Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2024. № 1. С. 27-42. Lomonosov Political Science Journal, No. 1, 2024, pp. 27-42.
DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-1-27-42 Научная статья / Research paper
Д.А. Аникин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный академический университет гуманитарных наук (Москва, Россия)
ВОЕННЫЕ КОММЕМОРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ И НОВЫЕ ПРАКТИКИ1
В статье исследуется трансформация коммеморативных практик в современной российской школе на примере сравнительного анализа советских практик, посвященных Великой Отечественной войне, и новых способов увековечивания участников специальной военной операции. Выделяются три вида коммеморативных практик, актуализировавших в образовательном пространстве советской школы память о Великой Отечественной войне: номинативно-организационные (переименованиеучебных заведений, установка мемориальных табличек), музейно-выставочные (экспозиции в школьных музеях) и церемониальные (приглашение ветеранов для проведения открытых уроков). Современные коммеморации, связанные с увековечиванием специальной военной операции, опираются на те символические практики, которые были выработаны в советском обществе. Вместе с тем они осуществляют не замену, а пролонгирование уже имеющихся практик, формируя трактовку специальной военной операции как логического продолжения борьбы советского народа против нацизма. Сложным для современных коммемораций остается вопрос о соотнесении памяти о локальных вооруженных конфликтах (например, о войне в Афганистане) с указанной преемственностью коммеморативных практик, а также определение критериев отбора тех персонажей и событий, которые нуждаются в коммеморации.
1 Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-0009 «Практики мемориализации специальной военной операции в контексте современной исторической политики») при поддержке Экспертного института социальных исследований.
© Аникин Д.А., 2024
Ключевые слова: коммеморации, конфликт, школа, образовательное пространство, политика памяти, школьный музей, ветераны.
Для цитирования: Аникин Д.А. Военные коммеморации в образовательном пространстве современной России: советское наследие и новые практики // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 1. С. 27-42. DOI: 10.55959/М8Ш868-4871-12-2024-2-1-27-42.
D.A. Anikin
Lomonosov Moscow State University, State Academic University for the
Humanities (Moscow, Russia)
MILITARY COMMEMORATIONS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF CONTEMPORARY RUSSIA: SOVIET HERITAGE AND NEW PRACTICES
The article explores the problem of transforming military commemorative practices in a contemporary Russian school with the help of a comparative analysis of Soviet practices related to the Great Patriotic War and new ways to perpetuate participants in a special military operation. There are three types of commemorative practices that updated the memory of the Great Patriotic War in the educational space of the Soviet school: nominative and organizational (renaming educational institutions, installing memorial plaques), museum and exhibition (expositions in school museums) and ceremonial (inviting veterans to conduct open lessons). Current commemorations related to the perpetuation of a special military operation rely on those symbolic practices that were developed in Soviet society. At the same time, they do not replace, but prolong existing practices, forming the interpretation of a special military operation as a logical continuation of the struggle of the Soviet people against Nazism. The difficult point of current military commemorations remains the question how memory of local conflicts (for example, the war in Afghanistan) can relate to the indicated continuity of commemorative practices as well as how to define the criteria for the selection of those characters and events that need commemoration.
Key words: commemorations, conflict, school, educational space, memory policy, school museum, veterans.
For citations: Anikin, D. A. "Military Commemorations in the Educational Space of Contemporary Russia: Soviet Heritage and New Practices," Lomonosov Political Science Journal, No. 1, 2024, pp. 27-42. (In Russ.) DOI: 10.55959/ MSU0868-4871-12-2024-2-1-27-42.
Необходимость увековечивания памяти участников специальной военной операции (СВО) означает актуализацию ряда коммемора-тивных практик, которые были разработаны в советском обществе для увековечивания памяти о Великой Отечественной войне. Сам по себе набор этих практик известен, но вместе с тем недостаточно исследованы их появление и трансформация в постсоветский период. Набор коммемораций СВО является достаточно разветвленным, в данной статье основным предметом исследования станет эволюция коммеморативных практик в образовательном пространстве (прежде всего школьном), что, однако, не исключает экскурсов в сопредельные сферы, поскольку часть используемых в настоящее время практик представляет собой синтез сугубо образовательных форм с другими формами обращения к прошлому (например, музейно-экспозиционной деятельностью или топонимической политикой).
