Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2024. № 1. С. 7-26. Lomonosov Political Science Journal, No. 1, 2024, pp. 7-26.
DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-1-7-26
Научная статья / Research paper
А.Ю. Бубнов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Государственный академический университет гуманитарных наук
(Москва, Россия)
М.А. Савельева
Государственный академический университет гуманитарных наук
(Москва, Россия)
ГЕРОИ И СИМВОЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ПРАКТИКИ КОММЕМОРАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ1
Статья посвящена анализу цифровых практик коммеморации специальной военной операции. Материалом анализа выступает цифровая память, сосредоточенная в телеграм-каналах. Делается вывод о том, что мемориализация специальной военной операции в публичном пространстве связана с созданием образов героев, и выделяются типы героизации. Доминирует классическое восприятие героизма как проявление сверхординарного боевого профессионализма в ситуации «один против многих». Заметное место в коммеморации занимает невоенный героизм мучеников (например, Дарьи Дугиной и Владлена Татарского), с помощью которого в российском публичном пространстве подчеркивается идея единого пантеона героев специальной военной операции, Донбасса и Русского мира. Цифровые практики включают в первую очередь мемориальные тексты в блогах, а также ряд цифровых артефактов — от комиксов до цифровых рисунков. Исследуются новые формы цифровых ком-мемораций, таких как запись боевых действий на видео и «цифровое бессмертие». Выделяются различные типы коммемораций, разделенных по четырем критериям: традиционные и цифровые, официальные и неофициальные.
Ключевые слова: историческая политика, специальная военная операция, военные коммеморации, образы героев, цифровая память, Те¡egram.
1 Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-0009 «Практики мемориализации специальной военной операции в контексте современной исторической политики») при поддержке Экспертного института социальных исследований.
© Бубнов А.Ю., Савельева М.А., 2024
Для цитирования: Бубнов А.Ю., Савельева М.А. Герои и символы специальной военной операции: практики коммеморации в цифровой среде // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 1. С. 7-26. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-1-7-26.
A.Yu. Bubnov
Lomonosov Moscow State University, State Academic University for the
Humanities (Moscow, Russia)
M.A. Savelieva
State Academic University for the Humanities (Moscow, Russia)
HEROES AND SYMBOLS OF A SPECIALY MILITARY OPERATION: PRACTICES OF COMMEMORATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT
The article is devoted to the analysis of digital practices of commemoration of a special military operation. The material of the analysis is digital memory, concentrated in telegram channels. It is concluded that the memorialization of a special military operation in the public space is associated with the creation of images of heroes and the types of heroization are distinguished. The classical perception of heroism as extraordinary combat professionalism in a one-against-many situation dominates. A prominent place in commemoration is occupied by the non-combat heroism of martyrs (for example, Darya Dugina and Vladlen Tatarsky), with the help of which the idea of a common pantheon of heroes of the special military operation, Donbass and the Russian world is emphasized in the Russian public space. Digital practices include primarily memorial texts in blogs, as well as a range of digital artefacts, from comics to digital drawings. New forms of digital commemorations are being explored, such as the recording of military operations on video and "digital immortality ". There are different types of comments, divided according to four criteria: traditional and digital, official and unofficial.
Keywords: historical politics, special military operation, military commemorations, images of heroes, digital memory, Telegram.
For citations: Bubnov, A. Yu., and Savelieva, M. A. "Heroes and Symbols of a Specialy Military Operation: Practices of Commemoration in the Digital Environment," Lomonosov Political Science Journal, No. 1, 2024, pp. 7-26. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-2-1-7-26.
Военные коммеморации и цифровая память
Развернувшийся с началом специальной военной операции (СВО) конфликт является для России самым крупным по масштабу и интенсивности боевых действий со времен Великой Отечественной войны. В российском обществе, наряду с актуальными оценками и интерпретациями, подчиненными задачам момента, формируется долгосрочная коллективная память о военных действиях, которая будет определять в будущем контуры национально-государственной идентичности. Можно предположить, что со временем вокруг событий СВО сформируется масштабный мемориальный канон — литературный, кинематографический и монументальный, подобный Великой Отечественной войне. Но уже сейчас, на границе истории и современности, можно наблюдать, как возникают новые пространства кристаллизации военной памяти и формируются практики патриотического консенсуса.
Целью исследования является изучение цифровых практик ком-меморации СВО, в первую очередь образов героизма и символов в исторических контекстах.
Методологической основой исследования выступают несколько подходов, описывающих значение памяти о войнах и роль военных коммемораций, а также трансформацию коллективной памяти, в том числе под влиянием цифровой среды. Это в первую очередь работы представителей культурсоциологического направления Джеффри Александера, Яна Ассмана и Алейды Ассман, Бернарда Гизена, посвященные роли памяти в кодировании культурных представлений об идентичности2. В частности, Б. Гизен вводит представление о символических фигурах, с помощью которых сообщества осмысляют опыт войны. Речь идет о закреплении в национальной памяти представлений о разных типах героизма, триумфального (побеждающего обстоятельства) и трагического (бросающего вызов непреодолимым обстоятельствам). А. Ассман указывает на зависимость типа коллективной памяти от исхода и обстоятельств войны, что порождает сложное переплетение памяти победителей и побежденных.
2 Александер Д. Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М.: Праксис, 2013; Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004; Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014; Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.
Эти представления дополняются идеями, сформировавшимися в рамках этносимволизма, в работах Джона Армстронга и Энтони Смита3. Речь идет о связи этнической и национальной идентичности через конституирующие мифы и память о войнах.
Анализ военных коммемораций требует обращения к опыту исследования практик формирования памяти о мировых войнах в различных европейских странах4. Так, Джей Уинтер показывает значение «низовых» практик коммеморации, связанных с инициативой региональных общин. Коммеморации меняются вслед за сменой этапов войны, сначала в фокусе общественного внимания оказывается добровольчество, потом новые формы войны и, наконец, героизм. В то же время коммеморации включают различные культурные коды для выражения скорби, среди которых доминируют отсылки к христианским мотивам жертвы, страдания и искупления.
