Научная статья на тему 'Герменевтический психологический метод исследования в деятельности по обеспечению информационной безопасности: педагогический аспект'

Герменевтический психологический метод исследования в деятельности по обеспечению информационной безопасности: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
514
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / PSYCHOLOGICAL RESEARCH METHODS / HERMENEUTIC METHOD / INFORMATIONAL SECURITY ENSURING / INFORMATION PROTECTION SPECIALIST / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астахова Людмила Викторовна, Харлампьева Татьяна Васильевна

В статье рассмотрены герменевтические психологические методы исследования в отношении к деятельности по обеспечению информационной безопасности, отражены педагогические условия, обеспечивающие их эффективное освоение будущими специалистами по защите информации в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hermeneutic Psychological Research Methods in Informational Security Ensuring Activity: Pedagogical Aspect

The article reveals hermeneutic psychological research methods in informational security ensuring activity; reflects pedagogical environmental complex which ensures its effective digestion by the future information protection specialists during their education at university.

Текст научной работы на тему «Герменевтический психологический метод исследования в деятельности по обеспечению информационной безопасности: педагогический аспект»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 002.6 + 004 ББК Ч481.23 + Ю941.2

Астахова Людмила Викторовна

доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Astakhova LyudmilaViktorovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chelyabinsk Харлампьева Татьяна Васильевна кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск

Kharlampieva Tatiana Vasilievna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chelyabinsk

Герменевтический психологический метод исследования в деятельности по обеспечению информационной безопасности: педагогический аспект Hermeneutic Psychological Research Methods in Informational Security Ensuring Activity: Pedagogical Aspect В статье рассмотрены герменевтические психологические методы исследования в отношении к деятельности по обеспечению информационной безопасности, отражены педагогические условия, обеспечивающие их эффективное освоение будущими специалистами по защите информации в процессе обучения в вузе.

The article reveals hermeneutic psychological research methods in informational security ensuring activity; reflects pedagogical environmental complex which ensures its effective digestion by the future information protection specialists during their education at university.

Ключевые слова: психологические методы исследования, герменевтический метод, обеспечение информационной безопасности, специалист по защите информации, обучение в вузе.

Key words: psychological research methods, hermeneutic method, informational security ensuring, information protection specialist, university education.

В современной педагогической науке активно развивается «педагогическая

герменевтика» как новое течение, в центре внимания которого находится герменевтика как мировоззренческая и методологическая база строительства гуманистической коммуникации в процессе обучения и воспитания (10). Обоснованные доказательства важности герменевтической проблематики для педаго-

гики отражены в трудах А.Ф. Закировой, Л.П. Самойлова, Ю.В. Сенько, И. И. Сулима, М.Н. Фроловской и др. По мнению А.Ф. Закировой актуальность научного исследования герменевтических проблем педагогики обусловлена потребностями педагогической практики. Активно идущий процесс разработки и реализации гуманистической концепции образования вызвал подъём инициативы педагогов, стремление к осмыслению педагогического опыта, поискам новых форм и методов обучения и воспитания (6).

На кафедре «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета уже более 10 лет герменевтическая методология является основой для подготовки специалистов к деятельности по обеспечению информационной безопасности (ДОИБ). Специфические герменевтические методы и средства (специальные логические средства, вопросно-ответный метод, контекстный метод семиотические и психологические методы), с одной стороны, являются объектом изучения будущими специалистами по защите информации, документоведами, регионоведами, специалистами по социальной работе, с другой стороны, составляют методологию обучения студентов этим методам в процессе профессиональной подготовки (2,3,4).

В данной статье мы остановимся на герменевтическом психологическом методе, рассмотрим его в отношении к ДОИБ и проиллюстрируем его использование в педагогической практике на примере специальности «Организация и технология защиты информации».

Рассматривая методы психологического эмпирического исследования, В.Н. Дружинин в качестве отдельной группы выделяет герменевтические психологические методы, направленные на непосредственное познание психической реальности другого, или - моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого. Данная группа методов, сочетает изоляцию от другого субъекта и максимизацию субъективного фактора в исследовании (при минимизации применения внешних инструментов). К числу основных модификаций психологического герменевтического метода учёный относит: анализ ре-

зультатов (продуктов) деятельности, биографический метод, психоаналитический метод (5, с.239).