Великая Отечественная война
в пространстве советской школы
А.А. Линченко и О.В. Головашина отмечают, что в развитом советском обществе Великая Отечественная война становится важным элементом гражданской религии, постепенно оттесняя на задний план, но полностью не отменяя, коммеморации Октябрьской революции и Гражданской войны2. Этот процесс носил нелинейный характер, растянувшись на несколько десятилетий — от момента окончания самой войны до кодификации стихийно сложившихся практик и формирования устойчивого набора способов увековечивания и поддержания памяти о войне в 1970-е гг.
А.Б. Юдкина показывает, как еще в 1950-е гг., задолго до официального возвращения к идее о необходимости мемориализации Великой Отечественной войны, происходит постепенное оформление отдельных элементов «культа Победы»3. Местные инициативы, связанные с увековечиванием памяти о представителях конкретного сообщества (неважно, имеются в виду жители населенного пункта или члены трудового коллектива), начинают возникать на территории тех регионов, которые наиболее пострадали во время боевых действий или оккупации. Но, учитывая расселение ветеранов
2 Линченко А.А., Головашина О.В. «И значит нам нужна одна победа...»: Память о Победе в советской и российской школе // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С.100-101.
3 Юдкина А.Б. «Памятник без памяти»: Первый Вечный огонь в СССР // Неприкосновенный запас. 2015. № 3. С. 112-134.
после окончания войны по всей территории страны, достаточно оперативно появляются неформальные (низовые) практики и в тех регионах СССР, которые непосредственно не были затронуты боевыми действиями.
Оставляя за пределами многообразные формы стихийной комме-морации (создание неформальных ветеранских организаций и проведение встреч, возникновение мемориалов), стоит сосредоточиться только на тех практиках коммеморации, которые напрямую были связаны с образовательными учреждениями, прежде всего школами. Показательно, что в свежей книге М. Эделе, посвященной ветеранам Великой Отечественной войны, упор делается на институционали-зацию ветеранского движения в СССР, но не уделяется внимания ритуализированному присутствию ветеранов в символическом пространстве школы. Хотя на самом деле значимым элементом социализацию подрастающего поколения в советском обществе являлись приуроченные к 9 Мая визиты ветеранов и проведение открытых уроков, которые были призваны подчеркнуть непреходящее значение Великой Отечественной войны для всех категорий населения4.
В этом смысле показателен пример школы № 121 в Новосибирске, где инициатором возникновения коммеморативных практик был бывший старший сержант Д.Д. Бутаков, организовавший в 1960-е гг. ряд акций, которые впоследствии получили распространение уже на общесоюзном уровне. Речь идет о высаживании к юбилею Победы в 1965 г. на берегу Обского водохранилища Аллеи Памяти павших воинов-сибиряков, а также ежегодное возложение лучшими учениками выпускных классов Гирлянд памяти5.
В контексте темы статьи особенно важно, что Д.Д. Бутаков инициировал создание школьного музея, сконцентрированного именно вокруг темы Великой Отечественной войны. Этот музей открылся уже в 1966 г. — изначально в специальном помещении, выделенном для групп продленного дня и музея, а затем, после открытия нового здания школы в 1972 г., он стал полноценным школьным музеем6.
Аналогичные истории, связанные с другими школьными музеями, подчеркивают, что на использование коммемораций Великой
4 Эделе М. Советские ветераны Второй мировой войны: Народное движение в авторитарном государстве. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
5 Школьный музей «Землянка» // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 121 "Академическая"». URL: https://sch121nsk.edusite.ru/p9aa1.html
6 Там же.
Отечественной войны в образовательных учреждениях советского времени повлиял ряд факторов. С политической точки зрения ключевым моментом для использования данных коммемораций в воспитательной работе стоит считать официальное отмечание в 1965 г. юбилея Победы, во многом легитимировавшего темы ветеранов и их символического наследия в публичном пространстве. Но не стоит преуменьшать и значение «низовых» практик, которые начинают складываться в разных уголках страны — не только на территориях, оказавшихся в зоне фронта или оккупации, — уже в начале 1960-х гг., что указывает на символический консенсус советского общества вокруг значения этого события для истории страны.