При исследовании коммемораций в сетевом пространстве наиболее важной методологической предпосылкой является процессо-реляционная методология Джефри Олика, которая подразумевает отказ от эссенциализма в понимании памяти. Олик так определяет этот переход: «Память — это непрерывный процесс. Поэтому нам следует перестать говорить о памяти, необходимо относиться к ней как процессу "памятования" (rememberate)»5. Представление о процессуальности памяти в наибольшей степени соответствует фрагментарной, мгновенной и нестабильной сетевой памяти, состоящей из взаимного наложения комментариев и оценок. Второе важное уточнение состоит в выделении «полей» как пространств, в которых происходит конструирование памяти по определенным правилам. На примере памяти о Второй мировой войне в Германии Олик пишет о существовании четких границ того, что можно и что нельзя говорить в публичной и приватной сферах6.
3 Armstrong J. Nations before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982; Smith A.D. Myth and Memories of the Nation. Oxford: Oxford University Press, 1999.
4 Mosse G.L. Fallen Soldiers: Reshaping the Memory of the World Wars. New York: Oxford University Press, 1990; Уинтер Д. Места памяти, места скорби: Первая мировая война в культурной истории Европы. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023.
5 «Память — это не вещь и не предмет. Память — это непрерывный процесс»: Интервью с Дж.К. Оликом // Историческая экспертиза. 2018. № 4. С. 14.
6 ОликД. Фигурации памяти: процессно-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии / Пер. Д. Хлевнюк // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. C. 49.
Обращение к цифровым практикам коммеморации подразумевает в том числе опору на концептуальный аппарат, выработанный в рамках исследований цифровой памяти (digital memory studies). В частности, концепты «медиатизированной», «коннективной» и «мобильной» памяти, которые указывают на важность учета логики сохранения информации и возрастания скорости информационных обменов при формировании мемориальных образов7. Уже давно установлено, что цифровые посредники влияют на формирование памяти, но не определяют ее. Можно согласиться с мнением А.Ф. Павловского: «.. .то, что Сеть позволяет в мельчайших деталях документировать любые события, например военные столкновения, не значит, что она хоть в какой-то мере способствует их завершению или неповторению, но точно значит, что она повлияет на будущую память о них — архивацию памяти, редактуру, репрезентацию»8.
Telegram: особенности платформы и дизайн исследования
Для изучения цифровых практик коммеморации СВО был выбран Telegram, в последние годы ставший центральным каналом сетевой общественно-политической коммуникации в России. По последним данным, в России мессенджер Telegram использует 45,8 % населения ежедневно9.
После начала СВО телеграм-каналы стали выполнять важную роль в распространении информации о боевых действиях, удачно дополняя традиционные и официальные СМИ за счет доверительной коммуникации с целевыми аудиториями. Можно предположить, что эта система неформальной коммуникации помогла обеспечить мобилизацию общественного мнения в поддержку СВО. Структура политического сегмента Telegram отражает основные политико-идеологические дискурсы, оформляющие общественное мнение в России. В том числе в Telegram может быть выделен патриотический
7 Hoskins A. Media, Memory, Metaphor: Remembering and the Connective Turn // Parallax. 2011. Vol. 17. Vol. 4. P. 19-31; Hoskins A. The Mediatization of Memory // Mediatization of Communication / Ed. K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mounton, 2014. P. 661-679; Reading A. The London Bombings: Mobile Witnessing, Mortal Bodies and Globital Time // Memory Studies. 2011. Vol. 4. No. 3. P. 298-311.
8 Павловский А.Ф. Введение. Цифровые рамки коллективной памяти: Куда ведет цифровой поворот в memory studies? // Память в сети: цифровой поворот в memory studies: сборник статей / Под. ред. А.Ф. Павловского, А.И. Миллера. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. С. 21.
9 Статистика Telegram в 2023 г. // Инклиент. 2023. 25 ноября. URL: https://inclient. ru/telegram-stats/#lwptoc
лагерь, общим знаменателем которого выступает поддержка российской власти в вопросе СВО. Патриотический лагерь представлен телеграм-каналами публичных политиков и политических блогеров. Среди политических блогеров могут быть выделены отдельные группы военкоров и публицистов, ориентирующихся на позиции левого (неосоветского) и правого (национал-консервативного) типа.
Для поиска и отбора контента использовался сервис аналитики телеграм-каналов "Telemetr"10. В качестве исходной эмпирической базы для поиска была взята подборка из 62 крупных телеграм-ка-налов, составленная авторами на примере исследования памяти о распаде СССР и отражающая внутреннее структурирование патриотического лагеря11.
Больше всего о военных аспектах, в том числе о подвигах и их увековечивании, пишут военкоры и блогеры, специализирующиеся на освещении СВО. Наиболее влиятельные из них (среднее число подписчиков — 1 196 876) управляют медиаповесткой патриотической части российского общества: «Мир сегодня с "Юрий Подоля-ка"», (2 734 238), «Операция Z: Военкоры Русской Весны» (1 337 128), «Рыбарь» (1 222 034), "WarGonzo" (1 146 532), «Сладков+» (970 098), «Поддубный» (764 434), "Kotsnews" (595 421).
Другая важная группа, представители которой пишут о политической проблематике, связанной с СВО, — это каналы ведущих журналистов и публичных политиков: «Соловьев» (1 279 945), «Маргарита Симоньян» (457 092), «Петр Толстой» (43 632). Отдельно необходимо учитывать авторские каналы с идеологической позицией, влияющей на практики коммеморации, от «Захар Прилепин» (297 332) до "AGDchan" (59 980).
Кроме того, при анализе ссылок и репостов в фокус внимания попадают разнообразные каналы, в том числе ориентированные на военно-историческую тематику, например «Записки мичмана Птичкина» (45 797), каналы онлайн-СМИ, такие как "Readovka" (658 892), мемориальные проекты «Владлен Татарский» (329 590) и "Platonova|Z" (11 349).