Анализ продуктов деятельности известен также как праксиметрический метод. Специалиста по ЗИ интересуют продукты деятельности субъектов информационных отношений - потенциальных источников угроз защищаемой в организации информации. К ним могут быть отнесены: кандидаты в сотрудники организации для работы со сведениями, составляющими тот или иной вид информации ограниченного доступа; сотрудники организации, имеющие доступ к информации ограниченного доступа; партнеры, которым становится известной информация ограниченного доступа в силу совместных проектов и т.д.

Продуктами деятельности названных субъектов, то есть объектами анализа специалистом по ЗИ могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, личные страницы субъектов в социальных сетях и т. д. Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования специалистом по ЗИ информации об имевших место событиях в прошлом сотрудника организации.

Разновидностью праксиметрического метода является биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т.п.

Психоаналитический метод исследования также относят к основной модификации психологического герменевтического метода. В психоанализе разработан широкий спектр конкретных методик, которые находят свое применение в самых различных сферах гуманитарного знания, например, ассоциативный метод, восходящий к Карлу Юнгу, или обнаружение игровых стратегий по Эрику Берну (7). Так, процесс создания моделей угроз защищаемой информа-

ции, а затем на их основе - систем защиты этой информации основан на теории игр. Вариативность, комбинаторность модели угроз защищаемой информации различных видов не может быть достигнута без игрового компонента мышления специалиста по ЗИ. Это достигается в процессе решения четырех общих взаимосвязанных задач: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением сотрудников организации в процессе работы с информацией. (7). Очевидно, что названные задачи - это типичные задачи специалиста по защите информации в процессе проведения кадровых проверок с целью анализа угроз защищаемой информации. Так, для построения модели угроз, источником которых является человек, необходимо выяснить причины, обстоятельства, условия их реализации. Это - классическая типология угроз защищаемой информации А.И.Алексенцева (1).

Таким образом, герменевтические психологические методы исследования играют важную роль в ДОИБ и владение ими на высоком уровне является профессионально значимым для специалиста по ЗИ. Особое внимание необходимо уделять профессионально грамотной организации их проведения, а также правильному оформлению результатов с точки зрения методологии психологического исследования.

На кафедре «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета освоение будущими специалистами по ЗИ данного инструментария осуществляется в рамках дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Кадровая безопасность», «Организационная защита информации» и «Комплексная система защиты информации», а также спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества».

Эффективность практического освоения психологических методов исследования, в том числе герменевтических, обеспечивается реализацией нескольких педагогических условий.

Первое педагогическое условие заключается в том, что преподаватели показывают студентам место и роль психологических методов в ДОИБ и создают установку на профессиональное овладение данными методами, так как большое

значение имеют цели, которые студенты сами осознают и признают, приступая к изучению предмета.

Вторым педагогическим условием является сквозной долгосрочный характер заданий, направленных на освоение герменевтического психологического метода, анализа результатов деятельности, биографического метода, психоаналитического метода и др. Задания выполняются студентами на протяжении всего обучения. Например, в рамках дисциплины «Психология и педагогика» студенты выбирают своего сокурсника, исследуют его индивидуальнопсихологические особенности и составляют его психологическую характеристику, осваивая «Социальную психологию» на того же человека составляется социально-психологическая характеристика, в результате дисциплины «Кадровая безопасность» появляется профессиональный портрет человека, карта потенциальных рисков и т.д. Для составления подобных характеристик студенты активно используют герменевтические психологические методы, приобретая необходимые навыки. Важным является то, что, выступая в роли экспертов, студенты обсуждают составленные характеристики, стараясь достичь понимания, и наблюдают за тем как влияют различные личностные особенности, привычки, мотивы, способности и т.д. на интерпретационные схемы интерпретатора, учатся находить точки соприкосновения, видеть психологические аспекты герменевтики. Ведь результаты, получаемые герменевтическим методом, даже при использовании одной и той же интерпретационной схемы объекта зависят от типа личности специалиста по ЗИ, точнее - от его индивидуальнопсихологических особенностей. Отсюда вытекает, что для установления истины, для получения интерсубъектного знания совершенно необходима процедура согласования (8), поэтому герменевтический метод предполагает наличие нескольких экспертов.