Опираясь на классификацию И.С. Огоновской7, можно выделить следующие виды коммеморативных практик, которые были представлены в советском образовательном пространстве:
1. Номинативно-организационная коммеморация (увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны в наименованиях образовательных учреждений и памятных табличках). Отдельные прецеденты подобной практики имели место и раньше, но они касались наиболее ярких образов героев, активно используемых в советской печати. Так, уже в 1944 г. школа № 201 города Москвы постановлением СНК РСФСР получила почетное имя своей выпускницы Зои Космодемьянской, в 1956 г. указ Президиума Верховного Совета СССР присвоил этой школе имя Зои и Александра Космодемьянских8. Но наиболее активное увековечивание в школах имен выпускников — героев и участников Великой Отечественной войны начинается в начале 1960-х гг., когда (еще один важный показатель) руководителями школ начинают становиться сами участники войны.
2. Музейно-выставочная коммеморация (экспозиции в школьных музеях, посвященные участникам и событиям Великой Отечественной войны). Проникновение в экспозиции школьных музеев сначала отдельных экспонатов, связанных с участниками Великой Отечественной войны, а затем и постепенное создание полноценных
7 Огоновская И.С. Коммеморативные практики как инструмент сохранения памяти о военной истории России // Одна на всех трагедия и одна Победа: Международная научно-практическая конференция к 80-летию начала Великой Отечественной войны (Оренбург, 28-29 мая 2021 г.): Сборник статей. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2021. С. 238.
8 Из истории школы // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских». URL: https:// gym201s.mskobr.ru/o-nas/obshaya-informatciya
школьных музеев по данной тематике также можно датировать первой половиной 1960-х гг. В своем исследовании ленинской тематики в школьных музеях Л.Г. Богданов и И.А. Комиссарова отмечают: «В 1960-е гг. в СССР шел активный процесс стандартизации общественных и политических ритуалов, что влекло за собой определение профиля, тематики, а также необходимость комплектации фондов в соответствии с ними»9.
Стоит обратить внимание на то, что на уровне образовательных учреждений процесс организации музеев долгое время не имел нормативной базы. Только в 1974 г. появляется Положение о школьных музеях, причем в постановлении об его утверждении речь о Великой Отечественной войне вообще не поднимается: «В последние годы комсомольские и пионерские организации, педагогические коллективы проводят большую, разностороннюю работу по изучению родного края, воспитанию учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, Коммунистической партии, Ленинского комсомола. Особенно широкий размах эта работа приобрела в связи с празднованием 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 50-летия образования СССР, подготовкой к 50-летию присвоения комсомолу и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина»10. Школьные экспозиции, посвященные военным коммеморациям, вписываются в официальный набор советской символической политики, укрываясь под скромным наименованием «боевых традиций советского народа».
3. Церемониальная коммеморация (визиты ветеранов войны в школы). Формирование данной коммеморации происходило в контексте изменений традиционных советских ритуалов на рубеже 1960-70-х гг. Речь идет прежде всего о ритуалах приема в пионеры и в комсомольцы, которые стоит отнести к наиболее важным в жизни советского школьника, поскольку они означали существенное расширение социальных возможностей и перспектив, являясь, по сути, «обрядами перехода».
9 Богданов Л.Г., Комиссарова И.А. Музейный бум и феномен ленинских комнат в образовательных учреждениях (на материалах Ивановской области) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3. С. 98.
10 Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Коллегии Министерства культуры СССР № 8/58а от 19 августа 1974 г. «Об утверждении Положения о школьном музее».
Показательно, что уже в начале 1970-х гг. исследователь В.А. Руднев характеризует эти ритуалы следующим образом: «Эта торжественная церемония, как правило, проводится у памятников В.И. Ленину, выдающихся деятелей Коммунистической партии, героев революции и Великой Отечественной войны»11. Еще более показательным представляется совмещение коммеморативных практик, отмеченное тем же исследователем: «На этой торжественной церемонии обязательно выступает участник Великой Отечественной войны, один из тех, кто ушел на войну комсомольцем или вступил в комсомол на фронте. Он рассказывает о подвигах комсомольцев-воинов, об их беззаветном героизме»12.