Таким образом, изначальный список был расширен за счет публикаций каналов менее крупных, но более глубоко погруженных
10 Telemetr: [Сервис глубокой аналитики телеграмм-каналов]. URL: https:// telemetr.me
11 Бубнов А.Ю., Савельева М.А. Память о распаде СССР в контексте разломов общественного сознания современной России (на материалах Telegram) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 6. С. 79-97.
в проблематику коммемораций СВО. В итоге было принято решение отказаться от количественного анализа и структурирования работы вокруг списка телеграм-каналов с наибольшей аудиторией в пользу более качественного исследования, сосредоточенного на особенностях конструирования образов героизма и символов войны в разных сегментах Telegram. При исследовании постов в телеграм-каналах комбинировался контент-анализ и анализ нарративов с учетом специфики цифровых коммемораций. Модель исследования включает несколько взаимосвязанных элементов: выделение примеров героизации в публичном пространстве; анализ описания подвига разными авторами и их осмысления произошедшего события; анализ практик награждения и мемориализации (топонимика, монументы, иные формы), а также предложений по увековечиванию памяти; учет исторических контекстов конструирования образов героизма; оценка влияния цифровой среды на практики коммеморации.
Влияние цифровой среды на героизацию участников СВО
Примером персонификации героизма в начальный период СВО является история командира морпехов с позывным «Струна». В ходе тяжелых боев за Мариуполь требовалось создать обобщенный образ тех, кто освобождает город, преодолевая сопротивление хорошо подготовленного и мотивированного врага в лице «Азова». Серия видео с участием «Струны», снятая военкором Андреем Филатовым в ходе боев за Мариуполь, получила широкое распространение в телеграм-каналах. В описаниях подчеркивается его молодость (24 года) и боевая эффективность: «Командир подразделения морской пехоты "Струна" — молодой парень, который стоит на защите своей Отчизны. Благодаря его четким приказам и постоянному присутствию в гуще событий в Мариуполе, на определенном им направлении, его подразделение пробивало улицу за улицей, загоняя нацистов в мышеловку»12. Семен Пегов емко формулирует суть образа: «Струна (красный рюкзак) тоже с нами. Это последний офицер, оставшийся в живых из взводных командиров. Ничего не боится. Парень — Герой»13.
Важным элементом образа «Струны» стал красный гражданский рюкзак, выделявший его среди остальных военных: «"Струну" узнавали по рюкзаку — это повышало риск гибели, но для подчиненных
12 Голованов // Telegram. 2022. 9 июня. URL: https://t.me/romagolovanov/8533
13 Семен Пегов|War Gonzo // Telegram. 2022. 15 августа. URL: https://t.me/ wargonzo/7873
ранец был, как красное знамя»14. Другая важная черта — нарочитая анонимность, объяснимая предосторожностью действующего военнослужащего, но имеющая и более важный аспект. В интервью RT сам «Струна» объясняет это так: «Хочу, чтобы этот позывной и в принципе образ... красного рюкзака... командира морской пехоты сохранился именно в таком ракурсе, как обозначающий всех командиров морской пехоты, в принципе любого командира»15. Отмечается его тяжелое ранение в ходе боев: «Раньше его вся страна знала только как человека в маске с красным рюкзаком, который стал одним из символов освобождения Мариуполя. В ходе боевых действий он лишился ноги. Сейчас уже ходит с протезом»16.
По итогам боев «Струна» получил звание Героя России. Большое значение для популяризации образа «Струны» имела песня Юты «За ленту» и видеоклип к ней17, а также кампания с использованием билбордов18.
Особый тип подвига восходит к «фермопильскому» архетипу — «один / немногие против многих». Самым известным примером может служить бой экипажа танка «Алеша» против восьми бронемашин, в ходе которого противник был разгромлен, а его наступление остановлено. Бой произошел в июне 2023 г., но широкую известность получил позже, после того как в сети широко разошлось видео боя, снятое с российского коптера. Ссылки на видео и многочисленные комментарии к ним в блогах в основном сконцентрированы на идее «один в поле воин, если он по-русски скроен», отмечая этот бой как пример профессионализма, мужества и бесстрашия. Так, канал «Рыбарь» пишет о продукции «Уралвагонзавода»: «Именно на этих машинах экипажи потом бьют врага, как это недавно сделал героический экипаж с позывным "Алеша", в одиночку уничтоживший колонну противника и вошедший в пантеон Героев России»19.
Бой танка «Алеша» отсылает к разновременным историческим контекстам, от Великой Отечественной войны до грузино-осетинского конфликта 2008 г. Александ Коц видит параллель между СВО
14 Соловьев // Telegram. 2022. 12 декабря. URL: https://t.me/SolovievLive/144909
15 Маргарита Симоньян // Telegram. 2022. 7 декабря. URL: https://t.me/ margaritasimonyan/12485
16 Colonelcassad // Telegram. 2023. 24 июля. URL: https://t.me/boris_rozhin/93025
17 Мир сегодня с «Юрий Подоляка» // Telegram. 2023. 25 июля. URL: https://t. me/yurasumy/9980
18 Осташко! Важное // Telegram. 2022. 5 декабря. URL: https://t.me/Ostashko News/42293
19 Рыбарь // Telegram. 2023. 10 сентября. URL: https://t.me/rybar/51740
и событиями 2008 г. в вечном архетипе «русского солдата»: «Но когда я смотрю в лица бойцов на передовой СВО, сложно отделаться от ощущения, что это те же самые люди, которых я встречал в Чечне или в Южной Осетии. И геройский экипаж сегодняшнего "Алеши" (в одиночку остановивший колонну из 8 натовских танков и БТР в степях Запорожья) — это тот же танк Юрия Яковлева, который без боеприпасов "танцевал" в Цхинвале перед наступающей на казармы миротворцев техникой противника, подставляя под удары лобовую броню, чтобы выиграть время»20.
