Какими качествами характера, на ваш взгляд, обладал этот человек?

Необходимую историческую справку о казачьем атамане Платове дает заранее подготовленный ученик: Платов Матвей Иванович - генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска, граф, выдающийся военачальник и герой Отечественной войны 1812 г. Родился он 6 августа 1751 г. в станице Черкасской в семье войскового старшины. В 13 лет произведен в урядники. Боевое крещение принял в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг.

В 1775 г. казачий полк Платова участвует в разгроме остатков отрядов Е.Пу-гачева.

В 1782 - 1783 гг. служил на Кубани и в Крыму под командованием А.В. Суворова. За штурм Очакова в 1788 г. награжден орденом Св. Георгия IV степени, за штурм Измаила - орденом Св. Геория III степени. Ему присвоено звание генерал-майора. В сентябре 1793 г. награжден орденом Св. Владимира II степени, а за командование передовым отрядом в Персидском походе 1796 г. и участие во взятии Дербента -саблей, украшенной алмазами с надписью «За храбрость».

В 1797 г. заподозрен Павлом I в заговоре и арестован, а в1801 г. - освобожден. Ему пожалован орден Св. Анны I степени, присвоено звание генерал-лейтенанта. В этом же году он назначен войсковым атаманом Донского войска. На этой должности Платов остается до самой смерти и покидает Дон только для исполнения ратного долга.

После заключения Парижского мира в 1814 г. Платов сопровождал Александра I в его поездке в Англию. Официальный Лон-

дон преподнес ему почетную саблю - в знак признания заслуг в борьбе с общим врагом, а Оксфордский университет - диплом почётного доктора.

Умер М. И. Платов 3 января 1818 г. в слободе Еланчинской. Похоронен в Новочеркасске. В 1853 г. на деньги, собранные по подписке, донцы поставили ему памятник (Казачья сотня 1996: 71).

После исторического комментария обращаемся непосредственно к анализу поэтики песен «Ты, Россия, мать Россия...», «Славим Платова-героя...» (Споем, братцы казаки... 1994: 14 - 15), в ходе которого мы предлагаем учащимся поразмышлять над вопросами:

1. Каковы темы песен?

2. Кто является героем песни?

3. Какие качества характера атамана Платова вызывают восхищение у безымянного автора песни?

4. Каков сюжет песни?

5. Присутствует ли в песнях вымысел? В чем он заключается?

6. В какой степени в исторической песне выражается лирическое начало?

7. Каковы композиционные особенности песни?

8. Проанализируйте язык песен.

Результаты исследования показаны в

табл. на с. 160 - 162.

В конце урока учитель подводит школьников к мысли об уникальности жанра исторической песни, который представляет собой своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Из поколения в поколение передаются донские песни, прославляя народных героев, рассказывая о настроениях и думах людей, чувствовавших свою ответственность за судьбу Родины. Чтобы быть достойными преемниками своей истории, культуры, ценностей и традиций, мы должны сохранить и передать следующему поколению этот драгоценный дар наших предков.

«Ты, Россия, мать Россия...» «Славим Платова-героя...»

1. Песня о посещении Платовым французского лагеря. 2. Главный герой песни - сам Платов. Также здесь присутствует народ, который выражает свое отношение к описываемому событию. Сатирический образ Наполеона является второстепенным. Он служит для раскрытия характера главного героя. 1. Песня дает характеристику генералу Платову. 2. Главный герой песни - Платов. Народ также выступает в качестве действующего лица. Причем оба персонажа почти равноправны. Их присутствие в равной мере способствует раскрытию идейного содержания песни.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ ---------------------

Продолжение табл.

«Ты, Россия, мать Россия...» «Славим Платова-героя...»