Н.И. Чуркина на основании собранных интервью респондентов подтверждает, что использование образа Великой Отечественной войны для усиления символического значения советских ритуалов начинается уже в 1960-е гг., изначально принимая характер локальных, «низовых» практик: «Кроме этого, эмоциональный накал ритуала повышался за счет приглашения уважаемых людей, это могли быть участники войны или члены их семей, общественные деятели. Так, например, респондент до сих пор помнит, что ему в 1961 г. повязала галстук "мать героя Советского Союза, мать нашего земляка, Петра Осминина"»13.
Изначальная привязка публичного выступления ветеранов перед школьниками к системе советских ритуалов подтверждается тем, что, как правило, визиты ветеранов в школы приурочивались к концу апреля — началу мая, что задавало многозначный символический вектор. С одной стороны, максимальная приближенность к 9 Мая как дню окончания войны, а с другой — привязка ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), когда традиционно и проходили церемонии принятия в пионеры и комсомольцы. Можно даже отметить, что по мере вступления советского общества в его позднюю пору функционирования, отмеченную кризисом идеологического содержания школьных ритуалов, подобные визиты ветеранов все чаще отделялись от ритуального вступления в молодежные организации, становясь самостоятельным элементом воспитательной работы.
11 Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л.: Лениздат, 1974. С. 31.
12 Там же. С. 32.
13 Чуркина Н.И. Ритуал «прием в пионеры» в репрезентациях школьников эпохи позднего социализма // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2. С. 230.
Кризис военных коммемораций в постсоветской России
Распад Советского Союза привел к трансформации национальной идентичности и снижению значимости военных коммемораций как в конструировании идентичности, так и в школьном образовании. К изменению социально-политического контекста добавлялся и демографический фактор — поколение ветеранов Великой Отечественной войны все в большей степени исключалось из активной социальной жизни в силу возраста. В сложившихся условиях поддержание военных коммемораций становилось исключительно делом конкретного образовательного учреждения, что привело к существенной дифференциации мемориального ландшафта — наряду со школами, сохранившими советские практики приглашения ветеранов, поддержания деятельности школьных музеев и поисковых отрядов, часть образовательных учреждений постепенно отказалась от тех практик, которые выглядели рудиментом ушедшей эпохи для нового поколения руководителей.
Разумеется, в наименьшей степени пострадали номинативно-организационные коммеморации, но даже они лишились важной ритуальной составляющей. Если наименования школ в честь героев Великой Отечественной войны оставались в неприкосновенности, то задействование самих образов героев в перформативных практиках (например, прием в пионеры) оказалось сведено к нулю. В результате образы героев, увековеченных в названиях образовательных учреждений, становились все менее ясными для школьников.
Только поворот к актуализации памяти о Великой Отечественной войне в качестве элемента построения гражданской нации в постсоветской России привел к постепенной реабилитации советских практик использования военных коммемораций в образовательных учреждениях. Стоит отметить, что актуализация ряда советских коммеморативных практик произошла еще несколько лет назад, что позволило органично вписать увековечивание памяти участников СВО в уже имеющийся шаблон.
В 2014 г. активизируется деятельность Общероссийского народного фронта (ОНФ) по увековечиванию исторической памяти, в том числе и о Великой Отечественной войне. В контексте проблематики данной статьи стоит обратить внимание на проект ОНФ «Имя героя — школе», который появился в том же 2014 г. Цель этого проекта обозначена на официальном сайте: «Через механизм присвоения российским школам имен выдающихся соотечественников
развивать у учащихся интерес к более глубокому изучению истории и культуры своей страны, формировать у них высокие моральные ориентиры на основе выдающихся поступков конкретных людей, развивать у них мнение о России как стране Героев»14. За время существования проекта новые имена были присвоены (по официальной информации) 337 школам, причем стоит обратить внимание на то, что подбор героев носит разнонаправленный характер — встречаются как участники Великой Отечественной войны, так и герои чеченских войн, а также люди, совершившие подвиги в мирное время (пожарные, спасатели и т.д.). Последняя информация о присвоении имен героев датируется на сайте проекта весной 2020 г., после этого информации о его продолжении или прекращении нет.