Параллель с танковым символом Великой Отечественной войны проводит Константин Малофеев: «Один из главных символов нашей Великой Победы 1945 года — легендарная "тридцатьчетверка" — танк-победитель Т-34. Один из главных символов русской воинской доблести нашей сегодняшней Священной войны с Западом — подвиг экипажа танка Т-80 "Алеша", в одиночку уничтожившего восемь единиц вражеской бронетехники»21.
Другие параллели появляются из сопоставления подвига экипажа танка «Алеша» с современностью. Так, Юрий Подоляка противопоставляет настоящий героизм танкистов массовому коммерческому культу бойцов ММА: «Бойцы — это экипаж танка "Алеша", которые выкатились против колонны противника в одиночку. <.. .> А не эти позеры и пустомели, удел которых веселить публику мордобоем»22. А Семен Пегов пишет о бое статью с говорящим названием «Танковый биатлон — каким он должен быть»23.
Неожиданная известность, выпавшая на долю героического экипажа, в каком-то смысле была обеспечена видеофиксацией и подвижностью информационной среды, мгновенно растиражировавшей этот бой. Экипаж танка «Алеша» был представлен к высоким наградам, удостоен личной встречи с Президентом Российской Федерации, что полностью удовлетворило общественный запрос. Мемориализация соответствовала масштабу известности: подвигу была посвящена песня «Русский танк "Алеша"», исполненная на выставке-форуме
20 Kotsnews // Telegram. 2023. 8 августа. URL: https://t.me/sashakots/41530
21 Константин Малофеев // Telegram. 2023. 10 сентября. URL: https://t.me/ kvmalofeev/2021
22 Мир сегодня с «Юрий Подоляка» // Telegram. 2023. 22 октября. URL: https://t. me/yurasumy/11099
23 Семен Пегов|War Gonzo // Telegram. 2023. 6 августа. URL: https://t.me/ wargonzo/14220
«Россия» в Москве, мурал в Луганске24 и комикс, выпущенный командой канала «Рыбарь»25.
Отдельно следует отметить подвиг, ставший известным уже после смерти героя. К этому типу относятся истории Александра Мальцева и Дмитрия Егорова. Боец штурмового отряда Александр Мальцев в ходе боев на сватовском направлении в одиночку захватил опорный пункт противника. Исходной точкой знания о подвиге, как и в случае танка «Алеша», послужила видеозапись с коптера. В последовавшем вслед за публикацией записи публичном обсуждении отмечается несколько ключевых аспектов — бой в одиночку против нескольких противников как пример профессионализма и подлинного мужества, милосердие к сдавшимся в плен противникам, гибель в бою через несколько дней, представление к званию Героя России26.
Александр Коц подробно описывает обстоятельства боя: «Вот Мальцев медленно подползает к вражескому окопу, пока противник стреляет в другую сторону. Вот медленно спускается в траншею и по-кошачьи продвигается по ее изгибам. Вот притих, дожидаясь, пока у противника кончатся патроны и они возьмут короткую, в несколько секунд, паузу на перезарядку. Рывок, короткие очереди в упор — три тела падают на землю. Еще один рывок к блиндажу, где лежали раненые бойцы ВСУ. Расстрелять? Не наш метод. Мы же не украинские нацики, чтобы стрелять в безоружных». И фиксирует новую реальность войны в объективе дронов: «В это можно было бы не поверить — сватовский рубеж все-таки не Болливуд. Но весь этот подвиг от начала и до конца зафиксирован с двух ракурсов коптерами двух разных соединений двух разных военных округов»27.
Многие военкоры отмечают, что феноменальный по дерзости и результативности бой войдет в учебники истории. Так, телеграм-канал «Соловьев» цитирует Евгения Поддубного: «Я уверен, что подвиг бойца 488[-го] полка Александра Викторовича Мальцева войдет в учебники истории. Посмотрите детальное описание подвига и, к несчастью, некролог. Мальцев представлен к званию Героя России. Быть Воином — жить вечно»28. Во многих некрологах
24 Катюша // Telegram. 2023. 8 сентября. URL:https://t.me/katyusha_russian/607
25 Рыбарь // Telegram. 2023. 20 сентября. URL: https://t.me/rybar/52158
26 Старше Эдды // Telegram. 2023. 16 марта. URL: https://t.me/vysokygovorit/11030
27 RT на русском // Telegram. 2023. 18 марта. URL: https://t.me/rt_russian/150608
28 Соловьев // Telegram. 2023. 26 апреля. URL: https://t.me/SolovievLive/173717
подчеркивается, что Александр Мальцев был мобилизован29, что позволяет поставить под сомнение стереотип о слабой подготовке и мотивации мобилизованных и подчеркивает идею подвига как чистого долга перед Родиной, без примеси материального интереса.
Наконец, подвиг Александра Мальцева, как и бой танка «Алеша», становится основанием для сравнения подлинного и ложного мужества: «К сожалению, мы никак не можем уйти от навязанных за последние десятилетия ложных стереотипов мужества. И часто путаем его с развлечениями. Мужественный человек — это не тот, кто кому-то набил морду (особенно когда он по определению сильнее). Мужественный человек — это тот, кто рискует жизнью ради
30
спасения других»30.
Позже получает известность история морпеха Дмитрия Егорова. Начинается она также с распространения в Telegram видео боя, где боец умело и профессионально ведет стрелковый бой с превосходящими силами противника. В комментариях отмечается, что морпех смог в одиночку остановить наступление штурмовой группы противника, был смертельно ранен и представлен посмертно к званию Героя России. Военкор Алексей Живов пишет о необходимости масштабной коммеморации новых героев через создание мест памяти: «Дима пал в Новомайорском в бою с 5 солдатами противника, не позволив им взять линию окопов. Честь и слава герою. Предлагаю в честь таких ребят назвать улицы и проспекты наших городов, в родных городах без промедления открывать им памятники, родных и близких павших героев окружать заботой и теплом»31. В этой истории отчетливо проявляется и региональный контекст коммеморации, указание на Якутию как малую родину героя: «Позывной Сунтар ("глубокий") от названия родного села — глубокий,
32
как вечная память»32.