Третьим педагогическим условием необходимым для овладения студентами герменевтическими психологическими методами является гуманистическая позиция всех участников группы, создание атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы,

создание психологически безопасных условий. Для этого в группе вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Эти нормы чаще всего напоминают правила, принимаемые в тренинговых группах, например, правила «Искренность и открытость», «Активность», «Конфиденциальность» и др. Это не отрицает того факта, что группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это позволяет увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

Таким образом, герменевтические психологические методы исследования играют важную роль в ДОИБ. Освоение студентами психологических герменевтических методов для их использования в ДОИБ в процессе подготовки в вузе обеспечивает комплекс педагогических условий, включающий: формирование у студентов установки на профессиональное овладение психологическими методами исследования; сквозной характер заданий, для выполнения которых необходимо использовать психологические методы исследования, а также гуманистическая позиция всех участников группы, создание психологически безопасных условий.

Библиографический список

1. Алексенцев, А.И. Понятие и структура угроз защищаемой информации // Безопасность информационных технологий. - 2000. - № 3.

2. Астахова, Л.В. Герменевтика как методологический стандарт обеспечения информационно-психологической безопасности личности в гуманитарном образовании / Л.В. Астахова // Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования: сб. науч. тр. Регион. научн.-практ конф. 22-23 мая 2003 года / ЮУрГУ, Институт «Открытое общество». - Челябинск, 2003. - С. 127-133.

3. Астахова, Л. В, Гносеологический статус информационной деятельности // Наука и технологии: Специальный выпуск научных трудов ХХТТТ российской школы по проблемам науки и технологий, посвященный 60-летию ЮУрГУ / Российская академия наук, ВАК РФ, Межрегиональный совет по науке и технологиям. - М, 2003. - С. 41-53.

4. Астахова, Л.В., Харлампьева, Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности: моногр. / Л.В. Астахова,

Т.В. Харлампьева. - М.: РАН, 2009. - 121 с.

5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с. — (Серия «Учебник нового века»)

6. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Моногр./ А.Ф. Закирова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. -152 с.

7. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2004. С. 42-43.

8. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983.

9. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания : учеб. пособие для слушателей системы дополнит. проф. пед. образования/ Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

10. Сулима И.И. Педагогическая герменевтика: Моногр./ И.И. Сулима. -Н.Новгород: НЮИ МВД РФ, 2000. -254 с.

11. Щеглова, Л.В. Методологические основы исследований в гуманитарных науках / Л.В. Щеглова // Сборник научных трудов / под ред. д-ра пед. наук, проф. Н.К. Сергеева (гл. ред.), канд. филос. наук, доц. А.П. Горячева. - Волгоград: Перемена, 1998. - 238 с.

Bibliography

1. Aleksentsev, А.Т. Conception and Structure of Securing Information Threats / A.T. Alek-sentsev // Security of Informational Technologies - 2000. - № 3.

2. Astakhova, L.V. Hermeneutics as a Methodical Standard of Ensuring One’s Informational Psychological Security in Liberal Arts Education // L.V.Astakhova // New Universities: Informational Technologies Role in Liberal Arts Education Formation. - Chelyabinsk: SUSU, 2003. -P. 127-133.

3. Astakhova, L. V. Epistemological Status of Informational Work / L.V.Astakhova. - М.: Russian Academy of Sciences 2003. - P. 41-53.

4. Astakhova, L. V., Kharlampieva, T.V. Critical Thinking as a Method of Informational Psychological Security Ensuring / L.V.Astakhova, T.V. Kharlampieva. - М.: Russian Academy of Sciences, 2009. - 121 p.

5. Druzhinin, V.N., Experimental Psychology / V.N. Druzhinin. - Pb.: “Peter”, 2000. —

320 p.

6. Popper, K. Logic and Scientific Knowledge Rising / K. Popper. - М.: Progress, 1983.

7. Research in Psychology: Methods and Planning / J. Goodvin. - SPb.: “Peter”, 2004. -P. 42-43.

8. Senko, Yu.V. Pedagogies of Comprehension / Yu.V. Senko. - М.: Drofa, 2007. - 189 p.

9. Shcheglova, L.V. Methodical Bases of Liberal Sciences Researching / L.V. Shcheglova. - Volgograd: Peremena, 1998. - 238 p.

10. Sulima, T.T. Pedagogical Hermeneutics / T.T. Sulima. - N. Novgorod: Ministry of the Tn-ternal Affairs, 2000. - 254 p.

11. Zakirova, A.F. Theoretical Bases of Pedagogical Hermeneutics / A.F. Zakirova. -Tyumen, 2001. - 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.