В 2017 г. появился проект «Новая школа» партии «Единая Россия» (в 2022 г. он был продлен до 2026 г.), одним из направлений реализации которого стала «Парта героя»15. По словам координатора проекта, члена Президиума Генерального совета партии, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению А.И. Аршиновой, «цель этого образовательного проекта — в доступной форме рассказать школьникам о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и готовность к самопожертвованию. Каждый герой имеет непосредственное отношение к той школе, в которой устанавливается Парта героя. Это, безусловно, важный для воспитания молодежи и объединяющий поколения образовательный проект. И право сидеть за такой партой предоставляется ученикам за отличия в учебе и активное участие в жизни школы»16.
Показательно, что в отличие от ряда федеральных проектов, направленных на увековечивание памяти о Великой Отечественной войне, проект «Парта героя» с самого начала имел более широкую ориентацию. Так, первый пример установки подобной парты 22 февраля 2018 г. в школе № 4 города Красноярска был связан с памятью участника Афганской войны Олега Курагина, который был учеником
14 Имя героя — школе. О Проекте // Патриотические проекты ОНФ. URL: https:// imena.onf.ru/projects/imya-geroya-shkole
15 Паспорт федерального партийного проекта «Новая школа» // Полит-Москва. URL: https://polit-moscow.ru/wp-content/uploads/2020/09/novaja-shkola.pdf
16 «Единая Россия» запускает пилотный проект «Парта Героя» в школах страны // Фракция «Единая Россия» в Государственной Думе. 2018. 20 февраля. URL: https:// er-gosduma.ru/news/edinaya-rossiya-zapuskaet-pilotnyy-proekt-parta-geroya-v-shkolakh-strany/
данной школы, а потом получил орден Красного Знамени посмертно17. Выбор места установки первой парты является не случайным, поскольку инициатором акции выступил депутат Государственной Думы от Красноярского края, заместитель председателя комитета по обороне Ю.Н. Швыткин. По его словам, «акция полезна и важна для подрастающего поколения, ведь ребята узнают больше о своих земляках, проявивших свою доблесть и мужество на полях сражений Великой Отечественной войны»18.
Несмотря на то что выбор героя для первого открытия парты, а также общая риторика проекта отсылают прежде всего к военным коммеморациям, диапазон подбора героев оказался более широким. Уже в апреле 2018 г. Ю.Н. Швыткин принял участие в открытии очередной парты в школе № 30 города Севастополя, которая была посвящена Герою России, космонавту А.Н. Шкаплерову. Сам космонавт принял участие в церемонии открытия, обратившись к школьникам с борта космического корабля: «Парта откроется и в моей родной школе № 30 в городе Севастополе, в классе, где работает моя первая учительница. Получайте новые знания, покоряйте новые высоты, будьте первыми в деле, которое вам по душе»19.
Таким образом, в 2014-2018 гг. появляется ряд общественно-государственных проектов, которые актуализируют советские практики военных коммемораций, сознательно расширяя их за счет позднесоветских и постсоветских конфликтов, включая Афганскую войну и чеченские войны. Эти проекты выполняют две функции — воспитательную и символическую. В первом случае формируется ряд хронологически близких и понятных школьникам образов, которые могут использоваться в качестве демонстрации героизма и патриотизма. Вторая функция реализуется через вписывание локальных конфликтов в общую рамку защиты Родины, тем самым нивелируется вопрос о необходимости использования вооруженного контингента на территории Афганистана, а также неоднозначная
17 Алексеев Н. В Красноярске появилась «Парта Героя» // Столица 24. 2018. 22 февраля. URL: https://stolitca24.ru/news/19-fevralya-byla-otkryta-pervaya-parta-geroya-v-krasnoyarske/
18 Юрий Швыткин: Благодаря проекту «Парта героя» школьники узнают о подвигах своих земляков // Рамблер. Новости. 2020. 8 декабря. URL: https://news.rambler. ru/sociology/45397313/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink
19 Первая «Парта героя» появилась в Крыму // Телеканал «Енисей». 2018. 16 апреля. URL: https://www.enisey.tv/news/post-9261/
(в контексте символических противостояний 1990-х гг.) трактовка конфликта в Чечне.