На основе анализа записей в телеграм-каналах можно выделить еще два типа коммеморации героизма в ходе СВО. Первый пример — история Федора Соломонова, студента исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, ушедшего со второго курса добровольцем на фронт и погибшего в апреле 2023 г.
29 Владлен Татарский // Telegram. 2023. 16 марта. URL https://t.me/vladlentatarsky/ 20007
30 Мир сегодня с «Юрий Подоляка» // Telegram. 2023. 22 октября. URL: https:// t.me/yurasumy/11099
31 Живов Z // Telegram. 2023. 7 октября. URL: https://t.me/zhivoff/11211
32 Kotsnews // Telegram. 2023. 9 октября. URL: https://t.me/sashakots/42676
В его фигуре воплощена идея подвига как добровольной жертвы за Родину со стороны наиболее идеалистичной части общества, учащейся молодежи. Что отсылает к российской истории XX в., студентам-добровольцам Великой Отечественной войны.
В память о Федоре по инициативе друзей и преподавателей возник стихийный мемориал в его университете. Антон Красовский в своем канале размещает объявление о возложении цветов к мемориалу: «Напоминаем, что сегодня мы отдаем дань памяти студенту Федору Соломонову, добровольно пошедшему на СВО и трагически погибшему ради жизней и свободы будущих поколений». И дальше цитирует самого Федора, объясняющего свой уход на фронт: «Сложилась такая ситуация, когда оставаться в стороне было нельзя и надо доделать то, что не доделали деды и просмотрели отцы. Поворотным моментом была ситуация, когда бабахнули в очередной раз по центру Донецка и там погиб парень четырнадцатилетний. И ты понимаешь, что это никогда не кончится. Армия — это что-то народное, и этим она отличается от армии мирного времени, когда это достаточно закрытая структура и подразделения», — говорил Федор о происходящем33. Однако народная коммеморация вызвала негативную реакцию со стороны некоторых сотрудников и студен-
34
тов университета, о чем написал ряд ведущих телеграм-каналов34.
Второй пример отражает коммеморацию новых военных специальностей. Массовое применение дронов (в том числе FPV-дронов) стало главной тактической новацией идущей войны, что привело к формированию новой военной специальности — дроновод. Появление новой профессии должно привести к формированию соответствующего образа профессионального героизма. В октябре 2023 г. ряд ведущих телеграм-каналов опубликовал сообщения о гибели в зоне СВО двух дроноводов-асов с позывными «Мечта» и «Свят». О подвиге пишет в большой статье Александр Коц: «33-летний ефрейтор с позывным "Мечта" погиб на минувшей неделе, отражая атаку противника, пытавшегося форсировать реку. Посмертно он представлен к званию Героя России.». Эпиграфом выступают строки Евгения Долматовского из стихотворения 1944 г. «500 километров», посвященного освобождению Польши: «Но каждую русскую грустную помню версту. И месть в своем сердце теперь я ношу, как мечту». В статье со ссылкой на слова разработчика дро-нов, обучавшего бойца, описывается становление дроновода-аса:
33 Консерватор // Telegram. 2023. 3 сентября. URL: https://t.me/conservator_tv/1607
34 Гаспарян // Telegram. 2023. 28 мая. URL: https://t.me/ASGasparyan/38165
«Очень интересовался этой темой, впитывал буквально на ходу, бывало, оставался в цеху до пяти-шести утра — не слезал с дронов, с пайки, летал. Ему было все интересно. Именно поэтому он стал одним из самых лучших летчиков на Днепре. Талантливый был оператор». И дальше приводятся подробности, позволяющие оценить результативность боевой работы и вклад новой военной профессии в уничтожение сил противника: «С июля по октябрь этого года в ходе боев на Днепре Мечта уничтожил 19 быстроходных лодок, 4 пикапа, 6 грузовых машин, 5 купольных камер, 7 минометных расчетов, 2 ретранслятора для беспилотников и до 100 человек живой силы»35.
Коммеморация героев-мучеников
Отдельно следует рассмотреть особый тип героизма — героев-мучеников, погибших за свои взгляды. Трагические истории Дарьи Дугиной (Платоновой) и Максима Фомина (Владлена Татарского) нашли широкое отражение в российском публичном пространстве. Общая оценка основана на признании произошедшего терактами спецслужб киевского режима (возможно, под руководством кураторов из США). Высказались практически все крупные авторские телеграм-каналы, в том числе российские политики и общественные деятели, которые не часто пишут о чисто военных аспектах СВО. Оба события стали восприниматься в медиапространстве как связанные общим сюжетом.
Петр Толстой в своем посте включает воздаяние за Дарью и Владлена в число символических целей СВО: «Мы должны идти до конца, пока полностью не уничтожим нацистскую язву, а международная террористическая организация под названием "Украина" не прекратит свое существование. Идти вперед — за Дарью, Владлена, за всех детей Донбасса, за мирных жителей и наших парней, убитых и замученных киевскими боевиками»36. Многие влиятельные теле-грам-каналы перепостили у себя запись Александра Дугина, сделанную к совместному фото Дарьи и Владлена: «Вот так творится история настоящих русских святых. Неподложных. Не фиктивных. Не высосанных из пальца. Бьющих из сердца. Если это не святость, то святости нет»37.