3. Народ прославляет смелость Платова, его внутреннее превосходство над врагом, удаль, хитрость, стремительность действия. 4. Сюжет сводится к одному событию. Действие развивается последовательно. Рассказ динамичный, лишен подробных описаний и особой эпической обрядности. Все сюжетные компоненты легко вычленяются. В роли зачина выступают первые шесть строк. Они настраивают слушателя и исполнителя на торжественный лад, указывают на патриотическое содержание песни. Завязка действия выражена в словах: «Платов бороду обрил, // У француза в гостях был». Кульминационный момент приходится на слова, в которых Платов признается в обмане. Бегство Платова из французского лагеря - завязка действия. В качестве концовки выступают слова самого Платова, высмеивающие глупость и недальновидность врага. В последних строках песни выражены не только мысли Платова, но и суждение народа. В концовке явственно звучит уверенность в скорой победе над врагом, предвосхищается позорное поражение армии Наполеона. 5. В песне присутствует вымысел. Документального подтверждения посещения Платовым французского лагеря не имеется. Но такие события были вполне возможны. 6. Особенно ярко лирическое начало представлено в зачине песни. Поэтизируется образ российской земли, фигура Платова. В начальных строках песни народ обращается к «матери России», поет гимн ее славе. Затем, как сыну российской земли, поется слава «Платову-казаку». Концовка песни по своему характеру напоминает частушку. Здесь ярко выражается сатирическое, ироническое начало. Обличению подвергается не только сам Наполеон, но и вся его армия. 7. Композиция линейная. События излагаются в хронологической последовательности. В песне наблюдается строгость, четкость, стремительность развития действия. Зачин является своеобразным прологом и носит характер лирического отступления. 8. Язык поистине народный, носит фольклорный характер. В тексте присутствуют устаревшие слова («не признал», «почитал», «вскричал»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («палатушка», «купчик», «портретик»), просторечие («проклятый»), форма краткого прилагательного («нестрижёны»). Песня богата народно-поэтическими средствами выразительности. В ней встречаются постоянные эпитеты («белые ручки»), аллегория (концовка песни). Двойные повторы, разного рода обращения, диалог героев усиливают динамику песни, придают ей живость, эмоциональность, способствуют сближению исполнителя со слушателем. 3. Народ восхищается подвигами и военными успехами русской армии под руководством преданного Родине героя. Прославляется близость Платова к простому народу, рядовым солдатам. Народ говорит о Платове-патриоте, с честью несущем высокое звание донского казака. 4. Перед нами скорее не текст-повествование, а текст-описание, в котором выражаются раздумья народа и дается прямая оценка главного героя песни. Основные сюжетные элементы песни отсутствуют, за исключением зачина и концовки. В зачине формулируется тема песни и дается ее обоснование, с большим эмоциональным посылом заявляется о патриотическом характере песни. Концовка имеет обобщающий характер, в ней слышится призыв к молодому поколению не посрамить славы своих предков: «Храбро Родине ... служите, // Как деды ваши, отцы!» 5. Вымысел в песне отсутствует. 6. Лирическое начало пронизывает всю песню. Оно выражается в приемах описания и поэтизации. Форма песни - лирическое высказывание по поводу поведения героя. В основе текста -положительная характеристика Платова. Раскрываются психология персонажа, его внутренний мир, дается оценка его деятельности. Восклицания, обращения усиливают лирический характер песни. С большой силой в произведении выражаются гордость за свою Родину, осознание необходимости ее защиты. 7. Композиция носит достаточно произвольный характер. Последовательность событий в большей мере диктуется сменой настроений лирического героя. 8. Язык песни приближен к литературному. В тексте встречаем одно устаревшее слово («сыскать»), один диалектизм («донцы»), одно просторечие («злодеи»). Песня не богата художественными средствами. В ней находим один эпитет («милые донцы») и одну развернутую метафору (3-я строфа). Кроме того, образ Дона, присутствующий в песне, выступает в роли символа казачьей земли.

Окончание табл.

«Ты, Россия, мать Россия...» «Славим Платова-героя... »

9. По всей видимости, песня была сложена в период войны 1812 г. и, скорее всего, до переломного момента, во время наступления французской армии. Задача повествователя - показать не военные победы Платова, а его нравственную силу, моральное превосходство над врагом. Песня пробуждает веру в скорую победу русского оружия, дает нравственные силы для борьбы с захватчиком. 9. Видимо, песня была создана после победы русской армии над французами. В ней прославляется Платов как уже состоявшийся «победитель врага». Народ любит своего атамана за то, что он близок и понятен ему, за то, что он «свой», родной, за то, что он донской казак. Главное в песне - это духовное завещание, оставленное нашими предками юному поколению.

Литература

Казачья сотня / сост. В.Ф. Князев, Г.Л. Воскобойников. М.: Воениздат, 1996.

Литература. 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Коло-

кольцев [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2006.

Споёмте, братцы казаки / сост. О.Ф. Емельянова. Волгоград, 1994.

Шалыгин, В.В. Мой край родной, казачий / В.В. Шалыгин. Волгоград: Станица-2, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.