Практики коммеморации СВО
в образовательном пространстве
В отличие от советской практики увековечивания памяти о Великой Отечественной войне, которая началась как «низовая» инициатива, а впоследствии получила легитимацию на всесоюзном уровне, память об СВО и ее участниках стала фиксироваться на всех уровнях практически сразу после начала операции.
Особую актуальность приобрели «уроки мужества», в проведении которых можно заметить определенную динамику — если первые месяцы СВО они были посвящены ее участникам, то начиная с весны 2023 г. все активнее формируется практика приглашения самих ветеранов СВО для проведения открытых уроков. В мае 2023 г. Министерство обороны Российской Федерации провело акцию «Воины Z — Поколению Z», в рамках которой участники СВО провели открытые уроки в довузовских образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Твери и Ульяновска20. На протяжении 2023 г. практика проведения таких уроков не только в специализированных, но и в обычных образовательных учреждениях стала вполне привычной.
К сожалению, практика проведения «уроков мужества» не избавляет от потенциальных эксцессов, которые могут возникать в данной ситуации. Например, в городе Аткарске Саратовской области в ноябре 2023 г. был задержан участник СВО, который провел «урок мужества» в школе № 6, а затем нанес телесные повреждения собственным соседям21. Если в советском обществе вопрос приглашения ветеранов курировался ветеранскими организациями (что не исключало установления «партнерских отношений» между конкретным ветераном и образовательным учреждением), то в настоящее время институциональная схема взаимодействия не выработана, что и приводит к таким негативным последствиям.
В этом смысле показательно, что во время прямой линии Президента Российской Федерации В.В. Путина 14 декабря 2023 г. тоже был
20 Ветераны СВО провели «урок мужества» для суворовцев пансиона Минобороны // РИА Новости. 2023. 20 мая. https://ria.ru/20230520/veterany-1873067759.html
21 Ткаченко Н. Под Саратовом задержали участника СВО, который провел «урок мужества» а затем избил соседей // Южный федеральный. 2023. 17 ноября. URL: https://u-f.ru/news/criminal/u25354/2023/11/17/368263
поднят вопрос об участии ветеранов СВО в воспитательной деятельности в рамках школьного образования22. Причем в данном случае речь шла не только о трудоустройстве конкретных физических лиц, но и о том символическом значении, которое приобретают ветераны СВО в качестве особой социальной группы. Символические контуры этой группы, а также основные параметры коллективной идентичности и форм ее воспроизводства только складываются. Данный процесс, если судить по аналогии с возникновением объединений ветеранов Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, может затянуться не на один год, причем он будет сопровождаться выработкой консолидированного восприятия по отношению к СВО как основному фактору коллективной идентификации, в ходе которой могут быть различные символические расколы и размежевания.
Другая форма военных коммеморативных практик, активно используемых в современном российском обществе, — номинативно-организационные. Первые примеры присваивания школам имен участников СВО уже известны в самых различных регионах России. Так, в марте 2023 г. школе № 14 Владивостока присвоили имя старшего лейтенанта 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения ВДВ Евгения Орлова, погибшего в июле 2022 г.23 В Лениногорске (республика Татарстан) школа № 6 получила имя своего выпускника, героя Российской Федерации, старшего лейтенанта Дамира Исламова24. В последнем случае можно говорить уже о формировании определенного символического капитала, выступающего предметом конкуренции, поскольку бюст Дамира Исланова еще в сентябре 2022 г. был установлен на территории Казанского высшего танкового училища, выпускником которого он также являлся.
Быстрота номинативных коммемораций, опережающих необходимые решения органов власти, периодически порождает сложные ситуации. В частности, в Омске в публичном пространстве разразился конфликт, в ходе которого директор одной из школ была обвинена в нежелании повесить на стену школы табличку в память о погибшем выпускнике. По итогу же оказалось, что речь шла лишь
22 Путин: будем расширять участие ветеранов в воспитании школьников // Коммерсантъ. 2023. 14 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6397374
23 Школе во Владивостоке дали имя в честь героя 45-й бригады спецназа ВДВ Евгения Орлова // PrimaMedia. 2023. 3 марта. URL: https://primamedia.ru/news/1461921/
24 В Татарстане появится первая школа, которой присвоят имя героя СВО // БИЗНЕС Online. 2023. 22 июля. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/601245
о необходимости собрать комплект документов и получить разрешение местного муниципального органа, без чего табличка по закону не может быть установленной25. Комментарии представителей публичной власти по поводу этого конфликта демонстрируют и более общую тенденцию неоднозначного отношения если не к самой номинативной практике, то к перспективам ее расширения, что может привести к девальвации самой памяти о героях СВО в качестве символического капитала. Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Михаил Берула-ва заявил, что патриотическое воспитание не должно превращать школу в мемориал26. Противоположную позицию высказал другой депутат Государственной Думы, Александр Хинштейн, подчеркнув, что увековечивание памяти является одной из важнейших государственных задач27.