Образ Дарьи и Владлена в публичном пространстве складывается из нескольких важных элементов, в первую очередь из их значения
35 Kotsnews // Telegram. 2023. 3 ноября. URL: https://t.me/sashakots/43147
36 Петр Толстой // Telegram. 2023. 2 апреля. URL: https://t.me/petr_tolstoy/1729
37 Соловьев // Telegram. 2023. 2 апреля. URL: https://t.me/SolovievLive/168601
как публичных интеллектуалов и проводников национальной идеи, ведущих свою особую войну. Маргарита Симоньян пишет: «Дарья могла бы стать одной из тех людей, кто сформулирует для России новую народную идеологию, с национальным самосознанием, волей и стержнем»38. Константин Малофеев говорит о преображении России, «.. .о котором Даша мечтала еще маленькой девочкой. Читая совсем не детские книги. Возрастая одновременно как мыслитель и как самый настоящий воин, творец Русской Идеи и Русской Победы»39. Александр Коц, вспоминая о Владлене и Дарье, выделяет особую роль тех, кто занимается производством смыслов: «Он не был публицистом в привычном понимании этого слова. Он формулировал смыслы и идеи, которые симпатичны миллионам наших сограждан. Как и Дарья Дугина. Макс делал это максимально доступно, хотя сам был очень эрудированным человеком и в разговоре мог запросто сыпать словами военных теоретиков прошлого или цитатами из Нового Завета». И попутно отмечает роль Владлена во внедрении практики использования дронов, в которой многие видят залог победы в текущей войне: «Он был одним их первых энтузиастов-пассионариев, кто начал внедрять квадрокоптеры в качестве средства разведки и корректировки»40.
Александр Сладков пишет о бескорыстии идеалистов: «Что касается самого факта утраты Макса. Теряем идейных бойцов. Идейным не нужна зарплата и теплый кабинет, хватит и окопа. Идейного не перекупить, не заставить. Идейный, как герой повести Джека Лондона "Мексиканец", всегда найдет путь и метод, чтоб победить»41. Многие отмечают произошедшее в процессе борьбы за Русский мир обращение Владлена к православию. Так, Борис Корчевников пишет: «Сегодня многие будут вспоминать Макса как воина, военкора, ополченца. А я скажу: "Ушел писатель и философ". Свой путь и путь России Максим осмыслил в трех книгах: "Бег", "Война", "Медитация". А кроме основного одноименного канала "Владлен Татарский", у него был еще философский канал "Размышления Татарского", где он осмысливал события в мире, России, зоне
38 Маргарита Симоньян // Telegram. 2022. 21 августа. URL: https://t.me/margarita simonyan/11935
39 Константин Малофеев // Telegram. 2023. 20 августа. URL: https://t.me/ kvmalofeev/1946
40 Kotsnews // Telegram. 2023. 2 апреля. URL: https://t.me/sashakots/39146
41 Сладков + // Telegram. 2023. 3 апреля. URL: https://t.me/Sladkov_plus/7475
СВО с точки зрения русского православного философа. Военного богослова»42.
Другая важная часть образа относится в первую очередь к Дарье Дугиной, это архетип невинной жертвы. Его отмечают такие политические противоположности, как Максим Шевченко и Егор Холмогоров. Максим Шевченко говорит о добровольном расчеловечивании радующихся смерти Дарьи: «Хотели убить ее отца. Убили на его глазах дочь. Убийцы не найдены. Все, кто радовался смерти Даши и потом за это не извинился, это нелюди»43. Егор Холмогоров подчеркивает святость ее жертвы: «Год назад хотели убить Александра Дугина как русского идеолога. Убили Дашу как ангела. Даша была самым светлым и теплым человеком, кого я когда-либо встречал. Она принесла жертву за себя и за нас»44.
Отдельно следует выделить разнообразные формы коммемора-ции подвига Дарьи Дугиной и Владлена Татарского в публичном пространстве. В первую очередь посмертное награждение орденом Мужества, как первый знак официального признания. Денис Пу-шилин сообщает о решении назвать именем Дарьи улицу: «Теперь в Донецке улица имени Дарьи Дугиной проходит рядом с парком имени первого главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко. Конечно, такое увековечение памяти не случайно. Она для нас тоже Герой. Мы ее будем помнить, потомки наши будут ее помнить — она этого достойна»45. В Керчи появляется мемориальная табличка на Аллее героев, рядом с героем Донецкой Народной Республики Михаилом Толстых (Гиви), в Мелитополе — мурал46. Мурал Владлену тоже включен в единый символический ряд героев Донбасса Михаила Толстых (Гиви), Арсена Павлова (Моторола) и Владимира Жоги (Воха)47. Бойцы «Вагнера» называют площадь в центре только что взятого ими Артемовска именем Владлена Татарского48.
42 Борис Корчевников // Telegram. 2023. 3 апреля. URL: https://t.me/ boriskorchevnikov/2303
43 Макс атакует! // Telegram. 2023. 20 августа. URL: https://t.me/shevchenkomax_ 1/9110
44 Холмогоров // Telegram. 2023. 20 августа. URL: https://t.me/holmogortalks/30475
45 Пушилин Д.В. // Telegram. 2023. 20 августа. URL: https://t.me/pushilindenis/3720
46 Аким Апачев // Telegram. 2023. 29 апреля. URL: https://t.me/akimapachev/4427
47 Readovka // Telegram. 2023. 9 мая. URL: https://t.me/readovkanews/58590; РИА Новости // Telegram. 2023. 19 июня. URL: https://t.me/rian_ru/206202
48 Colonelcassad // Telegram. 2023. 12 мая. URL: https://t.me/boris_rozhin/85496
Интересным феноменом являются стихийные «народные мемориалы» Владлену в Москве, которые несколько раз будут ликвидироваться коммунальщиками и повторно восстанавливаться общественностью. Здесь можно зафиксировать противостояние неформальной общественной традиции памяти о героях СВО «безличному» государству. Интернет-издание "Readovka" пишет о возникновении традиции: «В Москве на Варварке восстановили стихийный мемориал в честь погибшего в результате теракта Владлена Татарского. Представители Ассоциации русских обществ принесли флаги России и Новороссии, а также распечатки с высказываниями военкора. Надписи с высказываниями Владлена Татарского и посвященные военкору стихийные мемориалы стали появляться по всей России»49. Позже мемориал на Варварке превратится в общее место памяти жертв украинского террора, там появятся фото Дарьи Дуги-ной, Александра Захарченко и других героев Донбасса и Новороссии.