Еще одной распространенной коммеморативной практикой является музеефикация памяти об участниках и событиях СВО в экспозициях школьных музеев. По сообщению Министерства просвещения, приуроченному к празднованию Дня героев 9 декабря 2023 г., «на сегодняшний день открыто более 14 тыс. музеев, экспозиций, уголков, музейных комнат, рассказывающих о подвигах наших соотечественников в рамках СВО»28. В августе 2023 г. были опубликованы «Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции, и использованию артефактов из зоны специальной военной операции», в которых определяется не только регламент формирования уголков или экспозиций, но и даются советы по конкретным формам музеефикации, например, передвижным экспозициям или виртуальным выставкам.
25 Гончарова А. «Здесь вам не кладбище»: Директора российской школы обвинили в отказе установить мемориальную доску в честь бойца СВО // Lenta.ru. 2023. 13 декабря. URL: https://lenta.ru/news/2023/12/13/zdes-vam-ne-kladbische-direktor-omskoy-shkoly-otkazalas-ustanovit-pamyatnuyu-dosku-v-chest-pogibshego-boytsa-svo/
26 Палей И. В Госдуме отреагировали на призыв не создавать у школ некрополи // Lenta.ru. 2023. 25 ноября. URL: https://lenta.ru/news/2023/11/25/v-gosdume-otreagirovali-na-prizyv-ne-sozdavat-u-shkol-nekropoli/
27 Палей И. Хинштейн отреагировал на призыв мэра Пензы не создавать некрополи на стенах школ // Lenta.ru. 2023. 25 ноября. URL: https://lenta.ru/news/2023/11/25/ hinshteyn-otreagiroval-na-prizyv-mera-penzy-ne-sozdavat-nekropoli-na-stenah-shkol/
28 Более 14 тысяч музеев и экспозиций об участниках СВО открыты в российских школах // Минпросвещения России. 2023. 9 декабря. URL: https://edu.gov. ru/press/7929/bolee-14-tysyach-muzeev-i-ekspoziciy-ob-uchastnikah-svo-otkryty-v-rossiyskih-shkolah/
Выводы
Складывание практик военной коммеморации в советской школе происходило в середине 1960-х гг., когда спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны уже сформировалась институциональная структура (Советский комитет ветеранов войны и локальные организации) и вопрос отбора объектов коммеморации был достаточно урегулирован. Ключевые фигуры советского военного пантеона получили всеобщее признание, что не исключало формирования практик увековечивания памяти локальных героев, значимых для конкретного населенного пункта или школы. В силу отсутствия особых привилегий для участников войны сам статус ветерана еще не стал своеобразным символическим капиталом, как во второй половине 1980-х гг., поэтому общественная деятельность по увековечиванию памяти о войне воспринималась как почетная, но еще не сопряженная с определенными экономическими благами. При этом существенным обстоятельством формирования военных коммемораций является их соотнесение с ритуальными практиками советского общества, разрыв между ними символизирует уже постепенную деидеологизацию общества «развитого социализма».
В современных военных коммеморациях можно увидеть прямые отсылки к советским практикам — присваивание имен героев образовательным учреждениям, увековечивание памяти в табличках и партах, использование отдельных предметов и личных вещей в экспозициях школьных музеев, проведение «уроков мужества». Вместе с тем существенными являются и различия.
Во-первых, кратким является временной промежуток между коммеморируемым событием и самой коммеморацией, что может привести к необходимости корректировки используемого образа по мере появления новой информации. Само по себе это обстоятельство не может служить препятствием для увековечивания памяти, но требует тщательной предварительной работы по подготовке коммеморативной практики.
Во-вторых, в советском обществе военные коммеморации вписывались в ту систему социальных ритуалов, которая пронизывала все общество (особенно на протяжении школьного обучения), подкрепляя эту систему конкретными примерами и придавая эмоциональный характер восприятию самих ритуалов. В настоящее время формирование в символическом пространстве образовательных учреждений памяти об участниках и событиях СВО носит децен-
трализованный характер. По сути, можно наблюдать символическую борьбу между отдельными образовательными учреждениями не за присвоение конкретного образа, а за само включение этих образов в актуальную символическую повестку, что снижает потенциал ком-мемораций. Существенной задачей для современного российского общества станет встраивание уже осуществляемых коммемораций в систему воспроизводства образов и смыслов, которые будут ориентированы на формирование не ретроспективной, а перспективной символической повестки.
ЛИТЕРАТУРА
Богданов Л.Г., Комиссарова И.А. Музейный бум и феномен ленинских комнат в образовательных учреждениях (на материалах Ивановской области) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3. С. 96-106.
Линченко А.А., Головашина О.В. «И значит нам нужна одна победа...»: Память о Победе в советской и российской школе // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 99-113.
Огоновская И.С. Коммеморативные практики как инструмент сохранения памяти о военной истории России // Одна на всех трагедия и одна Победа: Международная научно-практическая конференция к 80-летию начала Великой Отечественной войны (Оренбург, 28-29 мая 2021 г.): Сборник статей. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2021. С. 237-241.
Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л.: Лениздат, 1974.
Чуркина Н.И. Ритуал «прием в пионеры» в репрезентациях школьников эпохи позднего социализма // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2. С. 229-235.
Эделе М. Советские ветераны Второй мировой войны: Народное движение в авторитарном государстве. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
Юдкина А.Б. «Памятник без памяти»: Первый Вечный огонь в СССР // Неприкосновенный запас. 2015. № 3. С. 112-134.
REFERENCES
Bogdanov, L. G., and Komissarova, I. A. "Muzeinyi bum i fenomen leninskikh kom-nat v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh (na materialakh Ivanovskoi oblasti)," Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, No. 3, 2023, pp. 96-106.
Churkina, N. I. "Ritual 'priem v pionery' v reprezentatsiiakh shkol'nikov epokhi pozdnego sotsializma," Vestnik Omskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniia, No. 2, 2022, pp. 229-235.
Edele, M. Sovetskie veterany Vtoroi mirovoi voiny: Narodnoe dvizhenie v avtoritar-nom gosudarstve. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2023.
Iudkina, A. B. " 'Pamiatnik bez pamiati': Pervyi Vechnyi ogon' v SSSR," Neprikos-novennyi zapas, No. 3, 2015, pp. 112-134.
Linchenko, A. A., and Golovashina, O. V. " 'I znachit nam nuzhna odna pobeda...': Pamiat' o Pobede v sovetskoi i rossiiskoi shkole," Dialog so vremenem, Vol. 67, 2019, pp. 99-113.
Ogonovskaia, I. S. "Kommemorativnye praktiki kak instrument sokhraneniia pamiati o voennoi istorii Rossii," Odna na vsekh tragediia i odna Pobeda: Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia k 80-letiiu nachala Velikoi Otechestvennoi voiny (Orenburg, 28-29 maia 2021 goda): Sbornik statei. Orenburg: OGPU Press, 2021, pp. 237-241.
Rudnev, V. A. Sovetskie obychai i obriady. Leningrad: Lenizdat, 1974. ОБ АВТОРЕ
Даниил Александрович Аникин — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), ведущий научный сотрудник научно-проектного отдела научно-инновационного управления Государственного академического университета гуманитарных наук (Мароновский пер., д. 26, 119049, Москва, Россия), e-mail: [email protected].
ABOUT THE AUTHOR
Daniil Aleksandrovich Anikin — Kandidat of Philosophy, Associate Professor, Program on the History and Theory of Politics, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskiye Gory 1, Moscow 119991, Russia), and Leading Research Fellow, Scholarly Project Department, Scientific and Innovative Management, State Academic University of Humanities (Maronovsky per. 26, Moscow 119049, Russia), e-mail: [email protected].