К другим формам коммеморации можно отнести литературные премии, образовательные проекты и памятные издания. Так, создается литературная премия имени Владлена Татарского для авторов военной прозы, поэзии и публицистики50 и учреждается Международная молодежная премия имени Дарьи Дугиной «Русский Фронтир»51. Активно работает Народный университет имени Дарьи Дугиной52. Выпускается дневник Дарьи Дугиной «Топи и выси моего сердца»53 и сборник публицистических работ разных авторов памяти Владлена Татарского54.
Неофициальные коммеморации, разумеется, гораздо разнообразнее по формам. Активно используются «именные» средства поражения, например, дроном-камикадзе ВТ-40 («Владлен Татарский») уничтожают пехоту и бронетехнику противника55. После убийства Дарьи Дугиной ряд общественных и политических деятелей разной политической ориентации подписывает так называемое Соглашение Дарьи Дугиной, которое завершается своеобразной клятвой: «Мы,
49 Readovka // Telegram. 2023. 9 мая. URL: https://t.me/readovkanews/58590; Readovka // Telegram. 2023. 20 апреля. URL: https://t.me/readovkanews/57252
50 Петр Толстой // Telegram. 2023. 21 июля. URL: https://t.me/petr_tolstoy/1857
51 Platonova|Z // Telegram. 2023. 21 июля. URL: https://t.me/platonova153/1325
52 Народный университет им. Дарьи Дугиной // Telegram. URL: https://t.me/ naruddun
53 AGDchan // Telegram. 2023. 2 июня. URL: https://t.me/Agdchan/10461
54 Катруся // Telegram. 2023. 6 июля. URL: https://t.me/kaagranovich/4436
55 Colonelcassad // Telegram. 2023. 13 августа. URL: https://t.me/boris_rozhin/94733; Tynu40k Goblina (oper.ru) // Telegram. 2023. 29 июля. URL: https://t.me/oper_ goblin/25074
нижеподписавшиеся, призываем на время отложить свои раздоры и претензии друг к другу и сообща соработничать нашему государству, нашей Армии, нашей общей Родине для скорейшего достижения нашей общей Победы на всех фронтах»56.
К цифровым коммеморациям в первую очередь следует отнести появление ряда цифровых артефактов — от комиксов до цифровых рисунков57. Но наиболее интересной, на наш взгляд, формой, подчеркивающей саму природу цифрового пространства, являются коммеморации, выполненные в логике «цифрового бессмертия». К этому типу можно отнести продолжение публикаций в личном блоге Дарьи Дугиной и создание специального мемориального проекта «In Memory of Daria Dugina. Памяти Даши Платоновой-Дугиной»58, в рамках которого публикуются посвященные Дарье тексты, новости, цифровые артефакты и другие формы сохранения памяти. Подобным явлением можно признать продолжение передачи «Вечерний Владлен», которую вел на своем канале Владлен Татарский, и ее трансформацию в проект-флешмоб «Народный Владлен»59.
Заключение
Военная память более всего проявляется в отношении персонифицированных актов героизма, рожденных самой войной. Они становятся подлинными символами, героями нашего времени, олицетворяющими различные срезы российского общества. Участие в боевых действиях большого количества мобилизованных и добровольцев может влиять на трансформацию представлений о героизме в сторону «повседневности» подвига, когда честное исполнение долга уже воспринимается как героизм.
Однако доминирует классическое восприятие героизма как проявления сверхординарного боевого профессионализма в ситуации «один против многих», как в случае боя экипажа танка «Алеша». В предельной форме — как акта самопожертвования, когда неравный бой заканчивается гибелью героя. Еще один важный аспект в восприятии героев — это противопоставление их образа коммерциализации, духу потребительства, «показухи» и симуляций, глубоко проникших в современную российскую действительность.
56 Platonova|Z // Telegram. 2022. 3 сентября. URL: https://t.me/platonova153/251
57 Захар Прилепин // Telegram. 2023. 12 ноября. URL: https://t.me/zakharprilepin/20308
58 Platonova|Z // Telegram. URL: https://t.me/platonova153
59 Владлен Татарский // Telegram. 2023. 23 октября. URL: https://t.me/ vladlentatarsky/21994
Отдельно следует упомянуть невоенный героизм мучеников, убитых за свои взгляды. Образы Дарьи Дугиной и Владлена Татарского оказывают существенное влияние на восприятие СВО в российском публичном пространстве, с их помощью подчеркивается идея единого пантеона героев СВО, Донбасса и Русского мира.
Почитание новых героев, как живых, так и павших, отражается в практиках коммеморации, которые могут быть условно разделены на цифровые и традиционные (нецифровые) по форме, а также на существующие в разных «полях» по Д. Олику—официальном (связанном с государством) и неофициальном («народном»). Традиционные официальные практики в основном представлены награждениями, памятниками, топонимикой и муралами. Неофициальные коммемора-ции в основном варьируются от стихийных «народных мемориалов» до «именных» средств поражения противника на поле боя.
Цифровые практики включают в первую очередь мемориальные тексты в блогах, а также ряд цифровых артефактов — от комиксов до цифровых рисунков. К новым формам сохранения памяти относятся практики «цифрового бессмертия» и видеозаписи, сделанные в ходе боя. В последнем случае мы видим влияние «военной революции», вызванной массовым появлением на поле боя дронов. То, что раньше считалось детской забавой, стало важнейшим военно-техническим средством. Это находит отражение, в частности, в коммеморации героев новой военной профессии — дроновод. Но есть и другой, более важный с точки зрения исследований памяти аспект — появление и массовое распространение подвига в публичном пространстве через видеоподтверждение, съемку боя камерой дрона-разведчика. Популярная концепция мобильной памяти, выдвинутая в процессе становления исследований цифровой памяти, утверждала, что камера мобильного телефона радикально ускоряет превращение события в объект публичной сферы60. Можно утверждать, что с появлением «беспилотной памяти» происходит аналогичная революция в ме-мориализации военных подвигов и решении вечной проблемы подтверждения героических поступков на войне.
ЛИТЕРАТУРА
Александер Д. Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М.: Праксис, 2013.
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
60 Reading A. Op. cit. P. 298-311.
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Бубнов А.Ю., Савельева М.А. Память о распаде СССР в контексте разломов общественного сознания современной России (на материалах Telegram) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 6. С. 79-97.
ОликД. Фигурации памяти: процессно-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии / Пер. Д. Хлевнюк // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. C. 40-78.
Павловский А.Ф. Введение. Цифровые рамки коллективной памяти: Куда ведет цифровой поворот в memory studies? // Память в сети: цифровой поворот в memory studies: сборник статей / Под. ред. А.Ф. Павловского, А.И. Миллера. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. С. 7-48.
«Память — это не вещь и не предмет. Память — это непрерывный процесс»: Интервью с Дж.К. Оликом // Историческая экспертиза. 2018. № 4. С. 11-21.
Уинтер Д. Места памяти, места скорби: Первая мировая война в культурной истории Европы. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023.
Armstrong J. Nations before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.
Hoskins A. Media, Memory, Metaphor: Remembering and the Connective Turn // Parallax. 2011. Vol. 17. Vol. 4. P. 19-31.
Hoskins A. The Mediatization of Memory // Mediatization of Communication / Ed. K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mounton, 2014. P. 661-679.
Mosse G.L. Fallen Soldiers: Reshaping the Memory of the World Wars. New York: Oxford University Press, 1990.
Reading A. The London Bombings: Mobile Witnessing, Mortal Bodies and Globital Time // Memory Studies. 2011. Vol. 4. No. 3. P. 298-311.
Smith A.D. Myth and Memories ofthe Nation. Oxford: Oxford University Press, 1999.
REFERENCES
Alexander, J. Smysly sotsial'noi zhizni: kul'tursotsiologiia. Moscow: Praksis, 2013.
Armstrong, J. Nations before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
Assman, J. Kul'turnaia pamiat': Pis'mo, pamiat' o proshlom i politicheskaia identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti. Moscow: Iazyki slavianskoi kul'tury, 2004.
Assmann, A. Dlinnaia ten' proshlogo: Memorial'naia kul'tura i istoricheskaia politika, transl. B. Khlebnikov. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014.
Bubnov, A. Iu., and Savel'eva, M. A. "Pamiat' o raspade SSSR v kontekste razlomov obshchestvennogo soznaniia sovremennoi Rossii (na materialakh Telegram)," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 6, 2022, pp. 79-97.
Giesen, B. Triumph and Trauma. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.
Hoskins, A. "Media, Memory, Metaphor: Remembering and the Connective Turn," Parallax, Vol. 17, Vol. 4, 2011, pp. 19-31.
Hoskins, A. "The Mediatization of Memory," Mediatization of Communication, ed. K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mounton, 2014, pp. 661-679.
Mosse, G. L. Fallen Soldiers: Reshaping the Memory of the World Wars. New York: Oxford University Press, 1990.
Olick, J. "Figuratsii pamiati: protsessno-reliatsionnaia metodologiia, illiustriruemaia na primere Germanii," transl. D. Khlevniuk, Sotsiologicheskoe obozrenie, Vol. 11, No. 1, 2012, pp. 40-78.
Olick, J. "Pamiat' — eto ne veshch' i ne predmet. Pamiat' — eto nepreryvnyi protsess," Istoricheskaia ekspertiza, No. 4, 2018, pp. 11-21.
Pavlovskii, A. F. "Vvedenie. Tsifrovye ramki kollektivnoi pamiati: Kuda vedet tsi-frovoi povorot v memory studies?" Pamiat' v seti: tsifrovoipovorot v memory studies: sbornik statei, eds. A. F. Pavlovskii, and A. I. Miller. St. Petersburg: European Universoty in St. Petersburg Press, 2023, pp. 7-48.
Reading, A. "The London Bombings: Mobile Witnessing, Mortal Bodies and Globital Timem" Memory Studies, Vol. 4, No. 3, 2011, pp. 298-311.
Smith, A. D. Myth and Memories of the Nation. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Winter, J. Mestapamiati, mesta skorbi: Pervaia mirovaia voina v kul'turnoi istorii Evropy. St. Petersburg: European Universoty in St. Petersburg Press, 2023.
ОБ АВТОРАХ
Александр Юрьевич Бубнов — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), ведущий научный сотрудник научно-проектного отдела научно-инновационного управления Государственного академического университета гуманитарных наук (Мароновский пер., д. 26, 119049, Москва, Россия), e-mail: [email protected].
Мария Александровна Савельева — кандидат политических наук, младший научный сотрудник научно-проектного отдела научно-инновационного управления Государственного академического университета гуманитарных наук (Мароновский пер., д. 26, 119049, Москва, Россия), e-mail: [email protected].
ABOUT THE AUTHORS
Aleksandr Yurievich Bubnov — Kandidat of Philosophy, Associate Professor, Program on the History and Theory of Politics, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskiye Gory 1, Moscow 119991, Russia), and Leading Research Fellow, Scholarly Project Department, Scientific and Innovative Management, State Academic University of Humanities (Maronovsky per. 26, Moscow 119049, Russia), e-mail: [email protected].
Maria Aleksandrovna Savelieva — Kandidat of Political Science, Junior Research Fellow, Scholarly Project Department, Scientific and Innovative Management, State Academic University of Humanities (Maronovsky per. 26, Moscow 119049, Russia), e-mail: [email protected].